О русской пейзажной живописи. Национальные особенности сближают людей Эссе на тему национальные черты нельзя преувеличивать


В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п. В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья – то с голыми ветвями, создающими своеобразную «графику зимы», то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (картина «Сиверко» Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воде переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям в «воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и прочему, то сразу же на память приходит великий французский художник Клод Моне, писавший лондонский мост в тумане или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.

Письмо тридцать шестое
ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказывать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа как бы свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных, созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих стран свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.

Англичане любят парки почти без кустов, любят оголенные берега рек и озер, где граница воды и земли создает четкие и плавные линии, «уединенные дубы» или группы старых деревьев, боскеты (небольшие рощи), стоящие среди лужаек как гигантские букеты.

В пейзажах Шотландии, в Хайленде, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнаженная поэзия. И не случайно там родилась одна из лучших мировых поэзий – английская «озерная школа». Горы, поднявшие на свои мощные склоны луга, пастбища, овец, а вслед за ними и людей, внушают какое-то особое доверие. И люди доверили себя и свой скот горным полям, оставили скот без хлева и укрытия. В горах пасутся коровы с необыкновенно теплой и густой шерстью, привыкшие к ночному холоду и горной подоблачной сырости, овцы, дающие лучшую в мире шерсть и умеющие ночевать, сбившись в гурты, ходят люди, которые носят простые килты (шерстяные платки, обернутые вокруг бедер), чтобы их было удобно распрямить и высушить перед кострами, и пледы, которые не менее удобно сушить перед кострами и кутаться в них в сырые ночи. Поля перегорожены хайками – изгородями из камней. Их строили терпеливые руки. Шотландцы не хотели строить их из материала иного, чем родные горы. Поэтому каменные хайки – такая же часть природы, как и наши северные изгороди из жердей. Только ритм в них иной.

В Болгарии в характере взаимоотношения природы и человека есть одна удивительная черта: черта их взаимообращенности друг к другу, взаимооткрытости. Эта черта еще слабо выражена в первой столице Болгарии – Плиске. В основе названия города Плиска лежит тот же корень, что и в основе имени одного из старейших городов России – Пскова (в древности это «Плесков» – «побратим» именем с Плиской). Оба города расположены на ровном, плоском месте, отчего и получили свои имена. В останках великолепного дворца в Плиске, его стен, дорог Плиски и мостовых лежат большие каменные блоки. Своею монументальностью, тяжестью эти каменные блоки как бы утверждают могучие горизонтали окружающего пространства.

Кочевники протоболгары, переходя от кочевого образа жизни к оседлому, не могли еще расстаться с плоскими степями, где удобно пасти коней и скот, поэтому основали свою первую столицу не в легко обороняемых горах, а среди пастбищ. Чтобы утвердить свою новую оседлость, они выстроили свой первый город из огромных блоков крепчайшего камня, подчеркнув тем самым на веки веков свою предлежащую неподвижность, свою новую прикрепленность к земле.

Вторая столица Болгарии – Преслав расположен иначе: в огромной чаше окружающих гор. В центре чашевидной долины знаменитая Круглая церковь. Окружающие горы любуются Преславом с его центром – Круглой церковью, а Преслав любуется могучей оградой окружающих его лесистых гор.

Еще своеобразнее и сильнее эта взаимообращенность природы и человека в третьей столице Болгарии – Велико-Тырнове. Велико-Тырново своими основными районами расположен на высоких холмах, таковы два важнейших – ЦаRревец с неприступной крепостью и ТрапеRзица с многочисленными церквами и монастырями. А между холмами сложными петлями вьется река Янтра, повторяющая в своих водах дрожащую красоту города. А над всем этим сложным взаимоотношением гор, города и реки высятся еще более высокие горы. Одну из них тырновцы окрестили названием Момина крепость – Девичья крепость – крепость, которую могли бы защитить и девушки, настолько она сама по себе неприступна. Гора как город, город как горы... Горы и города слиты в единство до неразличимости, как бы живут вместе. Даже сравнительно новые, «возрожденческие» города Болгарии такие же. Один из них – Копривщица.

