Известные и красивые балерины. Самые известные балерины


Балет - секрет долголетия?

Фотография: Государственная Библиотека Квинсленда (1938)
Девочки на экзамене в Королевской Академии Танца (Лондон)

Майя Плисецкая, 1925 г.р. 89 лет, живёт и здравствует

Читала я тут один журнальчик и с удивлением обнаружила, что Майе Плисецкой уже под 90! А выглядит она при этом все ещё очень пристойно. В том же журнале были указаны годы жизни еще нескольких знаменитых балерин, так вот многим из них удалось «перевалить» 80-летний рубеж!

Стала рыться дальше. Выбрала из Википедии только русских и советских балерин, кто прожил больше 80 лет, и оказалось, что таких на три поста хватит - процентов 70 балерин из списка прим Мариинского театра! Пришлось отфильтровать тех, кому больше 85. Сейчас покажу их и пару слов расскажу.

Александра Кеммерер (1842-1931). 89 лет

Блистала в «Мариинке», когда в моду вошли «русофильские» балеты - с кокошниками и балалайками. Воспитала приемную дочь, выдала её даже замуж за графа Орлова. Сама, похоже, семьи не имела.

Екатерина Вазем (1848-1937), 89 лет
Выступала в Мариинском театре одновременно с Кеммерер
Одна из самых высокооплачиваемых балерин того времени. Говорили, что манера у нее холодновата, но танец точный и техничный. Два раза побывала замужем, родила сына - будущего критика Нила Насилова.

Матильда Кшесинская, 1872-1971 (99 лет)

Эту вы знаете. Виртуозная балерина и заслуженная прима, в историю она вошла не только поэтому: Матильда водила довольно близкую дружбу с домом Романовых. С мужской его частью. Очень близкую. Начала, как предполагают, с брата будущего царя - Георгия Александровича, затем переключилась на самого цесаревича, а когда тот женился на Алисе Гессенской, стала «дружить» с его кузенами - сначала с великим князем Сергеем Михайловичем (от него родила сына), а затем с Андреем Михайловичем. На этом, правда она остановилась, и князь Андрей даже женился на ней, усыновив фактического племянника. Умерла Малечка в эмиграции в очень пожилом возрасте. Крошечная совсем была - ростом 1,53 м. И как по мне - так на любителя дамочка.

Ольга Преображенская (1871-1962), 91 год

Делила сцену с Кшесинской, почти ее ровесница и вечная соперница. Даже в долголетии они, кажется, соревновались. 30 лет на сцене, выступала в «Ла Скала». 40 лет преподавания. Умерла в эмиграции.

Тамара Карсавина (1885-1978) 93 года

Не «Карсавина» у нее должна быть фамилия, а «Красавина» - очень красивая женщина! И не такая «общительная», как Кшесинская. Вышла замуж за английского дипломата и уехала с ним после революции в Англию. Выступала у Дягелева, часто партнером ее был Нижинский.

Любовь Чернышёва (1890-1976), 86 лет

Солистка труппы Дягилева, а потом Балета Монте-Карло, большую часть жизни провела за границей. Была замужем за помощником Дягилева Григорьевым, но кокетничала со всеми напропалую, любовников меняла со скоростью звука, за что сам Дягелев обзывал ее «горящие трусы». А что? Дама весьма привлекательная!

Ольга Спесивцева (1895-1991) 96 лет

Скорбь русского балета. Несчастная прима, закончив раньше времени карьеру, 20 лет провела в психиатрической лечебнице. Ее «Жизель», говорят, была неподражаемая и даже пугающая. Она ее, похоже, и свела с ума. Как ни странно, со временем балерина почти выздоровела, но так и осталась одинокой и надломленной. Красивая женщина, трижды была замужем, но, в результате, осталась одна. Посмотрите про нее неплохой художественный фильм «Мания Жизели».

Александра Данилова (1904-1997), 93 года

Тоже начинала у Дягилева, потом работала у Баланчина, даже одно время была увлечена им, но Джорж Баланчин предпочел ей другую балерину - он женился на Тамаре Жевержеевой (она тоже в списке, ниже). Долгое время преподавала. О ней отзывались, как об очень «техничной» танцовщице. Карьеру балерины закончила в 1959 году, но на сцену выходила еще неоднократно в мюзиклах. Ее выступление в соло-пантомиме в 1971 году (67 лет, если что!) произвело настоящий фурор в прессе.

Тамара Жевержеева (1907-1997), 90 лет

Как уже говорилось, балерина была замужем за Жорожем Баланчиным, но брак просуществовал всего три года. Потом еще дважды выходила замуж. Снималась в кино. Даже в старости очень эффектно выглядела.

