Основная тема трагедии Пушкина «Борис Годунов. «Сочинение на тему трагедии Пушкина «Борис Годунов Темы для эссе по борису годунову


Борис Годунов являлся родовитым вельможей, одним из приближенных первого русского царя Ивана Грозного. Этого вельможу отличало стремление к власти, в итоге он станет фактическим правителем Русского государства, а позже назовется и царем. Однако царь Борис не стал родоначальником царской династии. После долгой и кровавой борьбы за престол на нем достаточно бескровно и тихо воцарятся Романовы, дав начало династии длиной в 200 лет.

Годунов являлся шурином Ивана Грозного. После смерти правителя на престол взошел зять Годунова – царевич Федор. Он вырос человеком слабохарактерным, слабым здоровьем, потому старался не вникать в государственные дела. Вместо него фактическим царем стал Борис. В 1598 году умер Федор, и Борис решил, что царский трон по праву принадлежит ему.

Ходили слухи о том, что Годунов прибегал к отравлениям своих предшественников, «засидевшихся» на престоле или мешавших ему – Ивана Грозного, Федора Иоанновича, царевича Дмитрия Иоанновича. Однако, не доказана его причастность ни к одному убийству.

При Годунове страна переживала трехлетний Великий Голод. Причиной ему стали невиданные ранние морозы. Это сильно настроило русский народ против нового царя, люди заговорили о том, что царствование Бориса «не благословил бог». Начались крестьянские бунты, которые пришлось подавлять войску Годунова. Раздача царского хлеба, денег и установление фиксированной цены на него не помогли делу. В минус царю Борису также ставились его репрессии – в этой сфере Борис, хоть и не с таким размахом, но походил на Ивана Грозного, своего предшественника.

Возможно, Борис удержался бы на престоле, если б заставил бояр продать залежалый в их амбарах хлеб. Но он этого не сделал. Помощь голодающим сыграла еще и отрицательную роль – люди толпами потянулись в Москву, бросив хозяйства и свои скудные запасы дома.

Плюсом политики Бориса являлось восстановление дипломатических, культурных и торговых отношений с Европой. При подозрительном и воинственном Иване Грозном эти мирные отношения практически прекратились. Большое внимание он уделил образованию своего сына – готовил его к престолу. Борис также посылал русских студентов на учебу в Европу. Увы, он не добился этим притока в Россию образованных кадров, потому что посланные в основном не желали возвращаться назад.

Борис Годунов- пример трагичной судьбы правителя, не имевшего авторитета. Он скончался в борьбе за престол (на момент его смерти против Годунова уже выступали польские войска Лжедмитрия Первого), не успев провести в стране почти ничего созидательного.

Смерть Годунова, как пишут историки, скорее всего была естественна, так как он часто болел, но не исключают и версии отравления. Его наследник Федор и вдова были убиты вскоре после вступления Федора на престол. Пощадили лишь дочь Годунова Ксению – монахиню. После смерти Бориса еще несколько лет продолжалось Смутное время на Руси, правители свергали друг друга и сменялись, как листья на деревьях.

Образ Бориса Годунова вдохновлял на создание произведений о нем А. Пушкина, М. Мусоргского, Алексея Толстого.

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
Что, Ксения, что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе...
Безвинная, зачем же ты страдаешь? "
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
Учись, мой сын, наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни...
Учись, мой сын, и легче и яснее-
Державный труд ты будешь постигать.
Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
Несмотря на все эти качества, парод не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать парод. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ".
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
неудачу основать царскую династию Годуновых.
Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное - против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как парод ---- основная, решающая сила истории.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

Борис Годунов - реформатор России


В период достаточно долгого (1534-1584гг.) правления Ивана Грозного во власть Московского государства с взятием Казани и Астрахани перешло все Поволжье. Это в свою очередь подготовило колонизацию более отдаленных районов Азии и продвижению русских на восток. Принятие царского титула, созыв Земского собора, стремление оживить земскую жизнь и ослабить путы боярского самовластия- все это были действия в духе новой исторической эпохи. Иван чувствовал потребности времени и старался действовать в соответствии с ними. К сожалению, в силу особенностей своего характера, Иван скоро сбился с верного пути.

Опричнина, разорительная проигранная Ливонская война, безудержный террор, направленный против подданных, наконец, убийство собственного сына - все это повлекло за собой трагические последствия, сделавший назревающий социальный взрыв неизбежным.

Иван Грозный, умирая, оставил после себя лишь двух сыновей: Федора от первой жены Анастасии Романовой и Дмитрия от последней - Марии Нагой. Федор с рождения отличался выраженным слабоумием, но именно он должен был наследовать Грозному после его смерти. В мае 1584г. Федор венчался на царство, а Дмитрий с матерью и дядьями был отправлен на житье в Углич.

Ни для кого не было секретом, что Федор не способен править.

Поэтому сразу после смерти Грозного среди бояр развернулась борьба за влияние на царя. В конце концов, в этом преуспел царский шурин боярин Борис Федорович Годунов.

Род Годуновых происходил от татарского мурзы Чета, который в ХIV веке в Орде принял крещение от митрополита Петра и поселился на Руси под именем Захарии. Потомок мурзы Иван по кличке Годун и дал последующему роду название Годуновых.

В 1580г. последний отпрыск московских великих князей, сын Ивана Грозного и будущий царь Федор Иванович женился на Ирине Федоровне Годуновой. Тогда при дворе Грозного и появился брат Ирины Борис, женатый на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Грозный полюбил его и в 1581г. Борис был пожалован в бояре. Возвышение лиц и родов через родство с царицами было обычным явлением в московской истории, но такое возвышение часто оказывалось непрочным. Сама близость Бориса к Грозному уже была опасна. Говорят, что Царь жестоко избил Бориса своим жезлом, когда тот заступился за убитого царем сына. От побоев Борис слег и несколько месяцев болел. Но Грозный сам оплакивал своего сына и, оценив смелость Бориса, стал оказывать ему еще большую благосклонность.

Со смертью Грозного царем сделался слабоумный Федор, который должен был на деле передать свою власть тому из близких, кто окажется способнее всех и хитрее. Таковым в придворном кругу оказался Борис. На тот момент ему было 32года.

Статный, красивый собой, он был умен, крайне расчетлив, обладал даром красноречия и был в высшей степени самолюбив. Он умел выжидать и пользоваться удобными минутами, надевать на себя личину благочестия, показывать доброту и милосердие, а где нужно – строгость и суровость.

Царь Федор находился под влиянием своей жены, а Борис был дружен с нею, потому вскоре стал ближе всех к царю. У него были два соперника – князь Иван Петрович Шуйский, имевший большой авторитет у московского люда и поддержку митрополита, а так же, Никита Романович Романов-Юрьев, родной дядя царя, который, правда, был стар и парализован.

Сразу после венчания на царство Федора Борис постарался наилучшим способом устроить свое материальное положение. Когда новый царь, по обычаю, рассыпал милости вельможам, Борис получил Важскую волость, обширные луга на берегах Москвы-реки с рощами, пчельниками, доходы с Рязани, Твери, Торжка и со всех московских бань и купален. До сих пор он носил важный сан конюшего, теперь же он получил наименование ближнего государева боярина и титул наместника царств Казанского и Астраханского.