Копривщица – город «первой пушки». Здесь началось освободительное восстание против многовекового османского ига. Восстание это было поддержано самой природой, окружающими Копривщицу горами и темными лесами. И посмотрите: в каком союзе живут здесь до сих пор горы, лес и горы. В центре города среди двухэтажных, типично болгарских домов живут темные, могучие, необыкновенно высокие лесные ели. Это лес вошел в город. А из каждого дома видны горные луга со стадами овец; видна окружающая город местность; именно из каждого (разумеется, старого, ибо современные архитекторы этого не понимают) дома. Дело в том, что болгары изобрели удивительные дома. Этажи в этих домах поставлены свободно друг к другу, и второй, жилой этаж повернут всегда так, чтобы из его окон открывалась перспектива улицы и был вид на окружающую город природу: в горных – на горы, в приморских – на море. С высоким художественным смыслом повторяется в домах, оградах и воротах плавная линия – «кобылица» (коромысло), как бы вторящая линии болгарских гор.

Может быть, потому, что самый замечательный болгарский архитектор XIX века Колю Фичето нигде не учился, он так по-своему и так по-народному, по-болгарски понимал архитектуру. Архитектура для него была продолжением природы и быта людей. Арки его мостов не только описывают вместе со своим отражением в воде идеальные эллипсы, овалы, круги, но и с удивительной плавностью переходят в своды устоев моста, а колонны его других строений не столько «несут» над собой своды, сколько просто и дружелюбно их «дорисовывают»..

Сколько вообще мира, тишины и спокойствия в любой архитектуре мира, как мало в народной архитектуре модного сейчас «брутализма» и урбанистической агрессивности!

Обратимся к природе нашего родного Закавказья.

В Грузии человек ищет защиты у мощных гор, иногда тянется за ними (в башнях Сванетии), иногда противостоит горным вертикалям горизонталями своих жилищ. Но самое главное – в Грузии природа так огромна, что она уже не в простом союзе с человеком, она мощно ему покровительствует, обнимает его, вдыхает в него богатырский дух.

О Грузии писали многие. Не буду перечислять великих русских поэтов XIX века и советских поэтов, писавших о Грузии, о ее природе и людях, о ее обычаях и истории, о ее культуре и искусстве. Грузию любили и любят. Чтобы представить себе отношения природы и человека в Грузии, приведу одно стихотворение Н. Заболоцкого. Да не посетует на меня читатель за то, что я процитирую это стихотворение полностью. Резать стихи все равно что резать картину, а перечесть стихи Н. Заболоцкого всегда большое удовольствие.

Ночь в Пасанаури

Сияла ночь, играя на пандури,
Луна плыла в убежище любви,
И снова мне в садах Пасанаури
На двух Арагвах пели соловьи.

С Крестового спустившись перевала,
Где в мае снег и каменистый лед,
Я так устал, что не желал нимало
Ни соловьев, ни песен, ни красот.

Под звуки соловьиного напева
Я взял фонарь, разделся догола,
И вот река, как бешеная дева,
Мое большое тело обняла.

И я лежал, схватившись за каменья,
И надо мной, сверкая, выл поток,
И камни шевелились в исступленье
И бормотали, прыгая у ног.

И я смотрел на бледный свет огарка,
Который колебался вдалеке,
И с берега огромная овчарка
Величественно двигалась к реке.

И вышел я на берег, словно воин,
Холодный, чистый, сильный и земной,
И гордый пес, как божество, спокоен,
Узнав меня, улегся предо мной.

И в эту ночь в садах Пасанаури,
Изведав холод первобытных струй,
Я принял в сердце первый звук пандури,
Как в отрочестве – первый поцелуй.

