Методика проведения фортепианного урока. Урок в музыкальной школе




Открытый урок преподавателя ДШИ им. А.А. Пантыкина Швецовой М.Н.

Дата проведения: 18.11.2012

Присутствовали: Дерябина Т.В., Закирова Г.Г.. Иванова И.Анатол.

Тема урока: Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники.

Методическое сопровождение урока:

    Г.М. Цыпин, Обучение игре на фортепиано, М., Просвещение, 1984

    С.Е. Фейнберг, Пианизм как искусство, М., Классика-XXI, 2003

    Конрад Вольф, Уроки Шнабеля. М, Классика - XXI. 2006

    И. Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игра, М., Классика-XXI. 2002

    С.В. Грохотов. Как научить играть на рояле. Первые шаги, М.. Классика - XXI,

2005

Цель урока: Создание условий для успешного освоения гамм и других элементов техники.

Задачи:

    Обеспечить психологическое благополучие ученицы на занятии, способствующее лучшему восприятию материала.

    Использовать различные упражнения для освоения гамм, аккордов и арпеджио.

    Добиваться качественного исполнения гамм и других элементов техники.

    Побуждать ученицу к размышлениям, самоконтролю и самоанализу.

План урока

    Методическое сообщение

    Работа над гаммой До мажор. аккордами и арпеджио.

    Работа над гаммами

    Освоение упражнений на легато.

    Освоение упражнений на подкладывание первого пальца

    Игра гаммы отдельно каждой рукой и двумя руками в расходящемся движении от одного звука.

    Работа над аккордами

    Освоение упражнений на опору пальцев.

    Игра аккордов отдельно каждой рукой па две октавы.

    .

    Освоение упражнений на легато по три звука.

    Освоение упражнений на легато по четыре звука.

    Игра арпеджио по три звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Игра арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Работа над длинными арпеджио.

    Освоение упражнения на подкладывание первого пальца.

    Освоение упражнения па позиционную игру.

    Игра арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы.

III Итог всей работы: Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Наши руки построены не параллельно, а симметрично, поэтому даже подвинутому пианисту трудно играть правой и левой рукой одно и то же через октаву или две - следовательно, начинать играть гамму в прямом движении нецелесообразно. Когда учим гамму, надо играть каждой рукой отдельно, причем правой начинать снизу вверх, а левой рукой сверху вниз. Играя двумя руками, надо начинать в противоположном движении раньше, чем в прямом. В этом большой трудности для ученика не будет, так как он начал играть гамму, когда звуки из которых она состоит, были усвоены раньше.

Играть гамму следует в умеренном темпе, так как только тогда возможен контроль за legato . Всегда приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца. Для уверенного исполнения гаммы следует обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место. Каждый раз, задавая гамму, преподаватель определяет положение четвертого пальца в правой и левой руках. Внимательное отношение к аппликатуре воспитывает аккуратность, точность в исполнении.

Работая над мажорной гаммой, параллельно начинать осваивать аккорды и арпеджио. Это необходимые элементы техники, которые развивают устойчивость, хорошую опору в пальцах, позиционную игру, расположение пальцев в тоническом трезвучии и его обращениях. Ученик начинает слышать сначала двухголосие (терции тонического трезвучия 1-3 пальцами, 3-5 пальцами), затем трехголосие (аккорды тонического трезвучия 1-3-5 пальцами). Часто плохо прослушивается в аккордах верхний голос. Для этого вес руки нужно направить к 5 и., наклонив к нему кисть. После освоения аккордов тонического трезвучия включить в работу его обращения. Затем играть короткими и длинными арпеджио.

Начиная работу над гаммами и другими элементами техники, ученик сталкивается со сложностью в подкладывании первого пальца. Часто ученик напрягает первый палец или неудачно приспосабливается к его подкладыванию. Опоздание на клавишу или резкое нажатие на нее приводит к неровной игре гамм. Также сложность вызывает исполнение на легато, в гамме и арпеджио, выравнивание голосов аккорда, игра с опорой, ведение мелодической линии.

Поэтому необходимо разработать упражнения в помощь ученику. ,

    Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно нужно для преодоления встретившейся трудности.

    Упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность.

    Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

    Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

В упражнении следует облегчать преодолеваемую трудность. Цель должна стать

легко достижимой. Нужно разработать такие упражнения, которые безукоризненно удаются.

Содержание урока

II Работа над гаммами, аккордами и арпеджио с ученицей первого класса Щукиной Катей.

1. Работа над гаммами

    Отрабо тать лега тов упражнени ях:

а) Играть и петь со словами последовательности из двух звуков, трех звуков и

пятипальцевые, правой рукой, затем левой рукой.

б) Усложнить пятипальцевые упражнения.

    От работать подк ладывание первого пальца:

а) На крышке инструмента: положить руку и «подводить» свободный первый

палец ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой и левой руки.

б) На клавиатуре: Опираться на пятый палец, а закругленным первым свободно «шагать» по клавишам. При гибкой кисти, очень легкие восьмушки, которые звучат на фоне долгого звука, (см. Приложение)

в) Упражнение «Капельки»: Опираться на третий палец в ноту до диез, затем фа диез, а первым пальцем легко на стаккато играть каждую восьмушку чередуя звуки ниже - выше. (см. Приложение)

г) Упражнение на подкладывание по черным клавишам: Сначала обыграть группу из двух, затем из трех черных клавиш. Каждое звено повторить несколько раз в разных октавах правой и левой руками. Вовремя подводить под ладонь первый палец, помогая кистью двигаться в нужную сторону. Слушать ровность мелодической линии, (см. Приложение)

д) Упражнение на подкладывание по белым клавишам: от каждой ступени гаммы играть пять нот по порядку правой рукой вверх, а левой рукой вниз, подкладывая первый палец после третьего. Контролировать ясность произношения и ровность мелодической линии, (см. Приложение)

    Сыграть гамму До мажор правой рукой на одну октаву, затем на две октавы. Так же левой рукой. В расходящемся движении от одного звука «до» на одну, затем на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Работа над аккордами

    Отработать опо ру пальцев в упражнениях.

а) Играть терции тонического трезвучия первым - третьим пальцами, третьим - пятым пальцами в разных октавах правой, затем левой рукой.

б) Играть квинты первым - пятым пальцами в разных октавах правой рукой, затем левой рукой.

    Подготов ить аккорд, слушать голоса в упражнениях

а) Ученице сыграть терции тонического трезвучия первым-третьим пальцами, третьим - пятым пальцами.

б) Играть квинты первым-пятым пальцами в разных октавах отдельно каждой рукой. Слушать и петь голоса.

в) Играть аккорд. Преподаватель нижний и средний голос, ученик - верхний и наоборот.

г) Сыграть тоническое трезвучие первым-третьим-пятым пальцами поочередно с задержанием каждых звуков. Вслушиваться в звучание голосов. Сыграть аккорды в разных октавах. Далее осваивать обращения тонического трезвучия, запоминая аппликатуру.

    Сыграть аккорды: тоническое трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать звучание всех голосов аккорда.

    Работа над короткими арпеджио

    Отрабо тать легато в упражнениях:

а) Играть арпеджио по три звука. Рука «дышит» после каждого звена

б) Играть арпеджио по три звука объединяющим движением кисти от первого пальца к пятому пальцу. Вести мелодическую линию вверх, затем вниз. (См. Приложение)

в) Играть арпеджио по четыре звука, снимая руку после каждого звена.

г) Играть арпеджио с легкими акцентами по три звука, чтобы снять ударения с первого пальца. (См. Приложение)

    Сыграть короткие арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания, соединение на легато.

I. Техника - это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato , staccato , а также динамические оттенки. Все это необходимо для формирования законченной техники.

Вся техника классического периода, да и романтиков насыщена гаммообразными последовательностями или отдельными ее видами, а также арпеджио. К этому нужно быть заранее подготовленным. Учащиеся, не прошедшие школу гамм, будут заметно отставать в техническом развитии. Без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достигнуть каких-либо результатов в искусстве игры на фортепиано. Поэтому формированием технических умений и навыков у учащихся - пианистов нужно заниматься уже на начальном этапе обучения.

Одна из важнейших задач - это выработка у ученика пространственной точности пальцевого аппарата, то есть умения безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на нужные клавиши. Часто приходится наблюдать случаи неаккуратной, как говорят «грязной игры». Поэтому преподаватель должен прежде всего не допускать в игре ученика никаких неточностей.

Работа над техникой должна вестись систематически. Уже в начальный период обучения ученик знакомится с различными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонне технические навыки.

Сначала это цикл упражнений на non legato . Здесь воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, усваиваются правильные движения, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.

Постепенно задания усложняются и упражнения на non legato сменяются упражнениями на legato . Главная задача на этом этапе - умение плавно соединять звуки, добиваться слышимого legato .

Начинать следует с соединения двух звуков 2-3 п.. 3-4 п.. 1-2 п., 4-5 п. затем трех звуков 2-3-4 п., 1-2-3 п., 3-4-5 п.

Такие упражнения мои ученики играют и поют со словами.

Заключительное упражнение на legato - пятипальцевые последовательности. Они являются основой для того, чтобы начать изучение гамм. Освоив пяти пальцевые упражнения, ученик научится точно ставить пальцы в клавиши, соединять на легато звуки, вести мелодическую линию.

Гаммы - следующий этап работы над упражнениями. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato , вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомиться с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т.д.

Гаммы надо начинать играть только тогда, когда ученик уже превосходно знает их, так что может спеть голосом. Не задумываясь, может от каждой ноты построить любую гамму на клавиатуре одним пальцем. Только тогда, когда он знает гаммы, можно начинать играть их.

Обычно начинают с До-мажорной гаммы, потом играют Соль-мажорную и продолжают так. прибавляя по одному знаку. В пианистическом отношении ученику гораздо легче играть гамму с черными клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре («длинные» пальцы на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.

Но часто начинают изучать гаммы в порядке квинтового круга. Усвоить гамму До мажор легче, чем гамму со многими диезами. Лучше начать играть гамму первым и вторым или первым и третьим пальцами, держа руку ближе к черным клавишам, чтобы ученику не приходилось ерзать рукой. Когда он довольно свободно в умеренном темпе двумя пальцами будет играть любую из мажорных гамм, можно начать постепенно применять обычную более сложную аппликатуру. Освоив мажорную гамму, отдельно каждой рукой, включить в работу исполнение двумя руками.

    Работа над длинными арпеджио

    Отработать подкладывани е первого пальца.

а) Играть на legato поочередно звуки тонического трезвучия в первой и второй октавах первым-третьим пальцами (до-соль-до), подкладывая первый палец под ладонь отдельно каждой рукой.

б) Играть на legato поочередно звуки тонического квартсекстаккорда в первой и второй октавах первым-четвертыми пальцами, подкладывая первый палец рукой под ладонь отдельно каждой рукой

    Отрабо тать позиционную игру в упражнен иях:

а) Играть с задержанием звука «до» первым пальцем. Точно попадать в следующий звук «до» первым пальцем. Быстро переность кисть руки ближе к клавиатуре.

б) Переводить руки из позиции в позицию, подводя первый палец под ладонь сначала к третьему, затем к четвертому пальцам.

в) Показать прием «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato в момент перехода от третьего или четвертого пальцев к первому (позиционная игра).

    Сыграть длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Итог всей работы : Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Отзыв об открытом уроке
преподавателя ДШИ Швецовой М.Н.

Дата проведения урока: 18.11.2009 г.

Урок проводился с ученицей первого класса Щукиной Катей.

Урок, проводимый преподавателем Швецовой М.Н., был достаточно хорошо организован и спланирован. Преподаватель четко соблюдал намеченный план урока; ясно сформулировал цель урока, задачи; хорошо владеет материалом урока, что подтверждает методическим сообщением.

Для раскрытия темы занятия преподавателем был подобран необходимый материал. Преподаватель четко разъяснял необходимость каждого задания. Подобраны разнообразные упражнения для подготовки к исполнению гамм.

М.Н.Швецова на уроке стимулирует ученика, в меру поощряет и подбадривает, использует метод личного показа, помогает, подсказывает, как справиться с возникшими трудностями.

Развитие технических навыков, в период начального обучения, вырабатывает у учащегося настойчивость, трудолюбие, решительность, желание добиваться намеченных целей.

Иванова И. А.


Навыки, приобретенные на уроке, а так же развитие их в процессе последующих занятий, необходимы для технического роста ученика, успешного исполнения им концертной программы.

ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ

Тема урока «Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники», раскрыта достаточно полно. Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности и смену заданий.

Педагог в своей работе с ученицей использует много подготовительных игровых упражнений, творчески подходит к заданиям. В ходе урока было заслушено обширное методическое сообщение, показана поэтапно работа с ученицей подготовительного класса над гаммой До мажор, аккордами, арпеджио длинными и короткими. Использовалось много наглядных материалов. Тон учителя доброжелательный, спокойный, что способствует активному участию ученицы в процессе обучения.

Обучающую, развивающую и воспитательную цели, поставленные на этом уроке, педагог выполнил.

Преподаватель

Закирова Г.Г.

Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными причинами (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными (отсутствие практики в методике анализа урока, опыта и смелости в подобных вопросах у руководителей школы), что приводит к формализму в показателях (учитывается часто лишь количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу. Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт. Поэтому цель данной методической работы: повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, а так же методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Материал разработан и основан на концепциях ведущих российских педагогов, а так же собственном опыте работы. Рекомендации, данные в работе, могут служить памяткой и подсказкой для педагогов при анализе урока, что бы в их отзывах фигурировали не общие «размытые» фразы, а конкретные, конструктивные замечания не только по теории и исполнительству, но и по методике проведения занятия, от которой зависит качество усвоения учащимися учебного материала.

-Теоретическое обоснование содержания и анализа урока: основные педагогические принципы его проведения.

-Практика и методика анализа урока в условиях музыкальной школы, адаптация общих педагогических принципов к специфике музыкального образования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ– показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Задачи посещения уроков могут быть разными. Это и ознакомление с работой преподавателя (работой учащихся своего класса по специальности), и контроль администрации, и оказание методической помощи, и открытое занятие как форма методической учебы, повышения квалификации.

Преподаватель и руководитель, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Модель общего анализа урока

Рассмотримнекоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

-анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;

-анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);

-анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;

-анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

-анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Накопляемость, объективность выставленных оценок;

-анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

-общая оценка степени достижения целей урока,. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты. По окончании анализа урока заполнить и дать педагогу на подпись протокол, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Самоанализ урока.

При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса

3. Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

1)образовательные (чему учили?);

2)воспитательные (что воспитали?);

3)развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку. Необходимо помнить важное педагогическое правило: эффективность урока будет только тогда, когда он методически продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе (с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

-проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;

-объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;

-эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;

-воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока, эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;

-применение на уроке технических средств обучения, наглядности: умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;

-обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

Анализ индивидуального урока (по виду искусства) , урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

-место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.);

-количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;

-качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;

-грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии и т.п.;

-разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство;

-постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;

-развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;

-начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?

-запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;

-эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

художественная подача произведений (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),

эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,

доброжелательность, оптимизм, воодушевление педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,

темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,

основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?

терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Модель аспектного анализа урока (по системам Л. Занкова, В. Давыдова)

Иногда администратор приходит на урок к педагогу для выявления отдельных направлений его педагогической деятельности с целью контроля или оказания методической помощи по некоторым вопросам: например, помочь в налаживании контакта с классом, в умении распределить по времени материал урока, подсказать уместность и целесообразность отдельных методов работы, понаблюдать за деятельностью отдельных учащихся и т.д. В таком случае можно говорить об аспектном анализе урока, которым необходимо владеть каждому руководителю.

Психолого-педагогический анализ урока проводится со следующих позиций:

-содержание урока;

-насыщенность урока. Значимость темы, мера трудности и сложности;

-композиция урока. Структура, логика, цельность;

-работа над формированием профессиональных умений и навыков: слушать и слышать, думать и задумываться;

-материал, рассчитанный на развитие творчества детей, чувств, использование собственного опыта знаний и исполнительства;

-использование наглядности как усилителя учебного материала;

-практическое применение знаний; обобщения, закрепления;

-педагогическая техника.

-энергетическая сила педагога (голос, мимика, настроение, убедительность речи, умение внушать, вести за собой);

-умение создать у детей настрой к уроку;

-поддержание активности восприятия учебного материала (исполнительского репертуара) в течение урока;

-умение ставить задачи, держать паузу после формулировки вопроса или задачи, что бы не мешать думать и решать проблему; вслушиваться в ответы детей, находить в них позитив;

-культура слушания и исполнения музыки;

-коммуникативные качества.

-интерес к детям, их мыслям и чувствам;

-взаимоуважение педагога и учащихся, стремление к общению;

-реакция на ошибки детей, внимание ко всем детям, дает возможность высказать каждому свою точку зрения, поддерживает, одобряет; на уроке идет диалог, сотрудничество;

-педагог не «вытягивает» ученика подсказками, создает у него чувство, что его принимают и понимают любого;

-поведение детей на уроке: спокойное, смелое, непосредственное или наоборот.

-педагог умеет отдавать инициативу детям, создавая ощущение методического соавторства.

Не обязательно искать в ходе урока все вышеизложенные положения, достаточно некоторых, самых заметных, характеризующих стиль педагога.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

-профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;

-разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;

-использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;

-кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;

-грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;

-развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,

-профессиональная ориентация,

-связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;

-умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;

-расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;

-умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;

-учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;

-исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;

Я сама закончила музыкальную школу (а потом и училище, и консерваторию). Сейчас, будучи взрослым профессиональным музыкантом, искренне не понимаю, почему в обязательной школьной программе стоят произведения Баха? Особенно ХТК, прелюдии и фуги. Сложные для понимания ребёнка вещи, их неинтересно разучивать и исполнять, особенно в младших классах.
А что касается предпочтений самого ребёнка, лучше всё-таки к ним прислушиваться. Мои родители, к примеру, с чего-то решили, что у меня есть способности к сочинительству, и отдали на дополнительные занятия по композиции. Я эти уроки ненавидела всей душой, учительница была очень увлечённая, много говорила и готова была заниматься сутками, но она не умела увлекать за собой детей. Я прошла весь школьный курс композиции, т.к. была очень послушным ребёнком, но уроки эти до сих пор вспоминаю с ужасом, а сочинять я так и не научилась, да и желания сочинять нет (и не было). Я умею импровизировать, но делаю это только по крайней необходимости, когда на работе нет нужных нот.

Комментировать статью "Ваш ребёнок - ученик музыкальной школы. Часть 1"

А вот если ребёнок учится в районной музыкальной школе по классу фортепиано. Огромное всем спасибо за обсуждение и советы! Они мне очень помогли и расширили картину мира. И туда поступают после районной музыкальной школы? И туда можно прийти в течении года...

Обсуждение

Автор вопроса, вы хотите быть уверены 100 процентно, что дочь сделает правильный выбор и проживет безбедно. Нет этого! Я сама в этой области работаю. Всю жизнь на копейках. Но работа была всегда. Работала с увлечением. Плюс, что нагрузка не на весь день. Что для женщины важно. Но одинокой выжить трудно. Надо, чтобы муж тащил. Но с другой стороны, подруга экономист и тоже еле тащится) а станет она великой или нет, кто ж знает? Может, руку переиграет? Надо просто не решать за дочь, а дать понять, что это не выбор и случится может всякое. А ещё так. Что, не сделав, ты будешь очень жалеть всю жизнь? И что для, тебя важнее, заниматься любимым делом или искать по денежные. Хотя, последнее тоже сомнительно.

29.07.2018 08:36:09, Тасамая

Я закончила мерзляковку по классу скрипки, поступила в консерваторию, но потом переиграла руку и с музыкой пришлось завязать. Такое бывает... Так вот, после училища работала в разных коллективах на копеечную зарплату. Было это в 90 годах. Зарплата артиста оркестра равнялась проездному билету на транспорт.
После беды с рукой за 2 месяца подготовилась с репетитором и поступила в хороший технический вуз.

29.07.2018 06:08:12, Перспектива для музыканта

поступление в муз. школу. Музыкальное образование. Поступаем в муз. школу.Что может быть на вступительных?Дочке 11 лет, когда-то прозанималась 2 года на ф-но и бросила(не а это такой конкурс именно в вашу школу или именно детей такого возраста или на фортепиано?

Обсуждение

поступили)

а это такой конкурс именно в вашу школу или именно детей такого возраста или на фортепиано? ТАКОЙ- в смысле что надо готовиться прицельно? Просто я почитала форумы разные и сложилось впечатление,что особого ажиотажа нет. Но, может, я неправильно поняла что-то конечно! Про фортепиано пишут часто, что недобор обычно и в сентябре набирают дополнительно. Если так -то чего переживать. Или это в разных школах по-разному? и есть,конечно,какие-то крутые, куда все хотят и там конкурс больше. Интересно мне -насколько сложно поступить в музыкалку. Мы идём наобум - возьмут -отлично!нет -ну что поделаешь, может в след году попробуем ещё. Но нам 6 лет и в принципе инструмент готовы рассмотреть почти любой, не обязательно сильно популярный. Каковы наши шансы попасть? И хотя мы вроде как ни на что не рассчитываем, но лично Я -чем ближе к делу, тем больше понимаю,что ХОТЕЛОСЬ БЫ всё-таки:-) Но парень, надо признать, не особо музыкальный. По крайней мере по сравнению с младшим вижу - младший -артист, а старший -чистый технарь, но всё равно ХОТЕЛОСЬ БЫ:-)

Льготы в музыкальной школе?. Развитие, обучение. Другие дети. Есть ли какие-нибудь привилегии или льготы при приеме и обучению в музыкальной школе на бюджетные места? С ДЦП на флейту реально?

Обсуждение

В нашей музшколе есть специальная 4-летняя программа для детей с особенностями. Узнайте - может, и у вас есть? Второй вариант - договариваться индивидуально с педагогом уже сейчас, который готов взять ребенка. Если педагог берет, то и в школу примут.

Прослушивание в музыкальной школе.. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Девочки, у кого детки в музыкальной школе учаться, как проходило прослушивание?

Обсуждение

20.05.2018 17:26:29, Музыкальная школа

уже записали?

у нас можно было выбрать инструмент только после прослушивания.
на само прослушивание родителей не пустили. со слов ребенка:
спела песенку (ложкой снег мешая), попросили повторить ритм (простучать) и отвернувшись назвать, сколько клавиш на ф-но нажали (1 или две)

В музыкальной школе ее усиленно склоняют к поступлению. Мы с мужем, не в восторге. Спасибо всем за советы и мнения. Исключительно ко всем прислушалась. Поступаем в музыкальную школу. По программе т.н. " подготовительного отделения ".

Обсуждение

Моя история: -дцать лет назал. Когда я заканчивала муз. школу (совершенно не собираясь становиться музыкантом) мне, так же как и Вашей дочери предложили поступить в муз.училище. Т.к. поступать мне надо было только через 1 год, то преподаватель из училища вызвался заниматься со мной этот год. В конце мая все обсудили, выбрали программу, д.з. на лето.... За лето я практически не разу не села за инструмент и т.о. осенью вопрос решился сам.
Может быть Вам так же немного "отвлечься" от этой темы. Если дочка почувствует тягу, то осенью можно будет расставить приоритеты, а если она даже не вспомнит про музыку, может быть это не ее призвание.

12.04.2012 18:58:03, ВреднаяАлиска

Да инструмент у вас кончено очень распространенный,в данном контексте лучше бы что-то более редкое.У шефа старшая дочь например пошла по этому пути,заканчивает в этом году Гнесинку.Но у нее арфа.Училась в очень понтовой общеобразовательной школе,ушла из нее в гнесинское же училище,не помню в каком классе,потом в Гнесинское высшее поступила.Так вот бывшие одноклассницы,которые на нее свысока смотрели и все позаканчивали всяческие МГИМО и ВШЭ,тепекрь не без злости замечают,что гораздо меннее успешны в жизни,чем она.Девочка учится,но уже серьезно работает и очень хорошо зарабатывает.А вот они перебиваются офисным планктоном,куда папы пристроили.Так что варианты возможны всякие:)).

Поступаем в музыкальную школу. Дочь неожиданно проявила желание заняться музыкой. про музыкальное образование спрошу. Музыкальная школа - хоровое отделение. К поступлению в специализированную школу типа ЦМШ вы очень легкомысленно относитесь. кларнет...

Обсуждение

Интернат - это для иногородних. Москвичи живут все дома. Да и иногородние, которые приехали с родителями и снимают квартиры, тоже живут дома. Интернат - это не обязаловка, а просто выход для тех, кому негде жить:))))

Имею ввиду ЦМШ. В Москве есть ССМШ им. Гнесиных - тоже десятилетка, по тому же принципу, что и ЦМШ, только никаких интернатов.

Но вообще, надо идти к конкретному педагогу, а не в конкретную школу. Вполе может получиться так, что настоящий педагог для Вашего ребенка работает вовсе не в ЦМШ и не в Гнесинке....

Подумайте и над этим аспектом.

К поступлению в специализированную школу типа ЦМШ вы очень легкомысленно относитесь. В 9 лет без усиленной подготовки по сольфеджио и инструменту, поступить нереально. В 4-5 лет если ребенок с абсолютным слухом и очень сообразительный поступить можно, все что позже требует очень серьезной подготовки. Поездить к педагогам на консультации, если кому-то понравится ребенок - можно готовиться к экзаменам. В ЦМШ экзамены очень серьезные весь июнь поступают вундеркинды из разных стран и городов, в гнесинке проще по форме, но требования те же. Все эти усилия можно предпринимать, только если ребенок не видит в жизни другого пути, кроме музыки, а вы понимаете, что именно такая система образования ему нужна. У духовиков очень высокие требования к качеству звука. В прошлом году сын не поступил именно из-за недостаточно яркого звука (поперечная флейта, 8 лет). Весь год работаем над звуком, готовимся, при том, что данные очень хорошие, в успехе совсем не уверены.
Флейта поперечная самый распространенный инструмент, с точки зрения поступления лучше выбрать что-то менее популярное. А вообще лучше искать педагога, который понравится и вам и ребенку.

Музыкальная школа - хоровое отделение. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Музыкальная школа. Раздел: Образование, развитие (заявление в музыкальную школу, когда ребенок Ошибки родителей в ДМШ: выбор школы, педагога, музыкального инструмента...

Обсуждение

У меня сын поступал в Гайдна на хоровое отделение в 6.5 лет, но не взяли из-за возраста. А за год, пока ходил на подготовительное отделение, решил заниматься на инструменте + хор 1 раз в неделю. Заканчивает сейчас 2 класс.
Хоровое отделение очень сильное, и как говорят там строжайшая дисциплина, туго с возможностью пропускать даже иногда занятия. Потом у мальчиков голос начинает мутировать лет в 12.
Поэтому я за инструмент, тем более выбор большой. Очень хороший преподаватель по духовым в старом здании. Мальчишки на саксофоне играют замечательно.
На консультации рекомендую сходить с ребенком. Кроме того, что он увидит класс, где будут проходить вступительные экзамены, учителя будут разбирать примеры заданий: прохлопать ритм, голосом повторить сыгранную ноту.
Удачи вам!

Шк. им. Гайдна - очень хорошая школа. Она на слуху и на хорошем счету в Москве.

Мой учится в музыкальном колледже недалеко от шк. Гайдна, 3 остановки на автобусе, тоже в новокосино, и эту школу мы посещали. Там сильное струнное отделение. Про хоровое не знаю.

Но вообще-то, у вас там недалеко, на Выхино, кажется, ДШИ им. Балакирева. Вот там изумительное хоровое отделение, там учится один наш знакомый мальчик они в жутком восторге и от школы, и от атмосферы, и от самого хора. Если вам туда удобно ездить, лучше в балакиревку попробовать.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Очень хочу услышать мнения отдавать ли мне младшую дочь в музыкальную школу в В 4-5 лет если ребенок с абсолютным слухом и очень сообразительный поступить можно, все что...

Обсуждение

муз. школа-очень большая нагрузка, если точно уверены, что не хотите сделать из дочери музыкальную звезду -не стоит
у вас до начала занятий в муз. школе почти год, может быть попробовать для начала нанять частного преподавателя, пусть позанимается пока на дому по облегченной программе, а дочка решит нравится ей это или нет, если нравится-тогда со следующего года идите на полную нагрузку в муз. школу

Конкурс на ф-но?! В нашей школе как раз туда-то и берут всех желающих:-) это самый простой инструмент, имхо, туда идут даже те, кто хочет просто развить отсутствующий слух.
Прослушивания в муз.школах в конце апреля - мае. Что с ребенком делали на прослушивании я не знаю, их забрали и через 2 часа выпустили к родителям:-) дочь говорила, что просили спеть песню, отстучать заданный ритм, повторить сыгранную на ф-но ноту, потом комбинацию нот, рассматривали руки.
Если вы не собираетесь в цдмш, то поступите и без подготовки, были бы у ребенка данные.
В анкете я писала наши пожелания к инструменту, но по итогам прослушивания педагоги сами дадут вам рекомендации.
Ребенок без определенных желаний будет играть на любом инструменте, если педагог будет хороший:-) Так что смотрите на педагогов.

Важен преподаватель (я долго выбирала и уговаривала, чтоб взяли). У нас фо-но без вариантов, я сама эту школу закончила. Моя дочь пошла в пять, рановато (это я сейчас поняла), но общение с хорошим человеком два раза в неделю - это несет не только музыкальную "нагрузку". НАша подружка ненавидела фортепиано, теперь с восторгом "дует в дудку" (блок-флейта, начинают с нее). Смотрите сами на школу, педагогов, насколько они вам интересны, бывают весьма творческие личности, увлекающиеся с учениками и тем, у кого занятия попозже, приходится ждать подолгу своего урока... это тоже важно. Необязательные, забывающие предупредить, если заболеют, а мама с работы убежала, ребенка привезла... и напрасно. Все аспекты важны.
Фортепиано - универсальный инструмент, но и теоретические дисциплины у них солиднее по сравнению с народниками-инструменталистами-хоровиками. Первый класс в двух местах - ммм... Вы осилите? Водить, заниматься придется.
Счастливо!

Объясните мне зачем ребенку музыкальная школа? я не понимаю. у мужа объяснить не получается. ребенку всего 6 лет, школа, первый А зачем ребенку общеобразовательная школа? Ну если уж так хочется заниматься, найди ребенку учителей, пусть приходят пару раз...

Обсуждение

ну вот есть я, которая отучилась 5 лет дома с преподавателями, и есть моя подруга, которая 4 года отучилась в музыкальной школе... небо и земля... я на фо-но могу, спустя годы, разве что чижика-пыжика сбацать, хотя, если взять ноты, разберусь, конечно... а она играет по памяти кучу произведений и легко подбирает и мелодию и аккорды...

так что эффективней все-таки в музыкальной школе, где есть и сольфеджио и хор... учиться музыке без сольфеджио вообще баловство, по-моему...
а дома разве что для развития слуха и моторики можно заниматься...

У желающих учить китайский язык (МГИМО) сначала спросили кто окончил муз. школу, а мой брат был ведущим танцором в самодеятельном ансамбле русского нар. танца, говорил, что муз образование помогало.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Г. СМОЛЕНСКА»

Урок как основная форма работы с учащимися в ДМШ.

Преподаватель

г. Смоленск

1 .Введение.

2. Урок – основная форма организации занятий.

4. Домашние занятия ученика.

5. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

6. Типы уроков.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

Педагогическая работа – сложный процесс, а в сфере культуры и искусства в еще большей мере, чем в других областях. Круг задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно широк.

Задачи педагога весьма глубоки и чрезвычайно многообразны. Это – воспитание учащихся, развитие их музыкальных способностей, всесторонность музыкальной подготовки.

Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания учащихся. Педагог должен привить ребенку любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всем их многообразии, глубине, красоте.

Урок по специальности являет собой основную форму работы с учащимся. На уроке педагог дает необходимые ученику знания и навыки, направляет его развитие и воспитание. Каждый урок – это своего рода звено в цепи занятий. Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. На уроках как бы подводится итог домашних занятий за предшествующий небольшой период и дается толчок для последующей работы.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагогу необходимо отдавать себе отчет в важности каждого урока. Педагог заботится о качестве, систематичности занятий, о том, чтобы они были интересны для ученика. Работа в классе требует от педагога большой внутренней собранности, За которой кроется целенаправленность его мыслей. Действий, чувствуется его воля, активность, побуждающие ученика мыслить и работать в нужном направлении. Подлинный интерес преподавателя к занятиям отражается в характере ведения урока, в его тонусе.

