Как характеризуют дикого другие действующие лица. Характеристика и образ дикого в пьесе гроза островского сочинение


Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.

Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»

Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.

Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.

Особенности образа Дикого

Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.

При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно. И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.

Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника. Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».

Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально. Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована. Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.

Значение образа купца в произведении

С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.

Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом. Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе. Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.

В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.

Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш. Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться». И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» – Кабаниха.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но ее «любовь» – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит Катерина.- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха – жестокий, бессердечный палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие

Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что.любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

В характере Кудряша есть черты, роднящие.его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!». Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом. «Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Х

Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать. Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

«Еще недавно люди были очень дикие»
(Л. Добычин)

Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.

Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития. Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.

Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»

Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создало некую легенду о Диком как о главном человеке в городе. И дикой ведёт себя в соответствии с этим условным статусом. Он грубит городничему, ворует у простых мужиков, угрожает Кулигину: «а за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Дикой необразован. Он не знает историю, не знает современность. Имя Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их сочинений, похожи для Дикого на самую оскорбительную ругань. Внутренний мир героя настолько беден, что у читателя нет оснований сочувствовать ему. Дикой даже не герой, а скорее персонаж. В нём нет внутренней наполняющей. За основу характера Савла Прокофьевича взято несколько качеств: алчность, себялюбие и жестокость. Больше в Диком совершенно ничего нет и априори не может появиться.

Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.

В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует - «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.

Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.

Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

Тест по произведению

/ / / Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)

Действие драмы Островского происходит в придуманном городе Калинове на берегу Волги, где царит традиционный уклад жизни. В городе прекрасная природа, но между жителями этой местности царит черствость и невежество, злоба, пьянство и разврат. И самое страшное, что люди к этому привыкли. У них был такой способ жизни, и если к ним попадал нормальный человек, то он долго не мог там пробыть. Как и в каждом литературном произведении, в пьесе Островского «Гроза» есть положительные и отрицательные герои. К отрицательным, в первую очередь, относятся свекровь главной героини Катерины - Марфа Игнатьевна Кабанова и дядюшка Бориса, любимого человека Катерины, Савел Прокофьевич Дикой.

В пьесе этих героев редко называют по имени отчеству, их больше зовут и . Общее в этих персонажей то, что они оба жестокие и бессердечные люди, а объединяет их любовь к деньгам. Отношения людей, по их мировоззрению, держатся только на богатстве. Они, как хотят, издеваются над своими домашними, заставляя их жить в постоянном страхе.

Дикой поставил себя выше всех окружающих, а они его боятся и даже не пытаются противиться этому. Он проявляет вседозволенность, потому что в Калинине нет никого, кто мог бы ему противостоять. Дикой убежден в своей безнаказанности и считает себя хозяином жизни.

Кабаниха прикрывает неуважительное поведение маской добродетели. Она человек сильный и властный, ее мало интересуют эмоции и чувства. Как человек старой формации Кабанова интересуется земными делами и интересами. Ее требования заключаются в беспрекословном выполнении порядка и чина.

Дикого, так же как и Кабанову, можно считать представителями некоторой части купеческого сословия, которые вели себя неподобающим образом. Таких людей нельзя назвать благочестивыми. Но нельзя сказать, что русское купечество XIX века было прототипом Кабанихи и Дикого. В этой же драме Островский показывает, что отец Бориса был братом Дикого, но воспитываясь в одной и той же семье, отличался от купца Дикого. Женат отец Бориса был на девушке дворянского происхождения, и у него была совсем другая жизнь, чем у его деспотичного брата.

Кабанова тоже показана как типичный представитель купечества. Будучи главой семейства, матерью Тихона, Варвары и свекровью Катерины, она постоянно своим поведением изводит своих самих близких людей. Может она по-своему и любила своих детей, но разве нормальная мать может так себя вести? Наверное, нет. В драме есть описание рассказа Катерины о детстве. Родители Катерины тоже были из купеческого сословия, но мать Катерины была чуткой, доброй и отзывчивой женщиной. Она очень любила и заботилась о своей дочери.

Островский взял сюжет для своей пьесы из реальной жизни, но городу было дано вымышленное название Калинов. Много приволжских городов считали, что пьеса «Гроза» написана по событиям, которые произошли именно в их городе. Сейчас почему-то считают, что это город Кострома.