Природа Грузии и в самом деле мощно принимает человека и делает его сильным, величественным и рыцарственным.

Впечатления от природы Армении заставляют меня несколько подробнее сказать и о ее пейзажах. Многовековая культура Армении победила даже горы. «Хоровод веков,–пишет Андрей Белый в «Ветре с Кавказа», – впаяны древности в почву; и камни природные – передряхлели скульптуру; и статуи, треснувши, в землю уйдя, поднимают кусты; не поймешь, что ты видишь: природу ль, культуру ль? Вдали голо-розовый, желто-белесый и гранный хребетик сквозным колоритом приподнят над Гегаркуником, Севан отделяющим; почвы там храмами выперты, храмы – куски цельных скал».

Не могу удержаться, чтобы не привести из той же книги отрывок, где Белый описывает свои первые впечатления от Армении, полученные им ранним утром из окна вагона:

«Армения!

Верх полусумерки рвет; расстояние сложилось оттенками угрюмо-синих, сереющих, бирюзоватых ущелий под бледною звездочкой: в дымке слабеющей зелень; но чиркнул под небо кривым лезвием исцарапанный верх, как воткнувшийся нож; и полезла гребенкой обрывин земля, снизу синяя, в диких разрывинах; будто удары ножей, вылезающих из перетресканных камневоротов – в центр неба; мир зазубрин над страшным растаском свисающих глыб, где нет линий без бешенства!»

Что это не мимолетное впечатление Белого, показывает тот факт, что на него откликнулся и сам гениальный армянский живописец Мартирос Сарьян, а что может быть авторитетнее именно такого отклика художника. В своем письме Белому, вызванном впечатлением от очерка «Армения», Сарьян пишет, что он хранит воспоминание о тех днях, когда они вместе «разъезжали или расхаживали по этой обожженно-обнаженной нагорной стране, любуясь громоздящимися камнями голубовато-фиолетового цвета, ставшими на дыбы в виде высочайших вершин Арарата и Арагаца».

Я не смею поправлять Сарьяна, и все-таки порой мне кажется, что пейзаж Восточной Армении суровее, чем на картинах Сарьяна. Безлесные горы, изборожденные дождями, ручьями и полосами виноградников, горы, с которых скатывались камни, густые плотные краски: это природа, точно впитавшая в себя народную кровь. Выше я писал, что для русской природы, очеловеченной крестьянином, очень характерен ритм вспаханной земли, ритм изгородей и бревенчатых стен. Ритм характерен и для пейзажей Армении, но в Армении он другой. Огромное впечатление оставляет картина Сарьяна «Земля» (1969). Она вся состоит из полос, но полос ярких, волнистых – совсем других, чем ритм, созданный человеком в России.

Этот же волнообразный ритм схвачен и в картинах замечательнейшего армянского художника Минаса Аветисяна. В его картине «Родители» (1962) отец и мать изображены на фоне армянского пейзажа. Поразительно, что ритм армянской природы как бы повторяется в душевном ритме людей. Даже горы в картине «Родители» стали волнами трудового ритма.

Трудовые ритмы Армении удивительно разнообразны, как разнообразен и труд ее народа. В картине Сарьяна «Полуденная тишина» (1924) на землю как бы наложены квадраты возделанных полей, словно расстелены разноцветные ковры для просушки. Ритмы гор и полей сочетаются и противостоят друг другу.

Свободен и легок ритм в картине Кождояна «Араратская долина». Горы в ней – волны, полосы долины – только легкая морская зыбь.

О богатстве природы Армении свидетельствует и то, что в живописи она отражена удивительно разнообразно. Один и тот же художник видел ее по-разному. И вместе с тем мы всегда скажем: это Армения. Страна москательных пожаров И мертвых гончарных равнин...

Раз уже пришли на память эти строки О. Мандельштама, то невозможно не вспомнить и стихи Валерия Брюсова, обращенные к армянам:

Да! Вы поставлены на грани
Двух разных спорящих миров.
И в глубине родных преданий
Вам слышны отзвуки веков.

