Музыкальные детские инструменты сценарий для младших дошкольников. Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки


Музыкальный тайник
Данный материал можно использовать на уроках музыки, внеклассных мероприятиях. Формы проведения могут быть различными: утренник, праздник, концерт, родительское собрание, а так же как элемент классного часа. Цель мероприятия: воздействие на эмоции и чувства детей, слушателей; возбуждение интереса к музыке (не только как к учебному предмету); воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувства прекрасного.

Для проведения мероприятия необходимо:

1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева;

2. стихотворения о музыкальных инструментах;

3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов.

Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках.

Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой.

Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.

Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней…

Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов…

Флейту изобрела воинственная богиня Афина…

Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Ученик.

Это было не помню когда.
Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил,
Сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды,
Собирал лесные плоды
И одежду из шкур носил,
Свой костер ни на миг не гасил,
И когда сидел у огня
После долгого трудного дня,
То всегда напевал одно:

Шел однажды он вдоль реки,
У которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег
В руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках –
Вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету
И тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И играл на тростинке одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву-
Мертвый зверь упал на траву,
Было слышно, как пела едва,
Чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И звенел тетивою одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он лесом сквозь бурелом.
В ствол поваленный с круглым дуплом
Человек застучал что есть сил-
Гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна
Середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола
Он упругою кожей вола,
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И стучал в барабан свой одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Проходил за веком век,
И могучим стал человек:
Он построил себе города,
Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел,-
Но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих,
И ударных своих, и своих духовых,-
Песню ветра, воды и огня,
Песню ночи и песню дня,-
Эй, все вместе споем заодно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!"

Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде?

ЛИРА

(Рисунок с изображением инструмента )

Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.

Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей.

Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины.

Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.

Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион?

АРФА
(Рисунок инструмента, можно использовать видео, со звучанием арфы )

Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом.

Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи.

В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.

Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.

С. Городецкий

Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда.

Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент.

Вопрос: Как называется этот инструмент?

СКРИПКА
(Звучит скрипка )

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь скрипка.

Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Ведущий. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок.

В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Вопрос: Назовите фамилию знаменитого скрипичного мастера.

СТРАДИВАРИ
(Портрет мастера )

Ведущий. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на легчайшее движение смычка новыми красками.

Ведущий. Этот инструмент – принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины.

А клавиши!

Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуристом.

Вопрос: Как называется этот музыкальный инструмент?

КЛАВЕСИН
(Рисунок клавесина )

Ученик. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца!

Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью.

Увы, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась.

Ведущий. На смену пришел другой музыкальный инструмент. Кто знает, как он называется?

Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”, а слово “пиано” - “тихо”. Музыкантам важно это свойство нового инструмента издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише.

Ученик. Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему скрипач Андреев, он страшно рассердился.

Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, чтобы делать из него благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое – то, а не инструмент!

И рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью.

Вопрос: Какой же инструмент предложил Иванову сделать Андреев?

БАЛАЛАЙКА
(Звучит балалайка, рисунок )

Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему, скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство.

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить русские народные инструменты.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!

Игорь Кобзев

Смокотина Елена Владимировна , учитель музыки


Сценарий концерта


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом учащиеся музыкальной школы.
- А кто, ребята, из вас знает, каким музыкальным инструментом обладает каждый человек? И вы тоже?
- Да, это певческий голос. Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь - нужно долго учиться. Вот сейчас наши ребята покажут, как они научились петь.
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)

Вок.анс. песня Радуга

- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения. Наши ребята только начинают осваивать игру на этих инструментах, поэтому их пьески еще небольшие.

Несколько пьес в исполнении баяна и аккордеона

- Ребята, а кто знает сказку «Кот, петух и дрозд»? На каком инструменте играл кот, когда вызывал лису из норы, чтоб спасти петушка?
- Да, на гуслях.
Трень-брень гусельки, золотые струночки.
Дома ли лиса?
- Гусли - это старинный русский народный инструмент. Он упоминается во многих русских сказках, как волшебный инструмент - гусли-самогуды- сами играли, всех плакать да плясать заставляли.

Несколько пьес на гуслях

- Следующий инструмент тоже не простой. С ним связано много сказок и легенд по всему миру. Однажды этот инструмент спас целый город, его волшебный звуки увлекли за собой в море огромные полчища крыс, которые непонятно откуда взялись и заполонили весь город, что люди уже не могли там жить. Тогда один юный музыкант достал свой инструмент и заиграл, волшебный звуки полились по всему городу и крысы как завороженные двинулись на их зов. Музыкант вышел из города и пошел к морю, и злые огромные крысы шли за звуками и утонули в море. Чудесный инструмент и его прекрасная музыка спасли город и жителей.
- Этот волшебный инструмент называется флейта.

Пьесы на флейте

- Теперь подошла очередь для удивительного инструмента - инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе - высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы - белые. Педаль. А зовут меня…….(рояль).
-Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру - пианино. А общее название этих двух инструментов- фортепиано.

Блок фортепианных пьес

-Следующий инструмент появился сравнительно недавно. Это современный электронный инструмент, внутри спрятан маленький компьютер, который выполняет множество функций: он может звучать как целый оркестр, а может имитировать звучание отдельных инструментов, звук извлекается с помощью клавиш как на фортепиано. Синтезатор может издавать очень необычные «фантастические» и «космические» звуки.

Звучит синтезатор (несколько пьес)

- Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным. И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении младшей группы хора.

Песня Золотой колокольчик

Спасибо за внимание. До свидания!

Юржонкова Л.Д.

Сценарий развлечения для детей 4-5 лет. Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами.

(Презентация новых детских музыкальных инструментов)
Программное содержание
Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых различными музыкальными инструментами.

Задачи.
Образовательные:
1. Формирование представлений о музыкальных и шумовых звуках.
2. Получение знаний о музыкальных шумовых инструментах, истории их создания и особенностях звучания.
3. Знакомство с приёмами игры на шумовых инструментах.
4. Разучивание и исполнение русских народных песенок и попевок.
5. Учить различать инструменты по звучанию.
6. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

Развивающие:
1. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
2. Развитие музыкальной памяти, звуковысотного слуха, внимания.
3. Знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования.
4. Развитие творческих навыков (импровизация).
5.Закрепление знаний детей о погремушке как музыкальном инструменте, учить играть ритмично, вовремя начинать и заканчивать.
6. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве.

Воспитательные:
1. Воспитание интереса и любви к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
2. Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.

Атрибуты и оборудование:
Коллекция погремушек, бубны, тамбурины, ложки, колокольчики, металлофоны, бубенцы, треугольники, трещотки, ритмические палочки, маракасы, самодельные погремушки.
Оборудование для показа слайдов.

Предварительная работа
музыкального руководителя:

Подбор репертуара для детей и взрослых, подбор слайдов для презентации, выбор музыкальных инструментов для исполнения музыкальных пьес в оркестре, аранжировка для оркестра музыкальных произведений.

Работа с детьми:
Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами и металлофоном;
Обучение приёмам игры на них;
Разучивание припева песни «Погремушка», танца с погремушками, игры «Кто скорее», музыкальных пьес для игры на детских музыкальных инструментах.

Работа с педагогами:
Разучивание польки «Летка-Енька», песни «Погремушка».
Работа с родителями:
Изготовление самодельных игрушек погремушек для выставки.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:
«Познание». Закреплять названия музыкальных инструментов: маракасы, бубенцы, трещотка, тамбурин, металлофон, ритмические палочки, треугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением, выразительно читать короткие стихотворения.

Ход развлечения.

Ведущий:
Всюду, где живут люди, дети играют… Наверно, самая любимая детьми игрушка – погремушка. Ни один малыш не вырастает без погремушки, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества. Само слово «погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка». Многие художники любили изображать младенцев с погремушками.

Показ слайдов «Погремушка в живописных полотнах»

Среди белых полотенец
На роскошном тюфяке
Дремлет дамочка-младенец
С погремушкою в руке.
Ровно месяц эта дама
Существует среди нас.
В ней четыре килограмма,
Это - девочка-алмаз.
(автор стихов Николай Олейников)

Веселее всех – игрушка,
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
Эта милая игрушка
Малышовая подружка.
Целый день она поёт,
Деткам плакать не даёт.

А чтобы погремушки так весело гремели и веселили малышей, какими сыпучими материалами их наполняют? (ответы детей)
Когда вы были маленькими, вы могли только греметь погремушками. А теперь вы стали старше, можете не просто греметь, а играть на них как на музыкальных инструментах. Покажите, как вы умеете играть на погремушках (дети берут погремушки и встают врассыпную) .

Песня «Погремушка» муз. В. Добрынина, сл. М. Пляцковского
(Запев поёт воспитатель, дети поют припев и играют на погремушках)

Ведущий:
Как хорошо вы пели и играли на погремушках! А хотите с ними поплясать?

Танец с погремушками

Ведущий:
Вот какой замечательный музыкальный инструмент – погремушка! (обращает внимание на выставку погремушек, которые сделали дети с родителями своими руками)
Посмотрите на нашу выставку погремушек. Это дети и их родители сделали вот такие погремушки сами, своими руками! Хотите послушать, как они звучат? Дети, поиграйте нам на своих погремушках!

Оркестр самодельных погремушек, муз. Kukaracha-Kukaracha

Ведущий:
Всем понравилось, как звучат эти погремушки? Давайте теперь с ними поиграем!

Игра «Кто скорее возьмёт погремушку»

Ведущий:
Кроме погремушек есть ещё много интересных шумовых и музыкальных
инструментов. Попробуйте отгадать, как они называются?..

(после правильного ответа детей на экране появляется
слайд с изображением этого инструмента)

1. Он играет от души,
Ритм очень труден.
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа … бубен (показ слайда «бубен»)

2. Ещё играет рядом с ним
Тоже звонкий… тамбурин (показ слайда « тамбурин»)

3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон!» колокольчик (показ слайда «колокольчик»)

4. Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка... ложка (показ слайда «ложки»)

5. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
Узнаёт любой дошкольник,
Когда играет… треугольник (показ слайда «треугольник»)

6. Вот пластинки из металла,
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много,
Убегает вдаль дорога.
Слышится чудесный звон.
Так звучит … металлофон (показ слайда «металлофон»)

7. Здесь пластиночки другие,
Деревянные, большие.
Как начнут они трещать –
Надо уши закрывать… трещотка (показ слайда «трещотки»)

8. Это вам не погремушка
И не детская игрушка.
Очень радует всех нас
Деревянный … маракас (показ слайда « маракасы»)

9. Бьют друг друга – тук-тук-тук –
И слышат все красивый звук… палочки (показ слайда «ритмические палочки»)

10. Раззвонились молодцы,
Удалые … бубенцы (показ слайда «бубенцы»)

Ребята, вам нравятся все эти музыкальные инструменты? (дети отвечают)

Очень любят дети наши
Больше, чем любую кашу,
Ложки, румбы, треугольник,
Маракасы, колокольчик.
Любят и металлофон,
Потому что звонкий он.
А ещё на бубне утром
Любят дети постучать…
В это время папе с мамой
Очень хочется поспать.

А если эти инструменты собрать сразу все вместе?.. Хотите послушать, что получится? Берите инструменты, ребята!

(дети берут инструменты и встают перед зрителями)

Ведущий:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы-музыканты –
Это наши малыши!

Дети: (поочерёдно рассказывают про свой инструмент)
1. Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет! (Ребёнок играет на бубне)

2. Словно дружные ладошки,
Застучали наши ложки! (Ребёнок играет на ложках)

3. А вот это – палочки,
Палочки-стукалочки! (Ребёнок стучит палочками)

4. Как трещотка затрещит –
Всех сегодня удивит! (Ребёнок играет на трещотке)

5. Издаёт прекрасный звон
Звонкий наш металлофон! (Ребёнок играет глиссандо на металлофоне)

6. Это – братья-сорванцы,
Колокольцы-бубенцы! (Ребёнок звенит бубенцами)

7. Будет здесь играть для вас
Деревянный маракас! (Ребёнок играет на маракасах)

8. В треугольники ударим –
Радость всем гостям подарим! (Ребёнок играет на треугольнике)

9. Дили-дон! Дили-дон!
Слышен звон со всех сторон!
Колокольчик так звенит,
Словно ручеёк журчит. (Ребёнок звенит колокольчиком)

Дети хором:
Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!

Дети играют в оркестре. «Московская кадриль»

Ведущий:
Молодцы, ребятки! (обращается к гостям) А вам понравилось, как играют наши дети? В нашем детском саду не только дети, но и взрослые очень любят играть на музыкальных инструментах.
Послушайте в их исполнении финскую польку, которая называется «Летка-Енька».

Воспитатели исполняют польку «Летка-Енька».

Ведущий:
Вот как весело мы сегодня провели вечер! Вы хотите научиться делать какой-нибудь другой инструмент? Хорошо! В следующий раз мы будем с вами делать колокольчики. А теперь нам пришла пора прощаться. Скажем гостям: «До свидания, до новых встреч»!

(дети прощаются и уходят в группу)

Наталья Петрова
Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Путешествие в страну русских народных

музыкальных инструментов

(Интегрированный досуг для детей средней группы)

Цели : познакомить детей с русскими народными инструментами .

Задачи : 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат .

2. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах .

3. Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры .

Интеграция областей : «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Атрибуты : русские народные музыкальные инструменты – ложки , трещотки, балалайка, гармошка. Волшебная палочка, Петрушка – кукла Би-Ба-Бо. Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений .

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную песню «Калинка» и рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель (АРИНА) встречает их в русском народном костюме .

АРИНА : Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов .

Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска, появляется персонаж-Петрушка.

Петрушка : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петрушка. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?

Дети отвечают.

Петрушка : А еще, я очень люблю путешествовать . Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие !

АРИНА : Петрушка, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.

Загадка про ложку. Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку :

Вы узнали? Это (ложка) .

Петрушка : Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие ?

АРИНА : Не волнуйся Петрушка, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент .

Петрушка : Какой же это музыкальный инструмент ? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?

АРИНА : Нет, ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами .

Дети под русскую народную музыку «Коробейники» играют на ложках на первую долю в такте.

АРИНА :

Ложки наши хороши,

Постучали от души. (собирает ложки.)

Петрушка : Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?

АРИНА : А ты еще не догадался?

Петрушка : Не знаю я. Э (думает) Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов !

АРИНА : Молодец Петрушка! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?

(Взмахивает волшебной палочкой. Звучит лиричная р. н. музыка «Сударушка» )

Дети за Петрушкой идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз. инструменты .

АРИНА : Вот мы и попали в волшебную страну , где живут русские народные музыкальные инструменты . Только чтобы инструменты нам показались , тебе Петрушка, нужно угадать названия этих инструментов .

Петрушка : Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами незнаком .

АРИНА : А, мы тебе поможем. Правда, ребята? Вот и первая загадка.

Целый день все трень да трень

И трещать-то ей не лень.

(Демонстрация видеозаписи игры на трещетке) .

Петрушка : Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется ?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Да, это ударный инструмент-трещотка .

Петрушка : Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.

АРИНА : В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют .

Петрушка : Чем бьют?

АРИНА : Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.

Целый день бом да бом

Раздается громкий звон.

(Звучит бубен) .

Петрушка : Ой, что это, ребята?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Петрушка, хочешь попробовать?

Петрушка : Да, конечно! (пробует играть) .

Ведущий : Молодец, Петрушка. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.

Тили-бом, тили-бом,

Перезвон со всех сторон.

Колокольчики звенят

С бубенцами говорят.

Петрушка : А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.

АРИНА : Молодец, Петрушка, какой ты догадливый. Петрушка, ты танцевать любишь?

Петрушка : Конечно, люблю!

АРИНА : Тогда потанцуй с нашими ребятами.

Петрушка : С удовольствием потанцую!