Борис собирал в своих руках управление делами постепенно. Но уже в это время он занялся своим любимым делом – постройкой городов, сознавая огромную пользу этой меры для государства. Для укрепления недавно присоединенного к Москве Поволжья Борис приказал строить по берегам Волги новые города – Цивильск, Уржум, Царево-Нокшайск, Самару, Царицын. При слиянии рек Белая и Уфа была основана крепость Уфа. Астрахань в те же годы была обнесена каменной стеной. На севере, в устье Северной Двины в 1586г. был заложен Архангельск, ставший тот час важнейшим торговым пунктом. В самой Москве в 1586г. была построена Белогородская стена. На юге в том же году были основаны Ливны, возобновлено строительство Курска и Воронежа. От города до города устраивались станицы, зазывались жители для поселения на привольных и пустых землях.

Ловко овладев властью, Годунов вскоре доказал, что умеет искусно ей пользоваться. Во внутренних преобразованиях того времени самым знаменательным событием стало учреждение русской патриархии. Борис начал хлопотать об этом еще в 1586г., когда Москву посещал патриарх антиохийский Иоаким. Затем летом 1588г. в Москву прибыл для сбора милости патриарх константинопольский Иеремия. По свидетельству летописца, Годунов вел с ним тайные речи. После этого царь Федор предложил Думе боярской пригласить Иеремию стать русским патриархом с условием пребывания во Владимире. Иеремия же отвечал, что не отрекается быть русским патриархом, но не во Владимире, а в Москве. Борис не желал получить в патриархи грека, не знающего даже русского языка. У него был верный и во всем послушный митрополит Иов.

Впрочем, Иеремия согласился благословить в патриархи того, кого предложит ему царь. Архиереи назначили трех кандидатов. Царь Федор, как и ожидалось, избрал митрополита Иова. Он и был посвящен Иеремией в патриархи 26 января 1589года. Четыре владыки – Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий – посвящены были в митрополиты. А шесть епископов – вологодский, суздальский, нижегородский, смоленский, рязанский и тверской – получили звание архиепископов. В июне 1591г в Москву прислана была соборная грамота восточных святителей

об учреждении пятой православной патриархии. В обмен на это Иеремия получил из России богатые пожалования на пользу греческой церкви. Таким образом, стараниями Бориса Годунова русская православная церковь обрела независимость от греческих патриархов, что имело огромное значение для международного престижа России и для внутренней жизни государства.

Во внешних делах Годунову достался нерешенный порубежный спор со Швецией. По условиям краткосрочного мира, заключенного при Грозном, шведы удержали за собой исконные русские города в Прибалтике. За ними остались Иван-город, Ям, Копорье и Карела. Но закрепить эти условия вечным миром Годунов отказался. Переговоры продолжались все время после смерти Ивана Грозного. Но в1589г. последовал полный разрыв, и в январе 1590г. русская армия выступила в поход. При войске находился царь, а при царе в звании дворовых воевод – Борис Годунов и Федор Романов. Сам Годунов не чувствовал в себе военного таланта, и военными действиями руководил князь Дмитрий Хворостинин. Он взял Яму и разгромил 20-ти тысячный шведский отряд близ Нарвы. Но сам приступ к Нарве был отбит с большим уроном для русских. 25 февраля было заключено перемирие на год. Шведы уступили Яму, Иван-город и Копорье, обещали уступить еще и Карелу, но русским непременно нужна была Нарва.

Практически через год, когда, как раз, когда кончилось перемирие со Швецией, и военные силы были сосредоточены на севере, крымский хан Гази-Гирей неожиданно бросил огромные силы в русские пределы. Он настолько стремительно прошествовал по Руси и оказался на Оке, что русские думали лишь о защите столицы. Борис поручил первую линию обороны князю Федору Мстиславскому, сам же занял после него второе место. 4 июля 1591г. хан подошел к селу Коломенскому, где вступил в бой с русскими, стоявшими в обозе. Татары потеряли несколько мурз, взяли много пленных, и к вечеру, с вершины Воробьевой горы глядели на Москву. Годунов приказал без умолку палить из пушек, а русские пленники сказали хану, что в Москве так встречают огромные силы из Новгорода и других мест, пришедшие на подкрепление. И завтра это войско готово ударить на хана. Гадзи-Гирей немедленно бежал, растеряв по дороге множество своих воинов. Мстиславский и Годунов погнались за неприятелем и разбили его отставшие полки близ Туры.

Со второй половины ХVв. в исторический летописях все чаще встречаются упоминания о казаках. Так татары называли отставшие от Орды шайки смельчаков, гулящих людей, которые вели вольную жизнь в приграничной степи, а при случае, не гнушались разбоя.

Точно в таком же значении это понятие вошло в употребление на Руси. Множество казаков появляется на южных окраинах Рязанской области, затем, все набирая силу, они спускаются к верховьям Дона и дают начало знаменитым в нашей истории донским казакам. Это вольное и отчаянное народонаселение могло оказать неоценимые услуги в защите рубежей от татарских набегов. Поэтому правительство и даже отдельные промышленные люди периодически нанимали казаков для обороны границ и вновь основанных городов. Так случилось и с ватагой опального атамана Ермака, укрывшегося от гнева Ивана грозного на Каме. Промышленники Строгановы наняли ратников Ермака для охраны основанных ими на Чусовой городков. До сентября 1582 казаки составляли гарнизоны Строгановских крепостищ, а затем Строгановы дали Ермаку триста своих ратников и отпустили его за Уральские горы против сибирского хана Кучума, обосновавшегося в столице сибирского ханства – городе Кашлык на берегу Иртыша.

Кучум оценил степень угрозы и собрал войско в тридцать раз превышающее численность казаков Ермака. Тем не менее, Ермак решил не отступать. Сражение началось утром 23 октября 1582г на берегу реки Иртыш, недалеко от устья Тобола. И, хотя сибиряки дрались с отчаянной храбростью, они потерпели полное поражение и после упорного рукопашного боя бежали. Ермак вступил в Кашлык, а татары и прочее население(манси, вогулы) стали приходить и бить челом о принятии их в русское подданство. Таким образом огромный край протяженностью от Уральских гор до рек Чусовой и Утки(с запада на восток) и от Обского залива на севере и вниз по Иртышу на юг покорился горстке храбрецов.

Кучум уцелел в том бою и скрывался в степях. Лишь спустя три года, в 1585г. ему удалось хитростью выманить казаков из Кашлыка и разбить их. Сам Ермак погиб. Но, не смотря на победу, Кучум уже не смог воссоздать свою державу. Почти сразу Годунов развернул строительство новых городов по берегам сибирских рек, в Сибирь двинулись отряды царских служилых людей и хлынул поток вольных переселенцев. Тюмень – в 1586г., Тобольск – в 1587, позже – в 1593 Пельм и новый административный центр Березов. В 1594г. на средней Оби строится Сургут, а на среднем Иртыше – Тара. В 1598г в Барабинской степи близ Оби были настигнуты и разгромлены остатки войска Кучума, сам хан бежал, однако вскоре он погиб. Таким образом, русское господство утверждается по всему бассейну Оби, давая простор для дальнейшей колонизации Сибири.

