В каких произведениях есть романтизм. Сообщение о романтизме


Романтизм – одно из самых значительных литературных направлений 19 века.

Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.

Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14 июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.

Однако отношение к Революции было далеко не однозначно. Многие мыслящие и творческие люди скоро в ней разочаровались, поскольку её результатами были революционный террор, гражданская война, войны революционной Франции почти со всей Европой. А общество, возникшее во Франции после Революции, было очень далеко от идеала: народ жил по-прежнему в нищете. И поскольку Революция была прямым результатом философских и социально-политических идей Просвещения, то разочарование коснулось и самого Просвещения. Вот из этого сложного сочетания очарования и разочарования в Революции и Просвещении родился Романтизм. Романтики сохранили веру в главные идеалы Просвещения и Революции – свободу, равноправие, социальную справедливость и т.д.

Но они разочаровались в возможности их реального воплощения. Возникло острое ощущение разрыва между идеалом и жизнью. Поэтому для романтиков характерны две противоположные тенденции: 1. безоглядный, наивный энтузиазм, оптимистическая вера в победу возвышенных идеалов; 2. абсолютное, мрачное разочарование во всём, в жизни в целом. Это две стороны одной медали: абсолютное разочарование в жизни есть результат абсолютной веры в идеалы.

Ещё один важный момент касательно отношения романтиков к Просвещению: сама по себе идеология Просвещения в начале 19 века стала восприниматься как устаревшая, надоевшая, не оправдавшая надежд. Ведь развитие идёт по принципу отталкивания от предыдущего. Перед Романтизмом было Просвещение, и Романтизм оттолкнулся от него.

Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание Романтизма от Просвещения?

В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума - рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

1. Важнейшей чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь гораздо сложнее, чем это представляется человеческому разуму, жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Она непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сумасшествие, сон, одержимость какой-то страстью, состояние аффекта, болезни и т.д. Для романтизма характерна насмешка над наукой, учёными, логикой.

2. Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.

3. Большинство просветителей были материалистами, многие романтики (но не все) были идеалистами и мистиками . Идеалисты – это те, кто верит, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей и который гораздо важнее, первостепеннее мира материального. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

(Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично).

4. Многим романтикам присущ мистический фатализм - вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в некоторых романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы. Ощущением неизбежности Судьбы проникнуты многие произведения романтиков.

5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма, порождённая горьким ощущением разрыва между идеалом и реальностью.

Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе, презрение к реальной жизни, оторванность от неё, невписанность в неё.

И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала, в природу, искусство, в свой внутренний мир. Сумасшествие и самоубийство – это тоже варианты романтического бегства. У большей части самоубийц в характере есть значительный элемент романтизма.

7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной романтический конфликт - противостояние одинокого романтического героя и обычных людей.

Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что средневековье – это время зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.

В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.

8. Основные романтические ценности.

Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия. Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда. Представление о необходимости хранить верность даже после смерти возлюбленной. При этом идеальное воплощение романтической любви дал Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта».

Вторая романтическая ценность – Искусство . Оно содержит высшую Истину и высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище. Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа, свободна и иррациональна, музыка обращена непосредственно к сердцу, к чувствам. Образ Музыканта в романтизме очень часто встречается.

Третья важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. Романтики стремились природу одухотворить, наделить её живой душой, особой таинственной мистической жизнью.

Тайна природы откроется не через холодный разум учёного, а только через ощущение её красоты и души.

Четвёртая романтическая ценность – Свобода , внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.

Художественные особенности романтизма.

1. Основной художественный принцип романтизма – принцип пересоздания и преображения реальности. Романтики показывают жизнь не такой, какой её можно увидеть, они открывают скрытую её мистическую, духовную сущность, как они её понимают. Правда окружающей нас реальной жизни для любого романтика – это скучно и неинтересно.

Поэтому очень охотно романтики используют самые разные способы преображения реальности:

  1. прямая фантастика , сказочность,
  2. гипербола - разного вида преувеличения, преувеличение качеств персонажей;
  3. сюжетное неправдоподобие – небывалое обилие в сюжете приключений - необычных, неожиданных событий, всевозможных совпадений, случайностей, катастроф, спасений и т.д.

2. Таинственность - широкое использование тайны как художественного приёма: специальное нагнетение таинственности. Романтики добиваются эффекта тайны тем, что скрывают какую-то часть фактов, событий, описывают события пунктирно, частично – так, чтобы стал очевидным намёк на вмешательство в реальную жизнь мистических сил.

3. Для романтизма характерен особый романтический стиль. Его черты:

  1. эмоциональность (много слов, выражающих эмоции и эмоционально окрашенных);
  2. стилистическая украшенность - много стилистических украшений, изобразительно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
  3. многословие, неконкретность - много слов с абстрактным значением.