Суламифь Мессерер (1908 - 2004), 95 лет

Тетя и приемная мама Майи Плисецкой - у Майи отца репрессировали, а маму отправили в ссылку.
Родители Суламифи всем детям в семье дали библейские имена (еще Рахиль и Асаф). Очень была оптимистичная, энергичная и веселая женщина. Говорят, балерина талантливейшая - техничная, артистичная и темпераментная. Кроме балета занималась плаванием и умудрилась стать двукратной чемпионкой на Всесоюзной спартакиаде. В 1980-х эмигрировала.

Марина Семёнова (1908-2010), 101 год (!!!)


Звезда Ленинградского балета, выступала в Париже по приглашению Сержа Лифаря. Более знаменита, как балетный педагог. А ещё, как педагог балетных педагогов.
Первый брак с артистом балета Виктором Семеновым был недолгий, а вот второго мужа репрессировали. Дочь тоже была балериной.

Галина Уланова (1909- 1998), 88 лет

Главная балерина Советского Союза. Чайлдфри, утверждала, что всю жизнь провела в шорах, ничего не видя вокруг, кроме балета. Но замуж при этом успела «сходить» три раза.

Наталья Дудинская (1912-2003), 90 лет

4 Сталинских премии! Ей тяжело было соперничать с Улановой, но балетные постановщики рассмотрели ее особый стиль: особенно хороша она была в героических ролях. Резковатая, энергичная, с мощными вращениями, Наталья долго выступала - в последний раз выходила на сцену в «возрастных» ролях в 56 лет, и техника её, говорят, была безупречна. Долгое время преподавала.

Софья Головкина (1915-2004), 88 лет


Талантливая балерина памятная не столько своими своими блистательными сольными партиями, но и преподавательской деятельностью, а главное - менеджерскими, как сейчас говорят, способностями. Она долгое время руководила Московским хореографическим училищем, и даже «выбила» для него новое здание.

Ольга Лепешинская (1916-2008), 92 года

Еще одна обладательница 4-х Сталинских премий.
Энергичная, точная, техничная балерина. Долго преподавала. Три раза была замужем - один раз за режиссёром, два раза - за генералами. Чайлдфри.

Ирина Баронова (1919-2008), 89 лет

Из России родители увезли её в 2 года. Выступала с 11 лет, а с 13 её взял в свою труппу Баланчин, она стала одной из трёх знаменитых «бэби-балерин». Рано начав карьеру, она рано её и прекратила - это стало обязательным условием её второго мужа. Жила в США, немного снималась в кино, затем вернулась в балет в качестве педагога. Одна из её дочерей - актриса Виктория Таннат.

Марианна Боголюбская (1919-2013), 94 года

Универсальная балерина - ей удавались самые разные роли. Помимо балета, увлекалась лепкой, делала скульптурные портреты своих коллег-балерин. Замужем была за артистом балета.

Марина Светлова (1922-2009), 87 лет

Вообще, ее звали Иветта фон Хартман. Родители её были русскими эмигрантами, но сама Иветта-Марина в России никогда не жила. Зато учили её русские балерины. Начинала карьеру в труппе Иды Рубинштейн, потом выступала у Баланчина. Долго преподавала, была профессором Университета Индианы на отделении балета. Семьи не было.

Римма Карельская (1927) Живёт и здравствует, 87 лет


Замечательная виртуозная балерина, выступавшая когда-то в Большом театре. Затем там же работала педагогом и балетмейстером-репетитором. Пять лет назад сломала шейку бедра, но, вроде бы сделали операцию и всё обошлось.

Ольга Моисеева, (1928) Живёт и здравствует, 85 лет

Одна из любимых учениц Вагановой. 26 лет танцевала на сцене, обладала особым драматическим талантом. Потом преподавала. До сих пор даёт уроки, вроде бы. И всегда ухоженная и эффектная.

Алисия Алонсо (1920, Куба). Живёт и здравствует, 93 года

А это иностранка, кубинка, но училась у русских мэтров балета. Фактически создатель Национального балета Кубы. Одна из самых талантливых балерин, живущих ныне, при том, что с 19 лет почти слепая.

Клео де Мерод (1875-1966), 91 год


Еще одно «иностранное» исключение, но уж больно хороша. К тому же, будучи парижанкой, Клео (или Клеопатра) во время гастролей выступала в Петербурге. Как ни странно, Клео была отпрыском очень знатного семейства. Была ли она великой балериной, не знаю, но её необыкновенная красота поражала современников, по ней сходил с ума король Бельгии, её писал Дега и лепил Фольгьер.

Алисия Маркова (1910-2004), 94 года

На самом деле балерину звали Лилиан Алисия Маркс и была она англичанкой еврейского происхождения. Танцевать стала с 10 лет, в 14 лет была принята в труппу Дягилева. Он и предложил сменить сценическое имя. Блистала в роях «Жизели», «Сильфиды» и других. Выступала до 52 лет. Стояла у основ британского классического балета, заслуги её в национальном балете сравнимы с заслугами Марго Фонтейн. Замужем не была.

