История рок‑группы "Машина времени". Справка


Уход сразу двух человек из группы связывают с политикой: в прессе появилась информация о том, что Макаревич уволил Державина из-за его позиции по Крыму. Музыкант, в отличие от бессменного руководителя группы, поддержал воссоединение республики с Россией в 2014 году.

ПО ТЕМЕ

Андрей Державин пока не прокомментировал свой уход из "Машины времени". Зато Владимир Сапунов подтвердил, что перестал быть директором со 2 ноября. "Мне было просто сказано: "Владимир Борисович, мы с вами больше не работаем", – сообщил Сапунов в интервью "АиФ".

Сам Макаревич информацию о фактическом распаде группы не комментирует, он лишь сказал, что отсутствие Андрея Державина в ее составе на предстоящих гастролях по Украине не связано с политикой.

Напомним, что разногласия по крымскому вопросу в прославленном коллективе возникли в 2014 году. Андрей Макаревич и бас-гитарист Александр Кутиков оказались на стороне Киева, Андрей Державин и Владимир Сапунов подписали письмо в поддержку возвращения Крыма в состав России.

Группа "Машина времени" была создана Андреем Макаревичем в 1969 году, в разные годы в ней играли и пели известные музыканты. Евгений Маргулис уходил из коллектива два раза – в 1979 году и в 2012-м после возвращения в 90-м. Петр Подгородецкий покинул группу в 1999 году, на его место был приглашен Андрей Державин.

Известный российский музыкант Юрий Лоза в комментарии ФАН сказал, что не верит в уход Державина из "Машины времени". "Кого выгнали? Андрюху? Чет крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали – и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость – фейк", – заявил Лоза.

Ранее украинский журналист Айдер Муждабаев сообщил в соцсетях, что решение уволить Державина Макаревич принял перед гастролями по Украине. Муждабаев отметил, что Державина выгнали из группы не на время турне, а навсегда.

Андрей Макаревич в последние годы ударился в политику, порой он делает нелепые и провокационные заявления. В сентябре лидер "Машины времени" в свойственной ему манере раскритиковал памятник оружейнику Михаилу Калашникову. Он назвал скульптуру бездарной и уродливой, заявив, что она не получила бы одобрение даже в советское время.

В 2016 году Макаревич дал интервью, которое задело миллионы россиян. Музыкант заявил, что большая часть населения планеты – идиоты, а сами жители России так и не избавились от рабского характера. А 3 апреля 2017 года, в день, когда в петербургском метро произошел теракт, Макаревич решил не отменять свой концерт в городской филармонии имени Шостаковича.

Концерты группы отменяются после "звонков сверху"

Менеджер "Машины времени" Антон Чернин рассказал в интервью украинскому изданию, что группа переживает настоящий раскол. Яблоком раздора стала Украина: одни музыканты поддерживают президента Путина, другие - нынешние киевские власти. Некоторые СМИ восприняли эту информацию как новость о распаде группы. Однако Чернин поспешил успокоить поклонников.

"Андрей Державин и директор группы Владимир Сапунов подписали письмо в поддержку операции по Крыму и поддерживают путинскую сторону. А у Александра Кутикова (который разделяет позицию Макаревича и поддерживает Украину) сейчас проблемы, его концерты в России отменяют или просто перестали звонить те, кто раньше приглашал", - рассказал украинской газете "Вести" менеджер "Машины" Антон Чернин.

На днях стало известно, что группа потеряла все концерты в России за исключением единственного пока не отмененного шоу в Москве. "Группа свои выступления не отменяла, от них отказались прокатчики после звонков сверху, и новых приглашений нет", - рассказал Чернин.

При этом он уточнил, что тур Макаревича по четырем городам Украины в начале марта будет сольным. "Инициатива исходит от приглашающей стороны. В Украину, почему-то зовут только Андрея Вадимовича лично, но не группу", - отметил менеджер.