При обучении игре на музыкальном инструменте педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Индивидуального плана урока вполне достаточно, чтобы на его основе строить обучение. Подготовка к уроку заключается в просмотре музыкальной литературы, различных редакций того или иного произведения. Весь репертуар учащегося должен «быть в пальцах» у педагога. Учителю надо быть в курсе выходящей литературы, необходимо знакомиться с новыми произведениями. Все это заставляет преподавателя много работать для того, чтобы уроки были успешными.

Форма урока должна строиться в соответствии с характером, способностями, индивидуальными особенностями психики ученика. Следует приветствовать и желание родителей присутствовать на уроках (особенно на первых). Их активное участие в процессе обучения детей является необходимым условием для создания комфортных условий на уроке и организации плодотворных занятий дома. Именно родители должны стимулировать интерес детей к познанию, чтению книг, посещению концертов.

Работа над разучиваемыми произведениями представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

В моем классе обучаются дети с разными музыкальными способностями. Чтобы добиться положительного обучающего результата в обучении необходимо владеть техникой педагогической работы:

· уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение в самых различных ситуациях;

· уметь целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть проверить итоги домашней работы ученика, дать ему четкие запоминающиеся указания и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.

На уроке нужно не только дать необходимые ученику знания, умения и навыки, но и направлять его развитие и воспитание. Учебная и воспитательная работа неотделимы друг от друга, и должны непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью.

Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом: ученик, небрежно разбирающий текст, обычно проявляет небрежность и в целом ряде моментов своего поведения, на которые я при удобном случае воздействую. Ритм в игре ученика самым тесным образом связан с основными чертами его характера: отсутствие четкого метро-ритма всегда указывает на известную расхлябанность характера; наоборот, четкость ритма соответствует способности к ясным волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная вялость игры ученика часто совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутость, необщительность, которая тоже находится в сфере возможного воздействия.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагог отдает себе отчёт в важности каждого урока. Этим определяется постоянная обязательная забота о качестве, систематичности занятий, и, конечно, о том, чтобы они были интересны для ребенка. Над чем бы ни велась работа в классе, она требует большой внутренней собранности, целенаправленности мыслей, действий, чувств, воли, активности, побуждающие учащегося мыслить в нужном направлении, вообще работать.

Отказываясь от авторитарного учебно-воспитательного процесса, необходимо создавать в классе непринужденную обстановку и взаимное сотрудничество, равноправное общение с учеником, оказывая ему доверие, любовь, веру в его возможности. В большинстве своем дети бесхитростны, откровенны, добры. Общаясь с ребенком я учиться у него, знать, чем живет каждый ученик класса, его увлечения, обстановку в семье и в общеобразовательной школе, его положение в коллективе . Это помогает понять очень многое в характере и поведении учеников и положительно воздействовать на становление личности каждого ребенка.

Характер проведения урока зависит, конечно, от индивидуальных черт ученика. Есть ученики, располагающие к творческой работе, и такие, которые располагают лишь к добросовестной внимательности: но это не значит, что в последних не следует постепенно пробуждать творческую инициативу.

В большинстве случаев в начале урока нужно спокойно, неторопливо прослушать материал - одних пьес целиком, других – отрывками. Лишь после того, как материал проверен, замечены какие-то положительные моменты, сдвиги по сравнению с предыдущим уроком, а наряду с этим и неудачи, неисправленные ошибки, - лишь тогда становится ясно, над чем стоит поработать в первую очередь. Эти короткие минуты позволяют выявить главное, чего непременно нужно добиться сегодня же, наметить то, над чем желательно поработать, если хватит времени, и какую часть материала можно отложить до следующего урока. Завершается прослушивание оценкой проделанной учеником домашней работы, высказанной в таком тоне, который наилучшим образом его настроит.

Разумеется, это не стандартное начало урока. Например, если сразу понимаешь, что ученик плохо работал дома, можно не слушать его исполнение всей пьесы до конца; в какой-либо вещи прослушивать лишь тот отрывок, над которым велась работа в прошлый раз; проверять способы, которыми ученик пользовался дома.

Итак, проверка домашней работы ученика позволяет наметить и содержание предстоящего урока, и последовательность заданий, и преимущественные формы работы. Работа над разучиваемыми произведениями и в связи с этим над приобретением, развитием пианистических навыков представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

После прослушивания материала хорошо начать работу с относительно несложного задания, мобилизующего внимание ученика. (Например, с разбора несложного текста, совершенствования какого-либо элемента техники или отрывка пьесы, особо нравившейся ученику). Далее следует тщательная и длительная работа над самым важным и трудным для ученика сочинением. Следующий момент - «полусамостоятельная» работа ученика над одной из пьес и проверка способов изучения, которыми он пользовался дома. И наконец, когда внимание ученика уже иссякает, какая-либо форма музицирования. Кроме того, в урок включается чтение нот с листа, игра различных упражнений. На протяжении насыщенного интенсивной работой урока, необходимо давать ученику некоторую разрядку: сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. После этого вновь можно возвратиться к настойчивой работе.

Это лишь один из многих примеров целесообразного построения урока, показывающий, что не только его содержание, но и внутренняя динамика, последовательность различных заданий и форм работы, определяют степень его эффективности и влияние на домашнюю работу ученика.

Однако нельзя сводить урок с детьми лишь к игре - он обязательно должен включать моменты интенсивной работы, требующие значительных усилий ученика. Само собой разумеется, что чем старше ученик, тем большая часть урока должна быть отведена работе. Важно своевременно заметить признаки усталости ученика, падение интереса и вовремя дать ему некоторую разрядку или даже закончить урок.

Дети нуждаются в частом поощрении, в оценке проделанной работы (лучше в словесной форме, чем посредством балла). Особого внимания требует эмоциональный мир подростка. Переходному возрасту свойственны порой замкнутость, застенчивость, за которыми скрываются сомнение, колебание настроений, повышенная ранимость. Проявляя такт и деликатность к такого рода переживаниям, не навязывая своего участия, можно завоевать доверие подростка, незаметно вызвать на откровение. Поощрять стремление ученика проявить свой вкус при выборе репертуара, в трактовке изучаемой музыки.

