Cочинение «Сравнительная Хлестакова и городничего. Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В


Хлестаков и Городничий – два главных персонажа комедии, очень яркие образы, которые имеют много общего. Гоголь сконцентрировал в их характерах основные черты эпохи.

Главное качество, объединяющее героев, – они оба являются мошенниками. Оба, старый и молодой, носители типичных отрицательных черт и даже имена их сегодня считаются нарицательными. Оба любят власть, им нравится, когда перед ними заискивают. Оба эгоисты, не желают честно работать и хотят жить за счет других.

Городничий Скозник-Дмухановский хотя бы трудился и достиг должности

на склоне лет. Он намного умнее лжеревизора – “трех губернаторов обманул!”. А глупец Хлестаков привык жить в праздности, безделье, пьянстве и лени: “Без царя в голове, говорит и действует без всякого соображения”. Рожденный дворянином, он имеет все возможности для самосовершенствования и образования, но предпочитает вести разгульный образ жизни: “Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”.

Хлестаков не сумел удержаться на самой мелкой чиновничьей должности, прогулял отцовские деньги и был вынужден вернуться в деревню. В отличие от Городничего, который с самых низов за 30 лет дослужился до высокого поста. Антон Антонович одевается в мундир и коротко стрижется. А Хлестаков, наоборот, тратит последние деньги на партикулярное платье и модную прическу. Но в мечтах о лучшей жизни они похожи – мечтают о преклонении окружающих.

Именно страх наказания за проступки, который оба персонажа испытывали друг перед другом в момент первой встречи, не позволил героям увидеть правдивую сущность собеседника. Хлестаков опасался, что его посадят в тюрьму за долги, а Городничий боялся наказания за незаконную деятельность.

Хуже всего то, что подобные персонажи являются не исключением, а правилом в чиновничьей жизни. Они привыкли жить обманом, поэтому их так легко оказалось обмануть.


Другие работы по этой теме:

  1. Главные персонажи комедии Гоголя “Ревизор”, городничий Антон Антонович и мнимый “инкогнито из Петербурга”, молодой кутила Хлестаков, с самой первой своей встречи стремились, по сути, к...
  2. Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” имела шумный успех у демократически настроенной публики и резкое неприятие тех, кто увидел в персонажах себя. Николаю Васильевичу Гоголю удалось...
  3. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за...
  4. Гоголь честно предупреждал актеров в авторском описании, что главный герой – самый трудный образ во всей пьесе. Хлестакову тяжело постичь многие вещи в мире, он...
  5. На первом плане среди характеров, описываемых в пьесе Н. В. Гоголя ” Ревизор”, конечно, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Каким же изображен главный представитель чиновничьего мирка...
  6. План Кто такой Хлестаков Роль Хлестакова в пьесе Фамилия Хлестакова и его роль в пьесе – есть ли связь? Отношения Хлестакова с героями пьесы Хлестаков...
  7. Хлестаков – “елистратишка” из Петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. Он кое-что видел, кое-что слышал. Главным в жизни...

Что общего у Хлестакова и городничего в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"?

Главными действующими лицами комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков.

В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить» проверяющего – с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе.

Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их.

В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».

Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков – совершенно разные люди. Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего.

Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации. Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи - стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?»

Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен.

То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом («А, опять валялся на кровати?) или трактирным слугой («Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?»). И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке».

Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...»

Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты. И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь».

Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» - все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом. Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение.

Однако оба героя обманываются в своих надеждах – мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными.

Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» - того зла, что царит в стране. Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.

Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного патологоанатомического курса о русском чиновнике. С хохотом на устах он без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представляют собой ужасную исповедь современной России.
А.И. Герцен

«Ревизор» - всем известная комедия, относящаяся перу Н.В. Гоголя, считается одним из ярчайших драматических произведений отечественной прозы 19 века.

Николай Васильевич Гоголь стал продолжателем традиций русской драмы в жанре сатиры. Его комедия «Ревизор» лаконично вписалась в тематическую линию, заложенную знаменитыми комедиями Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Но, несмотря на комедийный жанр, произведение «Ревизор» является глубоко реалистичным, так как проникает в жизненный устрой мелкого и среднего чиновничьего класса провинциальных городов России второй четверти 19 века. Проникая в саму душу, Гоголь оголяет мир, который строят эти люди, раскрывая их потаенные намерения и характеры.

Едва открыв комедию «Ревизор», понимаем, что помимо смысла и проблем, заложенных в само произведение, мы будем иметь дело с персонажами, характер, жизненные приоритеты которых уже раскрыты в их фамилиях. Говорящие фамилии имеются у каждого героя произведения. Например, фамилия частного пристава: Уховертов, - а уездного лекаря: Гибнер.

Благодаря фамилиям с первого знакомства с персонажами мы понимаем, с кем будем иметь дело в дальнейшем. Например, по фамилии уездного лекаря Х.И. Гибнера можно судить, что почти все, кого он лечил, погибли. Так что она больше похожа не на фамилию, а на прозвище.

