Танго - это что такое? Лучшие танцы.


Когда прошел примерно год с начала моих занятий танго, мне стало интересно, а откуда, собственно, взялось само слово «танго », что за скрытый смысл оно несет, или вовсе в нем нет никакой интриги? Поиски в различных словарях, энциклопедиях, Интернете дали богатую пищу для размышлений. Периодически друзья и знакомые тоже интересуются предметом моих увлечений. Так постепенно родилась идея статьи, в которой захотелось собрать воедино всю информацию, что мне удалось найти по этому вопросу. Все, что Вы прочитаете в этом тексте, отнюдь не является истиной в последней инстанции и вовсе не претендует на звание правды. Это всего лишь краткий перечень существующих гипотез, мифов, легенд, догадок с примесью исторических фактов и справок.

Совершенно точно одно: слово «танго» появилось гораздо раньше, чем возник танец под этим названием. Слово это вовсе и не аргентинского происхождения. Как оказывается, следы его можно обнаружить в африканских наречиях. В том или ином произношении его использовали в Конго, Нигерии, Танзании, Судане, а также на Канарских островах и в различных частях Америки. Так, Винсенте Росси указал на возможность происхождения слова «танго» от какого-либо из африканских диалектов. Эта теория представлена в опубликованной им в 1926 году книге «Cosas de negros» («Дела Черных»).

Еще один танго-исследователь, Рикардо Родригес Молас, соглашается с Росси и приводит целый ряд слов, которые могли стать прародителями «танго». Например, нигерийское племя йоруба поклоняется богу «шанго». В Конго существует танец «ланго». Народность банту словом «тамгу» обозначает танец как таковой.

Хосе Гобело, авторитет в теме танго, добавляет к этому, что в Танзании есть область «танга» и озеро Танганьика. Афро-южноамериканцы исполняют ритуальные пляски «tang» под барабаны, которые называются «танго» или «тамбо» (возможно, от испанского слова «tambor» — барабан).

Молас указывает, что в Конго слово «танго» обозначает «круг», «закрытое место», «частное пространство, вход в которое надо спрашивать». Гобело добавляет, что это слово можно трактовать как «место встречи» и «особое место».

Работорговцы под словом «танго » имели в виду места, где перед погрузкой на корабль собирали рабов. Оно же обозначало места содержания и продажи рабов в Америке. Возможно, таким образом слово «танго» появилось и прижилось в портовых городах Буэнос Айресе и Монтевидео, которые долгое время были перевалочными пунктами работорговли.

Многие исследователи сходятся в том, что первоначальный смысл слова «танго» — все же закрытое пространство, где африканцы собирались потанцевать, а позднее - и сам этот танец.

Некоторые исследователи проследили трактовку слова «танго» в разных изданиях Словаря Испанской Королевской Академии Словесности. Результаты — очень любопытны. Например, в издании 1899 года «танго» определено как «веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке». Второй смысл слова — «музыка для этого танца». В данном случае под Америкой следует понимать испанскую часть целого континента без Канады и США. Издание 1914 года находит происхождение «танго» в латыни и пытается связать его с глаголом «тангир» («играть на инструментах»). Например, выражение «эго танго» имеет смысл «я играю». Там же можно найти упоминание слова «тангере» в значении «трогать». Позднее эти ссылки были удалены из словаря, возможно, в их правильности усомнились. В издании Словаря 1925 года добавлена следующая трактовка слова «танго»: «танец высшего общества, ввезенный из Америки в начале столетия». Вот так на страницах одной книги «танго» прошло путь от «низших» до «высших» слоев общества. И только в издании 1984 года термин «танго» приобрело нынешний смысл - аргентинский танец.

А вот и еще несколько любопытных версий происхождения слова «танго». В разное время в родстве с ним были «заподозрены» китайская династия Тан, французский глагол tangier (трогать), некая мексиканская песня «старинное танго» (ссылка на нее найдена в архивах Святой Инквизиции в Мексике), безудержные танцы негров-колонистов под названием «тангО» (с ударением на «о») и даже японцы, жившие на Кубе (по мнению Эдуардо С. Кастильо).

Наверное, не имеет смысла спорить, какая из упомянутых версий ближе к истине. Скорее всего, существуют и другие объяснения, значения и смыслы этого слова. Более того, сам танец, который сейчас обозначают словом «танго » претерпел сильные изменения и назывался по-разному в разные периоды времени. Но это уже другая тема. Если Вам известна еще какая-либо информация, касающаяся затронутого вопроса, поделитесь ей в комментариях, это интересно.

