Художественное искусство 20 века. Современные стили и направления в искусстве XX века


Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма, ставшего специфическим путем художественного вырождения проблем этого столетия. Традиция была решительно отвергнута в пользу авангардизма. Его основные черты - отход от культурных ценностей XVIII -- XIX веков, прежде всего от принципа реализма, провозглашение независимости искусства от действительности, создание новых, ни на что ни похожих стилей языка, содержания в изобразительном искусстве.

Одним из самых известных течений модернизма в первом десятилетии XX столетия стал фовизм (от фр. fanve -дикий), представленный именам французских живописцев - А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм. Природа, пейзаж использовались ими не столько в качестве объектов изображения, сколько поводом для создания напряженных цветовых композиций.

На протяжении первой четверти XX века одним из самых модных и влиятельных художественных методов был экспрессионизм (от фр. expression - выразительность) . Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля, поборники данного художественного направления (немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др.) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства (Ф. Кафка) передать напряженность человеческих эмоций, иррациональность возникающих у человека образов. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических, кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества. Окружающий мир изображается ими в бесконечном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному состоянию человека. Кричащие противоречия жизни Европы начала века, особенно остро проявившиеся в Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, а затем в Германии, породили в творчестве экспрессионистов яростный протест против войны и насилия, призыв к всемирному человеческому братству.

Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм (от фр. cube - куб) -- авангардистское течение в изобразительном искусстве, которое выдвинуло на первый план конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что дало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм - куб, конус, цилиндр. По выражению автора термина "кубизм", Л. Восселя, в картинах данного направления господствует "множество кубиков". Годом возникновения этого направления считается 1907 год, когда выдающийся художник П. Пикассо выставил свою программную кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на котором изображена сцена борделя. Женские фигуры на картине почти не объемны, плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме, лица написаны грубоватыми штрихами. Наиболее известные представители кубизма П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Ф. Леже и др. своим творчеством демонстрировали отказ от воссоздания пространства посредством линейной перспективы, заменив его одновременным изображением предмета с нескольких разных точек зрения. Если на первом этапе развития кубизма (1907 - 1913 гг.), получившем название " аналитический", все изображения дробятся на мелкие плоскости и кубики, что, по мнению авторов, позволяет глубже проникнуть в суть предметов и явлений, то на синтетической стадии все большее внимание уделяется цвету, картины становятся все более абстрактными, декоративными и обобщенными, а аскетические зеленоватые, коричневатые и серые тона уступают место более ярким и контрастным. Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства, способствовал зарождению абстракционизма, футуризма, супрематизма.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм - творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В. Кандинский в книге "О духовном искусстве" (1910 г.), где он утверждал, что художник - пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед " застрявшую повозку человечества". Но сделать это можно, только создав " новую реальность", которая есть не что иное, как внутренняя субъективная реальность, исходящая из интеллекта и чувств художника. Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники (В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее.

В абстракционизме различаются два основных направления. Первое из них, обозначенное творчеством В. Кандинского, Ф. Купки и др., главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремиться выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", неподвластные грубой предметности реальной действительности. Это в наиболее яркой форме воплощено в картине В. Кандинского " Эскиз 1 для композиции VII" (1913 г.), где буйство красных, оранжевых, желтых, голубовато-зеленоватых красок, перемежающихся черными полосами, над которыми возвышается красная фигура, напоминающая одновременно и лицо, и виолончель, должно, по замыслу художника, выразить сложную мелодию как бы звучащих чувств, эмоций, переживаний человека. Оно получило название абстрактный экспрессионизм.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П. Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (К. Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. высший, последний) К. Малевича, лучизм М. Ларионова, беспредметничество П. Мондриана. Выдающийся художник К Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим "черным квадратом", который он считал не "пустым квадратом", а " восприимчивостью к абсолютной пустоте". За черным последовали иные изображения квадратов-красные, даже белые на белом фоне. В 1914 году появилась картина " Динамический супрематизм", давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера. Супрематизм рассматривался К Малевичем как абсолютное преобладание в художественной деятельности "чистого" ощущения, освобожденного от какой-либо связи с предметной реальностью.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта, широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм - одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространенное преимущественно в Италии и России. Его исходной точкой стало опубликование в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1910 г. итальянским поэтом Ф. Маринетти "Манифеста футуризма". Сущность этого течения - бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов. Они стремились вырезать "раковую опухоль" традиционной культуры скальпелем техницизма, урбанизма и новой науки. Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Их лозунг: "Война - единственная гигиена мира!". Некоторые из них после войны примкнули к фашистской партии итальянского диктатора Б. Муссолини. Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. В живописи и культуре для них характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображается наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение. В результате на картине возникают " размытые" кадры с изображением лошади с двадцатью ногами, автомобиля - с множеством колес. Еще одной важной особенностью футуризма было стремление внести в изобразительное искусство шумы и звуки технизированного мира при помощи визуальных средств. Дж. Балла, например, называет свою картину " Скорость автомобиля + свет + шум".

Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата. Его поборники А. Кручених, В. Маяковский, В. Хлебников, В Каменский, браться Бурлюки характеризовались стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском "словотворчестве и словоновшестве", что отчетливо проявилось в зауми В. Хлебникова. Их отличало обостренное ощущение грядущего "мирового переворота", неизбежного "крушения старья" и возникновение " нового человечества". Они стремились поставить свое искусство на службу революции, но к 20 годам пришлись не по вкусу новым властям, подверглись резкой критике, а их группировки были распущены.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (от фр. surrealism , букв. сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг. Его основные представители - писатели А. Бретон, Г. Апполинер, П. Элюар, Ф. Супо, художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, Х. Миро, драматурги А. Арто, Ж. Шеале, кинематографисты И. Бергман, А. Хичкок и др.) провозгласили источником искусства сферу подсознательного - инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом - замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность. Самый знаменитый художник этого направления - Сальвадор Дали называет свой подход к творчеству " параноидально-критическим методом", позволяющим образы, хорошо знакомые разуму, - людей, животные, здания, пейзажи- соединять в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, туловища женщин -- в лошадей, а раскрытые женские губы -- в розоватый диван. В его знаменитой картине " Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании (1936 г.)" секс и ужас переплетаются воедино: мягкая женская плоть в центре контрастирует с грубыми мозолистыми руками, одна из которых сжимает грудь, а другая вдавливается в землю, как старый корень виноградной лозы, питающийся вареными бобами, символизирующими простых людей, которые становятся жертвами войны.

Потрясенный катастрофами XX века, С Дали потрясает зрителя фантастическими, мастерски выполненными композициями, в которых причудливо переплетены страхи Эдипова комплекса, персонифицированные в портретах В. И. Ленина, вмонтированных в клавиатуру черного рояля ("Пристрастная галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле" (1931) и в фотографии фашистского диктатора на золоченной тарелке под мрачной тенью черного телефона, висящего на обрубленном дереве и испускающего из своей трубки гигантскую слезу (" Загадка Гитлера" (1939), с ужасами войны "Лицо войны" (1940-1941), где череп, глаза и рот мертвой головы наклонены над другими черепами. Возникающие из подсознания чувственные сны, кошмары и параноидальные фантазии, превращающиеся в скрытую реальность, образуют плывущую, колышущуюся, наполненную динамизма картину, в центре которой часто оказывается образ плотно одетой, полураздетой и совершенно обнаженной Галы (урожденной русской Елены Делувиной-Дьяконовой) - обожаемой художником его жены, которую он описывал очень сексуальной и страстной.

Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фото-искусство (Ф. Надара, Д. Камерон и др.), " театр абсурда" (Э. Ионеско, С. Бекет), кинематограф (А. Тарковский и др.).

Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.

В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.

Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.

Основные направления в искусстве X - XIX веков

Романский стиль (X - XIII вв)

Готический стиль (XIII - XVI вв)

Барокко (XVI - XVIII вв)

Классицизм (XVII - XIX вв)

Сентиментализм (XVIII в)

Романтизм (XVIII - XIX вв)

Реализм (XIX в)

Основные направления в искусстве XX века

Символизм

Импрессионизм

Сюрреализм

Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты...

Искусствознание, осмысливающее явления и исследующее процессы развития искусства 20 века , углубляющееся в их закономерности и выявляющее узловые моменты этих процессов, не в состоянии судить о них в целом по их конечным результатам. Историк искусства прошлых эпох вправе рассмотреть исследуемый им материал в свете проистекающих из него выводов и последствий и даже предварить ими основное изложение. Ничего подобного история искусства XX века не допускает. Ей противопоказаны попытки дать окончательные суждения о неоконченных процессах. Речь идет прежде всего о неосновательности неких всеобщих определений XX века как эпохи, изменившей чуть ли не всю природу искусства и учредившей навечно свой новый стиль. Обычно такие то тальные суждения выводятся из ка кой-либо одной из линий художест венного процесса, из эфемерных частных явлений, которые объявля ются началом новой эры. Примеров подобных опытов, равно как и по срамления их реальной историей искусства XX века, можно было бы привести немало. Свою роль здесь играет и то, что исследователь искусства 20 века сам погружен в его течение и наблюдает его, так ска зать, изнутри. При такой точке зре ния легко могут возникать своего рода оптические ошибки. Никто не обладает гарантией от них, а сами они в свою очередь составляют часть истории самоосознания худо жественной культуры 20 века .

Обстоятельства, в которых находится история искусства 20 века , предостерегают от соблазна сфор мулировать или кодифицировать во введении ее общие свойства. Спра ведливее будет ограничиться неко торыми историко-художественными предпосылками, на основе которых предстоит далее рассма тривать само искусство. Исходная предпосылка может быть представлена как постулат: искус ство XX века - искусство перелом ное, а не просто старый или просто ное, а не просто старый или просто новый период его истории. Непростительно наивным было бы видеть в нем либо только прямое и последовательное угасание прошлого, либо только линейное восходящее движение, все стилеобразующие начала которого уже сложились во всей несомненности, и остается лишь ждать созревания плодов или же - в наиболее сложных случаях - превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В его жизнедеятельности проявляются закономерности и умирания старого и развития нового. Это старое и новое (о том, что они означают, еще неоднократно придется вести речь ниже) не располагаются в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении, охватывающем глобальное пространство и обширное историческое время. В силу этих причин в искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том, что и как отражает искусство, например, в характерном для таких периодов аллегоризме как типе художественного мышления, выражающего новые идеи в старых формах, или в признании невозможности воплотить эти идеи в изобразительной форме; в развитии охранительских тенденций и новаторства, сопряженного с отрицанием прошлого, и т.п. Никак не в меньшей мере действие законов перелома сказывается в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития. В этих обстоятельствах с остротою, невиданной для классических эпох истории искусства, возбуждаются вопросы о том, что значит собой, для чего существует и что может искусство, а в числе ответов на них встречаются весьма примечательные для неклассического времени мифологизированное представление искусства о самом себе как о всевластной жиз-нестроительной силе и иконоборческое самоотрицание художественного творчества.

