Написать сочинение. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана


Иначе, чем крепостники-помещики, показаны в комедии "Недоросль" учителя Митрофанушки. Из них с наибольшим сочувствием обрисован отставной сержант Цыфиркин. Это человек прямой, честный, трудолюбивый. Свое появление в роли учителя он объясняет так: «Праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю». Учит он в меру своих знаний и возможностей, но учит добросовестно. Когда обнаруживается, что Митрофанушка ничему не научился, Цыфиркин отказывается от платы за труд: «Не за што».

На ругню Митрофана он ловко отвечает пословицей: «Собака лает, ветер носит». Цыфиркин вообще часто пользуется меткими народными пословицами и поговорками. Но на его язык сильный отпечаток наложила служба в армии. По первому же его высказыванию офицер Милон сразу узнает в нем служивого. Говорит Цыфиркин четко и точно формулируя свою мысль; его фраза немногословна; встречаются слова, принятые в армии: «приказ», «ваше благородие», «беглый огонь», «здешни господа добры командиры».

С юмористическим оттенком обрисован Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, «убоявшийся бездны премудрости». Кутейкин не лишен остроумия. По-видимому, он не без задней мысли заставляет Митрофанушку твердить своеобразную самохарактеристику: «Аз же есмь червь... А не человек». И Цыфиркин и Кутейкин с сочувствием относятся к участи крепостных слуг Простаковой. Оба возмущаются тем, что Вральман мешает им учить Митрофанушку по-настоящему. Оба они не лишены добродушия и шутливости, как это показывает их разговоре Еремеевной в конце 6 явления II действия. Эго типы домашних учителей, обычных в глухих провинциальных усадьбах XVIII века, далеких от учености, но добросовестно выполняющих свою трудную задачу обучения дворянских «недорослей».

Явно сатирическими красками обрисован третий учитель Митрофанушки — немец Вральман, тип учителя-проходимца (он кучер по профессии). Увидев полное невежество Простаковой и ее слепую любовь к сыну, Вральман разыгрывает роль доброго, нетребовательного педагога. Простакова в восторге от него, Митрофан тоже, а самому Вральману такая роль дает возможность скрыть свое невежество. Цыфиркин и Кутейкин разгадывают подлинное лицо этого тунеядца, но сделать ничего не могут. Типы подобных учителей из иностранцев были нередким явлением в домах дворян в XVIII веке. Тип такого учителя-проходимца, мосье Бопре, вывел впоследствии и Пушкин в повести «Капитанская дочка».

В комедии "Недоросль" очень удачно индивидуализирован язык каждого из этих учителей. У Цыфиркина язык бывшего военного: ругань в доме Простаковой он называет «беглым огнем», а Вральману угрожает: «А мы те и честь отдадим. Я — доской». Язык Кутейкина, как выходца из духовной среды, пестрит церковнославянскими оборотами: «Зван бых, и приедох», «Зубы грешников сокрушу» и т.п. Язык Вральмана — ломаный язык иностранца, с комическим произношением звуков и синтаксически неправильным построением предложений. Речь Вральмана принимает подобострастный характер, когда он говорит с хозяевами, нагло-развязный и высокомерный — при разговорах со слугами, что выразительно характеризует его лакейскую душу.

Таковы, в общих чертах, в комедии "Недоросль" учителя Митрофанушки.

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.
В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь - «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

