Сообщение на тему фантастика в литературе. Фантастическое в литературе


греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ вв. развивается научная фантастика.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФАНТАСТИКА

греч. phantastike – искусство воображать), разновидность художественной литературы, где художественный вымысел получает наибольшую свободу: границы фантастики простираются от изображения странных, необычных, вымышленных явлений до создания собственного мира с особыми закономерностями и возможностями. Фантастика обладает особым типом образности, которому свойственно нарушение реальных связей и пропорций: например, отрезанный нос майора Ковалева в повести Н. В. Гоголя «Нос» сам передвигается по Петербургу, имеет чин выше своего хозяина, а затем чудесным образом сам оказывается вновь на своем месте. При этом фантастическая картина мира не является чистым вымыслом: в ней преобразованы, подняты на символический уровень события реальной действительности. Фантастика в гротескном, преувеличенном, преобразованном виде открывает читателю проблемы действительности и размышляет над их решением. Фантастическая образность присуща сказке, эпосу, аллегории, легенде, утопии, сатире. Особый подвид фантастики представляет собой научная фантастика, в которой образность создается за счет изображения вымышленных или действительных научно-технических достижений человека. Художественное своеобразие фантастики состоит в противопоставлении мира фантастического и реального, поэтому каждое произведение фантастики существует как бы в двух планах: созданный воображением автора мир как-то соотносится с реальной действительностью. Реальный мир либо выносится за пределы текста («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), либо присутствует в нем (в «Фаусте» И. В. Гете события, в которых участвуют Фауст и Мефистофель, противопоставлены жизни остальных горожан).

Первоначально фантастика была связана с воплощением в литературе мифологических образов: так, античная фантастика с участием богов представлялась авторам и читателям вполне достоверной («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, пьесы Эсхила, Софокла, Аристофана, Еврипида и др.). Образцами античной фантастики можно считать «Одиссею» Гомера, где описано множество удивительных и фантастических приключений Одиссея, и «Метаморфозы» Овидия – истории превращения живых существ в деревья, камни, людей в животных и т. п. В произведениях эпохи Средневековья и Возрождения эта тенденция продолжалась: в рыцарском эпосе (от «Беовульфа», написанного в 8 в., до романов Кретьена де Труа 14 в.) фигурировали образы драконов и волшебников, фей, троллей, эльфов и прочих фантастических существ. Обособленную традицию в Средневековье составляет христианская фантастика, описывающая чудеса святых, видения и т. д. Христианство признает свидетельства такого рода подлинными, но это не мешает им оставаться частью фантастической литературной традиции, т. к. описываются неординарные явления, нехарактерные для обычного хода событий. Богатейшая фантастика представлена и в восточной культуре: сказки «Тысячи и одной ночи», индийская и китайская литература. В эпоху Возрождения фантастика рыцарских романов пародируется в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле и в «Дон Кихоте» М. Сервантеса: у Рабле представлена фантастическая эпопея, переосмысливающая традиционные штампы фантастики, Сервантес же пародирует увлечение фантастикой, его герой повсюду видит фантастических существ, которых нет, попадает из-за этого в нелепые положения. Христианская фантастика в эпоху Возрождения выражается в поэмах Дж. Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».

Литература Просвещения и классицизма чужда фантастике, и ее образы используются только для придания экзотического колорита действию. Новый расцвет фантастики наступает в 19 в., в эпоху романтизма. Появляются жанры, целиком основанные на фантастике, например готический роман. Разнообразны формы фантастики в немецком романтизме; в частности Э. Т. А. Гофман писал сказки («Повелитель блох», «Щелкунчик и мышиный король»), готические романы («Эликсир дьявола»), феерические фантасмагории («Принцесса Брамбилла»), реалистические повести с фантастической подоплекой («Золотой горшок», «Выбор невесты»), философские сказки-притчи («Крошка Цахес», «Песочный человек»). Фантастика в литературе реализма также распространена: «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Штосс» М. Ю. Лермонтова, «Миргород» и «петербургские повести» Н. В. Гоголя, «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского и т. д. Возникает проблема совмещения фантастики с реальным миром в тексте, часто введение фантастических образов требует мотивировки (сон Татьяны в «Евгении Онегине»). Однако утверждение реализма отодвинуло фантастику на периферию литературы. К ней обращались, чтобы придать символический характер образам («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака). Готическую традицию фантастики развивает Э. По, в рассказах которого представлены немотивированные фантастические образы и коллизии. Синтез различных типов фантастики представляет роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение

Цель данной работы – анализ особенностей применения научной терминологии в романе «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого.

Тема курсового проекта крайне актуальна, так как в научной фантастике мы часто встречаем использование терминологии различного характера, что является нормой для этого вида литературы. Особенно подобный подход свойственен жанру «твердой» научной фантастики, к которому принадлежит роман А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».

Объект работы – термины в научно-фантастических произведениях

В первой главе мы рассматриваем особенности научной фантастики и ее видов, а также специфику стиля А.Н. Толстого.

Во второй главе мы рассматриваем специфику терминологии и особенности использования терминологии в НФ и романе А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».


Глава 1. Научная фантастика и ее стиль

Своеобразие жанра научной фантастики

Научная фантастика (НФ) - жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях в области науки и техники, в том числе как естественных, так и гуманитарных наук. Произведения, основанные на ненаучных допущениях, относятся к другим жанрам. Темы научно-фантастических произведений - новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени.