Искусство 20 века - не первая переломная, неклассическая эпоха во всеобщей истории искусств. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде и эстетически полноценно решающие свои идейно-художественные социальные задачи, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным. Таким рисуется искусство 20 века в восприятии значительной части его современников; двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности; искусство нередко проникается неудовлетворенностью самим собой и окружающей жизнью; весьма сомнительно также, всегда ли удовлетворительным образом оно выражает свою неудовлетворенность действительностью и т. д. Вместе с тем местоположение переломных эпох между эпохами, когда достигает пика подъем того или иного большого стиля или, что гораздо шире и значительнее, художественная культура целой социально-исторической формации, глубоко закономерно. И те и другие прочно связаны в единую цепь историко-художественного процесса, и обсуждение первородства классических или неклассических эпох было бы подобно спору о том, что изначаль-нее - курица или яйцо. Столь же закономерны противоречивость, неустойчивость, которые составляют специфическое качество искусства переломного времени. Изменения, переживаемые в такие эпохи, обнимают как внутреннюю структуру искусства, так практически и всю сферу его взаимоотношений с окружающим миром, в которой действуют отнюдь не только собственно художественные, стилевые, но и целый комплекс внести-левых сил. Они могут быть сгруппированы по трем крупным направлениям: идейно-художественная проблематика, вопросы социально-исторической природы искусства, особенности национального и интернационального характера. Все они отвечают истории искусства, укоренены в ней и существуют во взаимосвязанном виде. Очевидно, что такие события, как появление новых отраслей художественного творчества, перестройка жанрово-видового состава изобразительного искусства, типологии архитектурных сооружений, возникновение национальных школ, развитие международных художественных движений и многое иное, касающееся идейного строя, форм и функций искусства, никак нельзя свести только к эволюции стиля, проходящей своим собственным, относительно самостоятельным порядком. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика названных нами трех аспектов истории искусства и их взаимоотношений. Социально-историческую панораму искусства стран и народов мира образуют в XX веке художественные культуры самых различных типов: от первобытного по характеру творчества народов и племен, находящихся на уровне родо-племенного строя, и от средневековых по типу художественных культур до разнообразных высокоразвитых современных культур. Историко-художественные свойства всех этих разных искусств существуют на земном шаре одновременно, образуя собой неотъемлемые разделы художественной культуры 20 века .

С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство 20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, их региональных общностей и международных художественных движений. В своем целом они образуют систему, которую вполне можно назвать мировым искусством. В XX веке эта система охватывает собой все, что существует в художественном творчестве на географической карте мира. На ней не остается более "белых пятен", исчезают своего рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому опыту. Мировое искусство XX века интегрирует искусства практически всех этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима путем сопоставления национальных преимуществ: теории "избранных" и "неполноценных" национальных культур служат здесь самым низким националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-художественные же свойства того или иного национального искусства, напротив, предполагают вполне точные измерения. Таким образом, панорама мирового искусства 20 века , рассматриваемая в свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную, поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же эпохи. То есть, совмещенные в одном хронологическом периоде, художественные культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных ответов на одни и те же вопросы. Из этих предпосылок проистекают определенные методологические выводы. Соответственно природе явления исследование искусства 20 века предполагает сочетание диахронного и синхронного подходов, их взаимную коррекцию. Оба они существенно необходимы, но каждый из них, взятый в самодовлеющем виде, может дать искаженную картину. Так, диахронный анализ, без которого немыслимо представить себе историческое развитие, выявить в нем прогресс и реакцию, склонен распределить все, что происходит в искусстве нашего времени по расположенным одна над другой ступеням последовательной эволюции, где одно плавно проистекает из другого, скрывая при этом множество реальных связей, соединяющих современные художественные явления. Как в музейной экспозиции, искусство распределяется по разным залам идеально-эволюционной анфилады, заставляющей забывать о том, что в них представлены соратники и противники, не раз преломлявшие копья в эстетических баталиях. Синхронный анализ, позволяющий уловить актуальное значение и взаимоотношения явлений современного искусства, различных по своей социально-исторической природе, национальному характеру, идейно-художественному строю, тяготеет к тому, чтобы представить их в виде статического многообразия. Как в экспозиции выставки современного искусства, здесь наглядно раскрываются сходство и различие, связи и борьба художественных сил, но из этого никак не явствует, в каких направлениях и последовательности движется развитие искусства и происходит ли оно вообще. Позволительно заметить, что сочетание диахронного и синхронного подходов играет немаловажную роль и при изучении искусства прошлых эпох. Особенно для освещения переломного времени, например для понимания ренессансных и позднесредневековых движений, существующих в одно время. Для исследования же искусства XX века такое сочетание имеет чрезвычайное значение, поскольку в это время приобретает невиданную ранее интенсивность и сложность процесс всеобщей интернационализации художественных культур. Было бы наивным объявлять какую-либо одну причину источником глобальных историко-художественных процессов XX века. История искусства нашего века переживает на основных своих рубежах целые комплексы социальных, национальных и стилевых преобразований. Эти комплексы причин определяют этапы развития истории искусства, приобретают основоположное значение ее периодизации. Первый этап завершается в 1917-1918 годах, в эпоху первой мировой войны и Октябрьской революции в России, когда мировая художественная культура пережила принципиальный перелом. Второй этап истории искусства 20 века приносит не только сложные стилевые сдвиги. За ними стоят коренные изменения социальной структуры, а также перестройка регионального деления мировой культуры 20 века . С 1917 года формируется советская художественная культура, развивающаяся на собственной социальной основе, обретающая свою политическую функцию и стилевую направленность. По этим причинам анализ и оценка искусства народов СССР, его идеологические и художественные начала, свобода и тоталитарность, закономерности и аномалии рассматриваются в "Малой истории искусств" отдельно. Кроме того, здесь лишь бегло отмечены тенденции искусства других тоталитарных режимов, распавшихся в 1945 году. То есть эти разделы истории искусства 20 века останутся за пределами этой книги. Третий этап, начало которому можно отсчитывать с 1945 года, ознаменован рождением мировой системы искусства, включающей в себя многонациональные и национальные художественные культуры, различные по социальной структуре и многообразные по стилевой ориентации. Видоизменения, которые претерпевает мировое искусство 20 века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Попытка охарактеризовать все их сразу была бы явно бесплодной - этому предмету посвящена вся книга в целом. Сейчас целесообразно отметить лишь некоторые предварительные положения. А именно, не представляется возможным определить некий общий единый стиль мирового искусства в 20 веке и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так, скажем, фовизм либо кубизм не является следствием развития реализма рубежа XIX-XX веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т. д. Более того, ни один из существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом. Так, например, казалось бы, привычная линия движения от постимпрессионизма к абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного процесса XX века. За пределами развития реализма также остается немалое число весьма существенных явлений. Очевидно, стало быть, что в мировом искусстве 20 века , как это естественно для художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет несколькими рядами. Каждому из них свойственны свои закономерности, а взаимоотношение таких рядов стилевого движения соединяет в себе диахронные и синхронные начала. Лишь в своей совокупности и взаимодействиях все они образуют историю искусства 20 века .

