Упражнения для разделения на пары. Банк энергизаторов упражнения для проведения тренинга


«Выбери (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызываются 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т. д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?».

Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?». Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать. «Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - 2-х цветов. (Для группы из 15 человек- по 5 листочков каждого цвета и т. д.) Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Молекулы» (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм... Сейчас заиграет музыка, и мы начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединяться в одну молекулу, а потом несколько молекул- в клетку, клетки- в организм», Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 молекулы», «2 организма». Участники разделены на две группы.

«Цвета» (5 мин.)

разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятий перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков- это первая команда, а второй цвет- вторая. Упражнения-разминки

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии. Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе проводится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно, эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т. д. В этих упражнениях, ведущий, обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников повторять все за ведущим.

Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

«Зоопарк» (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен остаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

«Ураган» (10 мин.)

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, зелеными глазами и т. д.). Причем, если участник обладает названными признаками, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, кото- рым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье- нибудь место. Оставшийся без стула участник, становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать: «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой возле ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал. Что означает- «тишина и замри», два сигнала - «выстроится в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры под музыку. Все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

«Счет на 3» (10-15 мин.)

стимулировать работоспособность и сплоченность группы.

Участники встают в круг. Задача - по очереди вслух вести счет. Человек, который называет число, кратное трем или имеющее в своем составе цифру «3», хлопает в ладоши и одновременно подпрыгивает. Он не должен ничего говорить. Группа ведет счет до того момента, пока кто-то из участников не делает ошибку, при этом он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока оставшееся число участников не начинает считаться без ошибок. Группа аплодирует победителям. «Зарядка» (5-10 мин.)

Цель: поднять работоспособность группы.

Водящий выходит из группы. Вся группа встает в круг и выбирает человека, который будет задавать ей движения. Он должен эти движения менять, а группа подстраиваться под него. Когда водящий входит в комнату, его задачей является обнаружение человека, который подает команды. «Разоблаченный» участник становится водящим.

Коммуникативные игры

«Я хочу...» (10 мин.)

Цель: отработка рефлексивных навыков.

Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре».

«Ты мне нравишься тем...» (20 мин.)

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч од

ному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (несколько качеств).

Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников. Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно

сделать в парах.

«Комплимент» (10 мин.)

Выстраиваются 2 круга - внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех лор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Все равно ты молодец, потому что...» (15 мин.)

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем- нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр., его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

«Мы с тобой похожи тем, что...» (20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга- внешний и внутренний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т. д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга.

«Берлинская стена» (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебрать- ся на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведение игры в один или два этапа. То есть «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А так же оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.

«Лабиринт» (30 мин.) Цель:

Материалы:

найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих, бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

конец поля начало поля

Задача группы: Условия:

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники, всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

участникам дается 5 мин. на обсуждение страте- гии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сто

рону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.

«Постройка моста» (50 мин.)

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.

Разделите группы на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая- остается с другим ведущим в комнате. Первой группе дается следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа- туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т. к. до нее по дороге -105 км; а напрямую-5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т. к. если построить им самим, они все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста- половина ширины листа бумаги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку - 20 минут. Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины- линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.

на пары / малые группы.

Упражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.

Упражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.

Упражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.

Упражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.

Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

1 -и способ. Атомы и молекулы

Участники движутся хаотично и беспорядочно, как атомы. По команде ведущего все объединяются в «молекулы», в каждой из которых столько атомов, сколько назвал ведущий. Лучше провести эту игру несколько раз, разбивая участников на пары, тройки, пятерки, для того чтобы процесс деления на группы был более спонтанным, а затем предложить объединиться в «молекулы» с необходимым для дальнейшей работы числом «атомов».

