Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище — юрта. Убранство традиционного жилища


6класс

Тема: Башкирская юрта.

Цель: - повторить и закрепить знания о видах декоративно- прикладного

искусства;

Ознакомить учащихся с украшением и убранством башкирской юрты;

Прививать уважение и любовь к культуре башкирского народа,

Развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: книги, тетради, ручки, картина Сыромятникова «Кибитка

на кочевке (Юрта)»,рисунок башкирской юрты, рисунки «Виды башкирских орнаментов», «Встреча гостей», «Убранство башкирской юрты», ноутбук.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение пройденного материала.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. . Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. Слайд1

В башкирском узоре – цвет мёда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта

Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

2. Объявление темы и цели урока. Слайд2

Сегодня мы закрепим знания о декоративно- прикладном искусстве, о

видах декоративно-прикладного искусства, ознакомимся с украшением,

убранством башкирской юрты.

3.Повторение пройденного материала .

1) Что такое декоративно-прикладное искусство? Слайд3

(Украшение предметов быта орнаментом)

2) Что такое орнамент? Слайд4

(от лат. слова «украшенный»)

3) Какие функции выполнял орнамент в древности и какие функции он выполняет сейчас? (Орнамент играл роль талисманов и предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил. а теперь стали просто предметами украшения.)

4) Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент? (образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов). Слайд5

Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?(геометрические и растительные элементы, а зооморфный орнамент употреблялся в вышивке)

5) Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

(в цветовой гамме самыми распространенными были красный, желтый, зелёный цвета) Слайд6

6)Каждый цвет носил определённый смысл. Что означает каждый цвет?

( красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания) Слайд7

7) Какие орнаментальные комплексы вы можете назвать?

(Ребята рисуют на доске простейшие узоры орнаментов)

1-й – геометрический; Слайд8
2-й – кускарный, (криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны);
Слайд9
3-й – растительный;
Слайд10
4-й – ковровый (группа сложных узоров- многоступенчатые ромбы, треугольники);
Слайд11
5-й –украшения в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц);
Слайд12
6-й -
геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые зубчатые завитки, восьмиконечные розетки и др. Слайд13

8) Как располагается узор в башкирском орнаменте?(симметричны)

9) Какие виды декоративно прикладного искусства вы знаете? Слайд14

(Резьба по дереву, ковроткачество, тиснение на коже, вышивка, ювелирные украшения).

10) Где можно встретить башкирский орнамент? Слайд15-21

Вывод: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе.

4. Новая тема. Сообщение учителя.

Предметы быта, о которых мы с вами сейчас говорили и которые вы называли, предназначены для ежедневного использования. Поэтому они должны быть не только красивыми, но и, в первую очередь, удобными в употреблении.

Сама организация жилья так же была подчинена этой цели.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего урока : Слайд 22

Декоративно-прикладное искусство в организации жилья башкир”.

Запись даты и темы урока в тетради.

Одним из исконных занятий башкир является полукочевое и кочевое скотоводство. Жизнь кочевников не могла не наложить свой отпечаток на весь уклад жизни: на способы постройки жилья, на особенности приготовления и хранения пищи. Вместе со своим скарбом (т.е. имуществом) и скотом башкиры перемещались с одного места на другое: летом – на летнее пастбище – джайляу, а зимой – на зимнее – кышлау. В зимнее время башкиры жили в домах. Слайд 23

Традиционное жилище древних башкир называется тирмэ – юрта. Слайд 24

Это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается (за 1 час).

Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек.

Слайд 25

Юрты были двух видов:

    Тюркский тип – коническая форма, крыша имеет форму купола (имеет форму конуса)

    Монгольский тип – сферическая форма, крыша имеет форму низкого конуса (имеет форму шара)

Слайд 26

Деревянный каркас юрты состоял из:

    шанрак – круговое навершие юрты – символ семейного благополучия, мира, спокойствия.

    уык – купольные жерди,равномерно расходящиеся от центра, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла

    канат – сборно-раздвижная решетка

У богатых башкир было по 3-4 юрты:

    для жилья;

    для приготовления пищи;

    для гостей – была покрыта белым войлоком и украшена орнаментом и называлась она актирмэ – белая юрта. Слайд 27

В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Слайд 28 Пространство гостевой половины наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами.

Летом в юрте было прохладно. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо– покрытие?

