История создания отцы и дети. История создания романа «Отцы и дети» Тургенева


Роман « Отцы и Дети»

Краткая история создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

тургенев отцы дети роман

Роман «Отцы и дети» был напечатан в феврале 1862 г, а в 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об освобождении крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия вступила в новый - после реформенный - период своего исторического развития. Его начало было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Грабительская сущность реформ царя вскоре стала ясна и многим представителям прогрессивной русской интеллигенции. Тургенев не остался в стороне от народного гнева. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра II.

Все это не могло не отразиться на его творчестве. Тургенев все чаще чувствовал неуверенность в том, что его надежды сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько беспокойства за судьбу родной страны. В это время Тургенев понимает значение деятельности революционеров, которое она имела для будущего России. Тогда же все более критическим становится его отношение к либералам.

Тема двух поколений, отражающая сюжет романа “Отцы и дети”, была подсказан Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и демократами. Во время работы над романом И.С. Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор о двух поколениях - в романе получили свое отражение многие другие важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.

Название романа “Отцы и дети” трактуют по-разному. Некоторые считают, что он отражает общественную идеологию поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Другие - что роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. Конечно, проблема отцов и детей - одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда непростой и небезболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь духовный опыт человечества.

Роман Тургенева построен по принципу психологической пары. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару. Павел Петрович неслучайно назван Писаревым “маленьким Печориным”1. Он действительно не только принадлежит к тому же поколению, но и являет собой “печоринский” тип. “Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович - холостая душа, ничего от него “родиться”, произойти не может; именно в этом и заключается все назначение его существования в тургеневском романе”, - комментирует А. Жуков.

По мнению Антонова М.С., новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа на кое-то непонятное наслаждение, которого не объяснишь пи занимательностью рассказываемых событий, ни по разительной верностью основной идеи. Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столь выводимые явления, сколько отношения автора к самым явлениям.

Н. Страхов в статье «Асмодей нашего времени» выразил критическое отношение о романе «Отцы и дети»: «О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывалось в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения и страсти; самую ненависть он отпускает рассчитано, по гранам. Вообще в художественном отношении роман совершенно неудовлетворителен, чтобы не сказать более из уважения к таланту г. Тургенева, к его прежним заслугам и к его многочисленным почитателям. Общей нити, общего действия, которое связывало бы все части романа, нет; все какие-то отдельные рапсодии… отцам он отдает полное преимущество во всем и всегда старается возвысить их за счет детей... Роман есть не что иное, как беспощадная и тоже разрушительная критика молодого поколения.

Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном от ношении.., в новом произведении г. Тургевева нет... психологического анализа.., нет художественных изображений картин природы, которыми, действительно, нельзя было не залюбоваться... В «Отцах и детях» он скупится на описание, не обращает внимания на природу. В романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а все только от влеченные идеи и разные направления, олицетворенные а названные собственными именами. Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души.

"(Базаров) не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная". (Из статьи «Асмодей нашего времени» Н. Н. Страхов)4

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на противоречивую критику роман И.С. Тургенева построен так, что в нем соединены повествования и биографии основных героев, которые, несомненно, отражают эпоху того времени.

Главные герои

  • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на доктора. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и традиционных взглядов его собственных родителей. Влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов - помещик, либеральный демократ и отец Аркадия. В начале работы он стыдится подтвердить свою любовь к неаристократке Фенечке, но по примеру идеалов, представленных нигилистами, и с одобрением брата, он женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов - брат Николая Петровича, аристократ, гордый, самоуверенный, является ярым приверженцем либерализма. Он не может сдержать свою ненависть к Базарову.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Он также нигилист, хотя, кажется, это происходит от его восхищения Базаровым, а не от собственных убеждений.
  • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург и небольшой содержатель земли, а также крепостных крестьян. Образован и просвещён, он тем не менее чувствует, подобно многим, что сельская изоляция оставила его вне пределов досягаемости современных идей. Он таким образом сохраняет лояльность к традиционным путям, проявленным особенно в преданности к Богу и к своему сыну.
  • Арина Власьевна - мать Базарова, набожная последовательница православия . Она любит своего сына глубоко, но в душе она обеспокоена его отречением от всех вер.
  • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая развлекает друзей-нигилистов в своём имении. Поначалу она симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает теми же чувствами.
  • Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
  • Фенечка - мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме.

