В осеева хорошее дать совет диме. Рассказ В.Осеевой "Хорошее"


И снова посмотрите на доску очень внимательно и попробуйте догадаться, что написано доске

П ОС Р Л ЕЕ Т Б ВА Л Д

Что за слово у вас получилось?

Кто такая Осеева?

В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы.

В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?

Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)

В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

П роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

- Как вы думаете, что ответила мама Юре?

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На этом уроке вы познакомитесь с рассказами Валентины Осеевой «Хорошее» и «Просто старушка», проанализируете их; поговорите о доброте и добрых поступках.

Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств (рис. 2).

Рис. 2. Киевский институт искусств ()

В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву.

С 1937 года Осеева начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово» (рис. 3), «Отцовская куртка».

Рис. 3. Обложка сборника «Волшебное слово» ()

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорных (рис. 4).

Рис. 4. Валентина Осеева за работой ()

Педагогом она проработала шестнадцать лет, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги Валентины Александровны в деле подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» (рис. 5).

Рис. 5. Медаль Сталинской премии ()

«Васёк Трубачёв и его товарищи» - трилогия. Трилогия - это три произведения, у которых один автор. Они также объединены замыслом, а их сюжет отличается преемственностью.

По второй части создан кинофильм, который называется «Отряд Трубачёва сражается» (рис. 6).

Рис. 6. Обложка книги «Васёк Трубачёв и его товарищи» ()

Валентина Александровна Осеева прожила 67 лет

Прочитайте рассказ «Хорошее», который был напечатан в сборнике «Рассказы для детей».

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Хорошее» ()

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

В рассказе мы видим хорошие мечты, хорошие желания мальчика, но его поступки не очень хороши. Он мечтал совершить подвиг, помочь своим близким, а на самом деле сидел и ничего не делал, а когда его о чём-то просили, отвечал грубо.

Такого мальчика можно назвать фантазёром - он только мечтает, а на самом деле ничего не делает. Но чтобы совершить подвиг или помочь своим близким, не нужно ждать особого случая, нужно действовать.

Какие пословицы подходят к этому рассказу:

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  • Делу время, а потехе - час.
  • Друзья познаются в беде.
  • Добрый человек доброму и учит.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Ответ: первая пословица (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить ).

Действующие лица рассказа «Хорошее»:

  • Автор
  • Сестрёнка

Прочитайте отрывки рассказа выразительно:

А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

(рис. 9) тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

- Пошёл вон! Не мешай думать!

Слова мальчика, обращённые к сестре, няне и собаке надо читать грубо, резко.

А сестрёнка (рис. 10) тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 10. Сестра мальчика ()

А няня (рис. 11) тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Рис. 11. Няня мальчика ()

Прочитайте рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка»

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

Рис. 12. Иллюстрация к рассказу «Просто старушка» ()

Мальчик так поступил, потому что он увидел, что старушке нужна помощь. А девочка задавала вопросы, потому что никак не могла понять, зачем он бросился помогать посторонней старушке. Мальчик поступил очень правильно, потому что всегда надо помогать пожилым людям, не выясняя, знакомый это вам человек или нет.

Рассказы Осеевой заставляют задуматься о таких качествах, как доброта, внимание, отзывчивость, о том, что нужно делать добрые дела не на словах, а на деле.

Каждый может совершать хорошие поступки каждый день: поиграть с младшими, убрать посуду, убрать игрушки и совершенно не ждать за это награды. А наградой станут улыбки и добрые слова ваших близких.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Если доброта как солнце светит,

Радуются и взрослые, и дети.

Доброту можно сравнить с солнцем, а его лучами являются добрые дела.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Rulibs.com ().
  2. Metod-kopilka.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать выразительно рассказ «Хорошее» с родителями по ролям.
  2. Подобрать к рассказам «Хорошее» и «Просто старушка» 2-3 пословицы.
  3. Вспомнить, какие добрые поступки вы совершали, рассказать о них.

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее", проведённого учителем начальных классов МБОУ КСОШ Топоровой А.В. во 2ᴮ классе по программе "Гармония"
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Задачи:

1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа , дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение, развивать читательский и познавательный интерес, развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям , воспитывать наблюдательность, воспитывать интерес к рассказу, как к жанру.

Оборудование:

учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.
Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором.
Ход урока:

I. Орг. момент

Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
II. Настройка на урок

Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
III. Подготовка к работе
1) Разминка речевого аппарата

Про перья пышные, про пух.
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно , затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
2) Подготовка к изучению нового материала

Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.

О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? СЛАЙД 3
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы. СЛАЙД 4
1 ученик :

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".
2 ученик :

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3 ученик

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. СЛАЙД 5
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)
6) Работа в парах по характеристике Юры

Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

Что сестрёнка испытывает в этот момент?

А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества , которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
7) Составление плана рассказа

Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план) СЛАЙД 7

Придумайте название для каждой картинки.
- Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

2ч. Просьба сестрёнки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.

8) Работа с пословицами (в парах)

На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. СЛАЙД 8

Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

А какие хотели бы совершить?

Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.


Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я - да, да, да!

Будем старших уважать?

Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»

Да! Да! Да!

Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9
VI. Домашнее задание

Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.
VII. Самооценка

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался
VII. Выставление оценок

Главный герой рассказа В.Осеевой «Хорошее» — мальчик Юра. В одно прекрасное утро захотелось ему сделать хорошее дело. Сначала он мечтал спасти сестренку, если та вдруг станет тонуть. Но в это время подошла сама сестренка и попросилась на прогулку с Юрой. Мальчик отмахнулся от сестренки – она мешала ему мечтать.

Потом он воображал, как спасет няню от волков, но сам при этом на просьбу няни убрать посуду ответил отказом. Затем был пес Трезорка, которого Юра мечтал вытащить из колодца, но не обратил никакого внимания, что пес очень хочет пить.

Юра так ничего и не придумал, но ему очень хотелось сделать хорошее дело. В конце концов, он пошел за советом к маме. А мама долго не думала и посоветовала Юре сходить с сестренкой на прогулку, помочь няне с уборкой посуды и напоить собаку водой.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Хорошее» состоит в том, что самое хорошее, доброе дело – это помощь всем окружающим. Не надо выдумывать какие-то особенные хорошие дела, надо только внимательно посмотреть вокруг и понять, кому и какая помощь нужна. Рассказ учит быть внимательным к людям и помогать тем, кто нуждается в помощи. Мечтать не вредно, но лучше почаще присматриваться к тому, что происходит в реальной жизни.

В рассказе «Хорошее» мне понравилась мама Юры, которая дала ему абсолютно правильные советы по поводу того, какие хорошие дела надо сделать мальчику.

Какие пословицы подходят к рассказу В.Осеевой «Хорошее»?

Не стоит жить в мечтах.
Доброму человеку помощь не в тягость.
Мама – лучший советчик.