Этот удивительный танец родился в конце XIX века, когда в поисках счастья и лучшей жизни в Буэнос-Айрес начали прибывать иммигранты из Европы, терзаемой голодом и войнами. И, как напоминание о родине, кроме музыкальных инструментов, они везли с собой музыкальные традиции и танцы своих стран.

Еще с давних времен в Аргентине существовал стиль песни, а после и танца, под названием «милонга». Это были веселые или ироничные песни странствующих музыкантов. Таким же стал и танец, который впоследствии, как это ни парадоксально, оказал наиболее важное влияние на зарождение танго. В XIX веке из привезенных иммигрантами из Европы танцев стали выбирать отдельные движения и адаптировать их к милонге, прокладывая путь к первому варианту танго. Этот танец в полной мере воплощал весь эмоциональный накал, всю силу переживаний людей, по воле судьбы покинувших родину.

«Милонга», по мнению Хосе Гобело (основатель «Академии дель люнфардо», считается авторитетом в том, что касается темы танго), является словом из африканского языка Квимбунда, будучи множественной формой слова «мулонга». «Мулонга» на этом языке означает «слово». Таким образом, «милонга» значит «слова». В 1872 году, когда Хосе Эрнандес опубликовал свою самую знаменитую книгу «Мартин Фиерро» (где в стихах описывается жизнь «гаучо» - аргентинского ковбоя), термин милонга уже приобрел смысл некоего собрания, где можно потанцевать. Десятилетие спустя, в 1883 году, Вентура Линч писал: «На окраинах города, милонга столь общепринята, что танцуется на всех собраниях людей, ее можно слышать исполняемой под музыку гитар, аккордеонов, расчесок и бумаги,а уличные музыканты играют ее оркестром из флейты, арфы и скрипки. Ее также танцуют в дешевых казино вокруг рынков на площадях 11 сентября и Конституции, во время других танцевальных мероприятий и похоронных процессий».

В наши дни милонга имеет несколько значений: стиль музыки, танец, общественное место, где можно потанцевать, а также свое изначальное значение (много слов, или длинный рассказ). Например, во фразе «no me vengas ahora con esa milonga» («не начинай сейчас всю эту трепотню»).

Что касается термина «танго», то единого мнения о его происхождении нет. Если обратится к предыстории танго, то все покрывается густым туманом. Слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с таким названием. Сперва слово появилось за пределами Аргентины, на одном из Канарских островов, и в других частях Америки, со значением «собрание негров для танцев, для игры на барабанах; также, африканское название этого барабана». Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1899 года, определяет Танго, как «Веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке», а также дает и второе значение слова: «Музыка для этого танца». Здесь надо помнить, что для испанского мира, Америка является целым континентом, а не только США. В данном случае словарь говорил об испанской части Америки, исключая США и Канаду.

Сам танец (техника танца) построен так, что без импульса мужчины женщина и шагу не ступит. Для танго действительно нужны двое, потому что этот танец не вписывается в концепцию «мужчина ведет, женщина – следует».

К началу ХХ века аргентинское танго уже готово было завоевывать Европу. Сначала его «приютила» Франция. Произошло это благодаря богатым аргентинцам, которые регулярно бывали в Париже - их приемы регулярно посещались знатью. Из Парижа танец моментально «переселился» в другие европейские столицы. Консервативная Европа начала активно обучаться и интересоваться аргентинским танго, устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины. Дерзкий и бескомпромиссный характер танца вызывал постоянное раздражение и запреты со стороны власть предержащих, однако попытки остановить популярность этого чувственного танца с его прикосновениями бедрами и переплетениями ног, не имели никакого успеха. Даже женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго - весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными.

По всему миру один за другим стали возникать салоны и школы аргентинского танго, а в Европе аристократия устраивала так называемые "tang o tea" – чаепития под танго. Соблазнительный и откровенный танец спровоцировал настоящую тангоманию. В 30-е и даже в начале 40-х годов прошлого столетия танго оставался танцем №1. А в 50-е годы,столкнувшись с новыми формами поп-музыки, танго вынуждено было уступить позиции и перейти в разряд «классики», к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Молодежь увлеклась новыми музыкальными течениями...

Но сегодня танго вновь возвращается к нам в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. В танго приходят взрослые зрелые люди, которые, уже многое знают о себе и мире. «Спокойная мужественность», «элегантная женственность» – это сказано о мужчинах и женщинах в аргентинском танго. И подстраивая себя «под танго» (в том числе и путем освоения техники танца) мужчины и женщины действительно развивают в себе эти качества.

Танго не стоит на месте, оно динамично развивается. Это находит выражение в стилях этого танца. Обычно выделяют четыре группы стилей аргентинского танго: милонгеро, танго-салон, танго-нуэво и танго-фантазия. Милонгеро танцуют на милонгах; нуэво и фантазия требуют больше пространства, их танцуют чаще всего в шоу; салон более универсален, его с успехом можно танцевать как на переполненном танцполе, так и в шоу.

Луи Армстронг однажды сказал: «Если ты спросишь, что такое джаз, тебе никто не ответит». Аргентинское танго имеет много общего с джазовой музыкой в том смысле, что у импровизации не существует никаких установленных правил, но существуют распространенные практики и способы. Люди,изучающие джазовую музыку или аргентинское танго, изучают варианты импровизации. И в этом смысле свойства аргентинского танго определяют распространенные практики импровизации.

Аргентинское танго – это всегда импровизация, зачастую даже не знакомых друг с другом людей. Они ни о чем не договариваются заранее, не подсказывают друг другу движения.

Танго – это особенный язык, на котором мужчина и женщина говорят без слов.


Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.

Современное танго имеет множество разновидностей. Среди них и строгое бальное направление, и страстное аргентинское и необычное финское. Но все они отличаются от других видов танцев своим особенным неповторимым характером. Ведь только в танго можно совместить такие анатономичные черты как выдержанность и страсть, строгость и фривольность, нежность и агрессию. Может именно поэтому, несмотря на свою сложность, как в исполнении, так и в понимании, этот танец имеет огромное количество поклонников по всему миру.

История возникновения танца

Принято считать, что прототипом все направлений танго стал парный аргентинский танец, который впервые был станцован в Южной Америке. Однако, некоторые источники, в частности французские ученые, утверждают, что впервые танго появилось в Испании, и танцевали его испанские аборигены (испанские мавры, арабы). Произошло это в начале ХV века. И лишь в ХVІ столетии, во время колонизации Южной Америки Испанией, танец попал в Аргентину.

Также следует отметить, что в Испании танго в своем первоначальном виде было лишь одной из многочисленных вариаций парных народных танцев. А огромную популярность направление получило уже в Аргентине и других странах Южной Америки. Там же танго развивалось и постепенно выделилось в отдельное танцевальное направление. Изначально танго танцевалось под ритмы барабанов и выглядело как достаточно примитивный танец, но со временем аргентинское танго превратилось в достаточно сложный танец, который представлял собой абсолютно уникальное музыкально-танцевальное направление, основанное на ритмах и мелодиях «одолженных» в Европе, Африке и Америке (милонга, хабанера и др.).

Долгое время танго считали танцем простых людей. Лишь в конце XIX - начале XX столетий танго было представлено в Европе как еще одно официальное направление в танцах. Наиболее популярна версия, что первым хореографом, показавшим танго лондонским экспертам, хореографам и импресарио стал Камиль де Риналь. Однако есть и другие источники, которые утверждают, что танго в Европе увидели раньше. И представили его публике танцевальные трупы из Буэнос-Айреса и Монтевидео выступавшие в Европе. Согласно этой версии первый показ состоялся в Париже, а лишь потом танец «отправился» покорять Лондон, Берлин и другие европейские столицы.

Как бы там ни было, но в начале ХХ столетия танго начало набирать стремительно свою популярность, как модный и «высокосветский» танец в Европе. А в 1913-1915 годах увлечение танго захватило и США. С ростом популярности в светских кругах, танго становится все менее аутентичным. Хореографы «очищают» его от откровенно аргентинских черт и значительно упрощают с целью облегчения обучения. Появляются новые разновидности танго (французское, английское и др.), а США вообще практически все танцы в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг» начинают именовать модным словом «танго».

Танго сегодня

На сегодняшний день, танго - популярный танец, который танцуют не только любители, но и профессионалы. Бальное танго участвует в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, вальсом и другими танцами.

