Примерные варианты контрольных работ Контрольная работа по разделу «Древнерусская литература». Тест по древнерусской литературе









11. Триера- это

13. Палестра- это






1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?

1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?
1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?

Установите соответствие

Характеристика

Характеристика

А) Подъём национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель и формировании нравственного идеала.

1. Летопись

А) повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым

2. Послание

Б) лестный отзыв, одобрение

Б) Центры – Киев и Новгород. Главная идея – превосходство христианства над язычеством.

3. Поучение

В) погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)

В)Трагический период, связанный с монголо-татарским нашествием. Главная идея – вера в национальное возрождение.

4. Похвала

Г)Смутное время. Обновление жанровой системы. Распад литературы на демократическую и официальную.

Д) жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя

Д) Появление областных литературных центров. Создание «Слова о полку Игореве…»

6. Хождение

Е) жанр, который рассказывал о ратных подвигах.

Е) Эпоха Московского централизованного государства, слияние областных литератур в общерусскую. Расцвет публицистики. Создание «Домостроя».

7. Воинская повесть

Ж) рассказ о путешествиях

1. Укажите временные рамки древнерусской литературы:

А) IX – XVII века; Б) X – XVI века; В) X – XVII века; Г) XI – XVII века.

2. Какой из перечисленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) житие; Б) былина; В) похвала; Г) сказание; Д) притча.

3. «Слово о полку Игореве» является ярким памятником русской литературы:

А) XII века; Б) XIV века; В) XIII века; Г) XVII века.

4. В «Слове...» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:

А) усилением централизованной власти;

Б) феодальной раздробленностью;

В) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;

Г) приближением петровских преобразований.

5. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

А) Ярославна, жена Игоря; Б) Святослав, князь Киевский;

В) Всеволод, брат Игоря; Г) сам князь Игорь.

6. Классицизм и сентиментализм – это…

А. жанры художественного произведения. Б. литературные направления. В. роды литературы.

7. В русской литературе представителем (-ями) классицизма был(и):

А . Н.М. Карамзин. Б. Д.И. Фонвизин. В . М.В. Ломоносов. Г. А.Н.Радищев

8. Что из перечисленного не является чертой классицизма?

А. Подражание античным образцам.

Б. Теория «триединства».

9. Открытие и разработка какого классицистического жанра в русской литературе 18 века принадлежит М.В. Ломоносову?

А. Ода. Б. Комедия. В. Послание. Г. Путешествие.

10. Определи жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».

А. Трагедия. Б. Драма. В. Комедия. Г. Сатира

11. Найди «третье лишнее» в тематике «Недоросля».

А. Борьба с самодержавием. Б. Обличение невежества. В. Воспитание молодого поколения.

12. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма?

А. Изображение повседневной жизни обычного человека.

Б. Патриотическая тематика.

В. Приоритет чувства над разумом.

13. Найди «третье лишнее» в названиях литературных жанров сентиментализма.

А. Басня. Б. Элегия. В. Пастораль.

14. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?

А. «Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

Б. «…и крестьянки любить умеют!»

В. «Ему [Эрасту] казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало».

15. Распределите следующие жанры по «штилям»: высокий, средний, низкий.

Комедия, письмо, сатира, ода, песня, элегия, эпиграмма, трагедия, басня, героическая поэма, драма.

16. Что представляет собой правило трех единств?

17. Как вы понимаете эти строки? Кто их автор?

…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

18. Почему А.С. Пушкин назвал М. Ломоносова убежденным и «самобытным сподвижником просвещения»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на произведения Ломоносова, исторические (биографические) факты.

19. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.

Выдающийся драматург второй половины XVIII века, реалистически отобразивший жизнь и быт провинциального дворянства России. Он боролся с крепостничеством и самодержавием в самую мрачную эпоху царствования Екатерины II. Первым из русских писателей создал правдивую сатирическую пьесу, которая имела большой успех среди прогрессивного дворянства. Автор «Бригадира » и «…» стал создателем общественной комедии в России.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА тест

1. Когда начало складываться летописание на Руси?

2. Какова цель летописания?

а) подражание византийским хроникам

б) сохранение для будущих потомков сведений о значительных событиях своего времени

в) распространение христианства на Руси

3. В каком городе Древней Руси создавалась «Повесть временных лет»?

а) Москва

б) Чернигов

б) Никона

в) Нестора

г) князя Владимира

5. Каковы источники, на которые опирался автор летописей?

а) исторические предания

б) устное народное творчество

в) греческие, болгарские хроники

г) былины

6. Изложение событий в «Повести временных лет» строится по

в) принципу хронологического изложения событий

г) принципу занимательности

7. Почему исторические события Древней Руси начинают описываться с легенды о сотворении мира?

а) следование христианским канонам создания Византийской хроники

в) осмысление истории Руси как части мирового исторического процесса

8. Соотнесите понятия и определения:

а) хроника б) летопись

1) жанр русской средневековой лите-ратуры, содержащий описание реаль-ных и легендарных событий

2) историческое повествование, основанное на достоверном изображении важных исторических событий в их временной последовательности

9. Каков основной смысл «Повести о Белгородском киселе»?

б) прославление ума и находчивости русского человека

10. Черты каких фольклорных жанров проявились в

«Повести о Белгородском киселе»?

8. а - 2,6 - 1;

10. а - народных сказаний.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение о баснописце И. Крылове

(презентация и рассказ).

9. Какой город был заложен князем Владимиром после победы Кожемяки над печенегами?

а) Ужгород

б) Переяславль

в) Ростов

10. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) прославление духа и физической силы русского человека

б) изображение превосходства человека мирного тру-да над воином - печенежским богатырем

в) изображение величия русского человека

г) осуждение бахвальства и хвастовства печенегов

11. Какой художественный прием положен в основу создания образов Кожемяки и печенежского воина?

а) антитеза

б) гипербола

в) сравнение

г) сопоставление

12. Каков основной смысл «Повести о Белгородском киселе»?

а) изображение стойкости русских людей

б) прославление ума и находчивости русского чело-века

в) восхваление мудрости старца

13. Черты каких фольклорных жанров проявились в

а) «Повести о Белгородском киселе»

б) «Сказании о Кожемяке»

Тест «ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

8. а - 2,6 - 1;

13. а - народных сказаний, б - былин.

Тест по древнерусской литературе

    К какому веку относится возникновение древнерусской литературы? (Х в.)

2. Назовите этапы развития древнерусской литературы

1. ХІ–ХV века. В данный период творчество осмысляется как божественный акт. Писатель, по сути, является посредником между Богом и человеком. Автором его назвать еще сложно, потому что он ничего не создает, а только переписывает свя­щенные божественные писания. И только чуть позже, к концу ХV века, автор может привнести в произведения собственные мысли, собственные чувства.

2. Конец ХV в. – 40-е годы ХVІІ в. Здесь уже ярко проявляется авторское начало, появляется возможность вымысла. Имен­но здесь, особенно в публицистике, автор высказывает собственное «я».

40-е годы ХVІІ в. – 30 годы ХVІІІ в. Именно в этот период происходит осознание и выражение авторской позиции, идет оформление литературного труда с обязательным указанием имени автора. Именно в этот период появляется так называе­мая художественная литература. А талант автора воспринимается как божественный дар.

3.Назовите особенности древнерусской литературы

До середины ХVІ века литература была рукописной

4.Назовите жанры древнерусской литературы

Житие – это изображение светских или духовных лиц, канонизированных христианской церковью.

Хождение – это рассказ о посещении святых мест.

Поучение – это произведение назидательного, поучительного характера.

Военная повесть.

Летопись – это произведение, повествование в котором ведется по годам.

Слово – произведение духовной литературы поучительного характера.

5.Кто был первым летописцем на Руси?

Первым летописцем на Руси был монах Киево-Печерского монастыря Никон. Его же звали Великим.

6.Назовите основную тему «Повести временных лет»

Основной темой «Повести временных лет» является единство Руси.

7.Как называется произведение Владимира Мономаха?

«Поучение»

8.Какова цель создания данного произведения?

Целью создания данного произведения, безусловно, является просвещение потомков.