Пляска с бубенчиками под р. н. м. «Барыня»

АРИНА : Молодцы, хорошо потанцевали. Петрушка, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.

Ребенок : Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна .

АРИНА : Подумай-ка минуточку

Что же это?

Петрушка : Дудочка!

АРИНА : Правильно, молодец Петрушка. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит.

(Демонстрация видеозаписи игры на свирели р. н. м. «Как под горкой под горой» ).

Петрушка : А, свирель тоже ударный инструмент ?

АРИНА : Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент ?

(Дети отвечают) .

Конечно же нет. Это духовой инструмент . Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант . Вот смотри. (Играет на дудочке) .

АРИНА : Но не только ложками, бубнами да трещотками

Славен народ на Руси .

А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри!

(Руководитель показывает гармошку детям) .

Петрушка :

Она вздохнет и развернется и по деревне вдоль пройдется,

И соберется в круг народ , что хочешь, спляшет и споет!

Педагог включает аудиозапись русской народной песни «Я на горку шла» (Соло гармошки)

АРИНА : А, вот и последний на сегодня инструмент , с которым я вас хотела познакомить. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать!

Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны! Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка. Что же это?

(Дети : Балалайка)

Молодцы, ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)

Звучит запись игры на балалайке р. н. м. «Камаринская»

Петрушка : Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на разных инструментах !

АРИНА : А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов . Давайте мы научим Петрушку.

Дети играют на музыкальных инструментах под р . н. м. «Светит месяц» .

Ну, что, Петрушка, тебе понравилось?

Петрушка : Да, очень. Молодцы ребята.

Петрушка : Какое интересное путешествие . Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.

АРИНА : А, вам, ребята, понравилось?

(Дети отвечают) .

Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу . Пора прощаться. А ты, Петрушка, приходи к нам почаще, и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие .

Петрушка : Спасибо, обязательно приду. До свиданья.

АРИНА : Ребята, давайте проводим Петрушку и пожелаем ему счастливого пути.

Дети выходят из зала под русскую народную песню «Калинка»

Сценарий музыкальной гостиной

«В стране музыкальных инструментов»


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом обучающиеся объединений музыкально-художественного отдела.

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, является голос.

Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь - нужно долго учиться.

И вот сейчас Брехова Настя исполнит песню «Кукушка»

Музыкальный номер

- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения.

Давайте послушаем « » в исполнении Мендеева Г. П.

- Теперь подошла очередь для удивительного инструмента - инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе - высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы - белые. Педаль. А зовут меня…….
(рояль).
- Слово рояль означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру - пианино. А общее название этих двух инструментов- фортепиано.

300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано.

(Итак, на сцене одна из самых юных участниц нашего концерта)

Звучит фортепианная пьеса (дети Фадеевой И. Н.)

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны

Мотив звучит издалека – поет про ветер шумный,

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив – ему названье …скрипка.

Скрипка - струнно - смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Струнный - потому, что у него есть струны. А смычковый – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

Скрипка один из важнейших инструментов современного симфонического оркестра.

Ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

Формы скрипки установились к XVI веку. К этому веку и началу XVII века относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Скрипка является сольным инструментом с XVII века.

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы.

Давайте скорее послушаем, как она звучит.

Пьеса, исполненная на скрипке (Серкова Л. Е)

Сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

Посмотрите на нее (показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев.

Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

« Испанская красавица, всем нам очень нравится!» И сейчас мы услышим её звучание.

Музыкальный номер на гитаре (играет Косяков В. Г.)

А этот инструмент вы наверняка узнали. Это - балалайка!

Балала́йка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн - три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание - удары пальцем по всем струнам одновременно.

Балалайка - один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 60-70 см. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра.

Длина балалайки составляет от 60-70 см (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII-XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Звучит дуэт балалаечников

Жалейка. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.

Послушайте, ребята, как звучит жалейка (Играет Мендеев Г. П.)

Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным.

И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении

вокально-эстрадного ансамбля «БравоБис» «Зажигаем звезды»

Музыкальный номер