Жан мишель жарр лазерная арфа. Шоу лазерной арфы «новаЯ» (уникальное лазерное шоу)


Какая первая ассоциация при упоминании слова арфа? Деревянная рама, струны, ее звук. А что если представить темное помещение, дым, лазер и электронную музыку? Все кажется непонятным и интригующим.

Теперь представляется несколько лазерных лучей, обхваченных рамой. Но если выйти за пределы данной мысли, можно представить арфу неограниченную рамкой и сделанной лишь на одном лазерном луче.

Что есть иллюзия?

К данной идее меня натолкнуло световое шоу французского композитора Жана-Мишель Жарра. Это шоу настолько меня вдохновило, что мне захотелось повторить его у себя дома.

Лазерная арфа впервые была использована на концерте в Китае. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые представлен публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор арфа претерпевала множество изменений.

Французский инженер Филипп Гуерр внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях. Фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие.

Лазерная арфа похожей конструкции использовалась и Жарром. Интеллектуальную часть инструмента составляет микрокомпьютер, использующий программу Laserharp, разработанную Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты, когда Жарр дотрагивается к «световым» струнам. Когда он перемещает руки вверх и вниз, тон ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается.

На данный момент идея дошла даже до цветной арфы, что выглядит, признаемся, впечатляюще. Ребята, если хотите заценить еще много чего интересного, посоветую погуглить Greig Stewart. Парень действительно интересные вещи делает.

Обоснование элементов схемы

Как уже видно из названия статьи в проекте используется Arduino Uno. Так же необходимы:
– датчик для считывания интенсивности отраженной струны. Обычный фоторезистор может сгодиться, чем же ему еще заниматься;
– элемент для настройки системы (удобного регулирования порога освещенности). Первое что приходит на ум это потенциометр;
– мотор с зеркалом для распараллеливания струн. Ну, тут уже надо задуматься и подходить к вопросу осмысленно, ведь от этого выбора будет зависеть очень много;
– лазер, который и будет обеспечивать необходимую функциональность струн арфы;
– MIDI обработчик сигналов, принимающий частоты струн.

Если говорить о последнем пункте, то тут два варианта: либо реализовывать все физически, либо виртуально. Я остановилась на втором варианте.

Для конвертирования сигналов выбрано приложение Hairless-midiserial , а для создания виртуального MIDI порта – loopMIDI . Далее сигнал будет передаваться в FL Studio, которое принимает сигнал для выбранного музыкального инструмента.

Теперь что касается двигателя. Если Вы не имеете ни малейшего понятия куда двигаться в данной теме, как и я, в принципе, ранее, и хотите круто прошариться в данной теме, то существует отличная статья Ридико Леонида Ивановича «Шаговые двигатели» . Это лучшее, что можно найти на просторах интернета.

Рассматривая конкретно данный вопрос был соблазн использовать в проекте двигатель Nema 17. Кто не захочет поиграться с таким? Поверьте, осмысление того, как работают такие «малыши» у неподготовленного зрителя может занять не один вечер. По крайней мере, так было у меня. Однако, был выбран униполярный двигатель PM55L-048 плюс драйвер ULN2003. О том, как это подключать, как работает это сочетание можно с легкостью найти, поэтому не буду повторять все по десять раз. Но! Не пытайтесь запустить эту конструкцию на двигателе 28BYJ-48. Вы никогда не разгоните его до нужной скорости. И проблема будет не в Ваших руках, а в том, что он просто не годится для данной цели.

Скажу лишь еще для полного осмысления всего вышеперечисленного, что на макетной плате это все выглядело так:

Возможно кто-нибудь обратил внимание, что на схемах присутствует транзистор, о котором не было сказано. Что ж, он введен по причине включения и выключения лазера.

Сборка

Если рассматривать принцип работы в замедленном действии, то выглядит это все так:

шаговый двигатель делает поворот на соответствующее значение угла, в этот момент включается лазер на доли секунд и происходит опрос фоторезистора. Если значение с фоторезистора больше, чем порог срабатывания струны, то можно считать, что струна прервана и по положению мотора мы знаем какая именно струна. Остается отправить сигнал в виртуальный midi-порт для обработки звука. Если значение фоторезистора не превысило порога, значит существует два варианта: либо струна не была прервана, либо значение порога слишком высокое. Для изменения порога можно покрутить ручку потенциометра, и следующий раз, когда произойдет опрос фоторезистора, его значение будет уже сравниваться с другим значением порога.

