Деревня малые карелы. «Малые Корелы» - музей, где оживает история Руси


Малые Корелы (Архангельская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 25 км к юго-востоку от Архангельска находится музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». Формирование экспозиции началось в 1968 году, а в 1973 году в окрестностях одноименного села на правом берегу Северной Двины открыли этот уникальный музей под открытым небом.

Достопримечательности

На территории музея в 140 га разместили 120 памятников народной деревянной архитектуры XIX-нач. XX в. - это гражданские, общественные и церковные постройки. Самые старые из них - Георгиевская церковь (1672 год, высота с крестом 36 м), Вознесенская церковь «Кубоватый храм» (1669 год) и колокольня из деревни Кулига-Дракованово (XVI в.) - самая древняя деревянная колокольня, сохранившаяся в России.

На этой странице:

О Малых Корелах в России знают даже те, кто слабо представляет себе месторасположение Русского Севера. Это и правда главная местная достопримечательность. Не был в Корелах — не был в Архангельске!

Территории, входящие в состав нынешней Архангельской и Вологодской областей всегда были центром традиций деревянного зодчества в России. Но реалии таковы, что все больше и больше деревень в местных демучих лесах лишаются последних жителей, а деревянные памятники ветшают, дряхлеют и остаются без присмотра. Наиболее интересные из них, кому до сих пор посчастливилось не сгореть и не сгнить, разбираются и перевозятся в Малые Корелы.

Конечно, посредством такой перевозки храмы и избы «отрываются от корней» и становятся унылыми музейными экспонатами. Ведь львиная часть их красоты и обаяния — это не постройка сама по себе, а ее окружение, то, как она вписана в ландшафт. Перевези те же храмы или в музей и они лишатся всей своей необыкновенной прелести.

Но перед большинством корельских экспонатов выбор стоял простой: либо полное разрушение, либо музей. Так что и на том спасибо.

Музей Малые Корелы

Вся экспозиция музея разделена на три части: Каргопольско-Онежскую, Двинскую, Пинежскую и Мезенскую. Эти районы Русского Севера отличались традициями и укладом жизни, соответственно и архитектура в них была разная.

Начнем с Каргопольско-Онежского сектора, как самого знакомого нам по нынешней и прошлой поездкам. Погода еще с Онеги катилась по наклонной и к Корелам превратилась в настоящую северную осень с ледяным дождем и задевающими за землю тучами. Но что делать, на Корелы у нас был выделен один единственный день.

Каргопольско-Онежский сектор

На входе нас встречает традиционная русская изгородь из косых веток, а за ней сотрудник музея косит газонокосилкой не что иное, как лён — одну из основных северных сельскохозяйственных культур.

На бровке холма стоит массивная башня с нелепо нашлепнутым прямо на шатер куполом. Это одна из самых древних сохранившихся в России деревянных колоколен, XVI века постройки. «Предками» таких архаичных колоколен были сторожевые деревянных башни острогов и крепостей.

Колокольня эта была перевезена из деревни с замечательным названием Кулига-Дракованово: того и гляди из-за древних бревен выглянет голова Змея Горыныча.

Идем дальше. В рощице спряталась традиционная северная часовенка с галереей. В немузейном состоянии такие часовни обычно стоят уже безо всяких галерей и колоколенок и похожи на простой сруб в чистом поле. Их по всему Русскому Северу до сих пор сохраняется множество.

Рядом с часовней на полянке стоит изба простого каргопольского крестьянина Полуянова из деревни Гарь. Каргопольская Сушь во все времена было самой бедной частью Русского Севера, крестьяне здесь еле сводили концы с концами.

Жилой здесь только передний сруб на одну комнату, а вся задняя часть дома — крытый хозяйственный двор. Для сохранения тепла скотные и хозяйственные дворы на севере пристраивают прямо к жилой избе так, чтобы переход между ними оказался под крышей. Чем суровее климат, тем больше двор: там живет скот, хранится сено, делаются все хозяйственные работы.

Труба из крыши избы торчит деревянная, потому что это и не труба вовсе, а своеобразная вентиляция. Изба эта курная, то есть топилась по-черному, без дымохода.

Чтобы дым не гулял по всей избе, на уровне человеческого роста делали специальные полки. На фото хорошо видно, что выше них стены закопченые, а ниже -чистые.

Полуянов был довольно беден, так что и утварь у него немудреная.

Центр каргопольско-онежской экспозиции — кубоватая церковь Возесения Господня 1669 года из приморского села Кушерека. Когда-то Кушерека жила добычей семги, наваги, сига, на начало XX века в ней насчитывалось почти 2000 жителей. К 2010 году их осталось 7.

На крыльце церкви стоит одна из сотрудниц-хранительниц музея. Эти хранительницы не просто сидят в каждой избе и храме, но и с удовольствием рассказывают об истории музея и «подшефного» экспоната. Очень здорово!

Рядом с храмом — массивный дом Пухова из деревни Большой Халуй, что в Ошевенске. Это дом зажиточного крестьянина, состоящий из двух срубов.

Но и это еще не все: за домом прячется не менее впечатляющий двор. Хозяйство у Пухова было большое, скотины много, так что и двор нужен был соответствующий.

Пухов был старовером, как и множество его односельчан, бежавших на север после раскола. В доме есть отдельная комната-молельня.

Двинской сектор

Переходим по мостику через овраг из Каргопольской части в Двинскую. Здесь стоят постройки, привезенные из сел Северной Двины и Вологодчины.

В центре — Георгиевский храм 1672 года из Сольвычегодского уезда. В основе храма — все тот же архаичный восьмигранный сруб, но опоясывающая его легкая галерея меняет всю картину. Вообще, очень многие шатровые церкви раньше были с такими галереями-гульбищами, но почти все их сняли во время последних реставраций XIX веков, когда мода на каменные храмы заставляла селян обшивать свои церкви тесом и белить их.

Очень красивый храм.

За церковью начинается двинская деревня. Архитектура здесь совершенно другая: избы становятся двухэтажными «шестистенками», летние светелки залезают под крышу и обзаводятся кокетливыми балкончиками, а ведущие сразу на второй этаж крыльца стоят на массивных «ногах». Дома-дворы при этом становятся все больше и больше.

Слева, в дальней половине — летняя изба, справа, с маленькими окошками — зимняя. Зимой даже обладатели таких больших домов всей семьей жили в одной комнате.

Очень интересная постройка в Двинской части — дом крестьянина-торговца Тропина. Это огромная двухэтажная домина, где Тропин помещался со своей семьей и хозяйством, а на первом этаже держал трактир. Дом отапливался калориферной системой из русской печи и печей-голландок.

Просто огромный домище — ширик все уменьшает, а на самом деле он размером с пол-пятиэтажки.

Рядом стоит домишко не в пример меньше — дом-двор Шестакова из деревни Цивозеро. Он интересен наличником древней формы над окошком. Называется «очелье».

Переходим по лесной тропинке в Пинежский сектор. Здесь стоят постройки из деревень на реке Пинега.

Пинежский сектор

Встречает нас шеренга зерновых амбаров. Амбары на Руси строили в отдалении от домов и всей деревни, чтобы в случае пожара не сгорело самое главное богатство — посевное зерно.

На ножки амбары ставили для предохранения зерна от сырости и всяких мышей. Мне кажется, что отсюда и пошла «избушка на курьих ножках».

Избы Пинежского сектора все закрыты и как-то позаброшены. Идем мимо амбаров и покосных избушек: если крестьянские покосы были далеки от деревни, то там строили отдельное жилье и переезжали туда на все время покоса.

На Севере все деревянное, даже колодезное ведро:

Мезенский сектор

На самом обрыве оврага, как на морском берегу, стоят огромные дома-корабли Мезенской части. Это самые большие и зажиточные хозяйства Русского Севера. Когда-то жившие в них поморы занимались рыбной ловлей, добычей морского зверя и были самыми богатыми северянами.

Как видно на фото ниже, мезенские дворы были даже больше и так немаленьких домов. Объяснялось это суровым климатом и тем, что зимой в этих дворах строили поморские лодки — карбасы.

Карбас — это не какая-нибудь там лодочка, а полноценное парусное судно, на которых поморы уходили далеко в море.

Свои дома зажиточные мезенцы по возможности украшали: такую же роспись на скатах мы уже видели на до сих пор жилых домах в деревне .

Опять начинает поливать дождище — идем обратно.

У выхода из музея — «коллекция» ветряных мельниц. Их уже совсем не осталось в «живой природе» и выглядят они поэтому как-то бутафорски.

У нас запланирован еще один пункт на сегодня — самый древний из оставшихся шатровых храмов в России.

Никольский храм в селе Лявля

Село Лявля на одноименной речке находится всего в паре минут езды от Малых Корел. Здесь на высоком Лявленском холме как обычно живописно стоит деревянный шатровый храм, построенный еще в 1581 году.

Он той самой архаичной «башенной» формы, которая лежит в основе всех шатровых церквей. Просто башня-восьмерик, увенчанная шатром — «восьмерик от пошвы».

В середине XIX века храм пришел в аварийное состояние, так что в нем даже перестали проводить службы. Но тут помог удивительный случай: жене архангельского военного губернатора маркиза де Траверсе было явлено видение, что ее больной сын выздоровеет, если губернатор восстановит лявленский храм.

Губернатор храм восстановил, но работы была сделана, что уж там говорить, довольно халтурно. Сгнившие нижние венцы вместе с опоясывавшей храм галереей просто выкинули, и храм потерял чуть ли не треть своей первоначальной 40-метровой высоты. Поэтому он сейчас и выглядит таким непропорционально грузным. А был, надо понимать, очень похож на пронзительно прекрасный храм в Пияле.

Сейчас церковь закрыта для посетителей, но нам повезло: как раз пришел какой-то смотритель и впустил нас: внутри абсолютно пусто (ничего из убранства храма не сохранилось), только стоит оригинальная главка XVI века, снятая во время реставрации.

Видно, что для облегчения конструкции главка рублена через одно бревно. Так же рублен и шатер.

Место на Лявоенском холме волшебное — когда-то здесь, на высоком берегу Северной Двины был большой монастырь.

А теперь только дымят на том берегу трубы Новодвинска и мужики ставят на реке сети на сёмгу.

На этом наше нынешнее путешествие по Северу прошу считать оконченным, назавтра нас ждала удивившая непонятно откуда взявшимся качеством трасса М8 до Москвы.

Все предыдущие серии нашего северного путешествия, а также подробный маршрут можно найти здесь.

Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» - самый большой в Европе музей под открытым небом

С некоторых пор архангельский музей деревянного зодчества «Малые Корелы» стал центром паломничества исследователей аномальных явлений. Экстрасенсы заинтересовались этой уникальной исторической экспозицией сразу после того, как народный телеграф донес до них весть о том, что в одной из изб зажиточного крестьянина, расположенной здесь, были обнаружены следы барабашек и домовых.

На контакт с ними, если верить сотрудникам музея, вошла восьмидесятилетняя смотрительница этой избы, бабушка Прасковья. По ее словам, лучше, чем во вверенном ей хозяйстве, она не чувствовала себя никогда в жизни: «Когда я дежурю в избе, меня не покидает чувство, что ее бывшие хозяева, жившие здесь много веков назад, всячески заботятся о том, чтобы я проводила свое время как в родном доме. Словно шесть десятков лет сбрасываю. Честное слово, в своей хрущевке я ощущаю себя глубокой старухой». У этой деревянной избы, равно как и у других построек, прописанных в Малых Корелах, есть живая душа, уверена смотрительница Прасковья.

В этом году в честь архангельского музея «Малые Корелы» Банк России выпустил коллекционную серебряную монету номиналом 25 рублей. А два года назад Национально-культурная автономия поморов обратилась к журналистам с призывом соблюдать правильное написание названий исторических населенных пунктов и объектов на территории Архангельской области. Особенно часто, по наблюдениям руководителя НКА поморов Павла Есипова, искажения допускаются в материалах, посвященных Малым Корелам.

Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы» получил свое наименование по названию одноименного близлежащего старинного поморского села. «Корелами» здесь исстари называли одно из финно-угорских племен, проживавших на территории Поморья и впоследствии слившихся в поморцами. Слово «корела» пишется через «о», так же как и связанные с ним местные названия: Николо-Корельский монастырь, деревня Корела и, соответственно, музей под открытым небом «Малые Корелы». Все эти слова появились на сотни лет раньше названия советской республики Карелия, поэтому добровольные хранители исторической чистоты русского языка призывают очень бережно к ним относиться.

Так что не путайте названия и следите за правописанием. Иначе, собираясь в Архангельскую область, можете оказаться в республике Карелия.

«Малые Корелы» – самый большой в Европе музей под открытым небом, он занимает площадь 140 гектаров. Расположен в 28 километрах к югу от Архангельска, на правом берегу Северной Двины в месте впадения реки Корелка. Кстати, он еще и самый северный из всех «открытых» музеев в России.

Русский Север – край таежный. Издревле люди рубили здесь из сосны и лиственницы избы-великаны, бани, амбары, мельницы, возводили шатровые храмы. По русской традиции в старинных деревянных постройках нет ни единого гвоздя. «Безгвоздевые» сооружения архангельских «левшей», вопреки расхожему мнению, вовсе не были архитектурным «ноу-хау» зодчих. Скорее всего, как считает экскурсовод музея Татьяна, от этого строительного материала древние поморы отказывались исключительно из соображений экономии. Килограмм железа в те времена в России стоил во много раз дороже дерева – примерно столько же, сколько бревен потребовалось бы на строительство просторной крестьянской избы.

В экспозиции находится более 100 гражданских, общественных и религиозных построек, самые ранние из которых датируются XVI и XVII веками. Для отправки в музей экспонаты раскатывались по бревнам, а затем заново собирались уже на территории «Малых Корел».

Музей был основан в 1964 году. В 1968 году сюда перевезли первый памятник архитектуры – мельницу из села Бор Холмогорского района. Сейчас на территории собраны все разновидности русских ветряных мельниц – шатровок (голландок) и столбовок, есть и водяная мельница. Самая большая ветряная мельница доставлена из владений бывшего Кожеозерского монастыря, она встречает посетителей при входе в музей.

Кстати, первый посетитель появился здесь в июне 1973 года. А сегодня за год в музее бывает более 100 тысяч российских и зарубежных любителей старины.

Главная задача музея – сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого. Особенность «Малых Корел» в том, что они были первым в России музеем под открытым небом, где основным принципом построения экспозиции стал ландшафтно-средовой метод. То есть, при его создании учитывались архитектурные, исторические, культурные характеристики деревень, из которых вывозились памятники деревянного зодчества.

Экспозиция построена по принципу секторов, каждый из которых представляет собой модель наиболее характерных для Русского Севера поселений с традиционной планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор – это фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом.

Всего здесь шесть секторов. В Каргопольско-Онежском, с которого начинается экспозиция, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоит Вознесенская церковь 1669 года и колокольня из села Кушерека.

Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения располагались здесь по обрывистым берегам реки. Для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти «набережные» ставили амбары, ледники, а ближе к воде – бани.

Между Мезенским и Пинежским секторами – деревушка из небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это – сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки леса. В Пинежском секторе отражена архитектура и быт бассейна Пинеги – самого крупного притока Двины. Избы здесь поставлены лицом к солнцу, в «порядок».

Самый большой и самый разнообразный в архитектурном отношении – Двинский сектор. Тут представлены памятники с огромной территории Подвинья. На центральной площади – Георгиевская церковь 1672 года из села Вершина. В церкви восстановлен иконостас, выполненный в стиле барокко.

Два последних сектора – Поморский и Важский – находятся на стадии формирования экспозиции.

В последние годы в музее большое внимание уделяется созданию дополнительных услуг для посетителей. Молодожены могут заказать здесь уникальный свадебный обряд в поморских традициях, покататься на лошадях, поиграть в старинные народные игры и забавы, пострелять из лука, послушать колокольные звоны.

В России колокольные звоны всегда были частью народной жизни. Колокола звали в храм на молитву, указывали дорогу к жилью заблудившемуся путнику, спасали корабли в непогоду. Колокольным звоном встречали знатных гостей, отмечали большие события. Поэтому в музее любой праздник начинается колокольным звоном. А для ценителей есть уникальная экспозиция «Звоны северные». В 1975 году «Малые Корелы» первыми в стране возродили это древнее искусство.

В традиционные русские праздники, как, например, на Масленицу или Рождество, на территории музея устраиваются народные гулянья. Здесь возрожден годовой праздничный цикл календарных народных праздников и обрядов, проводятся фольклорные праздники.

Любят бывать здесь и архангелогородцы, особенно молодежь. Только здесь можно увидеть так много невест и женихов. Уже стало традицией – после возложения цветов к вечному огню в центре Архангельска молодожены едут в «Малые Корелы».

Иной раз задаешься вопросом, почему мы россияне стремимся за границу? С одной стороны зимой погреться на знаменитых пляжах, а с другой стороны приезжаем и начинаем рассказывать какие достопримечательности мы видели за рубежом. А ведь у нас в России достопримечательностей тоже хватает и не уступают заграничным. Вот про одну достопримечательность мы сейчас и поговорим.

От Архангельска всего в 25 км находится этот музей древнего зодчества и народного искусства. Посмотреть вдаль и со всех сторон, ты увидишь главное богатства северной земли - таежный снег. Из вековых сосен и лиственниц мастера возводили избы и храмы несколько веков назад сохранившиеся до наших дней.


Многие постройки из небольших деревень созданные золотыми руками неизвестных умельцев дошли до наших дней настоящими шедеврами. Крестьянские архитекторы из Руси были профессионалы - уже XVI веке существовали "щепные" базары, где продавалось все необходимое для постройки дома. Только оставалось мастеру в собрать бревна в указанном порядке и изба была готова. Благодаря такому искусству древних зодчих в музей на берегу Северной Двины удалось перевезти и собрать из окрестных сел и деревень.


Давайте немного пофантазируем, окунемся в то время, когда создавались эти уникальные избы, баньки, амбары, мельницы, в уносящихся ввысь шатровых храмах и маленьких часовнях (они называются "церкви-грезы"). В каждом поселении веками складывались свои особенности строительства деревянных строений! Постройки с первого взгляда были похожи друг на друга, а на самом деле они все разные.


Пофантазировали, мы слышим стук топора, разговор мастеров и на наших глазах появляется изба, которая стала в наше время, частью музея.


Территория музея делиться на шесть секторов: Карпольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский, Пинежский, Важский и Приморский.


Попав сюда, вы в первую очередь видите - заснеженную дорогу, бегущая вдаль через поле. Справа от нее - старинная колокольня, слева - разместили свои крылья - ветряные мельницы. А у вас путь лежит прямо на центральную площадь Малых Карел. В секторе музея Каргопольско-Онежском стоит Вознесенская церковь. У молодоженов, в каждом городе России свои обычаи ездить и фотографироваться возле своих достопримечательностей. А молодожены Архангельска приезжают сюда, чтоб сфотографироваться на фоне этого прекрасного здания, украшенного затейливой, ажурной резьбой. Вокруг площади разместились старинные усадьбы. Надо обратить внимание на то, как построены избы под одной крышей с хозяйственной постройкой, объяснение очень простое - в зимние холода, должно быть тепло и людям, и домашним животным.


И чудесно продолжать весь этот снежный путь на тройке с бубенцами, чтоб наши фантазия и воображение перенесли нас в XVI век, чтоб, на какое-то мгновение перенестись в то время.


Следующий сектор музея - Мезенский. В этом секторе находится архитектура северо-востока области. Здесь совсем другая планировка, ведь все поселение района располагалась на обрывистых речных берегах. Укрепление для построек строили специальные набережные-подпорные стенки с настилом. А изюминка этой части музея - ветряные мельницы. Для основания им служит столб врытый в землю окруженный мощным срубом (отсюда и название "мельница-столбовка").


Свои особенности строительства были и в Пинежском секторе, а особенность заключается в том, что по древнему славянскому обычаю избы строились лицом к солнцу "в порядок". При строительстве древние мастера продумывали все до мелочей. Даже высокие стойки-столбики, на которых стоит амбарный городок, делали для того, чтобы грызуныне могли полакомиться запасами зерна.


Ну, а самый большой сектор музея - Северодвинский. Здесь мы увидим большую шатровую церковь - Георгиевскую, построенную без одного гвоздя. Внутри был восстановлен остов иконостаса в стили барокко. Снаружи церкви мы видим крытую галерею (она была сделана для иноверцев и кающихся грешников, которые приходили на службу). А вокруг храма мы видим, как расположились разнообразные памятники. Подвинья: дома крестьян, амбары, кузницы.


Во время праздников с колоколен Малых Карел разносится чудесные звуки перезвона. Уникальная коллекция колоколов и экспозиция "Звоны северные" является законной гордостью музея. Сюда приезжают, чтоб обучиться непростому искусству звонаря, устраивают музыкальные концерты. Привычное дело на территории музея - народные гулянья. Праздники проходят ярко и радостно: вокруг изб водят хороводы, устраивают всевозможные представления и игры. Вдруг мы услышали издалека легкий звон бубенчиков и мы с радостью видим подъезжающие расписные сани тройкой рысаков. И ничто не удерживает от желания прокатиться с ветерком по заснеженным дорожкам! Смело прыгай в сани и вперед навстречу новым приключениям.


А сколько у нас в России таких замечательных мест, как Малая Карел! И так хочется побывать в этих местах и еще больше влюбиться в красоты России.

«Корелы» или «Карелы»?

Дискуссии о правильном написании слова долго не утихали. Масла в огонь подливал и тот факт, что музей расположен неподалёку от деревни Малые Карелы, а чуть выше раскинулось село Большие Карелы. Происхождением топонимы обязаны беломорскому племени корелов, которые жили на территории современного Архангельска в XII-XIV веках. В пользу гласной «о» говорит и Николо-Корельский монастырь (расположен в 60 километрах от него), и река Корелы, прежде называемая местными жителями Корелкой. Летописи являются документальным подтверждением, поскольку в них отражено написание племени корел с буквой «о».

Аканье трансформировало безударную гласную в «а», тем самым отразившись в названиях деревень. Ассоциации с Карелией и расположенный неподалёку туристический комплекс «Малые Карелы» создавали дополнительную путаницу и порождали новые споры.

В итоге закон закрепил за деревнями названия «Малые Карелы» и «Большие Карелы», а государственный музей по-прежнему остался с гласной «о».

История Малых Корел

Говоря о начале строительства музея, нельзя не упомянуть 1963 год. Именно тогда Лапин Валентин – главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской – проявил инициативу создать уникальное собрание памятников деревянного зодчества, количество которых с каждым годом уменьшалось по разным причинам: пожарам, частым грозам, быстрому гниению стен. Старинные здания были собраны и бережно перевезены из многих деревень и сёл Архангельской области на место, где планировалось создание музея. Если до 1973 года туристам приходилось бы много путешествовать для того, чтобы составить мнение о мастерстве древних народов, с появлением Малых Корел их маршрут ограничивался одной прогулкой по живописной местности. Отличительные черты архангельского плотницкого искусства, исторический дух и этнографическая ценность – именно так можно описать культовые постройки музейного комплекса.

Экспозиция музея

Музей Малые Корелы формируют четыре сектора: Пинежский, Двинский, Каргопольско-Онежский и Мезенский. На их территории сосредоточено 120 образцов деревянной архитектуры. Среди них – церкви и сооружения общественного и гражданского назначения. Их расположение повторяет традиционную планировку деревень того времени. Руководство музея в дальнейшем планирует открыть ещё два сектора – Важский и Поморский.

Самыми древними постройками на территории музея являются Вознесенская и Георгиевская церкви, а также колокольня из деревни под названием Кулига-Дракованово.

Вознесенская церковь

Этот кубоватый храм построили в 1669 году. Форма здания служила творческим ответом архитектора на запрет шатёрной конструкции патриархом Никоном. Вознесенская церковь имеет при себе алтарь и паперть, к которой ведёт крыльцо.

Изначально храм, возведённый «тщанием крестьян», располагался в селе Кушерека Онежского района. За год до открытия музея Малые Корелы его перевезли, и с тех самых пор церковь Вознесения Господня является главной достопримечательностью площади Каргопольско-Онежского сектора.

Георгиевская церковь

В 1672 году в селе Вершина старинным способом был возведён храм. Он представлял собой увенчанный шатром восьмигранник. В XVII веке такие постройки считались вершиной зодчества. Вопреки упомянутому запрету патриарха Никона, пользуясь отдалённостью села от церковных властей, церковь возвели не «о пяти верхах». Материальной основой послужили собранные крестьянами средства.

Сейчас Георгиевскую церковь можно увидеть в Двинском секторе Малых Корел.

