Алексей толстой 200 лет со дня рождения. воспитанник Жуковского император Александр Николаевич не стал ценителем высокой словесности… О масштабах таланта своего приятеля по детским играм он не имел представления


Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа (5 сентября) 1817 год, Санкт - Петербург — 28 сентября (10 октября) 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния - русский писатель, поэт, драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской АН.

Алексей Константинович Толстой — классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой — классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам.

Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859). С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного".

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа.

Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Но даже при такой ситуации он отстаивал своё мнение.

Во всех работах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как "певца красоты". В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в 1866 - 70 - историческую трилогию, включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".

В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

А.К. Толстой по истине творец от природы. Он оставил великое наследие для будущих поколений.

Краткое описание документа:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

(1817 – 1875)

Слайд №1

Имя Алексея Константиновича Толстого известно каждому любителю русской словестности. Это и историко-приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.

Слайд №2

Алексей родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына. Будущий писатель воспитывался матерью- Анной Алексеевной Перовской и ее братом - писателем Алексеем Алексеевичем Перовским, известным прозаиком 20-30-х годов XIX века. Они открыли перед даровитым мальчиком мир литературы и поощряли его первые попытки творить. С шестилетнего возраста А. К. Толстой начал пробовать свои силы в поэзии. О его ранних стихотворных опытах одобрительно ото­звался А. С. Пушкин.

Слайд №3

В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение. Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..."

Слайд №4

Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.

Как он любил свой мирный уголок,
Взрастивший в нем возвышенные чувства,
Где в тишине, от суеты далек,
Он уходил в свой чудный мир искусства.
... И до конца он любоваться мог
Своих лесов любимыми краями:
И осенил родимый Красный Рог
Его конец безоблачными снами.

Слайд №5

В 1823 году в усадьбе Красный Рог дядя Алеши Алексей Перовский написал ныне всеми любимую сказку «Черная курица». Он издал ее под псевдонимом Антоний Погорельский. Первым завороженным слушателем был Алеша. Ему и посвящалась эта сказка. Позднее, будучи уже знаменитым литератором, А. К. Толстой поставит это сочинение в ряд с теми произведениями которые произвели на него в детстве сильнейшее впечатление.

Слайд №6

Когда Толстому исполнилось 8 лет семья переехала в Петербург. Там юного графа представили цесаревичу будующему императору Александру II.

Мальчики подружились. Государь и поэт долгие годы сохраняли добрые отношения.

Слайд №7

Близость ко двору давала Алексею Константиновичу вступаться за близких ему писателей преследуемых властью. В доме Толстых устраивались благотворительные концерты. Репертуар составлялся в основном из вокальных произведений созданных на стихи Алексея Толстого. Лирика Толстого оказалась благодатным материалом для музыкальной обработки. Большая часть его стихотворений положена на музыку.

«Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку. Это один из самых симпатичных мне поэтов», - писал Петр Ильич Чайковский. Музыку к стихотворениям Алексея Толстого писали Римский-Корсаков, Чайковский, Рубенштейн, Рахманинов.

(Текст этого замечательного произведения Петра Чайковского взят из поэмы Алексея Толстого «Иоанн Дамаски н»).

Слайд № 8

В начале пятидесятых годов читателей России изумил Козьма Прут­ков.

Это не просто псевдоним, а созданное Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска. От имени Козьмы Пруткова они писали басни, стихи, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, анекдоты высмеивая в них пустоту, бессмысленность повседневной бездуховной жизни и литературы.

Слайд №9

Во время Крымской войны Толстой поступил на военную службу и был назначен флигель-адъютантом. Он так и не успел поучавствовать в военных действиях, заразившись тифом. Многие его однополчане скончались от этой болезни. И сам Толстой был в очень тяжёлом состоянии, можно сказать, висел на волоске между жизнью и смертью.

Толстого выходила жена конногвардейского полковника Софья Андреевна Миллер, в девичестве Бахметьева. И Алексей Толстой влюбился в свою спасительницу на всю жизнь.