По его словам, Кутиков сейчас занимается сольным проектом и продюсированием других артистов, в том числе и сольных проектов Макаревича. Державин выступает в ретро-солянках со своим "Сталкером" из старой программы. Кроме этого, он пишет много музыки для кино. Чем занимается барабанщик Валерий Ефремов, Чернин не знает.

Впрочем, то, что группа не работает в студии и не гастролирует, не означает, что она распалась. "С "Машиной времени" все в порядке, и разница в позициях музыкантов по Крыму не мешает им работать вместе", - написал Чернин в Facebook .

Проблемы у Макаревича начались после того, как 12 августа прошлого года он выступил в украинском городе Святогорске перед детьми беженцев из Донецка и Луганска по приглашению Фонда волонтеров Украины. По некоторым данным, он также побывал в Славянске, который к тому моменту был покинут ополченцами и занят украинскими силовиками. После этого некоторые российские общественные деятели и политики заявили, что действия рокера носят антироссийский характер, обвинив его в том, что он "пел перед карателями".

Позже музыкант в открытом письме обратился к президенту России Владимиру Путину , устроенный в последнее время в государственных СМИ, окрестившими музыканта "другом хунты" и "пособником фашистов".

Стоит отметить, что ранее музыкант заявлял, что не разделяет абсолютного ликования по поводу вхождения Крыма в состав РФ. "Я считаю, что присоединение Крыма — большая ошибка, потому что те минусы, которые наша страна получила и еще получит, — несоизмеримы с теми плюсами, которые нам сейчас пытаются нарисовать", - говорил Макаревич в одном из своих интервью. Гордость за свою страну безусловно должна быть, но нужно "работать с массовым сознанием честно", говорит музыкант, а не "топором, заодно настраивая всех против внутренних врагов, которые очень быстро находятся и создаются".

По мнению лидера группы "Танцы Минус" Вячеслава Петкуна, . "За то, что он сидел с Путиным на концерте Пола Маккартни, за то, что ходил в Кремль вместе с другими деятелями культуры, за то, что имел "Смаки", ордена, гранты и так далее. Государство считало, что купило его лояльность. А Макаревич считал, что его лояльность не покупали, а оценили творческие заслуги. В этом и конфликт. Понятно, что влетит не одному Андрею Макаревичу, я думаю, до всех дело дойдет", - сказал он в интервью "МК".

Коллектив «Машина времени» по праву считается родоначальником классического русского рока и внес неоценимый вклад в отечественную музыкальную культуру. «Машинисты» не только первыми стали сочинять и исполнять рок-музыку на русском языке (официальной датой рождения группы считается 1969), но и наполнили ее глубоким смыслом, тем самым заставляя аудиторию задуматься о важных общечеловеческих проблемах. За полвека творчество «Машины времени» не утратило своей актуальности и является своеобразным эталоном музыкального стиля и профессионализма как для миллионов поклонников, так и для многочисленных коллег по цеху.

История создания группы

Музыкой московский школьник Андрей Макаревич увлекся еще в подростковом возрасте и уже в пятнадцать лет организовал свой первый коллектив «The Kids», в состав которого, помимо него, входили Миша Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Поначалу ребята пели на английском языке, выступая с хитами популярных западных исполнителей на вечерах самодеятельности и школьных дискотеках.


В 1968 году Андрей впервые услышал «Битлз », творчество которых полностью перевернуло его сознание. Пример ливерпульской четверки, а также совместное выступление на школьном концерте с ВИА «Атланты», вдохновили юного Макаревича на создание рок-группы «Time Machines». В ней, по аналогии с «Битлз», уже не было места девушкам: Андрей пел и играл на гитаре, бас-гитаристами стали Паша Рубин и Игорь Мазаев, Юра Борзов сел за ударные, Саша Иванов исполнял партии на ритм-гитаре, клавиши доверили Сереже Кавагоэ. У последнего родители работали в посольстве, долгое время жили и работали в Японии и обзавелись высококлассной музыкальной аппаратурой, которая качественно улучшила звучание новоиспеченной группы.


