Низшая каста в индии неприкасаемые. Каста неприкасаемых в Индии: описание, история и интересные факты


В сеансе участвуют 2 оператора (О1 и О2).

В: Есть так называемые неприкасаемые. Ничего общего с кастой неприкасаемых в Индии они не имеют. Твое ВЯ знает, что такое неприкасаемые на Земле?
О1: Которых нельзя аннигилировать и вывести, ничего нельзя с ними сделать. Так? Да, есть такое. Неприкосновенные скорее, да?
В: Называется это неприкасаемые, как мне ранее приходила эта информация. Может и неприкосновенные, не суть важно, их нельзя трогать. Знаю людей к которым подходили, например, цыганки и пытались "развести на давай погадаю", а потом подходила более опытная цыганка и извинялась, что, мол, она (первая) не знала, кто ты такой, что ты неприкасаемый. То есть уже на уровне цыганок это считывается. Если даже цыганки могут это считать, то это могут считать и спецы, да кто угодно. Соответственно, пока ты не знаешь об этом статусе, тебе просто фартит по жизни, будто везде соломку стелят, но если ты о нем знаешь, ты наверняка можешь его каким-то образом использовать, не так ли? «У меня есть моя воля, я ставлю намерение такое-то, снять такие-то блоки с меня». Насколько это вообще возможно?


О1: Это возможно. Неприкасаемые люди - это те, кто выгодны всем. Ни одна сторона не решится их убрать, это невозможно, это как бы такое ключевое воплощение, что ты важен всем. Без тебя хана всем. Поэтому могут припугивать, пока ты не знаешь кто ты. Пугают, чтобы ты энергию тратил. Но если ты это осознал, то невозможно никак повлиять. Намерение, конечно, тоже можешь ставить, но там такие силищи!

О2: Для таких людей это по-другому ощущается, они такие были всегда и не знают как по другому, даже в тех воплощениях, что были для отдыха. Другой вопрос, что было очень тяжело перестраиваться поначалу, потому что ты знаешь, что ты очень большой, ты можешь все. И очень тяжело было вначале в этом теле находиться, в принципе в человеческих телах. Потому что ты абсолютно несоразмерен. И что с этим делать тоже непонятно. И надо настройки находить у организма, чтобы они как-то совмещались с верхом, настраивать организм

О1: развитие личности должно идти все равно. Одним намерением тут не получится качать так сильно. То есть сильно права качать они (неприкасаемые) не могут сейчас, потому что для этого надо развиваться. Вступать в свои права и реально работать над телом. Техник масса. Человеческое тело, даже отсталое и деградантское - оно все равно безконечно в какой-то своей основе. Даже его можно раскачать до очень сильных пределов. Может не так как раньше, великанские тела, или какие-то другие. Тела были вообще другие. А человеческое тело тоже можно довести - это кстати одна из задач - усовершенствовать свои тела, чтобы был пример людям, как можно.

Потому что тела используют где-то 3% возможностей от того, что изначально в них заложено. И от того, что люди не помнят, что в их телах такая сила - используют лишь самые простые виды энергии и просто применяют их для работы. Даже биороботы. Но, допустим, берем людей обычных - при развитом Духе, тело можно довести до совершенно других уровней. Вплоть до того, что можно менять свой внешний вид - но это еще цветочки. Расщепляться можно, потом собираться обратно, и таким образом перемещаться, преодолевать материю полностью. Для этого нужно работать. Это нужно развивать. Тут дисциплина нужна. А нам дано такое недисциплинированное сознание, специально встроенное. Все для развития конечно, но нужно преодолеть эту недисциплинированную свою суть. Вот как раз в теле - если побольше будет порядка в самом себе, то и сил будет больше у тела, и намерение, соответственно, будет гораздо сильнее.

