Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень". Сочинение по картине «Золотая осень» Левитана


Золотая осень - Исаак Ильич Левитан. 1895. Холст, масло. 82 x 126 см.


Яркий, охристый цвет, перемежёванный с красным и оранжевым, льющийся с полотна, настолько красноречив, что даже не глядя на подпись у рамы, можно легко догадаться – перед нами «Золотая осень» Исаака Левитана.

Картина была впервые представлена на 24-й выставке , и предваряла её скрупулёзная работа. Сначала были созданы этюды с натуры – автор осенью 1895 года жил в усадьбе Горка Тверской губернии, там и искал сюжеты, а закончена уже в .

Сразу привлекает внимание настроение работы. Живописец от элегических, очень тонких и душевных работ вдруг перешёл к пышному, яркому, торжественному пейзажу. Как водится, все значимые события в жизни творца непременно находят свой отклик в его произведениях, и Левитан не явился исключением – его личная жизнь бурлила и была полна страстей во время написания «Золотой осени».

Будучи в близких отношениях с Софией Кувшинниковой, Левитан влюбился в Анну Турчанинову. Она отдыхала в соседней усадьбе. Развился бурный роман, напоминающий прям-таки книжные страсти. Кувшинникова пыталась покончить с собой (слава Богу, эксцентричной особе это не удалось), пылкие увлечения друга открыто осуждали Антон Чехов, и его сестра Мария (в которую живописец в своё время также был влюблён безответно), а сам Левитан жил в ожидании счастья. Чехов также отрицательно высказывался и о работах художника, созданных в этот волнительный период, ругая за излишнюю «бравурность» и декоративность. Эти же комментарии относились и к «Золотой осени» - куда девался тонкий лирик, чуткий художник, рисующий душевные тихие пейзажи?

Сегодня искусствоведы относят представленную картину Левитана к так называемой мажорной серии, куда помимо «Золотой осени» входят работы , и др. А обычным зрителям она нравится за эмоциональность, выразительность и яркие торжественные цвета.

Во время написания этюдов в Горке мастеру были созданы все условия – на берегу озера в усадьбе специально для Левитана была выстроена мастерская, аж, в два этажа. Изображённый на картине пейзаж находился всего в полукилометре от личной мастерской – это река Съежа близ местечка Островно.

Узкая речка с достаточно высокими обрывистыми берегами берёт своё начало у нижнего правого угла холста, чтобы отвести взгляд зрителя прямо к горизонту, сквозь осенний лес к едва заметным полям и деревенским домикам. В тёмных, спокойных водах отражается небо, но при этом оно не по-осеннему спокойно и светло (нехарактерный элемент для Левитана).

Точка зрения выбрана очень удачно, так как она позволяет выстроить широкую панорамную композицию со множеством элементов. Если детально разбирать картину, то можно отметить, что детали на полотне распределены неравномерно – левая сторона более загружена, однако, это не приводит к асимметрическим ощущениям, так как Левитан грамотно «расставил» и сгруппировал все элементы пейзажа.

Как уже отмечалось, выбранная палитра в этой картине не свойственна живописцу – слишком яркие и насыщенные цвета, но продвигаясь вглубь картины, можно заметить, как колорит становится более спокойным и привычным.

Не все разделяли скепсис Антона Павловича Чехова по поводу этой работы. В целом, картина получила массу самых положительных и восхищённых отзывов. Отмечалась пышность пейзажа, эмоциональная наполненность, золотистая красочность. Также эту работу очень любят рассматривать искусствоведы, как пример влияния европейского импрессионизма на творчество Левитана.

Через год после написания «Золотая осень» была куплена Павлом Третьяковым прямо с передвижной выставки. У нового владельца неожиданно возникли проблемы с оформлением сделки, и картина долго ещё кочевала по выставкам передвижников, ожидая пока Павел Михайлович её заберёт. Но в ноябре этого же года, выставляясь в Харькове, её постигло несчастье – тяжёлый медный козырёк калорифера, упав со стены, проткнул полотно насквозь. Спешно были проведены реставрационные работы, и стараниями реставратора Дмитрия Арцыбашева, картина вновь приобрела первозданный вид. Хотя сам Левитан очень волновался – состоится ли обещанная сделка, в связи с этим печальным происшествием, но Третьяков не отказался от «Золотой осени» и сразу после покупки передал её в дар своей галереи, где картина находится и по сей день.

Средняя оценка: 4.3

Исаак Ильич Левитан создал много картин, посвященных русской осени. В творческом наследии художника около ста «осенних» картин. Осень на его картинах представлена во всем ее многообразии.

Одной из самых известных работ художника является картина «Золотая осень». Этот пейзаж посвящен яркому осеннему дню. Легкие белые облака плывут по нежно-голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, изображена небольшая березовая рощица, справа - отдельно стоящие березки, одетые золотом осенней листвы. На переднем плане картины мы видим реку. Вода в реке темно-синяя, а вдали – голубая. На заднем плане картины художник поместил деревушку. Возле нее зеленеют поля, на которых взошли озимые. Они похожи на изумрудный ковер. Вся картина Левитана пронизана солнечным светом. Здесь преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Глядя на картину, так и хочется воскликнуть: «Очей очарованье!»

Совсем другое настроение вызывает у зрителя картина Левитана «Осенний день. Сокольники». На этой картине художник изобразил осенний ненастный и задумчивый день. Высоко поднимаются в небо вершины темных сосен, рядом с ними по бокам аллеи стоят невысокие клены в осеннем уборе. Деревья не хотят отдавать свой сказочный наряд. Однако верный союзник осени, ветер, старается на славу. А помогает ему серое, мутное небо, которое навевает грусть. Далеко вглубь картины уходит песчаная аллея. По ней прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье. Художник избегает ярких красок на этой картине, кажется, что они потеряли свою жизненную силу. На этом пейзаже художник передает тоску поздней осени, осыпающихся листьев, предзимнего солнца, едва согревающего землю.
Обе картины Левитана не просто описывают время года, а передают настроение художника, его ощущение осени. Когда смотришь на эти пейзажи, невольно проникаешься настроением автора, его любвью к родной природе.

Тема. Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень".

Цели урока. Познакомить учащихся с понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит. Активизировать лексику по теме «Осень».

Оборудование урока.

Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». -Искусствоведческий текст из книги В.Б. Розенвассера «Беседы по искусству» -

Содержание урока.

I. Рассказ учителя о художнике и его картине

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был выдающимся художником – пейзажистом конца 19 века.
Судьба его была нелегкой: выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, В.Д.Поленов.
У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы. В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И. Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах художника, как «Первая зелень», «Березовая роща».
Картина «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени.

II. Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.
Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...

Что изображено на картине?

Какие чувства хотел выразить художник?

Почему картина называется «Золотая осень»?

Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать «золото осени»?

О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

III. Запись на доске

Учащимся предлагается записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением.
Небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.
Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже дано нам картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

На доске – запись:

Новое:

небо

голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.

река

неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.

деревья

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.

трава

сухая, желтая, как ковер, бурая.

поле

зеленое, свежее, как бархатный мягкий ковер.

деревушка

маленькая, дальняя.

IV. Беседа с учащимися по содержанию картины

С чего бы вы начали сочинение по картине?

С того, что художник И.И.Левитан изобразил красивую пору – осень.

Что бы вы написали после вступления?

Я бы стал(а) подробно описывать деревья, реку, небо…
-Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?

Я бы обязательно написал(а) бы о том, какая осень красивая пора года, как художник красиво ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась…

А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б.Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали только отдельные листы с отпечатанным текстом, и я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый и какой последний.
Давайте вместе попробуем разобраться в этом. Прочитайте отрывки. (Учащимся раздаются отпечатанные листы с текстом).

« «Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи».

Соответствует ли содержание текста картине? Являются ли отрывки одним текстом?

Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы.

Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым, (вторым, третьим)?

1.В начале текста я бы поставил(а) отрывок «Простым и привычным…». В этом отрывке описывается картина полностью, в общем.
2.За первым отрывком я бы поместил(а) подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая по объему, и в ней объясняется то, о чем говорится в первом отрывке…
3.Отрывок «Всматриваясь в картину…» я бы поставил(а) последним, потому что в нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали раньше.

Итак, мы восстановили с вами текст полностью. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете?
Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине.

Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как?

Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова «посмотрите», «присмотритесь», а в третьем абзаце делается вывод: «…всматриваясь в картину И.И.Левитана…».

Вы правильно заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже.

Понравился ли вам текст?

Мне текст очень понравился. Автор подробно описал картину «Золотая осень». После чтения этого текста я лучше понял(а) картину И.И.Левитана.

Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?

Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез. -Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополни те опорные слова, которые мы записали раньше, новыми, из текста.

V. Словарно-стилистическая работа
– Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов:
Живопись – вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок.
Пейзаж – картина, изображающая природу.
Мазки – прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки.
Колорит – соотношение красок в картине по тону.

Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, существительные, обозначающие лицо.
(Пейзажист, живописец).

Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.
(Изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы).
-Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.

Метафоры: зеркало реки, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.

Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

План.

1. Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

    Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

    И.И.Левитан – певец красоты русской природы.

    Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

2. Основная часть самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.

    Картина И.Левитана “Золотая осень”.

    Общий план картины.

    Деревья на картине Левитана.

    Осенняя река.

    Лазурь небес.

    Задний план картины.

3. Заключение Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

    Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

    Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства.

    Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Задание на дом: напишите сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Приложение.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки».

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов». «Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что её густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась. И только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки». «Всматриваясь в картину И.И.Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

«Золотая осень» - известная картина И. И. Ле­витана, посвящённая красоте русской природы. Осен­ний пейзаж, созданный знаменитым художником в 1895 году, очень яркий, красивый и солнечный. Он вызывает у зрителя особенные чувства и никого не может оставить равнодушным. «Создатель пейзажа настроения», как часто называли И. И. Левитана, искусно передал необыкновенную красоту родного края и смог проникнуть в сердце каждого человека, который любит и ценит прекрасное. «Золотая осень» произвела огромное впечатление на И. Третьякова, который приобрёл её для своей коллекции. В на­стоящее время знаменитый пейзаж И. И. Левитана является достоянием Третьяковской галереи.

На картине И. И. Левитана «Золотая осень» изоб­ражена берёзовая роща в осеннем наряде. На перед­нем плане располагаются две осинки с почти опавши­ми листьями. Берёзки с золотыми вершинами распо­ложены слева. Особое внимание привлекает именно берёзовая роща, завораживающая своим необыкно­венным золотым убранством. Белоснежные стволы одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья бе­рёз трепещут на ветру, переливаются, освещённые солнечными лучами, и блестят, словно золотые укра­шения. Одна из таких красавиц одиноко стоит на правом берегу реки, которая разлилась справа от берёзовой рощи. Водная гладь холодна и неподвижна. В ней, как в зеркале, отражается светлое голубое небо с белыми облаками и красноватые ветви раз­росшегося на берегу реки кустарника. Его нежные оттенки живописно украшают левый берег. Речная гладь дополняет красоту пейзажа, создаёт спокойное умиротворённое настроение.

Справа от реки, раскинув ещё зелёные ветви, расположились ивы. Своим цветом они создают кон­траст красок наступившей осени и уходящего лета. Но в этой незримой битве победа остаётся за осе­нью - зелень ив уже не такая яркая и сочная, какая бывает летом.

Земля покрыта осенней травой, которая ещё со­держит зелёные летние оттенки. Но в этот пёстрый ковёр неотвратимо вплетаются жёлтые краски осени, появляется багряный узор из опавших листьев. Все цвета травы яркие и насыщенные, только местами виднеются чёрные пятна теней деревьев.

На заднем плане картины заметны очертания да­лёких домов, лесов и полей, засеянных озимью. Поля привлекают взгляд яркой сочной зеленью, свойствен­ной весне, и как бы переносят нас в другое время года. Резкий переход к жёлто-коричневой траве, располо­женной справа от поля, напоминает о реальности - в природе царит осень.

Картина И. И. Левитана «Золотая осень» создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими крас­ками осенней природы, пробуждает любовь к род­ному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, рассматривая мелкие детали, при­водит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох:

А. С. Пушкина, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, в творчестве которых значительное место отведено теме именно этого времени года. «Золотая осень» И. И. Левитана является своеобразным призывом: «Люди! Не проходите мимо, обратите внимание на ска­зочную красоту, созданную природой, восхищайтесь ею, берегите её и сохраните для потомков!» В наше время технического прогресса и постоянной спешки умение замечать и видеть прекрасное особенно ценно. После просмотра картины И. И. Левитана «Золотая осень» хочется найти такое место на своей малой родине и восхищаться необыкновенными красками этого времени года.

Знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Вероятно, потому, что осень резонировала с его меланхоличными чувствами лучше, чем любое другое время года. Всего Левитан написал более сотни осенних пейзажей. Осенью, в особенности в сентябре, как отмечают многие художники, воздух отличается кристальной прозрачностью. Не случайно именно ранней осенью астрономы-любители больше всего любят наблюдать звезды.

Картина «Золотая осень » запечатлела как раз самую яркую, прозрачную и нарядную стадию осени. В природе уже ощущается приближение холодов, но погода еще держится теплая, и утренние заморозки еще не испортили яркие краски желтеющих листьев. Бездонная синева неба контрастирует с золотыми и багряными оттенками осеннего листопада. Через две-три недели листва пожухнет и приобретет бурый оттенок, небо станет пасмурным и тяжело нависнет над землей серыми тучами; дождь превратит волшебные лесные тропинки в непроходимую грязь, спокойная река помутнеет.

Работать над картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с натуры, а завершил свой знаменитый пейзаж зимой, после возвращения в Москву. И хотя картина производит впечатление написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник полагался, главным образом, на свою зрительную память. В следующем году «Золотая осень» выставлялась в Петербурге и Москве, где и была куплена меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень», он настаивал на названии «Золотая осень», так как просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием. В настоящее время холст размером 82 см на 126 см находится в коллекции Третьяковской галереи. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере, в нем ощущается влияние импрессионизма; многие детали написаны условно, объемными и рельефными мазками (березовая листва). В целом, «Золотая осень» не самое типичное произведение - это яркая, солнечная, радостная картина. Вместо типичной для Исаака Левитана грусти и меланхолии здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету (и, возможно, сожаление о том, что прошло вместе с ним). Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора - известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой.

Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину с таким же названием, «Золотая осень», она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тезки, она изображает другой яркий осенний пейзаж и написана в более простой, стилизованной манере.