Безумные памятники.


На площади Воровского, недалеко от здания ФСБ на Лубянке, в углу здания дома 21/5, находится памятник в виде фигуры, застывшей в какой-то необычной для памятника скрюченной позе. За внешний вид москвичи прозвали этот незаметно стоящий в глубине двора монумент "памятником радикулиту".

Между тем, создатели образа не вкладывали в него ни какой иронии. Монумент был установлен 11 мая 1924 г. в память об одном из первых советских дипломатов, Вацлаве Вацлавовиче Воровском, убитом в 1923 г. белогвардейцем-террористом в швейцарском городе Лозанне. Памятник был создан скульптором Янкелем Кацом и открыт при стечении народа в годовщину гибели дипломата. Необычная поза, в которой изображен Воровский - дань импрессионистским наклонностям скульптора, стремившегося добиться живости изображения.

Сама фигура была отлита из бронзы, постамент выполнен из каррарского мрамора, который был куплен итальянскими рабочими на собранные ими деньги и передан советскому правительству для увековечения памяти дипломата.

Ниже на фото - церемония открытия памятника. 1924 г.


Еще ниже - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1514-1515 гг., при отце Ивана Грозного, Василии III, итальянским зодчим Алевизом Новым. Памятник стал причиной ее сноса. В мае 1924 г. под предлогом его переноса на более заметное место развернулась компания с требованием сноса храма. В октябре 1924 г. храм был разрушен. Тогда же площадь получила название площади Воровского. Но памятник так и не перенесли...


Вот так, зажатый как в углу стен соседнего здания он стоит и поныне. Видите его (в самом центре)?

Памятник коммунистическому бандиту В. В. Воровскому на Лубянке.

Автор - Янкель (по другим источникам Михаил) Кац. Сведений о нём сохранилось крайне мало. Он не был профессиональным скульптором, но являлся одним из близких друзей Вацлава Воровского и потому добился, чтобы памятник поручили выполнить именно ему.
О «странной позе Вацлава Вацлавовича» в интернете можно прочитать много всякого...
Что «друг по-дружески удостоил своего друга именно такой необычной позой - может, у него были свои счеты, кто знает, ведь всякое бывает между теми, кто называет себя „другом“».
Что «необычная поза, в которой изображен Воровский - дань импрессионистским наклонностям скульптора, стремившегося добиться живости изображения».
Что Воровский изображен «во время спора со своим оппонентом».
Но всё это - брехня, дурацкий треп.
Всё было гораздо интереснее.
Сначала эта фигура была изготовлена из воска. И позабыта автором на подоконнике. И там - под жаркими солнечными лучами сквозь оконное стекло - поплыла, и ее всю скрючило.
И тут автор помер. И памятник отлили в бронзе таким, каким он был обнаружен.

То-то этот памятник всегда восхищал меня - с самого детства!

М. П. Арцыбашев писал:
Воровский был убит не как идейный коммунист, а как палач... Убит как агент мировых поджигателей и отравителей, всему миру готовящих участь несчастной России.

А вот как выглядело это место прежде:


Памятник стоит во дворе полукруглого здания на Лубянке, напротив Седьмого континента (рядом Лаборатория Персона).
Первое что бросается в глаза это не характерная поза, а потом понимаешь, что памятник в общем весь необычный, да и кто такой Воровский мало кто знает.

Открытие обновленного монумента - событие небольшое: памятник не разрушали и, соответственно, не восстанавливали полностью. Его только очистили, а ремонтировали в основном пьедестал. Да и сам памятник небольшой. И человек с подозрительной фамилией, которому сей памятник поставлен, большого личного следа в истории, в общем, не оставил. Кто такой Воровский, наверно, мало кто ответит, даже из москвичей. И все же мрачноватое сооружение в глубоком и узком дворе серого шестиэтажного дома рядом с Лубянкой и Кузнецким мостом имеет немалую художественную и историческую ценность.

Странный памятник! Черная бронзовая фигура худого бородатого человека в какой-то корявой позе – как бы вприсядку и враскоряк. А под ней – высокий белый, ярко начищенный постамент. На нем, из той же темной бронзы, – большой советский герб и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а под гербом – поясняющая надпись: «Полномочному представителю Р.С.Ф.С.Р. и У.С.С.Р. в Италии товарищу Вацлаву Вацлавовичу ВОРОВСКОМУ, убитому белогвардейцами на посту в г. Лозанне 10 мая 1923 г.»

Именно так – с точками после каждой прописной буквы – писались РСФСР и УССР в 20-е годы. Советские Украина и Белоруссия формально имели свои внешнеполитические ведомства. Хотя, по логике вещей, Воровский должен был бы именоваться послом Советского Союза, - ведь в 1923 году СССР уже был образован. Но табель о рангах менялся постепенно.

И вот эта черная корявая скульптура на белом пьедестале – брутальная откровенность искусства 20-х годов - на фоне вполне классического дореволюционного добротного здания в благородных серых тонах, - почему-то очень впечатляюще смотрится. «Это памятник трагической эпохе, - говорит скульптор-реставратор Юрий Кукс. – И было бы жаль, если бы он исчез. Должен стоять». Хотя реставратор – человек заинтересованный, с ним можно согласиться.

В доме же этом, на площади Воровского, находился Народный комиссариат иностранных дел СССР, а потом - министерство с тем же названием. Вскоре после войны МИД переехал в «сталинскую высотку» на Смоленской площади. Сейчас в бывшем здании НКИД много разных офисов, неплохой выставочный зал, библиотека. Ну и, конечно, - ресторан и суши-бар.

История не оставила достаточной информации о личности Вацлава Воровского. За давностью лет, точно неизвестно, чем он был болен. По слухам, у Воровского был полиомиелит, - так что ходил Вацлав Вацлавович, хотя и без палки, но так вот, враскорячку. Очень тяжелый, однако, физический недостаток. И в наши-то политкорректные времена с таким недугом черта с два пробьешься в дипломаты. Впрочем, вопрос о степени увечности Воровского остается непроясненным. В другие эпохи, скульптор вообще сгладил бы недостаток, - но в двадцатые любили откровенность.

Рожденный в 1871 году в Москве, Воровский был москвичом с польскими корнями: среди его предков имелись участники Варшавского восстания 1863 года. Окончил МВТУ (тогда еще не Бауманское), рано и естественно включился в революционное движение, рано познакомился с Лениным. Кстати, увечный Воровский был женат. Именно под видом свадебного путешествия он в 1892 году выехал за границу для налаживания связей в революционной эмиграции. А в конце 19-го века два года сидел в Таганской тюрьме, где так и не поддался не предложение известного полковника Зубатова о сотрудничестве с охранкой.

Инженер по основной специальности, Воровский также знал много языков и до революции получил известность литературного критика. У букинистов можно найти его критические разборы, где он лихо (и отчасти заслуженно) расправляется с Леонидом Андреевым, Федором Сологубом и рядом других, мало кому знакомых в России писателей (вроде итальянца д’Аннунцио и поляка Пшибышевского).

Но главная историческая роль этого человека в том, что он был одним из ближайших доверенных лиц Ленина, помогал ему организовывать все ключевые партийные съезды РСДРП и налаживать финансирование партии из разных, доселе не проясненных, источников.

Во время Первой Мировой войны Воровский на время вернулся к профессии инженера на военном заводе. Но уж после большевистской революции его дорога была ясна. Как один из немногих по-настоящему образованных большевиков, Воровский направился в дипломатию – создавать благоприятный имидж молодой советской республики за границей. В этом он преуспел, участвовал в организации и работе Генуэзской и Лозаннской международных конференций. И вот там-то, в швейцарской Лозанне, его как раз и убили (в ресторане, но это не суть).

Эмигрантские авторы признавали, что расправа с Воровским – не лучшая веха на пути белого движения. По их свидетельствам, пулю получил один из наиболее привлекательных большевиков, тогда как однозначные негодяи оставались в безопасности. Однако убийцу – белогвардейца с нерусским именем Морис Конради – суд оправдал. Швейцарские присяжные прониклись рассказами о зверствах большевиков, и отношения между СССР и Швейцарией были испорчены надолго.

Если бы не это убийство, при Сталине Воровский наверняка был бы расстрелян своими. Потом его бы реабилитировали, - но уж точно не было бы такого памятника. А тогда, в двадцатые, ему было суждено стать красным мучеником. Памятник делал скульптор Михаил Кац, о котором осталось и вовсе мало сведений.

Кац был личным другом Воровского, сам жил и работал в Италии. «Очевидно, ему заказали сделать Воровского как живого, - полагает Юрий Кукс, - что он и выполнил, спросил: «Похож?» Еще как похож! А вот где выполнялась отливка бронзы и изготовление плит из мраморизованного известняка, точно не известно. Весьма вероятно, что в Италии, а потом везли в Росиию пароходом. Но плиты Кац делал сам, также как и скульптуру. Там, сзади, на одной из плит, вырублена его подпись».

Много советских дипломатов было репрессировано с тех пор. А памятник Воровскому сохранялся очень хорошо. Ничего с ним не делали – вплоть до самого последнего времени. И от времени пострадал не столько памятник, сколько постамент. «Плиты вовремя разобрали: еще немного, и они бы рухнули сами собой, - рассказывает Кукс. – Держались уже на одном честном слове. Года полтора они пролежали в запаснике, пока мы за них не взялись».

В декабре прошлого года Москомнаследие приняло решение о реставрации памятника. Постамент в то время был затянут строительной «зеленой сеткой». В общей сложности, с памятником работало около десяти человек под руководством Юрия Кукса. Плиты тщательнейшим образом чистили, во внутреннем постаменте аккуратно заменяли поврежденные кирпичи. А заодно чистили и саму скульптуру. «Скальпелечком все выполнялось, - рассказывает Кукс. – Много было лакокрасочных наслоений и просто ржавчины. Там, в бронзе явно какие-то железные вкрапления. Работа была кропотливая. Потом всю скульптуру покрывали патиной. И устанавливать плиты назад было, конечно, нелегко. Они по 300-350 кило весят, а двор узкий, пространства мало, никакую технику не используешь. Все на руках носили, и по нескольку раз пришлось укладывать, пока это все подошло».

Остается добавить, что у подножия памятника высажены цветы красного цвета. Смотрится - что ни говори. И выводы каждый, кто интересуется историей, может сделать сам. Но вряд ли демократической России стоит бояться этих уроков истории. Ну, а реставратор Юрий Кукс собирается в ближайшее время заняться «памятником-бюстом» большевику Петру Добрынину у станции метро «Добрынинская». Там тоже постамент от времени сильно разрушился.

May 26th, 2015 , 09:46 am

Полномочный представитель РСФСР и УССР в Италии Вацлав Вацлавович Воровский в 1923 году находился в составе советской делегации на Лозаннской конференции в Швейцарии. 10 мая в ресторане "Сесиль" Воровский был застрелен бывшим белогвардейцем Морисом Конради. Суд вынес убийце и его сообщнику Аркадию Полунину оправдательный приговор, ссылаясь на преступления, совершаемые большевиками в СССР. Это послужило поводом для разрыва дипломатических отношений между ССР и Швейцарией.

Памятник этот считается одним из самых курьезных в Москве. Воровский изображен в довольно нелепой позе, одежда его неопрятна и неухожена. Москвичи этому памятнику дали множество прозваний, его называют "памятником радикулиту", "танцующим хромым", "пьяным хромым" Но современники Воровского говорили, что именно так выглядел товарищ полпред в пылу спора: в полуприсесте, с растопыренными пальцами одной ркуи, с поднятой вверх головой, придерживающий другой рукой ремень на брюках.

Я же слышала другую историю...будто когда везли памятник в отливку, глина осела и отливщики побоялись что-либо менять и когда автор увидел памятник, поздно было его выправлять, поэтому потом пустили слух о том, что именно так Воровский и выглядел -
Скульптор М.И. Кац, лично знавший Воровского, что называется, перестарался в импрессионистской манере, пытаясь запечатлеть его «вечно живым», в движении, в «сиюминутности позы».
Московский скульптор Чусовитиным на тему "Как такое возможно"-----
Он объяснил по-профессиональному просто.
Хотели, как в жизни.
Заказчик сказал: надо делать, чтоб был как живой.
И растопырился, показывая, как именно:
- Вот так вот, поза при споре была у него характернейшая, этак пальцы бывало развернет, на полусогнутых попочку оттопырит, а другой рукой как бы ремень на штанах придерживает.
Художник понимал, что так делать нельзя, но возражать не стал - убьют.
=================================================================================
Есть еще один памятник, в оные времена там даже дежурил милиционер и отгонял всех, кто вставал в ракрус мечты импотента, как москвичи называли памятник Тимирязеву на Тверском бульваре...Эффект Тимирязева -