Верняева т.а., cуходольский г.в. типологические портреты профессиональных общностей



Интерпретация жанровой формы произведения начинается с его заглавия, которое является важнейшим компонентом текста. Некоторые воспоминания, посвященные современникам, можно отличить от других произведений мемуаристики, уже только прочитав заглавия произведений или их оглавление. «Мой лунный друг. О Блоке», «Одержимый. О Брюсове», «Задумчивый странник. О Розанове» и другие портреты составляют сборник «Живые лица» З. Гиппиус. «Бердяев», «Александр Бенуа», «Андрей Белый» - это главы книги Б. Зайцева «Далекое». В «Некрополь» В. Ходасевича входят главы «Брюсов», «Андрей Белый», «Муни», «Гумилев и Блок»... Подобная номинация глав произведений, конечно, не является обязательной, но показательна.

Перечисленные произведения мы относим к такой жанровой модификации мемуаристики, как литературный портрет, который является «активной, распространенной и продуктивной формой», по замечанию О. Марковой.

Литературный портрет - это «самостоятельный жанр, дающий художественную целостную характеристику реального человека в его индивидуально-неповторимом, живом облике».

О возникновении жанра литературного портрета и истории его развития пишут, например, Л. Гинзбург (1975), О. Кашпур (1995), А. Яркова (2002).

Расцвет жанра начался на рубеже XIX-XX веков, эта тенденция продолжилась в литературе XX века - как советской, так и русской зарубежной. В 20-30-е годы XX века литературный портрет как модификация мемуаристики «становится заметным явлением литературного процесса».

Изучение литературного портрета в отечественной науке началось на конкретном историко-литературном материале, прежде всего на материале творчества М. Горького. Основные проблемы изучения портрета как жанра были намечены в статье Е. Тагера (1960) и развиты В. Бараховым (1960), В. Гречневым (1964). Обобщающие работы, затрагивающие специфику жанра, принадлежат Б. Галанову (1974), В. Барахову (1985), О. Марковой (1990), О. Кашпур (1995), А. Ярковой (2002). Можно сказать, что литературный портрет изучен достаточно основательно, охарактеризованы его жанровые признаки, описаны элементы структуры.

Но литературный портрет как модификация мемуаристики изучен еще недостаточно. Хотя многие исследователи признают, что литературный портрет - это «самостоятельный жанр мемуарной литературы», «один из жанров мемуарной литературы», хотя в целом обозначены типологические свойства «мемуарного портрета», все же на практике жанровая номинация произведений, являющихся по сути мемуарными литературными портретами, вызывает затруднения, что мы показывали во введении и подтвердим на примере конкретных произведений.

(Оговоримся, что вместо термина «жанровые модификации мемуаристики» мы будем использовать «жанр» как более экономный и как равнозначный в рамках данного повествования).

Необходимо четко обозначить канон литературного портрета как модификации мемуаристики, чтобы далее выявить индивидуально-авторское своеобразие произведений.

О. Маркова в диссертационном исследовании «Современный литературный портрет: Типология и поэтика жанра» определяет «общие принципы портретирования в мемуарном портрете». Это ««установка на подлинность», ретроспективность в осмыслении личности и эпохи, открытость авторских оценок, опора на личные впечатления автора, ...портретируемый дается на фоне эпохи, ...в сопряжении с «другими» героями книги».

О. Кашпур в работе «Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева» выделяет «специфические черты литературного портрета как особого жанра мемуаристики», но обозначенные свойства являются, на наш взгляд, характерными для литературного портрета в целом и не подчеркивают «воспоминательную» природу мемуарного портрета. Так, исследователь определяет объект изображения (реально существовавший человек), задачу автора портрета («максимально точно воспроизвести черты реального облика прототипа»), а также то, что «портрет заключает в себе субъективные представления автора» и домысливание внутренних черт героя.

Проблеме внешнего сходства в литературном портрете соответствует проблема мемуарной или исторической точности. Принцип портретности рождается из особенностей реалистической типизации, то есть такого художественного обобщения, которое неотделимо от индивидуализированного изображения человека

Во многих мемуарах можно найти немало портретов и зарисовок. Но они не имеют своего отдельного жанрового статуса, а включаются как элемент текста в общее описание миновавшего, являясь лишь деталью картины и оживляя ее лицами - современниками автора.

О. Маркова в связи с этим выделяет две разновидности мемуарного портрета по структурной организованности - «связанный», «несвободный» портрет как часть большого мемуарного повествования и как самостоятельное «свободное» жанровое образование. На наш взгляд, предложенная исследователем типология не учитывает, что задача автора литературного портрета - «максимально точно воспроизвести черты реального облика прототипа», как мы уже цитировали выше.

