Искания «новой женщины» или характер Веры Павловны. План сочинения — Образ Веры Павловны и его роль в романе Чернышевского «Что делать


Так уж получилось у Чернышевского, что характер Веры Павловны в его романе стал самым разработанным и постепенно превратился в композиционный центр книги. Уже говорилось, что многое в этом интереснейшем портрете списано с живой натуры, и поэтому добросовестное описание, как фотография, невольно открывает многое в столь важном для автора и его романа образе, тем более, женском.

Начнем с начала – с песенки, которую Вера Павловна поет по-французски. Откуда она так хорошо знает этот язык высшего сословия и к тому же дает его уроки? Ведь она выросла в малообразованной и глубоко безнравственной семье: отец – вор и взяточник, мать – грубая хитрая пьяница без совести и каких-либо следов знания языков. Несколько лет не очень прилежного хождения Верочки в плохонький пансион знания иностранного языка не дают, нужны гувернантка-француженка дома и учительница-француженка в институте благородных девиц, чтение книг и журналов, на этом языке должны говорить родители и их гости, как оно положено в свете. Ничего этого в жизни девушки не было.

Уже из этой характерной для автора мелочи видно, что нарушает собственный теоретический принцип «Бытие определяет сознание», ибо героиня его вопреки своей малограмотной семье, бездуховной среде, четырем годам пансиона и низкому происхождению высокообразованная и высоконравственная особа с очень передовыми взглядами на жизнь и хорошо подвешенным языком, подкованная политэкономически и юридически, способная организовать и снабдить постоянными заказами швейную мастерскую и веселое девичье общежитие при ней. Откуда это все вдруг взялось – непонятно.

В романе Тургенева или Гончарова это было бы всем очевидной, непростительной ошибкой против законов реалистической художественности, а у Чернышевского этих несообразностей на фоне полной общей фантастичности его главной книги никто и не заметил. Все видели идеи, а не малохудожественные способы их высказывания. Автор сознательно допускает такие грубоватые смещения в своем весьма гибком, услужливом реализме (потом его правильно назвали социалистическим), чтобы показать угнетенную женщину, вырывающуюся ради просвещения и передовых идей из дурной среды и смело борющуюся за свои права, за свою свободу. Ведь иначе невозможно было правильно поставить и далее развить в романе идею знаменитого «женского вопроса», то есть проблемы равных прав женщины и мужчины в русском обществе. Этот «вопрос» и есть главное содержание мыслей, поступков, снов и мечтаний Веры Павловны.

«Женский вопрос» – один из главных в революционно-демократической идеологии и пропаганде. Ибо разночинцы хотели привлечь на свою сторону женщин, обещая им успешную борьбу за их права, высокие общественные идеалы, новую роль в обществе, юридическое и экономическое равенство, высшее и среднее образование (ведь женщин не принимали в университеты, а гимназий и училищ для них не существовало), равенство в браке и любви, воспитании детей. Опять раскол проходит через главное в русском обществе и бытии – через семью. В полувосточной полукультурной стране (друг Чернышевского Добролюбов называл ее «темным царством»), где девушки и замужние еще не так давно сидели взаперти в теремах, такие идеи неизбежно увлекали передовых, жаждущих общественной деятельности женщин и становились большой силой. Они пошли в общественность, а потом и в революцию (об этом написаны Тургеневым «Новь» и стихотворение в прозе «Порог»).

Верочка сразу начинает бороться со своей низкой средой и говорит своей наставнице в этических вопросах, прогрессивно мыслящей француженке Жюли: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того не хочу и не хочу. Я знаю только то, что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем». То очевидное , что честнейшая Жюли – женщина легкого поведения, Верочку и автора романа мало волнует. Далее Чернышевский указывает пути, как такой передовой девушке устроить свою жизнь хорошо, стать лучом света в темном царстве.

