Посещение клуба "русская морская традиция". Русской морской традиции быть! Русская морская традиция


До начала
выставки

О выставке

Популярность парусных видов спорта и отдыха на воде стремительно набирает обороты. Катера, яхты, лодки, гидроциклы вызывают неподдельный интерес, ежегодно увеличивая количество последователей по всему миру. Соответственно, растет спрос на сопутствующие услуги: яхтенные школы, услуги транспортировки, навигационное оборудование, проведение регат и многое другое. «Московское Боут Шоу» более 10 лет считается ключевым событием яхтенной индустрии среди специалистов отрасли и любителей яхтинга.

Выставка - ведущее мероприятие для представителей яхтенного бизнеса, профессионалов отрасли, многочисленных поклонников водного спорта и активного отдыха. Участники проекта представляют моторные и парусные яхты, катера, электролодки, конструкторские тримараны, вертолеты, понтоны, снаряжение для дайвинга, навигационное оборудование, брокераж и прочие неотъемлемые составляющие мира водно-воздушного транспорта. Кроме того, посетители могут получить консультации квалифицированных специалистов.

Идеальное начало яхтенного сезона!

Для некоторых компаний «Московское Боут Шоу» становится стартовой площадкой для презентации своих разработок новой аудитории. Российские производители убедительно подтверждают развитие индустрии водного транспорта в нашей стране, все активнее выходя на рынок с достойной конкурентоспособной продукцией. Выставка привлекает внимание общественности к товарам и услугам отечественных компаний, которые не только не уступают зарубежным аналогам, но порой превосходят их по техническим, скоростным характеристикам и дизайну.

Цели проекта

Улучшить информационное обеспечение отрасли, оповестить лидирующих игроков рынка о самых актуальных вопросах в сфере яхтенного бизнеса, популяризировать парусный спорт среди населения.

Выставка вносит весомый вклад в развитие яхтинга в России - мероприятия деловой программы сфокусированы на поиске решений существующих проблем и определении векторов дальнейшего развития.

Программа выставки

«Московское Боут Шоу» - уникальный проект, органично сочетающий максимально широко охватывающую яхтенную индустрию экспозицию с программой деловых и развлекательных мероприятий, формат которых объединяет профессионалов и любителей.

Программа выставки дает возможность быть в курсе всех современных тенденций, а также принять участие в обсуждении вопросов развития отрасли. Среди деловых мероприятий: встречи с экспонентами, представителями яхтенной индустрии и государственных органов (ГИМС, МЧС, Администрации Президента), круглые столы, семинары, обучающие программы.

Частью программы являются соревнования учеников детско-юношеских спортивных парусных школ Москвы и Московской области, которые проводятся Комитетом массового, любительского и студенческого спорта Федерации парусного спорта Московской области (ФПС МО) в специально оборудованном бассейне.

Посетители

Дистрибьюторы катеров и яхт

«Московское Боут Шоу» - эффективная площадка для проведения деловых встреч и профессионального общения. Специалисты могут лично ознакомиться с широким ассортиментом отечественной и зарубежной водно-моторной техники, выгодными предложениями от официальных компаний-производителей и поставщиков катеров и яхт в России, узнать о новых решениях и услугах отрасли, заключить выгодные контракты.

Владельцы и потенциальные покупатели яхт и катеров

Выставка позволяет узнать все самое интересное из мира яхтинга: от нестандартных дизайнерских решений и технического оснащения судов до новейших конструкторских достижений и актуальных тенденций отрасли. Мероприятие дает возможность широкого выбора и принятия обдуманного решения - на экспозиции можно детально ознакомиться с новыми моделями катеров и яхт, лично пообщаться с представителями компаний-дистрибьюторов, получить эксклюзивные предложения от экспонентов или оформить заказ на индивидуальную модель.

Профессионалы отрасли и любители водных видов спорта

«Московское Боут Шоу» - мультиформатный проект, объединяющий экспозицию, деловые и обучающие мероприятия, эффектные шоу-программы. Насыщенная программа позволяет повысить профессиональный уровень и быть в курсе самых последних событий отрасли. Ежегодно в рамках выставки проводятся круглые столы, семинары, лекции, встречи с представителями органов власти, выступления экспертов и другие мероприятия. Выставка знакомит гостей с деятельностью яхтенных школ, календарем морских регат. Кроме того, каждый желающий может пройти курсы обучения водным видам спорта, записаться в школу подготовки начинающих шкиперов и узнать много нового о возможностях активного отдыха на воде.

Истринский клуб «Русская морская традиция», ставший победителем конкурса «Наше Подмосковье» в прошлом году, на всех парусах продолжает путь к намеченной цели – претворяет в жизнь славные флотские традиции

Этим летом мореходы привели часть своей флотилии в пойму реки Клязьма. Здесь проходит Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов».

Наш клуб получил приглашение от организаторов принять участие в проекте. Мы проводим на форуме уже третью смену. Два опытных шкипера — Александр Власов и Игорь Коновалов — приобщают участников форума к морскому делу, — рассказал руководитель клуба, настоятель Борисо-Глебского храма села Куртниково протоиерей Димитрий Шмелёв.

Напомним, именно приобщение к морским традициям является главной целью клуба, участники которого восстанавливают суда русского военно-морского флота, бережно сохраняя утраченное наследие.

Мы привезли на форум 2 судна — шестивесельный ял «Резвый» и четырехвесельный ял «Малый», — рассказывает Александр Власов, главный старшина клуба, который стал на форуме инструктором по освоению морской практики вместе со своим товарищем по команде Игорем Коноваловым. Игорь — офицер североморец, опытный моряк, большую часть жизни посвятивший службе на Северном флоте. В день нашей встречи он получил международный сертификат, дающий право на вождение парусных судов в международных водах.

Под руководством наших собеседников участники форума осваивают премудрости морского дела, постигая азы нелегкого флотского ремесла.

Обе шлюпки имеют мачту, — по-флотски четко рапортует Александр. — Мы берем с собой участников форума: ходим под парусами, обучаем навыкам гребли. Одним словом, приобщаем их к морскому делу.

Участникам форума приходится изрядно попотеть и потрудиться под руководством строгих наставников. По словам Александра Власова, девяносто пять процентов их учеников ни разу в жизни до этого не занимались ничем подобным.

Лишь некоторые гребли на байдарках и участвовали в сплавах по рекам, — уточняет Александр.

Стоит отметить, что участниками первой смены форума стали молодые педагоги, во вторую смену приезжали начинающие политики, а в третью — компьютерщики. Поэтому неудивительно, что работа по превращению сухопутных жителей в морских волков начинается с азов.

В первую очередь, мы проводим вводный инструктаж. Затем учим, как заходить на шлюпку, рассказываем о её устройстве, и, разумеется, обучаем командам, которые члены экипажа должны выполнять на воде. Конечно, не обходится без соленых морских шуток. Но молодежь не обижается, воспринимает всё позитивно, — с улыбкой рассказывает Александр.

Более того, по его словам, многие из тех, кто хоть раз попробовал свои силы в морском деле, приходят вновь и вновь. Это говорит о том, что истринские моряки завоевали среди форумчан популярность и признание. Их небольшой флот вызывал неподдельный интерес участников всех трёх смен.

Многие признались, что благодаря нам получили самые яркие впечатления на форуме, — говорит Александр.

При этом он отмечает, что общение принесло взаимную пользу всем его участникам.

Клуб на форуме напрямую выполняет свою главную задачу, которая состоит в популяризации и сохранении русских морских традиций, — уверен наш собеседник.

Кстати, именно на эти цели моряки израсходовали денежную премию, полученную за победу в конкурсе «Наше Подмосковье». Средства пошли на восстановление ещё одного малого судна, входящего в состав истринской флотилии, — двухвесельного яла. Кроме того, часть денег стала существенным подспорьем при подготовке к летней навигации. Ведь поддержание деревянного флота в полной боевой готовности требует немалых затрат.

Ирина ГАЛЧИХИНА,

фото из архива клуба






Состоялась поездка учеников воскресной школы и их родителей в село Куртниково Истринского района, где находится храм в честь святых мучеников Бориса и Глеба, настоятель которого прот. Димитрий Шмелев является создателем и руководителем клуба "Русская Морская традиция". Основные ориентиры клуба: православная вера и возрождение флотских традиций. В составе клуба - малый флот, состоящий из пяти судов. Это настоящие военно-морские шлюпки: двухвесельный ялик, или "тузик", ял-четверка, шестивесельный ял и десятивесельный и четырнадцативесельный катера. Последний построен в Санкт-Петербурге специально для клуба по чертежам начала 20 века.

Флот базируется на Истринском водохранилище. Все суда ходят только на веслах или под парусом. Никаких моторов! Для управления ими требуются настоящие морские навыки.

В этот раз погода (сильный дождь) не позволили выйти на воду. Но дети получили достойный курс теории. Старые участники клуба, бывалые моряки, рассказали об устройстве шлюпок, о мерах безопасности на воде и при обращении с оснащением судов, об основных принципах управления парусным и весельным судном. Все объяснялось на примерах настоящих шлюпок и на модели шестивесельного яла.

Кроме того, дети услышали морские песни в достойном исполнении, потому как ветераны клуба являются профессиональными музыкантами и участниками ансамбля "Казачий круг".

В плане знакомства с храмом, имеющим свою давнюю историю, поднялись, ко всему, на колокольню. Отобедали в кают-компании - трапезной, устроенной во дворе храма в сугубо морском стиле... Серость дождливого дня скрасила детям также игровая комната, входящая в состав детской площадки при храме. А мужчины родители оказали реальную помощь клубу тем, что помогли переместить две лодки: тузика и четверку с открытой площадки в ангар. "Эх, ухнем!". Сразу стало понятно, почему моряки тренируются в перетягивании каната, ибо слаженность в применении общих усилий нужна очень часто во флоте, особенно, в парусном... Возвращались домой уже не просто четырьмя машинами, а ЭКИПАЖАМИ, готовыми к совместному плаванию и надеющимися выйти на большую воду в ближайшем будущем...

Все началось с печали

К идее создания клуба «Русская морская традиция» подтолкнуло одно печальное событие, имевшее место в одной из старейших военно-морских баз России. Десяти матросам была поставлена простая (как казалось) задача – пройти на веслах в шлюпке 30 метров. Матросы (будущие старшины флота) лихо ринулись выполнять приказание. Они гурьбой залезли в шлюпку и расселись задом-наперед (т.е. лицом по направлению к предполагаемому движению). Пришлось их развернуть, но сразу же возникла другая проблема – весла разобрать команда не смогла. Выполнение простейшей задачи грозило обернуться катастрофой с непредсказуемым исходом – ни о гребле веслами, ни о постановке паруса матросы не имели ни малейшего представления. А ведь флот начинается не с авианосцев.

Вспоминается легендарный нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, который наставлял: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю». Еще в начале 90-х гг. прошлого века при каждом судостроительном заводе был цех малого деревянного судостроения, который делал шлюпки.


Морской клуб при православном храме

Группа энтузиастов, среди которых морские офицеры, любители паруса и русской морской истории объединились, чтобы по мере возможности спасти и сохранить наследие русской морской культуры. Началось все в 2005 г. с приобретения старенького деревянного шестивесельного яла, его реставрации и установки классического разрезного рейкового парусного вооружения и последовавшего за этим торжественного выхода в акваторию Истринского водохранилища.


Идейным вдохновителем проекта стал священник Дмитрий Шмелев, в прошлом выпускник Военно-морского училища им. Фрунзе и офицер Северного флота, а в настоящем – настоятель Борисо-Глебского храма в с. Куртниково Истринского района Московской области. Общими стараниями при храме был построен эллинг для зимовки и реставрации лодок, на прихрамовой территории стали проводиться теоретические занятия по основам русских морских традиций. Занятия всегда были и остаются бесплатными, азам морского дела и морской культуре обучаются все желающие: мужчины и женщины, дети и взрослые.


Занятия с курсантами ведет сертифицированный яхтенный шкипер и опытный преподаватель, кандидат педагогических наук Александр Власов. На занятиях большое внимание уделяется морской терминологии, первичным навыкам корабельной морской культуры, устройству катеров и шлюпок, прививается умение ходить на веслах и под парусом, разбираться с типами парусного вооружения, правильно носить морскую форму. Также курсанты приобретают навыки правильного ухода за различными частями деревянного корпуса, металлическими деталями (т.н. «дельными вещами»), содержанию рангоута и такелажа.


Практические занятия в теплое время года проводятся в Истринском водохранилище. Также летом старшие члены клуба регулярно выезжают на Балтику в Финский залив на ходовые испытания лодок, оттачивают морское ремесло в Средиземном море.

Патриотизм не может быть созерцательным и распространяться только через слово. Российский патриотизм есть действие! Сегодня крайне востребован опыт организаций, формирующих характер молодежи через деятельность.

Одной из предельно активных патриотических организаций является клуб «Русская морская традиция», штаб-квартира, правильнее сказать – сердце, которого находится в Истринском районе Московской области, в деревне Куртниково, на территории Русской Палестины Патриарха Никона, при Борисо-Глебском храме. Клуб занимается пропагандой традиций русского флота через реконструкцию парусно-гребных судов.

В этой несложной географии все становится на свои места, если познакомиться с одним из основателей клуба протоиереем Дмитрием Шмелевым. Выпускник Высшего военно-морского училища им. М.Фрунзе достойно служил на Северном флоте. Духовную же службу начал в 2001 г., окончил Коломенскую православную духовную семинарию, определен в приход с полуразрушенным храмом, который сегодня для многих стал центром духовного притяжения. Патриотизм и традиция суть явления духовные.

Любители паруса, знатоки отечественной морской истории, военно-морские офицеры запаса и жаждущая подвигов молодежь объединились, чтобы восстанавливать и строить парусно-гребные суда, осваивать технику хода на веслах и под парусом, изучать поэтический язык морских команд и строгий код сигналов. Члены клуба не только правильно носят морскую форму и исполняют старинные матросские песни, они овладевают умением совместного труда и взаимопомощи. Гребцы должны чувствовать друг друга почти интуитивно. К слову о песнях, исполняются они почти профессионально. Это заслуга известного фольклорного коллектива «Казачий круг», сохраняющего старинные поморские песенные славления Святителя Николая – покровителя путешествующих по водам.