Предмет повествования в литературном портрете - другие люди, современники мемуариста. «Литературный портрет синтетически обобщает все знания о конкретном человеке, включая его биографию, произведения (если речь идет о писателе), отношение к нему современников, а также отношение автора», - пишет А. Яркова.

И в литературном портрете, и - шире - во всей мемуарной литературе, характер портретируемого лица является «фактом такого же художественного значения, как в романе, потому что он также является своего рода творческим построением». Отличие стратегии автора в литературном портрете от романистики заключается в том, что автор воссоздает характер героя вне вымысла. Он воспроизводит свои впечатления, свое видение поступков, психических особенностей, отражает тип поведения личности, конкретные ситуации жизни, не вкладывая в изображение какие-либо свои творчески вымышленные детали.

Одновременно с описанием особенных черт характера героя автор стремится выделить комплекс типических качеств, которые поднимут личность до ясно обрисованного типа, в котором сконцентрированы важные свойства времени. Таким образом, литературные портреты в лучшем своем виде - это представление и познание эпохи «в лицах».

«Герой» максимально близок реальному историческому лицу, но автор еще и размышляет над изображаемой личностью, не просто наблюдает, а вглядывается, пристально рассматривает объект, который анализирует. Как замечает А. Яркова, «автор - активное начало, он ставит задачу не просто объективно изобразить человека, но изучить его, понять сущность личности». Понимание особенностей характера героя, вдумчивое проникновение в его мировоззрение, активная авторская интерпретация героя и всего материала конструируют жанр литературного портрета.

Компонент анализа, присущий жанру литературного портрета, представляет такой жанрообразующий фактор, как «понимание действительности», по М. Бахтину, или «формула мира», по Н. Лейдерману.

В мемуаристике вообще, и в литературных портретах в частности, присутствует субъективный элемент - даже когда воспоминания посвящены другим лицам. Автор в любом случае ведет рассказ через призму своего индивидуального восприятия. Следовательно, «авторская субъективность предстает неотъемлемой чертой любых мемуаров», так как мемуарист «стремится обозначить радиус своего кругозора, хронику встреч, личные ретроспективные настроения, так или иначе оправдать отбор запомнившихся эпизодов».

Неизбежная авторская субъективность привносит в литературный портрет оттенок незавершенности характера: мемуаристу трудно создать законченную целостность характера своего современника. И хотя автор издалека, из своего времени знает «ближайшие и отдаленные последствия», по замечанию А. Тартаковского, он не ставит перед собой задачи исчерпывающе нарисовать характер, как сделал бы это романист, которому о герое все известно и который создает его, опираясь на свое воображение.

Концептуальное, вдумчивое проникновение в портретируемую личность, постижение образа в его целостности, глубокое видение характера героя автором, мера обобщения выступает, таким образом, доминирующим фактором, показателем жанра литературного портрета, отличающегося от других модификаций мемуаристики, для которых характерна эскизность портретных зарисовок, беглость их интерпретации.

Для того чтобы точнее определить канон литературного портрета, необходимо разграничить понятия авторского начала и субъективности. В авторское начало входит все то, что вообще являет собой сознание автора: это мироощущение, система взглядов - политических, философских, нравственных и других. Субъективность же входит в поле авторского начала одним из его компонентов - как непосредственная личностная оценка тех или иных событий, как особая интонация, сопровождающая видение жизни.

Литературному портрету изначально свойственна свободная композиция и отсутствие жесткого сюжета, которые дают возможность легко переходить от одной детали к другой. Отсюда мозаичность и фрагментарность, благодаря которым образ человека предстает в самых разнообразных аспектах и лабиринтах связи с миром. Выстраивание сюжета, нахождение причинно-следственных связок и переходов заметно бы связало мемуариста и воспрепятствовало бы легкости изложения. Однако вполне возможны элементы сюжетики в подаче отдельных эпизодов встречи, и разнородные детали, сцены, характеризующие одного героя, только на первый взгляд представляют мозаику. На самом деле составляющие описательные и динамически изобразительные элементы образуют целостное пространство портрета со своей внутренней логикой, подчиненной общему замыслу портретиста.

В литературном портрете автор постигает целое через отдельное, частное, индивидуально-личное, то есть идет индуктивным путем познания - от фактов к некоторому общему утверждению. Эта традиция ведется от Плутарха, заметившего: «Часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, ...руководство огромными армиями и осады городов».

Античная традиция оказалась настолько жизнеспособной, что и в XVIII веке Ж.-Ж. Руссо восхищается манерой портретирования, созданной Плутархом: «Плутарх превосходен именно в этих подробностях... Он с неподражаемым изяществом рисует великих людей в маленьких вещах; и так удачно выбирает эти мелочные черты, что нередко ему достаточно одного слова, улыбки, жеста, чтобы охарактеризовать своего героя».