Ей надо вырваться из подвала, как Верочка именует свое «гадкое семейство», жизнь с матерью и отцом, найти новых смелых людей с прогрессивными взглядами, которые ей помогут, просветят, найдут и укажут ей выход. Верочка обратила взгляды на симпатичного учителя своего брата, студента военно-медицинской академии Дмитрия Лопухова. Он говорит с ней о новых идеалах, борьбе за счастье всех людей, дает читать Фейербаха и другие умные книги «добрых людей», рассказывает о какой-то новой, полной взаимного уважения любви, построенной на теории разумного эгоизма, то есть естественного и законного стремления каждого человека к своей пользе: «Ваша личность в данной обстановке – факт; ваши поступки – необходимые выводы из этого факта, делаемые природою вещей. Вы за них не отвечаете, а порицать их – глупо». А это и есть знаменитая теория «Все дозволено». Следуя ей, можно прыгнуть в коляску любовника, а можно и «идейно» взяться за топор.

Далее студент-просветитель уже предпринимает практические действия ради спасения страдающей в своей грубой семье Верочки, но выход он видит и предлагает ей один: бегство девушки из семьи и фиктивный брак без согласия родителей. Передовая девушка сразу соглашается и говорит студенту: «Мы будем друзьями». Но затем подробно описывает устройство их будущей семейной жизни, основанное на полной экономической независимости друг от друга (тут Верочка с ее четырьмя годами пансиона надеется на уроки, которые она будет давать) и уединенном проживании в разных комнатах. Так что одной дружбы бойкой девушке мало. Венчает их добрый демократический священник, начитавшийся того же Фейербаха и потому спокойно преступающий церковные правила и светские законы. Вот и основы новой семьи. Для многих они оказались удобны и привлекательны.

Итак, с помощью Верочки читатели узнали новую мораль, новые взгляды на любовь и женские права, способы спасения с помощью тайного брака (часто фиктивного), новый порядок семейной жизни. Женщина – не вещь, ею никто не может обладать, она не должна зависеть от мужчины материально, брак свободен, любовь свободна, она не несет никакой ответственности за свои поступки, совершенные для своего блага по методе разумного эгоизма, может полюбить, а может и разлюбить и оставить прежнего мужа и детей ради более смелого и достойного борца за счастье всех людей. Государство, церковь и общество, включая сурового автора «Анны Карениной», твердили нарушившей законы нравственности и общежития женщине, что она грешна, виновна, и по грехам наказывали ее. Лопухов утверждает другое: «Вы не виноваты». Так что под паровоз бросаться не надо… Вот и начала складываться энциклопедия новой морали, по которой потом жили и действовали тысячи и тысячи русских передовых интеллигентов. У Веры Павловны нашлось множество благодарных последовательниц.

Далее Вера Павловна четко указывает и обосновывает практические пути экономического раскрепощения русской женщины. Это общее, то есть всем полезное и прогрессивное дело. Вера Павловна организует на неизвестно откуда взявшиеся деньги свою знаменитую швейную мастерскую, где по новому порядку усердно работают и честно делят поровну заработанные деньги неизвестно откуда взявшиеся очень хорошие образованные девушки. Они живут в большой общей квартире, имеют общий стол и вместе делают покупки одежды, обуви и т. п. Откуда они берут на это деньги, если месячный заработок швеи несколько рублей, а только за квартиру в год надо платить около двух тысяч – это автора не интересует и остается без объяснений. Конечно, пошло коллективное чтение «умных книг» вслух как в лицее, целенаправленное самообразование, групповые походы в театр и за город с диспутами на политические темы. За всем этим стоит откровенная пропаганда революционно-демократических идей Чернышевского.

Словом, сбылась научно-фантастическая мечта французского утопического социалиста Шарля Фурье, и в центре Петербурга благополучно образовались фаланга – ячейка нового справедливого общества и фаланстер – социалистическое общежитие. Выясняется, что такие мастерские очень выгодны и прогрессивны (хотя простой расклад на конторских счетах показывает обратное: низкая стоимость ручного труда русских швей не соответствует высокой цене на привозные ткани, приклад, американские швейные машины, плате за аренду и налогам, не говоря уже о неизбежных взятках и воровстве и немалых расходах на фаланстер-общежитие), и Вера Павловна и ее подруги открывают новые их филиалы и модный магазин на Невском проспекте. Этот обозначенный в романе Чернышевского путь освобожденного женского труда сразу стал популярен, и таких мастерских и общежитий-коммун в реальной России возникло множество, ибо все женщины хотели освободиться, хорошо зарабатывать, попасть в новую культурную среду, встретить там « новых » мужчин и таким путем решить, наконец, пресловутый «женский вопрос». Главной книгой, которая там передавалась и читалась вслух, был изданный за границей или переписанный от руки роман « ».

Рахметов суров. Не случайно Вера Павловна сначала счи­тает его скучным, но, когда она знакомится с героем ближе, то понимает, «какой это нежный и добрый человек». Чернышев­ский представляет Рахметова читателю как человека нужного, способного привести Россию «к желанной цели». Подчерки­вая важность героя в образной структуре произведения, писа­тель называет его и подобных ему людей «солью соли зем­ной», «двигателями двигателей».

Продолжая жизнь в новом браке, Вера Павловна вновь ор­ганизует швейную мастерскую. В первую она теперь приходит только как гость. Однако теперь она много времени проводит с мужем: они устраивают поэтические чтения, открыто обсуж­дают межличностные и социальные аспекты женского вопро­са. Вера Павловна считает, что умных от природы женщин встречается даже больше, чем мужчин. Однако обстоятельства социальной жизни сковывают ее возможности: «Женщина иг­рала до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию».

В физическом же плане организм женщины слабее, но крепче, чем мужской. Кирсанов как врач делает предположе­ние о том, что «крепость организма слишком тесно связана с крепостью нерв. Вероятно, у женщины нервы эластичнее, имеют более прочную структуру, а если так, они должны лег­че и тверже выдерживать потрясения и тяжелые чувства». В то же время женщина «слишком часто мучится тем, что муж­чина выносит легко». Во время разговора о женском вопросе Кирсанов утверждает: «Женщинам натолковано: «вы слабы»

Вот они и чувствуют себя слабыми, и действительно оказы­ваются слабы». В качестве доказательства своей точки зрения он приводит исторический пример: «В средние века пехота воображала себе, что не может устоять против конницы, - и действительно, никак не могла устоять». Однако швейцарцы- пехотинцы решили, что «вовсе не для чего им считать себя слабее феодальной конницы. Австрийская, потом бургундская конница, более многочисленная, стала терпеть от них пораже­ния при каждой встрече; потом перепробовали биться с ними все другие конницы, и все были постоянно разбиваемыми. То­гда все увидели: «а ведь пехота крепче конницы», - разуме­ется, крепче; но шли же целые века, когда пехота была очень слаба сравнительно с конницей только потому, что считала себя слабою». Этот пример призван развенчать сложившиеся стереотипы мышления. Однако Вера Павловна приводит и свой веский аргумент, объясняющий, почему мужчина оказы­вается в эмоциональном плане тверже женщины. У него, как правило, есть в жизни дело, которое нельзя отложить. И это помогает ему справляться со своими чувствами. Верочка го­ворит о том, что ей тоже нужно такое социальное дело, так как она хочет быть равной мужу во всем.

Вера тонко осознала разницу между первым и вторым браком. Лопухов готов был ради нее отказаться от научной карьеры. Он протянул ей руку помощи, но вообще «рука эта была далеко от нее». Кирсанов же протянул ей руку поддерж­ки. Он был заинтересован в ее делах так же, как она сама. И заинтересованность эта обоюдна. Не случайно Вера Павловна едет с мужем в гошпиталь. Она начинает серьезно заниматься медициной. Символично, что Лопухов не курит подаренные Верой сигары, а Кирсанов приносит ей ее любимый чай прямо в постель. А после чая берет сигару. Супругов объединяет общее дело: Саша занимается с Верой медициной. Кроме того, героиня осваивает и математику, и латинский язык. Интерес­ным фрагментом романа является отступление о синих чул­ках. В нем Н.Г. Чернышевский рассказывает о том, что взаим­ная очарованность мужчины и женщины в прежние времена исчезала довольно быстро. У «новых людей» любовь все больше и больше озаряет их жизнь. Секрет этого заключается в уважении к свободе того, с кем живешь. Н.Г. Чернышевский учит смотреть на жену как на невесту, которая каждую минуту имеет право прогнать тебя прочь: «Признавай ее свободу так же открыто и формально, и без всяких оговорок, как призна­ешь свободу твоих друзей чувствовать дружбу к тебе, и тогда

