молодое поколение в пьесе островского «гроза. План урока на тему: «быт и нравы «темного царства»


А.Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир «темного царства».
В своем очерке «Записки замоскворецкого жителя» писатель как бы «открыл» страну «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье». Это место обитания людей, живущих традициями седой старины. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. Ведь в своих произведениях писатель обличает «темные» стороны купеческой жизни.
Пожалуй, самой известной пьесой Островского, отображающей быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками.
Жители города Калинова погрязли в невежестве. Они отказываются просвещаться, не желают учиться, узнавать новое. Эти люди ничего не знают за пределами своего мирка, поэтому с большим интересом, доверием и священным трепетом внимают рассказам странницы Феклуши о дальних странах, где живут люди с песьими головами. Грозу они воспринимают как божью кару: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»
Калиновцы живут в постоянном страхе перед богатыми купцами и силами природы. Эти люди не стремятся к лучшей жизни, не принимают ничего нового. Из массовых сцен читатель узнает, что горожане даже не гуляют на бульваре, который был создан специально для них. Все воспринимают как само собой разумеющееся то, что богатые купцы тиранят своих домашних, прикрываясь от остальных высокими заборами.
Главными тиранами города являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Савел Прокофьевич – «значительное лицо в городе». Это самодур с взрывным, необузданным характером. Брань и ругань для него – не только привычное обращение с людьми, но и натура, природа, содержание жизни. Этот персонаж периодически повторяет: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце-то у меня!» Здесь совершенно искажается привычное понятие слова «сердце». В речах Дикого это слово никак не связывается с понятиями душевности, любви, сердечности, а отождествляется лишь с сердитостью и раздражением. Дикой ругается всегда и со всеми. Недаром Шапкин говорит о нем: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Но бранится купец не только на своих подневольных, но даже и на равных себе. Постоянная ругань Дикого – это, пожалуй, способ не только самоутвердиться, но и защититься от всего нового, неведомого ему. Поэтому часто его брань направлена на местного механика-самоучку Кулигина. Кулигин пытается найти причину грубости Дикого: «За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты – разбойник, - вот и все… говорю, что разбойник, и конец… Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».
Кроме всего прочего, Дикой невероятно скуп. В начале пьесы мы видим следующую ситуацию: к Савелу Прокофьевичу приехал племянник Борис, надеющийся получить наследство. Но вместо этого молодой человек попал к своему дяде в кабалу. Дикой не платит племяннику жалования, постоянно оскорбляет и бранит, упрекая его в лености и тунеядстве. Поражает тот факт, что Борис проклинает дядю, ненавидит его, чувствует всю унизительность своего положения, но, тем не менее, готов терпеть это ради призрачной надежды на наследство. Хоть он в городе Калинове и приезжий человек, но его безвольный характер можно считать прямым порождением «темного царства».
Другой деспот в Калинове – это Кабаниха. Ее деспотизм не настолько явный, в отличие от Дикого. Кабаниха – ханжа, всеми силами цепляющаяся за заветы прошлых лет. Все старое для нее – хорошо, все новое, молодое – плохо, опасно. В своей семье Марфа Игнатьевна считает себя главной. Она крепко держится за изжившие себя порядки и обычаи. У нее в голове накрепко закрепились религиозные предрассудки и правила домостроя. Кабаниха постоянно бранится, попрекает окружающих. Своих домашних она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Особенно достается невестке Катерине. Ее Кабаниха заставляет кланяться в ноги мужу перед его отъездом, ругает ее за то, что она «не воет» прилюдно, провожая Тихона в дорогу. Марфе Игнатьевне претит свободная натура Катерины, сила ее характера.
Кабаниха фанатично религиозна. Из ее уст постоянно слышатся речи о Боге, о грехе, о воздаянии. В своей вере она сурова, непреклонна, беспощадна. В ее душе нет места любви, милосердию, всепрощению.
И такие люди являются самыми влиятельными в городе, они уважаемы и почитаемы!.. Поэтому весь городок Калинов – единое «темное царство». Здесь все построено на угнетении и порабощении одних другими.