XX веку так же свойственна эта традиция. «В жизни настоящего человека нет мелочей», - утверждал К. Паустовский, мастер находить в «мелочах» красоту непознанного, «малые капли воды, в которых отражается солнце». Удачно найденные бытовые мелочи добавляют литературному портрету убедительность и достоверность, физическую ощутимость, так как без них контуры лица не получили бы живого наполнения и остались бы силуэтами. Поэтому подробности приобретают функцию значимой художественной детали. Не случайно А. Герцен дорожил теми «мелочами, без которых лица перестают быть живыми и остаются в памяти крупными очерками, профилями».


Кириллова Екатерина Леонидовна

Свое бурное развитие фотосъемка пережила в середине XIX века. Создаваемая как альтернатива живописи, фотография со временем превратилась в самостоятельный вид изобразительного искусства, когда и началась история фотопортрета. Первые фотографические эксперименты сразу вызвали большой интерес. Особенно привлекательна была иллюзия простоты получения изображения. Качество работы фотографа оценивали по степени достижения внешнего сходства, а погрешности фотографии исправляли вручную ретушерами. Например, прорисовывались глаза, которые на фотопортретах того времени часто получались закрытыми. По желанию клиентов, фотографии раскрашивали акварелью.

Портреты с характером

Для создания портрета использовали громоздкие камеры. Фотоматериалы, применяемые в ту эпоху, требовали длительных экспозиций и не позволяли схватывать мимолетные движения. Но, с другой стороны, из-за того что человек оставался перед объективом фотокамеры продолжительное время на портретах запечатлевались не только внешние черты человека, но и открывались черты его характера. Такой подход к съемке можно увидеть в работах известного российского фотографа Сергея Левицкого. Его известные фотопортреты – это знаменитые русские писатели и общественные деятели XIX века, такие как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Ф. И. Тютчев, И. А. Герцен и многие другие. Кроме того, в 1877 году он получил звание фотографа Их Императорского Величества и создал портреты четырех поколений династии Романовых.

Фото Моисея Наппельбаума

Как правило, фотографы-портретисты в конце XIX века создавали свои работы в одном и том же стиле: использовались повторяющиеся аксессуары, работы выполнялись на белом или сером фоне, выстраивались групповые «трехъярусные» композиции. Фотограф Моисей

Эксперименты с позами

Наппельбаум в своих работах бросает вызов устоявшимся традициям. Он отвергает статичность поз, создающих ощущение искусственности, перестает использовать однотонные серые фоны и вместо традиционной композиции предлагает живые сцены общения людей. Наппельбаум утверждал, что в портрете должно ощущаться движение, иначе в нем не будет жизни. Этим принципом руководствуются и современные фотографы-портретисты.

Например, в старых фотопортретах американского фотографа Родни Смита важно все - поза, жест, направление взгляда. Все это создает в его портретах присущую только ему энергетику. На данный момент работы Смита отмечены 75 наградами и выставляются в престижных галереях по всему миру. С изобретением портативных камер появилась возможность отказаться от студийных съемок и необходимости позировать перед фотоаппаратом. Это спровоцировало развитие нового жанра - репортажного портрета. Знаменитый фотограф Андраник Кочар в своих снимках отказывается от поиска выразительных поз, а фиксирует отдельные мгновения в поведении человека во время общения.

Визуальные образы, создаваемые с помощью света, насыщают картину теплом и жизнью или, как в работах Роберта Мэпплторпа, напротив, делают ее чуть ли не безжизненной. В своих работах Мэпплторп выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркивались холодность, отчужденность, одиночество изображаемого, находящегося как будто в безвоздушном пространстве.

Говоря о своих работах, фотограф-портретист Арнольд Ньюмен отмечал, что для того, чтобы сделать хороший портрет, необходимо думать не только о личных качествах позирующего, но и о доме, в котором он живет и работает, нужно знать, как он ведет себя в повседневной жизни, и понимать, что делает этого человека личностью.

Значение портретного фото

Фотография важна не только с художественной точки зрения, она является памятным историческим документом и включается в арсенал научного инструментария и доказательств. Например, фотографии этнологов, географов, репортеров, путешественников часто обладают высокой художественной ценностью, но при этом со временем превращались в важные исторические документы. То же самое можно сказать и о портретном жанре. Типология портретов весьма разнообразна. К ним относятся и студийный, и репортажный портреты, психологический и детские, они могут быть как цветными, так и черно-белыми. Со временем фотопортреты становятся научным, историческим и документальным свидетельством эпохи.