Экономическая ситуация в России конца ХVIв. была очень непростой. Еще сильно сказывались последствия опричнины. Внутренняя политика Ивана Грозного способствовала закрепощению русского крестьянства. С открытием Сибири, с занятием земель на юге последовало движение народа в этих направлениях. Пустели целые посады и волости. Если бы оттоку населения не было бы поставлено пределов, то можно было бы ожидать, что середина государства скоро лишится большей части тяглового люда, а оставшиеся не вынесут бремени налогов и впадут в нищету. Учитывая интересы служилых людей, государство должно было любой ценой остановить переход крестьян из поместий. Существует мнение, что правительство царя Федора издало указ, отменявший право крестьянского выхода, лишивший крестьян возможности покидать раз занятые ими земли. Однако в уцелевших актах нет указаний на то, чтобы такой указ был когда-либо издан. А вот указ о пятилетнем сыске беглых крестьян и закона о кабальных холопах, лишаемых права освобождаться путем уплаты долга, был принят в 1597г. Многие историки склонны считать, что именно этот указ ввел крепостничество в России и таким образом предопределил ее историю на многие века. Однако могут быть правы и те, кто считает, что крепостное право на Руси установилось несколько позднее, при первых Романовых, постепенно, не юридически, а ходом самой жизни.

В конце XVI в. Процесс закрепощения уже обнажился со всей очевидностью, но далеко еще не был доведен до конца. Сам Борис, стараясь удержать народ в центре государства, нуждался, однако, и в расселении его на окраинах.

Несколько ранее, в мае 1591г, произошло событие, сильно повлиявшее на отношение к Годунову народа и приближенных

Сосланный еще в 1584г в Углич царевич Дмитрий был таинственным образом убит. Если верить некоторым летописцам, царевич проявлял буйный нрав, отличался мстительным характером и даже предрасположенностью к жестокости, часто игрался с оружием. Нашлись свидетели, которые утверждали, что Царевич играл с другими детьми ножом и в припадке падучей сам покололся ножом в горло. Мать Дмитрия, царица Марья, которой, однако, не было во дворе в тот момент, уверена была, что Дмитрия зарезали по наущению Годунова, так как царевич всегда оставался для Бориса досадной помехой на пути к престолу. Василий Шуйский, проводивший дознание, докладывал царю, что царевич зарезался сам. Правда, много позднее, в 1605г. после смерти Бориса, перед множеством народа вообще отрекся от своих слов и объявил, что царевич спасся, и на его место погребен другой ребенок. А в июне 1606г, став царем, издал манифест о том, что Дмитрий был убит по приказу Годунова. Очевидно, что Шуйский лукавил, исходя из личной выгоды и политической обстановки.

Тем не менее, смерть царевича 15 мая 1591г. вызвала подлинный мятеж в Угличе и породила невероятные слухи, поразив народное воображение. Почти сразу заговорили, что виновник смерти Борис, и чем более он набирал силы во власти, тем сильнее народ убеждался в этом.

Даже теперь, имея на руках все документы, историки не могут решить окончательно, был ли царевич убит, или сам себя заколол, и вообще умер ли он 15 мая 1591г. или остался жив. Но, как бы там ни было, смерти Дмитрия, вольной или невольной, Годунову не простили никогда.

В 1595г заключен был, наконец, мир со Швецией. Шведы возвратили Карелу, а русские отказались от Нарвы и всех притязаний на Эстонию. Это было последнее деяние Бориса в царствование Федора Ивановича. Сын у Федора так и не родился, а дочь умерла в младенчестве. В конце 1597г он сам занемог тяжелой болезнью и умер 7 января 1598года. Ирина, наследница престола, от царствования отреклась и на девятый день после кончины мужа выехала из дворца в Новодевичий монастырь и приняла постриг под именем Александры.

Во главе правления должен был пока стать патриарх. Иов многим был обязан Борису. Теперь пришло время вернуть долг. На Земском соборе, открывшемся 17 февраля, Иов первым держал речь, задав риторический вопрос: «Кому же на великом преславном государстве государем быть?» 20 февраля патриарх с духовенством, боярами и всенародным множеством отправились к Борису бить челом и получили отказ. Два дня его уговаривали и после того, как при скоплении народного множества был совершен крестный ход и люди, упав на землю долго, с плачем и рыданием били челом, Борис согласился. 26 февраля он уже в качестве царя торжественно въехал в Москву.

Начало царствования было отмечено неслыханными послаблениями. Крестьян освободили от податей на год, купцов от пошлин - на два года, служилым людям выдали годовое жалование. Сидевшие в тюрьмах получили свободу, опальные – прощение, вдовы, сироты и нищие – помощь. Казни фактически были отменены. Как и прежде, получив известие о пожаре, наводнении или неурожае, Борис торопился отправить помощь – деньги, съестные припасы, одежду. Он непрестанно объезжал области, поил, кормил, говорил речи, ласкал народ. Он первый из русских правителей посылал юношей получать образование за границу, старался привлечь к себе образованных иноземцев и ученых. Мысль о том, что России необходимо приобщиться к европейской культуре, впервые, кажется, появилась в царствование Годунова, и едва ли не была его собственной мыслью. Он предполагал строить школы и даже устроить университет. Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о блестящем правителе, но этого не произошло. Народ не воспринял его, как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позднее Михаила Романова. Его терпели лишь как ловкого пройдоху, интригой овладевшего чужим троном, ему не прощали просчетов и не испытывали благодарности за его дары. И это отношение было присуще всем слоям общества – от постого народа до боярства. И никто лучше самого Бориса не понимал ложности его положения. Уже венчанный на царствие, он продолжал опасаться за свою судьбу.

Вторая половина его короткого царствования омрачилась великим бедствием - неурожаями, голодом, мором и смутой. Борис приказал отворить все свои житницы, продавать хлеб ниже рыночной цены, а бедным раздавать деньги, вдовам и сиротам давать хлеб даром. Но огромные суммы уходили в карманы плутов, которым доверена была раздача. Предполагают, что голод уничтожил около трети населения России. Всех умерших царь хоронил за свой счет. А таких только в Москве набралось до 127 тысяч. Лишь урожай 1604г прекратил бедствие. Но следом шло новое потрясение. Голод многих людей выбросил на улицу. Они объединялись в шайки, грабили и убивали. Разбои обрели невиданный размах. Годунову пришлось посылать большую рать против огромной шайки атамана Хлопка Косолапа. Победа была одержана после жестокого боя, в котором погиб воевода Иван Басманов. Эта была первая волна великой смуты, начинавшейся на русской земле.

В этот период пришла весть о том, что царевич Дмитрий, сын Грозного, благополучно спасся от убийц Годунова в Польше и теперь с толпой казаков и поляков вступил в Московское государство. Города сдавались ему один за другим, служилые люди переходили к нему на службу. И, хотя сам патриарх во всеуслышание объявил, что под именем царевича Дмитрия на Русь явился самозванец – беглый расстрига Гришка Отрепьев, люди потоком стекались к нему.

В этот напряженный момент жизнь Бориса оборвалась неожиданным и таинственным образом. 13 апреля царь здоровым и веселым сел за праздничный стол в честь праздника жен-мироносец, ел с большим аппетитом, но к полудню занемог, почувствовав колотье и дурноту. Пока пришел доктор, у Бориса уже выступила кровь из ушей и носа. Годунов упал без чувств. Около трех часов дня Борис скончался. 15 апреля 1605г. останки Бориса были погребены в Архангельском соборе между прочими властителями Московского государства.

Можно с уверенностью говорить, что правление Годунова носило, по сути, реформаторский характер. Построив десятки городов, необычайно расширив границы государства, завершив с выгодой давнюю войну со Шведами, разгромив крымского и сибирского ханов, он в то же время всегда с большой милостью относился к народу, помогая бедным и обескровленным, зазывая население на новые земли и осаживая там людей послаблениями в налогах. Борис Годунов без сомненья был фигурой передовой, преисполненной мыслью государственного масштаба. Трудно предсказать, как сложилась бы судьба России, проживи Годунов дольше. Возможно, победив самозванца и обуздав смуту, он укрепил бы свою власть и продолжил бы свои начинания.

Но, возможно, судьба была милостива к своему баловню, и он умер как раз вовремя, чтобы не видеть крушения всего того, что он создавал в течение своей жизни.


Используемая литература

В.В. Кириллов, Г.М. Кулагина. Отечественная история. Конспект лекций. Москва ЭКСМО 2008

К.В. Рыжов. Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи. Москва ВЕЧЕ 2008


Борис Годунов.

По смерти Ивана Грозного восемнадцать лет судьба русского государства и народа была связана с личностью Бориса Годунова. Род этого человека происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в Орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии. Памятником благочестия этого новокрещенного татарина был построенный им близ Костромы Ипатский монастырь, сделавшийся фамильной святыней его потомков; они снабжали этот монастырь приношениями и погребались в нем. Внук Захарии Иван Годун был прародителем той линии рода мурзы Чети, которая от клички Годун получила название Годуновых. Потомство Годуна разветвилось. Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не удостоился чести сделаться тестем царевича Федора Ивановича. Тогда при дворе царя Ивана явился близким человеком брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Царь полюбил его. Возвышение лиц и родов через родство с царицами было явлением обычным в московской истории, но такое возвышение было часто непрочно. Родственники Ивановых супруг погибали на наравне с другими жертвами его кровожадности. Сам Борис по своей близости к царю подвергался опасности; рассказывают, что царь сильно избил его своим жезлом, когда Борис заступался за убитого отцом царевича Ивана. Но царь Иван сам оплакивал своего сына и тогда стал еще более, чем прежде, оказывать Борису благосклонность за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких месяцев болезни. Под конец своей жизни, однако, царь Иван под влиянием других любимцев начал на Годунова косится, и, быть может, Борису пришлось бы плохо, если бы Иван не умер.
Со смертью Ивана Борис очутился в таком положении, в каком не был ещё в Московском государстве ни один подданный. Царем делался слабоумный Федор, который ни в коем случае не мог править сам с должен был на деле передать свою власть тому из близких, кто окажется всех способнее и хитрее. Таким в придворном кругу тогдашнего времени был Борис. Ему было при смерти царя 32 года от роду; красивый собой, он отличался замечательным даром слова, был умен, расчетлив, но в высокой степени себялюбив. Вся деятельность его клонилась к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти, к возвышению своего рода. Он умел выжидать, пользовался удобными минутами, оставаться в тени или выдвигаться вперед, когда считал уместным то или другое, надевать на себя личину благочестия и всяких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно - строгость и суровость. Постоянно рассудительный, никогда не поддавался он порывам увлечения и действовал всегда обдуманно. Этот человек, как всегда бывает с подобными людьми, готов был делать добро, если оно не мешало его личным видам, а, напротив, способствовало им, но он даже не останавливался ни перед каким злом и преступлением, если находил его нужным для своих личных выгод, в особенности даже тогда, когда ему приходилось спасать самого себя. Ничего творческого в его природе не было. Он не способен был сделаться ни проводником какой-либо идеи, ни вожаком общества по новым путям: эгоистические натуры менее всего годятся для этого.
В качестве государственного правителя он не мог быть дальнозорким, понимал только ближайшие обстоятельства и мог ими пользоваться для ближайших и преимущественно своекорыстных целей. Отсутствие образования суживало ещё более круг его воззрений, хотя здравый ум давал ему, однако, возможность понимать пользу знакомства с Западом для целей своей власти. Всему хорошему, на что был способен его ум, мешали, его узкое себялюбие и чрезвычайная лживость, проникавшая все его существо, отражавшая во всех его поступках. Это последнее качество, впрочем, сделалось знаменательной чертой тогдашних московских людей. Семена этого прока существовали издавна, но не были в громадном размере воспитаны и развиты эпохой царствования Грозного, который сам был олицетворенная ложь. Создавши опричнину, Иван вооружил русских людей против других, указал им путь искать милостей или спасения в гибели своих ближних, казнями за явно вымышленные преступления приучил к ложным доносам и, совершая для одной потехи бесчеловечные злодеяния, воспитал в окружающей его среде бессердечие и жестокость. Исчезло уважение к правде и нравственности после того, как царь, который, по народному идеалу, должен быть блюстителем того и другого, устраивал в виду своих подданных такие зрелища, как травля невинных людей медведями или всенародные истязания обнаженных девушек, и в то же время соблюдал строгие правила монашествующего благочестия. В минуты собственной опасности всякий человек, естественно, думает о себе; но когда такие минуты для русских продолжались целые тысячелетия, понятно, что должно было вырасти поколение своекорыстных и жестокосердных себялюбцев, у которых все помыслы, все стремления клонились только к собственной охране,- поколение, для которого при наружном соблюдении обычных форм благочестия, законности и нравственности не оставалось никакой внутренней правды. Кто был умнее других, тот и должен был сделаться образцом лживости; то была эпоха, когда ум, закованный исключительно в узкие рамки своекорыстных побуждений, присущих всей современной жизненной среде, мог проявить свою деятельность только в искусстве посредством обмана достигать личных целей. Тяжелые болезни людских обществ, подобно физическим болезням, излечивавшимся нескоро, особенно когда дальнейшие условия жизни способствуют не прекращению, а продолжению болезненного состояния; только этим объясняется те ужасные явления Смутного времени, которые, можно сказать, были выступлением наружу испорченных соков, накопившихся в страшную эпоху Ивановых мучительств.
Замечательно, что лживость, составляющая черту века, отразилась сильно и в современных русских источниках той эпохи до того, что, руководствуясь им, легко можно впасть в заблуждения и неправильные выводы; к счастью, явные противоречия не совпадают и несообразности, в которые они впадают, обличают их в неверности.
Непрочность престолонаследия чувствовалась народом. Русские знали, что из двух сыновей Ивана старший был не способен к самобытному царствованию, а меньший был ещё младенец; кого бы из них ни провозгласили царем - все равно на деле власть должна была бы находиться в иных, а не в царских руках. Эта мысль охватила московский народ, как только разнеслась по столице весть, что царь Иван скончался. Сделалось волнение. Богдан Бельский, которому Иван поручал Димитрия в опеку, был негласным виновником этого волнения в пользу Димитрия. Как оно происходило, не знаем, но кончилось на тот раз тем, что бояре в ночь после смерти царя Ивана приказали отправить малолетнего Дмитрия с матерью и ее родственников Нагих в Углич; разом с их отсылкой схвачено было несколько лиц, которым покойный государь перед своей кончиной оказывал милости; некоторых разослали по разным городам в заточение, других заперли в тюрьму, отобрали у них поместья и вотчины, разорили их дома. Имена их неизвестны, но эти люди были, вероятно, сторонники Димитрия, покушавшиеся провозгласить его царем. Вся власть находилась тогда в руках дяди Федора Ивановича - Никиты Романова, шурина - Бориса Годунова и двух князей - Ивана Мстиславского и Петра Шуйского. Первые два, естественно стояли за Федора как его близкие свойственники; два последних также не находили для себя выгодным пристать на сторону Дмитрия, так как в то время, в случае успеха, властвовали бы не они, а Нагие и Богдан Бельский. На самого Богдана Бельского в то время не решались наложить рук. Быть может, он ловко умел остаться в стороне во время расправы, хотя прежде заправлял делом, за которое другие отвечали. Но прошло несколько дней и Богдан был схвачен и сослан в Нижний Новгород. Это произошло после смуты, о которой сохранились противоречивые известия. Иностранцы говорят, что между Бельским и боярами произошло открытое междоусобие: Бельский со своими сторонниками был осажден в Кремле и принужден был сдаться. Одно русское известие показывает, что народ, вообразив, будто Бельский хочет извести царя и бояр, бросился в Кремль, с оружием даже хотел пушечными выстрелами разрушить запертые Фроловские ворота, но бояре вышли к мятежникам и уверили, что царь и бояре все целы и никому нет дела опасности, а потом сослали Бельского как бы в угоду народу; другое известие повествует, что сами бояре поссорились между собой, взволновался народ и Бельскому грозила смерть, но Годунов за него заступился. Как бы то ни было, верно только то, что в Москве вскоре после погребения Грозного происходило междоусобие, тогда был поставлен к решению вопрос, кому царствовать - слабоумному Федору или малолетнему Димитрию, и сторона Димитрия на этот раз снова проиграла. За Бельским сосланы были другие. Но вопрос еще не решался; волнение не утихло, и бояре положили созвать земских людей в Думу для того, чтобы эта Дума утвердила Федора на престоле.