Далее лазер выключается и мотор двигается снова на шаг. Опять включается лазер, происходит опрос, принятие решения, выключение лазера и поворот мотора. Когда мотор совершит шагов на один меньше, чем количество струн, что можно задать программно, шаги начнутся в обратную сторону с огромной скоростью без включения лазера. Визуально мы этого не заметим и нам все равно кажется, что мы видим одновременно несколько струн.

Ах, да, лазер. Наши китайские друзья отлично занимаются маркетингом. Удобно ведь написать не саму реальную мощность лазера, а что-то типа максимальная выходная мощность не превосходит такого-то числа. В итоге продавцы, не особо читая данный факт, с уверенностью утверждают, что у Вас будет отличный мощный лазер. Забавно смотреть.

Так как ничего более менее мощного найти не удалось, в расход пошло то, что есть. А есть реально где-то около 5 мВт, которые не могут зажечь даже спичку. В итоге результат не совсем тот, что хотелось. Однако брать установку на несколько Вт как-то уж не хотелось, если ее, конечно, возможно просто так купить. Красиво, но как-то опасно.

Да-да, глядя на фото выше, можно подумать о вытравлении платы. Вроде как второй проект уже. Что ж, скажу, что я думала об этом, но пока не решилась на сей подвиг.

Далее можно посмотреть в какую красивую обертку все было завернуто. Чтобы не заморачиваться в каком же месте разместить один маленький фоторезистор, причем так, чтобы он всегда срабатывал, можно сделать каскад из элементов. Но работает система и при одном удачно расположенном около зеркала фотоэлементе. Все будет зависеть только от порога, который будет выбран. На заметку, лазер лучше отсвечивает от чего-то белого. Я использовала белые перчатки. Дополняет весь образ.

Ну и, конечно, итоговый результат:
на фото лучи хорошо различимы благодаря увлажнителю воздуха (на видео слышен шум советского агрегата): чем больше в воздухе всяких частиц, тем лучше виден лазер. К сожалению, видео не передает всего эффекта. А днем лучей и вовсе не видно.

Ну так что есть иллюзия?

Да, если бы был лазер мощнее, эффект был бы более впечатляющим. Но, что есть, то есть. На мой взгляд, получилось очень даже неплохо.

А иллюзия? Иллюзия всегда создается тандемом: умелые руки и думающая голова.

Лазерная арфа - высоко технологичный музыкальный инструмент. Многие могут помнить лазерную арфу на выступлениях всемирно известного Жана Мишеля Жарра. Благодаря использованию в своих выступлениях этой арфы Жан Мишель придавал еще большей футуристичности световому шоу. В рамках этого шоу некоторые треки он играл на лазерной арфе, закрывая лазерные лучи и тем самым, заставляя ее извлекать из нее звуки.
Прошло много лет, но лазерная арфа до сих пор является самым необычным и загадочным музыкальным инструментом. А благодаря техническому прогрессу практически у каждого обывателя появилась возможность заказать лазерную арфу в аренду.

Вы музыкант или диджей.
Добавьте своему выступлению необычности и магии. Ведь сейчас все сложнее и сложнее удивить искушенного зрителя.

Вы организатор мероприятия.
Добавьте интерактива вашему мероприятию. Прокат лазерной арфы сделает ваше мероприятие не ординарным. Предложите вашим гостям с играть на самом необыкновенном инструменте.

Лазерная арфа это программно аппаратный комплекс, состоящая из лазера, который может быть зеленым или цветным. Специальное сенсорное оборудование, с помощью которого лазерные лучи начинают издавать звуки. Генератор тумана для благоприятного восприятия лазерных лучей.

В некоторых случаях для придания масштабности мероприятия и усиления визуального эффекта можно установить еще два лазерных проектора, которые кстати могут например рисовать логотип компании.

Варианты использования лазерной арфы:

  • Музыкальное оформление мероприятия
  • Встреча гостей
  • Поддержка сценических номеров
  • Сценическое свето-музыкальное шоу
  • Клубная вечеринка

Лазерная арфа - это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Она знаменита тем, что используется на концертах Жана Мишеля Жарра.

