Кладбище в тайланде. Как проходили в Таиланде похороны короля Рамы IX


В общем сегодня я Вам расскажу о смерти по-тайски. А точнее о том, как выглядят тайские могилки, крематории и прочее. Также Вы сможете прочитать и посмотреть фотографии самого ритуала похорон в Таиланде.

Закапывать в землю тело усопшего в Таиланде не принято. Поэтому его сначала сжигают в крематории.

Вот, например, одно из кладбищ на территории монастыря на Самуи.

Другой вид захоронения праха - в стене монастыря. Кстати, достаточно дорогое удовольствие)

Еще один способ захоронения.

А вот и тайский крематорий. Такой есть почти в каждом храме.

Первый день

Приезжаем в деревню домой к бабушке, километров 100 от Чианг Маи, местечко Пхрау (Phrao). Там уже собралась сотня человек родни и соседей, все заняты подготовкой к похоронам. Особой грусти я не заметил, наоборот, все веселы, работают с огоньком, шутят, веселятся. Нас с Э радостно встречают.

Заходим в дом. То, что в доме стоит гроб, я догадался позже. В углу комнаты - что-то типа стола, на котором стоят цветы и портрет бабушки. Перед ним на полу дымятся благовония. Мы с Э присели, зажгли свои палочки. Тут же идет разговор между родственниками - многие долго не виделись, съехались со всей страны, весело разговаривают.

Выходим во двор. Или даже во дворы. На столах еда и местный рисовый самогон. В процессе работы граждане подходят, выпивают и закусывают. Один уже хорошо закусил и уснул в одном из домиков. Над ним все подшучивают, приглашают за стол, выпиваем, болтаем. Кстати, пьют только мужчины.

В основном дворе мастерят домик из бамбука, стены из пенопласта, окна, дверь, ступеньки. Все это дело украшают пенопластовыми же раскрашенными арабесками, цветной фольгой, домик красят, вешают гирлянды, занавески, подсветку - новые люминесцентные светильники Toshiba.”

“Во двор привезли лафет. На нем начинают сооружать еще одну сложную конструкцию для установки гроба. Получилось нечто высотой в 3 полноценных этажа, арабески, колокольчики, все раскрашено, масса мелких деталей, подсветка, фонарики. Сверху растягиваем шатер. Вот ведь фестиваль какой-то!”

“Иду в другой двор. Там Э занята наполнением бамбуковых палок рисом. Рядом на деревянном помосте рубят мясо. Снимаю обувь, сажусь на помост, рублю. Мясом занимаются только мужчины. Весело болтаем, в процессе работы нам приносят выпивку и закуску, чтобы веселее работалось.

Из мяса в итоге надо получить почти фарш. Берем по куску мяса (говядина и свинина), режем кусочками, добавляем печень и кровь и начинаем рубить все это дело тесаками до состояния фарша. Занимаюсь этим около часа, понемногу набираемся с парнями.

Э зовет, пойдем, типа, с бабушкой прощаться. Парни благодарят меня за помощь, называют уже Сомчай. Я выдаю скороговоркой:

Сомчай пен нонг Сомпонг, Сомпонг пен пи Сомчай, - все валяются.

Э предупреждает: “Тхирак, ты сильно не набирайся, основная пьянка будет вечером, побереги себя.”

В доме открыли стол, оказавшийся белым резным гробом. Все родственники прошли, попрощались, женщины утерли скупую женскую слезу, гроб закрыли. Мы берем гроб, выносим из дома и ставим на лафет. Там уже лежат любимая подушечка бабушки, ее сумочка и кое-какие личные вещи.

Во дворе выставляют концертную акустику киловатт на 10. Вот, думаю, еще и дискотека будет. Последние колонки затаскивают с помощью лестниц - да с таким звуком можно прокачать соседние деревни! Приехали музыканты, привезли инструменты и аппаратуру. Приготовления подходят к концу. Все расходятся по домам отдохнуть и переодеться к праз… э… мероприятию.
Вечером зажигается вся иллюминация на лафете, домике и деревьях. Прибыли четыре монаха, все садятся, слушаем сутты. Затем перемещаемся в дом. Там уже сутты в произвольном порядке для желающих. Получаю оберег на руку.

Второй день.

Весь день сутты, музыка, еда, выпивка, веселье. Разносят бутылочки из-под Red Bull’а, наполненные спец.водой, ею же “окропляют” присутствующих.

День третий.

Едем на окончательные похороны.

Сегодня с утра никто не пьет, все заняты суетой.

Берем домик на руки и несем к храму. В домике еда. Мне, как самому здоровому из присутствующих, все время достается почетная обязанность таскать самые тяжелые предметы. Все время слышу: “Фаранг… Фаранг…” - народ веселится. Все фотографируются со мной на фоне лафета, как с диковинкой - фарангов в этих местах, похоже, никогда не было. Потом стало понятно, что причина повышенного интереса все же другая.

После часа сутр в храме возвращаемся к усопшей, готовимся к перемещению лафета с конструкцией и гробом к месту кремации. К лафету привязывают 2 веревки метров по 50 каждая. Все присутствующие (уже более 100 человек) берутся за веревки. До места кремации около километра. По пути взрываются петарды, грохот стоит страшный, девы юные визжат, дети веселятся вовсю. Приехали.”

“Гроб с телом снимаем с лафета и несем на специальную бетонную плиту. Спец.рабочие открывают гроб, вынимают тело. Гроб уносят и отбивают у него ножки. Тело в обычной одежде кладут на плиту. Ответственный товарищ разбивает над головой усопшей 2 кокоса и поливает тело кокосовым соком. Далее, самые ближайшие родственники, в числе которых оказался и я, поливают тело водой из кружки поочереди - последнее омовение перед дорогой в вечность. Усопшую кладут обратно в гроб.

Мы относим гроб на постамент с дровами, сверху ставится вся здоровая конструкция с лафета, к которой прибивается трос и устанавливается пиротехника.

Последние речи, последние почести, молитвы. По тросу к конструкции запускается ракета, от нее зажигается пиротехника на конструкции, фейерверки, искры, огонь…”

“Как только огонь занялся, все садятся в машины и едут перекусить. Позже пепел развеет ветер. Праздник смерти подошел к концу.

А чего, собственно, грустить? Женщина прожила достойную жизнь, родила и воспитала кучу детей, достойно умерла, и возродится вновь в новом статусе, исходя из жизненных заслуг. В этом никто из присутствующих не сомневается.”

В отличие от России, в Таиланде на пенсию выходят в 55 - мужчины и женщины. У них не принято жаловаться на жизнь, ведь она только начинается: дети выросли и съехали из дома, а внуков нянчить - раз в неделю.

У тайских стариков есть свои клубы по интересам, и увлечения эти весьма рискованные.

1 Последний этаж одной из бангкокских высоток в . Длинный коридор, пластиковые стулья и и большие окна, за которыми несколько ресторанов и клуб по интересам.

2 Прикрытие этого места, как дом для престарелых - пожилые китайцы приходят поиграть в шахматы.

3 И часть из них действительно играет.

4 Иногда даже выигрывает.

5 Но большинство старичков заходят сюда совсем за другими развлечениями.

6 Внешне всё выглядит прилично: просто ресторан, столики. Дедушки пришли пообедать с внучками или племянницами. Сидят рядышком, разговаривают…

7 Но если приглядеться, у каждого дедушки - по “внучке”. Без посторонних. Или же они сидят и выжидают в одиночестве. Девушки не заставляют себя ждать, подсаживаются.

8 Пусть вас не подкупает невинность ситуации и почтенный возраст клиентов, они сюда не пельмени поесть пришли. Просто китайский менталитет и прожитые годы не позволяют сразу тащить девушку в койку.

9 За отдельным столиком сидят “матроны”: не все любят молодых.

10 Почему-то мне стало противно после посещения этого борделя для стареньких, хотя ничего грязного я там не увидел. Но следующее место будет ещё более неоднозначным.

11 Кстати, с крыши стариковского блудилища открывается один из лучших видов на Бангкок!

12 Если хотите побывать в этом месте, напишите моему товарищу Антону Дряничкину , он отведёт.

13 Это куда круче платных обзорный площадок.

14 Огородами китайских кварталов, спотыкаясь от тайских котов, пробираюсь к старому кладбищу.

15 Дома такие древние, что из них песок сыпется и деревья растут.

16 Пилить их нельзя под страхом смерти, это же баньян, под которым Будда обрёл просветление! Бывает, что на дереве живёт ангел, и тогда ему нужно поклоняться. Тайцы по-быстрому сооружают алтарь, и приносят туда красную фанту. Мне рассказали байку о том, что когда Кока-кола запустила этот напиток в Таиланде, он не понравился местным и продажи провалились. Тогда маркетологи запустили рекламну, где таец покупает красную Фанту в домик для духов, и на следущий день просыпается богатым и счастливым. Сейчас красная газировка - самая популярная в стране, причём люди её не пьют. Это для духов!

17 Милый городской парк. Подтянутые тайцы и китайцы бегают, занимаются спортом. Они молодцы, а я не очень.

18 Вот дед качается, чтобы потом навестить бордель под крышей.

19 Смотрите, что это там сзади?

20 Городской парк и уличные тренажёры стоят прямо на кладбище! В России только это было бы поводом для возмущения. Но тайцы пошли дальше.

21 Здесь построили беседки и открыли летние кафе, где можно покушать, но в первую очередь попеть.

22 Помянуть усопшего доброй песней - это так по-тайски!

23 Они реально не видят в этом ничего зазорного. Зато они наверняка сочтут постыдной русскую традицию есть и выпивать на могилах родственников…

24 Как вам традиции?

Понравился пост? Ставьте ему лайк и напишите комментарий. Завтра в 10 утра будет новый пост - увы, не про Таиланд. Но если хотите больше про эту страну -

Пестрые будни, еще более красочные праздники и такие похожие на карнавальные шествия… похороны - все это о Таиланде. В экзотическом государстве в последний путь провожают по буддистским традициям и со свойственным буддистам спокойствием. Но сама процессия настолько изобилует цветами, жизнерадостными (даже несмотря на траур) лицами тайцев, а подчас даже фейерверками, что ее можно запросто перепутать с праздником.

По обычаям Таиланда после смерти покойный остается дома 7 дней


Все начинается с подготовки

Каждый день в дом приходит несколько монахов для отпевания и чтения молитв. В это же время приезжают родственники и друзья, желающие проститься, сходятся соседи. Прибывшие зажигают благовония и ставят их в изголовье гроба в качестве подношения покойному.

Прямоугольный гроб густо украшают цветами, делают гирлянды, рядом ставят фотографию усопшего. Пока гости прощаются, во дворе накрывают на стол, чтобы в любой момент можно было перекусить и выпить местной рисовой водки. Если хоронят зажиточного тайца, нанимают официантов, которые во время прощания раздают напитки и легкие закуски.

Сами похороны проходят на 8 день

Возглавляют процессию монахи, одетые в шафран, они читают молитвы.

Сзади несут гроб. В последнее время гробы стали возить на авто, а если покойный был состоятельным человеком, для него сооружают специальную платформу.

Ее украшают цветами, светодиодными лентами, драпировкой, а сама процессия сопровождается оркестром.

В Таиланде считается приемлемой только кремация

Крематории располагаются при монастырях, но иногда тайцы сжигают покойных прямо под открытым небом вместе с наряженной платформой.

Прах по желанию можно захоронить в колумбарии, стене монастыря или в земле, отметив место необычным, филигранно выделанным памятником, который и сам внешне напоминает храм.

По традиции, спустя 100 дней после похорон, родственники покойного наведываются в храм. Они приносят монахам деньги в конверте и мелкие бытовые подарки - одежду, мыло, фрукты.

Характерная особенность похорон в Таиланде - спокойное, даже обыденное отношение к смерти всех участников процессии.

Смерть здесь - всего лишь переход в другое состояние: такая философия прививается с детства всем, кто воспитывается в традициях буддизма. Плакать могут только близкие родственники, и то увидишь такое нечасто. В основном же все очень спокойны, много разговаривают, даже смеются, а некоторые и вовсе фотографируются на фоне гроба.

Жители Таиланда настолько несуеверны в плане смерти, что даже без опасения ложатся в гроб, еще будучи в добром здравии

Похороны неудач

В одном монастыре есть такая традиция, популярная у тайцев и привлекающая туристов со всего мира - хоронить неудачи.

