Понятие о литературном направлении. Классицизм и романтизм


Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются2-3вопроса(повыборуучащихся)издомашнегозадания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII-начало XIX в. - важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей» * .

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый ) - художественное направление в литературе и искусстве XVIII-начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом - основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира,басня,«призванныеотражатьсовременнуюдействительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» - времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям ** .

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство, чувствительный ) - художественноенаправлениевлитературеиискусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности - любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж - это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самыйяркийпредставительрусскихсентименталистов-Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм - дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique - нечто таинственное, странное, нереальное ) - художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII - начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм - литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события,наобщество, на их позиции в обществе были резко несхожими - от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения - консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это - желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это - унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это - любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта - расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои - исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis - вещественный ) - художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин,Н. И. Новиков,А. Н. Радищев,И. А. Крыловидругие писатели. ВсатирическихжурналахН. И. Новикова,вкомедияхД. И.Фонвизина,в«ПутешествииизПетербургавМоскву»А. Н. Радищева,в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма - умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке - это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин - великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистамибылиЛ. ТолстойиФ. Достоевский,М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.


Литературно-художественные направления, течения и школы

Литература ренессанса

Отсчет нового времени начинается с эпохи ренессанса (renaissanse франц. возрождение) - так принято называть общественно-политическое и культурное движение, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем распространилось в других странах Европы и достигло расцвета к XV-XVI векам. Искусство Ренессанса противопоставляло себя церковному догматическому мировоззрению, объявив человека высшей ценностью, венцом творения. Человек свободен и призван осуществить в земной жизни таланты и способности, дарованные ему Богом и природой. Важнейшими ценностями провозглашались природа, любовь, красота, искусство. В эту эпоху возрождается интерес к античному наследию, создаются подлинные шедевры живописи, скульптуры, архитектуры, литературы. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса составляют золотой фонд европейского искусства. Литература Возрождения наиболее полно выразила гуманистические идеалы эпохи. Лучшие ее достижения представлены в лирике Петрарки (Италия), книге новелл «Декамерон» Боккаччо (Италия), романе «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский» Сервантеса (Испания), романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (Франция), драматургии Шекспира (Англия) и Лопе де Вега (Испания).
Последующее развитие литературы XVII-начала XIX веков связано с литературно-художественными направлениями классицизма, сентиментализма, романтизма.

Литература классицизма

Классицизм (classicus nam. образцовый) - художественное направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв. Родина классицизма - Франция эпохи абсолютной монархии, художественную идеологию которой выразило это направление.
Основные черты искусства классицизма:
- подражание античным образцам как идеалу подлинного искусства;
- провозглашение культа разума и неприятие необузданной игры страстей:
в конфликте долга и чувства всегда побеждает долг;
- строгое соблюдение литературных канонов (правил): деление жанров на высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, басня), соблюдение правила трех единств (времени, места и действия), рациональная ясность и гармоничность стиля, соразмерность композиции;
- дидактичность, назидательность произведений, которые проповедовали идеи гражданственности, патриотизма, служения монархии.
Ведущими представителями классицизма во Франции были трагики Корнель и Расин, баснописец Лафонтен, комедиограф Мольер, философ и писатель Вольтер. В Англии видный представитель классицизма - Джонатан Свифт, автор сатирического романа «Путешествие Гулливера».
В России классицизм зародился в XVIII веке, в эпоху важных для культуры преобразований. Реформы Петра I кардинальным образом повлияли на литературу. Она обретает светский характер, становится авторской, т.е. по-настоящему индивидуальным творчеством. Из Европы заимствуются многие жанры (поэма, трагедия, комедия, басня, позже роман). Это время становления системы русского стихосложения, театра и журналистики. Такие серьезные достижения стали возможными благодаря энергии и талантам русских просветителей, представителей русского классицизма: М. Ломоносова, Г. Державина, Д. Фонвизина, А. Сумарокова, И. Крылова и др.

