Основная проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина


  1. Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор?
  2. Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними?
  3. Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию?
  4. Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках?
  5. Чему и кого хотел научить писатель сказкой «Дикий помещик»? Каков ее смысл? Какие художественные приемы использует автор?
  6. Разные ли враги у карася и ерша из сказки Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»? Что такое щука в символике щедринской сказки? В чем основа конфликта карася и ерша? О чем мечтают и какую жизненную позицию защищают карась и ерш? Всегда ли ерш был таким? Лучше ли теперешняя позиция ерша? На чем держится власть щуки в рыбьем царстве? Печальный конец карася-идеалиста - случайность или закономерность? Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». В чем перекликаются позиции щедринских героев и героев Некрасова? В чем вы видите гротеск в этой сказке?
  7. Чем интересны диалоги генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и как они их характеризуют? Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов, от смеха, направленного против мужика? Как автор относится к героям? Какую роль играют гиперболы, гротеск?
  8. К какому жанру можно отнести «Историю одного города»? Какова композиция произведения? Какое место в произведении занимает «Опись градоначальникам»?
  9. Как сатирик рисует взаимоотношения народа и его правителей?
  10. Докажите, что гротеск - главный прием, с помощью которого раскрывается образ Брудастого.
  11. Укажите сатирические приемы, с помощью которых изображены глуповцы, когда они ждут нового градоначальника, когда они впервые встречаются с ним, когда они в смятении. Что в их поведении вызывает негодование?
  12. Какова авторская позиция в главе «Органчик»? Приведите примеры.
  13. Какие черты правителей заострены в облике Органчика?
  14. Какой след в истории города Глупова оставили Двоекуров, Фердыщенко, Грустилов, Бру-дастый, Угрюм-Бурчеев?
  15. Зачем Бородавкину нужно было вести войны «за просвещение»? Был ли смысл в них? Как вели себя глуповцы в период войн? Почему они безмолвствовали?
  16. Что олицетворяет собой Прыщ? Каких взглядов придерживался этот градоначальник и как относились глуповцы к поведению градоначальника и порядкам, установленным в городе?
  17. Как раскрывается образ Угрюм-Бурчеева (портрет, бред Бурчеева, реализация бреда, авторские характеристики)? Что сатирического в этих приемах? Как совершается переход от слога летописца к авторскому? Как выражается в языке произведения авторская позиция?
  18. Каков смысл финала «Истории одного города» и какова его роль?
  19. Когда при изображении градоначальников автор прибегает к юмору, иронии, а когда рисует их в саркастической манере?
  20. Приведите примеры художественных приемов, которые использовал автор в «Истории одного города».
  21. В чем смысл сопоставления народа и его правителей?
  22. Назовите главную проблему сатиры «История одного города».
  23. Каковы характерные особенности глуповцев и как они проявляются в истории глуповского свободомыслия?
  24. Пользуется ли писатель при изображении народа теми сатирическими приемами, к которым прибегал для характеристики градоначальников?
  25. Как вы понимаете эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?
  26. Докажите примерами из текста необоснованность обвинений писателя критиками, которые заподозрили его в глумлении над народом.
  27. Какие традиции Н. В. Гоголя развил в своем творчестве М. Е. Салтыков-Щедрин? В чем он проявил себя как новатор?
  28. Назовите произведения русской литературы, в которых продолжены традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

7 класс

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения. (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героя, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Сколько произведений включает в себя книга М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»?

1) 23

2) 24

3) 32

3. Сарказм – это

1) способ выражения насмешки

2) едкое выражение насмешки

3) сильное преувеличение

4. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Ди­кий помещик»?

1) маленькой пенсией

2) обилием мужиков

3) отсутствием жены

5. Кого звал помещик в гости?

1) медведя

2) губернатора

3) генералов-соседей

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) с волком

2) с медведем

3) с лисой

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) колбасой

2) пряниками

3) вареньем

8. Какую газету читал глупый помещик?

1) «Весть»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

9. Как звали слугу помещика?

1) Санька

2) Иван

3) Сенька

10. После чьего приезда задумался помещик о том, «чем это пахнет»?

1) полицейского

2) капитана-исправника

3) губернатора

11. Какое образное средство реализуется в названии сказки?

1) метафора

2) эпитет

3) сравнение

12. Что стало с помещиком?

1) уехал из поместья

2) остался диким, но власть у него не отобрали

3) разбогател

II вариант

1. В каком году была написана сказка «Дикий помещик»?

1) 1869

2) 1879

3) 1868

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

3. Аллегория – это

1) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

2) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

3) иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) надел тулуп

2) сидел на печи

3) оброс волосами

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) губернское начальство

2) сам помещик

3) соседи

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) в некотором царстве

2) в Орловской губернии

3) в приволжских степях

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) вперед

2) старайся

3) долой

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) когтей

2) шерсти

3) хвоста

9. Назовите фамилию актера, который посетил помещика?

1) Щепкин

2) Садальский

3) Садовский

10. Укажите фамилию дикого помещика

1) Урус-Кильдибаев

2) Урюпинский

3) Урус-Кучум-Кильдибаев

11. Что является завязкой действия?

1) чтение газеты

2) исполнение желания помещика

3) приезд генералов

12. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) на четвереньках

2) верхом на лошади

3) в карете

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 11 – 12 баллов,

«4» - 9 – 10 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

«2» - 0 – 5 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 – 1889

«Его смех горек и резок,
его насмешка нередко оскорбляет».
И.С. Тургенев.

Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. … «жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. … «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. … радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. … заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. … «ещё при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был»?
(Глухой тетерев – сказка «Чижиково поле»).
9. … считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

10. … считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

11. … действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

12. … имел фамилию, родственную по корню слова хищному пресмыкающемуся из отряда ящуров?
(Генерал Крокодилов – упоминается в сказке «Либерал»).

13. … будучи генералом, не понимал, «для какой причины губернаторская должность учреждена», а от «воздаяния» не отказывался?
(Герой сказки «Праздный разговор»).

14. …однажды утром, проснувшись, «явственно ощутил, что его нет», что «душа у него запечатана»?
(Крамольников – «сказка «Приключение с Крамольниковым»).

15. … говорил: «Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда, придёт
и весь мир осияет»?
(Старый Коршун – из сказки «Ворон-челобитчик»).

Викторина «Каверзные вопросы по произведениям
М.Е. Салтыкова-Щедрина»

1. Какой кабатчик, «вместо того чтобы с обычной любезностью потчевать посетителей, к совершенному изумлению последних не только отказывался наливать им вино, но даже трогательно доказывал, что в вине заключается источник всякого несчастья для бедного человека»?
(Прохорыч – сказка «Пропала совесть»).

2. Какой мужик, накормив тунеядцев, свил верёвку, чтобы тунеядцы эти его к дереву привязали, дабы он не убежал?
(Из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

3. Кого из героев перед смертью совесть мучила, что он «душегуб», «живодёр», «сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал»?
(Волк – из сказки «Бедный волк»).

4. В какой сказке Салтыкова-Щедрина героями являются Умеренность, Аккуратность, Лицемерие, Мздоимство, Любоналичие, Уныние и прочие?
(В сказке «Добродетели и пороки»).

5. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. Какой дятел дописывал шестой том «Истории леших»?
(Герой сказки «Орёл-меценат»).

7. Какой чиж всю жизнь служил в интендантском ведомстве, дослужился там до майорского чина и там же образовал свой ум и сердце?
(Герой сказки «Чижиково горе»).

8. Какой заяц лисе сказки рассказывал?
(Из сказки «Здравомыслящий заяц»).

9. У кого из героев гадюки отъели туловище вплоть до самой шеи?
(У героя сказки «Богатырь» —
под сгнившим богатырём автор подразумевает прогнившее самодержавие).

10. Какой зверь «днём в человеческом виде гостей принимает, а чуть смеркается, берётся за перо и начинает газету писать»?
(Гиена, о которой рассказывала купчиха Замоскворечья — сказка «Гиена»).

11. Какой герой бился об заклад, что съест дохлую кошку, и съел, а после этого вылечился тем, что выпил две бутылки рому?
(Англичанин, о котором рассказывал Степан Головлёв – роман «Господа Головлёвы»).

12. Какой доктор, выходя от умирающего больного, пел: «Кувырком, кувырком, кувырком полетит»?
(Доктор, лечивший Павла Головлёва – «Господа Головлёвы»).

13. В каком имении «оборотным капиталом» были «штук двадцать тощих коров да три лошади»?
(В Погорелках, имении Анниньки и Любиньки Головлёвых –
роман «Господа Головлёвы»).

14. Герой какого произведения, увидев муху на носу своего собеседника, быстро сумел переманить её на свой нос?
(Один из героев произведения «За рубежом» — некто Подхалимов).

15. Кто из героев Салтыкова-Щедрина имел фамилию, одинаковую с названием орудия древней пытки, а товарищ его носил фамилию по названию большой тропической змеи?
(Дыба и Удав – герои произведения «За рубежом»).

Урок-игра по сказкам Салтыкова-Щедрина
(7-8 классы)
Цель игры: Обобщение и углубление знаний основного содержания, особенностей сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественных правителей («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и другие).
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. В них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Сегодня мы с вами, ребята, проведём необычный урок-игру, на котором вспомним некоторые этапы биографии писателя и содержание несколько сказок Салтыкова-Щедрина. В нашей сегодняшней игре будут принимать участие команды из 7 и 8 классов и команды болельщиков. Каждой команде предстоит выполнить задания, ответить на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. В итоге набранные за всю игру баллы будут суммироваться для того, чтобы выявить победителя.
А подсчитывать набранные баллы будет наше уважаемое жюри.
Итак, начнём.

Выполнение заданий

Восстанови название сказки.
Литературный вернисаж.
Угадай сказку по приведённому отрывку из текста.
Собери крылатые выражения (домино).
Литературный верификатор
Определи сатирические приёмы.
Викторина по сказкам С-Щедрина.
Игра со зрителями: «Зоосад С-Щедрина»,
«Исторический комментарий», «Зазеркалье».

Задание I.
ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.
(На листочках соедини стрелками слова из 1 столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились названия известных сказок С-Щедрина)

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

ВЕРНЫЙ

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

КАК ОДИН МУЖИК

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

ПОМЕЩИК

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

«ХРИСТОВА »

КАРАСЬ

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»
МЕДВЕДЬ

ЭТАЛОН ОТВЕТА

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

КАК ОДИН МУЖИК

«ХРИСТОВА »

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»

Игра со зрителями
«Зоосад Салтыкова-Щедрина»Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в сказках Салтыкова-Щедрина, загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы название животного и сказки (точное название) – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.Каждой команде по 3 загадки. Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. ЕГО ноги кормят. Волк («Бедный волк»)
В сухой год ИХ больше, в сырой мышей.
Вор, что – ОН, и тени своей боится.
За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь.
Заяц («Самоотверженный заяц»)
За глаза ЕГО не покупают.
ОН человеку крылья.
Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь.
Конь («Коняга»)
Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
ЕМУ рога - не груз.
Смотрит, как ОН на новые ворота.
Баран («Баран непомнящий»)
И ОН в неволе пляшет.
Он корове не брат.
Делить ЕГО шкуру Медведь («Медведь на воеводстве»)
Задание 2.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ К СКАЗКАМ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА БЫЛИ ПЕРЕПУТАНЫ ЭКСПОНАТЫ И ПОДПИСИ К НИМ. ВОССТАНОВИТЕ НАЗВАНИЯ СКАЗОК ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. «Дикий помещик»
3. «Премудрый пискарь»
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
5. «Премудрый пискарь»
6. «Дикий помещик»
Задание 3
УГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
(Чья команда быстрее поднимет руку, той даётся право первой отвечать)
(эталон ответов)
«Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
«Дикий помещик»
«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер»
«Премудрый пискарь»
Задание 4.
(Соедини стрелками словосочетания из 1 столбика со словосочетаниями из 2 столбика так, чтобы получились крылатые выражения из сказок С-Щедрина)

СОБЕРИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
(эталон ответа)

КОЛИ ХОЧЕШЬ ЖИЗНЬЮ ЖУИРОВАТЬ,

ТАК ГЛЯДИ В ОБА

ОДНАКО, БРАТ,

ГЛУПЫЙ ТЫ ПОМЕЩИК

ЖИЛ – ДРОЖАЛ,

И УМИРАЛ – ДРОЖАЛ

И ЗАТЕМ ВСЕ ПОШЛО В ЛЕСУ

КАК ПО МАСЛУ

СИЕ ДА ПОСЛУЖИТ

ОРЛАМ УРОКОМ!

КАРАСЬ –

РЫБА СМИРНАЯ

У УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

РОДИЛСЯ СЫН ДУРАК

НО ЧТО ТАКОЕ

САМА ЭТА ЖИЗНЬ?

ВОТ ИМЕННО ДЕЛО

МАСТЕРА БОИТСЯ

ПРАВДА НЕ ВОРОНА –

ЗА ХВОСТ ЕЕ НЕ УХВАТИШЬ

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Исторический комментарий»В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых нам непонятно. Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» - «Дикий помещик»)
Литая подставка для лучины.
Подставка для свечи или свечей.
Светлая комната.
Мякина («Поднялся мякинный вихрь» - «Дикий помещик»)1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.3) Болотистое место.Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» - «Дикий помещик»)
О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.
Льстивый человек.
Легкомысленный хвастун, бахвал.
Хмара («Не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара» - «Коняга»)
Темная туча.
Мшистое болото.
Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Жуировать («Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» - «Премудрый пискарь»)
Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.
Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.
Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).
Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» - «Премудрый пискарь»)1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.2) ^ Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.
Задание 5.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР Скажите: верите вы или нет, что...
(Каждой команде поочерёдно задаётся по 3 вопроса)
Щедрин – это псевдоним писателя. (Да)
Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее. (Да)
Был сослан за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". (Да)
В ссылке занимался только литературной деятельностью, не служил. (Нет, был канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.)
Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, т.к. он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». (Да)
В 1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города». (Да)
Задание 6.
Определи сатирические приёмы
(Каждой команде даются карточки определений литературных терминов. Нужно правильно записать название литературного термина нас листок).
Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония
Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Сарказм
Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Гротеск
Иной смысл, скрытый за внешней формой. Иносказание, аллегория
Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. «Эзопов язык"
Чрезмерное преувеличение. Гипербола
Проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира
Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. Фантастика
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)
Задание 7.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С-Щедрина
Задание: каждой команде задаётся по 12 вопросов. Игрокам нужно как можно быстрее и правильнее ответить на эти вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?
А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте

2. В чём мужик варил суп?
А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду»
В. «Московские ведомости»
С. «Московское обозрение»
D.«Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей

7. Кого звал помещик в гости?
А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?
А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?
А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ

1. Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль

2. С кем помещик охотился на зайцев?
А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном

3. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском

7. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать

8. Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам

9. Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком

10. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?
А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей

11. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
А. Вперёд
В. Старайся
С. Долой
D. Даёшь

12. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?
А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Смех Салтыкова-Щедрина - это смех сквозь слезы, горе и страдания.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).

Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках - это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко.

Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием - генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, - опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина - “Коняга”, которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами” - такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.