Можно отметить также разный характер таких стилевых движений, новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных, допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную национальную интерпретацию. Надо быть готовым и к тому, что реальная история искусства 20 века покажет, как одни из художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на протяжении всех десятилетий XX века, лишь видоизменяясь на тех или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как, например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и художественных процессах XX века. Нередко более важную роль играет длительность жизни таких движений. Все это опять-таки составляет предмет конкретного изучения истории искусства 20 века , понимание которой сопряжено также с понятиями, имеющими гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления. Таким образом, надлежит вновь и вновь отдать себе отчет в историчной природе социальных, национальных, стилевых сил мирового искусства 20 века . Каждая из них и все они в совокупности являются именно историчными, а не вечными, конечными, абсолютными. Мы видим, как возникают и распадаются идейно-художественные системы 20 века, претендующие на высшее, исчерпывающее значение. В своем самообольщении они противопоставляют себя глобальным историко-художественным процессам, вычленяются из них, считают себя венцом всего социального, национального и стилевого мирового опыта искусства. С этими предостережениями мы обратимся далее к многосложному искусству 20 века .

В 20 веке человечество пережило не­сколько глобальных кризисов, две ми­ровые войны, господство тоталитарных режимов в Германии, Италии, Испании и в СССР, а также множество социаль­ных революций. Революции произошли и в области науки и техники. Ритм жизни невообразимо ускорился.

Все это не могло не отразиться на культуре и искусстве, где возникло мно­жество новых школ и направлений. Эти школы и направления часто не признавали друг друга, боролись, возникали и гибли, но при этом у них была одна общая чер­та - все они отрицали художественные ценности прошлого, старую мораль и ус­тоявшиеся формы общественной жизни.

Новые течения в искусстве критики обозначили понятием модернизм, то есть нечто новое, резко отличающееся от все­го традиционного и привычного. Худож­ники-модернисты занимались поисками собственного неповторимого художест­венного языка, но при этом их внимание привлекали культуры стран Азии, Афри­ки и Америки, темы и формы народного творчества. Все это использовалось в ка­честве средств, с помощью которых мож­но понять и воссоздать новый, бесконеч­но изменившийся мир современности.

Испанская трагедия

Выдающийся художник 20 века Пабло Пикассо также прошел через увлечение кубизмом. Несмотря на то, что впос­ледствии его творчество стало гораздо более близ­ким реализму, принцип деформации пропорций гениально использован в его знаменитом полотне «Герника», посвященном трагедии испанского городка, разбомбленного фашистами в 1937 году.

Одно из новых направлений в живописи - футуризм - преклонялось перед возможностями науки и техники. Залог прогресса человечества футуристы видели в развитии машинной цивилизации.

В 20-30-е годы 20 века на смену модернизму пришел авангардизм. Авангардисты яростно обру­шивались на традиционные направления и стили, отрицали вечные ценности. Из рядов авангардис­тов вышло немало художников и теоретиков искус­ства, которые стали основателями целых направ­лений в современном изобразительном искусстве, дизайне, скульптуре, литературе и музыке.

На заре 20 века, начавшегося с грандиозной всемирной бойни - Первой мировой войны,- многим людям искусства мир представлялся жес­токим, абсурдным, полным бессмысленных конф­ликтов. Ощущения трагизма истории, одиночества и заброшенности человека нашли свое отражение в творчестве крупнейших живописцев этого вре­мени - Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

Художников-сюрреалистов интересовало все то, что выходит за рамки реальной жизни, обыденнос­ти: мечты, причуды воображения, сны и галлюци­нации. Они создавали небывалые образы и умели совершенно по-новому увидеть привычные вещи и человеческие отношения.