Автором термина «научно-фантастическая» является Яков Перельман, который ввёл это понятие в 1914 году. До этого похожий термин - «фантастически научные путешествия» - в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье «Редиард Киплинг» (1908).

Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).

В узком понимании, - научная фантастика о технологиях и научных открытиях (только предполагаемых или уже совершённых), их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.

В более общем понимании, НФ - это фантастика без сказочного и мистического, где строятся гипотезы о мирах обязательно без потусторонних сил, имитируется реальный мир. В противном случае, - это фентези или мистика с техническим налётом.


Зачастую действие НФ происходит в далеком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк, Станислав Лем и др. Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом, позволяющим полнее раскрыть идею их произведения.

Однако фантастика о будущем и научная фантастика не совсем одно и то же. Действие многих научно-фантастических произведений происходит в условном настоящем («Великий Гусляр» К. Булычёва, большинство книг Ж. Верна, рассказы Г. Уэллса, Р. Брэдбери) или даже прошлом (книги о путешествиях во времени). В то же время, в будущее иногда помещают действие произведений, не связанных с научной фантастикой. Например, действие многих произведений фэнтези происходит на Земле, изменившейся после ядерной войны («Шаннара» Т. Брукса, «Пробуждение каменного бога» Ф. Х. Фармера, «Сос-верёвка» П. Энтони). Поэтому более надежный критерий - не время действия, а область фантастического допущения.

Г. Л. Олди условно делит научно-фантастические допущения на естественно-научные и гуманитарно-научные. К первым относится введение в произведение новых изобретений и законов природы, что характерно для твёрдой НФ. Ко вторым относится введение допущений в области социологии, истории, психологии, этики, религии и даже филологии. Таким образом создаются произведения социальной фантастики, утопии и антиутопии. При этом в одном произведении может сочетаться несколько видов допущений одновременно.

Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) - это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, „надпространственные тоннели“, телепатия и прочее)».

Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался - как правило, в виде утопии - мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.

Позднее развитие техники стало рассматриваться в негативном свете и привело к появлению антиутопии. А в 1980-е годы начал набирать популярность её поджанр киберпанк. В нём высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона.

В России научная фантастика с XX века стала популярным и широко развитым жанром. Среди самых известных авторов - Иван Ефремов, братья Стругацкие, Александр Беляев, Кир Булычёв и другие.

Ещё в дореволюционной России отдельные научно-фантастические произведения писали такие авторы, как Фаддей Булгарин, В. Ф. Одоевский, Валерий Брюсов, К. Э. Циолковский несколько раз излагал свои воззрения на науку и технику в виде художественных рассказов. Но до революции НФ не была сложившимся жанром со своими постоянными писателями и поклонниками.

В СССР научная фантастика была одним из самых популярных жанров. Существовали семинары молодых фантастов, клубы любителей фантастики. Выходили альманахи с рассказами начинающих авторов, такие как «Мир приключений», фантастические рассказы публиковались в журнале «Техника - молодёжи». В то же время, советская фантастика подвергалась жёстким цензурным ограничениям. От неё требовалось поддерживать позитивный взгляд на будущее, веру в коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира. В 1934 году на съезде Союза писателей Самуил Яковлевич Маршак определил жанру фантастики место в одном ряду с детской литературой.

Одним из первых в СССР научную фантастику начал писать Алексей Николаевич Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»). Экранизация романа Толстого «Аэлита» была первым советским фантастическим фильмом. В 1920-е - 30-е были опубликованы десятки книг Александра Беляева («Борьба в эфире», «Ариэль», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и др.), «альтернативно-географические» романы В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), сатирико-фантастические повести М. А. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца»). Их отличала техническая достоверность и интерес к науке и технике. Образцом для подражания ранних советских фантастов был Герберт Уэллс, который сам был социалистом и несколько раз посещал СССР.

В 1950-е бурное развитие космонавтики приводит к расцвету «фантастики ближнего прицела» - твёрдой НФ об освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К авторам этого жанра относят Г. Гуревича, А. Казанцева, Г. Мартынова и других.

В 1960-е и позднее советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике. В этот период появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, которые поднимают социальные и этические вопросы, содержат воззрения авторов на человечество и государство. Нередко фантастические произведения содержали скрытую сатиру. Эта же тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей («Приключения Электроника», «Москва-Кассиопея», «Тайна третьей планеты»).

Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история.

Жанр рассматриваемого нами романа А.Н. Толстого – это «твердая» научная фантастика, поэтому мы хотели бы подробнее остановиться именно на нем.

Твёрдая научная фантастика - старейший и первоначальный жанр научной фантастики. Его особенностью является жёсткое следование известным на момент написания произведения научным законам. В основе произведений твёрдой НФ лежит естественнонаучное допущение: например, научное открытие, изобретение, новинка науки или техники. До появления других видов НФ её называли просто «научной фантастикой». Термин твёрдая научная фантастика впервые был использован в литературной рецензии П.Миллера, опубликованной в феврале 1957 года в журнале «Поразительная научная фантастика ».