Все бури, все волненья мира,
Летя, касались вас крылом, –
И гром глухой походов Кира,
И Александра бранный гром...

Как это хорошо – величие народа в касании к мировым событиям! В этой страдальческой причастности, а не в мещанском благополучии дух армянского народа:

Гранился он, как твердь алмаза,
В себе все отсветы храня:
И краски нежных роз Шираза,
И блеск Гомерова огня...

Даже бедный пастушеский посох у подножия Арарата становится похож на скипетр царя:

Внизу, на поле каменистом,
Овец ведет пастух седой,
И длинный посох, в свете мглистом,
Похож на скипетр вековой.

И в том же ключе говорит об армянской природе Николай Тихонов:

В ладонях гор, расколотых
Стозвучным ломом времени,
Как яблоко из золота,
Красуется Армения...

Золотое яблоко, то есть царский знак – «держава», и скипетр вручены русскими поэтами многострадальной и своею значительностью счастливой Армении. Это ли не царский подарок?

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Adidas.Ru». Стукнули холода, значит, пора одеваться в теплые вещи. Если Вы хотите оставаться стильной, но при этом не испытывать дискомфорт из-за холода, то стоит посетить интернет – магазин «Adidas.Ru». На сайте www.Adidas.Ru, вы сможете купить женскую зимнюю куртку по выгодной цене. Интернет – магазин «Adidas.Ru» постоянно расширяет свой ассортимент, поэтому Вы всегда сможете следить за модой и радовать себя новыми и стильными покупками.

Я жалею, что мало бывал в республиках нашей страны и не могу написать о каждой. Каждая обладает своей красотой – надо только увидеть. Но и из приведенных примеров ясно следующее: пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа.

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 - 1999)
Российский ученый-литературовед, общественный деятель.

Афоризмы, цитаты - лист () 2
Биография Дмитрия Сергеевича Лихачёва >>

Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Интеллигентом нельзя притвориться.

В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.

Жадность - это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.

Цитаты из статьи Д.С. Лихачёва "О русской интеллигенции. Письмо в редакцию" ("Новый мир", 1993, No2)

У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, - для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими "границами на замке", чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало.

Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже.

Черта, определявшая характер русской интеллигенции, - это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства.

"Когда враг не сдается, его уничтожают!" - сказал Горький. Однажды это высказывание стало предсказанием - это факт, однако неужели же оно действует и по наше время? Ведь и в наше время одна национальная интеллигенция изничтожает другую, в иных случаях - с оружием в руках. И в наше время интеллигенция подвергается осмеянию и уничтожению, и с чьей же стороны? Со стороны другой части интеллигенции, а если так, это значит, что та, "другая", часть необоснованно присвоила себе само определение "интеллигенция".

Дискуссии, разное видение мира и его будущего, конечно же, свойственны интеллигенции, но взаимное уничтожение привнесено в ее среду тем же Горьким, теми же полузнайками и "обраэованцами", не говоря уж о ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Так неужели и нынче всю тяжесть бремени, все исторические задачи, возложенные на интеллигенцию, она может решить только путем бесконечных распрей и взаимного озлобления, выводящим ее за пределы интеллигентности, в то время как вся история культуры, равно как и совсем недавний наш практический опыт, подсказывает нам совершенно иной, противоположный путь? И неужели мы станем по-прежнему, "по-большевистски", недооценивать интеллигенцию и ее роль в жизни наших народов?


Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям «в воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторое акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и почему, то сразу же на память приходит великий французский художник К. Моне, писавший лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими. Различие в степени.

