Михаил захарович шуфутинский. Михаил Шуфутинский: биография, творчество, личная жизнь


Нестареющий внешне и душой Михаил Захарович Шуфутинский недавно отметил свой 70-летний юбилей. Певец появился на свет в 1948 году в Москве и имеет еврейские корни. Он рано лишился матери, а его отец был врачом и посвящал работе почти все свое время. В связи с этим Михаила воспитывали бабушка и дедушка. Именно они привили ему любовь к искусству, научили петь и играть на аккордеоне.

С ранних лет Михаил Шуфутинский посещал музыкальную школу, где оказался в классе баяна. В 15 лет он серьезно увлекся джазом, популярность которого в то время в стране лишь зарождалась. Огромная тяга к музыке побудила будущего певца поступить в столичное музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. Здесь он получил образование дирижера и вокального педагога. После вручения диплома музыкант вместе с оркестром отправился выступать в Магадан, где и начался его творческий путь.

Карьера

По возвращении в Москву Михаил Шуфутинский начал выступать в коллективах «Лейся, песня» и «Аккорд». Группы завоевали большую популярность и давали концерты в разных городах. При этом растущее несогласие с советским режимом заставило Шуфутинского эмигрировать в США, где он обосновался в Нью-Йорке. Там он выступал в ресторанах, создав свой оркестр «Атаман», и занимался написанием первого альбома «Побег», увидевшего свет в 1983 году.

Именно первая пластинка с такими хитами, как «Зимний вечер» и «Таганка», позже прославит певца на покинутой им родине. Кроме того, записав альбом, Михаил окончательно выбрал шансон в качестве своего музыкального направления. Его выступления собирали полные залы не только в Нью-Йорке, но и Лос-Анджелесе, а после распада СССР шансонье начал приезжать на гастроли в Россию, где его уже с удовольствием слушали.

Михаил Шуфутинский исполнял не только песни собственного сочинения, но и работы из репертуара Александра Розенбаума, Вячеслава Добрынина, Игоря Крутого и других известных композиторов. Именно последний является автором нашумевшей композиции «Третье сентября», благодаря которой Михаила Захаровича хороша знают и помнят до сих пор. В начале 2000-х певец решил переехать в Россию на постоянное место жительства. С 1983 по 2016 год он выпустил более 20 альбомов, и многие из его работ часто звучат на радио и телевидении.

Личная жизнь

Михаил Шуфутинский представляет собой пример прекрасного семьянина. В 1971 году певец женился на любимой женщине Маргарите, брак с которой подарил ему сыновей Дэвида и Антона. Младший из братьев в настоящее время проживает с семьей в американском штате Филадельфия, в то время как старший находится в Москве, ближе к отцу. Семья Шуфутинских часто собирается вместе в США.

В 2015 году знаменитого шансонье постигло несчастье: любимая жена Маргарита скончалась в возрасте 66 лет. Сейчас Михаила Шуфутинского поддерживают любящие дети и внуки. Он продолжает активно выступать на сцене, а в 2016 году стал одним из педагогов в Академии Российской Музыки. Также певец является одним из постоянных ведущих и лауреатов российской премии «Шансон Года», ежегодно проходящей в Кремле.

Михаил Захарович Шуфутинский - российский певец и композитор, он родился 13 апреля 1948 года в Москве. Имеет звание Заслуженного артиста РФ, в настоящее время является гражданином США. Исполнитель неоднократно говорил в интервью, что ему нравится жить как в Лос-Анджелесе, так и в Подмосковье. Его песни знают и любят во многих странах далеко за пределами России. Благодаря своему оригинальному тембру и манере исполнения Шуфутинский стал одним из самых известных представителей шансона на территории бывшего СССР.

Увлечение музыкой

Свою мать будущий музыкант почти не знал. Ему было всего пять лет, когда она погибла. Отец Миши был врачом. В юности он участвовал в Великой Отечественной войне. Захар Давидович проводил много времени на работе, поэтому воспитанием мальчика занимались бабушка с дедушкой. Берта Давидовна и Давид Яковлевич обучали внука игре на аккордеоне, прививали ему любовь к искусству. Именно бабушке Шуфутинский обязан своим тонким вкусом и чувствительностью.

Когда Михаилу исполнилось семь лет, он начал обучаться в музыкальной школе по классу баяна. Изначально бабушка с дедом намеревались отправить его на курс аккордеона, однако в советских школах не обучали игре на этом инструменте. Учиться школьнику нравилось, параллельно он регулярно выступал со школьным оркестром.

В 15 лет Шуфутинский всерьёз увлёкся джазом, тогда этот стиль только начинал развиваться на территории СССР. После окончания музыкальной школы юноша отправился поступать в училище имени Ипполитова-Иванова. Там он выбрал специальность «Дирижёр-хоровик». Примечательно, что одной из однокурсниц Миши была Алла Пугачёва.