Испанский живо­писец, график и пи­сатель Сальвадор Дали (1904-1989) прославился как создатель самых не­вероятных образов. На его полотнах обычные предметы вытягиваются, из­гибаются, причуд­ливо деформиру­ются, превращаясь в нечто совершен­но иное.

К сути вещей

Выдающийся французский художник Поль Гоген (1848-1903) бежал от цивилизации на острова южной части Тихого океана, надеясь найти там первозданный покой и гармонию. Пользуясь упрощенными форма­ми и почти плоским изображением предметов, яркими красками и причудливой композицией, Гоген пытал­ся показать суть предметов, а не их видимую оболоч­ку. Такая творческая манера позднее получила название «примитивизм». К примитивистам относили художни­ков А. Руссо во Франции, У. Альфреда в Великобрита­нии, М. Ларионова и Н. Гончарову в России.

Квадрат и бесконечность

Последней ступенью разры­ва с действительностью стал супрематизм (от латинского supreme - «высший») русского художника Казимира Малевича (1878-1935). Малевич считал, что квадрат является формой, в высшей степени свободной от всякого содержания.

Наряду с модернизмом и авангардизмом продолжалось развитие реалистических направлений в искусстве. Творчество художников-реалистов опиралось на веру в силы и возможности человека, ими двигала надежда, что человек так или иначе су­меет справиться с хаосом и жестокостью и достигнет гармонии с миром. В годы после Второй мировой войны многие модер­нистские и авангардные течения в искусстве пережили кризис. Искусство стремилось увидеть мир после страшной катастрофы трезвым взглядом. В живописи этого периода появляется не­ореалистическое направление, подчеркивающее свою близость к традициям классического реалистического искусства.

Против насилия и зла

Реалистическое искусство 20 века нередко использовало достижения и приемы дру­гих, нереалистических художественных на­правлений. Так, выразительные средства экспрессионизма помогали немецкой ху­дожнице Кете Кольвиц (1867-1945) ост­ро и однозначно выразить свое отношение к угнетению, насилию, войне в графических сериях «Восстание ткачей» и «Крестьянс­кая война». Но это все осталось в прошлом. Современное искусство куда более интересное. С таким мнением согласятся и культурные деятели, которые работают над популяризацией своей отрасли. Мы живем в XXI веке, а потом должны придерживаться современных взглядов.

Художественная культура XX века является проблемной для изучения в истории искусства, т.к. имеет сложносоставной и многоуровневый порядок. Это обусловлено социально-политическими, философскими, научно-техническими причинами, которые наложены на историческую ситуацию (войны, кризисные явления, национально-освободительные движения и др.). К тому же, многие тенденции, зародившиеся в предыдущем времени, до сих пор не завершены и не устоялись оценки, взгляды на многие процессы. Это приводило к размытости эстетических критериев, цитированию (прямому и опосредованному) произведений мирового искусства, доведению критических суждений до гротеска. Желание самоутверждения людей в творчестве осуществлялось крайне разнообразными способами, что вызывало порой чувство опустошенности, разлада и дисгармонии. Однако никогда еще история искусства не была так близка при создании образов с действительностью, объединена с мироощущением и мировоззрением различных культурных эпох, как это произошло в XX веке.

Современное бытие человека было определено пространственным размещением, в котором индивидуальные контакты сосуществовали с направлениями, течениями, стилями, которые, хоть и с трудом, но укладываются в схему. Особенность ее распределения – генетическая, а не хронологическая (как было принято в XIX веке). Полярность определяется терминами “реализм” (с доминантой изобразительности) и “беспредметничество” (с акцентом на выразительность). Между ними располагались с разной степенью сочетания изобразительности-выразительности: традиционализм, эпатизм, сюрреализм и геометрика.

Всепроникающее воздействие его содержания ощущается во всех областях бытия человека и формирует современный стиль жизни. Отсюда – актуальность бесед об искусстве. Особенно в школах дополнительного образования, где учащимся даются представления о видах и жанрах, их специфики; а также знакомство с важнейшими течениями, направлениями и стилями, произведениями архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, дизайна в историко-культурном контексте (с древнейших времен до XX века). Однако, дефицит времени при значительном по объему материала вызывает определенные трудности в отборе и подачи информации. “Мозг, хорошо устроенный, предпочтительнее хорошо наполненного”, - говорил французский философ и писатель Мишель де Монтень. Основываясь на данном утверждении, предлагаем вариант подачи содержания, который основан на опорных схемах, которые не нарушают системной логики развития искусства. Своеобразие раскрывается при знакомстве не только с конкретными произведениями, но и тезаурусом, формирующим художественное мышление учащихся, развивающим эстетический вкус, воображение, творческие и аналитические способности.

Направление “Реализм” (позднелат. realis – вещественный, действительный) – термин, который представляет произведения искусства, имеющие в своей основе натурные зрительные образы, воссоздающие процессы и явления действительности. Характерно: веризм, сюжетность, чувственная достоверность. В него входят понятия: “натурализм”, “примитивизм”, “демократический, критический, социальный реализм”, магический реализм (метафизическое искусство), экспрессионизм, “гиперреализм” (фотореализм, суперреализм).

“Натурализм” (фр. naturahsme; лат. natura) – это манера исполнения произведений искусства с фотографической точностью (бесстрастностью, случайностью) повседневную жизнь человека (его физиологической сущности) и его окружения. Для него характерно: достоверность воплощения идеи подобия общества и природы, без примеси идеала, в ущерб идейно-художественного содержания.