2-й способ. Ручеек

Это традиционная детская игра. Участники разбиваются на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Все поднимают руки вверх. Участник, оставшийся без пары, проходит в образовавшееся «русло» и выбирает любого человека. Новая пара становится позади остальных. Можно задавать условия: выбирать два раза одного и того же человека нельзя, выбираем только представителей противополож­ного пола и т.п. В какой-то момент игра останавливается. Образуются пары или две команды.

3-й способ. Парные фигурки

На столе раскладываются парные предметы (геометрические фигурки или изображения животных) по числу участников. Каждый выбирает фигурку и ищет участника, которому досталась такая же. Для разбивки на тройки можно использовать три одинаковые фигурки.

4-й способ. Первый-второй

Предложите ребятам поменяться местами так, чтобы соседи справа и слева оказались новыми. Затем попросите их рассчитаться на «первый-второй» или «первый-второй-третий». После этого образуйте две-три команды или несколько троек. При разбивке на команды первые номера образуют одну команду, вторые - другую (если рассчитывались «на первый-второй-третий», то третьи номера составят третью команду). При разбивке на тройки первые рассчитав­шиеся на «первый-второй-третий» образуют первую тройку, следую­щие - вторую и т.д.; если количество участников не кратно трем, то оставшиеся присоединяются к образовавшимся тройкам.

5-й способ. Осмысленный

Этот способ я предлагаю через месяц-другой после начала занятий, когда ребята уже освоились, перестали стесняться и доверяют друг другу. Варианты:

Выберите человека, который вам наиболее близок;

Выберите того, кого знаете меньше всех;

Выберите в пару человека, с которым вам трудно общаться, и т.д.

По окончании первой темы я стараюсь уже не предлагать игровые способы деления на подгруппы и пары, а дать возможность подросткам самим поучиться находить партнера для работы (а мо­жет быть, и отказывать тому, с кем не хочешь работать сейчас), присоединяться к группе, организовывать ее работу.

Ваши помощники

Тренинговые занятия лучше всего проводить двум психологам. Однако не всегда это возможно и не всегда подходит именно вам, потому что в этом случае необходимы максимальная «сработан­ность», «сыгранность», взаимопонимание между ведущими.

По моему опыту, неплохими помощниками могут быть студенты-психологи или стажеры. Лучше, чтобы их было двое (но не больше), причем один из них - юноша. Почему? Во-первых, так легче организовать помощь при работе в трех микрогруппах, во-вторых, один из помощников может не прийти (по болезни или по другим объективным причинам). В-третьих, некоторым подросткам бывает легче довериться именно молодому человеку или девушке, которые, с одной стороны, уже почти взрослые, с жизненным опытом, но с другой - все-таки еще недавние подростки, представляющие себе интересы и жизнь подростковой группы.

Помощники подробно знакомятся со всей программой, с ее идеологией и логикой, знают ход каждого занятия. Это должны быть люди, которые любят детей и понимают вас, знают ваши условные сигналы, например, успеют вовремя посмотреть на вас, чтобы «прочитать» послание: «Подойди к Васе. Ему опять не досталось пары», «Посиди с Лешей в «уголке отдыха», поговори с ним», «Нина опять опоздала. Ее надо незаметно включить в процесс». Помощники участвуют в занятиях наравне со всеми. С их помощью вы сможете более качественно проводить работу в микрогруппах. Помощник встречает опоздавших, помогает им сесть в круг, не привлекая внимания остальных. Он может посидеть рядом с гиперактивным или отвергаемым группой участником, а также помочь включиться в работу микрогруппы застенчивому подростку. Если кому-то грустно, плохо, кто-то не хочет или не может работать, помощник окажется рядом. Он постарается не пропустить высказанную кем-то важную или сокровенную мысль, в то время как вы будете следить за временем и ходом занятия в целом. Через некоторое время можно передать помощнику право провести часть занятия, если кому-то из участников группы нужна экстренная квалифицированная психологическая помощь.