Популярность среди слушателей

После училища Михаил регулярно выступал в барах и ресторанах в составе разных ансамблей. Чаще всего его можно было увидеть в качестве аккомпаниатора на сцене «Метрополя» и «Варшавы». В репертуаре группы были композиции Петра Лещенко, Александра Вертинского и других известных исполнителей. Спустя некоторое время Шуфутинский собрал оркестр и отправился в Магадан, чтобы играть в ресторане «Северный».

На новом месте музыкант впервые продемонстрировал свои вокальные способности. Это произошло случайно, ему пришлось заменить одного из солистов. Но публика оценила голос начинающего артиста. Именно тогда Миша начал петь «блатные» композиции. Впоследствии именно этот вид шансона он избрал для себя.

В 1974 году певец вернулся в Москву и снова начал выступать в качестве пианиста. Чаще всего он выступал в составе коллектива «Аккорд», а в 1976 г. стал руководителем ВИА «Лейся, песня». Этот ансамбль имел невероятный успех среди слушателей. Они записывали пластинки на студии «Мелодия», неоднократно ездили на гастроли в разные города. В сопровождении группы пели такие известные музыканты, как Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Анна Герман и Яак Йоала. В 1978 г. «Лейся, песня» избрали победителями Всероссийского конкурса исполнителей советской песни в Сочи.

Эмиграция в Америку

У Шуфутинского были натянутые отношения с советской властью. Его творчество не всегда находило понимание у правительства, поэтому в 1981 г. вместе с семьёй певец переехал в США. Изначально новая жизнь складывалась не очень гладко. Михаилу предлагали продавать страховку, работать в супермаркете или собирать часы. Но его не устроила такая работа, поэтому музыкант снова начал выступать в ресторанах.

Через некоторое время композитор собрал оркестр «Атаман», в составе которого постоянно выступал в барах и ресторанах Нью-Йорка. Тогда его можно было послушать в «Жемчужине», «Парадайз» и «Национале». Постепенно музыка шансонье набирала популярность среди иммигрантов. Тогда его пригласили в Лос-Анджелес, там был большой спрос на подобное творчество.

В 1983 г. Михаил помогает Анатолию Могилевскому выпустить альбом «У нас в Одессе это не едят». Он выступил в качестве аранжировщика, клавишника и продюсера. Не забывал Шуфутинский и о собственных песнях. За восемь лет он выпустил 10 студийных альбомов, превратившись в самого высокооплачиваемого артиста среди эмигрантов. На его концертах всегда было огромное количество зрителей.

В 1990 г. музыкант приехал на гастроли в СССР, там ему также удалось собрать рекордное количество посетителей. Публика заполняла даже стадионы, все билеты продавались задолго до даты концерта. Несколько лет шансонье жил на две страны, но в 2003 г. решил окончательно вернуться в Россию.

В 1997 г. Шуфутинский стал обладателем премии «Серебряная калоша» за вклад в искусство. Год спустя он написал автобиографический роман «И вот стою я у черты…». В 2004 году вышла вторая часть книги под названием «Лучшие песни. Тексты и аккорды». Кроме того, Михаил озвучивал персонажа мультфильма «Храбрая сердцем» и даже сыграл эпизодическую роль в картине «Москва на Гудзоне».

Семья и личная жизнь

Исполнитель был женат только один раз. Второго января 1971 г. он взял в жёны Маргариту Михайловну, до свадьбы они были знакомы несколько лет. В 1972 г. появился на свет сын Дэвид, спустя два года родился Антон. Маргарита жила в США вместе с детьми. Шуфутинский очень любил свою супругу, говорил в интервью, что она понимает его лучше всех. В начале 2015 года женщина умерла, причины смерти неизвестны. После этого музыкант не женился. Он продолжает общаться со своими шестью внуками, сыновьями и их супругами.

За свою карьеру Михаил Захарович выпустил 28 альбомов и множество сборников. Он исполняет композиции Игоря Крутого, Вячеслава Добрынина и Олега Газманова. Шуфутинский пел дуэтом с российскими и украинскими знаменитостями, продюсировал записи своих коллег. Самыми популярными песнями в его репертуаре можно назвать «Третье сентября», «За милых дам», «Крещатик», «Заходите к нам на огонёк» и «Утиная охота». С 2013 года музыкант является Заслуженным артистом РФ.

Поссийский певец, музыкант, продюсер и композитор Михаил Шуфутинский , Заслуженный артист Российской Федерации.

Биография Михаила Шуфутинского

Михаил Захарович Шуфутинский родился в Москве, в еврейской семье. Его отец Захар Давидович - ветеран войны, врач. В пять лет у Михаила погибла мать, и его воспитанием занимались бабушка Берта Давидовна и дедушка Давид Яковлевич . Михаил окончил музыкальную школу по классу аккордеона и, не задумыавясь, решил продолжить свой путь в данной сфере творчества. Михаил поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, где проходил обучение по специальностям «дирижёр», «хормейстер», и«преподаватель музыки и пения».

В то же самое время и на той же специальности с Михаилом Шуфутинским в музучилище училась Алла Пугачева.

Творческая карьера Михаила Шуфутинского

После выпуска из училища Шуфутинский выступал с различными ансамблями в ресторанах Москвы и Магадана, где исполнял песни Петра Лещенко , Александра Вертинского , а также других известных в то время певцов.

В 1976 году Михаил Шуфутинский стал руководителем знаменитого ВИА «Лейся, песня» , при котором ансамбль достиг наивысшего расцвета и стал всенародно любимым. При нем были записаны почти все хиты, по которым и сейчас помнят ансамбль.

В 1981 году Михаил Шуфутинский вместе со своей семьей эмигрировал в США. В первое время ему пришлось забыть про свою славу музыканта и работать обычным чернорабочим.

«Я не ехал туда быть тем, кем был здесь. Я вообще не ехал Туда. Я уезжал Отсюда. Большая разница… Когда приехал, я пошел на курсы английского языка - эмигрантские, бесплатные. Мне сказали: с работой поможем, предложим три варианта. Говорю: «Я музыкант...» - «Да о чём вы? Забудьте. Здесь такие музыканты, такой уровень!..» - «Но я руководил знаменитым ансамблем, я умею писать аранжировки, могу в студии работать...» - «Да нет, причём тут аранжировки? - отвечают. - Это вам надо тогда поступать в консерваторию, заново учиться. Вы лучше научитесь продавать страховку. Или собирать часы, припаивать детали. Вот это профессия!».

Но несмотня на все трудности, Михаил сумел вернуться к своей настоящей профессии: 1983 году уже в качестве аранжировщика, клавишника и продюсера Шуфутинский выпустил в США альбом Анатолия Могилевского «У нас в Одессе это не едят » и «Я Вас люблю, мадам » (1984).

Около десяти лет в Штатах Шуфутинский играл в составе различных ансамблей в ресторанах, создал собственную шоу-группу «Атаман-бэнд » (по названию ресторана «Атаман»).

Михаил Шуфутинский: «Ресторан - это школа, и в ресторане раньше играли только настоящие профессионалы. А уж в Америке получить работу в русском ресторане было вообще здорово...».

Однажды Михаил приехал с концертом в Лос-Анджелес и сразу влюбился в этот город. Именно на тот период пришёлся русский ресторанный бум в Лос-Анджелесе. Михаила, как уже известного певца и музыканта, пригласили работать в голливудский ресторан «Арбат». Для эмигрантского исполнителя такая популярность стала шоком - в США он мог рассчитывать лишь на бывших соотечественников.

В 1990 году впервые после эмиграции Михаил Шуфутинский приехал в СССР и дал несколько концертов. С тех пор он постоянно приезжал в Россию на гастроли, пока в 2003 году не вернулся на родину окончательно.

В 1997 году Михаил Шуфутинский получил «Серебряную калошу» в категории «За конкретный вклад в искусство».

В 1998 году Шуфутинский написал автобиографическую книгу: «И вот стою я у черты…».

В 2012 году Михаил попробовал себя в качестве актера озвучивания для мультфильма «Храбрая сердцем ».

В 2013 году Михаилу Шуфутинскому было присовено звание Заслуженный артист Российской Федерации.

Личная жизнь Михаила Шуфутинского

В 1971 году Михаил женился на Маргарите Шуфутинской. В браке у супругов родились двое детей. В 2015 году Михаил овдовел.

На данный момент певец живет в гражданском браке со Светланой Уразовой.

Старший сын Давид Шуфутинский (1972) окончил факультет специальной международной экономики и юриспруденции Нордриджского университета и делал звук для «Звездных войн » Джорджа Лукаса , работал у Тэда Тернера в компании CNN . В России Давид успешно сделал озвучку диснеевского мультфильма «Анастасия », а также работал над проектами режиссера Тимуром Бекмамбетовым . Женился на Анджеле Петросян . У них трое детей: Анна (2006), Андрей (1997), Михаил (2009). Семья живет в Москве.

Младший сын певца Антон Шуфутинский (1976) был офицером спецвойск армии США. Женат на афроамериканке Брэнди . У Антона и Брэнди так же, как и у Давида, трое детей: Дмитрий Шуфутинский (1996), Ной (2002) и Захар Шуфутинские (2009), все они живут в Америке, в Филадельфии.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шуфутинского Михаила Захаровича

Михаил Захарович Шуфутинский (р. 13.04.1948 г.) – эстрадный певец, композитор и поэт,

Детство и юность

Родился 13 апреля 1948 года в Москве. Отец – Захар Давидович, врач, участвовавший в Великой Отечественной войне, еврей по национальности. К огромному сожалению, мама Михаила погибла, когда мальчику было всего-навсего пять лет. Воспитанием Миши занялись его бабушка и дедушка – Берда Давидовна и Давид Яковлевич.

Образование

Окончил музыкальную школу по классу баяна и музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по специальности дирижер-хоровик.

Карьера

Играл в составе различных ансамблей в ресторанах "Варшава", "Метрополь". Аккомпанировал вокально-комедийному дуэту Шурова и Рыкунина.

