Смотреть что такое "Делоне, Робер" в других словарях. Как робера делоне вдохновляли авиаторы Робер делоне картины с названиями


Делоне Робер (1885–1941)

Робер Делоне считал своей главной задачей изображение хаоса цветовых пятен. Он часто говорил: «Я люблю прежде всего цвет, все люди любят прежде всего свет. Они изобрели огонь». Этот огонь и свое противостояние ему мастер запечатлевал в каждой своей композиции: «Драматизм, катаклизм… Это - синтез всего, что присуще эпохе разрушения. Пророческое видение. Также социальные отзвуки: война, крушение основ. Видение катастрофического проникновения, предрассудки, неврастения… Космические потрясения, желание очищения. Закопать старое, прошлое… Свет все деформирует, все разрушает… Больше геометрии. Европа рушится…»


Робер Делоне не имел специального художественного образования. Он начал рисовать в 1905 году под впечатлением живописи Сёра, Сезанна и Гогена.

Как творческая личность Делоне сложился в результате размышлений на тему о неизбежном рождении новой идеологии из мирового хаоса. Художник в этом случае только помогал бы естественному историческому процессу, разрушая общепринятые догматические нормы и культурные основы устаревшего общества.

В 1908 году Делоне увлекли идеи кубистов. Он стал членом объединения «Золотое сечение». В это время художник пишет главным образом пейзажи, городские виды, насыщенные экспрессией, и ломаные геометрические очертания архитектурных объектов, впрочем, легко узнаваемых («Город»; «Сен-Северен»; «Эйфелева башня»; «Башни Лана»; «Город № 2», 1910; Национальный музей современного искусства, Париж; «Башня», 1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Красная Эйфелева башня», 1911–1912, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).


Р. Делоне. «Окно № 2», 1912 год


Вскоре Делоне почувствовал, что ему тесны рамки традиционного кубизма. Его манера письма всегда была непохожа на стиль остальных членов группировки. Делоне очень внимательно относился к колористическому строю своих картин, весьма далекому от аскетизма кубистов. Таким образом, художник стал сочетать кубические приемы в моделировке объемов с собственным пониманием цвета. Он оставлял за собой право показывать мир таким, каким он его видит.

В своей книге «Живопись как чистая реальность» Делоне называл своим прямым предшественником Ж. Сёра, поскольку именно этот мастер сумел разложить картину на искрящуюся мозаику цветовых пятен. Художник сделал вывод, что только с помощью анализа цвета и света можно изменить материальную предметность мира, и это станет основой нового искусства. «Пока искусство не освободилось от предмета, - говорил Делоне, - оно осуждает себя на рабство. Это верно даже в тех случаях, когда явления света в предметной среде подчеркиваются без возвышения его до живописной самостоятельности». Из этого вытекала и задача нового искусства, как его понимал Делоне, - создание «архитектуры цвета» и его «динамической поэзии».


Р. Делоне. «Дань уважения Блерио», 1914 год


Художник считал, что дополняет исследования кубистов, которые чересчур большое внимание уделяют линии, но мало занимаются конструированием в области колорита. Находясь в объединении кубистов, Делоне все же был близок к экспрессивным формам искусства - настолько эмоционально взволнованной была колористическая гамма его работ. К примеру, художник настаивал на особой экспрессии сочетания красного и синего цветов. Он даже придумал ему особое название - «удар кулака». Это сочетание позволяет зрителю непосредственно почувствовать колебания световых волн, как ухо чувствует музыку. Делоне считал: «Цвет является функцией самого себя, и его действие проявляется в любой момент, как в музыкальной композиции эпохи Баха или в хорошем джазе». Г. Аполлинер придумал для подобного метода творчества название «орфизм» по имени легендарного древнегреческого певца Орфея. Тот же Аполлинер объявил, что Делоне единственный во французском искусстве сумел достичь внеобъективного творчества, которое подчиняется лишь внутреннему сюжету и нисколько - внешнему.


