Алексей Замский: «Все, что делает сценарист комиксов, – это пишет любовное письмо художнику. Письмо художникам


Удивляйтесь красоте! Ловите красоту! Не дайте ей пройти мимо вас! Помогите балансировать девочке на шаре в картине Пабло Пикассо, вдохните запах ирисов подаренных нам Ван Гогом.

Кубист, сюрреалист, постимпрессионист и просто гений. Как и все сложные натуры, Пикассо не отличался примерным поведением: в творческом мастерстве он опережал своих однокурсников, которые были на 5-6 лет старше его. Но художника крайне раздражало, когда его начинали критиковать, за что был не раз наказан. Первый свой серьезный заказ испанец получил в Париже, за который ему платили 150 франков ежемесячно. Если вас до сих пор мучают сомнения, был ли он соучастником в краже Моны Лизы – нет, обвиняли поэта Аполлинера, тот, в свою очередь, попытался переложить вину на Пикассо. Наконец, менял женщин испанец как перчатки, считая: чем меньше совести, тем больше всего остального.

Возможно, после прочтения книги «Дедушка» Марины Пикассо , ваше мнение о художнике резко изменится. Внучка получила колоссальное наследство и в придачу — тележку обид и укоров в адрес деда. Книга полна обвинений в бесчеловечном отношении художника к членам его семьи. Публикацией книги Марина пытается «отпустить прошлое».

Совсем другое мнение у вас сложится, если вы прочтете «Стихотворения» — сборник стихов великого художника. Мало кто знает, что в возрасте 55 лет страстью мастера стала поэзия. Он словно передавал свои зрительные ощущения, писал уже не кистью, а словами. Не ждите, что у сложного художника вы встретите простые четверостишья, его стихи подобны монолитным блокам.

И наконец, чтобы познать Пикассо-отца, Пикассо-человека — прочтите «Моя жизнь с Пикассо» , авторства его бывшей жены, Франсуазы Жило . Художник всячески препятствовал публикации книги и три раза проиграл процесс. Мемуары описывают не только творчество Пикассо, но и его сложные отношения с женщинами. После выхода книги Жило художник прекратил отношения с их общими детьми.

Винсент Ван Гог

Возможно, мы бы никогда и не увидели прекрасных картин, если бы Винсент продолжил путь проповедника. За всю свою жизнь, он продал лишь одну работу – «Красные виноградники в Арле», и то своему брату, владельцу художественной галереи. Что касается многочисленных версий об отрубленном ухе, напомним наиболее вероятную: ухо Ван Гогу отрубил Гоген во время пьяного спора то ли «об истинной природе искусства», то ли из-за куртизанки Рашель. Но взмах шпаги сделал свое дело, мочку – отправили куртизанке, а шпагу, как предмет преступления, Гоген выкинул в Рону.

Много света пролили на жизнь художника «Письма к брату Тео» , от которого Винсент сильно зависел материально. В них можно почувствовать душевные муки и терзания художника.

Огромный вклад в популяризации художника внес Ирвинг Стоун . Книга написана в 1934 году. Ценность ее в том, что автор лично объездил все места, связанные с жизнью художника, и ему удалось пообщаться с теми, кто знал гения при жизни. Это одна из самых захватывающих историй о Винсенте Ван Гоге.

Его смело можно назвать королем эпатажа! Если гулять по Нью-Йорку — то только с двухметровым батоном, прийти на выставку лондонского вернисажа – только в водолазном костюме. Знакомство с Уолтом Диснеем подарило нам мультфильм «Destino» (Судьба). Вероятно, нет на свете такого дизайнера, который не мог бы назвать себя художником, но не каждый художник может стать дизайнером. Дали удавалось и то, и другое, чего стоит один только диван в виде губ. Ну и любоваться творчеством маэстро мы имеем честь с детства, эмблему для Чупа-Чупса придумал великий Дали. Гонорар, конечно, был не в денежном эквиваленте, он попросил руководство ежедневно высылать ему коробку леденцов.

Кто сможет рассказать о себе, лучше, чем ты сам. Дали был в этом уверен. «Дневник одного гения» — шокирующие откровения и признания, приправленные ироничным отношениям к жизни, позволяют взглянуть читателю на мир глазами великого испанца.

» — глазами сестры Аны Марии Дали . В книге опубликованы письма Дали своему близкому другу — испанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке и Ане Марии, которые сопровождены великолепными иллюстрациями, графическими работами и фотографиями, публикующимися впервые.