В начале 70-х годов вместе с музыкантами Игорем Логачевым, барабанщиком Леонидом Лобковским, саксофонистом Валерием Кацнельсоном и певцом Николаем Касьяновым переезжает в Магадан. Выступает в ресторане "Северный", исполняя песни из репертуара , там же делает свои первые магнитофонные записи.

Вернувшись из Магадана, непродолжительное время работал пианистом в ансамбле "Аккорд". Затем стал руководителем вокально-инструментального ансамбля "Лейся, песня", репертуар которого строился в основном на песнях . В 1978 году коллектив занял первое место на Всероссийском конкурсе исполнителей эстрадной песни в Сочи.

В феврале 1981 эмигрировал с семьей в Америку. В качестве аккомпаниатора выступал с певицей Н. Бродской. В составе различных ансамблей играл в ресторанах "Русская изба", "Жемчужина", Moscow Nights.

Спродюсировал два сольных альбома (экс-"Самоцветы"), альбомы М. Гулько "Синее небо России" и "Сожженные мосты". Собрал собственный оркестр "Атаман бэнд" и в 1984 на студии Prince Enterprises записал дебютный альбом "Побег".

Летом 1990 года начал гастролировать в России, выступая в сопровождении ансамбля "Экспресс". Записал на фирме "Мелодия" пластинку "М. Шуфутинский в Москве". C 1996 года начала продюсировать новую группу "Вкус меда".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1997 году Михаил Захарович опубликовал книгу-автобиографию "И вот я стою у черты…".

В 2003 году Шуфутинский вернулся в Россию.

Личная жизнь

2 января 1971 года Михаил Шуфутинский женился на Маргарите Михайловне, своей первой и единственной возлюбленной. Маргарита подарила мужу двух замечательных сыновей – Дэвида (родился в 1972 году) и Антона (родился в 1974 году). Маргарита Михайловна ушла из жизни 5 июня 2015 года.

Пресса (интервью прошлых лет)

Михаил Шуфутинский: "Я женился в Магадане" .

Михаилу Шуфутинскому суждено быть между Америкой и Россией. В Штатах у него шикарный особняк в окрестностях Лос-Анджелеса, в Москве – не менее представительный, но номер в гостинице. В Америке – сын Антон, успевший обзавестись двумя очаровательными ребятишками, в России – старший сын Дэвид. В США – супруга Маргарита, с которой они прожили более 30 лет, а в России... работа. С работой, проще говоря, с музыкой у Шуфутинского роман длится на несколько лет больше, чем с законной супругой. Началось же все с музыкального училища, в котором Михаил Захарович учился, между прочим, с самой будущей Примадонной .

"Нас с частенько заворачивали при входе в училище – фэйс-контроль мы не проходили, понимаешь. Длинные волосы, суперкороткая мини-юбка – шибко прогрессивными были. Мы уже в то время собрали маленький оркестрик: фортепьяно, контрабас, ударные, саксофон. Пение тогда не особо культивировалось, все больше инструменталка. Но если требовалась солистка, звали с собой . Отыграть на танцах в МГУ и заработать по десятке для нас считалось за счастье. Так и подрабатывали" .

"После окончания муз-училища работа стала серьезнее?" .

"Работа вообще не бывает несерьезной. Я встал на график в Москонцерте. А там как? Существовало расписание: сегодня ты играешь на хлебозаводе, а завтра где-нибудь в стройуправлении. Везде требовались универсальные аккомпаниаторы: для гимнастического номера, певцу какому подыграть, сатирику. Поэтому нами пользовались буквально все: от до . Да и мало ли где тогда можно было подзаработать. На танцульках, в кафе модных: "Синяя птица", "Аэлита", "Молодежное". Ну а ресторан – это, конечно, самое лучшее, что можно было придумать. Там все-таки оркестр постоянный, деньги стабильные. И играть в ресторане было совсем не зазорно. Наоборот, многие завидовали – тогда ведь вся эстрада в ресторанах работала" .

"Если все так удачно складывалось, почему же в 23 года решили уехать в далекий Магадан?" .

"Все очень просто. Меня как-то вызвали в Управление внутренних дел. Там сидел человек в форме, который конкретно мне сказал: "Вы сейчас закончили музыкальное училище. Мы можем предложить Вам хорошую работу в Красноярском музыкальном театре помощником дирижера. Мы следим за Вами внимательно. Подумайте, стоит ли Вам оставаться в Москве". А Красноярск... Какой там мог быть оркестр? 12 человек, сидящих в оркестровой яме, дирижер, который сто лет назад должен был уйти на пенсию. Помощнику дирижера там делать просто нечего. А тогда время было аховое. Должен был приехать Никсон и всех трясли за милую душу. Пришлось серьезно задуматься. А как раз до этого я был с одной джазовой певицей на гастролях по Северу. Потом с музыкантами, и они предложили мне поработать в Магадане. И тут такая вот история. Понял, лучше уехать на какое-то время. Я даже комсомольцем не был, могли ведь и просто выслать..." .