Поначалу среди участников коллектива часто возникали разногласия по поводу музыкального материала: Макаревич настаивал на оригинальном репертуаре, остальные ребята стремились подражать «Битлам». Из-за этого в группе даже произошел раскол, и Мазаев, Борзов и Кавагоэ сделали попытку создать собственный коллектив, которая не увенчалась успехом. «Time Machines» снова воссоединилась, и вскоре на домашний магнитофон был записан первый альбом, состоящий из одиннадцати англоязычных песен. К сожалению, этот материал не сохранился, о чем Макаревич нисколько не сожалеет, называя его «чудовищным».


К этому времени ребята окончили школу и задумались о продолжении образования. Не всем удалось совместить учебу в вузе с музыкой, и группу покинули Рубин и Иванов. Макаревич и Борзов поступили в столичный архитектурный институт, где познакомились с Алексеем Романовым и Александром Кутиковым. Ребята стали вместе выступать в институтской рок-группе, давали концерты в ДК «Энергетик».


Вскоре Кутиков заменил ушедшего в армию Мазаева, а место барабанщика занял Максим Капитановский. Через год он тоже отправился служить в Вооруженные силы, и Кавагоэ сам сел за ударные.

Основные этапы творчества

Эта троица до середины 70-х оставалась основным составом группы, которая к тому времени уже сменила название на «Машина времени» и, благодаря участию в записи пластинки трио «Зодиак», даже засветилась на студии «Мелодия».


Но «Росконцерт» и Союз композиторов игнорировал появление странного коллектива, выбивающегося из общей концепции советской эстрады, и чинил молодым музыкантам всевозможные препоны. В самой группе тоже было не все гладко, и в 1974 году из-за разногласий с Кавагоэ ее покинул Кутиков. Ему на смену пришел Евгений Маргулис, универсальный музыкант с «блюзовым» голосом.

В этом же году «машинистов» пригласили сняться в фильме Георгия Данелии «Афоня», и, хотя в окончательном варианте эпизод с их участием вырезали, в картине осталась песня «Ты или я», а в титрах – название группы.


В 1975 году «Машину времени» позвали на телевидение для записи программы «Музыкальный киоск». Программа в эфир так и не вышла, но семь новых композиций, записанных в профессиональной студии, быстро разошлись по всей стране. Когда в 1976 группу пригласили выступить на музыкальном фестивале в Таллинне, их песни уже были хорошо известны публике, которая тепло встретила «Машину времени». Коллектив стал обладателем главного приза и познакомился со многими талантливыми музыкантами, в числе которых был Борис Гребенщиков . Он помог организовать гастроли «машинистов» в Питере, которые прошли с огромным успехом.

Машина времени – Марионетки (выступление 1977 года)

Но, тем не менее, чиновники «от культуры» продолжали настойчиво не замечать их возросшую популярность, поэтому гастрольная деятельность группы проходила в «подпольном режиме». Макаревича нервировала эта ситуация, и он всячески пытался придать коллективу официальный статус. Андрей даже придумал литературно-музыкальную программу «Маленький принц», с которой несколько лет безуспешно пытался попасть в «Росконцерт».

Остальных участников группы вполне устраивало их «нелегальное» положение, которое никак не влияло на доходы от гастрольной деятельности, поэтому среди музыкантов снова начались разногласия. В 1979 году Кавагоэ и Маргулис переходят в «Воскресенье», в группу возвращается Кутиков, а спустя некоторое время к коллективу присоединяется Петр Подгорецкий.


В этом же году «Машина времени» получила возможность выступать от «Росконцерта», войдя в труппу Московского театра комедии. Музыканты тут же занялись созданием новой концертной программы, и спустя несколько месяцев громко заявили о себе на престижном музыкальном фестивале в Тбилиси. С этого момента начинается стремительный взлет группы на вершину музыкального Олимпа.

Машина Времени – Знаю только я (1985)

Их хиты крутили на радиостанциях, кассеты заполнили киоски звукозаписи, а после участия в фильме «Душа» участников группы начали останавливать на улицах. Но, несмотря на это, в 1982 году творчество «Машины времени» подверглось резкой критике со стороны чиновников («...рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций», – писали припартийные критики), и лишь волна людского гнева и тысячи писем поклонников заставили функционеров отступить.

«В Никитском ботаническом саду». Первый клип «Машины времени»

Такая двойственная ситуация сохранялась до середины 80-х годов. Группа активно гастролировала по стране и свободно исполняла песни собственного сочинения. При этом ей были запрещены официальные выступления в Москве, большая часть телепрограмм с участием музыкантов попадала «на полку», а до 1986 года не было издано ни одного профессионального студийного альбома.


С началом Перестройки ситуация в корне изменилась. Коллектив стал участником Фестиваля молодежи и студентов и впервые выехал на гастроли за рубеж. Ажиотаж на их концертах был сравним с разгаром «битломании», когда поклонники готовы были разорвать от избытка чувств своих кумиров. В конце 1986 вышел первый официальный альбом группы «В добрый час» (компиляция лучших песен), а через год – первый студийный альбом «Реки и Мосты». Музыканты стали частыми гостями на телевидении, без их присутствия не обходилась ни одна популярная в то время музыкальная и развлекательная программа.


Свое двадцатилетие «Машина времени» отметила масштабным сборным концертом в Лужниках, на котором выступили близкие друзья-музыканты и бывшие участники коллектива. Следующий, четвертьвековой юбилей «машинисты» отпраздновали в самом сердце столицы, на Красной площади. На концерте присутствовали лучшие российские рок-группы, а послушать музыкантов собралось около 350 тысяч человек.


После 1991 года Макаревич стал активно участвовать в общественной жизни страны, открыто проявляя свою гражданскую позицию. Группа выступила в поддержку Бориса Ельцина на баррикадах Белого дома, а в 1996 поддержала Бориса Николаевича на очередных президентских выборах.

Машина времени – Мой друг лучше всех играет блюз

На юбилейном концерте в «Олимпийском», посвященном тридцатилетию коллектива, присутствовало немало политиков. Среди них были Анатолий Чубайс , Борис Немцов и Владимир Путин , тогда еще в должности премьер-министра. Сразу после этого масштабного шоу из-за чрезмерного пристрастия к кокаину был уволен Петр Подгородецкий. Позже он написал скандальную книгу «Машина с евреями», в которой не лучшим образом отзывался о бывших коллегах по группе.

Последним концертом, в котором принимал участие Подгорецкий, стало выступление 1999 года, приуроченное к 30-летию группы. В 2000 году вышел концертный DVD, записанный на этом выступлении. Музыканты исполнили 36 своих хитов.

Машина времени – Место, где свет (2001)

В нулевые годы группа стабильно радовала поклонников новым творчеством. В 2001 году в продажу поступил экспериментальный альбом «Место, где свет», в котором дебютировал клавишник и аранжировщик Андрей Державин , пришедший на замену Подгорецкого. Он же написал текст для песни «Крылья и небо», правда, позже признал, что получилось слабовато. В целом альбом получился необычным для творчества группы: слушателей ждало абсолютно новое качество звучания и большое количество солистов.


Юбилейный, десятый студийный альбом «Машины времени» под названием «Машинально» (его придумала 26-летняя Элина Соколова, победившая в объявленном группой конкурсе названий) увидел свет в 2004 году.


Следующий альбом «Time Machine» музыканты записали в лондонской студии Abbey Road. Сотрудники студии хотели отослать получившийся материал устроителям премии «Грэмми» (в номинации «Иностранная музыка»), но это требовало колоссальных вливаний со стороны самой группы, а заработать несколько сотен тысяч долларов на продаже дисков в России было невозможно.


В следующий альбом «Машины не парковать» (2009), помимо новых песен группы, неожиданно вошли и каверы других исполнителей на старые хиты «Машины времени». Сергей Чиграков из «Чижа» перепел «Перекресток», Алексей Кортнев спел «Что ты имела», Борис Гребенщиков – «Я – змея» и «Апокриф», Петр Мамонов – «Досуги-буги» и т.д.

Дискография

  • Реки и Мосты (1987)
  • В круге света (1988)
  • Медленная хорошая музыка (1991)
  • Это было так давно…1978 (1992)
  • Внештатный командиръ Зѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо (1993)
  • Картонные крылья любви (1996)
  • Отрываясь (1997)
  • Часы и Знаки (1999)
  • Место, где свет (2001)
  • Машинально (2004)
  • Time Machine (2007)
  • Машины не парковать (2009)
  • ВЫ (2016)

Группа «Машина времени» сейчас

В последнее время «Машина времени» резко сократила количество выступлений и не часто балует концертами своих фанатов. Возможно, это связано с уходом из группы Маргулиса и с политическими высказываниями лидера группы, которые разочаровали многих поклонников коллектива. Так, в 2014 году антимилитарист Макаревич осудил присоединение Крыма к России, неоднократно участвовал в антиправительственных митингах демократов-«белоленточников», выступал перед украинскими военнослужащими в Славянске. Несовпадением в политических взглядах объясняют и внезапный уход из группы Андрея Державина, которому власти Украины запретили въезд в страну перед гастрольным туром осенью 2017 года.

Машина времени – Крысы (2012)

Что касается творчества, последний на данный альбом группы – «Вы» – вышел в свет в 2016 году. В записи альбома принимал участие новый участник группы, гитарист Игорь Хомич.


Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал « » и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет «THE KIDS», с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски «АТЛАНТАМИ» А. Сикорского и К. Никольского побудило ею сделать «настоящую» группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» вошли: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепьяно; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 г. последнего из «ветеранов» - Ю. Борзова - сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. Два года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы впоследствии раствориться в ресторанно-филармонической карусели, и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» Р. Зобнина. Незадолго до этого «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 г «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алексей «Уайт» Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в « », Саульский позже играл с «АРСЕНАЛОМ» Алексея Козлова.
К весне 1975 г. состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Mapгулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 г. «МАШИНА ВРЕМЕНИ» с триумфом выступила на Таллиннских «Днях популярной музыки», после чего по приглашению «МИФОВ» и «АКВАРИУМА» дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет «машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-«МИФЫ»). «МАШИНА ВРЕМЕНИ» каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по нескольку концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает.
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г. Данелия «Афоня», в котором прозвучал тогдашний ее хит «Ты или я» («Солнечный остров»). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко в «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ» появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-« »). В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ «День рождения». На следующий год группа подготовила монументальную программу «Маленький принц» с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение.«МАШИНА ВРЕМЕНИ» снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали «ВОСКРЕСЕНИЕ», Воронов реорганизовал « », а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде». Так и не вышел первый альбом на «Мелодии», программа «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» побудило Макаревича искать себя в других жанрах.Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986), написал музыку к кинофильмам «Скорость» и «Прорыв».
Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны «МАШИНА ВРЕМЕНИ» получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы «Реки и мосты» и «В круге света», послужившие основой для одноименных пластинок.Вышла также ретроспективная пластинка «10 лет спустя», на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивапей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 г. была выпущена их «пиратская" пластинка.
Судьбе «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в той или иной форме посвящены документальные фильмы «Рок-культ», «Рок и фортуна», «Шесть писем о бите». Долгое время «МАШИНА ВРЕМЕНИ» не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами.В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество «пиратско-концертных» альбомов.
Летом 1990 г. перед гастролями в Куйбышеве из «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» опять много песен «классического» репертуара прошлых лет.
Через год группа учавствует в Международном фестивале «Музыканты мира - детям Чернобыля» в Минске, «Акция солидарности с программой "Взгляд"». Группа много гастролирует, саписывает диски, Александр Кутиков издает старые записи группы, Андрей Макаревич пишет книгу, в Италии проходит выставка графических работ. Записываются и издаются сольные проекты участников группы.
1999 год - юбилейный! Идет подготовка к турне. Рок-группа была награждена "За заслуги в развитии музыкального искусства" президентом Борисом Ельциным орденом Почета. Вручение наград состоялось 24 июня с прямой трансляцией по ТВ. В ноябре в ГУМ-е прошла пресс-конференция и автограф сессия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ», посвященная выходу альбома «Часы и Знаки». 19 декабря в СКК «Олимпийский» в Москве состоялся грандиозный финальный концерт юбилейного тура 30-летия «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ». После концерта, на следующий день происходят перемены в составе группы: был уволен клавишник, Петр Подгородецкий, а на его место взят Андрей Державин. Через пол-года выходит двойной CD и видеокассета с записью юбилнйного концерта.
Наступает новый век и тысячелетие. В 2001 году выходит альбом «Место где свет». Группа активно гастролирует, активно празднует очередную дату. 30 мая 2004 на Красной площади «МАШИНА ВРЕМЕНИ» празднует свое 35-летие. Концерт состоялся в рамках акции «Будущее без СПИДа». Группа присоединилась к движению борьбы со СПИДом наряду с Элтоном Джоном, музыкантами группы « », Мстиславом Растроповичем и Галиной Вишневской. Данный проект был продолжен в Петербурге и других крупнейших городах страны. В 2005-м выходит новая пластинка «Машинально». В 2006 году музыканты отправляются записывать новый диск в легендарную студию «ABBEY ROAD» в Лондоне. Презентация пластинки «Time Machine» прошла в марте 2007 года в «Олимпийском».

Евгений Маргулис уходит из группы 25 июня 2012 года, через месяц после 43-летия «МАШИНА ВРЕМЕНИ», – говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте группы. Причины ухода гитариста не называются. Вместе с тем некоторые СМИ предположили, что Маргулис покидает группу ради записи сольного альбома.
Маргулис не в первый раз прощается с «МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ». В 1979 он ушел в другую популярную группу – « », однако через 11 лет все же вернулся в коллектив Андрея Макаревича. Кроме того, гитарист выступал в таких группах, как « », «АЭРОБУС» и «
В качестве сессионного музыканта в студии и специального гостя на концертах, в группу привлекают гитариста Игоря ХОМИЧ.

20 декабря 2017 года клавишник Андрей Державин уходит из группы спустя 17 лет сотрудничества.
В ноябре 2017 года команда отправилась в тур уже без Державина, и его место за клавишами занял бывший музыкант группы «НЮАНС» Александр Лёвочкин. Многие связывали это с политическими причинами: из-за мнения Державина насчёт Крыма его не пускали в Украину.
Андрей Макаревич опроверг слухи: «Это абсолютно временное совпадение. Это могло произойти и произошло бы в любой другой момент так или иначе.
Мы всё время работаем, сейчас был украинский тур, а до этого был тур по Германии, который закончился концертом в Лондоне. Так получилось, что время расставаться выпало на паузу между этими гастролями.»
Андрей Державин появился в группе в 2000 году, покинув собственную группу «СТАЛКЕР». В составе «МАШИНЫ» он играл на клавишах, также был вокалистом и соавтором многих песен. Неожиданную смену амплуа и дальнейшие планы музыканта раскрыл его уже бывший коллега Андрей Макаревич:
«Нам-то тогда эта странность понравилась. Мне казалось, что это выглядит крайне неожиданно, от него ведь никто не ждал такой музыки, которую играем мы, а он – пожалуйста вам. Но всё вот прошло. Он возрождает «СТАЛКЕР». Я его не осуждаю, его детище.»
Новый календарный год «МАШИНА ВРЕМЕНИ» начнёт концертом в Таллине, а в феврале 2018 выступает на Церемонии вручения премии Чартова Дюжина.

Использовались материалы:
А.Алексеев, А.Бурлака, А.Сидоров "Кто есть кто в советском роке", издательство МП "Останкино", 1991.

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.