Вот и думайте теперь,что это за явление: нагрузки бешеные, диета строжайшая, работа нервная - зависть, театральные интриги, взлеты и падения - а поди ж ты, живут почти до 100.

И что еще интересно, мужики-балеруны еле-еле дотягивают до 60! Ну, за редким исключением: Баланчин прожил 79 лет, Мариус Петипа - 92, Лифарь - 82, Бежар - 80, Асаф Мессерер - 88. А остальные - никак....
Почему так?

Кто самая известная советская балерина? Кто-то назовет Майю Плисецкую, другие - третьи - Галину Уланову. Все они были выдающимися танцовщицами ХХ века. Советские балерины, фото которых приведены ниже, своим мастерством сумели возвести советский балет на небывалую высоту во всем мире. Каждая из них прошла свой особый путь к вершине славы.

Галина Уланова

Известная советская балерина родилась в Санкт-Петербурге в семье балетных артистов Мариинского театра в 1909 году. С 9 лет Галина стала обучаться балетному искусству в Петроградском хореографическом училище, где работала хореографом ее мама. На занятия она ходила без особой охоты, однако врожденное чувство долго не позволяло ей расслабляться, и она с упорством отрабатывала балетные позы. После окончания училища в 1928 году ее взяли в труппу ленинградского Театра оперы и балета. Через год она уже танцевала ведущую партию в “Лебедином озере” и произвела как на балетных критиков, так и на публику большое впечатление. О ней стали говорить как о будущей звезде. До 1944 года Галина была примой Кировского театра. Ее репертуар включал роли Джульетты, Жизели, Маши из “Щелкунчика”. Во время Отечественной войны известная советская балерина вместе с труппой театра была эвакуирована в Алма-Ату. В 1943 году она была номинирована на звание Народной артистки После войны Уланову перевели в Москву в труппу Большого театра. Она была первой из советских балерин, которая совершила зарубежное турне. Она выступила на авторитетных балетных сценах европейских Лондона, Парижа и т.д. Советская балерина Галина Уланова считалась достоянием мирового балетного искусства. Ее благосклонности добивались многие влиятельные люди планеты, однако она была неприступной и замкнутой. Она держала всех на определенной дистанции, ни с кем не дружила, мало общалась, за что ее прозвали “Великой Немой”. пожалуй, - самая одаренная со стороны государства советская балерина. Ей были присвоены звания Народной артисткой РСФСР и СССР, она стала дважды героем Социалистического труда, лауреатом различных авторитетных премий. При жизни Галине Улановой были установлены два памятника: один на ее родине - в Санкт-Петербурге, а другой - в Стокгольме. Галина Уланова умерла в возрасте 89 лет. До конца жизни она выглядела безупречно элегантной, ходила на каблуках и делала разминку у Ее тело покоится на Новодевичьем кладбище.

Ольга Лепешинская

Другая известная советская балерина, дворянка по происхождению, родилась в Киеве в 1916 году. Для получения хореографического образования она с семьей переехала в Москву и поступила в Московское хореографическое училище. Ее врожденный талант сразу же бросился в глаза ее преподавателям, и сразу же по окончанию училища ее взяли в труппу Большого театра. Она исполняла ведущие партии в балетах П. И. Чайковского: Маши в “Щелкунчике”, Одетты - Одиллии в “Лебедином озере” и др. Ее балетными партнерами были такие известные танцовщики, как Асаф Мессерер, Алексей Ермолаев и Петр Гусев. Ольга Лепешинская снялась в первом советском фильме-балете “Граф Нулин”. После ухода со сцены великая балерина занялась педагогической деятельностью и взрастила не одно поколение балерин. Она ушла из жизни в возрасте 94 лет.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая родилась в состоятельной еврейской семье в 1925 году в Москве. Ее отец всегда занимал ответственные государственные посты, однако в 1938 году был обвинен по статье "Враг народа" и расстрелян, а ее мать - актриса немого кино - была сослана в Казахстан. Для того чтобы девочка не попала в детдом, ее тетя, артистка Большого театра удочерила Майю. Ее дядя - Асаф Мессерер - также был знаменитым танцовщиком Большого театра. Так девочка росла среди двух артистов и приобщалась к балетному искусству. Став выпускницей Московского хореографического училища, она поступила на службу в Большой театр. В течение 5 лет Майя танцевала второстепенные партии, однако после исполнения роли Жизели она стала примой Большого театра. В 1958 году известная советская балерина Майя Плисецкая и популярный композитор поженились. Майя снималась во многих советских фильмах-балетах, а после ухода со сцены стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем и Мадридского балета. Сегодня Майя Плисецкая является председателем ежегодной международной балетной премии “Майя”.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