Р. Делоне. «Эйфелева башня», 1926–1928 годы


В 1912 году Делоне открыто объявил о своем разрыве с кубистами. В тот момент его больше занимала беспредметная живопись. Порой он отступал от характерной для него хроматической насыщенности и сочности. Так, акварельные работы художника легки и прозрачны; этого эффекта невозможно было достичь при использовании масляной живописи.

С 1912 года живописец создал ряд серий картин, отмеченных чертами беспредметного искусства. Это «Окна» (Музей, Гренобль; Музей искусств, Филадельфия), составляющими которых являются призматические формы с мерцающими гранями, где отражаются невидимые предметы. В сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912–1913) использование контрастных цветовых форм создает оптическую иллюзию движения. Таково, например, «Солнце № 2» (1912–1913, Национальный музей современного искусства, Париж).


Р. Делоне. «Круглые формы», 1930 год


Абстракционисты также протестовали против того, чтобы Делоне был причислен к их группировке, поскольку художник, несмотря ни на какие декларации, не собирался совершенно оставлять фигуративность. Например, композиция «Дань уважения Блерио» (1914), написанная в честь летчика Л. Блерио, сумевшего первым перелететь через пролив Ла-Манш, только на первый взгляд представляется абстрактной. Пространство полотна, насыщенное дисками, полосами и спиралями, создает гармоничный калейдоскопический узор, очень лиричный и музыкальный, что позволяет вспомнить слова Г. Аполлинера. Если присмотреться к сложному переплетению элементов картины, можно заметить очертания Эйфелевой башни и пропеллер аэроплана. Фигуративные элементы и отвлеченные формы сочетаются также и в картине, посвященной спорту, - «Команда из Кардифа» (1912–1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен).

С 1914 по 1920 год Делоне проживал в Португалии и Испании. Он оформил несколько балетов для труппы С. Дягилева. В Париж художник вернулся в 1921 году и на некоторое время сблизился с группой дадаистов. Он продолжал создавать картины с использованием понравившихся ранее сюжетов - спорт, Эйфелева башня. В его творчестве появились портреты друзей, написанные в реалистическом духе. Моделями мастера были А. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. Маяковский, Г. Вальден.


Р. Делоне. «Ритмы 579», 1934 год


1930-е годы прошли для художника под знаком абстракции. К этому периоду относятся серии полотен «Цветные ритмы» и «Бесконечные ритмы». Большинство этих работ основано на сочетаниях окружностей разных диаметров, внутри которых переливаются спектральные цвета («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж; «Ритм II», 1938, частное собрание). В это же время Делоне много работал в области печатной графики, рисовал плакаты. Для оформления Всемирной выставки 1937 года в Париже мастер сделал цикл монументально-декоративных работ. Делоне известен своими работами также в области прикладного искусства. В 1925 году он был в числе участников Международной выставки декоративного искусства и промышленности, проходившей в Париже.

Делоне оказал огромное влияние прежде всего на творческую манеру художников-абстракционистов. Все они непременно пользовались опытами живописца в области красочных сочетаний и изучали его работы, посвященные цветовым контрастам.


| |

от /лат./ abstractio - удаление, отвлечение (с 1910 года)

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Символ , искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением. Отказ от концепции , освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл широчайшие возможности для экспериментов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители .

Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским - "Первой абстрактной акварели", датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи "О духовном в искусстве" (1912). Последовательная трансформация реальности - что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты - закономерно привела к появлению абстрактного искусства. На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его "иной" фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. В своем удалении от реального мира, беспредметное искусство оставляло за собой сферу духовного и , обращаясь к идеалистической философии, теософии и музыке.

С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Основоположником этого направления абстракционизма был русский художник Василий Кандинский. Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.

"Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". - Василий Кандинский.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Казимир Малевич (Kazimir Malevich) , Пит Мондриан (Piet Mondriaan) , Джакомо Балла (Giacomo Balla) , Робер Делоне (Robert Delaunay) , Соня Терк-Делоне (Sonia Delaunay-Terk) , Пауль Клее (Paul Klee) , Франтишек Купка (Frantisek Kupka) , Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Leger ;), Александр Родченко (Alexander Rodchenko ) , Тео Ван Дуйсбург (Theo van Doesburg) .

Выставка: 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства "Кубизм и абстрактное искусство".