Хронологические рамки развития романтизма .

Романтизм возник в во второй половине 90-х годов ХVIII века в Германии и Англии, затем во Франции. Господствующим литературным направлением в Европе романтизм стал примерно с 1814 г., когда начали выходить одно за другим произведения Гофмана, Байрона, Вальтер Скотта, и был таковым примерно до второй половины 1830-х годов, когда сдал позиции реализму. Романтизм ушёл на второй план, но не исчез – особенно во Франции, он существовал в течение почти всего XIX века, например, почти большая часть романов Виктора Гюго - лучшего прозаика среди романтиков, были написаны в 1860-е годы, а последний его роман опубликован в 1874 году. В поэзии романтизм преобладал в течение всего ХIХ века, во всех странах.

Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.

В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.

Русский романтизм - это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием. Но мечта и желание понятия субъективные, поэтому романтизм, как одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных течения:

  • консервативное;
  • революционное.

Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.

Русский романтизм

Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».

Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.

Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.

Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.

Романтизм - течение в искусстве и литературе западной Европы и России ХУШ-ХГХ веков, состо­ящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяю­щим. Возник как реакция на рационализм.

Представители: Зарубежная литература Русская литература
Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; Ш. Нодье В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь
Необычность характеров, исключительность обстоятельств
Трагический поединок личности и судьбы
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя
Отличительные черты Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яр­кому, возвышенному
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы


Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII - начале XIX веков. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее внутреннему миру, который обычна показывается как мир идеальный и противопоставляется реальному миру - окружающей действительности, В России в романтизме различаются два основных течения: пассивный романтизм (элегический), представителем такого романтизма был В.А.Жуковский; прогрессивный романтизм, представителями его были в Англии Дж.Г.Байрон, во Франции В.Гюго, в Германии Ф.Шиллер, Г.Гейне. В России идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов К.Рылеева, А.Бестужева, А.Одоевского и др., в ранних поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы» и поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А.С.Пушкин. «Кав­казский пленник», «Цыганы»; М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»; М.Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

Романтизм (конец XVIII- первая половина XIXв.) - наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, П.Мериме). В России зародился на фоне национального подъёма после войны 1812г., ему присуща ярко выраженная социальная направленность, проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский). Герои - яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений; стремление к полной свободе творческого воображения.

Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы

Реализм (от латинск. realis) - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Литературные формы


Реализм - художественный метод и направление в литературе. Его основа - принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, чтобы дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохранить наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов внешнего мира и природы такими, какими они являются в самой действительности. Наибольшего развития реализм достиг в XIX в. в творчестве таких великих русских писателей-реалистов как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и др.

Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, детерминировано внешними обстоятельствами, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт реалистической литературы - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А.С.Пушкин. «Борис Годунов», «Евгений Оне­гин»; Н.В.Гоголь. «Мертвые души»; романы И.С.Тургенева, JI.Н.Тол­стого, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького, рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна; П.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» и др.).

Реализм - утвердился в русской литературе в начале XIX в., продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Исследует жизнь, вникая в её противоречия. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к вечному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового); формирование характеров героев под влиянием среды (Стендаль, Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен, Т.Манн, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов).

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сло­жившееся в XIX веке. Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким анализом внутреннего мира человека. Представителями русского критического реализма являются А.С.Пушкин, И.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.

Модернизм - общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX - начала XX веков, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Модернисты - представители различных новых направлений, например А.Блок, В.Брюсов (символизм). В.Маяковский (футуризм).

Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели-постмодернисты считают литературу прежде всего фактом языка, поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А.Битов, Caiuci Соколов, Д.А.Пригов, В.Пе­левин, Вен.Ерофеев и др.).

Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф.Сологуба, 3.Гиппиус, Л.Андреева, М.Арцыбашева и др.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Для символизма характерны условности и иносказания, выделение в слове иррациональной стороны - звучания, ритма. Само название «символизм» связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру. Символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально- исторических катаклизмов. Представителями символизма в России были А.А.Блок (его поэзия стала пророчеством, предвестием «неслыханных перемен»), В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый.

Символизм (конец XIX - начало XX в.) - художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа (от греч. «symbolon» - знак, опознавательная примета). Туманные намёки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Нередко стихотворения кажутся бессмысленными. Характерно стремление продемонстрировать обострённую чувствительность, непонятные обычному человеку переживания; много уровней смыслов; пессимистическое восприятие мира. Основы эстетики сложились в творчестве французских поэтов П.Верлена и А.Рембо. Русских символистов (В.Я.Брюсова, К. Д.Бальмонта, А.Белого) называли декадентами («упадочниками»).

Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых Тайных смыслов становится символ («старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов).

Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве I четверти XX, провоз­гласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа. Главными жанрами в литературе этого направления становятся лирическая поэзия и драма, причем, нередко произведение превращается в страстный монолог автора. В формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции - от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л.Андреева, Е.Замятина, А.Пла­тонова и др.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-хгодов, которое провозгласило освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Представителями являются С.Городецкий, М.Кузмин, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в поэзии акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н.Гумилев. С.Городец­кий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарвут).

Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20 годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики, в поэзии даже разрушал естественный язык. В России представителями футуризма являются В.Маяковский, В.Хлебников.

Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, И.Северянин и др.).

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; резко критикуя традиционные направления, формы и стили, авангардизм часто приходит к принижению значения культурно-исторического наследия человечества, рождает нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (да­даизм, сюрреализм, драму абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

Натурализм (последняя треть XIX в.) - стремление к внешне точному копированию действительности, «объективному» бесстрастному изображению человеческого характера, уподобляя художественное познание научному. Основывался на представлении об абсолютной зависимости судьбы, воли, духовного мира человека от социальной среды, быта, наследственности, физиологии. Для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Общественные и биологические причины при объяснении поведения людей ставятся на один уровень. Особое развитие получил во Франции (Г.Флобер, братья Гонкур, Э.Золя, который разработал теорию натурализма), в России также были популярны французские авторы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01

Романтизм


В литературе слово «романтизм» имеет несколько значений.

В современной науке о литературе романтизм рассматривается в основном с двух точек зрения: как определенный художественный метод, основанный на творческом преображении действительности в искусстве, и как литературное направление, исторически закономерное и ограниченное во времени. Более общим является понятие романтического метода; на нем и остановимся подробнее.

Художественный метод предполагает определенный способ постижения мира в искусстве, то есть основные принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности. Своеобразие романтического метода в целом можно определить как художественный максимализм, который, являясь основой романтического миропонимания, обнаруживается на всех уровнях произведения - от проблематики и системы образов до стиля.

Романтическая картина мира отличается иерархичностью; материальное в ней подчинено духовному. Борьба (и трагическое единство) этих противоположностей может принимать разные обличия: божественное - дьявольское, возвышенное - низменное, небесное - земное, истинное - ложное, свободное - зависимое, внутреннее - внешнее, вечное - преходящее, закономерное - случайное, желаемое - действительное, исключительное - обыденное. Романтический идеал, в отличие от идеала классицистов, конкретного и доступного для воплощения, абсолютен и уже поэтому находится в вечном противоречии с преходящей действительностью. Художественное мировосприятие романтика, таким образом, строится на контрасте, столкновении и слиянии взаимоисключающих понятий - оно, по словам исследователя А. В. Михайлова, «носитель кризисов, нечто переходное, внутренне во многих отношениях страшно неустойчивое, неуравновешенное». Мир совершенен как замысел - мир несовершенен как воплощение. Можно ли примирить непримиримое?

Так возникает двоемирие, условная модель романтической вселенной, в которой реальность далека от идеала, а мечта кажется неосуществимой. Часто связующим звеном между этими мирами становится внутренний мир романтика, в котором живет стремление от унылого «ЗДЕСЬ» к прекрасному «ТАМ». Когда их конфликт неразрешим, звучит мотив бегства: уход от несовершенной действительности в инобытие мыслится как спасение. Вера в возможность осуществления чуда живет и в XX веке: в повести А. С. Грина «Алые паруса», в философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и во многих других произведениях.

События, из которых складывается романтический сюжет, как правило, яркие и необычные; они являются своеобразными «вершинами», на которых строится повествование (занимательность в эпоху романтизма становится одним из важных художественных критериев). На событийном уровне произведения ярко прослеживается стремление романтиков «сбросить цепи» классицистического правдоподобия, противопоставляя ему абсолютную свободу автора, в том числе и в построении сюжета, причем это построение может оставлять у читателя чувство незавершенности, фрагментарности, как бы призывающее к самостоятельному восполнению «белых пятен». Внешней мотивировкой экстраординарности происходящего в романтических произведениях могут служить особые место и время действия (например, экзотические страны, далекое прошлое или будущее), а также народные суеверия и предания. Изображение «исключительных обстоятельств» направлено, прежде всего, на раскрытие «исключительной личности», действующей в этих обстоятельствах. Характер как двигатель сюжета и сюжет как способ «реализации» характера тесным образом связаны, поэтому каждый событийный момент является своеобразным внешним выражением борьбы добра и зла, происходящей в душе романтического героя.