Сентиментализм

Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) - европейское литературное направление конца XVIII - начала XIX вв., провозгласившее чувство, а не разум (как классицисты) важнейшим свойством человеческой природы. Отсюда повышенный интерес к внутренней душевной жизни простого «естественного» человека. Всплеск чувствительности был реакцией и протестом на рационализм и строгость классицизма, ставившего эмоциональность вне закона. Однако расчет на разум как на решение всех социальных и нравственных проблем не оправдался, что предопределило кризис классицизма. Сентиментализм поэтизировал любовь, дружбу, семейные отношения, это по-настоящему демократичное искусство, поскольку значимость человека определялась отныне не его социальным статусом, а способностью сопереживать, ценить красоту природы, быть как можно ближе к естественным началам жизни. В произведениях сентименталистов часто воссоздавался мир идиллии - гармоничной и счастливой жизни любящих сердец на лоне природы. Герои сентиментальных романов часто проливают слезы, много и подробно говорят о своих переживаниях. Современному читателю все это может показаться наивным и неправдоподобным, однако безусловной заслугой искусства сентиментализма является художественное открытие важных законов внутренней жизни человека, защита его права на частную, интимную жизнь. Сентименталисты утверждали, что человек создан не для того лишь, чтобы служить государству и обществу, - он имеет неоспоримое право на личное счастье.
Родина сентиментализма - Англия, романы писателей Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие» и Самюэля Ричардсона «Кларисса Гарлоу», «История сэра Чарльза Грандисона» ознаменуют появление нового литературного направления в Европе и станут для читателей, особенно для читательниц, предметом восхищения, а для писателей - образцом для подражания. Не менее известны произведения французского писателя Жан-Жака Руссо: роман «Новая Элоиза», художественная автобиография «Исповедь». В России самыми известными писателями-сентименталистами были Н. Карамзин - автор «Бедной Лизы», А. Радищев, написавший «Путешествие из Петербурга в Москву».

Романтизм

Романтизм (romantisme фр. в данном случае - все необычное, таинственное, фантастическое) - одно из очень влиятельных в мировом искусстве художественных направлений, которое сформировалось в конце XVIII - начале XIX века. Романтизм возникает из-за роста индивидуального начала в сентиментальном мире культуры, когда человек все больше осознавал свою уникальность, суверенность от окружающего мира. Романтики провозглашают абсолютную самоценность личности, они открыли для искусства сложный, противоречивый мир человеческой души. Романтизму свойственен интерес к сильным ярким чувствам, грандиозным страстям, ко всему необычному: к историческому прошлому, экзотике, национальному колориту культуры народов, не испорченных цивилизацией. Любимые жанры - новелла и поэма, которым присущи фантастические, гиперболизированные сюжетные ситуации, сложность композиции, неожиданность финала. Все внимание сосредоточено на переживаниях главного героя, необычная обстановка важна как фон, который позволяет раскрыться его мятущейся душе. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, баллады - также заслуга романтиков.
Герой-романтик стремится к абсолютному идеалу, который ищет в природе, героическом прошлом, любви. Повседневность, реальный мир видятся ему скучными, прозаичными, несовершенными, т.е. абсолютно не соответствующими его романтическим представлениям. Отсюда возникает конфликт между мечтой и действительностью, высокими идеалами и пошлостью окружающей жизни. Герой романтических произведений одинок, не понят другими, а потому либо отправляется в странствие в прямом смысле слова, либо живет в мире воображения, фантазии, собственных идеальных представлений. Любое вторжение в его личное пространство вызывает глубокое уныние или чувство протеста.
Романтизм зарождается в Германии, в творчестве раннего Гёте (роман в письмах «Страдания юного Вертера»), Шиллера (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»), Гофмана (повесть «Крошка Цахес», сказка «Щелкунчик и мышиный король»), братьев Гримм (сказки «Белоснежка и семь гномов», «Бременские музыканты»). Крупнейшие представители английского романтизма - Байрон (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда») и Шелли (драма «Освобожденный Прометей») - это поэты, увлеченные идеями политической борьбы, защиты угнетенных и обездоленных, отстаивания свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в разгар войны за независимость Греции. Следование байроновскому идеалу разочарованной личности с трагическим мироощущением получило название «байронизма» и превратилось у молодого поколения того времени в своеобразную моду, которой следовал, например, Евгений Онегин - герой романа А. Пушкина.
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX века и связан с именами В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, А. Одоевского, Е. Баратынского, Н. Гоголя, Ф. Тютчева. Своей вершины русский романтизм достиг в творчестве А.С. Пушкина, когда он находился в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, - одна из основных тем романтического Пушкина, этому посвящены его «южные» поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».
Еще одно блестящее достижение русского романтизма -раннее творчество М. Лермонтова. Лирический герой его поэзии - мятежник, бунтарь, который вступает в битву с судьбой. Яркий пример - поэма «Мцыри».
Цикл новелл «Вечера на хуторе близ Диканьки», который сделал Н. Гоголя знаменитым писателем, отличается интересом к фольклору, к таинственным, мистическим сюжетам. В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму.
Но традиции романтизма напоминают о себе и в дальнейшем, в том числе в литературе XX века, в литературном течении неоромантизма (нового романтизма). Его визитной карточкой станет повесть А. Грина «Алые паруса».

Реализм

Реализм (от лат. вещественный, действительный) - одно из самых значительных направлений в литературе XIX-XX веков, в основе которого лежит реалистический метод изображения действительности. Задача этого метода заключается в изображении жизни как она есть, в формах и образах, соответствующих действительности. Реализм стремится к познанию и раскрытию всего многообразия социальных, культурно-исторических, нравственно-психологических процессов и явлений с их особенностями и противоречиями. За автором признается право освещать любые стороны жизни без ограничения тем, сюжетов, художественных средств.
Реализм XIX века творчески заимствует и развивает достижения более ранних литературных направлений: у классицизма - интерес к социально-политической, гражданской проблематике; у сентиментализма - поэтизацию семьи, дружбы, природы, естественных начал жизни; у романтизма - углубленный психологизм, постижение внутренней жизни человека. Реализм показал тесное взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы людей, его интересует повседневная жизнь во всех ее проявлениях. Герой реалистического произведения - обычный человек, представитель своего времени и своей среды. Один из важнейших принципов реализма - изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.
Русскому реализму присуща глубокая социально-философская проблематика, напряженный психологизм, непреходящий интерес к закономерностям внутренней жизни человека, миру семьи, дома, детства. Любимые жанры - роман, повесть. Расцвет реализма - вторая половина XIX века, что отразилось в творчестве русских и европейских классиков.

Модернизм

Модернизм (moderne фр. новейший) - литературное направление, сложившееся в Европе и России в начале XX века в результате пересмотра философских основ и творческих принципов реалистической литературы XIX века. Возникновение модернизма было реакцией на кризисное состояние эпохи рубежа XIX-XX веков, когда был провозглашен принцип переоценки ценностей.
Модернисты отказываются от реалистических способов объяснения окружающей действительности и человека в ней, обращаясь к сфере идеального, мистического как первопричине всего. Модернистов не интересует социально-политическая проблематика, главное для них - душа, эмоции, интуитивные прозрения личности. Призвание человека-творца - служить красоте, которая, по их мнению, в чистом виде существует только в искусстве.
Модернизм был внутренне неоднороден, включал в себя различные течения, поэтические школы и группы. В Европе это символизм, импрессионизм, литература «потока сознания», экспрессионизм.
В России начала XX веке модернизм ярко проявил себя в разных сферах искусства, с чем связан небывалый его расцвет, позже получивший название «Серебряного века» русской культуры. В литературе с модернизмом связаны поэтические течения символизма и акмеизма.

Символизм

Символизм зарождается во Франции, в поэзии Верлена, Рембо, Малларме, а затем проникает и в другие страны, в том числе и в Россию.
Русские символисты: И. Анненский Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов - поэты старшего поколения; А. Блок, А. Белый, С. Соловьев - так называемые «младосимволисты». Безусловно, самой значительной фигурой русского символизма был Александр Блок, по признанию многих, первый поэт той эпохи.
В основе символизма лежит идея «двоемирия», сформулированная древнегреческим философом Платоном. В соответствии с ней реальный, зримый мир считается лишь искаженным, вторичным отражением мира духовных сущностей.
Символ (symbolon греч., тайный, условный знак) - особый художественный образ, воплощающий отвлеченную идею, он неисчерпаем в своем содержании и позволяет интуитивно постичь скрытый от чувственного восприятия идеальный мир.
Символы использовались в культуре с древнейших времен: звезда, река, небо, огонь, свеча и т.п. - эти и подобные им образы всегда вызывали у человека представления о высоком и прекрасном. Однако в творчестве символистов символ обретал особый статус, поэтому их стихи отличались сложной образностью, зашифрованностью, порой чрезмерными. В итоге это приводит к кризису символизма, который к 1910 г. прекращает существование как литературное направление.
Наследниками символистов провозглашают себя акмеисты.