История балета в России начинается в 30-е годы 18-го века. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцмейстером корпуса в 1734 году стал Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. В 1738 года Жаном Батистом Ланде была открыта первая в России школа балета - Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Балет в России постепенно развивался и в 1794 году начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. При Павле I были изданы были особые правила для балета - было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины и мужские роли в то время исполняли женщины, например, (1780-1869). Колосова одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы. Другим её новаторством стало то, что она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Артист балета и балетмейстер Адам Глушковский писал о Колосовой: "Я более сорока лет следил за танцевальным искусством, много видел приезжающих в Россию известных балетных артистов, но ни в одном не видал подобного таланта, каким обладала Евгения Ивановна Колосова, танцовщица петербургского театра. Каждое движение ее лица, каждый жест так были натуральны и понятны, что решительно заменяли для зрителя речи". Евгения Колосова была на сцене с 1794 по 1826 годы, после чего занялась педагогической деятельностью.


Одной из учениц Евгении Колосовой была Авдотья (Евдокия) Ильинична Истомина (1799-1848), воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине":

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Другой прославленной балериной тех лет была (1793-1810), чей творческий путь оборвала смерть от туберкулеза в возрасте 17-ти лет.

Историки до сих пор спорят, какая русская балерина первой стала танцевать на пуантах (опираясь только на кончики пальцев ног). Одни считают, что это была Мария Данилова, другие придерживаются мнения, что это была Авдотья Истомина.

Еще одной ученицей Евгении Колосовой была (1804-1857). Один из современников писал о ней: "При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя". Покровителем и любовником, фактически гражданским мужем Телешовой, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович.

Екатерина Телешева. Портрет работы Ореста Кипренского

Известной русской балериной 19-го века была Мария Сергеевна Суровщикова-Петип а (1836-1882). Мужем балерины был артист балета Мариус Петипа.

Плодом союза артистической пары Мария Суровщикова - Мариус Петипа была дочь (1857-1930), которая, как и её родители, стала известной артисткой балета. Историк балета Михаил Борисоглебский писал о ней: "Счастливая „сценическая судьба“, прекрасная фигура, поддержка знаменитого отца сделали её незаменимою исполнительницей характерных танцев, перворазрядною балериной, разнообразной в своём репертуаре".

17 лет (с 1861 по 1878) на сцене Мариинского театра выступала Матильда Николаевна Мадаева (сценический псевдоним Матрёна Тихоновна). Большим скандалом в петербургском обществе стал её брак с князем Михаилом Михайловичем Голицыным, представителем одного из знатнейших российских родов, офицером, дослужившимся до чина Генерал-адъютанта Свиты Его Величества. Этот брак считался мезальянсом, т. к. супруги происходили из разных сословий, а по законам 19 века офицеры императорской армии не могли состоять в официальном браке с выходцами из низших сословий. Князь предпочёл уйти в отставку, сделав выбор в пользу семьи.

Видной представительницей московской школы балета 19-го века была (1839-1917), которая 10 лет была ведущей танцовщицей Большого театра.

Другой известной балериной Большого театра была (1857-1920). На протяжении двух десятилетий Гейтен танцевала практически все женские партии, не имея на сцене Большого соперниц. В 1883 году балетная труппа Большого театра была значительно сокращена, но Гейтен отказалась от предложений перейти в петербургские театры, чтобы сохранить традиции московского балета. После ухода со сцены Гейтен преподавала в Московском хореографическом училище.

30 лет (с 1855 до 1885 года) проработала на сцене императорских театров Петербурга (1838-1917). Современники писали про неё: "Выдающийся успех имела в танцах характерных, требующих огня и увлечения, но отличалась и в мимических ролях".

В 60-е годы 19-го века на сценах Петербурга, Москвы и Парижа блистала (1838-1879). Итальянский балетмейстер Карло Блазис писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».

С 1859 по 1879 годы в Большом театре выступала (1842-1918). Юрий Бахрушин в книге "История русского балета" писал: "будучи сильной танцовщицей и хорошей актрисой, Собещанская первая отступила от общепринятых правил и, выступая в балетных партиях, стала применять характерный грим. Блазис, наблюдавший Собещанскую в начале её деятельности, писал, что она „восхитительна как танцорка и, как мимистка“ и что в её танцах „видна душа, она выразительна“ и иногда доходит даже до „исступления“. Позднее другой современник утверждал, что „не трудностью прыжков и быстротою оборотов производит она наилучшее впечатление на зрителя, но цельным созданием роли, в которой танец является истолкователем мимики“.

С 1877 по 1893 в Петербургской балетной труппе императорских театров танцевала (1857-1920).