"И Вас, изнеженного столичного жителя, не испугали условия Севера?" .

"Да не такие уж там жуткие холода. Конечно, зимой там покруче, чем в Москве, зато лето жаркое. Все вполне переносимо, живут же там как-то люди. И вообще, была романтика, в этом возрасте все до одного места. Помню, встретил меня человек, повез в город. Смотрю: пустыня и пустыня кругом. Дальше – больше. С жилищем там просто беда: не то, чтобы получить, снять квартиру было невозможно. Нас, пятерых музыкантов, поселили в одной комнатушке, вдвоем на одном диване спали" .

"Зато зарабатывали,наверное, прилично?" .

"Да, грех жаловаться – от тысячи до полутора в месяц. Работали каждый день, пели все подряд. Играли, как говорится, во всех тональностях, для всех национальностей: и "Ландыши", и "Мишка, Мишка", и "Караван" Эллингтона. К тому времени появились уже первые пластинки , и эти песни шли, конечно, на ура" .

"Что, такая богатая была клиентура в магаданских ресторанах?" .

"Откуда?! Тогда богатые не светились, как сегодня, по ресторанам в кольцах-бриллиантах. Это было невозможно. Ходили моряки, рыбаки, старатели между сезонами на приисках. Гуляли, конечно же, по-черному. Это же Магадан, Север, Колыма!" .

"Вы и женились, по-моему, в Магадане?" .

"Да. Со мной в ресторане "Варшава" играл один барабанщик Леня, и мы очень сдружились. Однажды он говорит: "Я встречаюсь в воскресенье с девчонкой одной, а у нее подруга. Пойдем вместе". В воскресенье встречаемся возле метро "Кузьминки". Подхожу: никого нет, стоит только какая-то девчушка одинокая. Ну я, такой наглый, подхожу, говорю: "Вы не меня ждете?". "Нет, – говорит, – не вас, точно". А тут как раз Леня с девушкой появились. "А, – говорят, – ты уже познакомился с Ритой?". Оказалось, та самая подружка. Мы пошли в кино, потом взяли винца. А Рита не пила, ей нужно было уже скоро идти на работу в вечернюю смену. Ну я, конечно, взял такси, проводил. Хотел было у подъезда поцеловать, но она увернулась. Попросил телефон – не дала, только мой взяла. "Может, – говорит, – позвоню как-нибудь". Ну, думаю, дело – труба. А через несколько дней Рита взяла да позвонила. Встречались около года с небольшими перерывами. Пару раз расставались. Я и в Магадан уезжал, когда мы поссорились. И вдруг она пришла в аэропорт меня провожать. Через несколько дней я ей позвонил уже оттуда" .

"Значит, все дело случая?.." .

"Да, все время были какие-то случайности, которые не позволяли нам расстаться. Да и не было особых оснований. Рита – очень покладистая девушка, это я был сорвиголова, вел себя не совсем правильно, нахально. Все-таки ресторанная работа, музыкант, всегда на людях, деньги, опять же, водились. Конечно, гулял с девчонками, ни в чем себя не ограничивал, ни к чему не привязывал: туда-сюда, такси-макси, культур-мультур. Когда тебе 20 – с одной знакомишься, с другой куда-нибудь поехал, дома не ночуешь. Как все" .

"И что, в один прекрасный момент такой гуляка решил остепениться?" .

"Ну, мы полюбили друг друга. На Севере многое переосмысливаешь, там совсем другая жизнь. Рита переехала ко мне. И, что интересно, тайком. Родителям соврала, что едет в Дагомыс, в дом отдыха. Я снял квартиру за 60 рублей в месяц, что считалось весьма приличными деньгами. Стали жить вместе. Она мне готовила, ухаживала, ждала с работы, стала женой. Официально мы поженились 1 января (по другим данным, 2 января – прим. ред.) 1972 года. Решили, что этот день – самый удачный для свадьбы. Новый год, думали, все свободны. И действительно, пришли 22 человека, отгуляли – будь здоров. А 29 августа у нас родился Дэвид" .

"Но спокойной семейной жизни все равно не получилось. Пришлось помотаться по городам и весям..." .

"Нас пригласили на Камчатку. Там климат теплее, японские, корейские суда – интересно. Камчатка тогда была закрытой приграничной зоной – нельзя просто так взять да приехать. Мне прислали чужой паспорт на имя некоего Семена Бельфора, саксофониста из Петропавловска. Если не считать бороды, которая в то время уже у меня была, мы с ним были как братья-близнецы. И я уехал, а Риту с сыном отправил в Москву. Так и жили: уезжали-приезжали. А потом все надоело и мы рванули с музыкантами в Сочи, которые во все времена были Меккой для всех, кто любит гулять, отдыхать. К тому же там платили куда больше чаевых, чем на Камчатке. Но через год я уже окончательно вернулся в Москву, где к тому времени у меня родился второй ребенок" .

"Тяжело входить дважды в одну реку? В смысле – возвращаться в Москву?" .

"Да ничего не стоило, столько знакомых кругом. Меня пригласили в Москонцерт: собирал оркестры, делал аранжировки. А потом устроил меня худруком в ансамбль "Лейся, песня", который пел его шлягеры: "Прощай", "Хочешь, я в глаза...", "Где же ты была?". И пошло-поехало. За несколько лет мы стали собирать стадионы, продавалось бешеное количество пластинок. Без преувеличения могу сказать, "Лейся, песня" по популярности не уступала нынешнему " ". Фанаты ломили страшно, прорывали любые милицейские заслоны. Жутко скандальная группа была – с худсоветами всегда проблемы существовали" .

"Не тогда ли у Вас появились первые мысли уехать из страны?" .

"Наверное... Все раздражало. За границу не выпускали, по телевизору не показывали. А почему, спрашивается, меня нельзя показывать по телевизору? Потому что у меня борода? А Карла Маркса можно, да?! В 78-м нас пригласили в Сочи на фестиваль эстрадной песни. А у нас состав: 2 трубы, тромбон, саксофон, гитарист классный, барабанщик – супергруппа. Мы играли все "Чикаго" наизусть. И вот конкурс. Играем первый тур, проходим во второй. А тут приходит "телега" из Минкульта с требованием снять нас с фестиваля, поскольку мы нарушили гастрольный план. Нас снимают. собирает все жюри под председательством и вдруг как бабахнет кулаком по столу: "Нет! Никто их не снимет – или я повернусь и уеду. Не буду сидеть в жюри". Только благодаря мы и остались. А потом заняли еще и первое место. А когда вернулись в Москву, нас за невыполнение приказа Минкульта сняли на полгода с гастрольного графика и лишили гастрольных удостоверений. Это стало последней каплей, я всерьез задумался, чтобы уехать отсюда" .

"Неужели настолько все осточертело?" .

"А что, я произвожу впечатление несерьезного человека? Я взрослый человек, у меня семья, два сына – почему я должен всю жизнь под кого-то подстраиваться? Но уехать в то время было невероятно сложно. Поэтому я заблаговременно уволился из коллектива. Но чтобы подать заявление, нужно было получить вызов от родственников из Израиля, которых у меня, конечно, не было. Знакомые присылали вызовы, но они до меня не доходили, оседали в КГБ. Но люди добрые меня научили. Я пришел на Главпочтамт, заказал телефонный разговор с другом в Израиле и открытым текстом заявил: "Ко мне не доходит вызов, сделай что-нибудь". На следующий день я получил сразу три вызова. Международные разговоры слушали же не только в КГБ... Я подал документы, но потом еще два года ждал разрешения. Пришлось тяжеловато: работать-то я не мог – уже под колпаком. Деньги стали кончаться, заложили и квартиру, и машину. А когда нервы уже были на пределе, мне позвонили из ОВИРа: "Думаем тут, отпускать Вас или нет". Все, я понял, что меня отпустили. 9-го февраля 1981 года мы уехали" .

"Не было опасений, что уезжаете в неизвестность?" .

"Я мечтал об Америке. Я точно знал, что могу здесь потерять, но не знал, что могу там получить. Уезжал-то не туда, а отсюда. Жена вот опасалась ехать в Нью-Йорк. Говорила: "Давай лучше где поспокойнее. В Австралию, например". Но я ничего не боялся. Хотя, когда приехал на Брайтон-Бич, немного удивился. Я-то думал, что это как минимум Калининский проспект. А увидел эти домики маленькие, гремящий круглые сутки "сабвэй" и тонны мусора по вечерам у магазинов. Но меня ничего не раздражало. Я приехал в страну, где мне впервые в жизни никто не указывал: что мне нужно говорить, как одеваться. Я поселился у знакомого и почти сразу получил работу. Предложили саккомпанировать певице Нине Бродской, проехаться по русско-еврейским центрам – 100 долларов за концерт. Конечно, я согласился. Мне предложили ра-бо-ту в А-ме-ри-ке! Через две недели мы выезжаем в Канаду. Без документов, без паспорта, без ничего. Едем в машине, выходят два пограничника: "Вы кто?", – спрашивают. Она: "Мы – русские, у нас свадьба в Торонто". Говорят: "Проезжайте". Это был такой шок для меня. Потом поехали обратно: Детройт, Кливленд, Чикаго, Филадельфия... Я заработал две тысячи долларов, накупил инструментов. Стал работать постоянно в ресторане, дети пошли в школу. Да я в полном порядке!" .

"Впервые стали петь тоже в Штатах?" .

"Да. Однажды певец, которому я аккомпанировал, вдруг заболел. А полный зал, аж все сорок человек сидят. И я начал петь, а что было делать? Спел все песни, которые знал: по Магадану, хулиганские, разные. Всем понравилось и мне тоже. Так нам платили по 40 долларов, а тут мне одному – 60. И я стал петь. Почему шансон? Эти песни я впитал с молоком матери. Когда мне было лет пять, я засыпал под пение моего папы, под "Таганку". Ну и, конечно, наших эмигрантов тянуло ко всему, что было здесь запрещено" .

"Михаил Захарович, Вы знали тогда, что Ваши песни стали популярны и по ту сторону океана?" .

"Нет, тогда еще здесь о них никто не знал. Это началось позже, когда я стал записывать кассеты. Занял 3,5 тысячи долларов, пошел в студию и записал первый альбом – "Побег". Через три месяца деньги вернул. Кассета, что называется, "пошла". А второй альбом "Атаман" с песнями там буквально всех разбомбил. У меня был оркестр, лучший в эмиграции, мы получали самые богатые работы, самые престижные вечера. Но много денег заработать не получалось. Тиражи кассет были очень маленькие. Первый тираж – тысяча экземпляров. Да и он продавался туго, почти полгода. Как только кто-то покупал кассету, он тут же переписывал ее всем своим друзьям, да еще и рассылал в другие города. Это работало только на популярность, обогатиться за счет продаж было невозможно. Я, конечно, зарабатывал, но не этим. До того, как приехать сюда, я получал где-то тысячу долларов за неделю. Но мой успех тогда намного превышал мои заработки" .

"В чем же причина того, что Вы сюда вернулись? Деньги?" .

"Почему деньги? Здесь меня слушает в сто раз больше людей, чем там. Значит, и востребован я в сто раз больше. Где человек должен жить? Где он востребован. Правда? В 90-м я еще не возвращался в Союз, я просто приехал на гастроли. Получилось так, что за три месяца мы дали 75 концертов на стадионах. Обвал совершенный был! Конечно, для этой страны я был героем и зарабатывал намного больше – совершенно другой уровень" .

"В то время у Вас были некоторые проблемы с

Михаил Захарович Шуфутинский – исполнитель, аранжировщик и продюсер в жанре шансона, родился 13 апреля 1948 года в Москве.

Сегодня он живет как бы в двух измерениях: его семья находится в США, а основное место работы самого артиста связано с Россией. Здесь Шуфутинский проводит большую часть времени, так как, в отличие от некоторых других исполнителей, поет только на русском языке.

Он родился в обычной еврейской семье. Отец Михаила был врачом-стоматологом. Когда мальчику исполнилось пять лет, мать погибла, поэтому его воспитывали бабушка и дедушка. Музыкальные способности проявились у Михаила рано, и уже в семилетнем возрасте он начал заниматься на аккордеоне. Правда, вскоре по совету своего педагога Михаил перешел на баян, поскольку аккордеон считался тогда "буржуазным" инструментом и в учебных заведениях на нем играть не учили. Проучившись год в обычной школе, Шуфутинский начал учиться в музыкальной, в классе баяна. Уже в шестом классе он стал играть в школьном эстрадном оркестре, причем не только на аккордеоне, но и на фортепиано. А еще через полгода поступил в свой первый профессиональный коллектив - оркестр при клубе фабрички Гознака.

Вначале Шуфутинский играл на аккордеоне, но вскоре из оркестра ушел пианист, и Михаил занял его место. Оркестр выступал не только в клубе, но и в различных московских кафе. Михаил был настолько увлечен своей новой работой, что запустил учебу и ему пришлось перейти в школу рабочей молодежи. Закончив в ней восьмой класс, он понял, что необходимо получить систематическую музыкальную подготовку. Узнав о приеме в музыкальное училище имени А.Ипполитова-Иванова, Шуфутинский поступил туда на дирижерско-хоровое отделение и оказался сокурсником А.Пугачевой. Одновременно с учебой в училище он работал в оркестре ресторана "Варшава". Там молодой человек впервые вошел в среду профессиональных музыкантов и понял, что ему необходимо искать место в настоящем профессиональном оркестре. Конечно, для начинающего музыканта это было достаточно сложно. Но мечта Шуфутинского осуществилась неожиданно быстро.

Знакомые рекомендовали его в оркестр, которым руководил известный эстрадный дирижер Л.Олах. Несколько месяцев Шуфутинский проработал в этом коллективе и впоследствии считал, что именно здесь он получил профессиональные навыки. После окончания музыкального училища Шуфутинский пытался поступать в Институт имени Гнесиных, но не прошел вступительного собеседования. Тем временем он продолжал работать в ресторане "Варшава". Но перед визитом в Москву президента Р.Никсона его неожиданно вызвали в КГБ и предложили покинуть город.

Не дожидаясь, пока его принудительно вышлют из Москвы, Шуфутинский собрал небольшую группу музыкантов и вместе с любимой женщиной отправился в Магадан. Это было зимой 1971 года. Там они проработали три года, выступали в различных ресторанах и сформировали собственный репертуар. Там же, в Магадане, он впервые запел.

В 1973 году Шуфутинский с друзьями уехал из Магадана. Некоторое время они работали в Петропавловске-Камчатском, а затем он вновь вернулся в Москву. Хотя к этому времени Михаил уже пользовался определенной известностью, сложившаяся в стране ситуация не позволила ему полностью проявить свою индивидуальность. Но внешне все складывалось благополучно. Несколько лет Шуфутинский проработал в Москонцерте - вначале руководителем оркестра в квартете "Аккорд", затем в ансамбле "Лейся, песня", который организовал В.Добрынин. С этим ансамблем Шуфутинский много ездил по стране, к нему пришла известность, начали выходить первые пластинки. Но джаз по-прежнему вызывал глухую ненависть чиновников от культуры. После того как ансамбль не пустили на конкурс эстрадной песни в Сплите, Шуфутинский окончательно укрепился в своем желании покинуть СССР. Но последней точкой стал скандал на конкурсе эстрадной песни в Сочи. Из-за того, что сроки конкурса совпали с плановыми гастролями, ансамбль был снят после успешного выступления в первом туре. Положение спасло только вмешательство И.Кобзона, который был членом жюри того конкурса. Музыкантам удалось продолжить выступление, причем в итоге они получили первое место. Но надежды на лучшую жизнь не сбылись. Через некоторое время Шуфутинский понял, что конфликт с руководителями эстрады зашел слишком далеко. Им не давали прибыльные гастроли, докучали постоянным контролем и мелочными придирками. После долгих хлопот ему удалось получить разрешение на выезд из страны в Израиль. И в 1981 году вместе с женой и двумя сыновьями Шуфутинский вылетел в Вену, а затем переехал в Италию. Он настойчиво стремился попасть в Америку, понимая, что только там русскоязычный музыкант имеет возможность продолжить свою карьеру.

С помощью знакомых Шуфутинскому удалось добраться до Нью-Йорка. Там он и начал вживаться в новую среду. На этом пути его ждали как обретения, так и потери. Ему нужно было снова организовать оркестр, понравиться публике с иным репертуаром и, главное, каждый вечер привлекать достаточное количество посетителей.

Шуфутинский проявил себя блестящим организатором, который сумел заставить слаженно работать интернациональный коллектив. Он все чаще и чаще пробовал себя и в качестве аранжировщика своих программ, которые впоследствии записал на компакт-диски. Но настоящая известность в США пришла к нему только после гастролей по стране и Канаде. Первую поездку он совершил вместе с эстрадной певицей Любой Успенской, затем проехал с турне по Канаде, где выступал вместе с певицей Н.Бродской. Вдохновленный успехом, Шуфутинекий решил выступить с сольными концертами. Составив собственный оркестр "Атаман" с балетной и вокальной труппами, в 1983 году он совершил концертное турне в Торонто.

Вернувшись в США, Шуфутинский продолжал работать в ресторане "Русская изба", но постепенно пришел к решению организовать собственное дело. Вместе с несколькими компаньонами он стал владельцем ресторана "Жемчужина" , который вскоре стал одним из самых известных в Нью-Йорке. Но, как это часто бывает, известность вызвала ярость конкурентов, и через несколько месяцев ресторан сгорел в результате поджога.

Шуфутинский понял, что каждый должен заниматься своим делом, и сосредоточился на аранжировках различных мелодий и работе в качестве солиста. Тогда же он и начал выпуск своих дисков, количество которых сегодня превысило дюжину. Не прекращал он и выступлений в ресторанах, поскольку теперь уже само его имя привлекало публику.

В 1986 году Шуфутинский переехал в Лос-Анджелес, где начал выступать в открывшемся там ресторане "Арбат". Здесь он проработал несколько лет и со временем снова организовал собственный оркестр. Это обстоятельство позволило ему избежать трудностей и после банкротства ресторана. Певец стал настолько известен, что теперь его приглашали выступать в самые престижные залы. Он продолжал регулярную концертную деятельность, постоянно выступая в различных городах США. Постепенно вокруг его ансамбля объединились наиболее интересные русскоязычные авторы и исполнители, проживавшие в США.

После того как в СССР произошли перемены, давний знакомый Шуфутинского А.Пульвер предложил певцу совершить гастрольное турне по стране. Хотя предложенная сумма оказалась гораздо меньше того, на что он рассчитывал, все же он принял предложение. Во время многочисленных и многочасовых концертов Шуфутинский убедился, что российская публика его не забыла.

Секрет популярности певца можно объяснить устойчивостью его репертуара. Он пробуждал ностальгические чувства как на родине, так и в других странах у русскоязычного населения, поскольку исполнялись хорошо известные и популярные песни. Шуфутинский сохранил старую песенную традицию, называя себя преемником таких исполнителей, как В.Козин и Л.Утесов.

Сейчас Шуфутинский приезжает в Россию ежегодно, считая, что без общения со "своей" публикой нормальная творческая жизнь невозможна.

Однако дети Шуфутинского уже не испытывают к России таких же чувств, как их отец. Они выросли в США, получили там образование и профессию. Вместе с ними живет и жена Шуфутинского, оказывая посильную помощь в воспитании внука.