© О.А. Малетина, 2006

ТИПОЛОГИЯ ПОРТРЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

О.А. Малетина

Типологии портретов многочисленны и разнообразны, но наиболее многоаспектны классификации художественного портрета. Например, их классифицируют по таким признакам, как способ создания, форма, структура и т. д. В основе классификации портретов могут лежать композиционно-стилистические приемы создания портрета: отвлеченный портрет, живописный портрет, пластичный и архитектурный портрет, портрет паспортный, портрет с преобладающей чертой, или портрет-лейтмотив, комический портрет, а также портрет меняющегося выражения, где смена выражения означает связь между физическим и психическим, то есть перемены в цвете лица, в форме и блеске глаз влекут за собой перемены в настроении, в выражении лица 1.

Г.С. Сырица в своем исследовании предлагает развернутую ситуативную классификацию портретных описаний: портрет-восприятие, портрет-самовосприятие, портрет-воспоминание, портрет-самовоспоминание, портрет-узнавание. Портрет может представлять собой обобщенное описание индивидуальных портретных примет или отражать «теперешнее» состояние, когда постоянные черты высвечиваются той или иной стороной в определенной ситуации 2.

На основе количества передаваемой информации А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов 3:

1) портрет-штрих;

2) оценочный портрет;

3) ситуативный портрет (минимальное количество информации);

4) дескриптивный портрет (количество информации превышает минимальное количество предшествующих типов и имеет тенденцию к разрастанию); данный тип портрета делится на фрагментарный и полный портрет.

Портрет-штрих включает краткие портретные характеристики персонажа, состоящие из одного или двух его признаков. Такой вид

портрета используется при описании второстепенных и эпизодических персонажей. Оценочный портрет содержит авторские оценки, сильно окрашенные модальностью. Ядром портретных структур этого типа являются такие квалифицирующие черты, как «лучший», «худший», «добрый», «красивый», их периферия формируется за счет фрагментов других портретных типов. К ситуативному портрету относятся те признаки, которые становятся характерны для персонажа в различных ситуациях. Подробный дескриптивный портрет характеризуется отображением большего числа отдельных признаков ситуации языковыми средствами. Фрагментарные портреты - это небольшие по протяженности портретные зарисовки, содержащие два или три признака персонажа. Фрагментарный портрет представляет собой усеченный вариант подробного.

Н.А. Родионова выделяет следующие типы художественного портрета 4:

1) портрет-представление (или портрет-знакомство);

2) портрет-оценка (или портрет-восприятие);

3) портрет-ситуация.

Целью портрета-представления является знакомство читателя с персонажем [подробный и исчерпывающий портрет дается в начале текста (в рассказе), главы (в романе и повести)]. Если для портрета-представления не имеет значения восприятие персонажа, то в портрете-оценке, наоборот, семантически значимым являются ощущения наблюдателя, в роли которого выступает повествователь или другой персонаж (лексическая примета такого портрета - наличие предикатов со значением зрительного, слухового, то есть вообще чувственного восприятия). Назначение портрета-ситуации связано с отражением облика героя, о котором упоминается в каком-нибудь эпизоде, то есть такой портрет обусловлен конкретной ситуацией.

Следует отметить, что А.Н. Беспалов и Н.А. Родионова по-разному определяют портрет-оценку или оценочный портрет, но что касается портрета-ситуации, их мнения совпадают. Н.А. Родионова рассматривает данные типы портрета с точки зрения их синтаксической реализации в художественном тексте. Мы считаем нецелесообразным выделять портрет-ситуацию, так как в некоторых случаях портрет-восприятие и портрет-представление можно рассматривать как портрет-ситуацию.

Особый интерес для нас представляет структурно-семантическая классификация К.Л. Сизовой, построенная на тематических и структурных основаниях. К.Л. Сизова полагает, что собственно портретное описание включает такие характеризующие внешность персонажа элементы, как характеристика одежды героя, характеристика формы черт лица [форма носа: прямой, вздернутый, форма глаз (глаза, глазки), рот, подбородок, щеки], цветовая характеристика облика героя, характеристика жестов и манеры держаться, характеристика мимики (взгляд и манера улыбаться) и фоническая характеристика (характеристика голоса персонажа).

К.Л. Сизова предлагает классификацию портретов по тематическому и структурному основаниям:

1) тематическая типология (туалето-центричный портрет, колороцентрич-ный портрет, предметоцентричный портрет, зооцентричный портрет, флороцен-тричный портрет, аромоцентричный портрет, музыкоцентричный портрет);

2) структурная типология (точечнолинейный портрет, полевый портрет и объемный портрет)5.

Проанализировав вышеприведенные классификации, мы приходим к выводу, что они отражают не все типы существующих портретных характеристик. Наш материал показал, что в проводимых ранее исследованиях портрета не выделяется такой тип портрета, который содержит описание характерных черт, навыков и умений персонажа. Например, О.А. Нечаева рассматривает в своем исследовании описание-характеристику и выделяет два вида ее признаков: одни из них связаны с биографическими данными, другие обозначают черты характера 6. Следовательно, представляется целе-

сообразным дополнить классификацию К.Л. Сизовой и, наряду с такими видами портретов, как туалетоцентричный, колороцентрич-ный, предметоцентричный зооцентричный, фло-роцентричный, выделить характероцентричный портрет, содержащий информацию о характере, способностях и навыках персонажа. В связи с тем, что ранее характероцентричный портрет не был описан и тщательно изучен, рассмотрим его подробнее.

В составе характероцентричного портрета персонажа можно выделить следующие составляющие: психологические особенности и социальные характеристики.

В описании психологических особенностей раскрываются умственные способности, моральные качества и личностные характеристики персонажа. Умственные способности характеризуют индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешной реализации определенного рода деятельности. Моральные качества включают в себя характеристику нравственных черт, которые получают в обществе моральную оценку. Личностные характеристики - это индивидуальные особенности, характеризующие личность.

В описании социальных характеристик находят отражение социальное положение, возраст, образование и профессия персонажа. Социальное положение характеризует персонаж с точки зрения того, какую ступень или нишу он занимает на социальной лестнице общества. Возраст представляет собой этап развития человека, характеризующийся специфическими закономерностями формирования организма и личности, а также является биологическим этапом созревания организма, обусловленного генетическими детерминантами. Образование представляет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Профессия представляет собой род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате подготовки и опыта работы.

Между внешностью персонажа и его характером наблюдается зависимость, то есть характер персонажа является проекцией внешнего изображения героя. Важную роль играет психологическая характеристика веду-

ÎÂÆÊÔËÜÔÔGÎÀB ÊÎÎÎÔÎÈÊÀÔÈB

щих черт внешности персонажа: выражение глаз, улыбка, походка, манера говорить. За описанием внешнего облика персонажа всегда стоит такая цель, как раскрытие внутреннего мира героя, его характера. Портрет включает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего выражения свойств, сути, души человека, а не только изображения его внешности. Портрет предполагает раскрытие человеческой личности, то есть характера 7.

Проанализированный материал позволяет выделить два вида анализируемого типа портрета:

Характероцентричный портрет, проявляющийся во внешнем облике персонажей;

Характероцентричный портрет, не находящий отражения во внешнем облике персонажей.

Первый вид характероцентричного портрета используется при описании главных персонажей, а второй вид - при создании описаний второстепенных персонажей. Рассмотрим первый вид характероцентричного портрета на примерах: 1) And so, too with the stout and large Mrs. Wilson, who stood beside him while he was attempting to rise to the importance of Clyde. She merely beamed a fatty beam. She was almost ponderous, and pink, with a tendency to a double chin. She smiled and smiled, largely because she was naturally genial and on her good behavior here...8; 2) Her eyes were round

and blue and intelligent - her lips and nose and ears and hands so small and pleasing 9; She was as he decided on sight, more intelligent and pleasing...10

В первом примере добродушность героини внешне проявляется в полноте, полный человек - это всегда человек добрый и хороший, не способный причинить зло. Во втором примере дается характеристика умственных способностей героини, причем внешнее проявление данная черта находит в описании глаз. Характероцентричный портрет Джорджа Ньютона несомненно принадлежит ко второму виду данного типа портрета: George Newton, as every one could see and feel, was a pleasant if not very emotional or romantic person who took his various small plans in regard to himself and his future as of the utmost importance 11. На страницах романа не дается описание внешности мистера Ньютона, поскольку автор, вероятно, стремится к тому, чтобы адресат знал точно; а стремится информировать читателя преимущественно о наиболее значимых чертах характера этого персонажа. Итак, в данной статье мы обосновали правомерность выделения характероцен-тричного портрета, рассмотрели виды данного типа портрета и его составляющие. Таким образом, получается, что в целом портрет любого персонажа имеет следующую структуру (см. рисунок).

Внешность Костюм Характер

Предметоцентричный

Зооцентричный

Туалетоцентричный

Характероцентричный _______портрет________

Колороцентричный ______портрет_____

Психологические

особенности

Аромоцентричный ______портрет_____

Социальные

характеристики

Флороцентричный

Умственные способности Социальное положение

Моральные качества Возраст

Личностные

качества

Образование

Профессия

Структура портрета персонажа

О.А. Малетина. Типология портрета в художественном дискурсе

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

2 Сырица Г.С. Язык портрета в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресение»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. С. 34.

3 Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. С. 106-120.

4 Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект: Дис. ... канд. филол. наук. Самара, 1999. С. 45-47.

5 Сизова К.Л. Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева: Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995. С. 31-152.

6 Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. С. 75.

7 Андронникова М.И. От прототипа к образу (к проблеме портрета в литературе и кино). М., 1974. С. 4.

8 Dreiser Th. An American Tragedy. Moscow, 1949. Vol. 1. P 214.

9 Ibid. С. 256.

10 Ibid. С. 255.

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire; ит. ritratto; существует, в том числе и в русской традиции, термин для обозначения П. - парсуна - от лат. persona - « личность; особа», который обычно используется для тех видов и типов портрета и в те эпохи развития изобразительного искусства , когда в П. еще не реализуются в полной мере все его формальные и образные особенности) - индивидуализированное изображение (изобразительное искусство) или описание (литература) группы людей (групповой П.) или отдельного человека (индивидуальный П.).

П. - один из ведущих жанров ренессансного изобразительного искусства и литературы, цель которого подробная и тщательная или идеализированная и обобщенная трактовка визуальных особенностей модели. П. встречаются в живописи, графике, гравюре, миниатюре, скульптуре, а также в литературе эпохи В. В основе портретного жанра всегда стоит мемориальное начало, которое может иметь различную трактовку и цели. Но во всех случаях главная задача ренессансного П. - увековечивание облика конкретного человека и отчасти его героизация и прославление.

Проблема сходства в портрете эпохи Возрождения

Одна из основных проблем искусства П., в том числе и возрожденческого, - это проблема сходства изображения и самого портретируемого героя (персонажа, модели, оригинала). Поэтому важнейшим критерием портретности является тождество формально-художественного образа, созданного художником, с самим оригиналом. Сходство в искусстве П. представляется не только следствием верной передачи внешнего облика модели, но и результатом адекватного раскрытия его духовной сущности, характера, индивидуальных черт личности. Художник равно раскрывает индивидуальность модели и указывает на ее роль и место в социальном устройстве общества и исторической эпохи. И здесь одинаково важны как типические и идеальные, так и ее конкретные, индивидуальные особенности. Не менее важной для П. эпохи В. будет и проблема заказчика, где последний, наряду с художником, оказывает определенное, а часто и весьма значительное, влияние на формирование и особенности художественного образа.

В эпоху Возрождения П. в первую очередь может изображать реально существующего современника, и он создается с помощью натурных впечатлений. П. может показывать и некоего, как правило, исторического персонажа (исторический П.), когда-либо существовавшего в реальной действительности, с соблюдением присущих ему конкретных портретных черт, воссозданных на основе личных воспоминаний мастера или мнения и оценок современников. А также на основе вспомогательного (литературного, мемориального, изобразительного, документального и т.п.) материала. П. исторического персонажа может создаваться и только благодаря воображению художника и тогда в нем реализуются вымышленные физиономические черты (воображаемый П.). Ярким примером исторического или воображаемого П. будут, как правило, монументально-декоративные ансамбли, посвященные циклам «uomini famosi» или «uomini illustri».

П. эпохи В. отличает не только последовательное стремление к достоверному («реалистическому» в ренессансном понимании этого термина) изображению внешнего облика модели, но и желание показать ее внутренний мир, значение и достоинство человеческой личности. П. - это воссозданный художественными средствами образ человеческой индивидуальности, а не дословная копия человеческого лица (фигуры), которые также встречаются в Ренессансе («портретная маска»). Ренессансный П. - одно из средств художественной характеристики индивидуальной личности эпохи, повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, показ через композицию, колористический строй, детали и атрибуты, через характер одеяния главного персонажа и трактовку окружающего его пространства (пейзаж, архитектурный вид, интерьер), места изображенной личности в Мире и Обществе, отношения к ней художника и окружающей социальной среды.

Элементы композиции портрета

В создании портретного образа огромную роль играют многообразные детали и атрибуты. Именно они уточняют, развивают и обогащают портретную характеристику модели, делают ее более выпуклой и наглядной. Помогают понять, часто достаточно сложную и многоплановую, индивидуальность портретного образа, учесть требования времени и волю заказчика, во всей возможной полноте охарактеризовать личность модели. К этим деталям и атрибутам относятся столь ценимый эпохой В. окружающий человека мир вещей и частные особенности композиционного построения портретного образа, усиливающие его уникальную индивидуальность. Среди них, опираясь на обильный изобразительный материал ренессансного П., отметим следующие знаковые детали и атрибуты: окно, зеркало, изображенный на стене или в руках персонажа портрет или портретная миниатюра, детали архитектуры (колонна), скульптуры или памятники классической древности, введенные в художественное пространство П., бордюр на переднем плане, драпировки, рыцарское облачение, предметы воинского снаряжения, предметы религиозного культа, предметы, говорящие о социальном положении модели, гербы, геральдические знаки, инициалы, надписи, письма, записки, книги, ноты, животные, цветы и растения, драгоценности, минералы, рассыпанные монеты, часы, атрибуты vanitas и т.д.

Принципы трактовки портретного образа

В ренессансном П. объективному изображению персонажа неизменно сопутствует собственное и личностное отношение мастера к модели, отражающее мировоззрение, эстетические взгляды самого художника и его эпохи, что неизбежно придает портретному образу не только узнаваемые приметы времени, но и субъективную авторскую окраску. Ренессансный П. - это обязательно идейно-образная интерпретация личности через изображение внешнего облика героя и формальный строй самого произведения искусства, что представлялось чрезвычайно важным для антропоморфного и индивидуалистичного в своей основе идейного мира и культуры эпохи В. Портретисты Ренессанса в своем художественном видении изображаемого персонажа стремились к наиболее открытой и «реалистической» трактовке модели, тщательно передавая все детали и нюансы ее внешнего облика и окружения. Вместе с тем, особенно на определенных этапах развития искусства В. (Высокое Возрождение), ренессансный П. отличается идеализированным подходом в изображении главного персонажа. Но во всех случаях перед художником непременно стояла задача отобразить суть личности портретируемого, показать ее индивидуальный характер и понять его сущность.

Типология портрета

В эпоху В. складывается разнообразная типология П., которая зависит от его назначения и утилитарной функции, особенностей формально-образного решения и характера (материала) исполнения. Поэтому в ренессансном П. можно выделить следующие типы и виды. В первую очередь это деление на монументальный П.: скульптурные монументы, в том числе и конные памятники с их подчеркнутым классицизмом образного строя (Донателло, Верроккьо, Леонардо да Винчи, Джамболонья ), П. в надгробиях, который обладает своей типологической особенностью (Арнольфо ди Камбио, Тино да Камаино, Якопо делла Кверча, Бернардо Росселлино, Антонио Росселлино, Антонио Поллайоло, Пьетро Ломбардо, Гульельмо делла Порта, Джованни Монторсоли, Пьер Бонтан, Жермен Пилон, Леоне Леони, Помпео Леони ), П. в монументальной живописи - фреска, где можно выделить и так называемые «скрытые портреты» (Франческо дель Косса, Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо, Рафаэль ), мозаика. И вторая большая группа ренессансного П. - это П. станковый: картины, а также рельефы и бюсты, где наиболее отчетливо прослеживается классицизированная составляющая ренессансного П. (Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Франческо Лаурана, Доменико Гаджини, Верроккьо, Бенвенуто Челлини ), графические листы, часто передающие непосредственный и импульсивный облик модели (Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, французский карандашный портрет XVI века), гравюры (Альбрехт Дюрер ), портретные миниатюры с их изысканной деликатностью портретной характеристики (Николас Хилиард). Следует выделить и такой вид скульптурного П., как П. на медалях (Пизанелло, Гварино да Верона, Сперандио, Витторе Гамбелло) и монетах (медальерное искусство ), полный, несмотря на размеры памятников, подлинного величия и героизма в трактовке изображенного персонажа, П. на геммах (глиптика).

В свою очередь монументальный и станковый живописный П. может быть донаторским П. (Мазаччо, Ян ван Эйк, Ханс Мемлинг ), парадным (Пьеро делла Франческа, Бронзино, Джорджо Вазари, Тициан, Алонсо Санчес Коэльо), конным (Тициан ), героическим (Андреа дель Кастаньо ), камерным, интимным, характерным, карикатурным (П. шутов и карликов); историческим (Андреа дель Кастаньо ), воображаемым, мифологическим (Бронзино ), театрализованным, семейным (Тициан, Лоренцо Лотто, Ганс Гольбейн Младший, Франц Поурбус Старший ), детским (Джироламо Бедоли, Бронзино, Тициан, Ганс Гольбейн Младший, Ян Госсарт ); П. в полный рост (Тициан, Пармиджанино, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший ), поколенным (Джулио Романо, Понтормо, Бронзино, Тициан, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший, Франц Флорис ), поясным (Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто ), погрудным (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Джорджоне, Ян ван Эйк, Мастер из Флемаля, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, Ганс Гольбейн Младший, Жан Фуке, Франсуа Клуэ ); профильным (Пизанелло, Пьеро делла Франческа, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Пьеро Поллайоло, Леонардо да Винчи ), трехчетвертным (Антонелло да Мессина, Боттичелли, Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, Ян ван Эйк, Мастер из Флемаля, Рогир ван дер Вейден, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Жан Фуке ), en face (анфас) (Боттичелли, Бронзино, Ганс Гольбейн Младший ), с разных точек зрения (Лоренцо Лотто ), сидящий (Рафаэль, Бронзино ), стоящий (Тициан, Ганс Гольбейн Младший ) и т.п. По числу персонажей, изображенных на одном П., и по количеству портретных образов, входящих в один портретный ансамбль, П. делится на индивидуальный (Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Бронзино, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший ), парный (Пьеро делла Франческа, Ханс Мемлинг ), двойной (Ян ван Эйк, Франкфуртский мастер), и групповой, не только в станковой, но и в монументальной живописи (Франческо дель Косса, Андреа Мантенья, Мелоццо да Форли, Доменико Гирландайо, Рафаэль, Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Тициан, Дирк Якобс ). Специфическим видом П., очень характерным для эпохи В., отличающейся зарождением самосознания художника, является автопортрет, который может существовать как самостоятельно (Лоренцо Гиберти, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Пармиджанино, Франческо Сальвиати, Альбрехт Дюрер ), так и входить в групповой П. (Сандро Боттичелли, Рафаэль ).

Этапы развития портрета

Границы ренессансного портретного жанра не имеют четкой фиксации и очень подвижны, и часто собственно П. может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров - религиозным, историческим, мифологическим, пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром.

Индивидуальные особенности ренессансного П. отчасти наметились уже в искусстве Проторенессанса (Джотто, Симоне Мартини ). Но прочно во всем разнообразии типов, форм, образов, местных художественных школ и национальной специфики они утвердились в XV столетии. Сейчас происходит окончательное формирование самостоятельного П., который претерпевает характерную эволюцию от профильного к трехчетвертному, что существенно обогащает возможности создания более развитой портретной характеристики. Последнюю отличает героизация образа, яркая и сильная индивидуальность в трактовке модели, страстность натуры и сила характера - парный профильный П. Федерико II да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца работы Пьеро делла Франческа (ок. 1465; Уффици, Флоренция); трехчетвертной погрудный П. кардинала Лудовико Тревизан работы Андреа Мантеньи (1459 - 1460; Государственные музеи Прусского культурного наследия, Берлин); так называемый П. «Кондотьера» работы Антонелло да Мессина (1475; Лувр, Париж). Дополнительные примеры можно найти в памятниках монументальной и станковой живописи (Мазаччо, Пизанелло, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини ), в статуарной пластике (Донателло и Верроккьо ), в скульптурных портретах (Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Франческо Лаурана, Бенедетто да Майано ), в медальерном искусстве (Пизанелло ).

Ренессансный антропоцентризм , синтетический подход к трактовке модели, идеальная характеристика модели, создание мира образов полных покоя, гармонии и ясности особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Здесь в первую очередь следует назвать портретное искусство Леонардо да Винчи , Рафаэля , отчасти Андреа дель Сарто , Джорджоне , раннего Тициана . Эти мастера еще в большей мере углубляют содержание портретных образов, делают их чрезвычайно сложными, глубокими, многоплановыми. Персонажи их П. обладают взвешенным и сбалансированным взглядом на Мир, их отличает вера в силу интеллекта, чувство личной свободы и собственного достоинства, они пребывают в духовной гармонии с самим собой и окружающим миром - П. Бальдассаре Кастильоне работы Рафаэля (1514 - 1515; Лувр, Париж). В это время происходит усложнение и обновление средств художественной выразительности, затронувшее и портретное искусство, что помогало обогатить образные возможности ренессансного П. - это знаменитое сфумато Леонардо да Винчи и колористические искания, пока еще очень гармоничные и мажорные, у Тициана .

Особый этап в развитии ренессансного портрета связан с эпохой Позднего Возрождения и с Маньеризмом (поздний Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Савольдо, Алессандро Моретто, Морони, Пармиджанино, Андреа дель Сарто, Себастьяно дель Пьомбо, Понтормо, Бронзино, Эль Греко ). Меняется политическая ситуация, представления о Мире и Обществе, взгляд на роль и место человека в Мире. Становится иным и самосознание художника, что сказывается на обилии удивительно увлекательной по своему содержанию, страстной, но и крайне печальной по сути автобиографической прозы (Понтормо, Бенвенуто Челлини ) и на интересе к живописному автопортрету (Микеланджело, Тициан, Тинторетто, Пармиджанино, Франческо Сальвиати ). Гамлетовское выражение «распалась связь времен» в полной мере отражает то трагическое, полное драматизма и страсти восприятие мира и человеческой личности характерное для этого времени и неизмеримо далекое от ясности и гармоничности, при всей условности этих определений, предшествующего ренессансного отношения к Миру, Человеку и прозрачной силы портретных образов.

Рекомендуемая литература

Campbell L. Renaissance Portraits: European Portrait Painting in the 14th, 15th and 16th Centuries. New Haven and London, 1990; Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996