Особенно важна роль помощника в большой группе (20-30 человек). Иногда считают, что нельзя создавать такие большие группы. По нашему мнению, у них есть определенные преимущества. Во-первых, у подростка появляется возможность пообщаться с большим количеством сверстников, увидеть себя со стороны разными глазами. Во-вторых, в большой группе более оживленная, энергичная атмосфера. В-третьих, через некоторое время, как правило, 5-8 человек отсеиваются.

Пополнять ли группу новичками?

В сентябре, как правило, много желающих пройти тренинг. Набирается группа, обычно большая. В течение года появляются еще желающие, но они приходят не часто, приблизительно раз в две недели. Если почти на каждой встрече в группу приходит по новичку, весьма трудно сохранить атмосферу доверия, принятия и понимания, ради которых и затевались занятия. Новую группу тоже не удается открыть из-за малого количества народа. В то же время после нескольких занятий группу обычно покидают 4-5 человек, которые поняли, что данная форма работы их не устраивает. Иногда это происходит и в течение года. Вот, например, однажды, после того как один юноша, красивый и умный, лидер группы, признался, что встречается с девушкой, группу покинули сразу 4 девочки. Все приходят на тренинг со своими запросами, и если группа за 2-3 месяца обрела свое лицЬ, свою атмосферу, свои традиции, но слегка поредела, да и «застоялась», не ввести ли новичков? Это оказалось прекрасным выходом. В году у нас несколько тем. По окончании каждой мы подводим итоги, а на первом занятии, посвященном новой теме, встречаем новичков. Обычно новая тема начинается с разминки, упражнения еще просты и неглубоки. Ребята приходят в группу, где атмосфера уже сложилась, правила действуют, но они всегда привносят что-то свое, группа оживляется, и начинается новый этап.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос о введении в сложившуюся группу новых участников нет, - все зависит от конкретной ситуации. И все-таки если группа существует долго (то есть программа рассчитана на целый учебный год), а желающих не слишком много (в противном случае лучше открыть еще одну группу), если вы чувствуете, что группа нуждается в «энергетической подпитке», а содержание занятий позволяет вводить новичков (например, начинается новый тематический блок), попробуйте группу расширить.

Начинаем работу

Внутренняя настройка на занятие у меня происходит уже по дороге на занятия. Я представляю группу, вспоминаю предыдущее занятие, просматриваю план, прислушиваюсь к своему внутреннему состоянию и своим возможностям сегодня. Основа, конечно, в сценарии, но в этот момент я решаю, нужно ли что-то заменить или добавить. В центр я прихожу, как правило, за полчаса до начала занятия. Не спеша раздеваюсь, привожу себя в порядок. Иногда пью чай, перекидываюсь парой слов с коллегами. Просматриваю сценарий и план первой половины занятия. Проверяю, все ли для него готово: магнитофон, ручки, бумага, дополнительные материалы. В это время начинают собираться дети. Для меня правило: обязательно уделить хоть немного внимания каждому. Одному - улыбнуться, другому - подмигнуть, эту девочку можно погладить по плечу, а вот до этой дотрагиваться нельзя, лучше просто поздороваться. Кто-то из опоздавших быстро переодевается, кто-то смеется, мальчики взахлеб рассказывают про новую компьютерную игру, девочки многозначительно перемигиваются... Обыкновенные подростки. Обыкновенные? Нет, каждый из них - особенный, неповторимый, со своими проблемами и радостями. И сейчас мы пойдем в зал, чтобы вместе узнавать что-то новое о себе, учиться слышать друг друга и видеть уникальность каждого. Мы будем играть, как дети, и обсуждать самые серьезные вопросы. Мы отправляемся в дорогу, нас ждут открытия, приключения и неизвестность. Пожелайте нам удачи, и мы желаем удачи вам.

Групповая динамика, или Что может произойти в подростковой группе и что с этим делать?

Групповые психологические занятия таят в себе достаточно много опасностей, так как работать приходится со своим личностным опытом. Осознание своих особенностей, чувств, проблем иногда вызывает острые эмоциональные реакции, которые, выплескиваясь в группе, могут породить лавину обвинений, конфликтов, обид...

Когда я только начинала работать с группами, мне было очень сложно разобраться в причинах некоторых неудач (или в том, что казалось неудачами). Постепенно я поняла, что, помимо невер­ного поведения ведущего, неправильно построенного занятия, неадекватных интерпретаций поведения и реплик подростков (а это я считала главными причинами провалов), существуют некоторые закономерности развития группы, а также особенности поведения ребят, занимающихся личностной работой в группе, - то, что называют групповой динамикой.

Ведущему необходимо помнить:

Первое...

− Группа живет своей жизнью, и с этим надо считаться. То, что не все в группе складывается так, как хотелось бы, не всегда вина ведущего или подростков.

− Участники группы могут сильно воздействовать друг на друга, часто сами того не осознавая и не желая.

− В группе всегда создается свой особый климат, каким он будет - точно предсказать невозможно. Его надо уметь чувствовать и считаться с ним.

Еще раз повторим, что ведущий должен быть готов ко всяким неожиданностям и уметь на ходу изменять как содержание, так и методы проведения занятия. Так мы меняем одежду и планы, посмотрев за окно и увидев, что идет дождь (не обижаясь ни на кого, а просто приспосабливаясь к жизни такой, какая она есть).

Второе...

− Каждая группа в каждый момент времени обладает определенным уровнем открытости, который может изменяться, и не всегда в одном направлении.

Даже если подростки увлеченно обсуждают самые разнообразные темы: книги, фильмы, задачки, - это еще не значит, что так же увлеченно они будут готовы обсуждать самих себя. Для того чтобы говорить о своих чувствах, желаниях, проблемах, они должны быть уверены в психологической безопасности, то есть в том, что никто не осудит их, не засмеется, не будет оказывать на них давле­ние в группе и за ее пределами, что это не повлияет на их взаимоот­ношения.

Для решения этой проблемы на одном из первых занятий группа договаривается о правилах, например, таких:

То, что обсуждается в группе, не выносится за ее пределы;

Оценку даем не человеку, а только его поступкам;

Никого не унижаем и не оскорбляем;

Стараемся никому не сделать больно.

Более подробно процедуру принятия правил мы рассмотрим в сценарии соответствующего занятия.

Ведущий должен уметь влиять на уровень открытости участни­ков, а не просто учитывать его. Влиять - не значит принуждать, это приведет только к еще большей закрытости. Это значит, во-первых, самому быть открытым, во-вторых, чутко и внимательно относиться к тому, что говорят ребята, к их переживаниям, в-третьих, поддер­живать их, задавая тем самым норму отношений.

Третье...

Ведущий совмещает две позиции - организатора и участника, который, как и каждый член группы (но в большей степени, чем другие), влияет на группу своим состоянием, настроением, своими проблемами.

Вот пример из опыта работы.

Эти события происходили в школе, на факультативных занятиях по психологии. Группа сама выбрала тему занятий - проблемы подросткового возраста. Ребята проявили огромный интерес, наметили разнообразные вопросы для обсуждения и с нетерпением ждали следующего занятия.

Темы выбирались так. Ребятам был предложен ряд суждений о подростках. Они отмечали степень своего согласия с этими

суждениями и высказывали предположения о мнениях сверстников. Результаты работы должны были обсуждаться на следующем занятии.

Наступил день очередной встречи. Сначала были зачитаны результаты анкетирования. Вопросы, к которым все отнеслись одинаково, не рассматривались, для работы были выбраны спорные вопросы, где наблюдались явные различия во мнениях, в основном между мальчиками и девочками: взаимоотношения с родителями, учителями, сексуальные проблемы, отношение к учебе, проблема смысла жизни. Ребятам было предложено произвольно разбиться на подгруппы, каждая из которых должна была выбрать темы для обсуждения.

Первая неожиданность: вместо обычного при подобных заданиях разделения на две группы «мальчики - девочки» (в кладсе всего 9 человек), подростки разбились на три пары, а три человека решили работать поодиночке. При этом один мальчик пытался присоединиться к кому-нибудь, но его не принимали. Две девочки пригласили меня работать с ними. У меня сложились хорошие отношения с этой группой, и обычно меня «раздирали на части», однако на "этот раз никто больше работать со мной не захотел. Не могу сказать, что это меня расстроило (наконец-то я никого не обижу, присоединившись к одной из групп), но я удивилась.

Во время работы подгрупп я наблюдала следующее: пара девочек обсуждала модели одежды, пара мальчиков писала программу для компьютеров (что позволило мне сделать вывод о целях объединения этих пар), а одиночки мучительно «выжимали» из себя «правильный» ответ и в результате отказались сдать мне свои работы.

С пригласившими меня девочками мы обсудили лишь одну проблему. Когда речь заходила об остальных вопросах, они выражали свое негативное отношение к мальчикам, а я пыталась добиться от них понимания.

Увидев, что происходит в остальных группах, я предложила провести общее обсуждение, но ничего не получилось. Урок закончился. Ребята пулей вылетели из класса, чего никогда раньше не было.

Обдумав занятие, я вспомнила свои ощущения в разные его моменты:

напряжение при объявлении тем для обсуждения (я вспомнила, что в том возрасте я переживала эти же проблемы; увлекшись воспоминаниями, я временно отключилась от происходящего на занятии и одновременно напряглась);

растерянность при разделении на подгруппы (я не понимала, что же мне делать, и в результате ничего не сделала);

недоумение при реакции девочек, к которым я присоединилась, на обсуждаемые проблемы (желание свести все к выплеску агрессии на мальчиков);

напряжение, которое у меня вызывали посторонние разговоры, услышанные во время обсуждения (значит, работая с девочками, я не была полностью включена в происходящее);

и наконец, меня расстроило нежелание ребят сдавать работы и обсуждать проблемы в общем кругу.

Теперь попробуем разобраться, что же произошло. В какой-то момент (видимо, еще в начале урока) я переключилась на собст­венные переживания, но не сделала их достоянием группы: не сказа­ла о них и не стала обсуждать. Подростки скорее всего бессознатель­но это почувствовали и тоже выключились из работы. Я не сразу поняла, почему так получилось, поэтому все оставшееся время переживала по поводу ребят (они заняты не тем) и по поводу неверно выбранной темы занятий. То есть я чувствовала, что что-то идет не так, но не делилась своими переживаниями и тем самым воздвигала все более прочную стену между собой и группой. Таким образом, я находилась одновременно в двух позициях - ведущего и участника, погрузилась в собственные переживания, и это мешало мне при­нимать правильные решения. Возможно, это стало одной из причин неудачи.

Так что же можно было сделать в разные моменты занятия? Личностные проблемы есть у всех, в том числе и у ведущего, и они могут актуализироваться на занятии.

Вспомнив о своих проблемах, надо было сказать о них и сделать их предметом обсуждения. Это было бы логично: ведь если мы ждем, что подростки будут открыто обсуждать свои проблемы, то нам следует начать с разговора о своих трудностях (задать норму обсуждения, показать, что это не страшно).

Если вы упустили этот момент, то, увидев отрицательную реакцию детей, вы можете сделать ее предметом обсуждения, постараться вместе понять, что не так, а поняв - исправить. Ребята скорее всего реагировали бы эмоционально, а задача взрослого - понять причины и уже потом искать выход.