В какой-то мере неприкасаемые - это те, кого называют магами, шаманами, жрецами и даже богами. В разных культурах мира они оставили свои отпечатки и продолжают делать это по сей день. Совершенно не важно, являетесь ли вы неприкасаемым или нет. Как и любое осознанное существо в этой вселенной, вы имеете право , если считаете, что их нарушают.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | | | | | | | | | | |

В конце июля в больничной палате в Нью-Дели скончалась 14-летняя неприкасаемая, которую в течение месяца держал в сексуальном рабстве сосед. Умирающая рассказала полиции, что похититель угрожал ей ножом, заставлял пить сок, смешанный с кислотой, не кормил и вместе с приятелями насиловал по несколько раз в день.

Как выяснили стражи порядка, это было уже второе похищение — предыдущее совершил тот же человек в декабре прошлого года, но его отпустили под залог .

Как утверждают местные СМИ, такое снисхождение суд проявил по отношению к преступнику, поскольку его жертва была из далитов (неприкасаемых), а значит, ее жизнь и свобода ничего не стоили .

Хотя дискриминация по принципу кастовой принадлежности в Индии запрещена, далиты по-прежнему являются беднейшей, обездоленной и самой необразованной частью общества.
,
Как появились неприкасаемые?

По самой распространенной версии — это потомки представителей племен, живших в Индии до арийского вторжения. В традиционной арийской системе общества, состоящей из четырех варн — брахманов (священнослужители), кшатриев (воины), вайшьев (торговцы и ремесленники) и шудр (наемные работники) — далиты оказались на самом дне, ниже шудр, которые также были потомками доарийских обитателей Индии. При этом в самой Индии распространена версия, возникшая еще в XIX веке, согласно которой неприкасаемые — это потомки изгнанных в леса детей, родившихся от связи мужчины-шудры и женщины из брахманов.

В древнейшем индийском литературном памятнике «Ригведе» (составлен в 1700-1100 годах до н.э.) говорится, что брахманы произошли из уст прачеловека Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней. Для неприкасаемых места в этой картине мира нет. Окончательно варновая система оформилась в промежутке между VII веком до н.э. и II веком н.э.

Считается, что неприкасаемый может осквернить людей из высших варн, поэтому их дома и деревни строились на отшибе. Система ритуальных ограничений у неприкасаемых не менее строгая, чем у брахманов, хотя сами ограничения совершенно другие. Неприкасаемым запрещалось заходить в рестораны и храмы, носить зонтики и обувь, ходить в рубашках и солнечных очках, но при этом разрешалось есть мясо — что не могли себе позволить строгие вегетарианцы-брахманы.

Их так и называют в Индии — «неприкасаемые»?

Сейчас это слово почти вышло из употребления, оно считается оскорбительным. Самое распространенное наименование неприкасаемых — далиты, «притесняемые», или «угнетенные». Ранее существовало еще слово «хариджаны» — «дети Бога», которое пытался ввести в обиход Махатма Ганди. Но оно не прижилось: далиты сочли, что оно является столь же оскорбительным, как и «неприкасаемые».

Сколько далитов в Индии и сколько у них каст?

Примерно 170 миллионов человек — 16,6 процента от всего населения. Вопрос с количеством каст очень сложный, так как сами индийцы слово «касты» почти не используют, предпочитая более расплывчатое понятие «джати», включающее в себя не только касты в привычном смысле, но и кланы и сообщества, которые зачастую сложно причислить к той или иной варне. К тому же зачастую граница между кастой и подкастой очень расплывчата. С уверенностью можно лишь утверждать, что речь идет о сотнях джати.

Далиты до сих пор живут в нищете? Как связано социальное положение с экономическим?

В общем и целом низшие касты действительно значительно беднее. Основная часть индийских бедняков именно далиты. Средний уровень грамотности по стране составляет 75 процентов, среди далитов — чуть больше 30. Почти половина детей далитов по статистике бросают школы из-за унижений, которым они там подвергаются. Именно далиты составляют основную часть безработных; а тем, кто трудоустроен, как правило, платят меньше, чем представителям высших каст.