Урок по теме: « Быт и нравы "тёмного царства" по драме Островского «Гроза».

Цели:

1) образовательная – более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского на примере пьесы «Гроза»; познакомиться с г.Калиновым и его жителями, их нравами, обычаями;

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок – анализ

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Слово учителя.

С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

Обратимся к картине Левитана «Вечер. Золотой плес». Оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие драмы, мы бы увидели с вами следующую картину: над рекой поднимается туман. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды. Церковь. Тишина и покой…

Роль пейзажа :

    Наслаждение пейзажем может смягчить нравы жителей города Калинова (по мысли Кулигина);

    На контрасте показать жестокие нравы;

    Через отношение к природе показать разное мировосприятие жителей города. (Д. I явл. 1; Д. III явл. 3, монологи Кулигина).

    Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

Жестокие нравы города Калинова.

Характеристика Дикого (Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: « Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет ».

Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. « А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами », - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».

Характеристика Кабановой (Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: « Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить », - говорит она своим детям.

Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем », - говорит о ней Кулигин Борису.

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством, а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

Анализ монологов Кулигина,

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д 2, явл. 1; д. 3, явл. )

1). Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

2). Какую роль играет этот образ? Каковы жители, обитающие здесь?

(Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Обратимся к образу Кудряша. (Д. I, явл. 1). Что можно сказать о нем?

Зеркальное отражение Дикого.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

О ней:

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

Он сам:

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле.

В человеческом обществе, в отличие от мира природы, действует произвол, грубость, грабёж, стяжательство, деспотизм, семейный деспотизм, самодурство.

На чём же основано самодурство диких?

На власти;

Материальной зависимости;

На домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

На традиционной покорности и невежестве людей.

Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?

Кулигин, характеристика:

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Советует «угождать как-нибудь» самодурам.

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Варвара, характеристика:

И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон, характеристика:

Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный, не может защитить жену.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис, характеристика:

«Уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».

«Не по своей воле еду: дядя посылает».

«Не застали бы нас здесь…время мне, Катя».

«Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

Итог урока:

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся. Это чувствуют даже его «сторонники»:

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем

Д/з:

Д/з: Характеристика образа Катерины.

1). Эпизоды для анализа: Д II, явл. 2, 3, 4, 5; Д. II, явл. 10, Д. III, явл.6-8; Д.IV, явл. 3, 4, 5; Д. V, явл. 2, 4.

2). Один из монологов Катерины наизусть.

Великий русский драматург А.Н. Островский хорошо знал российскую провинциальную жизнь, изображая ее тонко, точно и живо. На примере городка Калинова, в котором происходит действие драмы «Гроза», Островский показал глубокие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним лоском и кажущимся благополучием.

Истинная красота жизни остается в стороне, не попадает в поле зрения большинства жителей провинциального городка. «… Вид необыкновенный! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу»,

– восторгается Кулигин, механик-самоучка, мечтающий о вечном двигателе. Однако, к сожалению, другие жители Калинова не замечают этого великолепия.

«Темное царство» – такую точную характеристику дает калиновцам наблюдательный Кулигин. Он критикует жестокие провинциальные нравы, мещанские грубость и духовную ограниченность; переживает о «бедности нагольной», которая бросается в глаза приезжему; в лице Дикого осуждает зависть, косность, невежество. Героя возмущает, как в его городке на гербовых листах кляузы строгают на ближних, как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку встанет».

О Кабановой Кулигин отзывается так: «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Он рассказывает о том, что в Калинове ворота запирают на замки, и за этими замками «самодуры» истязают своих домашних. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Купцы-самодуры, не боясь Бога, грабят сирот.

Вчитываясь в произведение, мы забываем о красотах природы этого места и постепенно погружаемся в темный мир власти и грубой силы. «Темное царство» – это царство старых невежественных крепостников, в котором расшатаны все нравственные устои.