В комедии "Недоросль" помещица Простакова всерьез озабочена тем, чтобы ее любимый сынок Митрофанушка получил достойное образование и воспитание и, не жалея денег, нанимает для него учителей.
Учителя Митрофана не в состоянии дать юноше настоящие знания, потому что они сами являются невежественными, малограмотными людьми.
Стародум называет учителей Митрофанушки "невеждами": "...Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина..." "...невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям..."
Учитель арифметики (математики) Цыфиркин - отставной сержант, отслуживший 20 лет в армии. Теперь подрабатывает тем, что помогает неграмотным чиновникам, которые сами не умеют считать. В свободное время он учит детей. Цыфиркин – честный и добрый человек, но плохой учитель, потому что сам является малограмотным. При этом, Цыфиркин со всей ответственностью относится к своему делу, но вскоре с досадой и сожалением понимает, что ничему не смог научить недоросля Митрофана и в финале отказывается брать деньги за свою работу, чем вызывает расположение Стародума и других положительных персонажей комедии.
Грамматике Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Сидорыч Кутейкин. Это малообразованный, невежественный учитель. Он разделяет негодование Цыфиркина по поводу бестолкового обучения Митрофана, но при этом не прикладывает особых усилий, чтобы улучшить положение дел. Это трусливый и жадный человек, сущность которого проявляется, когда он просит не только оплатить ему полгода работы, но и добавить денег за изношенную обувь.
Самым интересным персонажем, на мой взгляд, является учитель французского языка Вральман, бывший кучер Стародума. Лишившись места работы, Вральман пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он зарабатывает хорошие деньги и ничему не учит Митрофана. Вральман - хитрый и ленивый человек, льстит Простаковым и за это получает все блага.
В результате такого воспитания и обучения Митрофан оказывается полным невеждой. Необразованность порождает и другие отрицательные человеческие качества: скупость, грубость, жестокость. Его душевное уродство в полной мере проявилось в конце пьесы, когда он, поняв, что мать потеряла прежнюю власть и силу, отнесся к ней с пренебрежением и черной неблагодарностью.
Хотя "Недоросль" и является комедией, но после ее прочтения становится не смешно, а страшно. Ведь если не воспитать правильно ребёнка, не дать ему должного образования, то он навсегда останется моральным уродом, невеждой и безнравственным существом.

Сочинение по литературе

По произведению Фонвизина «Недоросль»

на тему: Учителя Митрофана
Фонвизин был представителем передовых кругов дворянского общества, и смело критиковал пороки времени в своих произведениях. Вершиной творчества Фонвизина стала его бессмертная комедия "Недоросль", в которой, как одна из самых главных, затрагивается проблема воспитания молодежи.

Великий драматург показывает нам своего главного героя в лице грубого неуча Митрофанушки. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простакова не хотела разлучаться с сыном. «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: «Побегу-ка теперь на голубятню, так авось – либо…» На что его мать отвечала: «Поди, порезвись, Митрофанушка».

Первой воспитательницей Митрофанушки была старая няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все его оскорбления. Хотя Еремеевна не получала ни копейки за воспитание недоросля, но старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: «издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю». Старалась сделать из него порядочного человека: « Да поучи хоть немножко».

Семья Скотининых-Простаковых всегда славилась тем, что ученых людей у них в роду не было: "Без наук люди живут и жили". Однако после петровских реформ дворянским сынкам-недорослям без образования стало невозможно не только поступить на государственную службу, но и жениться. Поэтому Митрофан вынужден заниматься с учителями.

Учителей у Митрофана было трое Цыфиркин – занимался с ним арифметикой, семинарист Кутебкин – грамотой, а немец Вральман осуществлял общее руководство, якобы обучая хозяйского сына.

Однако что это за учение! Вот уж действительно, "через воспитание разумели они одно питание". Митрофан, по наущению матери, учится лишь для виду, поэтому и жалуется его учитель Цыфиркин: "Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет". Правильно говорят, что "голова его гораздо слабее брюха". Особенно убедительно Фонвизин демонстрирует нам умственное убожество Митрофана на "экзамене". Недоросль после нескольких лет учения уверен, что слово "дурак" прилагательное, "потому что оно прилагается к глупому человеку". Из всех учителей хвалил Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то из-за того, чтобы на него не сердилась и не ругала Простакова. Остальные учителя открыто ругали его. Например, Цыфиркин: « Ваше благородие завсегда без дела маяться изволите».

Создавая образы учителей Митрофана Фонвизин, скорее всего стремился показать, что вряд ли учителя подобные Кутебкину, который сам не закончил семинарию или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого бездельника. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, так как ничему не смог научить Митрофана.

А Мать Простакова такая же невежа и всегда вторит сыну: « Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!

Фонвизин показывает нам неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, - любви, которая, в сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: « Он уже и так, матушка, пять булочек съел». На что Простакова отвечала: « Так тебе жаль шестой, бестия». Эти слова показывают заботу о сыне.

Мать старалась обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением. А Митрофан относился к своей матери пренебрежительно. «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась». Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме.

Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает. Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: «По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын»…

Потакание любым желаниям "дитяти", весь уклад домашней жизни воспитывают из Митрофана грубого деспота, невежественного крепостника. Не зря говорит Стародум, что "невежда без души - зверь". Жестокость, властность и грубость проявляет недоросль на каждом шагу не только по отношению к крепостным, но и к домашним.

Каждый человек иногда ленится, есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многое зависит от воспитания детей родителями. Таких людей как Митрофан во все времена было множество, но их жизнь неинтересна и однообразна, думаю, что необходимо иногда заставлять себя учиться, чтобы не превратиться в такого вот Митрофанушку.

Если же такой человек сам не хочет исправляться, учится и заниматься, а наоборот, остаться глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит, на всю жизнь он останется недорослем и неучем.

Свою хлёсткую и обличающую комедию «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин пишет в непростое время правления Екатерины II. Как отмечала сама императрица в своих мемуарах перед восшествием на престол: «Законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному». Из этих слов можно сделать определенные выводы о том, в каком упадническом положении находилась духовная жизнь общества конца XVIII века. В свою очередь именно проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является центральной в комедии Д.И. Фонвизина.

Деспотичная помещица Простакова всерьез озабочена тем, чтобы ее самозабвенно любимый сынок Митрофанушка получил достойное образование и воспитание: «Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь». И дабы ее сыночек не показался невеждой среди образованного окружения, Простакова не жалеет денег и нанимает для него учителей.

Самым достойным и небезразличным из них является отставной солдат Пафнутьич Цыфиркин, ставший учителем арифметики. Именно благодаря роду своей деятельности, его речь изобилует военными терминами и постоянными подсчетами. Вот что Цыфиркин отвечает на вопросы Милона о своей жизни: «Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю». Учитель со всей ответственностью относится к своему делу, но испытывает постоянные притеснения со стороны помещицы и «коллеги» Вральмана, да и сам Митрофанушка не жалует науку, всячески уклоняясь от занятий и обзывая учителя «гарнизонной крысой». С досадой и сожалением Цыфиркин понимает, что ничему не смог научить недоросля Митрофана («В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете») и в финале отказывается брать деньги за свою работу, чем вызывает расположение Стародума и других положительных персонажей комедии.

Грамматике Митрофанушку обучает недоучившийся семинарист епархии Сидорыч Кутейкин. О себе он говорит с достоинством, отмечает, что происходит «из ученых», «ходил до риторики», но подал в консисторию челобитье с прошением об увольнении, т.к. «убоялся бездны премудрости». Очень ироничен ответ, полученный Кутейкиным: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами». Именно по-свински он и поступает: всячески поддерживает и разделяет негодование Цыфиркина по поводу бестолкового обучения Митрофана, но при этом не прикладывает особых усилий, чтобы улучшить положение дел. Вся жадность и алчность Кутейкина проявляются в финале, когда он просит не только оплатить ему полгода работы, но и добавить денег за изношенную обувь и простой («что сюда прибредешь, бывало, по-пустому…»).

Самым ярким и абсурдным персонажем является немец Адам Адамыч Вральман, который призван учить Митрофанушку «по-французски и всем наукам». Он находится в самом привилегированном положении среди учителей: его и за стол с собой сажают, и вином подчуют, и белье ему стирают, и платят больше всех – «по триста рубликов на год». Страстный любитель табака Вральман, по словам Еремеевны, «страшный греховник». Цыфиркин и Кутейкин также недовольны им: «Сам праздно хлеб ешь и другим ничего делать не даешь». Но самое главное – Простакова удовлетворена, ведь он ее дитятку не неволит. Вральман убежден, что грамматика и арифметика ни к чему Митрофану, надобно всего лишь избегать умных людей («с умными лютьми не сфясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие») и уметь авансировать в свете. Естественно, что ни по-французски, ни другим наукам Вральман не обучил капризного недоросля, да и чему может научить человек, который к всеобщему удивлению оказался бывшим конюхом?

Для более разностороннего развития Митрофанушке не хватало бы еще учителя географии, но о такой науке в семье Простаковых и знать не знали, а когда получили толкование, сочли ее «недворянской», а извозчичьей.

Об образовании и воспитании, которое могут дать такие учителя «митрофанушкам», очень метко выразился Стародуб: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин».