Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми старшей группы. Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю


НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе «Лисичкин хлеб»

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из рассказа». Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

Развивающие:
Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность).

Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.

Методы и приемы:
Сюрпризный момент - приход Старичка-Лесовичка
Беседа о лесе
Рассматривание книги, обложки, чтение названия книги.
Чтение произведения, работа по тексту.
Вопросы по прочитанному.
Разыгрывание отрывка из произведения.
Игра «Правда-неправда».
Подведение итога, анализ.

Словарная работа: Хохолок, копуля, добыча, обомлела.

Материалы: книга «Лисичкин хлеб», корзина, презентация, музыкальное сопровождение, сюрприз.

Предварительная работа: Рассматривание тематического альбома «Лес - наше богатство». Беседа о тетереве, рябчике. Знакомство с травами: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста; с ягодами: костяника, черника, брусника. Разучивание пословиц о хлебе. Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб», рассказа М. Глинской «Хлеб».

Ход НОД:

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.

Старичок-Лесовичок: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?

Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес!

Какой воздух в лесу?

А какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет. Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица леса вышла на охоту.

Лесовичок: Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М.М. Пришвина в презентации)

И сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.

В рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.
Хохолок - это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).

Копуля - это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.

Добыча - это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.

Обомлела - удивилась, ахнула, озадачилась.

- Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте :

«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. (Как вы думаете с какой?). Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника.Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. (Интересно, как же они лечатся?)
- Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: (Интересно, что же она подумала ?)
- Откуда же это в лесу взялся хлеб? (А вы поняли, откуда взялся этот хлеб?)
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. (Как вы думаете, она отведала?)
Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!»
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Старичок-Лесовичок: Понравился вам рассказ?
О какой птице рассказывает автор?

Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?

Какие названия трав вы запомнили?

Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб?

Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?

Почему писатель так назвал свой рассказ?

Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю?

А хлеб есть полезно? В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?

Лесовичок: Молодцы, какие вы! А теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!

Игра «Правда - неправда» (Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).

Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?
-В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
-Под заячьей капустой лежал кусок батона?
- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
-Зиночка съела этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.

Физкультминутка
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!

Лесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?

Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал.

Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)

А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я приду к вам с новым рассказом. А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Я приготовил вам сюрприз - корзину шишек! Шутка! За то, что вы такие смекалистые и догадливые, вот вам подарочки от меня, Старичка-Лесовичка.
До свидания, до новых встреч!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО"

Средняя группа

ЦЕЛЬ: Продолжать работу по формированию у детей интереса к книге.

ЗАДАЧИ: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: презентация картинок - коса, косарь, кузница, кузнец, хозяйка доит корову.

Рассматривание бобов, сортировка бобовых - горох, фасоль, бобы. Чтение русских народных сказок, выставка книг в книжном уголке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная беседа: - Ребята, вы любите читать книги?

Какие произведения вам больше нравятся? (рассказы, стихи, сказки)

Если любите сказки, то легко угадаете героев. (показываю иллюстрации книги " Из какой мы сказки ")

К нам пришёл сказочный герой. угадайте, какой?

ПТИЦА ХОДИТ ПО ДВОРУ,

БУДИТ ДЕТОК ПО УТРУ.

НА МАКУШКЕ ГРЕБЕШОК,

КТО ЖЕ ЭТО?

(ПЕТУШОК)

Показываю игрушку-петушка:

Полюбуйтесь, какой красавец! Петя-петушок, мы про тебя потешку знаем.

Пальчиковая гимнастика:

ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ, дети сжимают и разжимают кулачки

ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ!

КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ хлопают в ладоши, затем кулачками

КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ!

МОЛОТОК ТУК-ТУК, правым кулачком бьют по левой ладошке,

МОЛОТОК ТУК-ТУК! левым кулачком бьют по правой ладошке

ПОМОГАТЬ ИДЁТ ПЕТУХ! указательным и средним пальцами "идут" по коленям

Ребята, а в каких сказках мы встречали петушка, кто помнит?

("Зимовье зверей", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса")

Послушайте ещё одну сказку. Называется она "Петушок и бобовое зёрнышко"

Показываю книгу, титульный лист, читаю сказку.

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

Понравилась сказка?

Кто помнит, как она называется?

Что случилось с петушком?

Почему такая беда приключилась?

Кто помогал петушку?

Чему учит нас сказка? Как надо вести себя во время еды?

Молодцы, вы правильно поняли сказку и запомнили её содержание.

ФИЗМИНУТКА "ПЕТУШОК"

ПЕТЯ, ПЕТЕНЬКА, ПЕТУХ! идут по кругу, взявшись за руки

ЧТО ЗА ПЕРЬЯ, ЧТО ЗА ПУХ! в круг лицом, бьют руками по бокам

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕСЬ, ЦВЕТНОЙ, идут по кругу, руки сцепить в замок за спиной

И КРИЧИТ, КАК ЗАВОДНОЙ! остановиться, повернуться лицом в круг

КУ-КА-РЕ-КУ!

Повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций на интерактивной доске.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

Ребята, вы обратили внимание, как много в сказке "ласковых" слов: хозяюшка, коровушка...

Становитесь в круг, поиграем с вами в игру "Назови ласково". Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы будете возвращать мне его вместе с " ласковым" словом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №67

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

Составила воспитатель гр 6 1 квалификационная категория

Ибрагимова Н. Н.

Г. Ангарск 2015 г.

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Форма проведения: литературно – художественная гостиная.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.

Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.

Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).

Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.

Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».

Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».

Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. (Вводный этап)

В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.

2 часть. Основная. (Основной этап).

В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них».

В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.

2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».

В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»).

3. Чтение сказки.

В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»? (словарная работа).

Выразительное чтение сказки с показом слайдов.

Русская народная сказка «Снегурочка»

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега
    дочку сделаем.
  • Давай, - говорит старуха.
  • Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

  • Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая
    невеселая стала? Иль тебе неможется?
  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

  • Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
    Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!
  • Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
  • А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
  • Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они - а Снегурочки нет.

Стали они кликать ее:

Ау, ау, Снегурочка!

Только эхо им в лесу откликнулось.

Беседа по содержанию:

Понравилась сказка?

Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

Какой получилась у стариков доченька?

Красивая?

А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка, вот какая.

Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).

Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).

Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

4. Подвижная игра «Заря – заряница».

В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.

5. Игра «Переводчики».

А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)

А есть те слова, которые не понятны?

Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

Грустный конец у этой русской народной сказки?

А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

А как?

Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

6. Рефлексия.

Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.



Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин?»
Автор: Малько И.А., воспитатель, ДС№186 «Вазовец»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
2014г
Задачи: ОО «Социализация»: формировать соответствующую морально- оценочную лексику(например, «справедливо»-«несправедливо», «смелый»-«трусливый», «вежливый»-«невежливый»(грубый) и др.)
ОО «Коммуникация»: оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях.
ОО «Чтение художественной литературы»: развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний; способствовать развитию творческого потенциала: додумывание эпизода.
ОО «Безопасность»: расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе.
Приемы:
-«эмоциональное отношение к героям»
-беседы по иллюстрациям.
Технологии: кейс -иллюстрации, здоровьесберегающиеМатериал, оборудование: портрет В.А.Осеевой, выставка книг В.А.Осеевой и иллюстрации к ним, ноутбук, кейс- иллюстрации к рассказу, магнитная доска, Таблица с эмоциями.
Предварительная работа: знакомство с творчеством В.А.Осеевой, (рассматривание книг, иллюстраций к ним, чтение рассказов « Волшебное слово», «Плохо», «Сыновья», «Лекарство», «Просто старушка»).Ход НОД:Воспитатель вместе с детьми приветствует приглашённых гостей, и предлагает помочь разместить гостей по местам. Дети провожают на стульчики всех взрослых. Далее воспитатель приглашает детей в круг.1. Вхождение в игровую деятельность.собрались все дети в кругЯ – твой друг и ты мой другКрепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся. (Дети стоят в кругу)
2. Пальчиковая гимнастика.1,2,3,4,5, начинаем мы мечтать,Сложим вместе мы ладошки и тихонько словно кошкиВсе направимся в страну книжной я ее зову)Вот стоим возле дверей, постучимся в них скорейТук-тук-тук нам открывают и в мир книги приглашают.
-Ребята, но чтобы узнать, что нас ждет дальше. Мы должны открыть конверт, в который нам прислала книжная фея.Воспитатель открывает вместе с детьми конверт:-Смотрите ребята, здесь разрезные картинки, это значит, что нам нужно их собрать, и мы узнаем, что приготовила книжная фея.Воспитатель раздает конверты с заданиями. Дети проходят на свои места и собирают картинки.-Ну что ребята, справились с заданием? Что же у вас получилось? Вы узнали героев своих картинок? Из каких они произведений? Ответы детей.Воспитатель обращается к детям:-А как вы думаете, кто автор этих произведений?Ответы детей: «В.А.Осеева.»-Очень хорошо вы справились с заданием, и сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением В.А.Осеевой «Кто хозяин?»3. Воспитатель читает рассказ с сопровождением кейс - иллюстраций. Большую черную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!- Нет, моя! – сердился Ваня. – Я перевязал ей лапу и кормил ее. Никто не хотел уступить.-Моя! Моя! – кричали оба. Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:-Спасайся! Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.-Чья собака? - сердито закричал он.-Моя, - сказал Коля. Ваня промолчал4. Обсуждение по прочитанному рассказу
После прочитанного рассказа воспитатель обращается к детям:-Ребята, о чем этот рассказ?Дети отвечают: « О дружбе, о справедливости, о заботе к животным, и т.д.-Да верно, а я, вам предлагаю описать главных героев Ваню и Колю. Не смотря на то, что они были друзья, они все же были разные.Воспитатель обращается к детям:-Вы согласны со мной? Я приготовила вам задание, выполнив его, вы сможете мне доказать, что они разные.-У вас на столах лежат таблицы с главными героями, нам нужно соединить линиями эмоции какие подходят мальчикам.Дети выполняют задание.Воспитатель обращается к детям:-Ребята закончили, подходите ко мне и мы вместе с вами проанализируем главных героев.Дети подходят к магнитной доске, на которой висит такая же эмоциональная таблица с главными героями.Воспитатель вместе с детьми соединяет линиями эмоции, которые называют дети и проговаривают, почему именно эта эмоция подходит Ване и Коле.-Вот мы и выявили образ Вани и Коли.-Ребята, что же у нас получилось? Мальчики какие – разные?Ответы детей: Коля – смелый, отважный, храбрый.-Ваня – трусливый, жалкий.-А что у них было общего? Ответы детей: « Они были оба заботливые, добрые, веселые и т.д.»Воспитатель обращается к детям:-Ребята, что я заметила, когда читала этот рассказ – что они оба хотели помочь, только Ваня другу, когда крикнул: «Спасайся!», а Коля собаке.-Так как вы думаете, почему Ваня промолчал на вопрос лесника – Чья собака?Ответы детей: «Потому, что ему стало стыдно».-А почему стыдно?Ответы детей: «Он испугался собак и залез на дерево, он струсил и бросил друга одного».Воспитатель:-Ребята с каждым из нас в жизни может произойти разные ситуации, вот поэтому надо не пугаться, не теряться, а искать выход. Вот какой урок мы с вами вынесли из этого рассказа. -Как же называется рассказ В.А.Осеевой? Ответы детей:- «Кто хозяин?»-Как вы считаете, пригодится нам такой урок? Возьмем его себе?Рефлексия: - Чему научил вас рассказ В.А.Осеевой «Кто хозяин?»
Ответы детей: (помогать друзьям и животным в беде, не пугаться, а искать выход в трудной ситуации).-Книжная фея прислала вам на память вот по такому щенку, теперь вы хозяева этих щенков, вы можете дать им имя, разукрасить, нарисовать им домик и т.д.Воспитатель достает из конверта картинки с изображением щенка и раздает детям. После прочитанного рассказа воспитатель обращается к детям:-Ребята, о чем этот рассказ?Дети отвечают: « О дружбе, о справедливости, о заботе к животным, и т.д.-Да верно, а я, вам предлагаю описать главных героев Ваню и Колю Не смотря на то, что они были друзья, они все же были разные.


Приложенные файлы

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети на занятии учатся слушать сказки, делать выводы по содержанию, продолжают знакомство с предметами старины.

Цель: продолжение знакомства детей с предметами старины.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок.
2. Развивающие:
Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение детей слушать сказку внимательно, не перебивать читающего воспитателя.
4. Речевые:
Связная речь:
Продолжать учить детей отвечать на вопросы по тексту, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – лапоточки; лапти; изба; барин; кучер; тятенька, маменька
признаки – чудесные, глубокая (река), высокие (берега);
глагольный – умаялся, сплёл, понесло.
Грамматика:
активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические:
Неожиданное появление лаптей в группе; слушание сказки;
Наглядные:
рассматривание картинок к произведению.
Словесные:
Повторение названия и героев сказки.
Материалы: лапти, книга, картинки и иллюстрации к произведению.
Индивидуальная работа: поощрять эмоциональные реакции на сказки.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, картинок с изображением предметов старины.

Ход занятия:

В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь?
Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь.
Воспитатель: Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать?
Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
- В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
- Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, - ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся - как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
- Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, - ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, - думает, - беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
- Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
- А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся - тр-р-рах! - снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
- Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
- Домой бегу! А мальчики опять:
- Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
- Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
- Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
- Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
- Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется - входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
- Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
- Какие лапти? - барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти - да к дверям.
- Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся - как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
- Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
- Каррр! Каррр!
В лесу река бежит - глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин - да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.

Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».

Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?

Вопросы по тексту:
1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван);
2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал);
3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка);
4. Куда собрался старичок? (В Москву);
5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти);
6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл);
7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка);
8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться);
9. Как звали брата Ивана? (Степан);
10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом);
11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились);
12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь);
13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали);
14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким);
15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья);
16. Кто спас Акима? (Жена);
17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер);
18. Кто обул лапти у Акима? (Барин);
19. Куда лапти затащили барина? (В лес);
20. Что с барином случилось? (Утонул);
21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку);
22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались);
23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки);
24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя);
25. Понравилась ли вам сказка? Почему?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.