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная гребля и работа с парусами. Навыки ходить на шлюпке в сложных погодных условиях требуют взаимовыручки и высоких нравственных качеств. Никто не застрахован от неких экстремальных условий, когда такой опыт может просто спасти жизнь, или позволит наилучшим образом выполнить задачу.

В свое время главком ВМФ Н.Г. Кузнецов отмечал: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».

Отец Дмитрий считает, что для современного человека, живущего в рукотворном футляре офиса, квартиры, машины, компьютера, шлюпка может быть и средством формирования мировоззрения, и даже катехизации. Сколько пришли к Богу после молитвы на воде, услышанной Николаем Чудотворцем.

История клуба началась с 2004 г., когда в храм Бориса и Глеба была привезена шестивесельная шлюпка – Ял-6. Она была в разрушенном состоянии, но оказалась вполне пригодной к восстановлению и прогулок по Истринскому водохранилищу. В настоящее время в клубе имеется редкий 10-весельный катер, а также единственный в России 14-весельный трехмачтовый катер, 6-ти весельный, 4-х весельный и 2-х весельный одномачтовые ялы. Эти кораблики имеют и свои экипажи. География активности клуба распространяется не только на Подмосковье, но и на Балтику, Онегу, Черное море.

Сегодня в клубе почти полсотни человек. Прием добровольцев бесплатный. Дети занимаются только с родителями. Уход за шлюпками совмещается с теоретическими занятиями по устройству их корпусов. В непогоду и осенне-зимний период занятия по теории с новичками проводит главный старшина клуба Александр Власов. Он же, владея управлением всеми типами судов, имеющихся в распоряжении клуба, выводит новое поколение мореходов на воду, давая им первые практические навыки при движении на веслах и под парусом.

В клубе с большим уважением относятся к внешним атрибутам морских традиций: флагам, вымпелам, форме. В качестве парадной клубной формы для хождения под парусом была выбрана белая матросская роба, которая носилась на флоте практически без изменений около ста лет. В такой форме матросы выводили навстречу японской эскадре легендарный крейсер «Варяг», в ней воевали в годы Великой Отечественной войне.

В 2015 г. концепция клуба была выдвинута на губернаторскую премию Московской области, и получила грант Губернатора Московской области в номинации «Наше наследие». В 2016 г. моряки из «Русской морской традиции» приняли участие в целом ряде выставок, форумов и фестивалей. Наиболее значимыми были студенческий образовательный форум «Территория смыслов» на Клязьме, Санкт-Петербургский морской фестиваль, фестиваль славянского искусства «Русское поле» в Царицыно и, конечно же, «Московское бот шоу», где суда клуба можно было не только увидеть, но и посетить.

Интересы подмосковных моряков не только к воде или небесами. Но и к обильно политой кровью родной земле. Открытие навигации в этом году запланировано на 8 мая. Прежде чем поднять паруса, в канун Дня Победы члены клуба возложат венки к братским могилам павших советских воинов 1-й Гвардейской танковой бригады генерал-майора М.Е. Катукова, державших оборонительный рубеж у деревни Куртниково.

Пусть никого не смущает, что морская традиция тщательно сберегается так далеко от моря. Сложная акватория Истринского водохранилища с различными ветрами почти идеально подходит для тренировок маломерного парусного флота. Будь оно создано лет на триста раньше, царю Петру Алексеевичу не пришлось бы строить потешный флот на Плещеевом озере. Русская морская культура принадлежит не только поморам. Сколь прославленных адмиралов вышло из областей, далеких от моря: рязанцы В. Головнин и А. Авинов, пермяк Д. Максутов, закавказец И. Исаков (Ованес Тер-Исаакян). Этот список может быть продолжен именами офицеров, старшин и матросов, чья морская судьба началась с простой шлюпки.

Наш Центр видит объединение патриотических клубов не в федеративной или конфедеративной форме. Слово сегодняшнего дня за сетецентричностью. Ведущую роль в идеалогическом формировании российской молодежи в какое-то время могут играть и «Русское географической общество», и «Военно-историческое», и «Бессмертный полк», и «Русская Америка», и «Союз городов воинской славы». Мы едины в сохранении традиций российского патриотизма. В какой-то момент эстафету лидера подхватит и «Русская морская традиция». Семь футов и хорошего ветра! Ветра не обязательно попутного, ведь мы умеем ходить в бейдевинд.

Екатерина Дутова, Илья Казаков, Владимир Ружейников




OLYMPUS DIGITAL CAMERA