В мире существует множество разновидностей танго, которые имеют свои особенности и черты. Но какое бы направление танго не обсуждалось, только к этому танцу можно применить цитату «история любви в одном танце» или «любовь за несколько шагов». Ведь более «полный» и насыщенный эмоциями танец трудно найти. В каждой маленькой постановке, танцоры проживают историю любви, которая полна чувствами и их выражением - страстью, нежностью, злостью, любовью и т.д., которая будучи выставленной на всеобщее обозрение тем не менее поражает своей интимностью.

Танго считается одним из самых сложных бальных танцев. И дело даже не в особенностях хореографии, которая является далеко не простой, а в том, что мало научиться танцевать танго. Этот танец необходимо чувствовать, понимать, ощущать.

Виды

Существует множество вариаций, видов и направлений танго, сильно отличающихся хореографией и музыкальным сопровождением. Так, начав искать направления танго, которое бы Вам хотелось изучать, Вы наверняка столкнетесь с перечнем таких видов танго как танго-вальс, милонга, канженге и т.д. Все эти вариации предполагают использование различной музыки (элементы вальса или кубинских танцев, например). Существует даже направление альтернативного танго, когда для танца стиле танго используют и адаптируют музыку совершенно других, несхожих стилей танца.

Если же рассматривать классическую классификацию танго, основанную на различиях в хореографии, то можно выделить следующие стили:

Аргентинское танго

Данный стиль является наиболее приближенным к аутентичному танцу танго, который исполняется в Аргентине и Уругвае. Данное направление представляет собой смешение стилей, направлений и разновидностей национальных народных латиноамериканских танцев с примесью ритмов из европейских и даже африканских направлений.

К основным видам аргентинского танго относят:

  • Канженге
  • Салон
  • Орильеро
  • Милонгеро
  • Нуэво
  • Фантазия

Каждый из этих видов имеет свои технические особенности, шаги, позиции и др. Но практически все виды аргентинского танго основаны на принципах импровизации в танце.

Финское танго

Данное направление зародилось в Финляндии в середине ХХ столетия. Направление очень быстро стало популярным не только на своей родине, но и во всем мире.

Финское танго является своеобразным срединным вариантом между страстным аргентинским и выдержанным спортивным бальным танцем. В финском танго уже присутствует плотный контакт в бедрах и следование четким линиям, но отсутствуют характерные резкие движения головой.

Бальное танго

Бальное танго - спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов. Главным отличием этого стиля от аргентинского танго является полное отсутствие импровизации. Существуют четкие нормы и правила танца - положение корпуса тела и головы, следование линиям, выполнение строго обозначенного перечня элементов и т.д. Бальное танго требует четкость как в движениях, так и в музыке. Данный стиль менее мелодичен и плавен, нежели его «собратья».

Особенные черты танго

Музыкальный размер — 2/4 или 4/4

Темп - медленный

Музыка - зависит от стиля.

Хореография - зависит от стиля.

Уже более века страстный, волнующий, ритмичный танец, который носит название «аргентинское танго», ежегодно завоевывает сердца миллионов людей по всему миру.

Популярность танго обрело еще в 19 веке, в Буэнос-Айресе. В те времена, этот, еще совсем юный городок, уже заселяли не только аборигены, но и эмигранты. Музыка, созданная специально для этого танца, представляет собой «коктейль» из мелодий различных национальностей и культур. Впрочем, это можно сказать и о движениях - милонга, рожденная в Аргентине, хабанера из Гаваны, индийские ритуальные танцы, фламенко из Испании и даже немецкий вальс - все они поделились частичкой своей индивидуальности, чтобы в итоге получилось танго, ставшее для многих людей не просто танцем, а настоящим стилем жизни.

История танго

Существует множество теорий происхождения этого направления, однако ни одна из них не подтверждена. Известно только, что в середине 19 века, рабы, привезенные в Аргентину с самого жаркого континента, начали постепенно влиять на местную культуру, даруя ей необычные элементы, которые местное население переняло и сделало «своими».

Когда в начале 20 века население страны достигло отметки в полтора миллиона, уже невозможно было разобраться, какие именно национальности стали родоначальниками тех или иных культурных особенностей. В Аргентине, в то время, было много испанцев, африканцев, британцев, итальянцев, поляков, русских и аборигенов, которые постоянно заимствовали друг у друга музыку, танцевальные движения, привносили в них свои традиционные элементы и выдавали совершенно новые, неповторимые «продукты». Именно так, вероятнее всего, и появилось танго.

Все, что нужно знать о танго

По традиции, музыку для этого танца исполняет оркестр, состоящий из пианино, гитары, бандонеона, контрабаса, флейты и скрипки. Однако, в наши дни, чаще всего, танцорам приходится исполнять движения под мелодии, записанные на компакт-диски или электронные носители, однако истинным ценителям танго это неважно, ведь весь смысл заключается в «общении» между партнерами, страсти, которая закипает, когда мужчина и женщина сливаются в одно целое, исполняя движение за движением.

Аргентинское танго, несмотря на свои особенности и, казалось бы, точную технологию исполнения, является импровизационным танцем, который строится из четырех основных элементов:

* шаг;
* поворот;
* остановка;
* украшение.

Для того чтобы сделать процесс захватывающим, страстным и чарующим, партнеры должны выработать свой собственный стиль, особую последовательность движений и придумать яркие, необычные украшения. Даже профессиональные танцоры, несмотря на предварительные договоренности, не могут точно знать, как именно будет проходить танец.

Один поворот или лишний шаг могут сделать его совсем иным, направить течение в другую сторону и подарить зрителям, поистине, незабываемые ощущения. В первую очередь, аргентинское танго - это слияние сердец и душ, а уже потом, строгая техника, состоящая из «набора» па. Стоит отметить, что у данного направления есть единственное строгое правило - аргентинское танго всегда танцуется против часовой стрелки. От своего «бального» собрата, оно отличается балансом, движениями, наличием импровизационных элементов, музыкой и даже шагами.

Музыка и движения пользуются большой популярностью не только в танцах. К примеру, фигурное катание очень часто сопровождается этими зажигательными мелодиями, а также элементы используются в синхронном плавании , гимнастике и других «красивых» видах спорта.

Виды аргентинского танго

Не смотря на то, что направление кажется вполне понятным и состоявшимся, оно имеет несколько разновидностей, которые, зачастую, может определить только специалист или просто человек, который ценит и уважает искусство танца. Все они имеют собственные названия:

* лисо;
* салон;
* фантазия;
* милогнеро;
* орильеро;
* нуэво.

Попробуем рассмотреть каждую из разновидностей более подробно.

Лисо

Этот стиль обязан своим появлением тесным, переполненным танцевальным залам, в которых, зачастую, не хватало место для совершения поворотов, вращений или фигур и партнерам оставалось лишь выполнять простые движения, плотнее прижиматься друг к другу, но так, чтобы каждому хватало свободы для того чтобы вставить определенное «украшение».

Салон

Это танго исполняется партнерами, которые специально смещаются вправо друг от друга и располагаются в форме буквы V. Стиль, без сомнений, один из самых изысканных, и отличается удалением партнеров друг от друга, что позволяет им выполнять сложные фигуры и повороты. Однако очень важно соблюдать определенную линию танца, в противном случае весь смысл может потеряться.

Фантазия

«Фантазия», по сути своей, является сценическим стилем танго, разработанным специально для создания эффектных, захватывающих шоу. Сюда входят сразу несколько стилей - салон, орильеро и нуэво и даже элементы балета, которые не свойственны ни одному другому виду танго.

Милогнеро

Это направление зародилось еще в сороковых годах 20 столетия, когда танцевальные площадки были малы, а желающих потанцевать так много, и даже лисо, имеющее довольно скромные «размахи» могло показаться непозволительной роскошью. Это танго по сей день любят танцевать на вечеринках и в ночных клубах, потому как тесные соприкосновения тел партнеров и интимность объятий как нельзя лучше походит для мероприятий, куда люди приходят со своими парами или в поисках второй половинки.

Орильеро

Этот стиль очень напоминает салон, однако движения танцоров более раскованы, соприкосновение тел минимально, а все украшения выполняются с размахом, присущим танго в классическом его понимании.

Нуэво

Это современное, недавно созданное направление, которое пока не успело обзавестись своими особенностями и отличительными элементами. По сути, танцоры сами вносят вклад в его развитие, добавляя совершенно новые движения, придумывая оригинальные фигуры и шаги.

Несмотря на такое многообразие направлений, танго был, есть и остается танцем, в котором мужчина и женщина должны не только передавать движения, но также понимать друг друга и дарить заряд энергии и позитива зрителям и своему партнеру.