Человек принадлежит своему веку эссе. «Человек принадлежит своему веку и своей расе даже тогда, когда борется против своего века и своей расы»



Жозеф Эрнест Ренан - французский философ и писатель, историк религии, семитолог-в своем высказывании поднимает проблему невозможности обособления человека от общества, в котором он находится.

Для полного понимания данного высказывания, нужно обратить внимание на ключевые понятия. Человек-высшая ступень развития человеческих организмов на Земле. Он отличается от животных прямохождением, членораздельной речью, возможностью трудиться творчески, использовать орудия для преобразования окружающего мира, однако имеет некоторые сходства с ними.

Поэтому можно сказать, что человек-существо биосоциальное. Биологическое начало характеризует его как индивида, социальное- как личность. Само слово «социальное» говорит нам о том, что человек не сможет полноценно существовать и развиваться вне общества-обособившейся от природы, но тесно с ней связанной, части материального вида, населенного представителями человеческого рода. Поэтому автор говорит о том, что, как бы человек не старался оборвать отношения со своей «расой» и «веком», он не может этого сделать, он остается их частью.

Я полностью согласна с мнением Э. Ренана. Действительно, человека может не устраивать его окружение, период времени, однако он, в любом случае, не сможет изменить его, и даже изолироваться.

Можно найти множество примеров, подтверждающих данное мнение. Например, в произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров презрительно относится к ценностям своих окружающих и старшего поколения: он не верит в любовь и Бога, потребительски относится к природе. Своими взглядами и поведением герой показывает читателю, что он живет в другом времени, месте, с другими людьми. Однако в конце концов он Евгений признает и любовь, испытав чувства к Одинцовой, и поэзию, и все то, против чего так рьяно выступал.

В некоторые периоды истории наступали времена, когда человек не только не мог «перевернуть» происходящее, но и обязан был присоединиться к своей «расе» даже вопреки своей воле. Такое событие было и в нашей стране-Великая Отечественная война. В то время каждый, независимо от своих политических взглядов, возраста, физической силы встал на защиту своей Родины.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что жизнь личности невозможна вне общества даже в том случае, когда ее мировоззрение противоречит взглядам остального населения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Папка-накопитель «Социология».

"Человек принадлежит своему веку и расе даже тогда, когда борется против своего века и расы." (Э. Ренан). Социология.

Что касается фразы Ренана, то её можно разделить на 4 части и рассмотреть с четырёх разных сторон. Первое: человек принадлежит конкретному веку. Второе: человеческие расы (расизм, геноцид, кук -лук- склановцы, нацизм и фашизм).Третье: человек против достижений века. Четвертое: варианты поведения людей против представителей своей расы.

Сейчас за один рабочий день человек получает столько информации, сколько 100 лет назад получал за всю свою жизнь. Если мы отправимся в путешествие на машине времени то, с точки зрения своего жизненного опыта, общаясь с людьми из разных эпох, мы поймём, представителями каких эпох они являются. Нам известно, что время может идти не только вперёд, но и параллельно, перпендикулярно и даже назад. К сожалению, в нашем нынешнем состоянии мы можем лишь исторически вернуться в прошлое, но можно привести примеры, когда для своей эпохи скульпторы, художники, музыканты, научные фантасты были прогрессивны: Фидий Мирон, Микеланджело, Рафаэль, писатель-фантаст Айтматов и многие другие, которые предвидели будущие эпохи. В основном же человечество в развитии соответствует своей эпохи, открытиями и изобретениями.

Современные антропологи выделяют 3 основные и 2 малые расы: монголоидная, европеоидная, негроидная, австролоидная и красная индейская расы. Так или по-другому конкретный человек принадлежит конкретной расе. Нам не нужно задумываться, вычислять, представитель какой человеческой расы перед нами, так как с характерами рас мы знакомы ещё с детства.

Что касается части высказывания "человек борется против своего века", думаю: не зря Гоголь сжёг второй том "Мертвых душ", посчитав, что человечество к этому не готово; Леонардо да Винчи в своём веке сделал серьёзный прорыв в моделировании летательных аппаратов, бросив вызов своему веку, так как такие летательные аппараты были сконструированы только в ХХ веке. Вспомним открытия ученого Теслы. 90% результатов экспериментов он уничтожил, так как посчитал, что к этим изобретениям человечество не готово. Вызов своему веку бросил первый космонавт Гагарин, пробыв в космосе один час и 8 минут. Он сделал вывод о том, что в космосе Бога нет. Материалистический взгляд на мир иного и не предполагает. Однако космонавты, уходя на заслуженный отдых, вспоминают о встречах с необычными и необъяснимыми вещами и предметами, с которыми встречались в Космосе.