Одно из художественных достижений романтизма - открытие ценности и неисчерпаемой сложности человеческой личности. Человек осознается романтиками в трагическом противоречии - как венец творения, «гордый властелин судьбы» и как безвольная игрушка в руках неведомых ему сил, а иногда и собственных страстей. Свобода личности предполагает ее ответственность: совершив неверный выбор, нужно быть готовым к неизбежным последствиям. Таким образом, идеал вольности (как в политическом, так и в философском аспекте), являющийся важной составляющей в романтической иерархии ценностей, не следует понимать как проповедь и поэтизацию своеволия, опасность которого неоднократно раскрывалась в романтических произведениях.

Образ героя часто неотделим от лирической стихии авторского «я», оказываясь или созвучным ему, или чуждым. В любом случае автор-повествователь в романтическом произведении занимает активную позицию; повествование тяготеет к субъективности, что может проявляться и на композиционном уровне - в использовании приема «рассказ в рассказе». Однако субъективность как общее качество романтического повествования не предполагает авторского произвола и не отменяет «систему нравственных координат». Именно с нравственных позиций и оценивается исключительность романтического героя, которая может быть как свидетельством его величия, так и сигналом его неполноценности.

«Странность» (загадочность, непохожесть на окружающих) персонажа подчеркивается автором, прежде всего, при помощи портрета: одухотворенная красота, болезненная бледность, выразительный взгляд - эти признаки давно стали устойчивыми, чуть ли не штампами, поэтому так часты сравнения и реминисценции в описаниях, как бы «цитирующих» предыдущие образцы. Вот характерный пример такого ассоциативного портрета (Н. А. Полевой «Блаженство безумия»): «Не знаю, как описать вам Адельгейду: она уподоблялась дикой симфонии Бетховена и девам-валькириям, о которых певали скандинавские скальды... лицо... было задумчиво-прелестно, походило на лицо мадонн Альбрехта Дюрера... Адельгейда казалась духом той поэзии, который вдохновлял Шиллера, когда он описывал свою Теклу, и Гете, когда он изображал свою Миньону».

Поведение романтического героя также свидетельство его исключительности (а иногда - «исключенное™» из социума); часто оно «не вписывается» в общепринятые нормы и нарушает условные «правила игры», по которым живут все остальные персонажи.

Общество в романтических произведениях представляет собой некий стереотип коллективного существования, набор ритуалов, не зависящий от личной воли каждого, поэтому герой здесь - «как беззаконная комета в кругу расчисленном светил». Он формируется словно бы «вопреки среде», хотя его протест, сарказм или скепсис рождены именно конфликтом с окружающими, то есть в какой-то степени обусловлены обществом. Лицемерие и мертвенность «светской черни» в романтическом изображении часто соотносятся с дьявольским, низменным началом, пытающимся получить власть над душой героя. Человеческое в толпе становится неразличимо: вместо лиц - маски (мотив маскарада - Э. А. По. «Маска Красной смерти», В. Н. Олин. «Странный бал», М. Ю. Лермонтов. «Маскарад»,

Антитеза как излюбленный структурный прием романтизма особенно очевидна в противостоянии героя и толпы (и шире - героя и мира). Этот внешний конфликт может принимать различные формы, в зависимости от типа романтической личности, созданной автором. Обратимся к наиболее характерным из этих типов.

Герой - наивный чудак , верящий в возможность осуществления идеалов, часто комичен и нелеп в глазах «здравомыслящих». Однако он выгодно отличается от них своей нравственной цельностью, детским стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться, то есть лгать. Счастьем воплощенной мечты награждена и героиня повести А. С. Грина «Алые паруса» Ассоль, умевшая верить в чудо и ждать его появления, несмотря на издевательства и насмешки «взрослых».

Детское для романтиков вообще синоним подлинного - не отягощенного условностями и не убитого лицемерием. Открытие этой темы признается многими учеными одной из главных заслуг романтизма. «XVIII век видел в ребенке лишь маленького взрослого.

Герой - трагический одиночка и мечтатель , отвергнутый обществом и осознающий свою чуждость миру, способен на открытый конфликт с окружающими. Они кажутся ему ограниченными и пошлыми, живущими исключительно материальными интересами и поэтому олицетворяющими некое мировое зло, могущественное и губительное для духовных устремлений романтика. Ч

Наиболее острый характер оппозиция «личность - общество» приобретает в «маргинальном» варианте героя - романтического бродяги или разбойника , мстящего миру за свои поруганные идеалы. В качестве примеров можно назвать персонажей следующих произведений: «Отверженные» В. Гюго, «Жан Сбо- гар» Ш. Нодье, «Корсар» Д. Байрона.

Герой - разочарованный, «лишний» человек , не имевший возможности и уже не желающий реализовать свои дарования на благо общества, утратил прежние мечты и веру в людей. Он превратился в наблюдателя и аналитика, вынося приговор несовершенной действительности, но не пытаясь изменить ее или измениться самому (например, Октав в «Исповеди сына века» А. Мюссе, лермонтовский Печорин). Тонкая грань между гордостью и эгоизмом, сознанием собственной исключительности и пренебрежением к людям может объяснить, почему так часто в романтизме культ одинокого героя смыкается с его развенчанием: Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» и Ларра в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» наказаны одиночеством именно за свою нечеловеческую гордыню.

Герой - демоническая личность , бросающая вызов не только обществу, но и Творцу, обречен на трагический разлад с действительностью и самим собой. Его протест и отчаяние органически связаны, поскольку отвергаемые им Истина, Добро, Красота имеют власть над его душой. По словам исследователя лермонтовского творчества В. И. Коровина, «...герой, склонный избрать демонизм в качестве нравственной позиции, тем самым отказывается от идеи добра, поскольку зло рождает не добро, а только зло. Но это «высокое зло», так как оно продиктовано жаждой добра». Мятежность и жестокость натуры такого героя часто становятся источником страдания окружающих и не приносят радости ему самому. Выступая как «наместник» дьявола, искуситель и каратель, он сам иногда по-человечески уязвим, ибо страстен. Не случайно в романтической литературе получил распространение мотив «влюбленного беса», названный так по одноименной повести Ж. Казота. «Отголоски» этого мотива звучат и в лермонтовском «Демоне», и в «Уединенном домике на Васильевском» В. П. Титова, и в повести Н. А. Мельгунова «Кто же он?».

Герой - патриот и гражданин , готовый отдать жизнь на благо Отчизны, чаще всего не встречает понимания и одобрения современников. В этом образе традиционная для романтика гордость парадоксально соединяется с идеалом самоотверженности - добровольного искупления коллективного греха одиноким героем (в буквальном, не литературном смысле этого слова). Тема жертвенности как подвига особенно характерна для «гражданского романтизма» декабристов.

Подобное могут сказать о себе и Иван Сусанин из одноименной думы Рылеева, и горьковский Данко из рассказа «Старуха Изергиль». В творчестве М. Ю. Лермонтова также распространен этот тип, который, по замечанию В. И. Коровина, «...стал для Лермонтова исходной точкой в его споре с веком. Но уже не понятия только об общественном благе, достаточно рационалистические у декабристов, и не гражданские чувства вдохновляют личность на героическое поведение, а весь ее внутренний мир».

Еще один из распространенных типов героя можно назвать автобиографическим , так как он представляет осмысление трагической участи человека искусства, который вынужден жить как бы на границе двух миров: возвышенного мира творчества и обыденного мира тварности. В романтической системе координат жизнь, лишенная жажды невозможного, становится животным существованием. Именно такое существование, направленное на достижение достижимого, является основой прагматической буржуазной цивилизации, которую активно не принимают романтики.

От искусственности цивилизации может спасти только естественность природы - и в этом романтизм созвучен с сентиментализмом, открывшим ее этическую и эстетическую значимость («пейзаж настроения»). Для романтика не существует неживой природы - она вся одухотворена, иногда даже очеловечена:

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. И. Тютчев)

С другой стороны, близость человека к природе означает его «самотождественность», то есть воссоединение с собственной «натурой», что является залогом его нравственной чистоты (здесь ощутимо влияние концепции «естественного человека», принадлежащей Ж. Ж. Руссо).

Тем не менее традиционный романтический пейзаж сильно отличается от сентименталистского: вместо идиллических сельских просторов - рощ, дубрав, полей (горизонталь) - появляются горы и море - высота и глубина, вечно враждующие «волна и камень». По словам литературоведа, «...природа воссоздается в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный и прекрасный мир, неподвластный человеческому произволу» (Н. П. Кубарева). Буря и гроза приводят в движение романтический пейзаж, подчеркивая внутреннюю конфликтность мироздания. Это соответствует страстной натуре героя-романтика:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

Романтизм, как и сентиментализм, противостоит классицистическому культу разума , считая, что «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Но если главным противоядием рассудочной ограниченности сентименталист считает чувство, то романтик-максималист идет дальше. На смену чувству является страсть - не столько человеческая, сколько сверхчеловеческая, неуправляемая и стихийная. Она возвышает героя над обыденностью и соединяет его с мирозданием; она открывает читателю мотивы его поступков, а нередко становится оправданием его преступлений.


Романтический психологизм основан на стремлении показать внутреннюю закономерность слов и деяний героя, на первый взгляд необъяснимых и странных. Их обусловленность открывается не столько через социальные условия формирования характера (как это будет в реализме), сколько через столкновение над- мирных сил добра и зла, поле битвы которых - сердце человека (эта мысль звучит в романе Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны»). .

Романтический историзм строится на понимании истории Отечества как истории рода; генетическая память нации живет в каждом ее представителе и многое объясняет в его характере. Таким образом, история и современность тесно связаны - обращение к прошлому для большинства романтиков становится одним из способов национального самоопределения и самопознания. Но в отличие от классицистов, для которых время не более чем условность, романтики пытаются соотнести психологию исторических персонажей с обычаями прошлого, воссоздать «местный колорит» и «дух времени» не как маскарад, а как мотивировку событий и поступков людей. Другими словами, должно произойти «погружение в эпоху», которое невозможно без тщательного изучения документов и источников. «Факты, расцвеченные воображением» - вот основной принцип романтического историзма.

Что касается исторических лиц, то они в романтических произведениях редко соответствуют своему реальному (документальному) облику, идеализируясь в зависимости от авторской позиции и своей художественной функции - показать пример или предостеречь. Характерно, что в своем романе-предупреждении «Князь Серебряный» А. К. Толстой показывает Иоанна Грозного только как тирана, не принимая в расчет противоречивость и сложность личности царя, а Ричард Львиное Сердце в реальности вовсе не был похож на возвышенный образ короля-рыцаря, каким его показал В. Скотт в романе «Айвенго».

В этом смысле прошлое удобнее, чем настоящее, для создания идеальной (и в то же время как бы реальной в прошлом) модели национального бытия, противостоящей бескрылой современности и деградировавшим соотечественникам. Эмоция, которую выразил Лермонтов в стихотворении «Бородино» -

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы, -

весьма характерна для многих романтических произведений. Белинский, говоря о лермонтовской «Песне про... купца Калашникова», подчеркнул, что она «...свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».

Романтические жанры

Романтическая поэма характеризуется так называемой вершинной композицией, когда действие строится вокруг одного события, в котором наиболее ярко проявляется характер главного героя и определяется его дальнейшая - чаще всего трагическая - участь. Так происходит и в некоторых «восточных» поэмах английского романтика Д. Г. Байрона («Гяур», «Корсар»), и в «южных» поэмах А. С. Пушкина («Кавказский пленник», «Цыганы»), и в лермонтовских «Мцыри», «Песне про... купца Калашникова», «Демоне».

Романтическая драма стремится преодолеть классицистические условности (в частности, единство места и времени); она не знает речевой индивидуализации персонажей: ее герои говорят на «одном языке». Она предельно конфликтна, и чаше всего этот конфликт связан с непримиримым противостоянием героя (внутренне близкого автору) и общества. Из-за неравенства сил столкновение редко завершается счастливой развязкой; трагический финал может быть связан и с противоречиями в душе главного действующего лица, его внутренней борьбой. В качестве характерных примеров романтической драматургии можно назвать «Маскарад» Лермонтова, «Сарданапал» Байрона, «Кромвель» Гюго.

Одним из наиболее популярных жанров в эпоху романтизма стала повесть (чаще всего этим словом сами романтики называли рассказ или новеллу), существовавшая в нескольких тематических разновидностях. Сюжет светской повести строится на несоответствии искренности и лицемерия, глубоких чувств и общественных условностей (Е. П. Ростопчина. «Поединок»). Бытовая повесть подчинена нравоописательным задачам, изображению жизни людей, в чем-то непохожих на остальных (М. П. Погодин. «Черная немочь»). В философской повести основу проблематики составляют «проклятые вопросы бытия», варианты ответов на которые предлагают герои и автор (М. Ю. Лермонтов. «Фаталист»), Сатирическая повесть направлена на развенчание торжествующей пошлости, в разных обли- чиях представляющей главную угрозу духовной сущности человека (В. Ф. Одоевский. «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем»). Наконец, фантастическая повесть построена на проникновении в сюжет сверхъестественных персонажей и событий, необъяснимых с точки зрения повседневной логики, но закономерных с точки зрения высших законов бытия, имеющих нравственную природу. Чаще всего вполне реальные действия персонажа: неосторожные слова, греховные поступки становятся причиной чудесного возмездия, напоминающего об ответственности человека за все, что он совершает (А. С. Пушкин. «Пиковая дама», Н. В. Гоголь. «Портрет»).

Новую жизнь романтики вдохнули в фольклорный жанр сказки, не только способствуя изданию и изучению памятников устного народного творчества, но и создавая собственные оригинальные произведения; можно вспомнить братьев Гримм, В. Гауфа, А. С. Пушкина, П. П. Ершова и др. Причем понималась и использовалась сказка достаточно широко - от способа воссоздания народного (детского) взгляда на мир в повестях с так называемой фольклорной фантастикой (например, «Кикимора» О. М. Сомова) или в произведениях, обращенных к детям (например, «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского), до общего свойства истинно романтического творчества, универсального «канона поэзии»: «Все поэтическое должно быть сказочным», - утверждал Новалис.

Своеобразие романтического художественного мира проявляется и на языковом уровне. Романтический стиль, конечно же неоднородный, выступающий во множестве индивидуальных разновидностей, имеет некоторые общие особенности. Он риторичен и монологичен: герои произведений - «языковые двойники» автора. Слово ценно для него своими эмоционально-экспрессивными возможностями - в романтическом искусстве оно всегда значит неизмеримо больше, чем в повседневном общении. Ассоциативность, насыщенность эпитетами, сравнениями и метафорами становится особенно очевидной при портретных и пейзажных описаниях, где главную роль играют уподобления, как бы заменяющие (затемняющие) конкретный облик человека или картину природы. Романтическая символика основана на бесконечном «расширении» буквального значения некоторых слов: море и ветер становятся символами свободы; утренняя заря - надежды и стремления; голубой цветок (Новалис) - недостижимого идеала; ночь - таинственной сути мироздания и человеческой души и т. д.


История русского романтизма началась еще во второй половине XVIII века. Классицизм, исключая национальное как источник вдохновения и предмет изображения, противопоставил высокие образцы художественности «грубой» простонародности, что не могло не привести к «однообразию, ограниченности, условленности» (А. С. Пушкин) литературы. Поэтому постепенно подражание античным и европейским писателям уступило стремлению ориентироваться на лучшие образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление и оформление русского романтизма тесно связано с важнейшим историческим событием XIX века - победой в Отечественной войне 1812 года. Подъем национального самосознания, вера в великое назначение России и ее народа стимулируют интерес к тому, что ранее оставалось за пределами изящной словесности. Фольклор, отечественные предания начинают восприниматься как источник самобытности, самостоятельности литературы, еще не целиком освободившейся от ученической подражательности классицизма, но уже сделавшей первый шаг в этом направлении: если учиться - то у своих предков. Вот как формулирует эту задачу О. М. Сомов: «...Народу русскому, славному воинскими и гражданскими добродетелями, грозному силою и великодушному в победах, населяющему царство, обширнейшее в мире, богатое природою и воспоминаниями, необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых».

С этой точки зрения основная заслуга В. А. Жуковского состоит не в «открытии Америки романтизма» и не в знакомстве русских читателей с лучшими западноевропейскими образцами, а в глубоко национальном осмыслении мирового опыта, в соединении его с православным миросозерцанием, утверждающим:

Лучший друг нам в жизни сей - Вера в Провиденье, Благ Зиждителя закон...

(«Светлана»)

Романтизм декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, В. К. Кюхельбекера в науке о литературе часто называют «гражданским», поскольку в их эстетике и творчестве пафос служения Отечеству является основополагающим. Обращения к историческому прошлому призваны, по мнению авторов, «возбуждать доблести сограждан подвигами предков» (слова А. Бестужева о К. Рылееве), то есть способствовать реальному изменению действительности, далекой от идеала. Именно в поэтике декабристов ярко проявились такие общие особенности русского романтизма, как антииндивидуализм, рационализм и гражданственность - особенности, говорящие о том, что в России романтизм, скорее, наследник идей Просвещения, чем их разрушитель.

После трагедии 14 декабря 1825 года романтическое движение вступает в новую пору - гражданский оптимистический пафос сменяется философской направленностью, самоуглублением, попытками познать общие законы, управляющие миром и человеком. Русские романтики-любомудры (Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, С. В. Шевырев, В. Ф. Одоевский) обращаются к немецкой идеалистической философии и стремятся «привить» ее на родную почву. Вторая половина 20-х - 30-е годы - время увлечения чудесным и сверхъестественным. К жанру фантастической повести обращались А. А. Погорельский, О. М. Сомов, В. Ф. Одоевский, О. И. Сенковский, А. Ф. Вельтман.

В общем направлении от романтизма к реализму развивается творчество великих классиков XIX века - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, причем следует говорить не о преодолении романтического начала в их произведениях, а о трансформации и обогащении его реалистическим методом осмысления жизни в искусстве. Именно на примере Пушкина, Лермонтова и Гоголя можно увидеть, что романтизм и реализм как важнейшие и глубоко национальные явления в русской культуре XIX века не противостоят друг другу, они не взаимоисключающи, а взаимо- дополняющи и только в их соединении рождается неповторимый облик нашей классической литературы. Одухотворенный романтический взгляд на мир, соотнесенность действительности с высшим идеалом, культ любви как стихии и культ поэзии как прозрения мы можем обнаружить в творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого. Напряженное внимание к таинственной сфере бытия, иррациональному и фантастическому характерно для позднего тургеневского творчества, развивающего традиции романтизма.

В русской литературе рубежа веков и в начале XX века романтические тенденции связаны с трагическим мироощущением человека «переходной эпохи» и с его мечтой о преображении мира. Концепция символа, разработанная романтиками, получила развитие и художественное воплощение в творчестве русских символистов (Д. Мережковский, А. Блок, А. Белый); любовь к экзотике дальних странствий отразилась в так называемом неоромантизме (Н. Гумилев); максимализм художественных стремлений, контрастность мировосприятия, желание преодолеть несовершенство мира и человека - неотъемлемые составляющие раннего романтического творчества М. Горького.

В науке пока остается открытым вопрос о хронологических границах, положивших предел существованию романтизма как художественного направления. Традиционно называют 40-е годы XIX века, однако все чаще в современных исследованиях эти границы предлагается отодвинуть - иногда значительно, до конца XIX или даже до начала XX века. Бесспорно одно: если романтизм как направление и сошел со сцены, уступив ее реализму, то романтизм как художественный метод, то есть как способ познания мира в искусстве, сохраняет свою жизнеспособность до наших дней.

Таким образом, романтизм в широком смысле этого слова - не исторически ограниченное явление, оставшееся в прошлом: он вечен и по-прежнему представляет нечто большее, чем явление литературы. «Где человек, там и романтизм... Сфера его... - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стремясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». «Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал... новой формой чувствования, новым способом переживания жизни... Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией... Романтизм есть дух, который стремится под всякой застывающей формой и в конце концов взрывает ее...» Эти высказывания В. Г. Белинского и А. А. Блока, раздвигающие границы привычного понятия, показывают его неисчерпаемость и объясняют его бессмертие: пока человек остается человеком, романтизм будет существовать как в искусстве, так и в повседневной жизни.

Представители романтизма

Представители романтизма в России.

Течения 1. Субъективно-лирический романтизм , или этико-психологический (включает в себя проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни, дружбы и любви, нравственного долга, совести, возмездия, счастья): В. А. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Лесной царь», «Эолова арфа»; элегии, песни, романсы, послания; поэмы «Аббадона», «Ундина», «Наль и Дамаянти»), К. Н. Батюшков (послания, элегии, стихи).

2. Общественно-гражданский романтизм: К. Ф. Рылеев (лирические стихотворения, «Думы»: «Дмитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»; поэмы «Войнаровский», «Наливайко»),

A. А. Бестужев (псевдоним - Марлинский) (стихи, повести «Фрегат "Надежда"», «Мореход Никитин», «Аммалат-Бек», «Страшное гаданье», «Андрей Переяславский»),

B. Ф. Раевский (гражданская лирика),

A. И. Одоевский (элегии, историческая поэма «Василько», отклик на «Послание в Сибирь» Пушкина),

Д. В. Давыдов (гражданская лирика),

B. К. Кюхельбекер (гражданская лирика, драма «Ижорский»),

3. «Байронический» романтизм: А. С. Пушкин (поэма «Руслан и Людмила», гражданская лирика, цикл южных поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»),

М. Ю. Лермонтов (гражданская лирика, поэмй «Измаил- Бей», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Демон», «Мцыри», драма «Испанцы», исторический роман «Вадим»),

И. И. Козлов (поэма «Чернец»).

4. Философский романтизм: Д. В. Веневитинов (гражданская и философская лирика),

В. Ф. Одоевский (сб. новелл и философских бесед «Русские ночи», романтические повести «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах»; фантастические повести «Игоша», «Сильфида», «Саламандра»),

Ф. Н. Глинка (песни, стихи),

В. Г. Бенедиктов (философская лирика),

Ф. И. Тютчев (философская лирика),

Е. А. Баратынский (гражданская и философская лирика).

5. Народно-исторический романтизм : М. Н. Загоскин (исторические романы «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Аскольдова могила»),

И. И. Лажечников (исторические романы «Ледяной дом», «Последний Новик», «Басурман»).

Особенности русского романтизма . Субъективный романтический образ заключал в себе объективное содержание, выражавшееся в отражении общественных настроений русских людей первой трети XIX века - разочарования, предчувствия перемен, неприятия как западноевропейской буржуазности, так и русских деспотически самодержавных, крепостнических устоев.

Стремление к народности. Русским романтикам казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. При этом понимание «народной души» и содержание самого принципа народности у представителей различных течений в русском романтизме было различным. Так, у Жуковского народность означала гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям; он находил ее в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет, суеверий, преданий. В творчестве романтиков-декабристов народный характер не просто положительный, но героический, национально-само- бытный, который коренится в исторических традициях народа. Такой характер они обнаруживали в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!