Урок внеклассного чтения по сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда. Отзыв о сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда Чему учит произведение мальчик звезда


Истинная красота человека.

Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Цели:

Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.

Оборудование: презентация (портрет писателя, обложки его книг, иллюстрации к сказке Ники Гольц), вырезанные звёздочки.

Есть много людей с красивой внешностью,

которым, однако, нечем похвастаться внутри.

Джеймс Фенимор Купер.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Выявление первичного восприятия сказки.

Понравилась ли вам сказка?

Что вам больше всего запомнилось?

Как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?

III . Актуализация знаний:

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!»

А что значит красивый ?

Словарная работа. Выяснение значений слова красивый .

Красивый 1) доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (например, «красивый цветок»);

2) полный внутреннего содержания, высоконравственный(например, «красивый поступок»);

3) привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (например, «красивые слова»).

Цель урока.

Сказка Оскара Уайльда «Мальчик –звезда» необычна тем, что помогает решить сложный философский вопрос: в чём заключается подлинная красота человека, ответ на который мы и постараемся найти к концу нашего урока

I V . Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

1. Работа с текстом произведения. (Краткий пересказ текста по иллюстрациям сказки Ники Гольц).

Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание.

При каких обстоятельствах мы впервые узнаём о Мальчике-звезде?

В какую семью попадает мальчик?

Каким вырос Мальчик- звезда?

Работа над понятием о литературном портрете.

Литературный портрет – словесное изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.

Какова внешность персонажа?

Мальчик красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; он строен; высок, как цветок.

Один из приёмов, которые использует автор, чтобы подчеркнуть красоту мальчика - сравнение с цветами.

Как вы думаете, почему?

Знакомство с легендами о происхождении нарцисса, розы и фиалки.

О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческий миф.

У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». Увидев в воде собственное отражение, юноша влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.

Одна греческая легенда рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза. С давних времен и по сегодняшний день роза всегда считалась и остается непревзойденной царицей цветов, воплощением красоты и величия, символом совершенства.

По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон - владыка царства мертвых. Цветоводы, очарованные красотой цветка, отмечают его капризный нрав.

Почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивается внешность героя?

Нарцисс напоминает о самовлюблённости; роза о красоте, но колкой, непреступной; фиалка о капризности.

Красота - это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по- разному.

Что принесла красота Мальчику-звезде?

Как вы считаете, какой эпизод в сказке главный?

Каким вы представляете себе в этой ситуации Мальчика- звезду, красивым или некрасивым?

Назовите ситуации, в которых Мальчик - звезда был некрасивым :

презирал сверстников и помыкал ими: все они низкого происхождения в то время как он – знатного рода;

не испытывал сострадания к беднякам или слепым; швырял камнями в прокаженного;

совершал жестокие поступки:

он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота;

подрезал крылья коноплянке;

убил маму белочки;

издевался над всеми, кто был жалок и безобразен.

Работа над характеристикой персонажа.

Соответствует ли внешняя красота внутреннему миру мальчика?

Как вы понимаете слова маленькой дочки Лесоруба: «Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя».

Каково было решение Мальчика- звезды?

Странствия главного героя.

Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний?

Почему Крот, Коноплянка и Белочка не помогают Мальчику-звезде?

Встреча с волшебником.

Начал ли меняться внутренний мир Мальчика-звезды?

Почему Мальчик-звезда, который обижал всех, спас зайчика?

Почему Мальчик-звезда отдал монеты прокажённому?

Мальчик сжалился над ним. Синонимами слова «жалость» будут являться «сострадание» и «сочувствие».

Когда к Мальчику-звезде вместе с внутренней красотой вернулась внешняя?

Как стал править и жить мальчик-звезда?

Мальчик-звезда стал править по совести, относясь ко всем ровно.

«И был он справедлив и милосерден ко всем».

Сформулируйте основную мысль сказки О. Уайльда.

Обратимся к эпиграфу - высказыванию американского писателя Джеймса Фенимора Купера: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».

Как вы его понимаете? Сравните вашу формулировку основной мысли сказки с этим высказыванием.

В чем они совпадают, чем отличаются?

Что такое подлинная красота человека?

Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие – вот критерии истинной красоты.

Какие выводы вы сделали для себя на уроке?

Истинная красота невозможна без доброты, сострадания, любви к людям, без глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

Самое главное доброта, а не внешний вид.

Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.

Добро всегда побеждает зло.

Человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне.

IV . Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

Учащиеся пишут выводы, продолжая предложенные учителем фразы.

Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о

Но он прощает его, потому что …

V . Самопознание.

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться быть красивыми, развивая в себе положительные и избавляясь от отрицательных качеств.

Возьмите карандаш и подчеркните в предложенном вам списке, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить и от каких отрицательных бы избавились.

Честность, аккуратность, доброта, лживость, ответственность, решительность, активность, жадность, уравновешенность, организованность, доброжелательность, злость, отзывчивость, трусость, равнодушие, справедливость, упрямство, дружелюбие, обидчивость, враждебность, грубость, вежливость.

А как можно избавиться от отрицательных качеств?

Любому отрицательному качеству мы можем противопоставить положительное. Подумайте, пожалуйста, какими хорошими качествами мы можем заменить:

Злость - Лень - Лживость -

Жадность - Трусость - Упрямство -

Равнодушие - Грубость - Враждебность -

Давайте, ребята, попробуем сформулировать так называемый кодекс красивого человека.

Красивый человек

добр по отношению к окружающим;

умеет радоваться радостям других людей;

уважителен по отношению к старшим;

любит людей, мир и все, что в нем;

ценит дружбу;

видит красоту природы;

сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь;

способен поставить себя на место другого, понимая его чувства.

VI . Итог урока.

О чём заставила задуматься сказка?

От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.

Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.

VII . Рефлексия. Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите свои звёздочки

и напишите на них своё желание.

VIII . Домашнее задание. Составить викторину по сказке О. Уайльда.

Год: 1891 Жанр: сказка

Главные герои: Звездный мальчик, приемный отец Дровосек, старушка Нищенка.

Нищий лесоруб притащил в дом малыша с янтарным украшением на шее, укутанного в мантию с яркими звездами. Нашел младенца в зимнем лесу, там, где упала звезда. Жена не с большим восторгом приняла эту весть, но со временем успокоилась и взяла под свое попечительство. Малыш стал красивым мальчиком, но злым и упрямым: издевался над животными, и людьми и ни что не помогало уменьшить его нрав.

Как-то, закидал камнями попрошайку. Лесоруб побил своего мальчонку, а старушку сопроводил до дома, где она призналась, что является мамой его усыновленного ребенка. Но тот отверг ее – высказав, что глядеть на нее тошно, и прогнал. Выйдя из хаты к друзьям, которые дружили и вместе с ним пакостили всем, выгнали его, заявив, что он противен, как жаба. Взглянув на себя, обнаружил, что и, правда, стал страшным.

Ребенок пошел странствовать в поисках своей матери, извиниться перед ней, но не мог сыскать ее - животные, над которыми до этого издевался, не захотели помогать ему. Дозорные за бутылку спиртного отдали его одному нищему дедку, который не кормил и прятал мальчика в подвале, да отправлял в густой лес, который со стороны казался спокойной тихой рощей, за цветным золотом. Трижды ребенку приходил на помощь Заяц, которого вызволил на волю из капкана, и тот возвращал золото больному, который находился у городских ворот. Дважды старец бил парнишку так, что тому казалось, смерть придет раньше, чем мать найдет свою. А на третий раз, его с почтением повстречали в городе и назвали красивым Принцем. Смущенный мальчишка кинулся к нищенке – матушке своей, которую повстречал в толпе, но тиха она была, молчала. Обратился с просьбою к прокаженному, но когда всмотрелся он в него, обнаружил Короля и Королеву – родителей своих.

Спустя время, Звездный мальчик стал королем – честным и благодушным.

Картинка или рисунок Мальчик Звезда

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Убийство в Восточном экспрессе Агаты Кристи

    Детектив Эркюль Пуаро едет поездом в Стамбул. В вагоне присутствует полковник Арбэтнот и гувернантка из Багдада Мэри Дэбенхем, которой срочно нужно успеть на «Восточный экспресс».

  • Краткое содержание Галоши и мороженое Зощенко

    Главными героями произведения являются Леля и Минька, представленные писателем в образе брата и сестры, которые сильно обожают мороженое, однако родители нечасто дают детям возможность полакомиться этой сладостью.

  • Екимов Борис Петрович

    В семье специалистов по пушнине, в Красноярском крае, 19 ноября 1938 года родился сын, которого назвали Борис. Через год у него умирает папа, и семья переехала в Иркутск, а затем в Алма-Ату. Всю войну семья живет в Казахстане

  • Краткое содержание Вечно живые Розов

    Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом

  • Краткое содержание Чехов Аптекарша

    В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице.

Год написания: 1891

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Звездный мальчик - юноша, Дровосек - приемный отец, Нищенка - старушка.

Сюжет

Бедный дровосек нашел мальчика, с янтарным ожерельем на шее, окутанного в полотно с яркими звездами. Он был на месте упавшей звезды. Рос неуправляемым. Он мучил все живое, как людей, так и животных. Однажды он избивал камнями нищую женщину. За это лесоруб наказал сына. Решил проводить старушку домой. Она призналась, что является матерью мальчика. Но тот выгнал ее. Друзья отказались от Звездного мальчика, потому что он стал уродливым. Он искал мать. Его продали старику, который держал мальчика в подвале. Отправлял в лес за золотом. Но тот делал добрые дела, за что старик бил мальчика. На третий день оказалось, что он Принц. А родители - Король и Королева. Мальчик Звезда стал добрым монархом.

Вывод (мое мнение)

Упрямый и злой человек может измениться. Новые обстоятельства, уродливость повлияли на мальчика и он стал по-другому смотреть на жизнь. Спас зайца и помог прокаженному.

Главного героя сказки «Мальчик-звезда» нашли в зимнем лесу два бедных лесоруба. Они несли хворост в селение, когда с неба упала звезда. Лесорубам показалось, что звезда упала где-то рядом, и они решили отыскать ее. Но вместо упавшей звезды они нашли богатый плащ, в который был завернут младенец.

Один из лесорубов взял найденного ребенка в свою семью. Мальчик-звезда рос необычайно красивым. Своей внешностью он резко отличался от местных ребятишек. И насколько он был красив, настолько же он был самолюбивым и злобным. От его нападок страдали звери и птицы, а в нищих он швырял камнями.

Когда мальчику исполнилось десять лет, в селение, где он жил в семье лесоруба, пришла нищенка. Услышав историю мальчика-звезды, она сказала, что это ее сын. Но злой мальчишка не захотел признать свою мать и выгнал ее из селения.

С того момента он стал безобразным, как жаба, и все жители отвернулись от него. Мальчик-звезда понял, что он напрасно обидел свою мать, и отправился на ее поиски. Три года он безуспешно искал ту нищенку, пока не пришел к большому городу. Но стражники у ворот не хотели пускать уродливого оборванца в город. Они продали его в рабство злому старику. Старик, который был колдуном, заставил мальчика-звезду искать в местном лесу три монеты. Одна монета была из белого золота, вторая – из желтого золота, а третья – из красного.

В первый день мальчик-звезда искал монету из белого золота, но не смог ее найти. Но на обратной дороге он помог зайчонку выбраться из силков, и тот показал ему, где лежит эта монета. У ворот города мальчика окликнул больной нищий старик, который стал просить у мальчика милостыню. Мальчик-звезда сжалился над ним и отдал найденную монету. Злой колдун побил его за то, что мальчик вернулся с пустыми руками.

На следующий день колдун послал своего маленького раба искать монету из желтого золота. С помощью того же зайчонка мальчик нашел монету, но снова отдал ее нищему у ворот города. В наказание за это злой колдун оставил его без воды и пищи.

На третий день колдун отправил мальчика искать монету из красного золота. Он пригрозил, что убьет мальчика, если тот вернется с пустыми руками. Мальчик-звезда с помощью зайчонка нашел монету из красного золота, но у ворот города к нему обратился тот самый нищий. Он просил отдать монету ему, иначе ему грозила гибель. Мальчик-звезда, понимая, что ему самому тоже грозит смерть, решил, что нищему монета нужнее и отдал ее.

Но когда мальчик проходил городские ворота, стражники неожиданно стали ему кланяться и называть господином. Посмотрев на свое отражение в металлическом щите одного из стражников, мальчик-звезда увидел, что к нему вернулась его прежняя красота.

От жителей города он услышал пророчество, в котором говорилось, что в этот день в город войдет его настоящий правитель. И люди предложили мальчику-звезде стать их правителем. Но он стал отказываться, потому что все еще надеялся найти свою мать.

В какой-то момент мальчик-звезда увидел в толпе того самого нищего, которому он отдавал монеты, а рядом стояла его мать, которую он прогнал из селения лесорубов. Мальчик-звезда попросил прощения у матери, и к удивлению присутствующих людей, нищий и нищенка превратились в короля и королеву. Это были родители мальчика-звезды. Мальчик-звезда стал править городом и прогнал злого волшебника.

Семью лесоруба, в которой он воспитывался, герой сказки одарил богатыми подарками, а детей лесоруба назначил придворными. Мальчик-звезда был хорошим правителем, он заботился о бедных, слабых и убогих и не позволял жестко обращаться со зверями и птицами.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Мальчик-звезда» заключается в том, нездоровый эгоизм, чрезмерная самовлюбленность никому не делают чести. Не следует делать и того, чего себе не желаешь. Мальчик-звезда рос жестоким и эгоистичным, влюбленным только в свою красоту. Когда он прогнал свою мать, то его постигла кара – он лишился своей красоты и люди отвернулись от него.

Сказка О.Уайльда учит быть добрым и милосердным по отношению к бедным, слабым и больным людям. Мальчик-звезда пожалел нищего старика, отдал ему монеты, и былая красота вернулась к нему.

В сказке «Мальчик-звезда» мне понравился лесоруб, который нашел в лесу мальчика-звезду. Бедный лесоруб взял найденного ребенка на воспитание, хотя ему и своих детей нечем было кормить. Жена лесоруба была против того, чтобы принимать ребенка в семью, но лесоруб сумел уговорить ее.

Какие пословицы подходят к сказке «Мальчик-звезда»?

Себялюб одному себе люб.
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
За добро добром платят.

Белова Полина

Перебирая множество произведений для данной темы, было трудно найти подходящее. Мне вспомнился недавно прочитанный рассказ Оскара Уайльда «Звёздный мальчик», и как оказалось, он идеально подходит для этого сочинения.

Этот рассказ-сказка поразил меня своей реалистичностью передачи чувств и развитием отношений между героями рассказа. Эта сказка трагична. Она поднимает на поверхность вопросы доброты и эгоистичности, отношений между родными людьми, любви и унижения и ещё много вопросов, которые мы так часто можем встретить, смотря на детей подросткового возраста.

Герои этого рассказа всё время оказываются перед сложным и решающим выбором: добрый дровосек, нашедший Звёздного мальчика, решает - оставить его погибать или забрать в свою семью. Жена доброго дровосека также становится перед выбором любви и заботы об этом ребёнке. Сам Звёздный мальчик постоянно находится в очень трудных для него ситуациях, перед выбором жестокости или любви и заботы об окружающем его мире: о животных и даже о людях.

Образы этой сказки очень интересны, значительны и символичны: дремучий, тёмный, и с виду не очень дружелюбный лес, в котором сначала идёт узенькая тропинка в редкую рощу, но затем эта «роща» становится самым главным местом во всём рассказе. Именно в самой глуши леса посреди ночи упала золотая звёздочка, которую дровосек и заметил. Там, где она упала, он нашел и самого главного героя - Звёздного мальчика, и после этого он подарил ему приют и любовь. Вокруг этого ребёнка и вертится весь сюжет и весь мир, к которому он относился просто ужасно. Мальчика раздражало буквально всё: животные, над которыми он жестоко издевался, а особенно люди. Ему было абсолютно всё равно, над кем он насмехается и кому говорит грубые слова: пожилому человеку или маленькому ребёнку. Мне кажется, он стал таким бессердечным благодаря компании мальчишек, с которыми он общался и которые могли с радостью подставить его. И «звёздный» мальчик этого не понимал!

Его глаза открылись только тогда, когда он сам понял, что «прогнил» насквозь, его поведение, поступки за всё это время только причиняли ему моральную боль. Он резко изменил своё отношение к жизни, поменял взгляды после грубейшего поступка в отношении своей матери - нищенки, оскорбив её. Его самовлюбленность и «звёздность» оборачиваются ему уродством и душевным, и реальным, приводят к переосмыслению своих поступков и мыслей. Теперь он готов идти хоть на край света в поисках родной матери, чтобы искупить свою вину перед ней. Мальчик испытывает страх, унижение, физическую боль, те чувства, которые сам когда-то причинял другим. И пройдя сквозь все муки, он становится добрым и

отзывчивым человеком, получает прощение от своей матери, начинает жить в кругу любящих его людей, в семье.

Люди, увидев в нем красоту и благородство, избирают его своим принцем. Он платит им справедливостью и добротой.

Эта сказка заставляет нас задуматься, о том, что добро и зло всегда идут по жизни рядом, и что надо научиться находить правильный выбор. Добро должно жить в душе у каждого и может сделать любого человека прекрасным.

Сочинение по рассказу Оскара Уайльда «Звёздный мальчик»