По поводу 4-ой части дело обстоит сложнее: не припомню примеров человека, идущего против своей расы. С другой стороны нам хорошо известны расистские взгляды Гитлера, Геббельса. В книге "Моя борьба" Гитлер писал о необходимости уничтожения цыган, славян, евреев. В 70-е годы ХХ века в США было распространено движение Ку-клукс-клан за ущемление прав негров (не протестантов).

По большому счету с Ренаном можно согласиться, только реальных рецептов по борьбе с расизмом автор не даёт.


В данном высказывании автор поднимает проблему взаимоотношения человека и общества. Э. Ренан утверждает, что человек, выступающий против общественного мнения, борющийся с теми морально-нравственными устоями общества, которые он считает ложными и ошибочными, тем не менее, все равно принадлежит своей социальной группе. Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что человек не может выбрать общество, эпоху, расу или народность, к которым он будет, так или иначе, принадлежать.

Эта принадлежность дается нам при рождении и остается истиной, невзирая на возможное противоборство человека с данным фактом, несмотря на то, что индивид может быть представителем контркультуры - субкультуры, являющейся альтернативной и оппозиционной по отношению к господствующей культуре.

Все мы существуем и взаимодействуем в социуме. И любой индивид, прошедший первичную социализацию, усвоивший устоявшиеся в обществе нормы и ценности, приобщился к культуре, уже не может быть оделен от своего общества окончательно. И даже если человек является приверженцем контркультуры, он все равно будет взаимодействовать, мыслить и существовать в рамках определенного временными рамками общества, своей социальной группы - устойчивой совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки: взаимодействие людей в этом обществе, признание принадлежности других людей к этой группе, понимание людьми своей принадлежности.

Нет сомнения, что Девиантное, контркультурное поведения против общественного мнения, устоявшихся норм имело место быть как в рамках определенных социальных групп, так и внутри определенного исторического общества, но сами личности-девианты уже сформированы этим обществом, поэтому они не могут уйти от своего этноса, расы, группы, даже – от своего века.

Для подтверждения всего вышесказанного приведу аргумент из литературы. Вспомним роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, герой произведения, является нигилистом, человеком, отрицающим многие ценности своего общества: дружбу, любовь. Но в какой-то момент Базаров знакомится с Одинцовой, влюбляется в нее. Чувства и мысли молодого человека приходят в конфликт. В итоге нигилизм отступает. Евгений Базаров боролся против своего века, против тех ценностей, правил поведения, устоявшихся в обществе, но он все равно принадлежал своему веку, своей

группе: он тесно общался с Аркадием Керсановым, работал доктором, мыслил, как многие его современники. Главный герой этого произведения является ярким примером неотчуждаемости индивида от общества, доказательством точки зрения Э. Ренана.

Еще один аргумент я хотел бы привести из истории. Александр 1 в первые годы своего правления пытался провести ряд реформ, которые бы коренным образом могли изменить социальную структуру русского общества, государственный строй в стране. Например, в 1802 году были учреждены министерства, в 1803 году был издан указ “О вольных хлебопашцах”, который в некоторой мере ослабил крепостнический гнет. Кроме того, М.М. Сперанским были разработаны проекты значительных и широкомасштабных преобразований в стране. К сожалению, инициатива и пылкость молодого государя, обгонявшего свой век, боровшегося с реакционным дворянством, желавшего своей стране и своему народу лучшей жизни, с годами все больше уходили на второй план. Император, особенно после войны с Наполеоном, начал все больше ухолить в религиозный мистицизм, все больше проявлялось желание Александра 1 уйти от дел и отречься от престола. К концу своего правления Александр 1 окончательно занял ту консервативно-рекационную позицию большинства дворян, с которой он боролся в первые год своего царствования.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что контркультура всегда рассматривается в контексте общей культуры, а Девиантное поведение является таковым только в сравнении с общепринятым образцом. Социальная группа и личность редко можно отделить друг от друга.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления». (А. Эйнштейн)

C9.2 Экономика. «Роль правительства (в свободном обществе) - делать то, что рынок не может делать для себя сам, a именно, определять, устанавливать и поддерживать правила игры». (М. Фридмен)

C9.3 Социология, социальная психология. «Человек принадлежит своему веку и своей расе даже тогда, когда борется против своего века и своей расы». (Э. Ренан)

C9.4 Политология. «Нет такого демократичного общества, в котором богатство не создавало бы своего рода аристократии». (Э. Бульвер)

C9.5 Правоведение. «Закон - это союз просвещённости и силы: вторую в подобный союз привносит народ, первую - правительство». (А. Ривароль)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.