Классикой твёрдой НФ называют некоторые книги Жюля Верна (20 000 лье под водой, Робур-завоеватель, С Земли на Луну) и Артура Конана Дойля (Затерянный мир, Отравленный пояс, Маракотова бездна), работы Герберта Уэллса, Александра Беляева. Отличительной особенностью этих книг была детальная научно-техническая база, а в основе сюжета лежало, как правило, новое открытие или изобретение. Авторы твёрдой НФ совершили немало «предсказаний», правильно угадав дальнейшее развитие науки и техники. Так, Верн описывает вертолёт в романе «Робур-завоеватель», самолёт во «Властелине мира», космический полёт в «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». Уэллс предсказал видеосвязь, центральное отопление, лазер, атомное оружие. Беляев в 1920-е годы описал космическую станцию, радиоуправляемую технику.

Твёрдая НФ была особенно развита в СССР, где остальные жанры фантастики не приветствовались цензурой. Особо распространена была «фантастика ближнего прицела», рассказывающая о событиях предполагаемого недалекого будущего - в первую очередь, колонизации планет Солнечной системы. К наиболее известным образцам фантастики «ближнего прицела» относятся книги Г. Гуревича, Г. Мартынова, А. Казанцева, ранние книги братьев Стругацких («Страна багровых туч», «Стажёры»). Их книги рассказывали о героических экспедициях космонавтов на Луну, Венеру, Марс, в пояс астероидов. В этих книгах техническая достоверность в описании космических полётов сочеталась с романтическим вымыслом об устройстве соседних планет - тогда еще сохранялась надежда найти на них жизнь.

Хотя основные произведения твёрдой НФ были написаны в XIX и первой половине XX в., многие авторы обращались к этому жанру и во второй половине XX в. Например, Артур Кларк в своей серии книг «Космическая одиссея» опирался на строго научный подход и описал развитие космонавтики, очень близкое к реальному. В последние годы, по мнению Эдуарда Геворкяна, жанр переживает «второе дыхание». Примером, чему может служить учёный-астрофизик Аластер Рейнольдс, который удачно сочетает твёрдую научную фантастику с космооперой и киберпанком (так, например, все космические корабли у него досветовые).

Другими жанрами научной фантастики являются:

1) Социальная фантастика - произведения в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей.

2) Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера - жанр, рассказывающий о путешествиях во времени. Ключевым произведением этого поджанра считается «Машина Времени» Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена), именно в «Машине Времени» перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику.

3) Альтернативно-историческая – жанр, в котором развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.

Первые образцы такого рода допущений встречаются ещё задолго до появления научной фантастики. Далеко не все они представляли собой художественные произведения - иногда это были серьёзные труды историков. Например, историк Тит Ливий рассуждал, что было бы, пойди Александр Македонский войной на его родной Рим. Знаменитый историк сэр Арнольд Тойнби также посвятил Македонскому несколько своих эссе: что было бы, если бы Александр прожил дольше, и наоборот, если бы его не было вообще. Сэр Джон Сквайр выпустил целую книгу исторических эссе, под общим заглавием «Если бы всё вышло не так».

4) Популярность постапокалиптической фантастики - одна из причин популярности «сталкерского туризма».

Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).

Настоящий размах постапокалиптика получила в эпоху Холодной войны, когда над человечеством нависла реальная угроза ядерного холокоста. В этот период создаются такие произведения, как «Песнь о Лейбовице» В. Миллера, «Dr. Bloodmoney» Ф. Дика, «Ужин во Дворце Извращений» Тима Пауэрса, «Пикник на обочине» Стругацких. Произведения в этом жанре продолжают создаваться и после окончания Холодной войны (например, «Метро 2033» Д. Глуховского).

5) Утопии и антиутопии - жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях - полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.

6) «Космической оперой» окрестили развлекательную приключенческую НФ, публиковавшуюся в популярных в 1920-50-х в США pulp-журналах. Название было дано в 1940 г. Уилсоном Такером и, поначалу, было презрительным эпитетом (по аналогии с «мыльной оперой»). Однако со временем термин прижился и перестал носить негативный оттенок.

Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах, обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

7) Киберпанк - жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным органазациям/режимам. Название «киберпанк» придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик Гарднер Дозуа подхватил его и стал использовать как название нового жанра. Он кратко и ёмко определил киберпанк как «Высокие технологии и жалкая жизнь» («High tech, low life»).

8) Стимпанк - жанр, созданный с одной стороны в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида, а с другой являющийся разновидностью пост-киберпанка. Иногда из него отдельно выделяют дизельпанк, соответствующий фантастике первой половины XX века. Также может быть отнесён к альтернативной истории, так как упор делается на более удачное и совершенное развитие паровой техники вместо изобретения двигателя внутреннего сгорания.


Очень многие люди любят читать книги или смотреть фильмы, которые имеют в своей основе нечто фантастическое, что-то такое, что на самом деле никогда не случится. Именно такой жанр и называется фантастикой. Однако ответить на вопрос о том, что такое фантастика можно и по-другому. Фантастика – это всего лишь сказка. И это на самом деле так. Почему? Сейчас узнаете.

Что такое фантастика в литературе

Нам кажется, что фантастические рассказы и романы стали писать не так уж и давно. но на самом деле люди увлекались таким жанром ещё в те далёкие времена, когда рисовали рисунки на скалах. Уже по некоторым из них сегодня можно определить, что то, что там нарисовано – это нечто фантастическое, чего на самом деле просто не может произойти.

А потом фантастические книги стали писать очень и очень многие авторы. Чего только стоит «Приключение Гулливера» Д.Свифта или «Машина времени» Г. Уэлса. Но во все времена отношение к фантастике всегда было разное. Сегодня мы читаем фантастические книги о том, как происходит война между космическими мирами, а ведь всего пару столетий назад фантастикой считались сказки братьев Грим

Виды фантастики

  • Футурологическая фантастика. К этому жанру можно отнести все книги и фильмы, которые описывают войны в космическом пространстве, инопланетян, невероятных космических кораблей.
  • Фольклорная фантастика, которая иногда ещё называется фэнтези, допускает введение в мир человека каких-то явлений или существ, которые никогда не существовали.
  • Миротворческая фантастика. Этот вид фантастики направлен на создание несуществующего мира. В пример можно привести фильмы «Аватар» или «Нарния».
  • Мистическая фантастика, которая называется хоррор, допускает введение каких-то непонятных и мистических явлений.
  • Фасматасмагорическая фантастика проявляется тем, что просто не имеет никакого логического основания или всего лишь объяснения.
  • Научная фантастика приводит в своих произведениях те или иные несуществующие научные достижения, такие достижения, о которых нам остаётся только мечтать.

Теперь вы точно знаете, что такое фантастика, и никогда больше не спутаете этот привлекательный и очень интересный жанр ни с чем другим.

Фантастика это разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого - вымышленного, нереального, «чудесного мира». Фантастика обладает своим фантастическим типом образности со свойственными ему высокой степенью условности, откровенным нарушением реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого объекта.

Фантастика как область литературного творчества

Фантастика как особая область литературного творчества максимально аккумулирует творческую фантазию художника, а вместе с тем и фантазию читателя; в то же время это не произвольное «царство воображения»: в фантастической картине мира читатель угадывает преображенные формы реального - социального и духовного - человеческого бытия. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира. Художественный эффект фантастического образа достигается за счет резкого отталкивания от эмпирической действительности, поэтому в основе всякого фантастического произведения лежит оппозиция фантастического - реального. Поэтика фантастического связана с удвоением мира: художник или моделирует собственный невероятный, существующий по своим законам мир (в этом случае реальная «точка отсчета» присутствует скрыто, оставаясь за пределами текста: «Путешествие Гулливера», 1726, Дж.Свифта, «Сон смешного человека», 1877, Ф.М.Достоевского), или параллельно воссоздает два потока-действительного и сверхъестественного, ирреального бытия. В фантастической литературе этого ряда сильны мистические, иррациональные мотивы, носитель фантастики здесь выступает в виде потусторонней силы, вмешивающейся в судьбу центрального персонажа, влияющей на его поведение и ход событий всего произведения (произведения средневековой литературы, литературы эпохи Возрождения, романтизма).

С разрушением мифологического сознания и нарастающим стремлением в искусстве Нового времени искать движущие силы бытия в самом бытии уже в литературе романтизма появляется потребность в мотивировке фантастического , которое тем или иным образом могло бы сочетаться с общей установкой на естественное изображение характеров и ситуаций. Наиболее устойчивые приемы такой мотивированной фантастике - сон, слухи, галлюцинации, сумасшествие, сюжетная тайна. Создается новый тип завуалированной, неявной фантастики, оставляющей возможность двойного толкования, двойной мотивировки фантастических происшествий - эмпирически или психологически правдоподобного и необъяснимо-ирреального («Косморама», 1840, В.Ф.Одоевского; «Штосс», 1841, М.Ю.Лермонтова; «Песочный человек», 1817, Э.Т. А.Гофмана). Такая сознательная зыбкость мотивировки нередко ведет к тому, что исчезает субъект фантастического («Пиковая дама», 1833, А.С.Пушкина; «Нос», 1836, Н.В.Гоголя), а во многих случаях его иррациональность вообще снимается, находя прозаическое объяснение в ходе развития повествования. Последнее свойственно реалистической литературе, где фантастика сужается до разработки отдельных мотивов и эпизодов или выполняет функцию подчеркнуто условного, обнаженного приема, не претендующего на создание у читателя иллюзии доверия к особой реальности фантастического вымысла, без которой фантастика в наиболее чистом виде не способна существовать.

Истоки фантастики - в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика в существе своем предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя (и обновляя) постоянные мифические образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Фантастика эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами изображения идей, страстей и событий. Она выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности и ритуально-магического воздействия на нее. Первобытное миропонимание, становясь исторически несостоятельным, воспринимается как фантастическое. Характерным признаком возникновения фантастики служит разработка эстетики чудесного, не свойственной первобытному фольклору. Происходит расслоение: богатырская сказка и сказания о культурном герое трансформируются в героический эпос (народное иносказание и обобщение истории), в котором элементы чудесного являются вспомогательными; сказочно-волшебная стихия осознается как таковая и служит естественной средой для рассказа о путешествиях и приключениях, вынесенного за исторические рамки. Так, «Илиада» Гомера представляет собой по сути дела реалистическое описание эпизода Троянской войны (чему не мешает участие в действии героев-небожителей); гомеровская же «Одиссея» прежде всего фантастическое повествование о всевозможных невероятных приключениях (не связанных с эпическим сюжетом) одного из героев той же войны. Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» - начало всей литературной европейской фантастики. Примерно так же, как «Илиада» и «Одиссея», соотносятся ирландские героические саги и «Плавание Брана, сына Фебала» (7 век). Прообразом многих будущих фантастических путешествий послужила пародийная «Правдивая история» (2 век) Лукиана, где автор для усиления комического эффекта стремился нагромоздить как можно больше невероятного и несуразного и обогатил при этом флору и фауну «чудесной страны» многими живучими выдумками. Таким образом, еще в античности наметились основные направления фантастики фантастические блуждания-похождения и фантастический поиск-паломничество (характерный сюжет - сошествие в ад). Овидий в «Метаморфозах» направил в русло фантастики исконно мифологические сюжеты превращений (превращения людей в животных, созвездия, камни) и положил начало фантастико-символической аллегории - жанру скорее дидактическому, чем приключенческому: «поучению в чудесах». Фантастические превращения становятся формой осознания превратности и ненадежности человеческой судьбы в мире, подвластном лишь произволу случая или загадочной вышней воле. Богатый свод литературно обработанной сказочной фантастике дают сказки «Тысячи и одной ночи»; влияние их экзотической образности сказалось в европейском предромантизме и романтизме, фантастическими образами и отзвуками «Махабхараты» и «Рамаяны» насыщена индийская литература от Калидасы до Р.Тагора. Своеобразный литературный переплав народных сказаний, легенд и поверий представляют собой многие произведения японской (например, жанр «рассказа о страшном и необычайном» - «Кондзякумоногатари») и китайской фантастики («Рассказы о чудесах из кабинета Ляо» Пу Сунлина, 1640-1715).

Фантастический вымысел под знаком «эстетики чудесного» был основой средневекового рыцарского эпоса - от «Беовульфа» (8 век) до «Персеваля» (около 1182) Кретьена де Труа и «Смерти Артура» (1469) Т.Мэлори. Обрамлением фантастических сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. Дальнейшую трансформацию этих сюжетов являют монументально фантастические, почти совсем утратившие историко эпическую подоснову ренессансные поэмы «Влюбленный Роланд» Боярдо, «Неистовый Роланд» (1516) Л.Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» (1580) Т.Тассо, «Королева фей» (1590-96) Э.Спенсера. Вместе с многочисленными рыцарскими романами 14-16 века они составляют особую эпоху в развитии фантастики Вехой в развитии созданной Овидием фантастической аллегории был «Роман о Розе» (13 век) Гильома де Лорриса и Жана де Мёна. Развитие Фантастики в период Возрождения завершают «Дон Кихот» (1605-15) М.Сервантеса - пародия на фантастику рыцарских похождений, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-64) Ф.Рабле - комическая эпопея на фантастической основе, одновременно традиционной и произвольно переосмысленной. У Рабле же находим (глава «Телемское аббатство») один из первых примеров фантастической разработки утопического жанра.

В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали фантастику религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской фантастики «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671) Дж.Милтона - основаны не на канонических библейских текстах, а на апокрифах. Это, однако, не умаляет того факта, что произведения европейской фантастики Средневековья и Возрождения, как правило, имеют этическую христианскую окраску или представляют игру фантастических образов и духе христианской апокрифической демонологии. Вне фантастики стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные, но действительные происшествия. Тем не менее христианско-мифологическое сознание способствует расцвету особого жанра - видений. Начиная с «Апокалипсиса» Иоанна Богослова, «видения», или «откровения», становятся полноправным литературным жанром: разные аспекты его представляют «Видение о Петре Пахаре» (1362) У.Ленгленда и «Божественная комедия» (1307-21) Данте. (Поэтика религиозного «откровениям определяет визионерскую фантастику У.Блейка: его грандиозные «пророческие» образы - последняя вершина жанра). К концу 17 в. маньеризм и барокко, для которых фантастика была постоянным фоном, дополнительным художественным планом (при этом происходила эстетизация восприятия фантастики, утрата живого ощущения чудесного, свойственная и фантастической литературе последующих веков), сменил классицизм, по своей сути чуждый фантастике: его обращение к мифу полностью рационалистично. В романах 17-18 веков мотивы и образы фантастики походя используются для осложнения интриги. Фантастический поиск трактуется как эротические похождения («фейные сказки», напр. «Акажу и Зирфила», 1744, Ш.Дюкло). Фантастика, не имея самостоятельного значения, оказывается подспорьем плутовского романа («Хромой бес», 1707, А.Р.Лесажа; «Влюбленный дьявол», 1772, Ж.Казота), философского трактата («Микромегас», 1752, Вольтера). Реакция на засилье просветительского рационализма характерна для второй половины 18 в.; англичанин Р.Хёрд призывает к прочувствованному изучению Фантастики («Письма о рыцарстве и средневековых романах», 1762); в «Приключениях графа Фердинанда Фатома» (1753); Т.Смоллетт предваряет ставший началом развития фантастики 1920 вв. готический роман Х.Уолпола, А.Радклиф, М.Льюиса. Поставляя аксессуары романтических сюжетов, фантастика остается на подсобной роли: с ее помощью двойственность образов и событий становится изобразительным принципом предромантизма.

В Новое время особенно плодотворным оказалось сочетание фантастики с романтизмом. «Прибежища в царстве фантазии» (Ю.А.Кернер) искали все романтики: у «иенцев» фантазирование, т.е. устремленность воображения в запредельный мир мифов и легенд, выдвигалось как способ приобщения к высшему прозрению, как жизненная программа - сравнительно благополучная (за счет романтической иронии) у Л.Тика, патетичная и трагическая у Новалиса, чей «Генрих фон Офтердинген» являет образец обновленной фантастической аллегории, осмысленной в духе поисков недостижимого, непостижимого идеального мира. Гейделъбергские романтики использовали Фантастику как источник сюжетов, придающих дополнительный интерес земным событиям («Изабелла Египетская», 1812, Л.Арнима представляет собой фантастическую аранжировку любовного эпизода из жизни Карла V). Такой подход к фантастике оказался особенно перспективным. Стремясь обогатить её ресурсы, немецкие романтики обратились к ее первоисточникам - собрали и обработали волшебные сказки и легенды («Народные сказки Петера Лебрехта», 1797, в обработке Тика; «Детские и семейные сказки», 1812-14 и «Немецкие легенды», 1816-18 братьев Я. и В.Гримм). Это способствовало становлению жанра литературной сказки во всех европейских литературах, остающегося и поныне ведущим в детской фантастики Классический его образец сказки Х.К.Андерсена. Романтическую фантастику синтезирует творчество Гофмана: здесь и готический роман («Эликсир дьявола», 1815-16), и литературная сказка («Повелитель блох», 1822, «Щелкунчик и Мышиный король», 1816), и феерическая фантасмагория («Принцесса Брамбилла», 1820), и реалистическая повесть с фантастической подоплекой («Выбор невесты», 1819, «Золотой горшок, 1814). Попытку оздоровить влечение к фантастике как к «пропасти потустороннего» представляет «Фауст» (1808-31) И.В.Гёте: используя традиционно-фантастический мотив продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончательной ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую мир (т.е. утопический идеал исключается из области фантастики и проецируется в будущее).

В России романтическая фантастика представлена в творчестве В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, А.Погорельского, А.Ф.Вельтмана. К фантастике обращались А.С.Пушкин («Руслан и Людмила», 1820, где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н.В.Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины («Страшная месть», 1832; «Вий», 1835). Его петербургская фантастика («Нос», 1836; «Портрет», «Невский проспект», оба 1835) уже не связана с фольклорно-сказочными мотивами и поиному обусловлена общей картиной «выморочной» действительности, сгущенное изображение которой как бы само по себе порождает фантастические образы.

С утверждением реализма фантастика опять оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась как своеобразный контекст повествования, придающий символический характер реальным образам («Портрет Дориана Грея, 1891, О.Уайлда; «Шагреневая кожа», 1830-31 О.Бальзака; произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ш.Бронте, Н.Готорна, Ю. А.Стриндберга). Готическую традицию фантастики развивает Э.А.По, рисующий или подразумевающий запредельный, потусторонний мир как царство призраков и кошмаров, властвующих над земными судьбами людей. Однако он же предвосхитил («История Артура Гордона Пима», 1838, «Низвержение в Мальстрем», 1841) появление новой отрасли Фантастики - научной, которая (начиная с Ж.Верна и Г.Уэллса) принципиально обособляется от обще фантастической традиции; она рисует реальный, хотя и фантастически преображаемой наукой (к худу или к добру), мир, поновому открывающийся взгляду исследователя. Интерес к Ф. как таковой возрождается к конце 19 в. у неоромантиков (Р.Л.Стивенсон), декадентов (М.Швоб, Ф.Сологуб), символистов (М.Метерлинк, проза А.Белого, драматургия А.А.Блока), экспрессионистов (Г.Мейринк), сюрреалистов (Г.Казак, Э.Кройдер). Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира-мир игрушечный: у Л.Кэрролла, К.Коллоди, А.Милна; в отечественной литературе - у А.Н.Толстого («Золотой ключик», 1936) Н.Н.Носова, К.И.Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создает А.Грин.

Во второй половине 20 в. фантастическое начало реализуется в основном в области научной фантастике, однако иногда оно порождает качественно новые художественные явления, например, трилогия англичанина Дж.Р.Толкина «Властелин колец» (1954-55), написанная в русле эпической фантастики (см. ), романы и драмы японца Абэ Кобо, произведения испанской и латиноамариканских писателей (Г.Гарсия Маркес, Х.Кортасар). Для современности характерно отмеченное выше контекстное использование фантастики, когда внешне реалистическое повествование имеет символико-иносказательный оттенок и даст более или менее зашифрованную отсылку к мифологическому сюжету («Кентавр», 1963, Дж.Апдайка; «Корабль дураков», 1962, К.А.Портер). Сочетание различных возможностей фантастики являет собой роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929-40). Фантастико-аллегорический жанр представлен в отечественной литературе циклом «натурфилософских» поэм Н.А.Заболоцкого («Торжество земледелия», 1929-30), народно-сказочная фантастика - творчеством П.П.Бажова, литературно-сказочная - пьесами Е.Л.Шварца. Фантастика стала традиционным вспомогательным средством русской гротескной сатиры: от Салтыкова-Щедрина («История одного города», 1869-70) до В.В.Маяковского («Клоп», 1929 и «Баня», 1930).

Слово фантастика произошло от Греческого phantastike, что в переводе означает - искусство воображать.

Чем отличаются фантастика от остальных жанров? Ведь и в детективе, и в любовном романе что персонажи, что миры – вымышленные.

Основную роль в классификации жанров играет то, на что сделан акцент. Например, в дамском романе ключевую роль играют романтические отношения, создающие любовные переживания. В детективе – загадка, любопытство и азарт, создаваемые для читателя.

В фантастике основной акцент делается на принципиально другую реальность, во многом отличную от нашей. Своё начало что фантастика, что фэнтези берут в народных сказках и легендах.

Фантастика как самостоятельный жанр сформировалась в середине 19-го века, когда миру явились произведения Жюля Верна.

Вся фантастическая литература условно разделяется на научно-популярную фантастику (НФ) и фэнтези. НФ – это то, что теоретически могло бы быть на самом деле; фэнтези – это сказка, то, чего быть точно не может (по-крайней мере не в нашем мире).

Мир фэнтези

Если в научной фантастике законы природы действуют, как им положено, то в мире фэнтези химия, физика и любая другая наука значения не имеют. Этот мир управляется магией и населен сверхъестественными существами.

Обычно основной темой фэнтези является борьба Добра и Зла. Сюжет выстраивается на архетипах Путешествия, Спасения, Загадки или Противостояния.

В каждой стране фэнтези, как правило, основано на местном фольклоре, но вне конкуренции всё-таки западно-европейский фольклёр.

Представители мира фэнтези:

  • эльфы
  • ведьмы и волшебники
  • привидения
  • оборотни
  • вампиры
  • тролли
  • гномы
  • орки и гоблины
  • кентавры, минотавры и т.п.
  • русалки
  • волшебные животные: драконы, единороги, василиски, грифоны и т.п.

Поджанры фэнтези:

  • Героическое фэнтези (главный герой бесстрашен, готов к подвигам и путешествиям)
  • Эпическое фэнтези (обязательное условие – битвы, конфликты и противостояния народов)
  • Историческое фэнтези (выдуманная история народа или мира + магия и т.д.)
    Темное фэнтези (Зло царствует, атмосфера готична и мрачна)
  • Современное фэнтези (наши дни, героями выступают вампиры, оборотни и прочие паранормальные существа)
  • Детское фэнтези (ориентировано на детей и подростков)
  • Фэнтезийный детектив (магия, заговоры, преступления, дуэли на мечах и т.д.)
  • Любовное или эротическое фэнтези
  • Юмористическое или саркастическое фэнтези (вполне может высмеять все штампы жанра и рояли в кустах)

Мир фантастики

Помимо художественных достоинств качественный фантастический роман должны отличать яркая идея, вызывающая удивление, восхищение или страх, и в котором читателю легко ориентироваться.

Что такое идея в фантастике?

Это необычная концепция, на которой строится сюжет произведения. Идея начинается с вопроса «А что, если…?»

Например: идея книги «Человек-амфибия» А. Беляева началась с вопроса: «А что, если человек сможет свободно плавать под водой без специальных приспособлений?»

Идея фильмов серии «Звездные войны» началась с вопроса: «А что, если раньше в галактике была война?»

Идея книги «Мастер и Маргарита» М. Булгакова началась с вопроса: «А что, если в Москве появится сам дьявол?»

Фантастический мир – это альтернативная реальность со своими законами. Даже если это фэнтези, где правит магия, там должна быть чёткая структура и логика.

Прописать достоверный мир труднее, чем создать достоверного героя. Нужно продумать до деталей, как будет работать эта реальность, чем она будет отличаться от других и чем она привлечет внимание?

Напишите развернутую энциклопедическую сводку, придерживаясь этого плана :

  • Время и место действия
  • Размеры территории
  • Деления территории: планеты, континенты, страны и т.п.
  • Столица (-ы)
  • Государственное устройство, политические партии и союзы, законы общества
  • Внутренняя и внешняя политика
  • Экономика, валюта, условия торговли
  • Сведения о населении: национальности, языки, верования, расы и т.п.
  • Законы физики и природы
  • География: рельеф, климат, полезные ископаемые, береговая линия, почва, растительность, животный мир, экология
  • Ключевые события в истории
  • Уровень преступности
  • Транспорт
  • Сельское хозяйство и промышленность
  • Вооруженные силы
  • Медицина
  • Социальное обеспечение
  • Воспитание детей
  • Образование
  • Наука
  • Средства связи
  • Источники знаний: книги, библиотеки, интернет, медиа и т.п.
  • Искусство: архитектура, театр, кино, живопись, музыка и т.п.

Поджанры в научной фантастике:

  • Жесткая НФ (сюжет крутится вокруг научного открытия или технологии)
  • Легкая НФ (основа сюжета – взаимоотношения героев или их приключения)
  • Военная НФ (битвы основной расы с инопланетянами)
  • Космоопера (место действия – космос и дальние планеты, сюжет – космические приключения)
  • Киберпанк (описывается конфликт людей и техники)
  • Путешествия во времени
  • Апокалипсис
  • Параллельные миры и вселенные
  • Затерянные миры и первопроходцы (открытие новых миров)
  • Первый контакт (встреча людей с внеземными цивилизациями)
  • Утопия и антиутопия (описание мира с идеальными или тоталитарными законами)
  • Историческая фантастика (действие происходит в прошлом)
  • Альтернативная история (что было бы, если бы события развернулись под другим углом)
  • Детская фантастика (рассчитана на детей и подростков)

Как избежать ляпов и скуки в фантастике?