В своей работе я использую различные типы уроков, например целостные «тематические» уроки, сконцентрированные вокруг какого-то единого стержня. Приведу примеры тематических уроков:

1. Разбор нотного текста. Учу детей методу разбора, осмыслению авторских указаний, охвату музыкальных комплексов мелодических построений, аккордов и т. д.). На уроке переодически переключаю внимание ученика от тщательной работы к исполнению. Когда в программе имеется пьеса, которой он уже более или менее свободно владеет, даю ему соответствующую установку: « а теперь сыграй эту пьесу так, чтобы мы услышали, какая это замечательная музыка, и оба получили удовольствие». Очень хорошо если при этом присутствуют хотя бы товарищи ученика. Здесь нужно проявить выдержку и не вмешиваться в исполнение, даже если оно не вполне удовлетворяет. Очень важно воспитывать умение доводить исполнение до конца без поправок и запинок. Неуместная «добросовестность» приводит порой к тому, что и при публичном выступлении ученик останавливается, чтобы тут же исправить какую-либо неудачу. В сознании ученика должны быть чётко разграничены изучение , проходящее под неусьпным контролем «требовательного слуха», когда любая неточность должна быть замечена и тут же исправлена, и исполнение , когда пьеса должна быть доведена до конца и лишь после этого продолжена работа над деталями. Чем чаще мы создаём и поддерживаем на уроках обстановку ответственного исполнения, тем большего ученик достигнет в приобретении эстрадного самочувствия. К сожалению, ученики лишь в течение короткого периода держат в памяти и руках основательно подготовленную пьесу. Обычно, как только пьеса сыграна на вечере или экзамене, она немедленно забывается.

2. Мелодия, как тема урока. Выявление мелодической сущности различных произведений и сопровождающих линий. В отношении одной из пьес (наиболее понятной и доступной ученику) ограничиваюсь показом на инструменте, чего и как ученику следует добиваться, завершая показ примерно следующими словами: «Этого ты сможешь, конечно, добиться самостоятельно». Такое доверие обязывает ученика, повышает его готовность приложить все силы для достижения успеха. Такую форму воздействия применяю обычно со старшими сообразительными, особо восприимчивыми учениками. С начинающими учениками такие приёмы применяю в несложных пьесах. Возможно, на первых порах детям немногого удастся добиться самостоятельно, тем не менее, если неуклонно продолжать пользоваться этой формой воздействия, она рано или поздно оправдает себя. Тогда высвободится время для продолжительной работы над трудными заданиями, а в отношении более простых можно положиться на самостоятельную работу ученика.

Большое значение на домашнюю работу ученика оказывает удачно проведённый конец урока: подведение урока, подчёркивание важнейшего задания, и, наконец, запись в дневнике. Конечная цель всякого урока в специальном классе заключает в себе следующие моменты:

1. Ученик должен обогатить свои исполнительские знания;

2. Он должен унести с собой ясное представление о содержании и форме своей дальнейшей работы;

3. Его образная память должна обогатиться доброкачественными игровыми образами, а его двигательная память – следами от точных и гармоничных игровых движений;

4. Он должен получить «эмоциональную зарядку» к дальнейшей работе.

Одна из наибольших трудностей индивидуальных занятий, это умение быстро и гибко переключаться от одного урока к другому. Непростительно, если, например отголоски раздражения, вызванные предыдущим учеником, переходят на следующего. Верный и постоянный помощник - сам ученик: его заинтересованность. Активность, увлечённость - всё это надёжные показатели удачно проведённого урока.

Пути и способы развития самостоятельности учащегося направлены на углубление его умения мыслить, заниматься, на стимулирование его инициативы и определяются всем комплексом его индивидуальных данных и условий занятий. От того насколько плодотворна работа в этом направлении, зависит успешность занятий учащегося. В то же время достижение им даже высокого уровня самостоятельности не может позволить педагогу ослабить руководство всей работой. Он всегда останется учителем, ведущим занятия в определенном, продуманном направлении.

Список использованной литературы.

1. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: 1978. 2.Тимакин пианиста. Методическое пособие. Издание 2-е. М.: Советский композитор. 1989.

3. Щапов урок в музыкальной школе и училище – М.: Классика-XXI 2004.

4.Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., «Музыка», 1982г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Камско – Устьинская Детская музыкальная школа» Камско – Устьинского Муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка

Тема: Урок специальности в музыкальной школе

Преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин

первой квалификационной категории

п.г.т Куйбышевский Затон

2014 год

Пояснительная записка

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как

следствие, – повышение интеллекта. Этим целям подчинены задачи и методики преподавания, о которых пойдет речь в данной работе.

Целью работы - познакомить с разновидностями уроков и методиками их проведения.

Цели урока

Урок представляет собой ограниченную во времени (30 – 40 минут), организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия

учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Урок по специальности в музыкальной школе состоит из:

Анализа,

Редактирования,

Овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями,

Проработкой сложных мест изучаемого материала,

Овладением целостности изучаемого материала или его части,

Домашнего задания.

Урок по специальности с одной стороны, казалось бы, легче, чем групповые занятия, например, по сольфеджио или по хору, или в общеобразовательной школе. Но есть один очень важный отличительный момент – это то, что ученика надо именно научить играть на инструменте, пусть даже очень простые вещи, но правильно и грамотно. Ведь каждое движение, изучаемое на уроках по специальности – это «кирпичик» огромных знаний, умений, привычек, которыми ученик будет в дальнейшем пользоваться ежедневно, изучая новые произведения. И поэтому здесь, в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика, процесс обучения не может быть строго распланированным.

Что же такое цель, и какие цели урока ставит учитель? Общепринято, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень знаний и умений, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не могут сводиться только к передаче учащимся готовых выводов.

Каждый урок специальности имеет свои цели, которые ведут к достижению одной, более глобальной – научить играть самостоятельно, играть правильно, осмысленно передавать характер исполняемого. Выполнение целей каждого урока в отдельности зависит от многих факторов: психические и физические особенности ученика, эмоциональное состояние на уроке, подготовленность ученика к уроку и др., в том числе и от правильного выбора вида и типа урока.

Виды уроков

В общеобразовательных и музыкальных школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Типы уроков

Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. От постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучение нового материала,

Урок – исправление ошибок,

Урок – закрепление пройденного,

Комбинированный урок.

Последний тип - наиболее подходящий для музыкальной школы.

В старших классах, особенно в выпускном или при подготовке к конкурсу, проигрывание всей программы может занимать довольно много времени. И в этом случае не остается времени на ее обсуждение, исправление ошибок, закрепление знаний и навыков. Именно поэтому рекомендуется делать уроки спаренными, чтобы можно было выполнить необходимые задачи.

Структура урока

Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Планирование урока учителем – последовательность деятельности на уроке делает урок целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время. Для этого учителю необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены, и чего он желает достигнуть с учеником не только на этом уроке, но и представлять конечный результат всей работы.

План урока может меняться по ходу. Это может быть связано с неготовностью ученика заниматься (нерабочее состояние), с неподготовленностью ученика к уроку, с плохим пониманием учеником требуемого от него, со сложностью овладения некоторыми приемами исполнения и др.

Типовая структура урока:

Проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

Освоение нового материала (если в этом есть необходимость),

Подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке),

Запись домашнего задания.

Методы преподавания

Методика проведения урока. Методика проведения урока целиком и полностью должна быть направлена на выполнение целей и задач урока и основных задач по воспитанию ученика, а значит, она неразрывно связана с видами, типами и структурой уроков. В зависимости от того или иного вида и типа и их комбинаций (сочетаний) будут зависеть и методы преподавания.

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний:

Метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения,

Метод устного объяснения,

Метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей,

Ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).

При работе над новым материалом обычно используются следующие методы:

Инструктаж (устное разъяснение),

Метод показа (исполняет сам педагог),

Тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

Однообразие и монотонность образовательного процесса губительно на любом этапе обучения, особенно начальном. Если из урока в урок звучат одни и те же такты и фразы произведения, а к ним предъявляются одни и те же требования, рекомендации, слова и интонации, с которыми они были сказаны, восприятие учеником того, что говорит педагог, резко снижается. Если ученик долгое время не может выполнить задание педагога, то необходимо либо «забыть» на время об этой проблеме, либо подойти к ней с другой стороны. Не следует жёстко планировать и проводить урок. Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть готов к импровизации своих действий в зависимости от реакции, действий и внимания своего ученика. Живость, непосредственность общения учителя с учеником будет способствовать созданию творческой атмосферы на уроке.

Конкретная регламентация того, что предстоит сделать ученику, должна сочетаться с предоставлением ему возможности для собственного творчества. Любая работа, которую ученик может выполнить самостоятельно, должна делаться им самим:

Рисунок,рассказ к изучаемому произведению,

Поиск альтернативных вариантов аппликатуры, приёмов игры,

Досочинение мелодии,

Вариации к мелодии,

Интерпретация музыки и т.д.

При подобном методе работы создаются предпосылки для реализации творческого потенциала ученика, развиваются мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазия, формируется находчивость, сообразительность, изобретательность.

Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна - ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, а значит, активно участвует в проведении урока.

Сложная работа, требующая больших усилий со стороны маленького ученика (обычно это освоение нового материала, технически сложные места), должна перемежаться с работой, которая ему хорошо знакома и с которой он легко может справиться (повторение ранее выученных пьес, исполнение легких упражнений). Такое чередование сложного и простого поможет избежать быстрого утомления ребёнка, поддержать его интерес к занятиям.

Методика проведения первых уроков

На самых первых уроках главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, переходить от простейших приемов игры к сложным очень постепенно, не форсировать события. Необходимо также разнообразие на уроке:

Слушание,

Теория,

Ритм,

Посадка,

Отвлечение на иные темы,

Знакомство с нотной тетрадью, запись,

Использование музыкальных игр (развивает анализаторские способности, ритм, внимательность),

Чередование работы за инструментом и без него.

Стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа, а для малышей также необходима и творческая работа (музыкальные попевки, чтение стихов, игры, фантазирование).

Методика проведения уроков с маленькими детьми

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками, прекрасно знают, как непросто, в силу возрастных психофизиологических особенностей ребенка, сконцентрировать его внимание на поставленной задаче. Если удаётся на какое-то время это сделать, возникает другая проблема - как удержать внимание на протяжении всего урока. Для концентрации внимания ребенка и достижения поставленных задач урока следует чередовать различные виды и формы работы:

Сольную и ансамблевую игру на инструменте,

Движение под музыку,

Пение,

Рассказ,

Воображение,

Игра (не на инструменте),

Слушание музыки и т.д.

Интерес в работе всегда присутствует, когда перед учеником открывается возможность самовыражения. Самовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается работой, что его внимание становится одновременно и целенаправленным и непроизвольным.

Иные варианты проведения уроков

Групповые уроки по специальности

Опыт многих педагогов, работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку ученика и самовыражение в ней всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих соучеников, ребёнок более активно «включается» в работу, воспринимает музыку внимательнее и глубже, чем наедине с педагогом. Если учеников несколько, то любой способ работы может принять форму игры. Например, использование метода соревнования между учениками в решении одной и той же задачи всегда оживляет урок, повышает их рабочий тонус, способствует более успешному освоению материала.

Необходимо также практиковать и совместное исполнение гамм, упражнений и пьес, что развивает способность слышать партнёра и слушать себя. Столь раннее музицирование в ансамбле применяется довольно редко, но практика показывает, что ансамблевая форма работы очень привлекательна (особенно для маленьких детей), а потому более результативна. Зачастую ансамблевые партии они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы. Поскольку в случае работы с несколькими учениками значительная часть времени на уроке будет посвящена индивидуальной работе с каждым из них, то очень важно найти оптимальную пропорцию коллективной и индивидуальной игры.

Внеклассные уроки

Регулярное совместное общение возможно как в классе, так и за его пределами.

Формы такого общения могут быть самыми разнообразными:

Прослушивание записей,

Посещение концертов, музеев, театров,

Поочерёдное проигрывание программы всеми учениками с последующим обсуждением каждого выступления,

Тематические концерты,

Концерты класса в других музыкальных школах,

Выездные концерты.

Все эти мероприятия создают благоприятную творческую среду, которая способствует ориентации учеников на подлинные духовные ценности, стимулирует их занятия музыкой.

Формы контроля

Технические зачеты (с оценкой и анализом развития);

Контрольные уроки;

Классные зачеты (проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, знания нотной грамоты);

Тематические музыкальные вечера;

Школьные конкурсы, концерты;

Творческие вечера;

Выступления перед родителями, в СОШ, детском саду, домах культуры;

Участие в конкурсах и семинарах, викторинах, олимпиадах и т.д.

Что способствует плодотворному проведению уроков

К сожалению, в практике современной жизни лишь с редкими учениками возможно проводить качественные, плодотворные уроки. Причин этому много. Однако, результативность уроков, в том числе, зависит и от профессиональности и готовности к ним самих учителей.

Не вдаваясь в детали вышеупомянутых проблем, хотелось бы напомнить несколько самых эффективных методов воспитания учащегося – музыканта.

Индивидуальный подход к каждому ученику - фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого ученика в отдельности.

Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя не плохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока.

Таким образом, чтобы уроки не были пустой тратой времени, но приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видовое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога по специальности гораздо больше возможностей, чем у других учителей и это надо использовать, чтобы противостоять «засилию массовой культуры».

Литература:

1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., Советский композитор, 1978г.

2.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов Н/Д: «Феникс»,2002г.

3.Надырова Д.С. Музыкальное развитие в процессе фортепианного обучения.

4.Николаев А. Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования. Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966г.

5.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. – Т.1.

6.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение,1984г.

7.Интернет.