Лазерная арфа, которая получила свое имя из-за сходства с обычной арфой, впервые была использована JMJ во время концертов в Китае в 1981 году. Китайская публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. Прототип лазерной арфы был разработан французом Бернардом Шайнером (Bernard Szajner) в 1979 году. В 1981 году, когда инструмент был впервые показан публике, он еще был в стадии разработки. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

Французский инженер Филипп Гуерр (Philippe Guerre), интересующийся музыкой, внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях. Фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие.

Лазерная арфа с похожей конструкцией использовалась Жарром на концерте в Хьюстоне и дальнейших представлениях. Интеллектуальную часть инструмента составляет микрокомпьютер, использующий программу Laserharp, разработанную Гуерром. Каждый луч может играть разные ноты, когда Жарр дотрагивается к световым «струнам». Когда Жарр перемещает руки вверх или вниз, тон ноты изменяется. Как только Жарр убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается.

Лазерная арфа, которую использовал Жан-Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазерных лучей.


Жан-Мишеля часто критиковали за то, что на концертах он одевает огромные неуклюжие перчатки во время игры на лазерной арфе. Однако это не часть декорации, как думают некоторые, а средство безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные темные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Так же, лазерные арфы делает Джен Левин.

У архитектора Джен Левин (Jen Lewin) необычное хобби - она делает лазерные арфы. Что это такое? Это одновременно и музыкальные инструменты, и художественные инсталляции. Главный их элемент - лазерные лучи, которые и "отвечают" за звуковой эффект. Удивительно, не правда ли?

На самом деле всё просто и понятно. Но такова уж специфика современного искусства: автор непременно должен всё разъяснить, обязательно сдобрив свои пояснения туманными и загадочными понятиями. И, естественно, назвать всё это концепцией.


Итак, концепция лазерных арф в истолковании Джен: "Использование света вместо реальных струн меняет наше восприятие пространства и материи.

То, чего физически не существует (виртуальная струна), действует так, как если бы оно там было". Прямо поэзия!.

Взяв на вооружение эту - или какую-нибудь другую - "закрученную" формулировку, а то и вовсе без неё, Джен занялась лазерными арфами ещё в 1997 году и с тех пор успела сделать их 8 штук. Такое вот увлечение.
Она утверждает, что все арфы отличаются друг от друга: одни выполнены в виде элегантных деревянных скульптур, другие не так изящны, но зато водостойкие и устойчивые к погодным воздействиям.
Одну из таких арф Джен Левин сделала на грант фонда Black Rock Art, представила её широкой публике в прошлом году на фестивале Burning Man, а сейчас показывает свой инструмент на Wired NextFest. Поэтому, по словам художницы, арфу пришлось защитить не только от ветров, дождей и грязи, но и от "физического воздействия посетителей".


Чтобы получше продемонстрировать возможности арфы и привлечь внимание зрителей, Джен решила сделать её составной. Инсталляция состоит из трёх арф, которые можно составлять каким угодно образом (каждая питается от автономного источника электротока). Кстати, Джен так и переставляла свои творения все дни выставки. То есть каждым утром инсталляция оказывалась как бы новой.
Впрочем, утром, как и днём, смотреть особо не на что - обычные стальные каркасы. А вот ночью происходило нечто волшебное. Вертикальные лучи, начинающиеся у самой земли и резко "обрывающиеся" на высоте до трёх метров в открытом пространстве, в чистом поле, так сказать, - зрелище воистину чарующее. Но посетители не забывали и про музыкальную составляющую конструкций. И не зря - она тоже оказалась крайне необычной.
Ведь струны - это лучи, которые не только можно "дёргать", но и проходить насквозь. Можно даже сыграть целую композицию - пробегая (или проходя, в зависимости от музыкальных предпочтений) по разным арфам: разумеется, если конфигурация позволяет.
По прикидкам, лучей-струн хватает октав на пять: можно изобразить (до чего же подходящее слово!) что-нибудь очень симфоничное, тем более что играть могут несколько человек сразу. Но не для того делась арфа лазерной, чтобы её использовали как обычную. Поэтому Джен решила добавить в неё кое-какие "фишки", которые и не снились композиторам, сочинявшим партии для арф.


К примеру, пересечение с одним лучом может дать два десятка самых разных сэмплированных звуков, амплитуда которых, к тому же, меняется в зависимости от скорости передвижения: чем быстрее, тем громче. Джен говорит, что так можно играть самые разные мелодии - в основном, медитативного и атмосферного характера.
На сайте Джен есть видеоролики с игрой на лазерных арфах, сделанные в 2001 и в 2004 годах - есть что посмотреть и послушать.
Заканчивая рассказ о замысле лазер-арф, Джен вдруг вспоминает о том, что её инсталляция "оснащена лазерами класса, признанного безопасным для использования при прямом воздействии". После такого интересного объяснения концепции слова о классе аппаратуры звучат как банальность.
Но Джен можно понять: ведь эти арфы, пожалуй, одни из немногих интерактивных скульптур, для которых найдётся место в музыкальной индустрии - и даже не виртуальное.

Итак, своё распространение лазерная арфа получила и в России.

Российские музыканты решили не следовать западному опыту и попробовали построить лазерную арфу с нуля. В результате у конструкторов творческого объединения Deftaudio из Нижнего Новгорода получилась тоже корпусная лазерная арфа, но из восьми лучей. Как рассказали разработчики корреспонденту Infox.ru, в конструкции нижегородской арфы используется один промышленный лазер мощностью до 100 мВт, а также восемь отражателей и такое же количество сенсоров, которые крепятся на раме высотой около двух с половиной метров.


Единственный лазер копируется по тому же принципу, что и в инструменте Гуерра, но каждый получившийся в итоге луч принимается индивидуальным сенсором. Положение руки по высоте относительно луча в отечественной разработке может контролироваться при помощи инфракрасного датчика, который крепится к руке.

Как и ее аналоги, арфа Deftaudio подключается к синтезаторному оборудованию, что позволяет моделировать ее звучание на усмотрение исполнителя.

Мощность нижегородской лазерной арфы невелика, и для нее не обязательно использовать асбестовые перчатки. Поэтому лучше всего она смотрится в небольших затемненных помещениях, где работает дым-машина. Именно это позволяет использовать ее в клубах и концертных залах.

А вот так инструмет звучит на видео.

LaserHarpController от компании Prolight превратит ваш лазерный проектор в лазерную арфу. Закрывая эти разноцветные лучи, вы сможете играть на ней как настоящей арфе.

При перекрывании одного или несколько лазерных лучей оптический датчик посылает сигналы на контроллер, который в свою очередь посылает Midiкоманды на устройства такмие как: синтезатор, сэмплер, к звуковой карте или «миди USB» для взаимодействия с ПК, где сигналы преобразуются в звуковые или другие. С контроллером лазерная арфа к так интересно создавать захватывающие живые шоу.

LaserHarpControllerявляется очень гибким: он может быть запрограммирован, чтобы вызвать воспроизведение любого типа аудио или видео, любого визуального образа, звука или музыки, специального эффекта или даже пиротехникой. Вместе с программным обеспечением для управления лазером (например, Phoenix4 или Pangolin) лазерная арфа может быть использована для получения индивидуальных лазерные эффектов.

Phoenix4 Live уже есть готовый модуль для работы LaserHarp, так что вы можете мгновенно создать свой живой концерт лазера с лазерным арфы без существенных изменений. Почувствуйте, как лазерный жокей и стать виртуозом лазерной арфы!

Преимущества:

  • Более продвинутые возможности, чем любой другой лазерного арфой на рынке!
  • С нашим контроллером лазерной арфы Вы можете выбрать между 8, 9, 10 или 12 лазерных лучей, в зависимости от того, сколько нот в мелодии, которую вы будете играть.
  • Ваши лазерные лучи могут быть все красными, все зелеными, все синими либо зеленый и красный (в этом случае красные лучи назначить высокие ноты, а все остальные ноты зеленые, как черные и белые клавиши пианино), или разноцветные (режим Радуга), если вы используете лазер RGB. Выбор MIDI звук ориентация (слева направо или наоборот (всегда начинается с C звук))
  • Вы можете переключать ориентацию тона (начиная C тона) слева направо.
  • Вы можете переключаться между тремя различными MIDI банками (С3, С4 и С5 музыкальные гаммы).
  • Полифонические мелодии (датчик обнаруживает перекрывание нескольких лучей арфы одновременно)
  • Вы можете подключить двойной педальный выключатель, для вашего контроллера и использовать его для открывания / закрывания лучей Лазерной арфы и для быстрого переключения между MIDI банков.
  • Если педальный переключатель не доступен все функции могут контролироваться и работать на самом контроллере лазерной арфе.
  • Функциональные светодиоды на контроллере и датчике для облегчения индикации и работы в темных местах
  • Возможность управления размеров лучей арфы. Очень маленький размер арфы, контроллера, и датчика, делает его почти незаметной для установки на любой сцене (нет больших и неуклюжих ящиков на сцене!). Ваша Лазерная арфа будет практически невидимым.