“Примитивизм” (лат. primiti vus – “первый, самый ранний”; англ. primitivism; нем. Primitivismus/ Primitivitat). Синоним – “наивизм”. Характерно: сознательно упрощенная манера исполнения; обращение к детскому, первобытному, народному средневековому искусству. Развивался в двух направлениях: в непрофессиональном творчестве мастеров, вовлеченных в художественный процесс и работах художников, намеренно стремившихся обрести чистоту и эмоциональную ясность образов и мировосприятия. В дальнейшем добавилось творчество аутсайдеров - арт брют (фр. art brut - грубое искусство). Их работы имеют спонтанный характер, практически не зависящие от культурных шаблонов.

“Демократический, критический, социальный реализм” – объективное отражение реальной действительности художественными средствами. В демократическом – простота, доступность образного языка, представляла мир как иллюстрацию. Отсюда – обращение к народу и традициям классики. В критическом – раскрывались существенные стороны человеческой жизни и давалась эстетическая оценка общественно-эстетического идеала, которые имелись в действительности. В социальном – выявлялись и подчеркивались “типическое в типичных обстоятельствах”, т.е. показывалась социальная действительность и личность человека в нерасторжимом единстве с общественными отношениями.

“Магический реализм” (англ. magic realism) – это художественный метод, при котором в создаваемых произведениях показывалось фантастическое преображение действительности (порой имели эпатирующий, шокирующий, откровенный характер, иногда сочетавшийся с анекдотичностью ситуаций и карикатурностью персонажей). Сходство с натурой в этих картинах носило крайнюю форму гротеска, где реальность напоминала беспокойный сон или галлюцинаторный бред. Поэтому в картинах часто включаются символы. Синоним – “метафизическое искусство”.

“Экспрессионизм” (лат. expressio – “выражение”) отображение субъективного эмоционального состояния (разочарования, тревоги, страха, уродства, банальности, ужаса, боли, крика). Отсюда – преувеличения, упрощения, экзальтация цвета, грубые мазки, деформация образов.

Гиперреализм ” (англ. hyperrealism – фотореализм, суперреализм, холодный реализм, радикальный реализм) – живописный перенос образа из естественного в лоно искусственности: на основе копирования фотографий. Характерно: детальность воспроизведения при сохранении гладкой фактуры поверхности для отстранения от творческого процесса и дистанцирования зрителя.

“Традиционализмом ” называется направления, в которых авторы индивидуально или группой обращаются к социуму, для этого используют прошлое (сознание, опыт, навыки, обычаи) как антипод ценностей настоящего. Обычно он эмоционально окрашен, нередко мифологизирован и идеализирован. В объем понятия “традиционализм” входит: “неизобразительность”, “реалистический формализм”, который включает: “риджионализм”, китч, “новая вещественность”, “стальная романтика”, “новеченто”.

Реалистический формализм ” – способ изображения, где происходило смещение ценностного соотношения между формой, выходящей на первый план, выражающей субъективные понятия и содержанием единого образа.

Под “неизобразительностью ” в XX веке понимали авторскую интерпретацию действительности; индивидуальную манеру исполнения (почерк) мастера, который выносил на первый план выразительную сторону. Порой его художественный язык тяготел, к какому бы то ни было направлению. Отсюда встречающееся – “Неизобразительность с тенденциями…”.

Риджионализм ” (англ. region – “область, сфера”; regional – “региональный, местный”) – направление в искусстве, ориентированное на архаистическую и жесткую реалистичность и натуралистичность передачи жизни (почти на уровне веризма). Круг тем: жизнь в деревне или окраин мегаполисов, провинции.

Китч – (нем. kitsch - халтура, безвкусица, “дешевка”) – продукт массовой культуры с экстравагантным внешним видом, ориентированный на стандартность восприятия. Характерно агрессивность, пошлость, вульгарность вкуса, который соединяется с юмором, чинопочитанием, умелым мастерством и поточностью.

Новая вещественность ” (нем. neue sachlichkeit) – манера исполнения, где воплощалась конкретная подчеркнутая реальность (предметность) с ощущением страшного “демонического” начала в мире, фотографическая точность с элементами парадоксальности, что вызывала у зрителя чувство нереальности, наполняющее повседневное бытие атмосферой тайны.

Стальная романтика ” – политизированное искусство, обслуживающее тоталитарные режимы. Произведениям свойственна классистичность и возвышенное отношение к изображаемому.

Новеченто ” (итал. novecento – букв. “двадцатый век”) – движение, ориентированное на возврат национальных истоков, ренессанса. Характерно: точность форм, четкость концепций, отсутствие произвольности. Сюжеты передают “трудовой героизм”, “единство народа и власти”.

Сюрреализм ” (франц. “сверхреализм”, “над-реализм”) – иррациональное течение, выражающее субъективизм мировосприятия. Использует концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, однако создают собственные поэтикотерапевтические, анти-терапевтические методы (“альтернативный психоанализ”). Отсюда – рождение “новой мифологии” на основе современности, для которой характерны: юмор, смеховое начало, демонстрация многовалентного знака. Произведения “академического сюрреализма” лишены натурализма, более тяготея к беспредметности. В этом ответвлении были придуманы основные техники: граттаж, фуммаж, деколлаж, декалькомания, коллаж, дриппинг. В неадекватном сюрреализме в произведениях угадывалась реальность (чувственное явление в неадекватной ситуации). В половинчатом – имелась некоторая доля сюрреалистических находок. Параноико-критический – выражал двойственность восприятия. Пассивный сюрреализм воплощал присутствие автора на уровне сна, грез. Отсюда – “случайности” в картинах.