Человек, являющийся одним из самых дорогих художников в мире. Он не писал свои картины с помощью мольберта, палитры и кисти, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст, иногда сигаретами. Знаете ли вы, что страстным увлечением художника была кулинария? В голове не укладывается образ Поллока в фартуке, который печет блинчик, с образом пьяного дебошира с неуравновешенным характером.

«Ужин с Джексоном Поллоком: Рецепты, Искусство и Природа» . Книга вышла в свет благодаря находке Робин Ли – известного фотографа, которая путешествуя по всему миру, делает снимки для таких заказчиков как Kodak, Vogue и Harper`s Bazaar. В книге насчитывается более 50 рецептов, собранных из неразборчивых записей Джексона Поллока, его жены Ли Краснер и его матери Стеллы. Представлены его любимые блюда, известные еще с 50-тых годов: грибной соус для спагетти, мясной рулет и пирог с моллюсками, которых он сам ловил в заливе. И, конечно же, рецепт яблочного пирога, за который он даже получил награду на кулинарном конкурсе.

Стивен Нэйфи и Грегори Уайт Смит представили миру книгу «Джексон Поллок, американская сага» , которая экранизирована в 2000 году Эдом Хариссом, повествует обо всех взлетах и падениях художника.

Узнаваем по воздушному наполнению своих работ, Клод Моне — один из отцов импрессионизма. С 14-ти лет зарабатывал тем, что рисовал карикатуры знакомых и прохожих, которые были очень популярны в округе. Колесо фортуны развернуло жизнь художника, когда он выиграл в лотерею 100 тыс. франков, благодаря этому он смог оставить работу посыльного и посвятить себя живописи.

Французский историк, писатель и журналист Мишель де Декер известен как автор многих биографических исследований. Изданная им книга представляет собой жизнеописание французского художника, которого называли поэтом, сочиняющим гимны цвету и свету.

Стоя в галерее возле картины, которая вас не цепляет, просто переходите к другой. Найдите своего художника, который найдет отклик в вашем сердце, разделит ваш взгляд на мир и даже позволит посмотреть его глазами.

«Литературная Россия». - 19.05.1978. - № 20 (800).

Известный советский писатель-фантаст Иван Ефремов вписал свою страницу в художественную летопись, посвященную Горному Алтаю. Перу автора многих научно-фантастических произведений принадлежит рассказ «Озеро Горных Духов», сюжет которого был навеян встречей писателя с алтайским художником Григорием Ивановичем Гуркиным (1870 - 1937), знакомством с его замечательными картинами, в частности с удивительным по технике исполнения живописным полотном «Озеро Горных Духов». О таланте алтайского самородка высоко отзывались И. Шишкин, который был учителем Гуркина, М. Горький, А. Луначарский. Последний писал, что замечательны по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая.

В 1969 году Горно-Алтайское книжное издательство выпустило в свет альбом рисунков и гравюр молодого алтайского художника Игната Ортонулова «Панорама гор», который также заинтересовал И. Ефремова, пославшего талантливому графику 26 июля 1970 года следующее письмо:

«Многоуважаемый Игнат Иванович! Большущее спасибо за Ваш прекрасный подарок. Я не ошибся, когда почувствовал (по объявлению в газете «Книжное обозрение»), что найду в Ваших произведениях те черты подлинного Алтая, которые полюбил в творчестве Г.И. Гуркина.

Первое впечатление о Ваших рисунках и гравюрах - очень хорошее. Хороши линогравюры к эпосу, несмотря на слабую технику репродукции, они мощны и широки. Из других особенно по вкусу мне: «Дорога предков», «Утро», «Дьангар», «Конь», «Певица», «Горное озеро», «Девушки алтайки», «Арканщики», «Катунь», «Проводник», - как видите, многое пришлось по душе. Доброго Вам здоровья и дальнейших успехов! Еще раз - спасибо. С искренним уважением и приветом. И. Ефремов».

Несколько лет назад художник И. Ортонулов выпустил свой новый альбом «Горный Алтай», где во многих его рисунках и гравюрах мы снова видим «черты подлинного Алтая», черты, которые были особенно дороги писателю Ивану Антоновичу Ефремову.

» проблем не было. У меня тогда, в 2008-ом, стояла простая задача: показать, что на Южной Урале есть детская литература, есть хорошие иллюстраторы детских книг.