В описанном случае я сумела понять, что случилось, проана­лизировать причины произошедшего, хотя и после занятия, но, к счастью, до момента очередной встречи с группой. На этой встрече 10-15 минут было посвящено обсуждению предыдущего занятия. Ребята очень искренне говорили о своих чувствах, но только после того, как не менее искренне это сделала я сама. Большой неожиданностью стало для меня мнение детей, что мои проблемы - не единственная причина провала занятия. В этой группе девочки и мальчики очень различались по развитию - девочки опережали мальчиков, - и это отличие было выражено гораздо сильнее, чем в других группах. Поэтому для девочек были важны одни аспекты этой проблемы, для мальчиков - другие. Особенно же трудно им было говорить о том, что потом (предположительно) они должны были обсуждать вместе. Две девочки, которые пригласили меня для совместной работы, были ближе по уровню развития к мальчикам, поэтому дальнейшее обсуждение их не пугало. Было принято решение перейти пока к другой теме, отношения с группой не испортились, ребята продолжали с интересом заниматься.

Если бы я не поняла причин произошедшего и пришла к подросткам либо с обвинениями, либо сделав вид, что ничего не произошло, то продолжила бы тем самым построение стены между собой и группой. Тогда возникшее отчуждение могло бы стать началом конца работы с этой группой.

В этот момент в наш рассказ опять вмешивается Учитель. И нам важно послушать его, дабы прояснить разницу между уроком и тренингом.

Учитель: «Я больше не могу это слушать! Вы подумайте только, класс срывает урок, а преподаватель ищет какие-то подсознательные причины, рассказывает детям о своих чувствах. У меня большой опыт, и я скажу, что это совсем не специфический конфликт, а обычное дело - дети проверяют учителя (особенно молодого) "на прочность". Что тут рассуждать? Вправить мозги, и дело с концом! Или, иначе говоря, не дать детям захватить власть, показать, кто "вожак в стае"».

Я бы ответила (и, кстати говоря, не раз отвечала) так: «Вы знаете, в чем-то вы правы, но только если дело касается обычного предмета, на котором основная цель - знания, заранее запланированная тема. У нас же все иначе. Есть основная цель: в данном случае - создать атмосферу открытости и доверия, защищенности и принятия. И это главное. А уж как именно это будет сделано - дело второстепенное. Было запланировано создать такую обстановку в процессе работы в малых группах - не получилось, но ее можно создать и делясь с ребятами своими переживаниями. Хотелось, чтобы ребята обсуждали свои проблемы, - так можно начать с собственных воспоминаний, ведь проблемы повторяются, и, встретив понимание, ребята, возможно, перешли бы на свой опыт. А уж выяснять, кто "вожак стаи" - совсем не дело нашего предмета. Иногда лучше передать ведение дискуссии, выбор темы лидеру группы или всей группе, да­бы она получила опыт принятия решения и ответственности за него, столь необходимый для саморазвития».

Неопытный ведущий часто чувствует уходящую власть и напрягается от непривычности положения и непонимания, что делать. Но ведь важна прежде всего цель, и здесь вы всегда останетесь лидером. А вот если ведущий видит, что цель не достигается, что ребята просто отдыхают на занятиях или наслаждаются общением (что само по себе тоже неплохо), что содержательной работы нет, тогда он мягко по форме, но жестко по содержанию должен повернуть группу к работе, к достижению намеченных целей.

Четвертое...

В процессе работы группы возникают кризисные ситуации

Можно выделить четыре основных типа кризисов, которые вполне могут иметь место в вашей работе и отнюдь не означают вашу профессиональную несостоятельность.

1. «Конфронтация» (открытая конфронтация между ведущим и участниками или между самими участниками).

2. «Отчужденность» (отчужденность между ведущим и подростками, потеря интереса к занятиям, что может выражаться и в резком оттоке детей из группы).

3. «Эмоциональный взрыв» (сильная эмоциональная реакция одного-двух человек).

4. «Конфликт» (отдельные участники выясняют в группе отношения либо с ведущим, либо между собой, остальные не вовлечены в процесс).

Два первых кризиса принципиально отличаются от двух последних, поэтому мы рассмотрим их отдельно.