Текст: В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.

Описание некоторых произведений :

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912. Холст, масло. Гаага ( Нидерланды) , Гемеентемузеум. В картине "Цветущаяя яблоня", заявленная в названии связь с реальностью исчезает в сложной партитуре линий. Черные штрихи напоминают растительные формы, они структурируют растительную поверхность, составленную оттенками зеленого, голубого и розового. Мондриан изучал теософию. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. Этот мотив соответствовал диалектике взаимодействия горизонталей и вертикалей в его неопластических произведениях.

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912

Робер Делоне "Одновременно открытые окна", 1912. Холст, масло. Лондон, галерея Тейт. Картина входит в серию "Окна". Она состоит из двадцати трех картин и рисунков, выполненых художником в 1912 году и впервые показанных в Берлине в 1913-м. Делоне выбирает знаковый мотив европейской художественной традиции, окно, но приходит к формальному решению, в котором оптический эффект, явно преобладает над содержанием. "Эйфелева башня - Парижский сувенир", как гласит надпись внизу, - превратилась в призрак, едва различимый в сетке квадратов, из которых состоит композиция. Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Кубики окрашены в прозрачные и яркие тона цветовой призмы: "симультанные" цвета, как назвал их сам художник, обращаясь к разработанной неоимпрессионистами теории контрастов и оптического смешения.

Робе́р Делоне́ (фр. Robert Delaunay; 12 апреля 1885, Париж - 25 октября 1941, Монпелье) - французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой - Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля - «орфизма».

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Робер Делоне родился в 1885 г. в Париже. Специального художественного образования не получил.

В 1905 г. под впечатлением от творчества , и начал заниматься живописью. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шеврёля, эффектом «симультанного цветового контраста». В 1912 г. примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение».

К 1909-11 гг. Делоне были созданы серии на темы городского пейзажа («Сен-Северен», «Эйфелева башня», «Город», «Башни Лана»), в которых кубистически расчлененные формы включаются в экспрессивные динамические композиции («Город №2», 1910; «Красная Эйфелева башня», 1911).

В 1910 г. Делоне женился на русской художнице , которая в дальнейшем стала его единомышленником, соавтором его работ в области оформительского и прикладного искусства. Участие в мюнхенской выставке «Синего всадника» (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками.

С 1912 г. Делоне обратился к беспредметной живописи. Композиции серии «Окна» (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов («Симультанные окна», 1912). В последующих сериях «Диски» и «Круглые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Симультанные контрасты: солнце и луна», 1912-13). Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются «чисто пластическими конструкциями», исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами («Команда из Кардиффа», 1913).

В 1914-20 гг. Делоне жил в Португалии и Испании, где сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. Вернувшись в Париж в 1921 г., сблизился с дадаистами.

В период 1920-х гг., продолжая разрабатывать ранее найденные мотивы («Эйфелева башня», 1926), одновременно писал реалистические портреты своих друзей - А. Бретона, Т. Тцара, Л. Арагона, В. Маяковского, Г. Вальдена.

В 1930-х гг. вновь обратился к абстракции («Круглые формы», 1930). Серии «Цветные ритмы», «Бесконечные ритмы» строятся на системах окружностей разных диаметров, в которых вращаются радужные цвета («Радость жизни», 1930; «Бесконечный ритм», 1934). В этот период Делоне много занимался печатной графикой, плакатом.

Выполнил ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. Работал также в области прикладного искусства, был участником Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже.

С началом Второй мировой войны он укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака.

Работы Робера Делоне представлены во многих крупных музеях мира от Шотландии до Японии и Австралии.

ТВОРЧЕСТВО

В начале своей творческой деятельности Робер Делоне был сильно увлечен импрессионизмом и работами бретонского периода. а впоследствии, в 1906, испытал сильное влияние постимпрессионизма. Однако решающую роль в формировании художника сыграло творчество , которое привело Делоне к решению проблемы несоответствия цвета и объема. Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Кубизм Делоне также был весьма оригинален. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы окружены светящимся ореолом.

В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства; Стокгольм, Нац. музей), открывающей кубистический период в творчестве художника, световые потоки изменяют форму несущих конструкций и буквально ломают линии сводов и земли. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Базель, Художественный музей). Таким образом, традиционная композиционная схема картины становится очень гибкой, подверженной различным изменениям. Под разрушительным воздействием света, струящегося отовсюду, описательный образ распадается на несколько фрагментов, каждый из которых подчинен своей перспективе. Композиция не состоит больше из разных фигуративных элементов, но скорее синтезирует формально наложенные фрагменты, независимые и очень динамичные.


Впрочем, вскоре Делоне пришел к убеждению, что линейный рисунок является наследием классической эстетики, и любой возврат к линии, помимо воли художника, приводит к описательности — ошибке, которую он находил практически у всех современных ему кубистов.

Их «аналитические» картины казались ему «сплетенными пауками».

Поэтому, научившись ломать линии, Делоне стремился избавиться от них совсем. В серии «Города» (1910-1911, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) он возвращается к «раздельному» мазку постимпрессионистского периода, что позволило разграничить формы, не прибегая к использованию контуров.

Позднее, в начале 1912, в пейзажах Дана художник использует колористическую технику, которую он будет отныне применять всегда. Таким образом, Делоне достигает желаемого: формы в его картинах создаются сопоставлением по-разному окрашенных плоскостей, а пространство — при помощи тональных различия. Огромная картина «Город Париж» (1909- 1912, там же) подводит итог этому периоду, который сам Делоне называл «деструктивным».

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД. ОРФИЗМ

В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». Для него же цвет был абсолютно самоценен, цветом он заменил почти все остальные элементы — рисунок, объем, перспективу, светотень.

Делоне вовсе не отрицал ту цель, для достижения которой нужны были все эти средства, но он стремился добиться того же результата одним лишь цветом, передать им и форму, и глубину, и композицию, и даже сюжет.

В этом состоит революционный характер творчества художника, любившего повторять: «Чтобы создать действительно новое, нужно прибегнуть к абсолютно новым средствам».

Так, в «Окнах» пространство передается уже не при помощи перспективы, линейной или воздушной, а при помощи цветовых контрастов, которые создают глубину без использования светотени.

В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. Гор. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Он обнаружил, что. располагая цвета рядом, можно добиться своеобразной вибрации, более или менее заметной в зависимости от соседствующих цветов, их интенсивности, площади поверхности. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании.

АБСТРАКЦИЯ

Весьма оригинальным было и восприятие художником абстракции. Картины «Диск» и «Круглые формы» — нефигуративные произведения — позволяют говорить о Делоне как о пионере абстрактной живописи, но его концепция совершенно бессистемна.

Для него важно не столько то, существуют ли в картине какие-либо визуальные референции к окружающей действительности, сколько то, что ее техника «антидескриптивна».

Эта точка зрения отражена в таких произведениях, как «Команда Кардифа» (1912-1913, Париж, Гор. музей современного искусства) и «В честь Блерио» (1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств), сюжеты в них играют второстепенную роль, зато техника исполнения свидетельствует о большом мастерстве в обращении с цветом: контрасты более выразительны, ритмы не нарушают определенную связность.


В картине «В честь Блерио» винтообразные чередования, характерные для серии композиций «Круглые формы», трансформируются в дискообразные — это позволило художнику шире использовать контрастность и более последовательно передать движение.

ИБЕРИЙСКИЙ ПЕРИОД И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства; Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Монпелье, музей). Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием. В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык.

ВТОРОЙ АБСТРАКТНЫЙ ПЕРИОД

В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне. Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники. Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции.

В его картине «Ритмы» (1930-1937, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств) цвета расположены во «вращательном» направлении, а в композиции «Бесконечные ритмы» (1933-1934, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду) — цветовые ритмы чередуются и взаимопроникают с разных сторон от серединной линии. Позже, в «Спиральных ритмах» (1934-1936) цветовые ритмы изображены в винтовом движении.

Rythm

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

К монуметальному искусству. Делоне первым усмотрел монументальный характер своих произведений. Друзьям и последователям зимой 1938-1939 он объяснял:

«Я считаю, что можно переходить от работы над одной картиной к работе над второй и третьей — в результате получится ансамбль. Я думаю также, что это подводит нас к архитектуре. Такой тип живописи вовсе не разрушает архитектуру, вы можете с успехом заставить цвета играть на стене».

В 1930 Делоне начал работу над «Рельефными ритмами» (1930- 1936), в которой он использовал, а порой и изобретал новые материалы, главным свойством которых являлась устойчивость к атмосферным воздействиям. Казалось, это внимание к материалу и подчинение рельефов плоскости приведут художника к монументальному искусству.

Организаторы Всемирной Выставки 1937, предложив ему оформление двух дворцов, дали художнику возможность реализовать его давнюю мечту: соединить свои произведения с архитектурой. Исполненные им огромные рельефные панно и рельефы подтвердили рождение совершенно нового искусства, ломающего рамки станковой живописи и дающего начало всеобщему синтезу пластических искусств. В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма». 1938, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), которые стали своеобразным духовным завещанием мастера.

Творческие искания художника были прерваны болезнью.

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

) нового арт-стиля - «орфизма». Динамику движения и музыкальность ритмов выражал с помощью выделенных им закономерностей взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей. Автор городских пейзажей ("Красная Эйфелева башня", 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Город Париж", 1910-12, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов ("Кофейник, португальский натюрморт", 1915-16, там же), портретов ("Ф. Супо", 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже).

Robert Delaunay, La Ville de Paris, 1910-1912

Робер Делоне. Три Грации. 1912

Р.Делоне. Эйфелева башня

Delaunay, Robert-Study of Tower

Delaunay, Robert-Homage to Bleriot.

Дань уважения Блерио, 1922, Художественный музей, Базель

Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большого коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле.

Delaunay, Robert-Sun Tower and Plane

Delaunay, Robert-Propeller and melodic

Delaunay, Robert-Air iron and Water

Delaunay, Robert-Cadence 2

Delaunay, Robert-Cadence Color.

Delaunay, Robert-Electric.

Delaunay, Robert-The pig eddy

Delaunay, Robert-The nude female is reading

Delaunay, Robert-Portrait

Delaunay, Robert-Tall Portuguese-s fem.

Delaunay, Robert-Tall Portuguese-s fem 2

Delaunay, Robert-Window

Delaunay, Robert-The Window towards to City.

R.Dalaunay. NATURE MORTE PORTUGAISE.1916

R. Delaunay. NATURE MORTE PORTUGAISE. 1916

Delaunay, Robert-Parrot and Still life

Robert Delaunay, 1910-1911, Musée National d"Art Moderne, Centre George Pompidou, París

Delaunay, Robert-Self-Portrait

Delaunay, Robert-Tower 2

Saint-Séverin--1909-1910-Robert-Delaunay

Delaunay, Robert-Church.

R.Dalaunay. Portrait D"Helene Marre. 1923

Delaunay, Robert-The three Graces 2.

Delaunay, Robert-Dress

Delaunay, Robert-Dress

Delaunay, Robert-Dress.

Delaunay, Robert-The Fem holding parasol

Delaunay, Robert-Team

Delaunay, Robert-Tower

Delaunay, Robert-Tower

Delaunay, Robert-The Fam holding parasol


Delaunay, Robert-Propeller Motor and helm

Delaunay, Robert-Propeller

Делоне , Соня и Робер.

Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы в армии в 1908 году - познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в Париж. Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.
Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911-1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.
Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма - характерный пример арт деко. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или бытовой жизненной среды.
Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911-1988) был пропагандистом и историком джаза.

Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру. Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

Professor F. E. C. Culick California Institute of Technology, MC 205-45, Pasadena, CA 91125 [email protected] Tel: 626.395.4783 Fax: 626.395.8469 back to directory soleil, tour, aéroplane, 1913, delaunay "soleil, tour, aeroplane" by delaunay excerpt from: a passion for wings, aviation and the western imagination, 1908 - 1918, by robert wohl (yale university press)

We know that the enthusiasm Delaunay displayed for aviation was long-standing and deeply felt. In July 1909 he and Sonia followed "day by day" the preparation of Blériot"s flight across the English Channel. After its successful completion, they had been on the boulevards to welcome the triumphant aviator home. Delaunay had even written Blériot a letter of congratulation, to which Blériot had courteously responded. Later that fall Delaunay had sketched flying machines on exhibit at the Grand Palais during the first Salon de l"Aéronautique. In 1913 Delaunay and his wife often trudged by foot from the railroad station at Versailles to the airdrome at Buc in order to watch the planes take off and land in the late afternoon light. "By foot," Sonia later remembered, "like the pilgrims of old. He watched the take-offs with joyous eyes." Though Delaunay did not record his impressions in writing, another avant-garde artist Lyonel Feininger has left a description of what he perceived and felt while watching a similar sight: For a long time I watched the airplanes fly over the airport. I cannot find the words to describe the beauty of the landscape to the west which in the mist of evening appeared unreal. Some puddles of water in the field, after the rain of the night before, shined like gold at twilight and the only dark spot was formed by the mass of two immense hangars below. The hills around Paris, from Montrouge to the left to Saint-Cloud to the right, disappeared as night fell. Through the mist, innumerable factory smokestacks with their serpentines of smoke appeared totally deformed. Little by little, the sun, like an enormous ball of fire, disappeared in the clouds in the west and that extraordinary landscape seemed to me to be the perfect decor, worthy of the miracle of flying man. Furrowing the sky with long trains of smoke, the monoplanes and biplanes, in groups of two and three, climbed, descended, turned like dragonflies on sparkling wings, disappeared behind the apartment buildings, and reappeared in order to finally descend in gliding flight toward the ground, pitching, balancing, and vacillating before alighting. http://www.its.caltech.edu/~culick/delaunay.html

- (Delaunay) (1885 1941), французский живописец. Вместе с женой, Соней Делоне Трек (1885 1979), создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, пронизанные динамикой и почти музыкальными ритмами («Эйфелева башня», 1910). * * * … Энциклопедический словарь

Делоне Робер - (Delaunay) (1885 1941), французский живописец и график. Учился в Школе театрально декорационного искусства в Бельвиле. Испытал влияние неоимпрессионизма, П. Сезанна, кубизма. Один из основателей (совместно с С. Терк Делоне) течения орфизм … Художественная энциклопедия

Делоне Робер - Робер Делоне (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж 25 октября 1941, Монпелье) французский художник. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Избранные работы … Википедия

Делоне, Робер - Р. Делоне. Круглые формы, солнце, башня. 1913. Частное собрание. Париж. ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (1885 1941), французский живописец. Создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, проникнутые острым ритмом (“Эйфелева башня” … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Делоне - Делоне фамилия. Известные носители: Делоне, Анри (фр. Henri Delaunay; 1883 1955) французский футбольный функционер, один из создателей УЕФА; Делоне, Борис Николаевич (1890 1980) российский математик и альпинист; Делоне,… … Википедия

ДЕЛОНЕ Соня - ДЕЛОНЕ (Delaunay; наст. фам. Терк) Соня (1885 1979), французская художница. Уроженка Украины. Во время пребывания в Париже вышла замуж (1910) за Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер). Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для … Энциклопедический словарь

Робер Делоне - (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж 25 октября 1941, Монпелье) французский художник. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Избранные работы … Википедия

Делоне - Робер (Delaunay, Robert) 1885, Париж 1941, Монпелье. Французский художник. Один из основоположников абстрактного искусства. Не получив специального образования, начал заниматься живописью в 1905 под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер - (1885 1941) французский живописец. Создатель т. н. орфизма. Красочные декоративные композиции (Эйфелева башня, 1910) … Большой Энциклопедический словарь

ДЕЛОНЕ - (Delaunay) Робер (1885 1941), французский живописец. Создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, проникнутые острым ритмом (Эйфелева башня, 1910) … Современная энциклопедия

Книги

  • Робер Делоне , Стефания Лукас , Робер Делоне – известный французский живописец, представитель импрессионизма, постимпрессионизма и орфизма, чьё творчество напоминает собой современный модный жанр уличного граффити. Его… Категория: