Иллюстрации сальвадора дали и гюстава доре к божественное комедии данте алигьери. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери


В первый день весны в Национальном историческом музее открывается выставка иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Мы сходили на монтаж и узнали у куратора, почему этой весной стоит прийти и посмотреть на творения великого испанца.

«Читать Божественную комедию - то же самое, что читать Библию»

Выставка продлится два месяца - до 1 мая. Она занимает целый павильон на втором этаже Национального исторического музея на Карла Маркса, 12. Большое пустое пространство разделили высокими перегородками, вдоль которых и надо идти, если хотите смотреть иллюстрации в том порядке, в котором они расположены в книге.

На каждой иллюстрации есть пометка с цитатой из «Божественной комедии», чтобы лучше понять, о чем рисунок.

У выставки стоит возрастное ограничение 16+, потому что многие иллюстрации поистине жуткие. Хотя кураторка и главная инициаторка создания выставки Ольга Клип с этим не согласна: «Знаете, это так красиво, это так качественно, что, мне кажется, вкус надо воспитывать с детства. Не думаю, что здесь есть настолько пугающие сцены. От детей все равно все не скроешь, поэтому лучше учить их на хорошем примере».

Всего на выставке 100 иллюстраций стоимостью около $350 тысяч долларов. Иллюстрации предоставил итальянский коллекционер, который в свое время купил все собрание у галеристов в Париже.

Раньше иллюстрации в Беларуси никогда не выставлялись. «Лишь несколько раз фрагментарно, хотя их аутентичность вызывает сомнения».

В нашей коллекции только оригиналы - и это заключение экспертов. Также как доказательство - титульный лист, на котором Дали небрежно оставил шариковой ручкой подпись и рисунок, - объясняет Ольга.

В Италии дети в школе целый год изучают «Божественную комедию» как кладезь знаний об античной и средневековой культуре.

Я считаю, что наша выставка - это хороший прецедент начать знакомство с культурой, на которой зиждется и наша нынешняя. Понятно, что эта книга крайне сложная. По сути, читать «Божественную комедию» - то же самое, что читать Библию. А посещение этой выставки обязательно облегчит восприятие того, что написал Данте.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

В 1951 году итальянское правительство заказало у Сальвадора Дали иллюстрации к «Божественной комедии». Особое издание этой книги хотели выпустить в год 700-летия Данте Алигьери. Художник за несколько лет нарисовал 100 акварелей.

Итальянцы возмутились тому факту, что книгу их великого поэта будет иллюстрировать испанец. В итоге правительству пришлось отозвать свой заказ.

Дали как дебошира мало беспокоило мнение итальянской общественности. Так что даже после снятия заказа он продолжил работу, но уже с типографией в Париже, - рассказывает Ольга. В начале выставки висит обложка как раз французской версии «Божественной комедии».

Затем в течение четырех с половиной лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную под контролем Дали переводили акварели на печатные пластины (ксилография). Они потратили на это 3500 специальных деревянных досок. В 1963 году работа над ксилографиями закончилась, а через два года увидело свет юбилейное издание «Божественной комедии».

Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк

Просматривая эти иллюстрации, мы как будто читаем «Божественную комедию» - Дали подготовил по картине к каждой тысяче строк. А книга полна персонажей из античной мифологии, средневековой культуры, древневосточной философии, что не могло не отразиться на иллюстрациях художника.

Вот, например, Герион - страж восьмого круга ада. По сути, это тот же знакомый нам Змей Горыныч из русского фольклора. Если углубляться, то можно понять, насколько фольклоры переплетаются и как много они берут друг у друга.

На последнем, девятом, круге ада в «Божественной комедии» томились предатели. Вмерзший в льдину Люцифер терзает в своих трех пастях Иуду, Марка Юния Брута (организатор заговора против Цезаря) и Кассия (также заговорщик против Цезаря). Дали изобразил это весьма специфично.

Это сильно отличается от тех же сюрреалистических трактовок ада у Дали. Глядя на райские сцены, этого метода практически и не найдешь. Здесь он больше художник-романтик.

Любопытно, что при трактовке именно ада Сальвадор Дали прибегает к сюрреалистическому методу. Определенное представление об аде у художников сложилось во времена эпохи Возрождения и XIX века. Испанец же использует совсем другую цветовую гамму, часто ад вовсе не мрачный. Но даже в ярких цветах он находит адскую составляющую.

В иллюстрациях встречается множество известных мифических персонажей. Из реально живших людей - персонажей книги - нарисованы совсем немногие. Но, конечно, есть изображение самого Данте Алигьери.

Самая последняя иллюстрация в книге - Данте видит Христа и Деву Марию, ангелов, и в итоге перед главным героем раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных.

ЧТО БУДЕТ ЕЩЕ? КИНОПОКАЗЫ И ЛЕКЦИИ

На выставке кроме иллюстраций покажут кино и проведут несколько лекций. Их прочитает доцент кафедры романских языков филфака БГУ.

В общем-то, главный романист в стране и эксперт по Данте. Он будет рассказывать подробности «Божественной комедии». Книга Данте - энциклопедия в шести томах, так что там всегда есть о чем поговорить.

На лекциях расскажут еще о самом Сальвадоре Дали, о психоанализе в его сюрреализме. Готовится лекция о том, как «Божественная комедия» изображалась художниками на протяжении семи столетий, заканчивая Дали.

Кинопоказы также пройдут прямо в этом павильоне. А весной, когда распогодится, хотим устроить театральные представления и кинопоказы во дворике музея. Но с этим мы пока еще определяемся.

Посетить выставку можно ежедневно с 1 марта по 1 мая в Национальном историческом музее (К. Маркса, 12). Входной билет для взрослых стоит 10 рублей, для студентов - 8 рублей, а для школьников и пенсионеров - 5 рублей. Музей работает с 11:00 до 19:00.

Фото: сайт.

28 сентября представят коллекцию ксилографий Сальвадора Дали по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери. Она принадлежит частному итальянскому коллекционеру Андреа Понтальти.
«В основе коллекции Андреа Понтальти — собрания графических работ известнейших мировых художников. Произведения из его коллекции выставляются в крупнейших музеях и частных галереях мира. Они постоянно перемещаются, входя в состав различных выставок. К нам коллекция иллюстраций “Божественной комедии” прилетела из США (Техас, Художественный музей и галерея Арлингтона). Переговоры с коллекционером велись долго. Поскольку полное собрание иллюстраций одного тиража найти крайне сложно, выставка очень востребована в мире», — рассказала Ольга Клип, куратор выставки.


100 ксилографий Сальвадора Дали

В экспозицию войдут 100 ксилографий художника, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери, которое увидело свет в 1965 году. Самый ценный выставки — титульный лист, на котором Сальвадор Дали оставил автограф шариковой ручкой и рисунок прекрасного ангела. Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности.

Ксилография — самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали . В общей сложности он изготовил 3,5 тысячи досок . Процесс печати занял более пяти лет .

Эти иллюстрации ознаменовали принципиально новый этап в творчестве Сальвадора Дали. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало. Сам мастер начал позиционировать себя как глубоко верующего человека и продолжателя классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте — Сандро Боттичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре.

По оценкам исследователей творчества Сальвадора Дали, иллюстрации к «Божественной комедии» — вершина графического искусства испанского живописца .

Аудиогид и лекции

Все ксилографии будут сопровождаться отрывками из текста «Божественной комедии», к которым отсылают изображения. А аудиосопровождение позволит углубиться в смысл и содержание поэмы, а также услышать мнение искусствоведа.

Кроме того, на выставке пройдут лекции , посвященные «Божественной комедии», Данте Алигьери и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдору Дали и роли итальянской культуры и сюрреализма в его творчестве.

Организаторы подготовили для посетителей мобильное приложение на русском языке .



С 28 сентября по 2 декабря 2018 года в Москве пройдёт выставка «Божественная комедия Данте Алигьери и путь Сальвадора Дали через Ад и Чистилище в Рай». Открытие выставки состоится в Арт-центре «Ветошный» (ГУМ, напротив Гастронома № 1, Москва, Ветошный пер., д. 13).

Сальвадор Дали. Данте в темноте.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины

Экспозицию составят 100 ксилографий Сальвадора Дали, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию автора бессмертной книги, которое увидело свет в 1965 году. Работа над иллюстрациями была исключительно сложной и кропотливой. Сначала художник нарисовал акварели, по одному рисунку на каждую тысячу строк поэмы, на основании которых были созданы ксилографии.


Сальвадор Дали. Харон на Ахероне
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их и и бьет веслом неспешных

Ксилография - самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Каждой доске соответствовал свой цвет и форма. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали. В общей сложности мастер-резчик изготовил 3500 досок. Процесс печати занял более пяти лет.

Специфика ксилографии состоит в том, что количество качественных оттисков сильно ограничено, поскольку дерево является мягким материалом. После выхода юбилейного издания «Божественной комедии» Сальвадор Дали настоял, чтобы все ксилографические доски были уничтожены. Так что новых ксилограмм не будет уже никогда, а иллюстрации, качество которых превышает представленные на выставке в Москве, не существует.

Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности и автографом Сальвадора Дали шариковой ручкой и рисунком прекрасного ангела, датированным 1965 годом. Этот артефакт на титульном листе «Божественной комедии» в шести томах, также будет представлен в выставочной экспозиции. Он является самым ценным артефактом выставки.


Сальвадор Дали. Цербер
Завидя нас, разинул рты, как мог,
Червь гнусный Цербер, и спокойной части
В нем не было от головы до ног

Сальвадор Дали был настолько увлечен созданием юбилейного выпуска книги и иллюстраций к ней, что на целых восемь лет он был даже вынужден отказаться от любимого шампанского, полностью погрузившись в работу.


Сальвадор Дали. Минотавр
Раскинувшись, лежал позор критян,
Зачатый древле мнимою коровой.

Иллюстрации к книге Данте ознаменовали принципиально новый этап в творчестве испанского живописца. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало, а сам он начал позиционировать себя как глубоко верующий человек и продолжатель классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте – Сандро Ботичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре. Сальвадор Дали был признан лучшим иллюстратором поэмы среди великих мастеров прошлого.


Сальвадор Дали. Дьявол в образе логика
Когда меня он ухватил, спросив:
«А ты не думал, что я логик тоже»?

Но Дали не был бы собой, если бы не позволил себе и в этом ответственном деле проявить своё фантастическое видение мира. В частности он полемизирует с Гюставом Доре, изображая Ад не угольно черным, а залитым медовым солнцем Средиземноморья.

Этим он отнюдь не пытался романтизировать темные силы, а, напротив, шокировал ценителей искусства «ангельским коэффициентом вязкости своего ада».

«На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости», – не без фирменного позёрства комментировал свое видение «Божественной комедии» Дали.


Сальвадор Дали. Препятствие в сумерках
Сорделло по земле чернул рукой,
Сказал: «Ты видишь? Стоит солнцу скрыться,
И ты замрешь пред этою чертой

– Работы Дали, представленные на выставке, принадлежат Андреа Понтальти – искусствоведу, арт-куратору, арт-консультанту и коллекционеру, который работает в Италии и по всему миру, – рассказала куратор выставки Ольга Клип. – В основе его коллекции – собрания графических работ известнейших мировых художников. Произведения из его коллекции выставляются в крупнейших музеях и частных галереях мира, они постоянно перемещаются, входя в состав различных выставок. В Россию коллекция иллюстраций «Божественной комедии» прилетела из США, Техас, Арлингтонский художественный музей. Переговоры с коллекционером велись долго. Поскольку полное собрание иллюстраций одного тиража найти крайне сложно, выставка очень востребована в мире. В плотном выставочном графике нашелся свободный момент, и коллекционер с удовольствием согласился представить свою коллекцию жителям Москвы и гостей города. Принимая во внимание сжатые сроки для организации выставки, не удалось вклиниться в график крупных музейных площадок, которые с удовольствием приняли бы выставку на своих площадях. Как Сальвадор Дали вышел за рамки классического представления о «Божественной комедии», работая на не-музейной площадке, мы имеем возможность также выйти за рамки классической музейной подачи материала.


Сальвадор Дали. Сад Марии
Там - роза, где божественное Слово
Прияло плоть; там веянье лилей,
Чей запах звал искать пути благого.

Каждая представленная на выставке работа будет сопровождаться отрывком из текста «Божественной комедии», к которому отсылает изображение. Персональное аудио-сопровождение даст возможность углубиться в смысл и содержание поэмы, аудио-гид услышать мнение и взгляд искусствоведа. В рамках выставки пройдут лекции по «Божественной комедии», о Данте и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдоре Дали, и его взаимоотношениях с итальянской культурой и сюрреализмом.


Сальвадор Дали. Негодующий Святой Петр
И стал таким, каким пред нашим зреньем
Юпитер был бы, если б Марс и он,
Став птицами, сменились опереньем.

Для зрителей у организаторов подготовлено интернет-приложение к экспозиции на русском языке.

1 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь появится новая экспозиция. На выставке будут представлены иллюстрации к , созданные Сальвадором Дали к празднованию 700-летия Данте Алигьери.

В 1965 году юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тысячи досок, которые были уничтожены после печати тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963 году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере, Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов, принесших ему известность.


Сто оригинальных графических работ происходят из частной итальянской коллекции. Гравюры обладают качеством цвета, максимально приближающим графику к живописи. Иллюстрации Дали к «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями книги Данте. Ценным дополнением выставки и коллекции является титульный лист «Божественной комедии» 1965 года с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.

Кроме того, к выставке подготовлена программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций.

Выставка в Минске будет работать ежедневно с 11.00 до 19.00.

Стоимость билетов: взрослые 10 руб., студенты дневной формы обучения 8 руб., школьники и пенсионеры 5 рублей.

Напомним, для пользователей своего приложения сайт проводит — можно получить бесплатно билеты на концерт . Мероприятие состоится 13 февраля на сцене , а пока участвуйте в розыгрыше, который продлится до 9 февраля.