Сейчас начат выпуск второго пула серии «От 7 до 12» — в другом формате, и с более сложной задачей: сделать именно ЛУЧШИЕ КНИГИ. С текстами всё просто: и местные авторы выросли за эти годы, и в издательстве появился большой портфель произведений российских авторов. А вот с иллюстраторами оказалось трудно: требования к иллюстрациям выросли, а художников, готовых справиться с поставленной задачей, оказалось мало.
Пришлось обратиться к знакомым и незнакомым, к интернет-сообществу: Нужны художники! Сейчас в трёх папках издательской почты почти сто заявок от художников России. Для них — это техническое задание.

Уважаемые художники! Во-первых, спасибо вам огромное, что откликнулись, было очень интересно знакомиться с вашими работами.
Во-вторых, здесь я пишу ТЗ по иллюстрированию, и некоторым из вас предложу с ним ознакомиться (сейчас буду писать письма). Проиллюстрировать надо следующие книги:

1. Книга № 1. Михаил Придворов, Андрей Сметанин. Стихи для семейного чтения с детьми 7-12 лет. Серия «От 7 до 12. Лучшие книги для семейного чтения».
Формат 195 (шир.)*217 (выс.) мм.
Обложка: мелованная 250 гм2 (4+0)
Блок: мелованная 115 гм2 (4+4)
96 полос + 4 обложка
Переплет: термоклей
Односторонняя ламинация обложки

Два варианта иллюстрирования :
1) Делаются 10 сборных разворотов (по пять на автора+обложка). Сборные иллюстрации – когда на одном развороте герои разных стихов автора, связанные общим сюжетом (фоном). На остальных страницах – цветной фон и «аппликации» из сборного сюжета (больше как элементы декора, нежели иллюстрации). В таком стиле Светланой Никонюк сделаны иллюстрации к сборнику «Я сижу на облаке» — иллюстрация верхняя и эта:

А это пример «аппликации»:


2) Иллюстрируются все страницы «разворотами», т.е., каждый разворот представляет собой цельную картину, объединяющие все стихи на двух страницах (количество стихов на разворот может быть от одного до 4, чаще всего это 2-3). Фон обязателен (собственный). Принимаются предложения художника по стилю иллюстраций.
Примеры такого подхода — в иллюстрациях Сергея Андрусенко к книге «Стихи на вырост» (Янис Грантс и Дмитрий Сметанин):



Главное требование: САМОБЫТНОСТЬ, качество, созвучность с автором. Эксперименты приветствуются. Какие именно техники – неважно. ПРИВЕДЕННЫМ КАРТИНКАМ НЕ НАДО ПОДРАЖАТЬ!!! Надо сделать ЛУЧШЕ. Каждая книга серии будет иллюстрироваться другим художником.

Макет может быть сделан в издательстве, но если художник примет участие в формировании последовательности стихов и сам сделает макет — это только приветствуется.

Сроки: 1 месяц. Про оплату напишу в письмах каждому из заявившихся.

Тестовое задание: стихотворение Михаила Придворова «Прекрасное чёрное чудище» :

Прекрасное чёрное чудище
Баюкало детку свою:
– Поспи, моё солнышко, чуть ещё,
Я песню тебе напою.

Пока не осыпался росами
Полуночных красок триптих,
Ты дремлешь с немыми вопросами,
А я отвечаю на них.

О тайнах больших и загадочных
В пещерах за горным хребтом,
О том, как рождаются бабочки
И как улетают потом.

О маленьких гномах и золоте,
О каменных троллях в глуши,
О том, как на севере холодно,
О безднах, где нет ни души.

О море, где парусник плавает,
О небе, где птица парит.
О том, как движеньями плавными
Погасит рассвет фонари.

Пока ещё месяц не выстоял
Свой час в поднебесном краю,
Я шёрстку послушно-волнистую
Тихонько поглажу твою.

И, может, когда-нибудь в будущем,
Услышав последний ответ,
Ты вырастешь в чёрное чудище,
Прекрасней которого нет.

2. Серия «Учись говорить» для детей от 1 до 3 лет.
Формат А5, горизонтальное размещение текста и рисунка (по широкой стороне).
Обложка Внутр. блок — Мелованная 150 гм (4+4)
Кол- полос 8 полос 16 полос, скрепка

Один разворот — одно стихотворение (четверостишие) и один рисунок. Требования к рисункам: простота и узнаваемость животных для ребенка, интересность для взрослого, передача «разговорности» и настроения. Главное, чтобы был изображен процесс «говорения», ребёнку, глядя на картинку, захотелось «разговаривать» с животным. А взрослые могли бы повесить такие картинки на стенку, и этот разворот стал бы украшением современной квартиры.
Таких книг будет минимум 4. Сейчас полностью готовы тексты про «разговоры» домашних животных, диких, в редактуре звуки музыкальных инструментов, транспорта, игрушек. Художник будет один у всей серии.Серия будет продолжаться.
Предложения по оплате жду на почту вместе с тестами.
Тестовое задание: стихотворение Ранневой-Сиротина
ЛЬВЁНОК

Львёнок, хоть и не сердит,
Оглушительно рычит.
Папа-лев – его кумир.
Папа: — Р-Р-Р!
И львёнок: — Р-Р-Р-Р!!