Дума, состоявшаяся, как кажется из служилых людей, собралась 4 мая 1584 года и признала царем Федора Ивановича. Русские люди, как выражались в то время, молили его слезами сесть на Московское государство. Ход этой думы нам не известен. Но праздник Вознесения новый царь венчался царским венцом.
Царствовал Федор но он не мог властвовать; властвовать могли за него другие.
Царь Федор Иванович был человек небольшого роста, опухлый, с бледным лицом, болезненный; он ходил нетвердыми шагами постоянно улыбался. Когда польский посланник Сапега представился ему, Федор, одетый в царское облачение, с короной на голове, сидел на возвышенном месте и с улыбкой любовался своим скипетром державным яблоком, а когда проговорил несколько слов тихим и прерывистым голосом, то Сапега сделал заключение:” Хотя про него говорят, что у него ума немного, но я увидел, как из собственного наблюдения, так и из слов других, что его вовсе нет.” Весть об этом скоро дошла до соседей; в Польше надеялись, что при таком государе в Московском государстве начнется безурядица, откроются междоусобия и государство придет в упадок.
Ожидание это, вероятно, сбылось бы скоро. Годунов отвратил его или по крайней мере отсрочил.
Тотчас после венчания на царство Федора Борис постарался возможно лучшим способом устроить свое материальное состояние. Когда, по обычаю, новый царь после венчания рассыпал свое милости вельможам, Борис получил всю Важскую область, приносившую большие доходы с поташа; сбываемого англичанам; кроме того, получил он на берегах Москвы-реки вверх на тридцать, а вниз на сорок верст, с рощами и пчельниками, доходы с Рязани, Твери, с Северской земли, Торжка с со всех московских земель бань и купален; все это с доходами, получаемыми из его родовых вотчин, давало Борису огромную сумму ежегодного дохода в 93700 руб., а владения его были так многолюдны, что он мог выставить до 100000 вооруженных людей. До сих пор он носил сан конюшего; теперь он получил наименование ближнего государева боярина и титул наместника царств Казанского и Астраханского.
Царь Федор находился под влиянием своей жены, а Борис был постоянно дружен с ней, а потому стоял ближе к стоял ближе к нею, а потому стоял ближе всех к царю, и никто не в силах был оттеснить его. Единственным опасным соперником мог быть дядя царя Никита Романов, но этот старик в тот же год был поражен параличом и хотя жил до апреля 1586 года, но уже не принимал участия в делах. Из двух оставшихся соправителей Бориса Мстиславский был человек ограниченный и мог играть роль только по научению других благодаря своей знатности; более опасности представлял для Бориса князь Иван Петрович Шуйский; у него была сильная партия не только между знатными людьми, но и между московскими купцами. Князь Иван Шуйский имел поддержку в митрополите Дионисии.
Полтора года Борис уживался со своими товарищами, но уже захватил в свои руки управление всеми делами, так что и иностранцы обращались мимо этих товарищей к нему как к единственному правителю государства. В это время Борис Годунов начал любимое дело - постройку городов, чем отличался во все продолжение своей жизни, справедливо сознавая пользу этой меры государства. Таким образом, для укрощения черемисов Борис приказал строить по берегам Цивильск, Уржум, Царево-Санчурск, а ниже по течению Волги - Саранск, Переволоку, Царицын. Астрахань была обведена каменной стеной. На севере в 1584 году построен Архангельск, сделавшийся тотчас же важнейшим торговым пунктом. В самой Москве в 1586 году построена была Белогородская стена. На юге в 1586 году построены были Ливны, возобновлены Курск и Воронеж. От города до города устраивались станицы для поселения на привольных, но пустых местах.
Борис был милостив к тем, которые были с ним заодно, и в то время особенно приблизил к себе двух братьев дьяков, Щелкаловых, из которых Андрей был посольским, а Василий - разрядным дьяком. Но Борис не допускал долгое время проживать спокойно тем, в которых видел себе соперников и недоброжелателей. Борис именем царя приказал сослать Мстиславского в Кирилло-Белозерский монастырь и постричь.
Расправившись со Мстиславским, Годунов дождался случая разделаться с Шуйским. Им были переданы многие из московских торговых людей; ожидая от Годунова чего-нибудь враждебного к Шуйским, они заранее кричали, что побьют Годунова камнями, если он тронет кого либо из этого рода. Митрополит Дионисий пытался было примирить и сдружить между собой Годунова и Ивана Петровича Шуйского; он пригласил и того и другого к себе. Они наружно помирились. Спустя несколько времени холопы Шуйских Федор Старов с товарищами подали донос, будто существует заговор против государя, которым руководят князья Шуйские. Летописцы говорят, что сам Борис подучил доносчиков; в этом случае он действовал по примеру царя Ивана, который не раз пользовался такими же ложными доносами, чтобы придать личину справедливости своим убийствам. По доносу Старова взяли под стражу князей Ивана Петровича и Андрея Ивановича Шуйских, князя Василия Скопина-Шуйского, разных их друзей, князей Ивана Петровича и Андрея Ивановича Шуйских сначала поговорили только удалить в их вотчины, но когда они туда приехали, то их схватили, увезли одного на Белоозеро, другого в Каргополь и удавили.
С этих пор Борис сделался вполне единым и самовластным правителем в Московском государстве. На будущее время беспокоили воображение Бориса потомки царской линии - царевич Димитрий и Мария, вдова короля Магнуса(дочь Владимира Андреевича) с малолетней дочерью Евфимией. Он поручил английскому купцу Горсею уговорить Марию Владимировну переехать с дочерью в Москву из Риги. Королева с дочерью убежала из Риги и прибыла в Москву на почтовых лошадях. Сначала Борис принял ее, как обещал наделил вотчинами, деньгами, а через несколько времени именем царя ее разлучили с дочерью, увезли и постригли в Пятницком монастыре близ Троицы. В 1589 году маленькую дочь ее похоронили у Троицы с почестями, как королеву. Борис приказал тайно умертвить ее.
В декабре 1586 года умер Стефан Баторий. В следующем году в Польше началось обычное избрание нового короля, в котором важное участие приняло Московское государство. Борис увидел возможность посадить на польско-литовский престол Федора, сообразно давнему желанию литовских панов соединиться с Московским государством посредством возведения на свой престол московского государя. Борис вероятно рассчитывал, что расположение к нему Польши и Литвы пригодится со временем, и потому-то при венчании Федора.
В Польше в то время образовались три партии: одна, под предводительством Зборовских, хотела выбрать австрийского принца Максимилиана. Другая, во главе которой был канцлер и гетман Замойский, склонялась к избранию шведского королевича Сигизмунда, сына короля Иоанна и польской принцессы Екатерины. Третья, состоявшая преимущественно из литовских панов, хотела московского государя. Послы отправились в Польшу и повезли сорок восемь писем к разным панам с самыми лестными предложениями. Русский царь обещал защищать польско-литовские владения московскими силами, строить на свой счет крепости, отвоевать у шведов и отдать Речи Посполитой Эстонию, предоставить свободную торговлю польско-литовским людям в Московском государстве, а главное, он обещал не вступаться вовсе в королевские доходы и все отдать панам в управление
Предложения были действительно соблазнительны.
Главное препятствие к выбору Федора заключалось в денежном вопросе. Паны говорили им, нужны деньги, чтобы подкрепить царскую сторону на сейме. Послам негде было достать денег. Тогда на сейме одна польская партия выбрала Максимилиана, другая - Сигизмунда. Литовцы не приставали ни к той, ни к другой и еще раз пытались сойти с московскими послами. Захочет ли государь взять одну Литву, если поляки не согласятся на его избрание?
Борис, узнав о том от послов, отправил панам литовским дары на 20000 рублей, обещая дать еще деньгами 70000. Но уже было поздно: поляки успели сойтись с литовцами и склонить их на сторону Сигизмунда. Избрание кончилось в пользу Сигизмунда. Максимилиан пытался было добывать польскую корону оружием, но был разбит Замойским, взят в плен и выпущен под условием отказа от всяких притязаний. на польский престол.
Таким образом, в Польше сел на престол государь, которого особенно не желали в Москве: сын шведского короля, с которым Московское государство находилось не в дружелюбных отношениях. Политика Бориса, однако, была не воинственна; он думал достигнуть политических целей хитростью и хотел находиться, насколько возможно, в мире со всеми соседями. С Швецией существовало ещё прежнее перемирие, продолженное на четыре года в 1585 году. В отношениях в Крыму Москве помогали междоусобия, возникшие в этой стране.
Борис по восшествии Федора на престол отправлял посольство в Турцию с изъявлением своего миролюбия. Там приняли московского посла хотя миролюбиво, но довольно надменно. На юго-востоке в 1586 году кахетинский царь Александр отдался в подданство московскому государю.
Борису нужно было возвышать духовенство, чтобы при всякой нужде опираться на него и находить в нем могучую поддержку. Для истинной пользы русской церкви в то время нужны были не титулы, не наружный блеск, а образованный блеск, а образованные и нравственные пастыри; патриаршество, как показали последствия, напортив, ставило преграду внутренним преобразованиям как в церкви, так и в свое время было уничтожено как один из признаков, наиболее препятствующих культурному движению русского общества.
Как ни старался Годунов избегать всякой войны с соседями, но в 1590 году, по истечении перемирия со Швецией, принужден был начать неприязненные действия. Шведы удерживали отнятую при Грозном часть Вотской пятины и не хотели возвращать ее, хотя Борис и предлагал за нее деньги. В январе 1590 года началась война. Самого государя взяли в поход. Шведы действовали плохо, не более как через месяц сами предложили перемирие на год и уступили царю Ям, Копорье и Иван-город. Русским этого было недостаточно. Они хотели также возвратить Нарву и Корелу, но приступ их к Нарве был неудачен, и осторожный Борис, побоявшись подвергаться опасностям, поспешил взять то, что давалось. С тех пор несколько лет съезжались между собой русские и шведские уполномоченные, не могли сойтись, начинались опять военные действия но незначительные; потом опять съезжались послы толковать о примирении и только уже в 1595 году заключили мир. Шведы воротили русским Корелу, а русские отказались от Нарвы и от всех притязаний на Эстонию.
Между тем Димитрий рос в почетном изгнании в Угличе и представлял в будущем большую опасность для Бориса. Федор был бездетен, слаб здоровьем и в случае его смерти царевич Димитрий был бы провозглашен его преемником на престоле. Борису, естественно грозила погибель. В 1591 году Годунов отправил в Углич надзирать над земскими делами и над домашним обиходом царицы Марии своих доверенных людей: дьяка Михаила Битяговского с сыном Даниилом и племянником Качаловым.
15 мая 1591 года в полдень пономарь соборной углицкой церкви ударил в набат. Народ сбежался со всех сторон во двор царицы и увидел царевича мертвого с перерезанным горлом. Народ убил Михаила и Данила Битяговских и Никиту Качалова. Умертвили еще несколько человек по подозрению в согласии с убийцами.
Дали знать в Москву. Свидетелей убийствами не было. Преступников - тоже.
Следствие произведено было самым бессовестным образом. Выходило, будто царевич зарезался сам. Осмотра тела не делали; людей, убивших Битягского с товарищами, не допросили. Показания, снятые с разных лиц гласили одно, что царевич зарезался в припадке падучей болезни. Тело царевича было предано земле в углицкой церкви св. Спаса.
Правительство объявило и приказывало народу верить, что смерть царевича произошла от самоубийства, но в народе сохранилось убеждение, что в царевич был зарезан по тайному приказанию Бориса.
Вскоре после смерти царевича, 23 мая, на праздник Троицы, во время отсутствия царя, уехавшего в Сергиев монастырь, вспыхнул в Москве пожар, обративший в пепел значительную часть Белого города. Борис тотчас начал раздавать пособие погоревшим и на собственный счет отстраивать улицы. Несмотря на такую щедрость, в народе ходили слухи, что пожар был произведен людьми Годунова, по его приказанию для того, чтобы отвлечь внимание от столицы от совершенного убийства.
Менее чем два месяца спустя столица испытала новую тревогу. Крымский хан Казы-Герей долго обманывал Москву, уверял, что будет посылать татар на Литву, а на Москву не пошлет, и вдруг неожиданно бросился с громадной силой в русские пределы. Тогда ожидали разрыва со Швецией и сосредоточивали военные силы на севере. Хан так скоро очутился на Оке, что русские думали только о защите столицы. Осторожный Борис не взял на себя главного начальства над войском, оборонявшем Москву, а поручил его князю Федору Мстиславскому, сам же занял после него второе место. Татары побились с русскими и потеряли несколько мурз. Годунов приказал без умолку палить из пушек, а русские пленники сказали хану, что в Москве стреляют от радости, потому что туда пришли новые силы из Новгорода и других мест и готовы на другой день утром ударить на хана. Хан немедленно бежал со всеми своими силами. Вся честь победа должна была приписываться Борису: об этом велено было рассказывать и в чужих землях. В память спасения Москвы был заложен монастырь, названный Донским. В следующем 1592 году у царя Федора родилась дочь Феодосия. Борис показывал вид радости, но никто не верил его искренности, через несколько месяцев маленькая царевна умерла.
Борис делал свое дело и приобретал себе всеми мерами сторонников. Он заручился расположением духовенства.
И вот Борис издал закон, уничтожавший Юрьев день - право перехода крестьян с земли одного владельца на землю другого. Этим законом Борис до чрезвычайности угождал всей массе незнатных землевладельцев, обязанных службой и постоянно нуждавшихся в рабочих руках для достижения средств благосостояния и для исправности на службе. К этому располагало следующее обстоятельство. С открытием Сибири, с занятием земель на юге Московского государства последовало движение народа на новоселье. Пустели целые волости и посады. Мера эта не по душе была простому народу, и с этих пор вместо законно переходивших от владельца к владельцу крестьян явились беглые, и число их усиливалось с каждым годом. Владельцы преследовали их, искали на них суда, заводили тяжбы, требовали возвращения крестьян; а те из крестьян, которые были поудалее бежали в казаки или умножали за собой разбойничьи шайки. Сам Борис, стараясь удержать народонаселение в середине государства, нуждался, однако и в расширении его на окраинах. Нашествие крымского хана убеждало его в необходимости умножать число городов на юге и населять ратными людьми. Таким образом, в конце 1593 года Борис построил крестьян вниз по реке Осколу - Белгород, Оскол, Валуйки.
Всякое общественное бедствие и всякое общественное предприятие давали Борису повод показывать свою заботливость о судьбе народа. В Москве в 1585 году случился пожар в Китай-городе, и сам Борис способствовал скорейшему возобновлению сгоревших дворов; вслед затем открылось покушение зажечь Москву, и Борис, к удовольствию народа, передал казни виновных. Происходили пожары и в других городах- и там Борис подавал помощь погоревшим. В некоторых местах были неурожаи - Борис посылал туда хлебные запасы. Посетило Русь также нередкое в ее истории бедствие - заразительные болезни, сильно опустошавшие тогда Псков, - Борис учреждал заставы, чтобы не дать им распространиться в других областях. В 1596 году задумал Борис строить каменные стены в Смоленске и устроил работы наймом.
Борис в 1597 году подтвердил закон о прикреплении крестьян к земле, установил, чтобы все, убежавшие из поместий и вотчин в течение предшествующих пяти лет, были отыскиваемы и возвращаемы к повиновению помещикам и вотчинникам.
Царь Федор скончался 7 января 1598 года, на сорок первом году своей жизни.
Борис объявил, что умерший царь передал державу свою царице Ирине и поручил “строить свою душу” патриарху Иову и с ним шурину своему Борису и двоюродному брату Федору Никитичу Романову-Юрьеву.
Это была неслыханная новость: никогда еще женщина не царствовала самобытно, не будучи опекуншей детей; притом жена после мужа не могла быть преемницей ни по какому праву. Через девять дней Ирина постриглась в Новодевичьем монастыре. Тогда собрались бояре и постановили, что правление остается в руках бояр. Созвали народ целовать крест Боярской Думе, но созванная толпа состояла в большинстве из доброжелателей Бориса. Они закричали, чтобы царем был Борис.
Иов тотчас воспользовался этим и стал говорить, что следует идти просить Бориса принять царство.
Все отправились в Новодевичий монастырь, где находился Борис с сестрой, которая уже приняла имя инокини Александры. Борис показывал, будто весь погрузился в богомыслие.
Патриарх сначала просил бывшую царицу благословить на царство брата своего, потом обратился к Борису и говорил:
“Будь нам милосердным государем, царем и великим князем, не дай в попрание православной веры в расхищение христиан православных”. Но Борис отказывался.
Тогда патриарх сказал народу, что надобно подождать окончания сорокоуста: Борис Федорович со своим обычным благочестием весь предался молитве за своего благодетеля, царя Федора Ивановича, а тем временем надобно созвать земской собор из людей всякого чина; когда всей землей начнут его просить - он не дерзнет противиться.
17 февраля в первый раз собрались выборные люди в Кремле. Патриарх, спросив их, кому быть на государстве царем, не дождался от них ответа, не допустил их рассуждать, ни спорить, а сказал, что у всех православных христиан, которые были в Москве прежде, одна мысль: молить Бориса Федоровича, чтобы он был на царстве и не хотел иного государя. Сторонники Бориса стали тотчас восхвалять его, а патриарх затем объявил: кто захочет искать иного государя, кроме Бориса Федоровича, того придадут проклятию и отдадут на кару градскому суду.
После такого заявления никто не посмел и заикнуться против воли патриарха.
Во Вторник 21 февраля зазвонили во всех московских церквях, и народ вслед за патриархом огромной толпой двинулся к Новодевичью монастырю. Борис вышел навстречу чудотворной иконе и поклонился до земли. ”Не мы сей подвиг сотворили, - говорил патриарх, - а Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем и святыми чудотворцами возлюбила тебя изволила придти напомнить тебе волю Сына своего, Бога нашего; повинись Его святой воле, не наведи на себя своим ослушанием гнева Божия”.
Борис ушел к сестре в келью.
“Это Божье дело, а не человеческое, - сказала Александра, - как будет воля Божья, так и твори”.
Патриарх благословил Бориса, сестру и жену его, затем вышел к народу и провозгласил: “ Борис Федорович нас пожаловал: хочет быть на великом российском царствии”. ”Слава Богу “ , - кричали все, а приставы толкали людей, чтобы те кричали погромче и повеселее.
Борис рассчитал, что нужно на первых порах расположить к себе народ, приучить любить себя и повиноваться себе. С этой целью он освободил весь сельский народ от податей на один год. Борис преследовал бесчинное пьянство. Сидевшие в тюрьмах получали свободу, опальным прежнего царствования давалось прощение; вдовы, сироты, нуждающиеся получали от щедрот царя вспоможение. Борис непрестанно кормил и одевал неимущих. Казней не было. Все благие стремления Бориса клонились только к одной цели: утвердиться на престоле. Только духовенство и служилые люди были действительно за Бориса; народ не любил его.
Но минули льготные годы, возобновились кабаки, пьянство опять сделалось источником казенных доходов и причиной народного развращения.
По отношению к соседям Борис держался прежней своей политики: сохранять, сколько возможно, мир, хотя при случае не гнушался и коварством.
Вдруг в конце 1600 года стал в народе ходить слух, что Дмитрий-царевич не убит, а, спасенный друзьями, где-то проживает до сих пор. След Димитрия не был отыскан. Борис принялся за бояр Романовых. Четырех братьев Романовых - Александра, Василия, Ивана и Михаила разослали по отдаленным местам в тяжелое заключение, а пятого Федора, который, как кажется, был умнее всех их, насильно постригли под именем Филарета в монастыре Антония Сийского.
В эти тяжелые времена доносов и пыток постиг Русь страшный голод, доверивший подготовку к потрясениям. Уже в 1601 году от дождливого лета и от ранних морозов произошел во многих местах неурожай. Сам Борис приказал отворить все свои житницы, продавать хлеб дешевле ходячей цены, а бедным раздавать деньги.
Возникло в народе убеждение, что царствование Бориса не благословляется небом, потому что, достигнутое беззаконием, оно поддерживается неправдой; толковали, что если утвердиться на престоле род Бориса, то не принесет Русской земле счастья. Люди родовитые оскорблялись и тем, что на царском престоле сел потомок татарина. Становится желательно, чтобы нашелся такой, который имел бы в глазах народа гораздо более прав перед Борисом. Таким лицом был именно Димитрий, сын прежнего государя. Мысль о том, что он жив и скоро явится отнимать у Бориса похищенный престол, все более и более распространялась в народе. И вот в начале 1604 года перехвачено было письмо, писанное одним иноземцем из Нарвы, в этом письме было сказано, что явился сын московского царя Ивана Васильевича Димитрий, находится будто бы у казаков, и Московскую землю скоро постигнет большое потрясение.
Царь Борис, услышав, что в Польше явился какой-то человек, выдавший себя за Димитрия, начал с того, что под предлогом, что в Литве свирепствует какое-то поверье, велел учредить на литовской границе крепкие заставы и не пропускать никого ни из Литвы, ни в Литву, а внутри государства умножил шпионов, которые всюду прислушивались: не говорил ли кто о Димитрии, не ругает ли кто Бориса. Между тем в Москве давали знать, что в польской Украине под знаменем Димитрия собирается ополчение с со дня на день нужно ждать вторжения в московские пределы, а в июле посланник немецкого императора сообщил от имени своего государя по соседской дружбе, что в Польше проявился Димитрий и надобно принимать против него меры. Посоветовавшись с патриархом, царь находил, что нужно же объяснить и самим себе, кто такой этот обманщик. Стали думать и придумали, что это, должно быть, бежавший в 1602 году Григорий Отрепьев. Он был родом из галицких детей боярских, постригся в Чудовом монастыре и был крестовым дьяком у патриарха Иова. Стали распространять исподволь в народ слух, что явившийся в Польше обманщик не кто иной как Гришка Отрепьев. Между тем 16 октября названный Дмитрий с толпой поляков и казаков вступил в Московское Государство. Города сдавались ему один за другим. Служилые люди переходили к нему на службу. В ноябре он осадил Новгород-Северск, но был отбит посланным туда царским воеводой Басмановым. После того царь выслал против Дмитрия войско под начальством Федора Мстиславского. Это войско 20 декабря потерпело неудачу. Далее скрываться перед народом было невозможно. Послушный Борису патриарх Иов взялся объяснить Русской земле запутанное дело.
21 января 1605 года Борисово войско под начальством Мситиславского и Шуйского одержало верх над Димитрием, и сам Димитрий ушел в Путивль. Борис был очень доволен, щедро наградил своих воевод, особенно ласкал Басманова за его упорную защиту Новгород-Северска; но народ, услышав о неудаче названного Димитрия, пришел в уныние. Борис вскоре понял, что сила его врага заключается не в той военной силе, с которой этот враг вступил в государство, а в готовности и народа, и войска в Московском государстве перейти при первом случае на его сторону, так как все легко поддавалось уверенности, что он - настоящий царевич.
Борис был в страшном томлении, обращался к ворожеям, предсказателям, выслушивал от них двусмысленные прорицания, запирался и по целым дням сидел один, а сына посылал молиться по церквям. Казни и пытки не прекращались. Борис уже в близких себе лицах подозревал измену и не надеялся сладить с соперником военными силами; он решил попытаться тайным убийством избавиться от своего злодея. Попытка не удалась. Монахи, которых в марте подговорил Борис ехать в Путивль - отравить названного Димитрия, попались с ядом в руки последнего.
13 апреля царь встал здоровым и казался веселее обыкновенного. После обедни приготовлен был праздничный стол в Золотой палате. Борис ел с большим аппетитом и переполнил себе желудок. После обеда он пошел на вышку, с которой часто обозревал всю Москву. Но вскоре он поспешно сошел оттуда, говорил, что чувствует колотье и дурноту. Побежали за доктором; пока успел прийти доктор царю стало хуже. У него выступила кровь из ушей и носа. Царь упал без чувств. Около трех часов по полудни Борис скончался. Останки его погребены в Архангельском соборе.