Савел Прокофьевич Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно издеваться над всеми, кто беден и материально зависим от него. Люди для него ничто.

Однако влиятельный материально, Дикой слаб духовно. Когда на переправе Дикого обругал гусар, он не посмел вступить в открытую борьбу, а всю злобу выместил дома. Однако, хотя и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это убогий, никчемный человек. Недаром Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами».

В отличие от Дикого, Кабаниха скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетельностью. Она – глава дома и уверена, что на этом основании имеет право распоряжаться чужими судьбами. Больше всего от ее самодурства страдает невестка Катерина. Кабанова придерживается старых семейных традиций и обрядов, по которым семья рассматривается как иерархическая система, в которой младший подчиняется старшему, жена – мужу. Однако для нее важны не суть этих традиций, а внешний образ порядка в семье и мире в целом. Кабанова взяла самое плохое, отжившее, косное из вековых традиций, извлекла самые жестокие формы семейных отношений, оправдывающие деспотизм.

Я думаю, А.Н. Островский драмы хотел подчеркнуть, что обществу угрожает не патриархальность как таковая, а самодурство, скрытое под маской закона. Например, Дикой обогащается, обманывая наемных работников. Однако он не считает это преступлением, заявляя: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются».

В городе Калинове царят корысть и жестокость, нет места простым чувствам и живому разуму. Население в основном невежественно, мало того – многие калиновцы видят вред в просвещении. Жители всерьез считают, что Литва, например, упала с неба, а «где был какой бой с ней, там для памятки курганы насыпаны».

Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни калиновцев, калечат их души. Ужасен нехитрый жизненный принцип Варвары: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она лишена чувства ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные искания Катерины. Доброта Тихона не спасает его от трагедии. Безволие этого героя не позволяет ему защитить не только жену, но и себя самого от произвола «самодуров». Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Идеи, заложенные в драме, были вызваны к жизни событиями, происходившими в то время во всей России. Перед обществом стоял вопрос о раскрепощении крестьян и освобождении человеческой личности. Поэтому, чувствуя приближение новой жизни, ощущая конец своей власти, и шумят самодуры в «Грозе».

В драме намечены первые взлеты самосознания простого человека, выражение несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Самоубийство Катерины является одним из этих порывов: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». И все чаще гремят грозы над «темным царством», предвещая полное его разрушение. И мне, современному человеку, хочется верить, что счастье человека – в его руках, что впереди его ждет высокая любовь, если он ее заслужит!

Быт и нравы “темного царства”

Жестокие нравы, сударь,

в нашем городе, жестокие

А. Н. Островский.

А. Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается “ Гроза ”. Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу.

“ Гроза была написана в 1859 году после путешествия Островского по Волге. Эта поездка наполнила писателя новыми впечатлениями, дала ему возможность ознакомиться с жизнью населения Верхней Волги. Позже, эти впечатления отразились в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова.

Городок стоит весь в зелени. Вид необыкновенный. Прямо душа радуется! Казалось бы, все прекрасно, но это только на первый взгляд. Зритель как бы воочию видит красоты русской природы. В сцене ночного гуляния, в рассказах Катерины, это составляет поэтическую сторону жизни города Калинова. Однако, рядом с поэзией, существует и другая, уродливая, отталкивающая сторона калиновской действительности. Она раскрывается в оценках Кулигина, ощущается в рассказах персонажей, звучит в пророчествах сумасшедшей барыни.

Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь все сведения о иных землях черпаются из рассказов невежественных странниц. Писатель показал город вымышленный, но он выглядит весьма достоверно. Он очень точно и живо воспроизводит атмосферу патриархального купечества, от которого так и веет замшелостью, ограниченностью, дикостью, которому неведомо стремление к знаниям, интерес к наукам, к общественно - политическим и экономическим проблемам

Единственный во всем городе просвещенный человек, Кулигин, выглядит в глазах жителей чудаком. Его совершенно бескорыстное желание принести пользу не находит в у горожан ни капли сочувствия. Наивный, добрый, честный, он, по - моему, не противостоит калиновскому мирку, смиренно сносит не только насмешки, но и явную грубость. Однако именно этому безвольному существу автор поручает дать характеристику “ темного царства ”

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой - то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта. Я снова и снова задаю себе вопрос, почему же здесь нет места ничему новому, свежему? Наверно потому, что вся эта жизнь только и держится на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. “ Темное царство ” цепко держится за все старое, устоявшееся. А это, полагаю, страшный тормоз в развитии. Это стояние на одном месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он поддерживается людьми имеющими силу и власть. Таковыми и являются Дикой с Кабановой.

Хотя Дикой и изображен всего лишь в 3х сценах, драматург создал законченный образ. Его имя звучит даже в экспозиции. “ Уж такого - то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! ” - говорит Шапкин. Дикой типичный самодур, то есть человек, который действует сугубо по своей прихоти, по собственному произволу, не считаясь с другими. И я вполне согласен с Добролюбовым, что “ самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает ”. Дикой куражится над племянником и над всеми своими домашними, но отступает перед теми, кто может дать ему отпор. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто - то обругает его самого, а он не сможет ответить, то тогда, держись все домашние! На них то Дикой и сорвет всю свою злость. В такие часы люди в доме Дикого прячутся по углам, только бы не попадаться на глаза хозяину. Мне кажется, что причина такого отношения к людям - в сознании своего превосходства, и еще, в полной безнаказанности. “ Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю ”, - говорит Дикой. Совсем иначе он ведет себя с Кабановой, хотя и ей он по привычке грубит: “ Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного! ” Однако та его довольно быстро укротила. Именно у нее Дикой ищет успокоения навоевавшись дома: “ Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить. ” Очевидно, что в Диком есть черты присущие и народу в целом. На явления природы он смотрит с религиозных позиций, считает, что громоотвод - это “ суета ”, а гроза нам в наказание посылается. Дикой - не исключение для Калинова, а плод всего уклада калиновской жизни. Он, в каком - то смысле, дитя своего города. Но самое страшное, что такое отношение к домашним, да и всем бесправным Калиновцам, воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не усматривается.

Не лучше и Кабанова. Марфа Игнатьевна обладает сильным и властным характером. Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни. Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре. Она то прекрасно знает, что за жизнь предстоит Варе, когда та выйдет замуж, поэтому она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по - матерински ласково. Кабаниха - один из персонажей, которые активно движут действие. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит традиции и ритуалы. По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. И Тихона она вразумляет, что Катерина должна его бояться. Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы, но и борется за них. Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами. Они необходимы ей как воздух, так как поддерживают ее огромный авторитет, без которого она не мыслит своего существования. И не зря Феклуша говорит: “ Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете. ” И что интересно: ни красота дивной природы, ни очаровательный вид на Волгу, вызывают такой восторг. Она прославляет именно нравы города. В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека, каких было много среди странников, а корыстную, невежественную, лживую натуру. Вред таких людей несомненен. Странница много рассказывает о неведомых землях, в которых неправедные порядки. А в Калинове, по ее мнению, жизнь очень хорошая. Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях; хочет чтобы ее вовремя отметили, выделили из числа других. Кроме того Феклуша защищает интересы Кабаноой, а значит, и всего “ темного царства ”.

Жители города Калинова неграмотны. Они верят во всякие небылицы, принимают грозу, обычное явление природы, за божью кару. А когда Кулигин объясняет им это явление, люди просто не верят ему. Жизнь темного царства течет своим чередом: что было вчера, будет и завтра. Их ничего не волнует, ничто в мире не может нарушить мерного течения их жизни. И если бы не забегающие в Калинов редкие слухи, они бы думали, что все в этом мире живут так, как они.

В “ Грозе ”, по словам Гончарова, “ улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью ”. в этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.