Гоголь написал критические ремарки, характеризующие каждого из главных действующих персонажей. Эти ремарки помогают лучше понять характер каждого героя, их душу и помыслы. Например, что представляют собой Иван Александрович Хлестаков и Антон Антонович Сквозняк-Дмухановский, городничий? Кто они такие?

Городничий: «Хоть и взяточник, ведет себя очень солидно».
Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения».

Кажется, они люди одного склада, оба тянутся к власти, любят, когда все ползают у них в ногах. В конце комедии Антон Антонович становится хвастуном высшего разряда, мечтателем (впрочем, как и Анна Андреевна, его жена).

«Мы теперь в Петербурге намерены жить. А здесь, признаюсь, такой воздух… деревенский уж слишком!.. Признаюсь, большая неприятность… Вот и муж мой: там получит генеральский чин».

Вот до какого предела мечтаний они дошли: Петербург им подавай, хочет уж больно он (городничий) быть генералом.

А в действии II явлении VIII посмотрите, как он пытается выдать себя за добродетеля, желая, видимо, этим подлизаться к «ревизору».

«Желаю здравствовать! Извините. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений»…

Но как выглядел в это время «ревизор». Он думал, что его собираются посадить в тюрьму за то, что не платил за гостиницу, еду. А городничий то…

Как он мог принять какого-то оборванца-самозванца за такую высокую персону, как Ревизор. Это простительно Бобчинскому и Добчинскому, которые позиционируются в уездном городе, как местные дурачки, сплетники. С ними и общаются в соответствии с этими личностными качествами: с презрением или покровительством. Но в отличие от них городничий - человек достаточно умный, что не мешает быть плутом первого класса, а, может, даже способствует его процветанию в плутовстве. Ну, а Хлестаков в доме Антона Антоновича вел себя, как самый настоящий чиновник (великолепный актер).

«Слова вылетают у него вдохновенно: оканчивая последнее слово фразы, он не помнит ее первого слова», - писал В.Г. Белинский.

Ну, а кто, скажите, не будет молоть чепуху, опасаясь чего-то. Хлестаков думал, что его посадят в тюрьму, а его, напротив, приглашают в дом важной и значимой персоны в городе. Хлестаков обрел деньги, почет, угощение, отчего и без вина можно прийти в какое-то полупьяное расслабление.

Гоголь в статье про театр написал, что в своей комедии он отразил только одно частное лицо, имя которому «Смех». Смех, а вовсе не ревизор, прибывший, по высочайшему повелению.

Сравнительная характеристика городничего и Хлестакова. Городничий Мечтает получить чин генерала. Мечтает о красивой, праздной столичной жизни, сквозь пальцы смотрит на службу других чиновников. Берёт взятки от чиновников и купцов. Обманщик, приписывает себе заслуги. Неглуп, грубоват, суеверен, плутоват. Хлестаков Играет роль важной персоны, мечтает о чине фельдмаршала. «Любит срывать цветы удовольствия», смотрит на жизнь сквозь розовые очки, любит развлечения. Открыто просит денег у чиновников, обманывая их, что «издержался в дороге». Врёт не задумываясь, тоже любит «присочинить». Легкомыслен, развязен, безнравственен, лгун.

Слайд 18 из презентации «Нравственное воспитание на уроках литературы с применением ИКТ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нравственное воспитание на уроках литературы с применением ИКТ.ppt» можно в zip-архиве размером 2117 КБ.

Скачать презентацию

«Нравственные идеалы» - Назовите нравственный идеал 19 века. Какой нравственный идеал у современного нам человека. Назовите нравственный идеал Руси. Вопросы для беседы. Рыцари. Назовите нравственный идеал Средних веков. Качества богатырей. Вводное слово учителя. Нравственные идеалы. Таблица. Работа в группах.

«Нравственное воспитание детей в семье» - Проблема с общением. Лень. Хотел бы ты помочь тем, кто на твой взгляд, не находит общего языка со сверстниками. Социальный педагог. Семья. Памятка. Школьная мотивация. Родители. Учителя. Понятия. Нравственное воспитание детей. Этапы социализации. Влияние старших. Показатели. Познавательная мотивация.

«Нравственное воспитание школьников» - Уровни. Теоретическая значимость. В теоретическом плане использовались: План. Практическая значимость. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. Нравственность является одним из основных типов социальной регуляции. 5) Раскройте важность патриотизма и культуры межнациональных отношений в нравственном развитии личности.

«Нравственное воспитание в школе» - Программа развития. Региональная экспериментальная площадка. Распространение опыта. Результаты работы рэп. Школьный музей – центр духовно-нравственного и патриотического воспитания. Школа – центр возрождения романовского кружевоплетения.

«Нравственное воспитание» - Разделение сфер деятельности и компетенции государства и Церкви. Православная духовность. Вопросы для обсуждения. Нравственные качества личности» г. Волжск, март 2011. Задачи духовно-нравственного воспитания. Выбор правильного направления развития личности. Культурологический подход. Объект духовно-нравственного воспитания.