Дхавари — трущобы в Мумбаи, где с конца XIX века живут далиты

Хотя есть исключения: в Индии насчитывается примерно 30 далитов-миллионеров. Конечно, на фоне 170 миллионов бедняков и нищих — это капля в море, но они своей жизнью доказывают, что можно добиться успеха, и будучи далитом. Как правило, это действительно выдающиеся люди: Ашок Кхаде из касты чамаров (кожевников), сын безграмотного бедняка-сапожника, работал докером днем, а ночью читал учебники, чтобы получить диплом инженера, и спал при этом под лестницей на улице, так как ему не хватало денег на то, чтобы снять комнату. Сейчас его компания проворачивает сделки стоимостью в сотни миллионов долларов. Это типичная история успеха далита, своего рода голубая мечта для миллионов обездоленных.

Пытались ли неприкасаемые когда-нибудь поднять бунт?

Насколько нам известно — нет. До колонизации Индии эта мысль вряд ли вообще могла возникнуть в головах: в ту пору изгнание из касты приравнивалось к физической смерти. После колонизации социальные границы стали постепенно размываться, а после обретения Индией независимости мятеж для далитов потерял смысл — им были предоставлены все условия для того, чтобы достичь поставленных целей политическим путем.

То, насколько сильно въелась в сознание далитов покорность, можно проиллюстрировать примером, приведенным российскими исследователями Феликсом и Евгенией Юрловыми. Партия «Бахуджан самадж парти», представляющая интересы низших каст, устраивала для далитов специальные тренировочные лагеря, в которых они учились «преодолевать вековой страх и боязнь перед лицом высококастовых индусов». Среди упражнений было, например, такое: устанавливалось чучело высококастового индуса с усами и тилаком (точкой) на лбу. Далиту нужно было, преодолев робость, подойти к чучелу, отрезать у него ножницами усы и стереть тилак.

Можно ли вырваться из неприкасаемых?

Можно, хотя и нелегко. Самый простой путь — смена религии. Человек, переходящий в буддизм, ислам или христианство, технически выпадает из кастовой системы. Впервые далиты начали в заметных количествах переходить в буддизм в конце XIX века. Массовые обращения связаны с именем известного борца за права далитов доктора Амбедкара, обратившегося в буддизм вместе с полумиллионом неприкасаемых. Последняя такая массовая церемония прошла в Мумбаи в 2007 году — тогда одновременно буддистами стали сразу 50 тысяч человек.

Многие далиты живут в трущобах на окраинах мегаполисов

Далиты предпочитают обращаться именно в буддизм. Во-первых, к этой религии индийские националисты относятся лучше, чем к исламу и христианству, поскольку она является одной из традиционных индийских религий. Во-вторых, среди мусульман и христиан со временем сформировалось собственное кастовое деление, пусть и не столь явно выраженное, как среди индусов.

А можно ли сменить касту, оставшись индуистом?

Тут есть два варианта: первый — всякого рода полузаконные или незаконные методы. К примеру, многие фамилии, свидетельствующие о принадлежности к той или иной касте, отличаются одной-двумя буквами. Достаточно слегка коррумпировать или обаять клерка в правительственном учреждении — и, вуаля, вы уже член другой касты, а иногда и варны. Лучше, конечно, проделывать такие трюки либо в городе, либо сочетая с переездом в другую местность, где вокруг нет тысяч односельчан, знавших еще вашего деда.

Второй вариант — процедура «гхар вапаси», буквально «добро пожаловать домой». Эта программа реализуется радикальными индуистскими организациями и ставит целью обращение в индуизм индийцев других религий. В данном случае человек становится, к примеру, христианином, потом посыпает голову пеплом, объявляя о желании совершить «гхар вапаси», — и все, он снова индуист. Если этот трюк проделан за пределами родной деревни, то всегда можно заявить, что вы принадлежите к другой касте.