  • Не объясняйте в деталях, как работают бластеры, средства связи и т.д., если это не имеет прямого отношения к сюжету.
  • Следите, чтобы все сферы технологии были развиты примерно на одном уровне. Если ваши корабли летают со скоростью света, то и связь должна быть на уровне.
  • Пришельцы должны отличаться от землян – мимикой, сленгом и т.д..
  • Инопланетные меры весов, времени и длины должны отличаться.
  • Не называйте обычные вещи инопланетными словами.
  • У всякого Зла должен быть мотив.
  • Если вы пишете средневековое фэнтези, тщательно изучите эту эпоху.
  • Рассчитывайте силы героев и животных – всем нужены сон, отдых и пища.

Штампы в научной фантастике и фэнтези:

  • Герой не помнит своих родителей. Затем выясняется, что они были королями, президентами или волшебниками. Герою сообщают, что он избранный, о котором говорилось в древнем пророчестве. А в конце выясняется, что Главный Злодей – это отец главного героя.
  • Герой проснулся и понял, что захватывающие приключения – это всего лишь сон или видеоигра.
  • Никто не может спасти мир от страшной катастрофы, кроме главного героя.
  • Герой отправляется в прошлое, чтобы исправить будущее, и в итоге сделал всё ещё хуже.
  • До появления героя обитатели планеты Х были полными невеждами. И тут появляется ОН…
  • Единственная цель инопланетян - уничтожить Землю. Просто так, без мотива.
  • Инопланетяне самоуничтожаются от контакта с земным воздухом, шампуне и т.д.
  • Компьютеры или роботы подхватили вирус и взбесились.
  • Герой и героиня постоянно ругаются. Потом они спасают друг друга, и тут начинается любоф…
  • Герой попадает в странный мир и обнаруживает, что это наша Земля – это будущее.
  • Вся планета населена людьми одной национальности, на ней существует один крупный город, одна культура и религия.
  • Злодей подчиняет себе весь мир, но при этом убивает своих помощников направо и налево. Что ж, вскоре он станет королём себя самого…
  • Злодей убивает родителей героя. Тот вырастает – и месть его страшна.
  • Герой в одиночку легко расправляется с целым батальоном вооружённых сил противника.
  • Магический артефакт, который решит все проблемы.
  • Зло вырвалось на свободу, покрыло мраком весь мир и скоро приедет к нам. А зачем?
  • Злодей несправедливо обижает своего соратника – и тот переходит на сторону Добра.
  • Лучшие друзья Героя – это эльф и гном.
  • Место битвы – лабиринты, обрывы, отвесные скалы и т.д.
  • Герои скрываются в шахтах и канализациях или в заброшенном метро и подземных катакомбах.
  • Злодей зловеще хохочет и носит чёрный плащ с капюшоном.
  • Злодей мечтает жениться на принцессе, которая его ненавидит.
  • Герой легко проникает во вражеский компьютер (штаб и т.д.) и узнаёт все планы наперёд.

Как выбрать название для фэнтези и научной фантастики?

  • Возьмите известное название и переделайте его, заменив одно-два слова.
  • Добавьте пафоса и громких слов: Вечность, Бесконечность, Зло, Тьма.
  • Постарайтесь использовать обиходные символы. Их не так уж много: Меч, Дракон, Клинок, Старая Таверна, Галактика, Звезда, Властелин, Владыка, Кровь, Любовь, Замок, Хранители, Бойцы.
  • Остерегайтесь скромных и скучных названий.
  • Дайте читателю понять, что его ждет встреча с Невероятным. Используйте фразы-парадоксы.
  • Если не хватает слов, придумайте новые или используйте красивые непонятные.
  • Неплохо назвать книгу каким-нибудь одним, но очень умным словом. К сюжету оно не должно иметь отношения, упоминаться тоже не должно. Например: «Преморбид», «Абсорбент», «Промискуитет», «Метеоризм».
  • Возьмите слово «Хроники» или «Мир» — и первая половина названия готова.

Так же можно использовать сочетания:

  • свершение + чего-нибудь («Покорение Мируса», «Свержение Лебона», «Воздание Гнома»)
  • сделать + чего-нибудь («Полюбить Вампира», «Убить Симбозиум», «Победить Рамоссуру»)
  • кто-то + такой-то («Демоны Преисподни», «Камни Красной Реки», «Эльфы Гор Эратуса»)
  • какие + эффект вау («Обреченные жить», «Разорванные Клятвой», «Оскорбленные Нежитью»)
  • «кто» («Богур ученик чародея», «Розмари колдунья Эльфов»)
  • знамением + кого-то («Под флагом Рогуса», «Именем Ипалантуса»)
  • такое + сякое («Арподиг и Минотавр», «Либом и Меч Славы»)
  • дата + чья-то («Час Асгарда», «Год Рокуса», «Один День Бизима»)
  • деятель чего-то там («Победитель Эдармхейша», «Заклинатель Мечей», «Победитель Волхвов»)
  • «штука кого-то там» («Талисман Темного Господина», «Поступь Эмори», «Пустота Нордарма»)
  • прилагательное + существительное («Багровые Врата», «Проклятый Дар», «Твердый Луч»)
  • существительное + прилагательное («Дар Победоносный», «Дорога Изощрённая»)