Трагедия Александра Сергеевича Пушкина предлагает нам, читателям, рассмотреть образ Бориса Годунова, ведь основная тема, положенная в основу развития сюжета, - царь и .

Борис – человек сложного характера, но все же имеет множество положительных качеств. Пушкин отмечает его силу духа и волю, большой ум, желание возвысить народ, которым он управляет.

Предстает на страницах трагедии в разных ролях. Мы видим нежного отца, который успокаивает дочь, так неожиданно потерявшую жениха. Безутешная молодая вдовица разрывает сердце Бориса своими страданиями. Затем мы отмечаем то, как он радуется успехам в обучении сына, ведь роль образования этот царь ставит во главу угла, понимает всю его значимость.

Как опытный политик, Годунов трезво оценивает сложность внутренней политики в стране, реалистично воспринимает отношение к нему боярства, дает здравые советы сыну в завещании. Он заботится об укреплении связей России с европейскими и западными государствами. С этой целью сватает свою дочь за шведского королевича.

И все же народ не любит Бориса Годунова. Все эти его намерения и деяния он не воспринимает. Ведь в основном царь повторяет ту же самую политику, которая давно сложилась на Руси - самодержавие, борьба с боярством, все более сильное закабаление крестьянства.

Вся государственная власть сосредоточена в одних руках – в руках Бориса Годунова. В борьбе с боярами его поддерживает служивое дворянство. Годунов делает ставку не на значимость рода, а на умственные способности. Что же касается народа, то царь считает главной чертой в отношении к крестьянам строгость. Он отменяет Юрьев день, то есть возможность перехода от одного помещика к другому.

Такая крепостническая политика вызывает враждебное отношение народа к Борису Годунову.

Повторяя тенденции предшественников, царь отличается от них в главном – в том, как он пришел к власти, ведь престол занят им был не в порядке законного наследования, а через преступление. Бориса Годунова считали убийцей царевича Дмитрия. И этот проступок наложил отпечаток на всю жизнь царя, и на все его правление. Борис, по мнению многих историков и автора рассматриваемого нами произведения, наказан за убийство малолетнего царевича.

Но мнение Пушкина все же несколько отлично. От совершенного поступка Борис испытывает душевные муки. Но не в этом видит поэт главную причину его трагической судьбы. Народ, как считает Александр Сергеевич, главная действующая сила истории, и он выступил против Бориса Годунова, тем самым и обрек его на гибель.

Крестьяне считают Годунова деспотом и тираном, который не защищает их, а наоборот, все сильнее угнетает. Народ не воспринимает щедроты царя, в них он видит только средство подкупить и сдержать мятеж.

Таким образом, Александр Сергеевич показывает, что суть трагедии Годунова лежит в том, что он так и не приобрел уважение и поддержку основной силы – народа.