Но письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Им далеко не сразу было суждено воссоединиться. Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Слайд №10

В 1835 году А. К. Толстого выдержал в словесном отделении Московского универ­ситета экзамены на право получения чина и был «признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы». Долгие годы творческую деятельность А.К.Толстой вынужден был совмещать с государственной и военной службой и очень тяготился этим. Он стремился вернуться в любимый Красный Рог и полностью придаться литературе.

В 1861 году Толстой, наконец, выходит в отставку. Теперь он может заняться любимым делом. Завершен роман «Князь Серебряный», который А.К. писал почти 20 лет. Написана знаменитая драматургическая трилогия «Смерть Иоанна Гроз­ного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Трагедией «Царь Федор Иоаннович» в 1898 году открылся Московский Художественный Театр. И до сих пор творения не сходят со сцены и киноэкрана.

Сегодня – 200 лет со дня рождения графа Алексея Константиновича Толстого. Выдающегося поэта и писателя и просто замечательного человека (по словам его современников). Здесь уже как-то был дневник, и оказалось, что у его таланта достаточно почитателей.

А известно ли вам, что «граф Алексей Толстой был… красивый молодой человек, с прекрасными белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Он походил на красную девицу; до такой степени нежность и деликатность проникала всю его фигуру». и вместе с тем: «Т[олстой] обладал замечательной силой и здоровьем. На димометре он показывал 17 пуд[ов], поднимал одной рукой взрослого человека, свертывал рубли, ломал палки о мускулы руки… Т[олстой] был страстным охотником и замечательным стрелком.
Он не припоминал точную цифру убитых им медведей, но значительно за 40 (он припоминал, как шел на сорокового). Рядом с этой охотой он ставил охоту на глухарей на току и с увлечением говорил о ней. Уже в последние годы, пользуясь роздыхом от мучивших его болезней, он спешил поохотиться». В молодости он был офицером Стрелкового полка. И с детства дружил с императором Александром II.
«Но из-за этого избытка сил Т[олстой] не обращал внимания на свое здоровье, пока мучительные болезни не овладели им. Последние годы он страдал астмой и невралгией, редко оставлявшие ему спокойный день. Но болезнь никогда не покоряла его – он продолжал быть самим собой и умер, сохранив свою свежесть ума и чувства».

"Замечательно, что за три дня до смерти его глухарь – очень дикая и боязливая птица – залетел в сад днем. По нем стреляли и промахнулись. «Это смерть моя приходила за мной, - шутя говорил Толстой, - ведь это моя птица».

Он всю жизнь любил и восхищался только одной женщиной, Софьей Андреевной Миллер, примечательна история их любви и создание поэтического и музыкального шедевра «Средь шумного бала». «Толстой называл ее своей Энциклопедией. Он говорил, что, когда ему нужна какая – то справка, то нет надобности рыться в книгах, надо только спросить у Софы.

Но ученостью своей Софья никогда не козыряла, и Толстой гордился своей Софой, любил ее беззаветно, тушевался перед нею охотно». Правда, по воспоминаниям близких, в последние года своей жизни несколько тяготился ее напористым и властным характером.

«Внимательно слушая и читая критику своих произведений, охотно советуясь относительно формы, Т[олстой] никогда не делал уступок общественному мнению, не торговался с своей совестью, не гнался за славой – и относительно публики, как и относительно двора, он хотел сохранить полную самостоятельность».
«На вопрос государя, что делается в литературе, и не написал ли он, Толстой, что-либо новое, А[лексей] К[онстантинович] ответил, что «Русская литература надела траур – по поводу несправедливого осуждения Чернышевского»…
«Это человек сердечный, который возбудил во мне большое чувство уважения и благодарности», - писал о нем И.С.Тургенев. « …считаю себя счастливым, что встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным, рыцарски благородным и женственно нежным человеком, каким был покойный граф Алексей Константинович», - делился с современниками А.Фет. Правда Лев Толстой его невзлюбил. Однажды кто-то перепутав, приписал Льву Николаевичу «Князя Серебряного», тот вспылив ответил: «Я эдакой дряни не пишу».

Он очень сильно болел, ужасная головная боль не оставляла его в последние годы практически ни на минуту. И вот один из врачей прописал ему морфин для облегчения страданий. Этот препарат и свел графа в могилу. Боли становились все невыносимее, а дозы все больше. Пока в конце концов не случился неизбежный «передоз».
«Даже последняя болезнь не повлияла на способности гр. Т[олстого]. Последнее и ненапечатанное стихотворение его» «Земля цвела» он доделывал, диктуя его во время болезни. Его живость, веселость,.. оставались те же. Несмотря на изнуряющую боль – постоянную невралгию головы и приступы удушья – Толстой находил в себе силы по-прутковски шутить по поводу методов лечения заграничных эскулапов. «Два доктора… нашли, что у меня в голове подагра. Оно, может быть, почетнее простой невралгии, но я не честолюбив и променял бы ее на самый скромный насморк или понос». По-прежнему с удовольствие слушал он своих любимцев, и ему прочитали «Westers Leiden», «Онегина», многое из Гоголя. До последней минуты он остался верен себя, думал и заботился о других; боялся тяготить или беспокоить окружавших».
Простите за «много» текста)) Просто эта личность мне глубоко симпатична, а день его 200-летия возможность рассказать о любимом поэте.))

Мы говорим «Толстой» – и подразумеваем «Лев». И, может быть, зря. И хронологически Алексей Константинович Толстой – первый. И для литературы русской он ведь не только прозаик, исторический романист, фантаст-романтик, поэт и поэт-сатирик. Он один из отцов Козьмы Пруткова – фигуры для отечественной словесности наиважнейшей. В силу прежде всего актуальности и неполиткорректности. В годы мрачного царизма это все как-то проскочило, а сейчас… Сейчас его обвинили бы и в оскорблении чувств верующих, и в разжигании «ненависти либо вражды». И бог еще знает в чем. Он даже умер вполне в духе сегодняшнего времени – от передозировки морфия (хотя принимал его по предписанию врача).

Хочешь сказать о России одним словом, вспоминай Карамзина. Если верить Вяземскому, он «говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: «Что делается в России? – то пришлось бы сказать: «Крадут». А если стихами? То помимо тютчевского «Умом Россию не понять» – разве что вариации из «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева»:

И стал княжить он сильно,

Княжил семнадцать лет,

Земля была обильна,

Порядка ж нет как нет!

В то время очень сильно

Расцвел России цвет,

Земля была обильна,

Порядка ж нет как нет…

24 августа, а по старому стилю 5 сентября, исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого. Цифра и круглая, и вообще умопомрачительная, а юбилейной шумихи что-то не видно. А ведь в 80-е годы прошлого века томик «Князя Серебряного» был во многих домашних библиотеках – тираж был большой… И все же – вот. Вышла книга. Основательная монография.

На контртитул автор вынес восьмистишие нашего Толстого: «Двух станов не боец, но только гость случайный…» Но вынес, думается, не в силу знаменитости сей октавы и, понятно, не в силу ея соответствия нынешним амбивалентным жупелам толерантности и политкорректности. Нет, Алексей Фёдоров, как видно, решил проверить эту авторскую декларацию на прочность, разобраться, в чем все-таки была сила толстовского дарования, почему даже в богатой нашей литературе он остается не только хрестоматийно-букварьным («Колокольчики мои, цветики степные…»), но и просто читаемым без принуждения писателем. В конце концов что нам за докука, как воспринимает себя автор?! Главное, чем он привлекателен для нас.

Очень скоро после «Колокольчиков», в пору юношеских самоопределений, мы открываем для себя Толстого-сатирика (наряду с упомянутой «Историей государства Российского...» остается вечным «Сон Попова», и не только одна эта поэма), нашим спутником навсегда становится невообразимый Козьма Прутков. Тогда же в успешную конкуренцию с современным историческим чтивом вступает «Князь Серебряный», а с нынешними многочисленными суррогатами старой доброй готики – «Упырь» и «Семья вурдалака». Затем приходит пора толстовской любовной лирики: «Мне стан твой понравился тонкий, и бессильная воля боролась с возрастающей бурей желанья…»

Но Алексей Фёдоров не ставит своей задачей объяснять, почему и сегодня читать Алексея К. Толстого прикольно и классно. Он проводит именно научное исследование и, наверное, впервые, безо всяких идеологических шор и стеснений разбирается, по каким причинам Толстой столь неприветливо воспринимался современной ему критикой, какие сложности при истолковании его разножанровых сочинений возникали в советское время.

С другой стороны (и это, очевидно, главное достоинство монографии), Фёдоров не разворачивает перед нами историю вопроса, он, между прочим, в полном соответствии с заглавием показывает творческую деятельность Толстого как часть литературного движения того замечательного времени российской истории, которое связано с широкими реформами императора Александра II. Точнее, не просто показывает, а восстанавливает, уточняет, даже опровергает многое превратное, что было нагромождено вокруг русской литературы императорского времени и даже взгромождено на нее в период литературоведения по-коммунистически. Поэтому книга, сохраняя главные черты и качества научного труда, должна привлечь и думающего читателя, который хочет воспринимать любое попавшее в его руки произведение не просто как развлекуху, но как многообразное явление родной и вечной культуры.

Кроме аналитического обзора того, как складывалось, но все никак не могло сложиться а.к. толстоведение, Алексею Фёдорову надо поставить в заслугу попытку с современных позиций посмотреть на феномен нигилизма (сегодня тем паче в 2017 году он прочитывается как синоним социал-радикализма, терроризма, как почва для тоталитаризма ХХ века). Причем посмотреть, по существу, с художественной проницательностью: замечательна вторая глава книги, где в аналитическом сопряжении оказываются известная теория Дарвина, нигилизм и образ Дон Жуана, выхваченный Толстым из литературной традиции и творчески преобразованный им под управлением времени.

Если названная глава восхищает богатством сопоставлений и каскадом идей, могущих вдохновить будущих литераторов на новое обращение к явлению донжуанизма, глава, посвященная прозе и драматургии Толстого на исторические темы, отлична стремлением скрупулезно реконструировать сложноустроенные воззрения Толстого на перспективы развития России. И главное, что здесь удалось показать автору, искренне любящему создания своего героя, Толстого: писатель не может да и не обязан выступать прагматическим конструктором идеальных систем. Но писатель может, обязан – и Толстой это выполнил – показать, при каких условиях никогда не то что идеальные, даже смягченные системы государственного управления не смогут реализоваться. Причем – удивительное дело! – Фёдорову для этого не понадобилось даже подробно обращаться к блистательному (и, увы, не потерявшему актуальности) сатирическому стихотворчеству Толстого. И то сказать: все доступно – берите и читайте! Тем более что Фёдоров в своем труде щедро цитирует малодоступные суждения, письма, свидетельства современников Толстого, а напоследок одаривает нас извлеченным из архива Исторического музея стихотворением об эпохе Крымской (Восточной) войны, которое он хотя и не атрибутирует Алексею К. Толстому, но уверенно связывает с общим контекстом русской поэзии тех лет: именно на почве таких множеств и вырастают шедевры, в том числе и толстовские.

И еще одно. Много лет один из нас ездил на свою историческую родину на автомобиле. Быстро выработалась близкая душе подорожная: Москва – Брянск – знаменитые «Три сестры» – Чернигов – Киев – Белая Церковь – Кременчуг – Козельщина. Естественно, само собой сложилось: на этой трассе нельзя было не заехать в усадьбу писателя Красный Рог. Не только в его музей, не только к его усыпальнице на погосте церкви Успения Божией Матери… Просто походить по травам в этом парке среди кленов, ясеней, лип, бузины, чернотала – под этим «спокойным движением прозрачных облаков», здесь, где Алексей Константинович в конце концов на исходе жизни все-таки нашел самые точные слова для выражения главного в собственной судьбе: «Певец, державший стяг во имя красоты»… Наследуя пушкинскому: «Чувства добрые я лирой пробуждал».

Мы перечитываем «первого Толстого» с надеждой, что мощь его русско-украинской крови, посредством ею созданного, неизъяснимым образом, наперекор всей политической возне будет продолжать выстраивать нашу жизнь именно во имя красоты – противостоя всему прочему, псевдогеополитическому и конъюнктурно-стратегическому. В том, что наши надежды небеспочвенны, убеждает и книга Алексея Фёдорова – может быть, впервые так убедительно и разносторонне показавшая интеллектуализированному как бы миру, в частности, то, что просто читателей притягивало и притягивает к Алексею Константиновичу Толстому безо всякого внешнего воздействия – как дотелевизионного, так и нынешнего, тотально-медийного.

Не знамена друзей и врагов, даже не «мой добрый меч». Только: «стяг во имя красоты». Под ним есть место каждому и тесно не будет никогда. А тепло будет.

И последнее.

Не все знают, кто такие Алиса Лидделл и Чарльз Лютвидж Доджсон, но всем известны Алиса из Страны чудес (прототипом ее и была Алиса Лидделл) и Льюис Кэрролл (псевдоним Доджсона). Алексей К. Толстой, как упомянутая Алиса Лидделл, тоже обогатил литературу, когда был ребенком. Его воспитывал не отец, а дядя по матери – Алексей Перовский. Этот дядя (под псевдонимом Антоний Погорельский) сочинил для своего племянника знаменитую сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Уже за одно это можно ставить им обоим памятники по всей России.

Алексей Константинович Толстой - русский писатель,

поэт и драматург из рода Толстых.

Алексей Константинович Толстой (1817- 1875) «И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало». А. К. Толстой

Родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея Перовского. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Перовский (псевдоним Антон Погорельский), сочинил для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика Алеши.

С шести лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. Он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым (который позднее напишет портрет юного Толстого). Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. В 1834 году Толстой был зачислен «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдает в Московский Университет экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.

В 1836 году Толстой берет четырехмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжелобольного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Все свое состояние он оставляет Алеше.

В конце этого же года Толстой переведен в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Во Франкфурте Толстой большую часть своего времени, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.

С 1838 - 1839гг. Толстой живет за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (которые будут опубликованы только после смерти автора). Первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог, перешедшем ему по наследству. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом «Краснорогский» опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внес в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нем не нашел. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена.

В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Им далеко не сразу было суждено воссоединиться.

Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления, он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит его, и в 1861 году он добивается своей отставки. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом.

Поэта увлекает и русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создает исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.

В это время, он написал три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1869гг.). К началу 70-х годов у писателя возник замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, но закончить его, к сожалению, автору не удалось.

В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия. Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Алексей Константинович Толстой, был писателем большого природного таланта. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, - как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве. И, разумеется, не упомянуть самого знаменитого русского мудреца Козьму Пруткова было бы непростительной ошибкой. Наиболее блестящие афоризмы «председателя Пробирной Палатки» принадлежат как раз перу Толстого. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Где начало того конца, которым оканчивается начало?», «Не всё стриги, что растёт». И вечно актуальное для наших березняков: «Держаться партии народной и современно и доходно».

Царедворец, поэт, патриот, историк, писатель, сатирик, насмешник, мистик, авантюрист, силач и красавец. Как там у Козьмы Пруткова? «Никто не обнимет необъятного»? Парадоксальным образом автору изречения, графу Алексею Толстому, это почти удалось.

Знаете ли вы что

Алексей Толстой был физически очень силён. Как говорят исторические документы, он могу при помощи одних рук разгибать подковы, а также он мог всего одним пальцем вгонять гвоздь в стену.

С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого детей не было.

Жена Толстого, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков. . Алексей Константинович был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя. . В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени. . Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения — поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.