Другой вопрос — зачем все это делать. Кастовый сертификат не спросят при приеме на работу или при входе в ресторан. В Индии на протяжении последнего столетия идет слом кастовой системы под влиянием процессов модернизации и глобализации. Отношение к незнакомому человеку строится на основе его поведения. Единственное, что может подвести, — это фамилия, которая чаще всего связана с кастой (Ганди — торговцы, Дешпанде — брахманы, Ачари — плотники, Гупты — вайшьи, Сингхи — кшатрии). Но сейчас, когда любой желающий может сменить фамилию, все стало гораздо проще.

А сменить варну, не меняя касты?

Есть шанс, что ваша каста подвергнется процессу санскритизации. В русском языке это называется «вертикальная мобильность каст»: если та или иная каста перенимает традиции и обычаи другой, более высокой по статусу касты, есть шанс, что рано или поздно она будет признана как член более высокой варны. К примеру, низшая каста начинает практиковать вегетарианство, свойственное брахманам, одеваться как брахманы, носить священную нить на запястье и вообще позиционировать себя как брахманы, не исключено, что к ней рано или поздно начнут относиться как к брахманам.

Женщина из неприкасаемых, 1968 год

Впрочем, вертикальная мобильность свойственна в основном кастам высших варн. Ни одной из каст далитов еще не удавалось перейти незримую черту, отделяющую их от четырех варн, и стать хотя бы шудрами. Но времена меняются.

Вообще, будучи индуистом, вы не обязаны декларировать принадлежность к какой-либо касте. Можете быть и бескастовым индуистом — ваше право.

Зачем в принципе менять касту?

Все зависит от того, в какую сторону менять — вверх или вниз. Повышение кастового статуса означает, что другие люди, для которых каста значима, будут относиться к вам с большим уважением. Понижение статуса, особенно до уровня далитской касты, даст вам ряд реальных преимуществ, поэтому немало представителей более высоких каст стараются записаться в далиты.

Дело в том, что в современной Индии власти ведут беспощадную борьбу с кастовой дискриминацией. Согласно конституции, всякая дискриминация на кастовой основе запрещена, а за вопрос о касте при приеме на работу придется даже заплатить штраф.

Но в стране действует механизм позитивной дискриминации. Ряд каст и племен внесен в список «зарегистрированных племен и каст» (SC/ST). Представители этих каст обладают определенными привилегиями, которые подтверждаются кастовыми сертификатами. Для далитов резервируют места на госслужбе и в парламенте, их детей принимают бесплатно (или за половину платы) в школы, для них выделены места в институтах. Короче говоря, существует система квот для далитов.

Сложно сказать, хорошо это или плохо. Автору этих строк встречались далиты, способные дать фору любому брахману по уровню интеллекта и общего развития,— им квоты помогли подняться из низов и получить образование. С другой стороны, приходилось видеть далитов, плывущих по течению (сперва по квотам в институт, потом по тем же квотам на госслужбу), не интересующихся ничем и не желающих работать. Уволить их нельзя, так что будущее их обеспечено до самой старости и неплохой пенсии. Многие в Индии критикуют систему квот, многие защищают.

То есть далиты могут быть политиками?

Еще как могут. К примеру, Кочерил Раман Нарайянан, бывший президентом Индии с 1997 по 2002 год, был далитом. Еще один пример — Майявати Прабху Дас, известная также как Железная леди Майявати, занимавшая пост главного министра штата Уттар-Прадеш на протяжении в общей сложности восьми лет.

Кочерил Раман Нарайянан с супругой

Одинаково ли число далитов во всех штатах Индии?

Нет, оно варьируется, и весьма значительно. Больше всего далитов живут в штате Уттар-Прадеш (20,5 процента от всех далитов в Индии), на втором месте Западная Бенгалия (10,7 процента). При этом в процентном отношении к общему населению лидерство держит Пенджаб с 31,9 процента, за ним идет Химачал-Прадеш с 25,2 процента.

Кем могут работать далиты?

Теоретически кем угодно — от президента до чистильщика сортиров. Многие далиты снимаются в кино, работают фотомоделями. В городах, где кастовые границы размыты, ограничений не существует вообще; в деревнях, где сильны древние традиции, далиты по-прежнему занимаются «нечистой» работой: свежеванием павших животных, рытьем могил, проституцией и так далее.

Как изменится социальный статус человека, который женится/выйдет замуж за неприкасаемого?

Если этот человек сам из неприкасаемых, то никак. Если же он принадлежит к высшей касте, то это означает нарушение обычая. Далее все зависит от того, насколько его семья придерживается неписаных традиций. Дело может дойти до изгнания из дома, разрыва с родными и даже «убийства чести». Если же семья и друзья смотрят на вещи более прогрессивно, то социальный статус останется прежним.

Сува Лал, сапожник-далит в Нью-Дели

Если в результате межкастового брака родится ребенок, к какой касте он будет приписан?

Традиционно в Индии ребенка записывали по низшей касте. Сейчас считается, что ребенок наследует касту отца, за исключением штата Керала, где по местному законодательству наследуется каста матери. Это теоретически возможно и в других штатах, но в каждом отдельном случае решается через суд.

Характерна история, произошедшая в 2012 году: тогда мужчина-кшатрий женился на женщине из племени наяков. Мальчика записали как кшатрия, но потом его мать через суд добилась того, чтобы ребенка переписали в наяки, чтобы он мог воспользоваться бонусами, предоставляемыми ущемляемым племенам.

Если я, будучи в Индии туристом, прикоснусь к далиту, смогу ли я пожать потом руку брахману?

Иностранцы в индуизме и без того считаются нечистыми, поскольку находятся вне кастовой системы, поэтому могут прикасаться к кому угодно и зачем угодно, никак себя при этом не оскверняя. Если практикующий брахман решит с вами пообщаться, то ему все равно придется проводить ритуалы очищения, так что жали вы перед тем руку далиту или нет — в сущности, безразлично.

В Индии и Непале их называют париями или далитами. Они — каста неприкасаемых. Испокон века им было отведено низшее место на ступенях социальной иерархии. Даже сейчас, когда государство уже не поддерживает кастовые предрассудки, им то и дело приходится сталкиваться с унижением и жестокостью. Фотовыставка, открывшаяся в городе Патан в Непале, представляет работы фотографов, рассказывающие о жизни отверженных в прошлом и в настоящем.

Неприкасаемые не имеют право делить воду и еду с представителями других каст. Во время завтрака в школе-интернате Парпинг всем работникам подавали чай в керамических чашках, за исключением этого уборщика, который, будучи далитом, получал лишь жестянку из-под консервов.

Муниципалитет Тикапур согласился с требованием представителей высших каст разделить источники воды — отдельный для них, отдельный для далитов. Это — источник далитов: с его появлением они были избавлены от ежедневной унизительной необходимости выпрашивать воду, которую самые добросердечные брезгливо наливали им, не прикасаясь к ним и их посуде.

Уделом далитов должна была быть бедность на всю жизнь. На снимке — нищая семья далитов у своего жилища.

Каласия Деви Хатви Мандал в отчаянии. Ее муж взял кредит, чтобы уехать на заработки за границу. Теперь заимодавцы хотят отнять у нее дом.

Во многих местах далитам запрещено владеть землей. Единственный источник заработка для них — неквалифицированный труд. Зачастую он погрязли в долгах без надежды отдать их. Гор Сунал имеет три долга перед владельцами земли, на которой живет. Он выполняет любую работу, которой от него потребуют, в страхе, то те потребуют расплатиться, и не устает напоминать своему племяннику, чтобы тот вел себя так же, когда он умрет.

Кузнецы-далиты обрабатывают металл. Неприкасаемые могли бы зарабатывать на жизнь на неквалифицированных сельскохозяйственных работах, но высшие касты дискриминируют их и здесь, не допуская к этому труду.

Далиты всегда были умельцами: они были искусны в различных ремеслах, владели разнообразными инструментами и могли выполнить любую работу. На фото — кузнец выполняет работу дантиста, удаляя зуб носильщику-далиту.

Знания у далитов передавались из поколения в поколение. Они часто странствовали, двигаясь от деревни к деревне и зарабатывая как бродячие ремесленники. На снимке — сапожная артель далитов.

Свежевание коров всегда считалось позорной работой, поэтому ее переваливали на далитов. После ого, как Бирува Гутхис снимет шкуру с этой коровы, ее останки доедят деревенские собаки и хищные птицы.

Далиты всегда были носителями музыкальных традиций в Непале. Далиты традиционно исполняли обязанности музыкантов для членов других каст. Это становилось поводом для того, чтобы лишний раз напомнить неприкасаемым об их месте. Но впоследствии для далитов это стало поводом заявить о своих культурных традициях и достижениях. На снимке далиты-музыканты сопровождают свадебную процессию, двигаясь через маленький деревенский базар.

Далиты наполняли пространство музыкой, играя на своих деревянных струнных инструментах — саранги. Они путешествовали из деревни в деревню, исполняя музыку и песни для слушателей.

Хире Парки 74 года. С тех пор, как ему исполнилось 10, он играет на своем барабане у входа в храм Шайлешвари. В самом храме он ни разу не был: далитам запрещено было входить туда. Даже когда борцы за права неприкасаемых добились права входить туда, он не стал этого делать: ему было страшно. Когда же местные активиисты попытались силой затащить его в храм, он в ужасе убежал.

В начале 1950-х жизнь неприкасаемых начала меняться: при новом политическом укладе они получили возможность бороться за свои права. Но снимке — выступление одного из лидеров далитов в борьбе за свои права, Т.В.Бишвакармы, приветствующего антидискриминационные меры, принимаемые правительством.

Т.В.Бишвакарма и его жена, Митхай Деви Бишвакарма, отдают дань почести Б.Р.Амбедкару, борцу за права неприкасаемых в Индии. Индийское движение далитов против дискриминации всегда было образцом для их непальских товарищей.

С 1990 года лидеры непальских неприкасаемых борются за обретение далитами политических прав и конституционную защиту. На фото — лидеры далитов в сопровождении традиционного непальского ансамбля неприкасаемых проводят демонстрацию, выражая свое несогласие с действующей конституцией Непала.

Интеграция в общество до сих пор дается далитам с трудом. Многие школьники из касты неприкасаемых рассказывают о том, что в школе к ним относятся с предубеждением. Нередко детей далитов просто выгоняют из школы, и они возвращаются к традиционным семейным занятиям.

Межкастовые конфликты часто выливаются в жестокое насилие. Это — последние селфи с телефона Аджита Миджара, который был найден убитым после того, как они с подругой из касты брахманов тайком сбежали из дома. Смерть Аджита Миджара была оформлена как самоубийство, и полиция, отказавшись от разбирательств, сразу же захоронила тело. Его подружку родители силой вернули домой.

На отдельные группы – касты. Фактически разделение есть в любой стране, но только в Индии оно слишком явное. Из более высокой касты человек легко может спуститься в более низкую, – практически никогда. Всего каст четыре: брахманы или жрецы, кшатрии или войны, вайшьи – ремесленники и торговцы, шудры – обслуживающий персонал, но еще одна последняя пятая каста, не входящая в состав четырех варн – неприкасаемые.

Каста брахманов – элита индийского общества, неприкасаемые – низшая и самая неуважаемая. Люди низшей касты не имеют права пить воду из одного источника с вышестоящих каст. Они не могут пользоваться услугами общественного транспорта, больницами и поликлиниками, заходить в магазины, государственные учреждения и в храмы.

Прикасаться к людям из самой низшей касты строго воспрещено, т.к. считается, что таким образом человек может осквернить себя. Ранее считалось, что перейти в касту неприкасаемых можно одним прикосновением к ним. Отсюда и происходит их название.

Сами неприкасаемые делятся на несколько обособленных групп, в основном по роду деятельности, хотя есть и некоторые исключения. Чамары – группа, к которой относятся кожевенники, люди, занимающиеся выделкой кожи, и башмачники. Другая группа неприкасаемых дхоби, к ним относятся прачки – люди, занимающиеся стиркой белья. Мата или цирюльники (парикмахеры), занимаются стрижкой или бритьем бороды. Есть еще уборщики мусора и дворники. Ко всем этим группам людей относятся более-менее уважительно, хотя они и относятся к неприкасаемым. Ведь без этих людей существование общества было бы невозможным.

Криминальная составляющая «неприкасаемого» общества – санси, воры. К ним относятся не просто без уважения, но с презрением и даже с ненавистью. Наиболее странная и малоизученная группа индийских изгоев – хиджра. По сути, к ним относятся мужчины гомосексуальной ориентации и трансвеститы. Истинные хиджра . Они занимаются попрошайничеством, проституцией, вымогательством, а иногда и воровством.

Последняя группа неприкасаемых – далиты, их еще называют париями. Они в общем-то не относятся ни к одной из каст, парии рождаются от «смешанных» браков. Т.е. это люди, чьи родители относились к разным кастам.

Еще в начале XX века каста неприкасаемых начала борьбу за равноправие. Согласно конституции кастовое деление неправомерно, в настоящее время преследование по кастовому признаку считается уголовно наказуемым деянием. Но это только на бумаге, а на деле все обстоит иначе. Неприкасаемых в кафе и рестораны, а если и пускают, то для них отведена «отдельная посуда». Как и раньше им не разрешается заходить в больницы для обычных людей, им не дают . И хотя неприкасаемые непрерывно ведут борьбу за свои права, еще нескоро индийское общество отойдет от «кастового» пережитка прошлого.

История

Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев . Неприкасаемым предписывались такие занятия как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

Неприкасаемые формально считались индуистами , но им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистких ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы.

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Ганди . Он стал называть их хариджанами (людьми бога). Борьбу за права неприкасаемых в 1930-40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар . Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесенных в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Однако в сельской местности далиты часто становятся жертвами притеснений, насилия и жестокости. По сведениям неправительственной организации «Движение за обучение правам человека», расположенной в Мадрасе , в среднем каждый час двое далитов подвергаются нападениям, три далитские женщины становятся жертвами насилия, два далита оказываются убиты и два далитских дома сожжены. Например, в июне 2008 года толпа вооруженных погромщиков напала в городе Миапур (штат Бихар) на людей из низших каст и застрелила 35 человек, восемь из которых были далитами. Самые незначительные притязания далитов на права: далит зарегистрирован кандидатом в местный совет, юноша-далит ухаживает за девушкой из высшей касты, далит пользуется водой из колодца, принадлежащего высшей касте, - могут спровоцировать насилие.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неприкасаемые (касты)" в других словарях:

    Неприкасаемые: Неприкасаемые касты в Индии и некоторых других странах В музыке Неприкасаемые (группа) группа, созданная Гариком Сукачёвым в 1994 году В кино Неприкасаемые (фильм Брайана Де Пальма, 1987) Неприкасаемые (фильм Оливье Накаша, 2011)… … Википедия

    Неприкасаемые принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. В настоящее время они составляют 16 17 % населения Индии. Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются … Википедия

    - (португ. casta род, поколение, происхождение, от лат. caslus чистый; санскр. эквивалент джати), эндогамные наследств, группы людей, занимающие оцредел. место в социальной иерархии, связанные с традиц. занятиями и ограниченные в общении… … Философская энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Кастовая система у христиан Индии является аномалией для христианской традиции, однако в то же время имеет глубокие корни в собственно индийской традиции и является своеобразным гибридом этики христианства и индуизма. Христианские общины Индии… … Википедия

    Термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Им пользуются также для обозначения любой социальной группы, придерживающейся жестких норм группового поведения и не допускающей чужаков в … Энциклопедия Кольера

    - (португ. casta род, поколение, от лат. castus чистый; санскр. джати) эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. ...Одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешение путем… … Советская историческая энциклопедия

    Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

    - (португ. casta, от лат. castus чистый; санскр. джати), 1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к… … Энциклопедический словарь