Через десять лет, через двадцать лет после свадьбы ты бу­дешь ей так же мил, как был женихом. Так живут мужья и же­ны из нынешних людей». Описывая «новых людей», Н.Г. Чернышевский жалеет лишь о том, что на каждого такого человека в современном обществе приходится целый десяток допотопных. Взаимная поддержка окрыляет обоих супругов. Кирсанов признается Верочке в том, что раньше чувствовал себя чернорабочим, мелким тружеником в науке, а теперь по­нимает, что от него начинают ждать большего. Кирсанов меч­тает переработать целую большую отрасль науки - все «уче­ние об отправлениях нервной системы». Любовь возвратила ему свежесть первой молодости. В афористичных фразах Н.Г. Чернышевский раскрывает читателю свое понимание любви: «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви», «Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться», «У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их. У кого они есть, тому она дает возвышаться до независимости», «Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви».

Однако писатель не ограничивается сухими фразами. В четвертом сне Вера Павловна видит прекрасный пейзаж, для создания которого Н.Г. Чернышевский не жалеет цветовых эпитетов, лейтмотивом зарисовки является свет. Центральны­ми образами - цветы, птицы. Природа радуется, излучает бесподобные ароматы. У подошвы горы, на окраине леса, Ве­ра Павловна видит высокий дворец. В нем идет роскошный пир, во время которого встает поэт, который рассказывает ис­торию любви, меняющуюся на протяжении тысячелетий. При рабовладельческом строе женщина была рабыней, которую покупал хозяин. Ее украшали золотыми браслетами, но эти браслеты были похожи на кандалы. Женщина была обязана повиноваться своему господину, иначе он мог убить ее. Ко­нечно, в таких условиях нельзя было говорить о настоящей любви. Этому рабству в четвертом сне покровительствует царица Астарта - сирийская богиня любви и плодородия. В античные времена любви покровительствует Афродита. Жен­щине здесь поклоняются как источнику физического наслаж­дения для мужчины. Ее запирают в гинекей, чтобы только ее господин мог наслаждаться ее красотой. В этом царстве жен­щина тоже не имела права любить. В средние века был рас­пространен рыцарский поединок, победитель которого полу­чал право поклоняться своей даме сердца. Мужчина любил женщину, пока не касался ее. Царицей любви становилась не­порочность - Дева. Как только женщина становилась женой, мужчина запирал ее и переставал любить. В новом царстве любовь, по мысли Н.Г. Чернышевского, должна стать свобод­ным чувством для обоих: и для мужчины, и для женщины. «Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее как на свою принадлеж­ность. Тогда она любит его, как он любит ее, только потому, что хочет любить, если же она не хочет, он не имеет никаких прав над нею, как и она над ним», - пишет автор. В финаль­ной же части сна Вера Павловна видит огромное здание, поля, сады. Все это, по мысли Н.Г. Чернышевского, является атри­бутами прекрасного будущего.

Изображение общества будущего является одной из цен­тральных задач в произведении. Н.Г. Чернышевский раскры­вает перед читателями свой проект построения нового мира. В этом мире нет ни бедных, ни богатых. Все живут одной семь­ей. Каждый человек трудится в меру своих сил. Молодежь ра­ботает на полях. Несмотря на жаркий день, труд не изнуряет ее, так как уровень механизации очень высок. Многие опера­ции полностью выполняют машины. Люди трудятся сообща. Подбадривая друг друга, они все время поют песни. Такая ра­бота приносит им радость и удовлетворение. Благодаря тако­му методу бесплодная пустыня превратилась в плодородней­шую землю. Н.Г. Чернышевский предложил интересный способ оплаты труда. Определенную долю материальных благ из общего дохода человек получает бесплатно. А за особые вещи или прихоти существует особый расчет. Внешний облик людей будущего также прекрасен. Они цветут здоровьем, си­лою, стройны и грациозны, их черты энергичны и вырази­тельны. Среди них почти нет стариков, так как условия жизни таковы, что люди стареют очень медленно.

В своей благородной деятельности по организации швей­ных мастерских Вера Павловна находит верную помощницу

Катерину Васильевну Полозову, богатую наследницу, ко­торая едва не умерла от несчастной любви. Она была мечта­тельна, романтична и часто воображала себя героиней рома­нов Жорж Занд. Вскоре ее супругом становится таинственный англичанин Чарльз Бьюмонт, который очень хорошо говорит по-русски. Конечно, проницательный читатель сразу же по­нимает, что под этим именем в жизнь Кирсановых снова вхо­дит Лопухов. Теперь, когда прошло время и он устроил свою личную жизнь, он вновь может воссоединиться со своими друзьями, но уже не мешает их счастью, а лишь рад, что помог им обрести друг друга.

Отличительная черта произведения Н.Г. Чернышевского

Публицистическая заостренность. После выхода романа прошло уже более ста лет, но по-прежнему современно и ак туально звучат авторские строки, обращенные к читателю: «Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их - их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь - наблюдать ее интересно, думайте - ду­мать завлекательно».

Интересны суждения Н.Г. Чернышевского о труде и отды­хе: «В труде и в наслаждении люди влекутся к людям общею могущественной силою, которая выше их личных особенно­стей. - расчетом выгоды в труде; в наслаждении - одинако­выми потребностями организма. В отдыхе не то. Это не дело общей силы, сглаживающей личные особенности: отдых наи­более личное дело, тут натура просит себе наиболее простора, гут человек всего больше выказывается в том, какого рода от­дых легче и приятнее для него». Есть люди замкнутые, есть общительные. Но каждому человеку хочется, чтобы в душе был замкнутый уголок, так называемая своя особая комната, для себя одного. Н.Г. Чернышевский пишет, что порой в мир внутренней жизни залезает «всякий за всяким вздором, и чаще всего не более как затем, чтобы почесать язык о вашу душу».

В структуру романа включены письма, которые призваны расставить дополнительные акценты в отношениях между ге­роями. Письма привносят в повествование дополнительную психологическую тонкость.

С именем Н.Г. Чернышевского связана целая эпоха в ис­тории нашей страны. Его вклад в развитие русского освободи­тельного движения огромен. Но великому революционеру- демократу не удалось избежать некоторых ошибок. Николай Гаврилович считал, что при определенных условиях возможно развитие высшей формации из нижней, минуя промежуточ­ные. Прогрессивная молодежь читала роман с восхищением. Произведение имело огромное значение в формировании у последующих поколений общественного мировоззрения. Ре­дактор научного издания «Что делать?» в серии «Литератур­ные памятники» С.А. Рейсер писал, что роман сыграл колос­сальную роль не только в художественной литературе, но и в истории русской общественно-политической борьбы.

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» явился новатор­ским в русской литературе второй половины XIX века не только как роман, принесший в полемику общественной мыс­ли того времени множество новых идей. Он привнес в литера­туру новаторство и в жанровом плане, обозначив появление жанра интеллектуального романа в России.

Сочинение по роману Чернышевского Н.Г. «Что делать?». Часть 6


На этой странице искали:

  • женский вопрос в романе что делать
  • как в романе решается женский вопрос
  • как в романе что делать решается женский вопрос

Дата публикации 18.09.2017

Образ Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Балахонова Анастасия Александровна

Христова Татьяна Юрьевна
Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается особенность главной героини, Веры Павловны, в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Ключевые слова: Н.Г. Чернышевский, роман, Вера Павловна, герой

The image of Vera Pavlovna in the novel by N.G. Chernyshevsky "What should I do?"

Balakhonova Anastasia Alexandrovna

Khristova Tatyana Yurievna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article examines the feature of the main character, Vera Pavlovna, in the novel by N.G. Chernyshevsky "What to do?".
Keywords: N.G. Chernyshevsky, a novel, Vera Pavlovna, a hero

Творческое наследие писателя Н.Г. Чернышевского занимает важное место в русской литературе.

Примечательно, что самым ярким творческим подвигом писателя, считается его произведение о «новых людях» – роман «Что делать?».

В центре произведения писателя-революционера находится провинциальная девушка, Вера Павловна Розальская, эволюционирующая до хозяйки швейных мастерских и врача (на протяжении всего романа).

Так, с помощью данной героини, Н.Г. Чернышевский «подсказывает» ответ читателям на вопрос, поставленный в заглавии романа – делать нужно все, ради собственного счастья, не причиняя вреда другим, стараться осчастливить других людей благодаря свободному и полезному труду и доброму сердцу.

Примечательно, что герой поэта является отражением идеалов Н.А. Некрасова и неким «символом» мировоззрения поэта с его ярко выраженной гражданской патетикой .

Так чувство гражданственности всегда был неотъемлемой характеристикой как самого поэта, так и его лирических произведений. Например, в стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов писал о предназначении поэта-гражданина и его «долге» перед страной:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан .

Особенност лирического героя в стихотворениях Н.А. Некрасова заключается в том, что зачастую он отождествляется с самим поэтом, но остается «индивидуальностью» – «рупором идей» поэта: быть верным отечеству, служить народу верой и правдой.

Интересно, что именно лирический герой Н.А. Некрасова выражает сочувствие бедственному положению народных масс и призывает его к активным методам сопротивления – к борьбе .

Итак, лирический герой стихотворений Н.А. Некрасова негодует на тех, кто ущемляет права простого и обездоленного народа (к примеру, управляющий из стихотворения «Забытая деревня», несправедливый помещик – «Родина»):

Тем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел .

Важно отметить, что большинство стихотворений Н.А. Некрасова отличаются по написанию «народным духом», передавая крестьянский язык, быт простых людей, их чувства и переживания, особенности речи. К данной группе стихотворений можно привести следующие примеры: «Знахарка», «Катерина», «Зеленый шум».

Другое тематическое звено в творческом наследии Н.А. Некрасова составляет интимная лирика. Ее отличительными чертами являются философичность, замкнутость и пессимистичность лирического «Я», богатая чувственная сфера лирического героя. К данной группе относятся такие стихотворения как «Демону», «Давно отвергнутый тобой…», «Как ты робка, как ты послушна…» .

Нельзя не отметить, что муза русского поэта отождествляла свои «страдания» с горестями простого народа России:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!» .

По форме и содержанию многие лирические произведения Н.А. Некрасова схожи с песенными жанрами, отражающими «душевную» сторону простого народа. К ним можно отнести такие произведения как «Песня Еремушке», «Песня о свободном слове». Разговорность, напевность часто встречаются в лирике Н.А. Некрасова.

Завершающим «итогом» творческой деятельности Н.А. Некрасова-лирика можно считать стихотворение «Элегия»: важность посвящение стихов народу.

Таким образом, Вера Павловна, героиня романа «Что делать?» стала отражением идеалов Н.Г. Чернышевского и «символом» мировоззрения писателя с его ярко выраженной революционной патетикой.

Список литературы

1. Бойко, М. Лирика Н.А. Некрасова / М. Бойко // Художественная литература. – 1977. – № 11. – С. 17-23.
2. Некрасов, Н.А. Избранные стихотворения. – [Текст] – 1981. – 532 с.
3. Скатов, Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова/ Н.Н. Скатов // Мир литературы. – 1985. - № 3. – С. 97-105.

Женщина для «новых людей» - товарищ и единомышленник. Лопухов отходит от Веры Павловны, подавляя в себе зоологическую ревность и эгоистическое самолюбие. Он поступает с разумным учетом истинных потребностей, каждого в отдельности и всех вместе.

Новое отношение к любви

Любовь для них источник творчества. Это светлое чувство укрепляющее и вдохновляющее на труд, борьбу и подвиги: «если бы во мне был какой-нибудь зародыш гениальности, я с этим чувством (любовь) стал бы великим гением». Для новых людей только тот любит, «у которого светлеет мысль и укрепляются руки; любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться...». Показывая ситуации любовного треугольника, Чернышевский иронически опровергает упреки «проницательных читателей», что он пропагандирует безнравственность и разводы.

Отличие «новых людей» от «лишних» людей: на смену пассивным и оторванным от народа лишним людям (мыслителям по преимуществу) пришли энергичные, волевые, деловые, активные выходцы из демократических слоев, мыслители и борцы одновременно: «Каждый из них человек отважный, неколеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело. И с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, поэтому на него всегда можно положиться».

    Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка сюжета, более свойственная французским авантюрным романам, - загадочное самоубийство, описанное в первой главе «Что делать?», - была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа «Что делать?». В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература...

  1. Новое!

    Н. Г. Чернышевский в своем романе "Что делать?" необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим "новый подход к проблеме", "новых...