ИЛЛЮСТРАЦИИ

УЧЕБНЫЕ РАБОТЫ

I. РИСУНКИ С НАТУРЫ

Геометрические тела

Геометрические тела

Шар в миске

Натюрморт из бытовых предметов

Натюрморт из бытовых предметов c чучелом птицы

Зарисовки отделыных предметов: бочка, табурет и стул

Зарисовки отдельных предметов: корзинка и чашка, ботинки

Драпировка на стуле

Натюрморт c драпировкой

Мужская голова

Женская голова

Мужская голова в четырех поворотах

Женская голова в трек поворотах

Зарисовки рук

Мужская фигура в трех поворотах

II. НАБРОСКИ

Стоящий мальчик. Набросок

Дети на прогулке. Композиционный бросок

Сидящий мальчик. Набросок

За столом. Композиционный набросок

Набросок белого медведя

Наброски кошки

Наброски львов

Наброски медвежат

Сосновые ветки (акварель)

Кузнечик (акварель)

Рисунок лесного пейзажа

III. КОМПОЗИЦИЯ

Эскиз композиции «В контошНе> (масло)

Лошадь в поле (акварель). Подготови-тельный этюд

Лошадь c жеребенком (акварель). Подготовительный этюд

Эскиз композицти «В конюшне»

Koнюшня. Подготовительная зарисовка

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

А. Л ы с е н к o. Рисунок натурщика

А. И в а н о в. Рисунок натурщицы

А. И в а н о в. Обнаженный мальчик

Ф. Б p y н и. Рисунок натурщтlков

П. Ч и c т я к o в. Рисунок натурщика

В. C e p o в. Начатый рисунок c натуры

В. С е р о в. IIпоконченный рисунок c натуры

А. И в a н o в. Голова девушки

А. И в а н о в. Голова левушки

Д. K a p д o в c к и й. Голова старика

H. К а с а т к и н. Голова мальчика

Г. В е р е й с к и й. Портрет Ершова

И. P e п и н. Портрет Баташевой

B. C e p o в. Лист из альбома

B. C e p o в. Наброски совы

B. B a т a г и н. Наброскп страусов

В. B a т a г и н. Наброски зайца

B. Серов. Дуб

Д. К а р д о в с к и й. Зарисовки сосен

B. C е p o в. Наброски пейзажей

B. C e p o в. Tpишкин кафтан. Зарисовка к композиции

B. C e p o в. Тришкин кафтап

Б. Я к o в л e в. Натюрморт

И. Х р у ц к и й. Натюрморт

Ш a p д e н. Натюрморт

Ш a p д e н. Натюрморт

B. C y p и к o в. Боярыня Морозова. Эскиз композиции

B. С у р и к о в. Боярыня Морозова.

В. С у р и к о в. Боярыня Морозова Эскизы композиции

B. С у р и к о в. Боярыня Лорозова_ Эскизы композиции

B. С у р и к о в. Боярыня Морозова.. Фрагмент композиции

В. С у р и к о в. Женская фигура co скрещенными руками. Зарисовка к картине «Боярыня Морозова»

В. С у р и к о в. Женская фигура со скрещенными руками. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

B. С у р и к о в. Странник. Этюд к кар-тине «Боярыня Морозова»

Р а ф а э л ь М о р г е н. Гравюра с фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

B книге помещены учебные работы учащихся Московской средней художественной школы при Художественном институте им. В_ И. Сyрикова Академии художеств СССР

Откажитесь от копирования чужих картин, рисунков и фотографий

Картина живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; - если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод».

Леонардо да Винчи (1452-1519)

В ы прислали мне свои рисунки и короткое письмо, в котором вы пишете буквально следующее: «Как видите, я уже умею хорошо рисовать, хотя нигде не учился. у меня только не ладится с человеческими фигурами, но, справившись с ними, я быстро смогу стать художником». Прочтя эти несколько самонадеянные строки, я обратился к вашим рисункам, надеясь найти в них подтверждениe ваших слов.