Эпатизм (франц. “epatage”; от “epater” – откалывать, бить, рвать) выражает крайнюю форму выразительности второй половины XX века. Он сформировался из фовизма, дадаизма, неодадаизма, поп-арта, “новой волны” (минимализма, концептуализма, “бедного искусства”, “искусства воды”, “искусства неба”, искусства земли”).

Фовизм ” (франц. fauvisme, от fauve – “дикий”) – открытый, яркий локальный цвет, упрощенные формы и уплощение изображения – основное средство выражения чувств и настроений художника; контрастные сочетания и черный контур, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Дадаизм” – (франц. dada“конек”, “детская деревянная лошадка”) нарочито неэстетичный, нигилистический, пессимистичный вид деятельности. Характерно: алогизм мышления, мир – как безумный хаос, отсутствие ценностей, выход за грань серьезности искусства, разрыв с традициями.

Поп-арт ” (англ. pop-art, сокращение от popular art) – направление в искусстве, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующей образы продуктов массового потребления, помещенные в иной контекст. Характерно: использование знакового и предметного материала повседневности, рекламы, комиксов и проч. тривиальных многообразий современной цивилизации.

Новая волна ” (англ. new wave - “новая волна”) – направление некоммерческого художественно-интеллектуального вида деятельности. Синоним – “нематериальное искусство”. В сути представляет творческий акт не связанный с материалом, т.е. создание “нечто” в случайном. Ее техника ориентирована на использование нетрадиционных, нехудожественных приемов: конструирование из бытовых предметов или технических модулей, живых растений и животных, шрифтовых фрагментарных текстов, природного окружения – пыли, льда, облака и проч.

Минимализм ” (англ. minimal art; от лат. minimus – “наименьший”). Другие названия – серийное искусство, искусство первичных структур, мини-арт. Это направление авангардизма, использовавший минимум изобразительных средств, простых единообразных форм. Суть направления – вызвать у зрителя опустошение. Отсюда – безличные имперсональные творения, безассоциативные, представляющие собой материальные конструкции, специфические объекты, выстраиваемые по законам математики.

Концептуализм ” (лат. conceptus - мысль, представление, понятие), направление, в основе которой лежала передача идеи, существующая в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио - и видеоматериалов. В нем – обращение к интеллектуальному осмыслению увиденного.

Акционизм (франц., англ. actionnisme; от лат. action – действие, поступок) – течение и способ новых художественных практик искусства, который стремился стереть грань между искусством и действительностью. Тяготел к 4-х мерному искусству выражается в видео-арте, энвайроменте, хэппенинге, перфомансе, боди-арте и проч. Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) и перфоманс (англ. perfomans – представление, игра) – разновидности акционизма, воплощенные в театрализованной форме. Различие их в том, что хэппенинг несет в себе концепцию, имеющую парадоксальный, алогичный, абсурдный характер, предполагающий импровизацию, тогда как перфоманс имеет спланированное действие для вовлечения зрителя в игровое поле. Для боди-арта (англ. body art – искусство тела) основой выступает тело, которое фиксируется на фото, видео, в виде манекенов и проч.

Бедное искусство ” (итал. “Arte Povera”) – вариант презентации, где использовались недорогие или взятые на свалке вещи, подручные материалы. Нарочито скудные, “бедные” предметы и символы лишь намекают на художественную идею, придавая последней таинственную недосказанность.

Ленд-арт (англ. land art – ландшафное-искусство) – выражает взаимоотношения природы и человека. Часто воплощался в формах энвайромента (англ. environment - окружение, среда), представлявших собой полностью организованную художником пространственную композицию, охватывающую зрителя наподобие реального окружения.

Неодадаизм ” (англ. neo-pop, post-pop) – направление искусства, являющее собой генезис поп-арта с символами нового времени. В нем выразилась позиция “отрицания отрицания”. Как следствие – замена художественного произведения объектом повседневного быта, абсурдной акцией (хепенингом, энвайроментом и проч.).

Геометрическое искусство: конкретизм (кубизм, супрематизм, конструктивизм и неоконкретизм (“программированное искусство”, оп-арт, “новая абстракция”, “новая тенденция” (хеппенинг и энвайромент).

Конкретизм ” (лат. conservare – сохранять) – тип художественной практики и восприятия, ориентированный на ценности, идеалы и художественные приемы прошлого, воспринимаемые как канон. В основном – ориентир на реалистическое искусство в строгих жанровых формах. Видоизмененные модернизмом, воплотились в неоконкретизме , приходившимся на 2-ую пол. XX века.

Кубизм (фр. cubisme, от cube - куб) – направление, где согласно концепции происходит целенаправленное моделирование реальности на простейших пространственных моделях (геометрически правильных фигурах) при изображении многосложного многогранного мира. Характерно: деформация форм, перегруженность, зависимость видения от предварительных установок.

Футуризм (лат. future – будущее) – течение, выражающее идею формирования новой цивилизации, где имеет место сращения человека и машины. В работах – апология техники, урбанизма, абсолютизация идеи движения. Имел разные варианты: 1) воплощения динамики с помощью многочисленных часто повторяющихся элементов; 2) с помощью симультанности – проникновения объектов друг в друга; 3) передачи процесса движения через абстрагирование.