Относится ли сказанное только к реалистической живописи XIX и начала XX века, например к живописцам круга «Мира искусства»? Я очень ценю живопись различных направлений, но должен сказать, что «искусство чистой живописи», какой мне представляется живопись «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Голубого рыцаря» и пр., меньше связано с национальными чертами того типа, о котором я только что говорил, и все ж таки связано с русским «материальным фольклором» – с искусством вышивки, даже вывески, глиняной игрушки и вообще игрушки, поскольку в этой живописи много игрового момента, много выдумки, вымысла. Выверт для этого искусства – похвала, потому что оно насквозь озорное и веселое. Не случайно это искусство требовало выставок, было так связано с шумными вернисажами. Его надо было демонстрировать на большой публике, оно должно было поражать и возбуждать толки. В русской культуре начала XX века вообще было много маскарадного и театрального, что так хорошо подчеркнуто Ахматовой в «Поэме без героя».

Природа других стран

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих «этноприрод» свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.

Рождение гражданина. Мировоззрение русского человека.

Страна отмечает День Учителя. Актуально звучат слова великого педагога Сухомлинского, который настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем словесности. Именно «учителя словесности» не только формируют мировоззрение своих учеников, но и воспитывают в них вкус, добрые чувства к людям, интеллектуальную терпимость, а также интерес к спорам по мировоззренческим вопросам. Наших детей с детства должно волновать настоящее и будущее Отчизны. Гражданин – это, прежде всего, патриот своей страны, продолжающий традиции своих героических предков и готовый защищать ценности своей страны. «Вера в святыни, вера в идеалы – один из главных корней духовной стойкости, мужества, несгибаемости, полноты жизни, настоящего счастья».

Молодому поколению нашей страны выпало жить и личностно формироваться в сложную и противоречивую эпоху истории. Этот факт заставляет задумываться над судьбами человечества вообще, а также думать о каждом народе и отдельном человеке, — в частности. Социальная коммуникация занимает особое место в жизни общества и каждого человека. На сегодняшний день мы имеем возможность общаться в широком информационном поле с людьми и культурами разных народов. Межкультурная коммуникация способствует сближению народов, росту их национального и межнационального сознания. Ощущая себя гражданами мира, важно понимать, что мы ещё и граждане своей страны. О стране судят по её представителям. Для того чтобы рассказать о себе, важно самим знать и понимать, кто мы. Гражданственность начинается с изучения и понимания души своего народа, с формирования чувства хозяина страны и с ответственности за всё, что происходит вокруг. Важно знать, что от нас самих зависит очень многое. А именно то, чего мы достигли в жизни, какое место в ней заняли, что принесли другим и получили для себя.

Рождение гражданина происходит в процессе гражданско-патриотического воспитания. Многое зависит от того, как человек себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая цель у него в жизни. Старшее поколение, педагоги, отцы и матери должны передать подрастающему поколению все нравственные ценности, все богатства, которые так дорого достались нашей стране и народу. Мы обязаны воспитывать в себе и других свободного человека, которому важно бороться за свободу и достойную жизнь для всех людей на Земле. Эта борьба представляет собой процесс творческий и глубоко духовный. Этот путь сложный и опасный. По этому пути в одном строю мы должны решительно и смело идти с представителями разных стран и народов мира. Эти люди могут совершать свой путь только благодаря любви, которая их ведёт по жизни. Эта любовь последовательно проявляется и в малом, и большом. Эти люди патриоты своих стран. Но они и интернационалисты. Если мы по-настоящему любим свой народ и свою страну, мы сможем понять и другие народы, которые тоже любят свою землю, культуру, природу, своё прошлое.

Мы должны знать о том, кто мы, откуда пришли, чем живы, что любим, на что надеемся и во что верим. Какая она, душа многонационального русского народа?Советский Союз завершил многовековой процесс формирования новой исторической общности людей, народов СССР. Эта общность братских народов по имени – советский народ. Это словно суперэтнос, который является многонациональным образованием, ядром которого является русский этнос. Народ можно узнать через его культуру. Русская культура базируется на по-настоящему мощном основании. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая, гибкая, высокоинтеллектуальная и глубоко нравственная. Суть культуры состоит в её внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости. В советской многонациональной культуре соединились и расцвели под эгидой русской широты и русского «гостеприимства» культуры многих национальностей. Существует особый архетип человека каждого народа. Открытость и искренность являются чертами русского характера, данный архетип проходит как главный герой через всю русскую и советскую литературу от древних былин и сказаний до наших дней – через музыку, киноискусство, телевидение и так далее. Этот архетип человека сохранился в России и странах СНГ по сей день. Были и существуют сегодня попытки трансформировать его, изменить его духовно-нравственные основы, но все эти попытки разных периодов закончились безуспешно. Русский человек сберёг главные свои качества, заложенные в него в различные периоды истории, Богом, природой, далёкими предками.

У каждого народа Земли есть свой национальный характер, своя национальная индивидуальность. У русских есть особенность национального характера – чувствовать, думать и решать сердцем, а не умом. Русская идея – это идея сердца. Русский народ во все века вёл борьбу за справедливость, свободу и достойную жизнь. Это национальная творческая идея, которая выражает русское историческое своеобразие, самобытность, благую силу и призвание. Эта творческая идея указывает народу его историческую задачу и духовный путь. Эта идея представляет собой нечто живое, простое и по-настоящему творческое. Данная идея просматривается в быту, в культуре, в устройстве жизни, в душах людей и в вере. Национальный идеал и национальный характер – это разные понятия. Идеал не всегда совпадает с действительностью. Но национальный идеал необходим и жизненно важен. Народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт стремление многих людей в своей жизни служить высоким идеалам справедливости для всех, быть верным идеалам любви, братства и единения в добре и милосердии. Жизнь для русского человека имеет смысл ради ценностей, которые выше жизни.

У русских есть особенность, заключённая в выполнении сердцем и душой миссии бросить все свои национальные силы на осуществление вселенского единства человеческого рода. Это отречение от национального эгоизма. Русские говорят, что человек человеку – друг, товарищ и брат. У русских существует высокое единство народной духовной силы, которое торжествует над разными мнениями ума. На протяжении многовековой истории, русские одновременно боролись на разных направлениях за создание своей национальной независимости, государственности, хозяйства, культуры, религии. Они постоянно боролись с многочисленными захватчиками на разных фронтах. Осваивали новые территории своей огромной страны. Они не вели захватнических и истребительных войн. Русские освобождали порабощённые народы, предоставляли им возможность определить свою государственность и независимость. Они приобрели привычку к уважительному и добрососедскому сосуществованию с другими народами. Национальные черты русского народа – это миролюбие, нравственность, жажда духовного равенства, стремление к примирению и забота об общем благе. Русские пережили огромное количество разрушительных войн, поэтому основным вопросом современности для них является вопрос о войне и мире. В русских живёт святая мучительная боль от всех утрат. Уничтожить войны, утвердить мир на Земле – в этом русские люди видят свою историческую миссию.

Самосознание русских сформировано под влиянием огромных пространств, сурового климата, низкого плодородия большинства земель, отсутствия выхода к незамерзающим открытым морям и отсутствия судоходных рек, выходящих к этим морям, трудных и опасных евразийских торговых путей, разбросанности природных ресурсов, тяжелейшего государственного бремени русского народа, необходимости отражать постоянные набеги врагов. В невероятно трудных условиях люди могли выжить коллективно, общими усилиями всех и каждого. Частое и открытое общение – характерная черта русской натуры. Сознание русских не индивидуалистическое. Оно ориентировано на общественные ценности и солидарные интересы. Русские готовы в любую минуту встать на защиту своего государства. У русских не утвердилось всевластие денег, как во многих странах мира. Характер русского народа аскетический.

Многое о народе можно понять из его сказок, которые пережили века, и дошли до сегодняшнего дня. Русские любят размышлять, созерцать мир, искать истинный смысл жизни. Герой русских сказок поступает не как все: едет не туда, покупает не то, говорит не как принято. Поэтому он прорывается через заданный обыденным опытом ход действий. В русских имеется установка на решение принципиальных жизненных задач нетрадиционным образом. В награду герой сказок получает не столько богатство, сколько подтверждение правильности своего подхода к жизни. В сказках и жизни значительно более высокая ценность общения, любви, верности заветам старших, сострадания к людям и всему живому по сравнению с богатством и властью. Герои русских сказок свободны в мыслях и действиях. Но при этом они верны заветам своих родителей. Герои русских сказок выбирают на распутье рискованный путь, который приблизит их к первичному вопросу человеческого существования: «В чём смысл жизни?» В своих поисках они не боятся риска, приговаривая «семи смертям не бывать, а одной не миновать». У русских установлен приоритет силы духа над силой физической. В них есть убеждённость в воздаянии счастьем за терпение, милость, страдание, стойкость. Утверждение свободы является основой счастья. Понятие «счастье» у русских не связано с обладанием властью и материальным достатком.

Русские своё представление о русской нации всегда связывали с русской душой и духовностью. У русских своя манера страдать, бунтовать, любить и верить. В русских удивительно гармонично и естественно сплетены многие практически несовместимые качества. Поэт Александр Блок писал: «Нам внятно всё: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». Истинно русский человек не занимается восхвалением своей национальности. В русских нет расовой отчуждённости. Вся история русской культуры показывает её открытий характер, восприимчивость к другим нациям и культурам, а также человечность и добросердечность.

В русских много простоты, прямоты и бесхитростности. В русской душе живёт не западный демократизм. В ней живёт потребность спасения всем народом. Русские словно ждут чего-то абсолютного и не могут мириться с чем-то относительным. В русском духе заключён большой духовный универсализм, потребность признания всех и всего в мире. В них живёт природная доброта и воля. Широкое пространство владеет душой русского человека. Здесь важно помнить о географическом факторе в истории России. Свобода для русского человека – это понятие разносторонне. Свобода для русских – это простор, в котором пространство ничем не перегорожено. Свобода для доброты, для любви, для труда, для храбрости и подвига. Про русских можно сказать «широкая душа». Но душа, как известно, обязана трудиться. Поэтому говорят, что родиться русским – это слишком мало. Им надо быть, им надо стать.

Дмитрий Лихачёв говорил о том, что национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы на себе. Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они вытесняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому они должны быть понятны для других народов. Они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у других. Именно поэтому русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.

Необходимо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, все культуры прошлого. Надо развивать в себе духовную интеллектуальную гибкость. Это позволит узнать и прочувствовать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого. Мы должны путешествовать с помощью книг, музеев, обязаны осваивать широты информационного пространства. Мы должны рассказать друг другу о себе и о том, что нам удалось узнать и понять. У каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. Для этого мало быть знакомым с ценностями лишь своей национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей. Без этого невозможно общение с людьми. В орбите культурного мира находятся многочисленные народы. Важно стремиться к сближению прогрессивных сторон различных культур, содействовать их плодотворному взаимовлиянию и взаимопроникновению при непременном условии сохранения национального лица всех культур.

Наталья Чернова

28 ноября родился академик Дмитрий Лихачёв, великий учёный и человек высочайшей морали. Сегодня 110 лет со дня его рождения.

Вот некоторые цитаты Дмитрия Сергеевича, которые – лишь малая часть его мудрейших высказываний:

«Национализм - это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру...»

«Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, - это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, - это его не может уронить».

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе».

«Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли».

«Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».

«Любовь должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму».

«Отсутствие совести у людей, занятых в хозяйстве, в экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совести у людей, ответственных за культуру, наносит ущерб, духовный. Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в культуре чаще всего невосполним».

«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми».

«Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям».