Что такое стигматы? Какие бывают стигмы и как они появляются? Стигматы, что это такое?(фото, видео).


Что такое стигматы? Это повреждения на теле в виде кровоточащих ран, язв, царапин, ожогов, которые то появляются, то исчезают и не поддаются лечению. В то же время эти болезненные образования не вызывают никаких осложнений. Предрасположены к стигматизму люди, глубоко верующие, а сами раны появляются в тех местах на теле, которые соответствуют пяти ранам Христа. Это ступни, ладони или запястья, бок, а иногда лоб, плечо или спина.

Спаситель получил раны на руках и ногах, когда его распяли. В бок ткнули копьём, чтобы убедиться в его смерти. На голове у него остался след от тернового венца, а на плече отметина от креста, который осуждённый на распятие Сын Божий нёс на себе к месту казни. Кровавые же полосы на спине являлись результатом бичевания.

Появление у отдельных людей стигматов фиксируется уже на протяжении 800 лет. Их первым носителем официально считается святой Франциск Ассизский. Соответствующие знаки появились у него на теле в 1224 году в день Воздвижения Святого Креста. Он молился на горе Верне, и тут явился ангел. Он выпустил 5 лучей света и иссёк подвижнику руки, ноги и рёбра. После этого католическая церковь признала ещё 300 случаев возникновения знаков, совпадающих с ранами Христа.

Однако вызывает интерес тот факт, что лишь через 1200 лет после распятия Христа у отдельных подвижников начали появляться стигматы. До этого ничего подобного не фиксировалось. Есть, правда, версия, что соответствующие раны Иисуса впервые появились у апостола Павла. Но данное свидетельство не вызывает полного доверия и рассматривается как метафора.

Стигматизм признаёт не только католическая церковь, но и официальная медицина. Мнение католиков по данному вопросу понятно, а вот что говорят медики? Одно время среди них бытовало мнение, что носителями стигматов или стигматиками всегда являлись люди с нестабильной психикой. Как результат, они сами наносили себе раны и выдавали их за раны Иисуса, появившиеся путём божественного воздействия.

Однако в наши дни медицина рассматривает данное явление под иным углом зрения. Никогда ни один стигматик не помнил, когда и при каких обстоятельствах у него на теле появлялись кровоточащие раны. Некоторые пытались их заживлять, но те не поддавались лечению и проходили сами. Но по прошествии какого-то времени вновь появлялись на тех же местах тела.

Есть предположение, что стигматы имеют психомоторную природу, так как появляются они тогда, когда стигматик пребывает в состоянии транса. По сути, такой человек управляет своим телом и подсознательно даёт команду отдельным участкам кожи видоизмениться. То есть это очень сложный феномен, в котором сплетаются воедино физические и психосоматические факторы. Нельзя также исключать сверхъестественную составляющую. Если её принять, то можно говорить о Божьих избранниках и о существовании самого Бога.

Следует заметить, что в наши дни стигматиков насчитывается гораздо больше, чем в прежние столетия. Раньше раны Иисуса в основном появлялись у людей, живших на юге Европы. Сейчас же среди носителей много жителей Северной и Южной Америки, корейцев, японцев. А Ватикан очень осторожно относится к любому факту проявления стигматов. Процедура признания стигматизма растягивается на десятки лет. Часто носитель ран Иисуса умирает, так и не получив признания. Иногда такое признание и канонизация наступают через 100 лет после смерти человека.

У Ватикана в штате есть специальные эксперты, в обязанность которых входит определение подлинности кровоточащих ран. Если причина их появления заключается в самовнушении и неврозе, возникших на религиозной почве, то такие знаки признаются недействительными. А признаются лишь те знаки, которые проявляются в результате праведной жизнью и глубокой веры в Бога.

Последним официально признанным носителем стигматов является итальянский монах и священник Пио из Пьетрельчины (1887-1968). Этого человека католическая церковь канонизировала 16 июня 2002 года. У него стигматы проявлялись на руках, ногах и на боку. То есть в тех местах, где были нанесены раны Христу. Очевидцы говорили, что кровь, вытекавшая из этих ран, имела ароматный запах цветов.

В то же время у Пио при жизни было много завистников. Так итальянский историк Серджио Луццато заявлял, что падре для нанесения нужных ран использовал фенолом. Другой обличитель – врач Агостино Джемелли называл Пио психопатом, калечившим себя ради народного признания. Но все эти обвинения Ватикан отмёл, как незаслуживающие доверия.

Миллионы верующих считают, что стигматы указывают на божьих избранников. Таким способом Господь метит наиболее преданную ему паству. Он наделяет избранных чудодейственными способностями, а те помогают людям и всеми силами пытаются указать им истинный путь к Богу, который многие не могут увидеть в столь разноречивом и непредсказуемом мире.

Люди-стигматики – одно из уникальных чудес, существование которых католическая церковь вынуждена была подтвердить.

С тех пор, как о стигматах стало известно всему миру, их то приравнивают к божественным отметинам или знакам Дьявола, то считают фокусом. Так какую же из этих точек зрения можно считать наиболее близкой к истине?

Что такое стигматы?

В Древнем Риме стигмами называли клейма, которые ставили на тела рабов или опасных преступников. Этот опознавательный знак помогал честным гражданам римского общества избежать риска взять на работу вора или сбежавшего от прошлого хозяина слугу. С греческого же языка слово «стигмы» переводится совсем в ином ключе – оно означает рану или укол. Именно в этом смысле сегодня оно и употребляется.

Стигматы – раны, язвы и кровоподтеки, вызывающие болезненные ощущения и имитирующие предсмертные ранения Христа. Ранее считалось, что они могут появиться только на теле католических подвижников и религиозных фанатиков. В современном мире все чаще фиксируются случаи появления ран у людей, имеющих мало общего с верой. Их и называют стигматиками. Поскольку происхождение отметин до сих пор считается мистическим, не все стигматики спешат заявить о себе.

История появления стигматов

При распятии на кресте у Иисуса были кровоточащие ранения на ладонях, ступнях, в области сердца и на лбу. Следы травм, полученных от гвоздей и тернового венца можно увидеть практически на любой иконе. Отпечатки крови в тех же местах были найдены и на Туринской плащанице – сомнений, в том, что перед смертью Спаситель истекал кровью, быть не может!


Первым носителем стигм считается апостол Павел. В Послании к Галатам можно найти фразу «ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём», сказанную им после смерти Христа. Впрочем, некоторые скептики считают, что Павел всего лишь подразумевал свои травмы от побиения камнями.

«Однажды камнями избивали. Это произошло в Листре во время первого миссионерского путешествия. Три раза меня били палками и я терпел.»

Вот и все, что известно о тех побоях.


Первое документально подтвержденное появление стигм, которое уже нельзя подвергнуть сомнению, произошло с мыслителем и католическим святым Франциском Ассизским. Уверовав в Бога, он основал монашеский орден и решил воздать Господу молитвы. Во время их чтения на горе Верна в день Воздвижения креста в 1224 году его и настигло кровотечение на месте ран Христовых.

«Ладони рук и ступни ног, казалось, были проткнуты в середине гвоздями. Эти следы имели круглую форму на внутренней стороне ладоней и удлинённую форму на тыльной стороне, а вокруг них - рваная плоть, как языки пламени, загнутые наружу, как если бы в ладони в самом деле были вколочены гвозди.»

На закате жизни стигматы стали приносить Франциску серьезные физические страдания. Он тяжело болел, но все равно никогда не жаловался братьям в монастыре. Его современники вспоминали:

«Монахи видели, что Франциск покорно подверг себя врачеванию железом и огнем, причиняющему в сто раз более острую боль, чем сам недуг. Но они видели, что он никогда не жаловался. В последние годы от него остались кожа да кости, на руках горели стигматы, его целыми днями рвало кровью.»

Один простодушный брат сказал ему: «Отец, умолите Господа, чтобы Он избавил вас от этих невыносимых болей и скорбей».

Последние два года жизни Франциска прошли под знаком интереса к святому со стороны верующих. Особенно удивляли паломников «невидимые гвозди» в его ладонях. Отверстия были отчетливыми и если кто-то давил на одно из них с одной стороны руки, то на другой появилась свежая рана. Ни один врач не мог объяснить происхождение повреждений.


С XIII века по наши дни было зафиксировано минимум 800 случаев возникновения сигмат у людей. Из них католическая церковь согласилась признать только 400 свидетельств.

Кто достоин стать стигматиком?

Первоначальная теория священников о том, что отметки удостаивают своим появлением тех, кто верит в существование Бога, провалилась, когда стигматы стали беспокоить атеистов, проституток и убийц. Тогда служителям церкви пришлось с сожалением согласиться с тем, что Бог не выбирает людей для демонстрации своих чудес. В 1868 году 18-летняя дочь бельгийского рабочего Луиза Лато стала жаловаться на галлюцинации и жуткие сновидения. Затем каждую неделю на ее бедрах, ступнях и ладонях стали появляться спонтанные кровотечения. Многократно тщательно осмотрев Луизу, медицинская академия Бельгии была вынуждена дать название новому диагнозу «стигматизация». Никаких изменений в состоянии здоровья девушки, никогда не посещавшей церковь, замечено не было.


За столько веков Ватикан собрал множество свидетельств кровотечений и составил любопытную статистику. 60% людей, носящих стигматы, все-таки являются католиками по вере. Большая часть из них проживает в Греции, Италии, Испании или Сербии. Реже всего стигматы можно заметить у жителей Кореи, Китая и Аргентины. 90% из тех, кто перенял на себя часть страданий Иисуса – женщины разных возрастов.

Самые любопытные случаи

В 2006 году весь мир узнал о стигматике Джорджио Бонджованни из Италии. Джорджио объездил всю Европу – и в каждой стране находились врачи, желавшие его обследовать. Журналистов и медиков итальянец принимал в гостиничном номере – у него не было сил, чтобы встать с кровати. Помимо привычных стигм на кистях у него проявился кровавый крест на лбу. Предвестником случившегося с ним стало явление Богородицы, приказавшей Бонджованни ехать в португальский город Фатиму. Там у Джорджио и открылись язвы на теле. Во время медицинских исследований врачи с удивлением отмечают, что кровь мужчины пахнет розами. Стигматик называет себя пророком и утверждает, что Иисус скоро вернется на землю, чтобы совершить Справедливый Суд.

В 1815 году в той же стране родилась девочка Доминика Лазари, предназначение которой оставляет больше вопросов, чем ответов. С детства ее преследовал злой рок: в 13 лет несчастная осиротела и с горя отказалась от еды. Спустя несколько месяцев, когда она начала понемногу возвращаться к нормальной жизни, кто-то из родственников в шутку запер Лазари на мельнице, где они просидела без света всю ночь. От страха у нее начались эпилептические припадки и Доминику парализовало. Принимать пищу она так и не стала: любая еда вызывала у нее приступ сильнейшей рвоты.

В 20-летнем возрасте у лежачей больной на ладонях появились «символы Христа». В каком бы положении не находились ее руки, кровь текла по направлению к пальцам: создавалось впечатление, что она будто прикреплена к незримому кресту. Перед смертью на лбу у Доминики появился след от тернового венца и тут же исчез. Она скончалась в возрасте 33 лет.


Страдания Доминики Лазари выглядят не такими ужасными на фоне тех, что переживала Тереза Нойман. В 1898 году в Баварии родилась девочка, которой было суждено пережить страшный пожар в 20 лет и получить сотрясение мозга при падении с лестницы. Проведя в постели в парализованном состоянии 7 лет, она регулярно слушала слова докторов о том, что никогда не сможет ходить.

В 1926 году Тереза встала, вопреки их прогнозам, и к ней вернулось зрение, потерянное из-за ожогов. Исцелившись от одних болезней, она тут же приобрела новую: на теле Нойман возникли ранения-стигматы. С того самого дня каждую пятницу до своей смерти в 1962 году она впадала в забытье. Снова и снова Тереза переживала день распятия Христа на Голгофе. Отметины начинали кровоточить, в субботу кровь останавливалась, а через неделю все повторялось опять.


Православная церковь расходится с католической во всем, что касается стигмат. Во времена Средневековья представители православия первыми инициировали охоту на ведьм, посчитав кровоточащие раны стигматиков «метками Дьявола». Спустя века католическая церковь признала ошибку и подтвердила, что стигматы – проявление божественного начала. Но все ли верующие согласятся с ними?

Одной из самых больших человеческих трагедий является казнь Спасителя. Римские легионеры вошли в историю как палачи Христа. Кровавые раны на голове от тернового венца, а также на руках и ногах от гвоздей, коими Спаситель был прибит к кресту, а также рана на груди, нанесенная копьем одного из мучителей, свидетельствуют о жестокости тех, кто принял решение и тех, кто выполнил приказ.

Первое упоминание о возникающих отметинах или ранах на теле человека, которые точно соответствуют ранам, полученными Христом, появилось во времена папы Александра IV, который удостоверил их наличие на теле Франциска Ассизского. Легенды говорят, что во время праздника Воздвижения Святого Креста, святому Франциску было видение о явлении ангела, который лучами света иссек стигматы на теле священнослужителя. В некоторых источниках есть упоминание о том, что святой Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус».

На сегодня о появлении знаков страданий Христа на своем теле заявили около 300 человек, но католическая церковь признала только 60 из них. Эти раны получили и свое наименование - стигматы (стигма по-гречески - «рана», «укол»). Некоторые носители стигматов имеют раны на спине (аналогичный следу от бичевания у Христа), раны на лбу, напоминающие царапины и уколы от тернового венца.

Существует несколько форм проявления стигматов. Первая - внешняя. К внешним формам относятся кровоточащие раны на лбу, ногах, руках, на боку под ребрами, отметины на плече (как от ношения тяжелого креста), следы бичевания, а также графические изображения на любом участке тела (например, в виде креста). Так, например, в 2002 году у католического священника из Загреба появился на лбу стигматический знак в виде креста.

Вторая форма - внутренние. Такие стигматы наблюдать достаточно сложно. Например, внутренние стигматы были обнаружены при вскрытии медиками тела Е. Савеллы в 1691 году - на его сердечной мышце было изображение в форме распятия.

Месторасположение стигматов не всегда совпадает с расположением ран на теле Христа. В нескольких случаях они возникали как бы в инвентированном виде (зеркальном отражении). Это можно объяснить тем, что восприятие ран происходило как зрительный образ, находящийся прямо перед верующим.

Еще удивительный факт - медикам до сих пор не удается добиться положительного результата при лечении стигматов. Но все отмечают, что, несмотря на постоянную кровоточивость ран, они издают слабый запах духов.

Существует несколько версий причин появления стигматов. Первая относится к временам XI-XII века, когда особенно обострились споры по поводу человеческой природы Христа. Именно в это время появились сведения о случаях проявления стигматов. Вторая теория связана с желанием церкви принять факт появления стигматов как возможность укрепление веры мирян. Верующим давали понять, что Иисус всегда рядом с ними, т.е. «сам пасет свое стадо». Следующая гипотеза причин распространения стигматов связана экспрессивностью разнообразных форм изобразительного церковного искусства, когда изображения кровавых сцен распятия Христа, усиленно воздействовали на эмоции верующих. Колоссальное психологическое воздействие на верующих оказывала не только живопись, но и скульптура и архитектура. Эти виды искусства, благодаря образно-наглядной форме, были доступны массам и воспринимались верующими как библейский текст, зашифрованный в архитектурных, скульптурных и живописных образах. Можно с уверенностью сказать, что скульптура и архитектура средних веков была «Библией в камне», живопись же выражала те же темы, только светом и красками. Вспомним такие замечательные шедевры как «Распятие Христа» Ганса Мемлинга, «Распятие» Дуччо, «Несение креста со Св. Вероникой» Иеронима Босха, «Распятие» Лукаса Кранах Старшего - они прекрасно дают понять психологию средневековых искусств. При изображении страданий Спасителя мастера очень детально изображали капли крови, раны и эмоциональное состояние - это способствовало огромному психологическому воздействию на верующих.

В Средневековой Европе католический храм представлял собой гораздо большее, чем место вознесения молитв. Соборы были местом, где сосредотачивалась вся общественная жизнь. Именно там читались лекции, заседал парламент, исполнялись театральные мистерии. Богослужения сопровождались прекрасной органной музыкой, которая очень сочеталась с архитектурой храма, что, несомненно, также сильно воздействовало на прихожан. Для некоторых верующих желание ощутить страдания Христа стало смыслом всей жизни, что стало полной победой религиозного мировоззрения над светским.

В 19 веке французский врач Амбер-Гурбе попытался систематизировать имеющиеся сведения о стигматах. Ему удалось описать 300 случаев, основываясь на исторических записях и информации своих современников. Однако сегодня большинство, описанных им случаев признаны недостоверными. Такая неудача была связана, скорее всего, с тем, что сам врач был католиком-фанатом и подходил к описанию случаев стигматов без тщательной проверки сведений.

Сегодня специалисты говорят о том, что за последние 800 лет имелось 406 случаев стигматизма - 68% носителей стигматов были католиками, а остальные являлись членами других религий. Чаще всего стигматы появлялись на теле жителей средиземноморского региона, но сегодня стигматы зафиксированы и у корейцев, и у японцев, американцев, канадцев и аргентинцев. В 90% стигматы появлялись у женщины. Значительная часть людей со стигматами являются членами религиозных орденов, в частности, францисканцев и доминиканцев. Люди со стигматами были различного возраста. Стигматы встречаются даже у маленьких детей. В качестве примера можно привести малышку Клоретту Робинсон из Окленла (США). Она воспитывалась в глубоко религиозной католической семье, очень любила читать Библию. В возрасте 10 лет у девочки проявились стигматы. На уроке по изучению религии у девочки из ступней, лба и груди пошла кровь. На медицинском осмотре было установлено, что девочка абсолютно здорова.

Также католики часто рассказывают об отце Пио, носившего стигматы. Этот священник обладал удивительными способностями: имел дар биолокации, мог мгновенно переместиться за тысячи километров, ходили легенды о случаях исцеления им людей. Все считали его избранником Божьим.

Официальный Ватикан очень настороженно высказывается по поводу возникновения стигматов на теле человека. В каждом случае к экспертизе привлекаются священники и медики, где принимаются во внимание все детали. Иногда проходит около ста лет после смерти стигматика, чтобы церковь признала и канонизировала его. Церковь признает, что стигматы имеют необъяснимую и чудесную природу. Многие католические священники полагают, что в источнике появления стигматов следует разбираться психиатрам, поскольку многие носители стигмат имеют выраженные признаки истерии, склонность к самоистязанию, имеют очень низкий уровень самооценки, граничащий с ненавистью к себе самому. Многие носители стигмат, объясняют их наличие контактом с инопланетянами.

Так, наш современник, носитель стигматов, итальянец Джорждо Бонджованни преподносит доверчивым слушателям рассказ, являющийся причудливой смесью уфологии и католицизма.

И хотя можно допустить, что люди с больной психикой в состоянии сами нанести себе раны, но интересно то, что большинство стигматиков не могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах возникли раны на их теле. Есть свидетельства, что лечение стигматов не избавляет их носителей от ран - они снова появляются на тех же местах. Например, итальянский доктор Марко Марнелли длительное время пытался залечить раны носительницы стигматов Ло Бьянко. Всякий раз, когда стигматы после лечения начинали проступать на ее руках, женщина впадала в транс и, по ее словам, отчетливо видела перед собой крест и четки. Надо сказать, что отец Пио, о котором речь шла ранее, в трансе видел самого себя со стороны. А вот американка Этель Чапмен, имеющая стигматы в виде следов гвоздей на ладонях, при трансе видела сцену собственного распятия. Тот факт, что стигматики часто впадают в состояние транса, дало повод предположить, что стигматы имеют психосоматическую природу. Исследуя природу механизма появления стигматов, были сделаны следующие выводы - последовательность событий четко соблюдается практически во всех случаях: «религиозный экстаз – видения – стигматы».

Русская Православная церковь отрицательно относится к обсуждению стигматов. С точки зрения православия, появление стигматов на теле людей, является только механическим повторением ран Христа. А стигматы на теле людей рассматриваются как проявление гордыни, богохульством и происками дьявола. Эта позиция основывается на каноническом обосновании. Преподобный Нил Синайский говорил: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам - демонам».

Медицина рассматривает стигматы с точки зрения патологии или нормы. Специалисты считают, что кровоточивость стигмат имеет неврогенное происхождение и разделили их на два вида: первый имеет истерический и невропатический характер, а второй является имитационным (синдром Мюнхгаузена).

Первый вид встречается достаточно редко, поэтому и является мало изученным. Медики предполагают тесную связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного. Патология заключается в том, что больной в состоянии самостоятельно вызывать кровоточивость из неповрежденной кожи.

Второй вид был описан в 1951 году R. Asher. Суть его в том, что кровотечение (имитация) является проявлением нарушения психики и истерического невроза. Больные прибегают к помощи лекарственных средств или химических веществ, уменьшающих активность свертываемости крови. Также больные наносят себе повреждения каким-либо образом и, следовательно, кровоточащие раны являются результатом имитации.

Однако, несмотря на наличие фактов, вызывающих сомнения, верующие относятся к стигматикам, как Божьим людям. Этому способствуют многочисленные рассказы о необычных способностях стигматиков, умении левитировать, источать чудесный аромат и т.д. и т.д. Пока природа возникновения стигмат и источники удивительных способностей, носящих их людей, не будут определены, загадка стигматов останется не разгаданной.

Стигматы (греч. stigma - пятно, знак) - психосоматический феномен (наряду с такими, как внушенный ожог, эффект плацебо, "чудесное исцеление" у верующих, др.), заключающийся в изменении кожно-мышечных покровов тела в форме определенных знаков, наблюдающийся на фоне экзальтированного состояния человека. Как правило, стигматы наблюдаются у фанатично верующих в форме крестов на теле или ран на руках и ногах, своим расположением повторяющих раны распятого Иисуса Христа.

О явлении стигматизации впервые рассказывается в жизнеописании Франциска Ассизского; за два года до смерти (1224) у него появились раны на местах, в которых Христос был пригвожден к кресту. Сохранились многочисленные средневековые описания данного феномена у верующих, одержимых религиозным экстазом, особенно в период Страстной недели. Также сохранились описания появления на теле человека очертаний комет во время их появления на небе. Заключение о невропатологической природе стигматизации было впервые вынесено в 19 веке на заседании Брюссельской академии после специального медицинского обследования некой Луизы Лато, прославившейся своими стигматами. Явление стигматизации чаще обнаруживается у истеричных женщин, лиц, истощенных аскетическими упражнениями и подверженных кровоизлияниям. Стигматы толковались и как истерические превращения. В соответствии с представлениями З. Фрейда при истерическом превращении вытесненные сексуальные мысли и влечения находят свое замещающее выражение в изменении физических функций. В физическом симптоме происходит символическое преобразование бессознательных конфликтов и инстинктивных побуждений. Наряду со случаями стигматизации, имеющими психосоматическую природу, встречаются случаи, вызванные искусственными повреждениями и обманом.

А. С. Калашников

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от греч. stigma – точка), в христианском мистицизме – знаки на теле, шрамы или раны, соответствующие ранам распятого Христа. Стигматы располагаются на руках или ногах, возле сердца, иногда на голове (царапины от тернового венца) или плечах и спине (ссадины от креста и следы...

Энциклопедия "Религия"

СТИГМЫ, стигматы (греч. "клеймо, укол, рубец, знак, пятно") - покраснения на коже, кровавые подтеки, язвы, непроизвольно возникающие на телах искренне верующих людей в тех местах, где, согласно Библии, у распятого Иисуса Христа находились раны от тернового венца и гвоздей....

Начиная со Средних веков в истории можно найти случаи возникновения болезненных кровоточащих ран на теле некоторых последователей Христа. Эти раны появляются на тех участках тела, где они были у Христа во время его распятия на кресте (кисти, ступни, голова, подреберье). Ни наука, ни религия, ни сами носители таких ран, называемых стигматами, не могут дать ответ на вопрос, каким образом и почему они появились.

Слово «стигматы» дословно переводится с греческого как «рана», «знак», «укол». За последние 800 лет насчитывается не так уж мало тех, кто имеет такие отметины, - около 406 случаев, но из них признаны католической церковью всего 60. Существуют даже статистические данные по этому загадочному явлению.

Например, определено, что 68% людей, носящих стигматы, - это католики. Интересно, что большинство случаев приходится на средиземноморский регион, но в наши дни география стигматов расширилась, они встречаются у корейцев, японцев, канадцев и аргентинцев. И 90% носителей стигматов - женщины.

Вспомним раны, которые были нанесены Христу во время распятия: четыре сквозные на руках и ногах, рана на правом боку от копья сотника, царапины на лбу от тернового венца, раны на спине от бичевания и след на плече от тяжелого креста, который он нес. Именно эти раны воспроизводятся на теле носителей стигматов.

Их называют внешними. Существуют еще и внутренние стигматы, которые мы не можем наблюдать, поскольку они появляются на внутренних органах. Так, в 1691 году при вскрытии тела Савеллы медики с удивлением обнаружили изображение распятия на его сердечной мышце!

Иногда внешние стигматы появляются как бы в зеркальном отражении, наоборот. Специалисты полагают, что это происходит оттого, что верующие воспринимали раны Христа как зрительный образ, находящийся перед ними.

Внешне стигматы могут быть самого разного вида: сквозные раны, поверхностные, наросты. Но все они формой похожи на следы гвоздей.

Возникают эти раны всегда неожиданно. Говорят, что наибольшее количество случаев приходится на Страстную пятницу. Перед тем как появляются видимые стигматы, человек испытывает сильную боль в местах их появления. Эта боль намного сильнее, чем боль от обычного ранения.

Это дает специалистам повод предположить, что здесь идет речь о поражении не только кожи и мягких тканей, но и нервов. Удивительная особенность этих ран состоит в том, что, несмотря на кровоточивость, от них исходит хоть и слабый, но приятный запах!

Медикам до сих пор не удается найти способ лечения стигматов и определить природу их возникновения.

РАЗДЕЛИВШИЕ СТРАДАНИЯ

Когда появились первые стигматы, сказать сложно, ведь свидетельства о них могли просто не дойти до наших дней. Возможно, они были у апостола Павла, иначе как можно толковать его слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем»? Но вот о том, что стигматиком был Франциск Ассизский, можно говорить с большой долей уверенности.

Франциск Ассизский, основавший францисканский орден, до сих пор является одним из самых почитаемых религиозных деятелей. Он вел аскетический образ жизни, обладал даром ясновидения. Осенью 1224 года во время молитвы на празднике Воздвижения Святого Христа на Альвернской горе он якобы увидел ангелов, направлявших яркие лучи к его телу.

В тех местах, где лучи касались кожи, возникла боль и появилось пять кровавых язв. Раны были расположены точно там же, где и у Христа. Это произошло за два года до его смерти. И до самого последнего дня стигматы кровоточили и причиняли монаху страшные муки.

А вот случай из куда более поздних времен. Тереза Ньюман родилась в 1898 году и была весьма болезненным ребенком. Она являлась носителем пяти стигматов: на ладонях, на боку и на лбу. Каждый раз, когда наступала пятница, она будто проходила путь Христа на Голгофу и при этом теряла до 1,5 литра крови и до 3,5 килограмма веса. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Однако к воскресенью стигматы бесследно исчезали с ее тела.

А вот у монахини Марии Виллари из доминиканского монастыря, жившей в XVII веке, были внутренние стигматы. Она говорила, что, находясь в состоянии транса, видела ангела, который прожег ее сердце копьем. После ее смерти во время вскрытия грудной клетки из сердца вырвался столб горячего пара. Когда врач извлек ее сердце, то обнаружил на нем шрам, характерный для удара копьем.

В XX веке самым известным стигматиком признан итальянский монах Пио (1887-1968). Он мог исцелять страждущих, имел дар предвидения и обладал способностью мгновенно переноситься на огромные расстояния. В год, когда Пио исполнилось 30 лет, на его теле появились стигматы, причинявшие монаху боль и мучения до самой смерти.

Он был вынужден постоянно обрабатывать гноящиеся раны. Удивительно, но сразу после кончины человека стигматы исчезли. Церковь не хотела признавать Божественное происхождение этих ран. Только после тщательного медицинского обследования, на основании которого у монаха не нашли никаких заболеваний, Ватикану пришлось уступить.

ДАР БОЖИЙ ИЛИ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ?

Ватикан всегда тщательно проверяет случаи возникновения стигматов на теле человека, к исследованиям привлекаются врачи и священники. Иногда проходит много лет, пока церковь признает стигматика, пусть даже после его смерти. Но сами стигматы и их чудесная природа священниками все же не отвергаются.

Существует гипотеза, что причиной появления стигматов является воздействие на психику особенно эмоциональных верующих церковной живописи и скульптуры, изображающих кровавые сцены распятия Христа. Мастера не скупились на детали, они достоверно изображали страдания Спасителя, его кровь, раны, что не могло никого оставить равнодушным.

Кроме того, в средневековой Европе католический храм был центром общественной жизни. На фоне органной музыки в сочетании с архитектурой фанатично верующим людям казалось, что им во что бы то ни стало надо ощутить страдания Христа. Ведь неслучайно стигматики рассказывали, что перед тем, как появились раны на их теле, они пребывали в состоянии транса, как бы со стороны наблюдая собственное распятие, а дальше - полный провал в памяти.

Подобную гипотезу хорошо иллюстрирует история о Кпоретте Робертсон из Калифорнии. В 1972 году, когда девочке было 10 лет, она прочитала книгу о страданиях Иисуса, и та произвела на нее сильное впечатление. Через неделю после прочтения на левой ладони Клоретты появилась кровоточащая рана, затем еще четыре, которые исчезли без следа через 19 дней.

Стигматики вообще часто впадают в транс, что позволяет ученым выдвинуть версию о психосоматической природе феномена. Ведь, как правило, это происходит по схеме: религиозный экстаз - видения - стигматы. Поэтому католические священники полагают, что в основной массе случаев это работа для психиатра.

Что касается Русской православной церкви, то она вообще не желает обсуждать это явление, считая, что стигматы не имеют ничего общего с духовностью, что это проявление гордыни и происки дьявола.

Медицинская наука тоже имеет свою точку зрения, точнее сказать, две. Первая: стигматы носят истерический и невропатический характер. Понятно, что это очень редкий случай. Мало кто из больных может заставить свою неповрежденную кожу кровоточить, даже в состоянии транса. Правда, известны случаи, когда под воздействием гипноза одни люди плакали кровавыми слезами, у других появлялись на теле рубцы, как от удара.

Вторая: стигматы - имитация (синдром Мюнхгаузена). В этом случае больной может использовать лекарственные или химические препараты, препятствующие свертываемости крови. Он умышленно наносит себе раны, которые не перестают кровоточить.

Есть кое-что, служащее хорошим аргументом в пользу версии о самовнушении. Вспомните изображение распятия. Художники рисуют людей, прибитыми к кресту за ладони. Но ведь прибивали за запястья, ибо ладони не выдержали бы веса тела. А стигматы возникают именно на ладонях, что соответствует наиболее распространенной, но неправильной точке зрения.

Тем не менее, несмотря на все логические доводы, верующие считают стигматиков божьими людьми. Да и эксперты от науки и церкви тоже не могут однозначно высказаться за или против стигматизма. Ведь наряду с «обычным» происхождением стигматов есть случаи, не имеющие объяснения. Так что пока остается верить и теряться в догадках.