Акмеизм

Акмеизм (акте от греч., высшая степень чего-либо, стрела) возникает на основе кружка «Цех поэтов», куда входили Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий, Г. Иванов, Г. Адамович и др. Не отвергая духовной первоосновы мира и человеческой природы, акмеисты в то же время стремились заново открыть красоту и значимость реальной земной жизни. Основные идеи акмеизма в области творчества: логичность художественного замысла, стройность композиции, ясность и гармоничность художественного стиля. Важное место в системе ценностей акмеизма занимала культура - память человечества. В своем творчестве лучшие представители акмеизма: А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев - достигли значительных художественных высот и получили широкое признание публики. Дальнейшее существование и развитие акмеизма было насильственно прервано событиями революции и гражданской войны.

Авангардизм

Авангардизм (avantgarde фр. передовой отряд) - обобщенное название экспериментальных художественных течений, школ XX века, объединенных целью создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым. Наиболее известны из них футуризм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт, соц-арт и др.
Главная черта авангардизма - это отрицание культурно-исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск своих путей в искусстве. Если модернисты подчеркивали преемственность с культурной традицией, то авангардисты относились к ней нигилистически. Известен лозунг русских авангардистов: «Сбросим Пушкина с корабля современности!» В русской поэзии к авангардизму принадлежали различные группы футуристов.

Футуризм

Футуризм (futurum лат. будущее) возник в Италии как течение нового урбанистического, технократического искусства. В России это течение заявило о себе в 1910 г. и состояло из нескольких групп (эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга»). Футуристами себя считали В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Крученых, братья Бурлюки и др. Футуристы претендовали на создание принципиально нового искусства будущего (они называли себя «будетлянами») и потому смело экспериментировали с формами стиха, изобретали новые слова («словоновшества»), свой «заумный» язык, не боялись быть грубыми и антиэстетичными. Это были настоящие анархисты и бунтари, постоянно эпатирующие (раздражающие) вкус публики, воспитанной на традиционных художественных ценностях. По сути своей программа футуризма носила разрушительный характер. По-настоящему оригинальными и интересными поэтами были В. Маяковский и В. Хлебников, обогатившие русскую поэзию своими художественными открытиями, но это было скорее не благодаря футуризму, а вопреки ему.

Вывод по вопросу:

Основные литературные направления

Подводя итог краткому обзору основных этапов развития европейской и русской литературы, главной его особенностью и основным вектором было стремление к разнообразию, обогащению возможностей творческого самовыражения человека. Словесное творчество во все века помогало человеку познавать окружающий мир и выражать свои представления о нем. Диапазон средств, которые для этого использовались, поражает воображение: от глиняной дощечки к рукописной книге, от изобретения массового книгопечатания до современных аудио-, видео-, компьютерных технологий.
Сегодня благодаря Интернету литература меняется и обретает совершенно новое свойство. Писателем может стать любой, у кого есть компьютер и доступ в сеть. На наших глазах появляется новый вид - сетевая литература, у которой есть свои читатели, свои знаменитости.
Этим пользуются миллионы людей на всей планете, выкладывая во всемирный доступ свои тексты и получая мгновенный отклик читателей. Наиболее популярные и востребованные национальные серверы Проза.ру и Стихи.ру - некоммерческие социально ориентированные проекты, миссия которых - «предоставить авторам возможность опубликовать свои произведения в сети интернет и найти читателей». По состоянию на 25 июня 2009 г. на портале Проза.ру 72 963 автора опубликовали 93 6776 произведений; на портале Стихи.ру 218 618 авторов опубликовали 7036319 произведений. Ежедневная аудитория этих сайтов составляет примерно 30 тысяч посещений. Разумеется, в основе своей это не литература, а скорее графоманство - болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству, но если среди сотен тысяч подобных текстов встречается несколько по-настоящему интересных и сильных, это все равно как в груде шлака старатели нашли бы слиток золота.

Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от английского sentimental - чувствительный, от французского sentiment - чувство) - литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену клас­сицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда - интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а че­ловека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов - мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественно­го» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов инте­ресуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные - рас­четливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими - пред­ставители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма - индивидуализация героя и изображение бога­того душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители - Радищев и Ка­рамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нрав­ственное превосходство первого.

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.

Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

ранцузское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил", но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в литературеи искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

1.Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

2.Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3.Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4.Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

5.Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя, а особенно Чехова.

Модернизм - (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое XX веком.

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм в литературе – это литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие

Постмодерни?зм-термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим , постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм - это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм - это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.