Геометрическая абстракция – это течение, в которой основу составляет композиции из различных геометрических форм, прямых линий и плоскостей. В основе преобразований – реакция на открытия физики – поиск “новой реальности”. Отсюда – уплощение, деформация. Имела ответвления: супрематизм (Россия); непластицизм (Голландия); орфизм (Франция); футуризм (Италия) и др. Синонимы – “холодная абстракция”, “логический интеллектуальный абстракционизм”.

Супрематизм (лат. supremus – наивысший) – направление, разновидность абстракционизма, который отказывается от изобразительности в пользу простейших геометрических форм. Композиции представляют комбинации разноцветных плоскостей, линий, точек и проч. фигур, которые пронизаны внутренним движением.

Орфизм (франц. orphisme) – течение, моделирующее реальность из элементов света и цвета как противоположность видимого мира. Их живопись была основана на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов. Эстетизм, отвлеченная пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий – характерные ее особенности.

Неопластицизм ” – направление в искусстве, базирующееся на философской системе, раскрывающей структуру Вселенной (горизонтальной и вертикальной силовой линии Земли, имеющей взаимосвязь с Солнцем). Характерно: прямоугольные формы, первичные цвета хроматической гаммы и хроматической (черной и белой).

Конструктивизм – направление и метод, характеризующийся геометрически организованной пространственно-динамической среды, где лаконизм облика, монолитность являются функциональными составляющими.

Программированное искусство ” – уподобление рукотворного изображения машинному. Синоним – машинное искусство.

“Оп-арт” (сокр. от англ. optical art – оптическое искусство) – течение, в котором используются различные визуальные иллюзии, основанные на особенностях зрительного восприятия плоских и пространственных фигур, геометризованных комбинаций линий и пятен. Являлся продолжателем конструктивизма в постмодернизме. Был ориентирован на пространственно-динамическое моделирование окружающей действительности нетрадиционными средствами изобразительного языка в направлениях: 1) оптическом (световых эффектов с помощью технических приборов, зеркал, фокусирующих и рассеивающих линз и проч.; 2) “гештальт-геометрии” (конструирования из различных материалов – стекла, металла, картона, пластика и проч.; 3) графическом (плоскостное изображение смещенных модулей, вызывающих иллюзию объема); 4) синтетическом (смешение выше изложенных способов).

Кинетическое искусство (греч. kinetikos – движение, приводящий в движение). Представлял собой создание процессуально-артикулятивных произведений, предполагающих непосредственное участие субъектов восприятия. Имеет жанры: 1) соучастие в процессе, задаваемые контекстом экспоната (удары, танцы и проч.); 2) интегральное – соучастие сознанием; 3) материальное; 4) “саморазрушающееся”.

Новая абстракция – в полотнах скрещивается динамичная абстракция и преобразованные живые образы, воплощенные в структурных гибридах.

Новая тенденция или “постживописная абстракция” – воплощает в себе все сферы художественной культуры, что выражается в возникновении новых и модернизации старых видов художественного творчества. Большую роль играют здесь средства массовой информации, компьютерные технологии обработки изображений, звуков и др. Что расширяет границы искусства.

Беспредметное искусство: классическое беспредметничество (“искусство тишины”, ташизм), “беспредметный экспрессионизм” (“искусство действия”, “искусство жеста”, “искусство свободного выражения”). Все работы этого направления отличает отсутствие зрительного образа и чувств. Характерно: публичность, демонстрация, игровая ситуация художника с материалом.

Классический абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, в котором гармонизация достигалась цветовыми сочетаниями и геометрических форм, вызывающих ассоциации. Выступал выражением спонтанных чувств.

Ташизм (фр. tache - “пятно”) – французский вариант абстрактного экспрессионизма. Синоним – лирический абстракционизм, “ар информель ” или “живопись цветового поля”. Характерно: спонтанность, импровизация, выражение души через жест (нет заранее спланированных действий). Один из вариантов ташизма – нюажизм (франц. “облако”), т.к. изображения напоминали облаковидные цветные образы. Они выражали душевное спокойствие и психическую гармонию, что послужило поводом для применения к ним еще одного термина – искусство тишины .

Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism) – американский вариант лирической абстракции. Синоним - “живопись цветового поля” (“color field”) возник из-за максимального использования художниками цвета, благодаря чему картины представлялись в большом формате. Как правило, работы такой направленности нумеровали.

Искусство действия – направление акционизма, где “действие” доминирует над “живописью”. К данному виду деятельности стали относить стрит-арт и стрит-лого. Искусство жеста – это базовый телесный инструмент создания художественной образности в виде знаковой системы, когда жест выражает: 1) ситуацию; 2) устойчивый и в конкретном социуме пространственный знак языка, звуков, криков, света, звукоподражаний и проч. Искусство свободного выражения – в данном направлении художнику предоставляется возможность выбора различных способов воплощения своих предпочтений: от реализма до беспредметничества.

Литература

  1. Борев Ю. Б. Художественная культура XX века. – М.: Юнити, 2007.
  2. Галеева Т.А., Прудникова А.Ю.. Художественные практики ХХ века как школа толерантности /уч. пособие. – Екатеринбург, УГУ, 2008 г.
  3. Грицанов А., Можейко М. – Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис, Книжный дом; 2001.
  4. Савельева А. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. – СПб – М.: СЗКЭО Кристалл-Оникс, 2005.
  5. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993.