В этот храм приглашаются все желающие расстаться со старой жизнью. Здесь их ждут нарядные и довольно комфортные гробы. Участники ритуала укладываются в эти гробы, а вокруг них ходит монах.

Он читает специальные молитвы, которые погружают всех участников церемонии в транс. Потом монах будит спящих, но считается, что проснулся уже новый человек, а все его неудачи успешно похоронены.

Кстати, буддистские похороны иногда устраивают и в России. Это неудивительно: наша страна многонациональна и хранит в себе сотни и тысячи самых разнообразных обычаев и традиций.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Одна из урн с прахом короля была захоронена в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце

В Бангкоке прошел заключительный этап церемонии похорон короля Пхумипона Адульядета. В воскресенье урны с его прахом захоронили в усыпальнице королей династии Чакри в Большом королевском дворце, а также еще в двух королевских храмах.

Народ целый год прощался с любимым королем, который скончался в возрасте 88 лет в октябре прошлого года: за это время мимо его гроба прошло 12 миллионов человек.

В четверг, 26 октября, перед церемонией кремации сотни тысяч людей выстроились в большую очередь, чтобы проститься с королем, правившим страной более 70 лет.

Траур, который продолжался целый год, завершается в воскресенье в полночь по местному времени (в 20:00 по Москве). Это означает, что скорбевшие по смерти короля граждане Таиланда смогут сменить черные одежды на костюмы нейтральных тонов - синие и коричневые.

Похороны - заключительный этап прощания с покойным королем - продолжались пять дней: они начались в четверг с церемонии воздания почестей умершему королю в Большом королевском дворце.

В четверг тело Пхумипона Адульядета было кремировано в присутствии сына и наследника покойного короля - нового правителя Таиланда Маха Ватчиралонгкона, который сам зажег погребальный огонь. Именно он решал, какая часть праха его отца должна быть захоронена в усыпальнице Большого королевского дворца.

На подготовку похорон ушло много месяцев. Только золоченую колесницу высотой 11 метров кропотливо восстанавливали больше полугода. Ей 222 года, и используют ее лишь в 26-й раз.

Также за это время рядом со дворцом был построен большой крематорий. Место кремации украшено статуями мифологических животных - слонов, коров, львов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В знак траура многие жители Таиланда оделись в черное

Согласно буддийской традиции, ритуалы кремации повторяют цикл мироздания, а погребальный костер символизирует священную гору.

Пхумипон Адульядет находился на троне в период модернизации Таиланда и считался гарантом стабильности в стране, не раз за время его правления пережившей военные перевороты.

Тревога о будущем

Джонатан Хэд, корреспондент Би-би-си, Бангкок

Во время своего 70-летнего правления король Пхумипон воспринимался как богоподобная фигура, как сдержанный, вдумчивый человек, чье тихое влияние помогло Таиланду избежать конфликтов, подобных тем, что разворачивались в соседних странах.

В последнее десятилетие его правления в Таиланде наметилась сильная поляризация между сторонниками двух соперничающих между собой политических групп (оппозиционная партия Пхыа Тхаи и Демократическая партия), одна из которых (Демократическая партия) придерживается идеологии правоцентризма и роялизма и поддерживала тесные контакты с королевским двором.

Военный переворот, произошедший три года назад, заморозил конфликт, а пришедшие к власти генералы взяли на себя задачу обеспечить процесс постепенной передачи королевских полномочий сыну монарха.

Похороны означают и завершение этого процесса передачи власти. И здесь возникает значительная тревога по поводу того, что произойдет, когда политическая жизнь в стране восстановится в полной мере при новом монархе - короле Ватчиралонгконе.

Без малого 12 месяцев назад ушел в мир иной любимый всеми жителями Таиланда правитель Рама IX. Он умер 13 октября 2016 года. Печаль тайского народа безгранична и длится она до нынешнего времени. Более миллиона человек приходили в тронный зал дворца короля в столице государства – Бангкоке, чтобы простится с обожаемым монархом. Даже сейчас, в октябре 2017 значительное количество жителей и гостей страны носят траурные одежды, как знак скорби по Пхумипону Адульядету.

Приближается дата, которую никто не желает ждать –день похорон – торжественного сожжения тела Короля. Многих туристов интересует, насколько сильно повлияет церемония на отдых в Таиланде и как правильно нужно себя вести, чтобы не выказать жителям государства неуважения или насмешек, а также стоит ли вообще посещать азиатскую страну в такой момент ее истории?

  • 13 октября стало новой траурной датой в тайском календаре в честь кончины любимого Короля;
  • Похороны Пхумипона Адульядета будут длится 4 дня – с 25 по 29 октября 2017 года;
  • Сам ритуал торжественной кремации (сожжения тела) будет произведен в середине недели – 26 октября 2017 года;
  • Этот день в Таиланде будет официально объявлен выходным, чтобы все жители могли прийти на церемонию;
  • Большой Дворец Короля будет открыт только для туристов, которые пожелают почтить память правителя;
  • Этот комплекс, а также Храм Изумрудного Будды закроют свои двери для людей на весь второй месяц осени (резиденция оставит их распахнутыми только для путешественников) и примут посетителей только в предпоследний его день;
  • 7, 15 и 21 октября на площади Санам Луанг пройдут пробные проходы (репетиции) шествия. Скорее всего эти мероприятия можно будет обозреть и сфотографировать при условии нахождения на них в скромных траурных одеждах;
  • Крематорий, в котором пройдет сожжение тела Короля, будет работать в течении ноября без выходных, с 7:00 до 22:00;
  • За проезд в транспорте систем Skytrain BTS (метро) 26 октября не нужно будет платить. Также 25 и 27 октября открытыми для поездок будут маршруты между станциями On Nut и Samrong, Wongwian Yai и Bang Wa.
  • 25-27 октября 2017 вояжи на автобусах системы BRT между станциями Sathon и Ratchapreuk не будут стоить пассажирам ни копейки.

Расписание похорон

25 октября : будут вручены королевские заслуги. Этот ритуал знаменует начало церемонии сожжения тела в Большом дворце правителей Таиланда;

26 октября : тело умершего монарха, забальзамированное и положенное в специальный саркофаг будет перенесено на площадь Санам Луанг, в сооружение из дерева, которое долгое время возводится на ней;

29 октября : в 10 часов 30 минут реликвии будут закреплены в другом тронном зале, который называется Чакри-Маха Прасат. Пепел, который остался после сожжения правителя будет разделен и в двух урнах перенесен в храмы Ват Раджабопит и Ват Бовон.

Вопросы, которые часто задают туристы

Вопрос: Может ли любой желающий прийти на церемонию похорон тайского монарха?

Ответ: Да, на мероприятии будет присутствовать несколько сотен тысяч человек. Важно только одеть что-то скромное и, желательно, черное. Но на сам ритуал сожжения вход будет разрешен только по приглашениям, которые заранее разосланы высшему духовенству, чиновничеству и близким людям Короля.

Вопрос: Может ли каждый турист, в том числе и я, сделать фото на церемонии похорон.

Ответ: Нет. На это будут иметь право только представители СМИ, которые прошли аккредитацию при королевском дворе.

Вопрос: Будут ли в дни похорон функционировать увеселительные заведения страны?

Ответ: Официально их работа не запрещена, но вполне вероятно, что вечерам, в день кремации барам и клубам запретят открывать свои двери для посетителей, а с 25 по 27 октября будет введено табу на продажу алкоголя.

Вопрос: Какую одежду лучше носить в дни похорон монарха?

Ответ. Нужно одевать только черное и серое во время посещения траурных мероприятий.

Вопрос: Будет ли разрешена работа магазинов в дни торжественных церемоний.

Ответ: Скорее всего да. Торговые центры в стране вообще никогда не закрываются.

Вопрос: Как будут работать храмы столицы Таиланда?

Ответ: Все молельни, кроме храма Изумрудного Будды, будут функционировать в обычном режиме.

Вопрос: Можно ли и нужно ли вообще посещать Бангкок во время проведения всех траурных мероприятий?

Ответ: Столица Таиланда прекрасна всегда. Но стоит помнить, что большое скопление народа будет на площади Санам Луанг и Кхао Сан Роад.