Но увы! Надежды мои не сбылись! Все присланные вами рисунки — копии с различных картин и портретов, сделанные вами механически, по клеткам. И, хотя рисунки свои вы украсили рисованными затейливыми рамками, все же они не имеют ни малеишей художественной ценности, и я решил вообще ничего вам больше не писать, так как при всем своем желaнии никаких следов способностей я в ваших работах не нашел. Совершенно случайно на обороте одного из рисунков я обнаружил набросок женской фигуры, вяжущей чулок. Этот рисунок, несомненно деланный с натуры, заставил меня переменить свое мнение о вас, и я решил написать вам это письмо. Навeрное, читая эти строки, вы недоумеваете: Как же так? Почему он забраковал славные рисуночки, которые так нравились всем моим друзьям и служили украшением моей комнаты, и обратил внимание на какой-то грубый, небрежный рисунок, которому я сам не придавал никакого значения?»

Этот вопрос, с которого, собственно, и начинается наше знакомство, очень существен, а потому я постараюсь объяснить его как можно яснее.

Каждый художник передает в своих работах наблюдения окружающей его жизни, природы и обстановки. Чем острее его наблюдения, чем выше его мастерство, тем большую ценность имеют его произведения. Когда же xудожник копирует работы другого художника — он не вкладывает в это ничего личного. Его задача сводится лишь к тому, чтобы как можно точнее срисовать с другой работы. Как бы ни былa хорошо выполнена такая копия, ее художественная ценнoсть, по сравнению с оригиналом, обычно очень мала.

B каждую свою самостоятельную работу художник вкладывает все силы своего таланта, чувств, желаний, мыслей, опыта и наблюдений. Копируя чужую картину, художник не вкладывает в свою работу ничего кроме своего труда и желания сделать нечто похожее на оригинал.

Для начинающего копирование репродукций картин и рисунков других художников приносит больше вреда, чем пользы. Оно приучает его к нeсамостоятельной работе, приучает смотреть на мир чужими глазами. Правда, бывает, что молодые художники в процессе учeния копируют кaртины знаменитых мастеров, но это совсем другое дело, тaк как в данном случае копия делается в музее, непосредственно с картины, и цeль такой работы в том, чтобы возможно глубже проникнуть в мастерство великого художника, изучить его приемы, технику живописи, трактовку формы и т. д. Вы же делали свои копии не с самих картин, а с плохих открыток, и при этом вопрос изучения мастерства других художников меньше всего интересовал вас. Вот почему ценность присланных вами работ ничтожна. То, что вы сумели сделать красивенькие, по вашему мнению, картинки, ослепило вас, и вам показалось, что вы действительно почти художник, что стоит вам еще немножечко, чуть-чуть подучиться — вы станете настоящим художником. Увы! Вы жестоко ошибаетесь! Ваш набросок показывает, что у вас действительно есть некоторые способности, но вы совершенно не умеете рисовать и даже еще не имеете представления о том, как это делается. Вам нужно начинать с азбуки и, только овладев ею, двигаться дальше. Вы сами пишете в своем письме, что нигде никогда не учились рисованию, и все же мните себя почти готовым художником. Непонятно, откуда такое легкомыслие! Ведь даже для того, чтобы стать квалифицированным сапожником или портным, нужно не один месяц учиться, a мастерство художника значительно тоньше и сложнее. Спрашивается, на каком же основании вы полагаете, что художником можно сделаться шутя, немного подучившись? Если вы желаете и в дальнейшем пользоваться моими советами и указаниями, ставлю вам следующие непременные условия:

1. Перестаньте думать о рисовании красивеньких картинок и переключитесь на рисунки учебного характера.

2. Совершенно откажитесь от копирования чужих картин, рисунков и фотографий.

3. Систематически рисуйте с натуры,начав с самых простых предметов, постепенно переходя к более сложным.

4. Красками пока не работайте; нужно сначала овладеть, хотя бы немного, одноцветным рисунком, так как он является основой основ нашего искусства, и только после этого можно пробовать свои силы в красках. 5. Начинайте с рисунков небольших размеров — 1/4 нормального рисовального листа (30 Х 40 см) .

Получив известные навыки, переходите к размеру в "/2 листа (40 Х 60 см) . Делать учебные рисунки в больших размерах не рекомендуется. И, наконец, нужно запастись терпением и скромностью, забыв о том, что вы «без пяти минут» художник. Помните, что вы пока еще только ученик, и ученик приготовительного класса.