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово

Конец XVI века ознаменовался появлением уникального сооружения – шатровой колокольни из дерева. Сдержанные формы и грубоватый бревёнчатый сруб навевают ассоциации с неприступной сторожевой башней, которые были характерны для крепостей того времени.

Примечательна колокольня и тем, что среди аналогичных построек России является самой древней. Вы непременно прочувствуете её неповторимость, прогулявшись по Двинскому сектору музея.

Чем ещё заняться в Малых Корелах

Ни один год в «стенах» этого удивительного музея не обходится без традиционных русских гуляний. С особым трепетом в Малых Корелах справляются и религиозные праздники: Пасха, Вознесение Господне, Рождество и другие. Неизгладимое впечатление на туристов производят такие необычные торжества, как Праздник хлеба, Праздник лошади и Праздник сенокоса. Развлекательная программа поразит своим разнообразием: езда на лошадях, состязание в приготовлении самого большого бутерброда, конкурс на самый красивый каравай, выступления фольклорных коллективов, воссоздание старинного обряда сенокоса… Мысли о том, что музей Малые Корелы ограничивается одной лишь экспозицией, – самое большое заблуждение туристов, направляющихся сюда!

Помимо возможности принять участие в многочисленных празднествах, посетители заказывают обзорную или тематическую экскурсию. Можно познакомиться поближе лишь с одним из секторов Малых Корел или же выбрать более продолжительный вариант, охватывающий всю территорию музея. Тематические экскурсии не столько представляют познавательную ценность, сколько позволяют путешественникам полностью погрузиться в уникальную атмосферу земли русской. Если монолог гида наскучил вам, присоединитесь к игровой программе или примите участие в этнографическом занятии. Для бронирования доступно катание на санях в упряжке лошадей под весёлые переливы бубенчиков, ароматный чай и блины в деревянных избах и многое другое.

Что купить на память о музее Малые Корелы

Самый лучший подарок – это книга. Именно она поможет освежить воспоминания о визите в музей под открытым небом. Выберите близкую по душе тематику: животный и растительный мир, узорное вязание, предметы древнерусского быта, элементы национальных костюмов, лоскутное шитьё, главные достопримечательности Малых Корел. Главное преимущество заключается в том, что вам не придётся стоять в очереди: официальный сайт музея позволяет оформить заказ в режиме онлайн. Цены варьируются от 30 до 1000 рублей.

Туристы, предпочитающие оригинальные изделия народных мастеров, могут заглянуть в сувенирную лавку. Там непременно найдётся что-то необычное, ради чего не жалко расстаться с парой-тройкой сотен рублей.

Информация для туристов

Посетить музей Малые Корелы можно с 10:00 до 18:00 (с октября по май включительно) и с 10:00 до 20:00 (с июня по сентябрь). В сравнении со многими музеями России стоимость билета невысока. Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь он обойдётся в 200 рублей с понедельника по пятницу и в 250 рублей с субботы по воскресенье. Посетители пенсионного возраста, дети старше 16 лет и студенты очной формы обучения могут купить билет дешевле: за 100 и 150 рублей соответственно. За единый билет придётся выложить 500 рублей независимо от дня недели.

Стоимость посещения выставок и экскурсий уточняется отдельно на официальном сайте. Помимо этого, вы можете заказать свадебный обряд, традиционное приветствие хлебом-солью, а также профессиональную фото- и видеосъёмку.

Программа Малых Корел кажется настолько привлекательной, что вы готовы в прямом смысле поселиться здесь на несколько дней? К счастью, в 200 метрах от музея находится туристический комплекс «Малые Карелы». Туристам доступна возможность заселиться в коттедж или гостиничный номер. После соприкосновения с историей русского зодчества как нельзя лучше подойдут современные развлечения: пейнтбол, бильярд, боулинг, ресторан и традиционная русская баня.

Как добраться

Музей Малые Корелы можно найти по адресу: деревня Малые Карелы, улица Правды, 15. В этом направлении ходят автобусы № 104 и № 108. Точка отправления – железнодорожный вокзал и автовокзал соответственно. Транспорт курсирует каждые 20-30 минут, поэтому у вас будет достаточно времени для того, чтобы подготовить себя к увлекательному путешествию по страницам русского зодчества!