Технические характеристики:

  • Разъем сигнала датчика: 8P8C UTP CAT5 кабель для связи
  • Разъем лазерный проектор: DB-25 ILDA
  • Сигнал MIDI разъем: с Девушкой 5-контактный DIN
  • Разъем ножной переключатель: стерео TRF 6,35mm
  • Питание: AC Input: 110-240V AC 50 / 60Hz | Выход постоянного тока: 12V, мин. 1200mA
  • Вес: контроллер: ок 760g | Коробка датчика: ок 670г
  • Размеры: контроллер коробка: 200/123/46 мм (L / W / H) | Коробка датчика и 128/94/101mm (L / W / H)

в чем-то напоминает историю Майкла Олдфилда. Вроде как музыка красива, и местами даже гениальна, а заниматься ею никто не хочет. И так до тех пор, пока не встречается мало-мальски толковый бизнесмен, которому нужен материал для продвижения своей студии. В случае с Майклом Олдфилдом это был Ричард Бренсон. В истории с Оксигеном Жан-Мишеля свое решающее слово сказал Франсис Дрэйфюс.

Этот человек вообще довольно много сделал для того, чтобы сформировать музыкальные вкусы Франции. Например, он открыл для французов таких известных нынче во всем мире исполнителей, как Pink Floyd и . Поверил Франсис и в молодого композитора по имени Жан-Мишель Жарр.

Те звукозаписывающие компании, которые с презрением отвергли молодого музыканта, потом в отчаянии кусали локти. Потому что Кислород покорил весь мир. Он занял первые чарты в хит-парадах всего мира, что для тех компаний было совершеннейшей неожиданностью.

Музыка Крафтверк была безжизненной. Об этом можно говорить с полным на то правом, так как этим гордятся сами музыканты этой группы.

А вот Оксиген стал настоящей симфонией в мире электронной музыки. В этой музыке не электроника подчинила музыканта, а, напротив, душа музыканта обрела свою форму в электронных созвучиях, облекшись в небывалую доселе поэтичность и красоту.

Оксиген 4, главная часть альбома, стал крайне популярной мелодией в самых различных фильмах.

Следующий альбом повторяет успех Оксигена. «Equinoxe» – «Равноденствие». Можно по праву утверждать, что благодаря этому альбому Жан-Мишель приобрел всемирную известность.

В 1981-м году совершается историческое событие: Жан-Мишель летит в Китай, чтобы исполнить серию из пяти концертов. После смерти Мао никто из европейских композиторов и музыкантов не посещал эту страну со своими концертами.

На тех концертах он нашел чем зацепить душу китайцев: он очень тонко и мастерски использовал хитрые переплетения китайских народных инструментов с электронными.

С тех пор Жан-Мишель довольно часто принимал участие в различных общественных мероприятиях. Как например, все та же самая дорогая в истории Франции пластинка, которая была продана один-единственный раз.

Тогда он как раз узнал о приближающейся выставке молодых художников. На ней было почти все из сферы современного искусства, включая картины и скульптуры. Но не было музыки, приуроченной специально к этому событию. Тогда Жан-Мишель запирается в своей студии на три месяца и выдает на выходе альбом «Музыка для супермаркетов». Мы уже рассказывали о судьбе этого диска в предыдущей статье. Он был грандиозно продан с аукциона, после чего Жан-Мишель разрешает всего один раз проиграть его на радио, строго-настрого запретив копировать записи. Все прочие записи этого альбома были демонстративно уничтожены. Жан-Мишель хотел, чтобы этот альбом стал чем-то вроде картины или скульптуры, которые существуют всего лишь в единственном экземпляре.

В следующем году он издает Zoolook, который принес музыканту очередную волну популярности. Особенно слушателей покорило то, что Жарр вовсю использовал в качестве инструмента человеческий голос. Для электронной музыки это было в диковинку.

Как-то раз NASA заказала у Жарра проведение одного грандиозного мероприятия. Сама NASA собиралась отметить свое двадцатипятилетие. Кроме того, как раз планировалось празднество стопятидесятилетия штата Техас. Поэтому решили поразить весь мир неслыханной новинкой.

Концерт назвали «Хьюстонское свидание». Он должен был быть сыгран и записан не где-нибудь, а в космосе!

Рон Мак-Нэр должен был сыграть его на саксофоне, будучи на борту космического челнока «Челленджер». Да-да, того самого, который взорвался во время взлета. Его изображение планировали передавать на стену здания, которое целиком превратили в фантастических размеров экран. Но… не получилось. И по вполне уважительным причинам.

Поэтому концерт в Хьюстоне все-таки состоялся, но из праздничного превратился в поминальный, как дань уважения Америке.

Полгода спустя Жан-Мишель решает заняться другим, не менее грандиозным мероприятием, и организовывает концерт в Лионе. Он как раз совпал по времени с приездом Папы Римского, и концерт снова едва не отменили. Едва удалось уговорить власти, после чего были мобилизованы лионские службы безопасности и впервые проведен концерт с использованием лазерной арфы.

Лазерная арфа – это удивительный музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются лучи света. Ее в основном использует на своих концертах Жан-Мишель Жарр, который ее изобрел и сам же и прославил. Этот инструмент примечателен тем, что имеет полую октаву, на которой можно играть абсолютно любые по высоте звуки. Диатонические ноты играются на зеленых лучах, а хроматические – на красных.

Revolutions

Следующий альбом Revolutions едва не запретили. После его запрещали как нецензурный, но с горем пополам выпустили. А все было из-за того, что на нем звучало арабское пение. Что ж, тогда времена были довольно суровые.

Жан-Мишель посвятил этот альбом Dulcie September, которая была убита в 88-м году в Париже, став жертвой апартеида.

В какой-то момент я оказался в замешательстве. Ну и причем тут политика раздельного проживания? В чем-то даже преимущественное поведение, которое дает возможности двум противоречащим культурам не мозолить друг другу глаза. Но на самом деле все несколько сложнее.

Сейчас апартеид ассоциируется с ЮАР. Точнее, это вики так его ассоциирует. Чтобы вам было понятней, это то же самое, что европейцы делали с коренными американцами. В лучшем случае, они позволяли индейцам жить в специально отведенных резервациях.

Например, законы времен апартеида запрещали браки между указанными расами, ставили половые отношения между мужчиной и женщиной этих рас вне закона (закон о безнравственности), смешанные браки были запрещены, регистрация населения проводилась по признаку цвета кожи, и прочие постановления, которые фактически являлись все теми же действиями, что были в свое время на тех же основаниях установлены Гитлером.

Но из-за того, что Гитлер был среди проигравших, его политику признали незаконной и неправомерной. А практически такую же политику выигравших стран считали вполне законной и достойной уважения. Вот с этим положением вещей и боролось, как ООН, так и Жан-Мишель Жарр.

После выпуска этого альбома Жарр решил выступить с концертом в Лондоне, что и сделал, несмотря на дождь. По некоторым моментам можно судить о том, что он и дождь сделал частью декораций, хотя тот и вывел из строя часть электронных инструментов.

В 1989-м году Жан-Мишель нарушает свои собственные правила, и вместо ставших привычными грандиозных концертов делает совсем небольшой, двадцатиминутный мини-концерт, посвященный столетию Эйфелевой башни.

С тех пор Жан-Мишель настолько часто приурочивал свои концерты к тем или иным датам, что не имеет смысла их все перечислять. Сотни концертов и все знаменательные. Он уже не столько музыкант, сколько музицирующий общественный деятель.

Впрочем, в девяностые годы он решает дополнительно расширить сферу своей деятельности и становится главным редактором журнала «Фигаро». Количество нереализованных и откровенно провальных проектов все возрастает.

Как общественного деятеля его использует ЮНЕСКО в 1993-м году, когда он дает серию концертов в стратегических местах. Тогда же он выпускает свой новый альбом, который называется «Хронология». И снова концерты, альбомы, продолжение Оксигена…