Примечания

Ссылки

  • «Отцы и дети» в Викитеке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отцы и дети (роман)" в других словарях:

    Отцы и дети: Отцы и дети роман Тургенева Отцы и дети (фильм, 1957) Отцы и дети (фильм, 1958) Отцы и дети (фильм, 1983) Отцы и дети (фильм, 1992) Отцы и дети (фильм, 2008) Отцы и дети (РПА) … Википедия

    ОТЦЫ И ДЕТИ - Роман И.С. Тургенева*. Написан в 1859– 1861 гг., впервые появился в печати в 1862 г., то есть через год после отмены в России крепостного права. Посвящен памяти русского критика В.Г. Белинского, некоторые черты характера и взгляды которого… … Лингвострановедческий словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения). Отцы и дети Отцы и Дѣти … Википедия

    Отцы и дети (Тургенева) - роман в XXVIII главах. Посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Написан в 1861 г. Время действия 1859 г. Ни один из романов Т. не вызвал столько нападков критики на автора, как О. и Д. . Намерения Т. истолкованы критикой различно … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Что делать?. Что делать? Жанр: роман

    Философский роман литературоведческий термин, получивший распространение в XX веке. Этим термином обозначаются художественные произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские… … Википедия

    Своеобразная дилогия современного русского прозаика Владимира Сорокина (1995), одного из крупнейших представителей концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ). Оба романа появились одновременно и были одинаково полиграфически оформлены. Сами слова норма и … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Отцы и дети. Версия 2. 0. Антология современного , Азнаурян Ованес, Сенчин Роман Валерьевич, Липскеров Михаил Федорович, Садулаев Герман Умаралиевич, Левенталь Вадим Андреевич, Буйда Юрий Васильевич, Гуга Владимир, Феденко Александр. Детство - жестокая пора. Если вас в детском саду никогда не заставляли мыть пол собственной рубашкой, если вы ночью не забирались на старые кладбища, чтобы побояться, и не дразнили во дворе…

Шестидесятые годы XIX века вошли в историю России надолго. Хождение в народ, «Народная воля», революционеры-демократы - всё эти приметы глобальных изменений, происходящих в обществе. Среди ведущих общественных сил больше всего выделялись либералы, выступающие за преобразование самодержавно-крепостнической системы, и демократы, ратующие за кардинальные изменения в обществе.

Эти противоборствующие силы и были обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» , написанном в 1862 году. Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.

Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами). Не случайно Тургенев использует точные даты: события в романе начинаются 20 мая 1859 года, а завершается действие зимой 1860-го. В этот период появляется новый тип общественного деятеля - разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России не на словах, а на деле.

Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров , как раз таков. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды - сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.

Уже первое появление героя подчеркивает резкое отличие Евгения Васильевича от окружающих его дворян-помещиков. Автор противопоставляет героев с помощью деталей. Красная обнаженная рука Базарова и ухоженные ногти Павла Петровича Кирсанова: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай». Рука человека дела и того, кто привык щеголять английскими нарядами и гордиться «принсипами», но сидеть сложа руки. Отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов , гораздо деликатнее своего старшего брата: его шокирует нарочитая вульгарность слов и манер Базарова, но он делает вид, что не замечает демонстративно плебейского поведения гостя.

Когда между Базаровым и Кирсановым-старшим возникает спор, перешедший в открытое противостояние, Николай внутренне соглашается с молодым оппонентом, хотя тот уже давно окрестил его «отставным человеком» и безапелляционно заявил, что его песенка спета. Что же тогда вызвало такую ненависть у Павла Петровича? Тот факт, что Базаров, по сути, перечеркнул всю жизнь старшего Кирсанова. Положив к ногам роковой красавицы княгини Р. блестящую карьеру и свое будущее, он лишился всего этого, так и не добившись в жизни ничего. Младший же брат, вопреки воле родителей женившийся на девушке не дворянского происхождения, был счастлив в браке десять лет и вырастил сына.

Старший брат не сделал ровно ничего из того, что должен сделать мужчина: не построил дом, не посадил дерево и не вырастил сына. Сейчас он сродни приживалу в доме у Николая Петровича. Павел Петрович считал, что он ведет благородную жизнь и заслуживает уважения в обществе за верность принципам. С точки зрения Базарова, этот человек - «архаическое явление», потому что его существование - это распущенность и пустота, а принципы - всего лишь оправдание самого себя для того, кто сидит сложа руки.

Сам же герой бесконечно одинок. Вместо учеников - жалкие подражатели: Viktor Ситников и Eudoxie Кукшина больше напоминают пародию на шестидесятников. Они оценили в нигилизме лишь отрицание прежних нравственных норм и с восторгом отдают дань новой «моде». Казалось бы, истинный ученик - Аркадий, но и он легко переходит в лагерь «отцов». Он «надумал жениться», поэтому и не создан для «горькой, терпкой, бобыльной жизни». Катерина Сергеевна сразу отметила эту явную разницу. Она сказала, что Базаров хищный, а они с Аркадием ручные. Это в некоторой степени задело молодого человека, ведь он тоже хотел быть сильным, энергичным. Однако жизнь распорядилась иначе: вскоре женившись на Кате, он повторяет судьбу своего отца, найдя счастье в браке.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Его безответное чувство к Анне Сергеевне Одинцовой раскрывает страстную и глубокую натуру нигилиста. Отвергая любовь в качестве романтического вздора, чепухи, он влюбляется по-настоящему. До встречи с этой богатой вдовой Базаров принимал любовь в ее физиологическом смысле, почти на уровне инстинкта продолжения рода. Его первые слова об этой женщине были грубыми, тоже на уровне физиологии: «На других баб не похожа».

После он собирался выяснять, «к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Но эта грубость вызвана, скорее, отвращением к «красивым» словам. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, достойно уважения. Она не просто стала его компаньонкой и собеседницей (даже в вопросах химии!), она смогла заставить почувствовать сердцем и душой то, что он так упорно отвергал разумом. Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Но ярый материалист переродился, сохранив этот романтизм до самой смерти. Недаром перед смертью он просит любимую женщину: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Отдельной темы заслуживает разговор о родителях Евгения Васильевича. Простые, недалекие и наивные, они со священным трепетом боготворят своего сына. Он же довольно груб в разговоре с отцом, ведь боится лишний раз «рассыропиться», однако матери позволяет не только обнимать своего «Енюшу», но и сам ласков с ней. Таким образом, композиционно автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, Никольское, родной дом. И дважды героя постигает разочарование в дружбе, любви, своих убеждениях.

Но заканчивает свой жизненный путь герой в родительском доме. Нелепой и надуманной кажется смерть героя от случайного заражения тифом: изнывая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров с головой уходит в работу и, помогая отцу лечить крестьян, ранит себя скальпелем в процессе вскрытия умершего крестьянина. Смерть героя у многих вызвала недоумение. Тургенев понимал, что время таких людей еще не пришло. Лучшим выходом для него стала смерть, принятая достойно. Вот где на самом деле проявил характер герой. Однако завершается роман мыслью о примирении с вечной природой.


Цель: Цель: Наблюдение над текстом романа, Наблюдение над текстом романа, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, определить отношение автора к своим героям, определить отношение автора к своим героям, отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; работать над развитием монологической речи, умением анализировать работать над развитием монологической речи, умением анализировать


История создания романа. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.


И.С. Тургенев о романе «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?»


Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому. Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.




Изменение социально-политического строя (конституционная монархия); смягчение или отмена крепостного права; выделение крестьянам небольших наделов земли; национальная самобытность России; Земские соборы - голос народа; единственно верная и нравственная религия - православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу


Выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; отрицали особую роль крестьянской общины; отрицали особую роль крестьянской общины; ратовали за широкое просвещение народа. ратовали за широкое просвещение народа. Во всем равнялись на Запад, превозносили Петра I как великого преобразователя России Западники


Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму; ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен, Н.П.Огарев Журналы «Современник», «Колокол»




Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861 г., опубликован в 1862 г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861 г., опубликован в 1862 г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Россия II половины XIX века жила в преддверии огромного социального события – отмены крепостного права, которое для страны должно было стать переломным моментом во всех сферах общественной жизни, включая ломку мировоззрения передовых общественных слоев. Что значит выражение «время раскололось»? II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян- либералов и «новых» людей России – разночинцев– демократов, «отцов» и «детей». II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян- либералов и «новых» людей России – разночинцев– демократов, «отцов» и «детей».


Работа с текстом романа. Чтение. Наблюдение. Анализ - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Какие детали привлекли внимание? Какие детали привлекли внимание? Какой прием использует автор? В чем его суть? Какой прием использует автор? В чем его суть? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне?




Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5 Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5


Анализ 5 главы Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». - Заметили, как звучит первый вопрос Павла Петровича о Базарове? («Что такое?»). - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам?


Евгений Базаров Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; обнаженная красная рука; обнаженная красная рука; представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»; Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»;


Павел Петрович Кирсанов Красивая рука с длинными розовыми ногтями; Красивая рука с длинными розовыми ногтями; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман» Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман»


Итоги урока. Нам было важно увидеть противостояние старого и нового, отцов и детей, а также определить отношение автора к героям. Удалось ли это? Удалось ли это? Позже мы увидим, что Тургенев готов понять Павла Петровича, не случайно приводит он историю его жизни, ему старички Кирсановы ближе по духу, чем Базаров, которому тем не менее автор будет искренне сочувствовать, когда «простые» формулы жизни Евгения Базарова начнут разбиваться о «сложные» отношения с Одинцовой. И это еще раз докажет, что автор старается быть «над схваткой», что задача художника – показать правду жизни и навязывать читателю свою оценку он не будет.


Домашнее задание главы VI- X перечитать, главы VI- X перечитать, составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица) Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица)

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.