Оно называется войлоком. ( от тюрк. ojlyk - покрывало) - плотный материал из валяной шерсти. Слайд 29

Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)

Теперь мы с вами имеем представление о том, что такое юрта, как она выглядит, какую площадь занимает. Слайд 30

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Описание убранства юрты: Мебель в юрте почти отсутствует, зато очень много тканей и различных

предметов из мягких материалов: ковров, паласов, подушек, одеял, скатерти и т. д.

Вход – закрывается деревянными створками или шкурами животных.

В центре располагался очаг для обогрева юрты. Пищу в самой юрте готовили крайне редко. Для этого была приспособлена специальная юрта с небольшим камином для приготовления пищи.

Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на

две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь

же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты

застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.

Слайд 31 Мужская половина была более ярко и богато украшенная: начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. А на самом почетном месте, напротив входа, оружие. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой укладывались аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей.

Слайд 32 На женской половине находилась кухонная утварь, турсуки с крупами и продуктами, шкафчики для посуды . В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками.

Почему многие вещи в юрте развешивались на стене?

(Вещи в юрте размещались таким образом, чтобы как можно меньше

занимать пространство пола и оставлять его свободным для людей. Поэтому вещи как бы «жмутся» к стенкам).

Слайд 33 Перед вами картина В.С. Сыромятникова «Кибитка на кочевке /Юрта/». Она

написана в 1929 году. Что вы здесь видите? (ответы учащихся)

Где находится кибитка? (В степи. Недалеко от юрты находится деревья. Кибитку огородили изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к кибиткам)

Юрты на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам.

5.Закрепление пройденного материала.

Практическая работа. Слайд 34

Ребята, мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников. Перед вами башкирская юрта.

Чего здесь не хватает? (орнаментов, т. е. узоров) Сейчас мы с вами украсим юрту орнаментом.

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах? (красный, желтый, зеленый)

Слайд 35 Перед вами лежат зелёные полоски из цветной бумаги размерами 10X8 .Сделаем кускарный элемент. А потом приклеим ваши узоры на юрту.

Слайд 36 Видео, как собрать башкирскую юрту.

1. Сложите лист бумаги вчетверо цветной стороной внутрь.


2. Нарисуйте четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.


4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

6.Подведение итогов.

Вопросы:

В настоящее время где можем встретить юрты? (во время праздников)

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

7.Домашнее задание : прочитать текст в учебнике на стр.97-102,ответить на вопросы устно, нарисовать юрту.

8.Оценивание.

Слайд 37

Я хочу закончить урок со стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!

Урок окончен. Спасибо за урок!

ЖИЛИЩЕ БАШКИР , традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

Мастера, осуществлявшие постройку, стремились придать каждому строению индивидуальность. Это достигалось прежде всего украшением фасадов деревянной резьбой. Узоры наносили на оконные наличники, ставни, фронтоны, слуховые окна. Применялись преимущественно два мотива – ромб или круг (символическое изображение восходящего солнца). Дополнительным элементом были 8-образные завитки в различных комбинациях.

Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной. Дома из саманного кирпича преобладали в южных районах нынешнего Башкортостана. Основу саманного кирпича составляли конский навоз (реже солома) и глина: в степи труднее было найти чем солому, которая чаще использовалась на корм скоту, чем на хозяйственные нужды.

Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Углы скрепляли столбами.

Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.

Для домов всех типов был обязателен один принцип – разделение дома на две части, мужскую и женскую. Этот планировочный принцип был напрямую связан с нормами поведения, установленными исламом. Традиционное жилище арабов членилось на переднюю, парадную, мужскую и внутреннюю, заднюю, женскую, закрытую части. Это было связано с прямоугольной планировкой как дома, так и шатра. У тюрков и монголов членение шло по иному принципу – на левую (мужскую) и правую (женскую) части. Так что здесь следует говорить о наложении принципов ислама на традиционные представления тюрков. Так, у монгольских народов юрта членится точно так же, как и у тюрков, хотя они никогда не были мусульманами.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. – Уфа, 1978; Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

2019-02-04T19:32:37+05:00 Культура народов Башкортостана Свой дом башкиры,история,краеведение,строительство,этнография ЖИЛИЩЕ БАШКИР, традиционные жилые постройки для сна, отдыха, бытовых потребностей и т.п., часть традиционно материальной культуры башкирского народа. Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или... КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник

2. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий историко-этнографический справочник. Уфа, 1995.

3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.

4. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.

5. Левшин. А.М. Из истории киргиз-кайсацких орд и степей. Алма-Ата, 1997.

6. Ковалевский А.Н. Книга Ахмеда-ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. Харьков, 1956.

7. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

8. Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический словарь Сибири. М.-Л., 1961.

9. Рона Таш А. По следам кочевников. М., 1964.

10. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

11. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974.

12. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

Р. М. Юсупов

В прошлом юрты (тирмә) изготавливались специальными мастерами (тирмәсе, оҫта), которые были известными людьми в районах Башкирии. По данным С.Н. Шитовой и других авторов, среди мастеров по изготовлению юрт была четкая специализация. Одни мастера делали только решетчатые каркасы юрт (д. Абдулнасырово Хайбуллинского района), другие – жерди купола (уҡ) (дд. Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района). Деревянный обод для устройства свето-дымового отверстия в верхней части купола изготавливали особые мастера в д. Ишберды Баймакского района и д. Рафиково Хайбуллинского района, так как рядом было немало березовых лесов. Кошмы для покрытия решетчатого остова юрты, ее купольной части, отдельно купольного отверстия производили только женщины в деревнях юго-восточных и зауральских районов Башкирии. Среди кошмодельщиц также были особо признанные, благодаря своему умению, мастерицы. Мастерство и практические навыки мастеров обычно передавались из поколения в поколение, то есть в большинстве случаев это было семейным делом, обеспечивавшим благосостояние семьи.

Материал для изготовления юрты

Основным требованием к древесному материалу при изготовлении решетчатой основы вертикальных стенок юрты (кирәгә), состоящей из отдельных решеток (ҡанат), а также длинных купольных жердей (уҡ) была в первую очередь легкость и в то же время прочность. Этим качеством обладают в большинстве случаев обыкновенная ива, тальник. Именно они при умелом изготовлении придают юрте легкость и изящество. Деревянный обод, образующий свод юрты над ее купольной частью (сығараҡ, тағараҡ), должен быть тяжелым и прочным, так как обод своей тяжестью удерживает и придает прочность купольной части, да и всей конструкции юрты. Потому деревянный обод для купола юрты изготавливают из искривленных стволов березы (ҡайын), черной ивы (ҡара тал). Казахские, туркменские и другие мастера Средней Азии делают заготовки для обода юрты из карагача (ҡара ағас), который отличается тяжестью и прочностью. Он использовался при установке больших юрт, но стоил очень дорого. Плотность и прочность древесины березы и карагача обеспечивали надежность и долговечность службы ободов из этих материалов, так как они помимо всего прочего были устойчивы к воздействию метеорологических осадков. В этом отношении деревянный обод, изготовленный из черной ивы, был менее прочным и долговечным.

Заготовка сырья

Сырье для изготовления конструктивных деталей юрты готовили до либо после сокодвижения в стволах деревьев. Мастера обычно заготавливали стволы березы, ивы ранней весной, в конце февраля – середине марта, либо поздней осенью, в конце октября, в ноябре месяце. Срезанные заготовки длиной 200-250 см для решеток и купольных жердей высушивали в тени, в сухом помещении, укладывая на ровную поверхность, очищали от коры, выстругивали специальным столярным инструментом – двуручным тартҡы, а также подправляли неровности небольшим рубанком (йышҡы).

Изготовление купольных жердей

Для того чтобы придать нужный изгиб в нижней части купольных жердей, нижнюю, более толстую часть обтесывали на участке 70-80 см, придав уплощенную форму шириной до 4-5 см. После этого заготовку вымачивали в воде или на пару, чтобы размягчить перед процедурой сгибания нижней части купольных жердей, которые и придавали сферическую форму купольной части юрты. После процедуры вымачивания нижнюю часть купольных жердей изгибали на специальных станках, накладывая друг на друга по 6-8 штук. Форму изгиба проверяли специальным лекалом. Деревенские мастера в районах Башкирии изгибали более простым традиционным способом. Вбивали в землю три кола высотой до 0,5 м или вставляли их в специально выбитые отверстия на полу или стене мастерской. Расстояние между первым и вторым колом было до 1,5 м или чуть более, третий кол вбивали в землю или пол на расстоянии 40-50 см от второго кола, но не на одной линии, а на 30-40 см ниже. Вымоченные жерди длиной 200-250 см (в среднем 220 см) сгибали в утолщенной части и вставляли между колышками и сушили 10 и более дней. После высыхания купольные жерди принимали нужную форму изгиба, что и придавало куполу юрты объемность и сферичность. Толщина купольной жерди в нижней части, которая привязывалась к решетке, была, как уже говорили, 4-5 см, в центральной – 3-4 см, верхний конец жерди, который вставлялся в деревянный обод свода, делался для прочности соединения четырехгранным.

Жерди, которые крепились над верхней частью дверной коробки, делались короче остальных, так как верхняя перекладина дверной коробки, к которой крепились жерди, была на 20-30 см выше решетчатых стен юрты. В верхней перекладине дверной коробки делались специальные косые пазы, куда и вставлялись нижние концы наддверных купольных жердей (Рис. 1.2). В нижней части каждой жерди просверливали отверстие, через которое пропускали сыромятный ремешок или прочную веревку для привязывания жерди к верхним решеткам (перекрестиям) концевых планок решетки. Количество жердей зависело, таким образом, от количества развилок в каждой решетке. На юрту из 5-6 решеток уходило в среднем 100-120 купольных жердей длиной 200-220 см из березы или ивы.

Изготовление решеток юрты

Вертикальные стены юрты (кирәгә,тирәс) раздвижные, состоят из отдельных звеньев-решеток вытянутой формы (ҡанат), которые как бы крыльями укрывают ее остов. От количества звеньев-решеток зависела величина юрты. Средние юрты были чаще всего из 5-6 решеток. Для торжественных случаев, свадеб и т.д. делали просторные, высокие юрты из 10-12 звеньев. Материалом для решеток чаще всего служили ива и тальник, в изобилии произраставшие по берегам рек и водоемов. Они отвечали главным требованиям для решеток – были легкими, гибкими и прочными на изломе. Заготовленный в весенне-осенний период материал также высушивали, выравнивали с обеих сторон рубанком. В среднем длина планок для решеток была 180-200 см, толщина 1,5-2 см, ширина до 3 см. Планки в центральной части слегка изгибали наружу. Для этого также вбивали в землю или пол на расстоянии друг от друга 60-70 см 3 кола, центральный кол отстоял от боковых кольев на 10-15 см от осевой линии. Между кольями вставляли по 5 штук ивовых планок и держали до полной фиксации искривления в центральной части планки 10-12 дней. Изгиб придавал выпуклость боковым стенкам юрты. Отдельные решетки (ҡанат) состояли из четного количества ивовых или тальниковых планок. Обычно в одной решетке было 44-48 планок: по 22-24 в каждом направлении, так как планки накладывались друг на друга в разных направлениях и скреплялись в перекрестиях сыромятными ремешками с узелками на концах. (Рис. 1.3.) Состоятельные и богатые скотоводы могли скреплять планки медными гвоздиками с чеканными головками. У киргизов, богатых казахов в прошлом планки скрепляли чаще всего также медными, а то и серебряными клепками с чеканными головками. После сборки решеток их красили с внутренней стороны красной краской. В нормально растянутом виде каждая решетка по 24 планки в каждом направлении и расстоянии между планками 10-15 см имела длину от 270 до 350 см.

Изготовление свето-дымового деревянного обода

Деревянный обод обычно делают двусоставным, из двух половинок. Диаметр составляет в среднем 120-150 см. Обе половинки обода делали из искривленных стволов березы, тщательно обтесывая, придавая им форму полукруга, или же из простого ствола березы, который после недельной распарки в теплой воде искривляли при помощи тех же кольев, вбивая их в землю по размеру обода и необходимой кривизне. После придания обеим половинкам обода форму полукругов их стыковали, плотно стягивая, сыромятным ремешком, который пропускали через просверленные на торцевых концах полукругов отверстия. Поверх соединений место стыка обматывали сырой кожей, края которой сшивали. По мере высыхания кожа стягивалась и очень прочно фиксировала место соединений полукругов, благодаря чему получался очень прочный цельный свето-дымовой обод. Далее в боковой поверхности обода делали сквозные отверстия, направленные косо снизу вверх, куда при сборке купола вставляли заостренные или четырехгранные концы купольных жердей. Количество отверстий в ободе равнялось количеству жердей купола (100-120 штук). Над свето-дымовым ободом делали купол из выгнутых вверх и перекрещивающихся по центру дугообразных планок. Дуги, предварительно выгнув, вставляли в просверленные отверстия по верхнему торцу обода по 3-4 штуки в каждом направлении. Таким образом, эти выгнутые вверх на высоту до полуметра планки над свето-дымовым обручем логично завершали сферическую форму шатровой части юрты. Внутреннюю сторону деревянного круга-обода, а также нижнюю поверхность дугообразно изогнутых планок-перекладин украшали резьбой.

Изготовление дверей юрты

До конца XIX – начала XX вв. вместо двери вход в юрту снаружи прикрывался толстым, иногда двухслойным прошитым войлоком. Ширина войлочного полога была шире дверного проема, благодаря чему он плотно прикрывался. В летнее время войлочный полог скатывался в рулон и подвешивался над дверью, при необходимости он легко опускался.

С начала XX в. начали делать деревянные одно- и двустворчатые двери. В период своих исследований в дореволюционной Башкирии в 1905-1908 гг. С.И. Руденко застал в юртах, за редким исключением, в основном, деревянные двери. По словам наших информаторов, дверная коробка делалась из местного строительного материала: липы (самая легкая и популярная), осины, дуба и сосны. Доски дверной коробки готовились из досок длиной 120 см, шириной 15 см и толщиной 4-5 см. Внутренний размер проема двери составлял 160 на 80 см. В боковых косяках дверной коробки вдоль ее ширины просверливались сквозные отверстия, к которым подтягивались и крепились ремешками боковины войлока, укрывающего решетчатые стенки юрты. В верхней стороне дверной перекладины просверливались на глубину 2-3 см 5-6 отверстий, куда вставлялись нижние концы купольных жердей. (Рис. 1.2) Для устойчивого крепления крайних решеток параллельно обоим боковым косякам дверной коробки крепились по одной вертикальной круглой стойке диаметром 3-4 см. Стойка вставлялась в специальные отверстия, высверленные по концам верхней и нижней перекладины дверной коробки, которые выступали на 10-12 см за края дверной коробки. Дверь обычно делали двустворчатой, изнутри покрывали красной краской. Снаружи в холодное время межсезонья ее утепляли войлочными полстями. Дверь обычно крепили специальными широкими ремешками или дверными шарнирными петлями.

Сборка юрты

Прибыв на место летовки, выгружали с навьюченных лошадей, телег сложенные и связанные решетки, купольные жерди войлочные покрышки, свето-дымовой обруч, дверную коробку, бытовую утварь, посуду и т.д. После этого выбирали место для установки юрты на более-менее ровном месте, поближе к воде и опушке, если рядом был лес. После этого начиналась сборка юрты. Традиционно этим делом занимались женщины. Вначале ставили с восточной стороны дверную коробку, к которой с левой стороны прикрепляли ремешками первую решетку, к ней – все остальные, скрепляя их между собой ремешками и крепко обвязывая на стыках веревками из конского волоса (Рис. 1.1). Самую последнюю решетку крепили к вертикальной стойке с правой стороны дверной коробки. Концы планок боковин решеток вставляли в отверстия на наружных сторонах дверных косяков. После этого по всему периметру верхнего края решетчатого остова юрты стягивали каркас веревкой и поверх нее протягивали вытканную красивым узором цветную шерстяную тесьму.

Рис. № 1. Варианты крепления решетки и отдельных планок

Азии. М., 1991)

Смонтировав и жестко скрепив решетчатый остов юрты (кирәгә, тирәҫ), приступали к сборке купола юрты. Здесь помогали мужчины. Вначале на двух специальных шестах с заостренными концами 2-3 мужчин поднимали свето-дымовой деревянный обод (Рис. 2). Женщины вставляли в концы обода острые или граненые концы жердей. Нижний конец жердей крепили к перекрестиям верхнего края решеток юрты. Затем последовательно крепили ремешками к решетчатому остову остальные купольные жерди. Как уже говорили, на нижнем конце этих жердей просверливали специальные отверстия, через которые продевали и крепко завязывали узлом сыромятные ремешки так, чтобы длинные их концы оставались свободными. Этими концами и подвязывали к верхним перекрестиям планок решетки нижние концы жердей.

Рис. № 2. Сборка юрты

(из книги С.И. Вайнштейн. Мир кочевников центра

Азии. М., 1991)

После этого деревянный каркас юрты покрывали войлочными полстями. Вначале укрывали четырьмя длинными прямоугольными полстями войлока боковые стены юрты. Затем тремя трапециевидными кусками войлока покрывали купольную часть юрты таким образом, чтобы нижние края купольного войлока на 10-15 см нависали над верхним краем боковых стен юрты. После этого боковые стены юрты обвязывали вкруговую специальными 3-4 поясами из конского волоса шириной от 2 до 10 см. Это укрепляло и остов юрты и плотно прижимало нижний нависающий край купольного войлока к верхнему краю боковых стен юрты. Купольные войлочные покрышки также крепко перетягивались крест-накрест 4-6 волосяными арканами или веревками, концы которых привязывались к колышкам, прибитым в землю по периметру юрты. Специальной четырехугольной кошмой (төндөк) закрывали купол свето-дымового отверстия. Три конца этой войлочной кошмы прочно крепились веревками к корпусу юрты, к четвертому свободному углу крепили веревку, с помощью которой можно закрывать или открывать дымоход в куполе юрты. Свето-дымовое отверстие было обычно открытым, его закрывали только в непогоду. Купольные пласты войлока были обычно толще боковых, и их края обычно обшивали конским волосом для жесткости. Купольные войлочные полсти поднимали с помощью специальных деревянных шестов длиной 250-300 см, на одном конце которого был острый металлический гвоздь, другой конец был просто заострен. Острым концом длинного шеста поддевали верхний край купольного войлока, другой конец шеста, уперев в землю, без особого труда двумя шестами поднимали войлочную покрышку на купольную часть юрты. В холодное время года низ юрты дополнительно утепляли широким поясом из войлока, который вкруговую стягивали веревкой. По периметру юрты прокапывали канавку на случай дождей и таяния снега, чтобы вода не затекала внутрь юрты. Обычно юрты на летовках покрывали темным или серым войлоком. Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывали поверх войлочных покрышек светлым шелком.

Обустройство полов

Полы устилали обычно несколькими слоями войлока. На землю стелили старые, темные, серые войлоки. Поверх них обычно стелили свежие, белые войлочные покрытия. На них стелили красивые ручной выделки циновки. Перед выходом и у входа расстилали также небольшие циновки. Деревянные полы в юртах обычно не настилали, так как в просветах между досками и землей создавались сквозняки и терялось тепло, в то время как при войлочной подстилке края войлочных полстей по периметру юрты загибались кверху, тем самым создавая герметичность и сводя на минимум потерю тепла. Кроме того, под деревянными полами могли скапливаться мусор, грязь, насекомые, мыши, что, по мнению стариков, отрицательно влияло на внутренний комфорт и ауру благополучия и здоровья внутри юрты.

Таковы основные этапы и особенности изготовления тюркской юрты со сферическим куполом из традиционных материалов и традиционным способом. Юрта легко собирается и разбирается. 2-3 женщины могут устанавливать ее в течение одного часа. Мужчины помогают женщинам лишь при подъеме деревянного свето-дымового обруча. Юрта хорошо сохраняет тепло, в летнюю жару в ней прохладно и уютно. Если очень жарко, нижние войлоки поднимают и привязывают веревками. Обтянутые легкими декоративными тканями боковые стенки защищают от пыли и мусора. Основные параметры 4-5-звеньевой юрты следующие. Общий вес с войлочными покрытиями стен и купола – 400-450 кг, без войлочных покрытий – 150-200 кг. Окружность – около 16-18 м., высота – до 3 м и более, диаметр – 8-10 м, площадь – около 20 м². Однако при входе в юрту все размеры теряют значение, и внутреннее ее пространство и убранство поражают Вас своей умиротворенностью, защищенностью и простым земным счастьем.

Литература

1. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996.

    Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

    Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. Т.II.

    Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л.. 1955.

    Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

Елена Павлова
Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище - юрта»

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи ,

Дать детям элементарное представление о жилище башкир – юрта ,

Показать характерные особенности украшения юрты,

Закрепить раннее изученные слова,

Познакомить с башкирскими словами .

Словарная работа : юрта-тирме , аул (башкирская деревня , бабушка-олосей, дедушка-олотай, папа-атай, мама-эсей, дети-балалар, здравствуйте-хаумахагаз.

Оборудование : иллюстрации с изображением юрты, куклы в башкирских национальных костюмах , картинки башкирского орнамента ; аудиозаписи, платки, салфетки, цветная бумага, клей, кисть.

Ход занятия:

Воспитатель в национальном башкирском костюме . Слышатся мелодия курая (запись) . Стихи детей.

1 реб. Башкортостан !

Моя земля и небо!

Моя любовь! Мой соловьиный край!

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

2 реб. А мне он пел…

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Когда мы просим друга спеть

И полились причудливые звуки.

3 реб. На просторах башкирской земли

Много разных народов живет,

Все народы, как братья равны

Всем народам любовь и почет!

Правильно на башкирских землях живет много разных народов, но основное население это – башкиры , и сегодня мы с вами познакомимся с их национальным жилищем .

Акто знает где жили башкиры ? (в степи) . Башкиры занимались разведением животных и им нужно было жилье которое легко собирается и разбирается

Может кто-нибудь знает башкирское жилище ? Правильно - юрта , а по башкирски будет - тирме . Давайте повторим юрта – тирме .

Показ слайдов

- Юрта сделана из живых материалов : шерсти, дерева и кожи. Нижняя часть – решетка, слегка скреплена в перекрестках ремнями так, чтобы было удобно складывать, когда нужно вести юрту; и раздвигать когда юрту ставят. Деревяный круг, служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывалась отдельной верхней кашмой. Важнейшим элементом башкирской юрты была зановесь (шаршау, которая разделяла жилище на 2 неравные части . Правая от двери, меньшая была женская (спальня, там хранились предметы хозяйственной необходимости, одежда, припасы. Левая большая предназначена для мужчин была гостевая. Башкирский народ использовал для украшения своего жилища вышитые ковры , вышитые полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие .

Игра “Юрта” .

Ребята мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников, мы будем работать в мастерской, занимайте рабочие места. Сейчас мы с вами будем украшать юрты для башкирского народа .

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах ? (черный, красный, желтый, зеленый)

С чего начинаем работу?

Какие элементы вы видете? (ромб, квадрат, полосы)

Обратите внимание на то, что полосы могут соединятся друг с другом, а могут быть и на расстоянии. А теперь преступаем к работе.

Итог : - Ребята как называлось жилище башкир (юрта , а по башкирски (тирме) .

Чем украшали юрту изнутри? (Коврами, паласами, одеждой ит. д.)

Кого мы сегодня поселили в юрту (Бабушку - олосей, дедушку - олотай, маму - эсей, папу - атай, детей - балалар). Молодцы ребята за то что вы внимательно слушали и сделали для Айгуль и Айрата юрту они для вас принесли угощения.

Башкиры относятся кочевым народом, поэтому проводят большую часть жизни не в возведенных ими домах, а в небольших сооружениях, носящих временный характер. Самый распространенным жилищем являлась юрта.

История и описание юрты

Юрта сыграла огромную роль в развитии человечества, это изобретение часто сравнивают с парусом. Дело в том, что создание юрты позволило быстро перемещаться на большие расстояния, что очень важно для кочевых народов.

Первые кочевники совершали свои путешествия в кибитках и палатках, которые ставили на колеса. Однако, эти кибитки были не так удобны как юрты, которые можно было в любой момент собрать и перевезти в форме вьюка. Такая форма собранной юрты позволила передвигаться там, где раньше народы передвигаться не могли. Например, на узких тропах или в дремучих лесах. Для тех, кто передвигается в дорожных кибитках, такие препятствия, как река или лес были практически непреодолимыми, в то же время лошадь, несущая свернутую юрту, могла легко пройти по самой узкой тропинке.

Если юрта имеет диаметр четыре метра, она переносится двумя лошадьми. Последние могут преодолевать с таким грузом до нескольких десятков километров в день, при этом не перетруждаясь и отдыхая в достаточном количестве. Так как у большинства семей имелось много лошадей, при необходимости несколько десятков километров превращались в почти сотню. Таким образом, буквально за две недели кочевники могли преодолеть до тысячи километров. Это сыграло роль в завоеваниях кочевников, которые они осуществляли очень быстро и на больших расстояниях.

Юрта существовала несколько тысяч лет, за это время ее усовершенствовали и отсекали лишнее элементы. Каждая часть юрты может быть заменена другой, каждая часть носит универсальный характер.

Башкирская юрта

Несмотря на то что юрту изобрели несколько тысяч лет назад, ее использование остаётся актуальным и в настоящее время. Это популярность обуславливается маленьким весом, и хорошей компактностью. В то же время она не мешает мобильности перемещения и может использоваться практически в любую погоду.

Помимо вышеописанных качеств, юрта обладает еще одним очень важным качеством – низкой стоимостью. Материалы стоят достаточно дёшево, а установка и обслуживание такого жилья не требуют специальных навыков. Стоимость юрты составляет одну третью часть от других сооружений, которые можно возвести очень быстро.

башкирка в юрте

Юрты используются в современном мире, к примеру, в Башкирии. Этот регион обладает замечательной природой, которая привлекает множество туристов. Однако, если стоит вопрос о возведении специальной туристической базы, всё упирается в денежные средства. Туроператоры не готовы предлагать своим клиентам палатки, так как последнии не обеспечивают нужную степень комфорта. Именно здесь можно применять юрту. Она находится в средней категории цены и качества и является тем самым необходимым компромиссом.

Таким образом, туроператоры могут организовывать передвижные туристические базы. Например, один грузовик может привести до нескольких юрт, в каждом переносном доме можно с комфортом поселить несколько человек. Получается практически полноценная туристическая база, которая может размещаться каждый раз в разных места абсолютно без усилий.

Башкирская юрта. Конструкция

Сама по себе юрта представляет собой переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома, как правило, были из войлока. Установка юрты происходила поэтапно, со строгим соблюдением несложной технологии. Если от последней отой, есть опасность замерзнуть или погасить домашний очаг. В первую очередь, определяли место, в котором нужно установить переносной дом. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решётки, которые скрепляются веревками между собой. Этот каркас покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос. Стоит заметить, что войлочное покрытие устанавливалось в соответствии с определенным порядком. В первую очередь закидывали кошму с юго-запада, затем с юго-востока. После этого накидывали оставшиеся кошмы так, чтобы их края имели возможность придавить края первых.

Конструкция башкирской юрты

Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли. Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось, очевидно, для защиты от холодных ветров. Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь. Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина.

Конструкция башкирской юрты

Благодаря полукочевому образу жизни, в обиходе башкиров появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковёр никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей.

Конструкция башкирской юрты

К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.

Распределение жилищного пространства

По традиции, вход располагается к югу. Это имеет практическое значение – северную сторону необходимо утеплить и укрепить, дверь только помешает. Часть жилища, которая располагается у северной стены, считается наиболее важной. Как правило, ее выделяют гостям хозяина. На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону.

В центре находится очаг. Такое расположение источника тепла позволяет обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие в крыше, для отвода дыма. В другой части юрты данное отверстие было бы неудобным. Когда очаг выносят на улицу, в центре жилища располагают скатерть, которая играет роль обеденного стола. Вокруг импровизированного стола размещаются члены семьи и гости, садясь на специальные подушки, предварительно раскинутые вокруг.

Шаршау – очень важная часть каждой юрты. По сути, она представляет собой плотный занавес, который используется в качестве перегородки. Последние необходимы для разделения жилья. Иными словами, шаршау это стены квартиры.

Юрта традиционно делится на две части: женскую и мужскую.

внутри юрты

Женская часть жилища всегда меньше. Она находится по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Проецируя юрту на современное жилье, можно сказать что в женской части находилась кухня и гардеробная. Все, что нужно женщине, не заинтересованной в карьере. Кроме того, в этой части юрты располагалась детская. В современном мире такое разделение невозможно хотя бы потому что женщины и мужчины играют примерно одинаковую роль в семье. Однако, кочевники жили во времена патриархата, когда мужчина занимал главенствующую роль, женщина была второстепенной. Поэтому того, что располагалось в правой части юрты, было вполне достаточно.

Распределение жилищного пространства

Мужская часть была больше чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину хижины принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась различным текстилем: коврами, скатертями, полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи. Вид футляров для пороха, конской упряжи, подсумок для дроби абсолютно привычен для этой части юрты.

Особое место выделяется для тех, кто пришел в гости. Это почетное место выделяется напротив дверей. у самой утепленной стены. В этой части юрты также размещается и сундук с ценнейшими вещами семьи. В их число, как правило, входили различные ковры, одеяла, постельные принадлежности.

Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.