Картина расплавленные часы. Постоянство времени


Сальвадора Дали без преувеличения можно назвать самым известным сюрреалистом XX века, ведь его имя знакомо даже тем, кто совершенно далёк от живописи. Одни люди считают его величайшим гением, другие - безумцем. Но и первые, и вторые безоговорочно признают уникальный талант художника. Его картины представляют собой иррациональное сочетание реальных предметов, деформированных парадоксальным образом. Дали был героем своего времени: творчество мастера обсуждалось как в высших кругах общества, так и в пролетарской среде. Он стал настоящим воплощением сюрреализма с присущими этому течению живописи свободой духа, противоречивостью и эпатажностью. Сегодня любому желающему доступны шедевры, автором которых является Сальвадор Дали. Картины, фото которых можно увидеть в этой статье, способны впечатлить каждого поклонника сюрреализма.

Роль Галы в творчестве Дали

Огромное творческое наследие оставил после себя Сальвадор Дали. Картины с названиями, вызывающими у многих смешанные чувства, сегодня настолько привлекают любителей искусства, что заслуживают детального рассмотрения и описания. Вдохновительницей, моделью, поддержкой и главной поклонницей художника была его супруга Гала (эмигрантка из России Все его самые знаменитые полотна были написаны в период совместной жизни с этой женщиной.

Скрытый смысл «Постоянства памяти»

Рассматривая Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы - "Постоянство памяти" (иногда её называют "Время"). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа?

Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.

Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина "Время" содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали - результатом торжества бессознательного и смерти реальности.

Муравьи, ползающие по корпусу твёрдых часов, символизируют распад, гниение. На картине насекомые выстраиваются в виде циферблата со стрелками и свидетельствуют о том, что объективное время уничтожает себя само. Муха, сидящая на мягких часах, для живописца была символом вдохновения. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих "средиземноморских фей" (именно так называл Дали мух). Зеркало, виднеющееся на картине слева - свидетельство непостоянства времени, оно отображает как объективные, так и субъективные миры. Яйцо на дальнем плане символизирует жизнь, сухая олива - позабытую античную мудрость, а - вечность.

«Жираф в огне»: трактовка образов

Изучая картины Сальвадора Дали с описанием, можно глубже изучить творчество художника, лучше понять подтекст его полотен. В 1937 году из-под кисти живописца вышла работа «Жираф в огне». Это был сложный период для Испании, так как немного ранее в ней началась Кроме того, Европа оказалась на пороге Второй мировой войны, и Сальвадор Дали, как и множество прогрессивных людей того времени, чувствовал её приближение. Несмотря на то что мастер утверждал, что его «Жираф в огне» не имеет отношения к политическим событиям, сотрясающим континент, картина насквозь пропитана ужасом и тревогой.

На переднем плане Дали нарисовал женщину, стоящую в позе отчаяния. Её руки и лицо окровавлены, создаётся впечатление, что с них содрана кожа. Женщина выглядит беспомощной, она не в силах противостоять надвигающейся опасности. Позади неё изображена дама с куском мяса в руках (оно является символом самоуничтожения и смерти). Обе фигуры стоят на земле благодаря тонким подпоркам. Их Дали нередко изображал в своих работах, чтобы подчеркнуть слабость человека. Жираф, в честь которого названа картина, нарисован на дальнем плане. Он гораздо меньше женщин, верхняя часть его туловища охвачена огнём. Несмотря на свои небольшие размеры, он является главным героем полотна, воплощая собой монстра, несущего апокалипсис.

Анализ «Предчувствия гражданской войны»

Не только в этой работе выразил своё предчувствие войны Сальвадор Дали. Картины с названиями, указывающими на её приближение, появлялись у художника неоднократно. За год до «Жирафа» художник написал «Мягкую конструкцию с варёными бобами» (иначе её называют «Предчувствием гражданской войны»). Сооружение из частей человеческого тела, изображённое в центре холста, напоминает контуры Испании на карте. Конструкция сверху слишком громоздкая, она нависает над землёй и может в любой момент рухнуть. Внизу под сооружением рассыпаны бобы, которые выглядят здесь совершенно неуместными, что только подчёркивает абсурдность политических событий, происходящих в Испании во второй половине 30-х годов.

Описание «Лица войны»

«Лицо войны» - это ещё одна работа, оставленная сюрреалистом своим поклонникам. Картина датируется 1940 годом - временем, когда Европа была охвачена боевыми действиями. На холсте изображена человеческая голова с застывшим в агонии лицом. Её со всех сторон окружают змеи, вместо глаз и рта у неё бесчисленное количество черепов. Создаётся впечатление, что голова буквально напичкана смертью. Картина символизирует собой концентрационные лагеря, забравшие жизнь у миллионов людей.

Толкование «Сна»

«Сон» - картина Сальвадора Дали, созданная им в 1937 году. На ней изображена огромная спящая голова, держащаяся на одиннадцати тонких подпорках (точно таких же, как у женщин на полотне «Жираф в огне»). Костыли везде, они поддерживают глаза, лоб, нос, губы. Тело у человека отсутствует, зато есть неестественно вытянутая назад тонкая шея. Голова олицетворяет сон, а костыли указывают на поддержку. Стоит только каждой части лица отыскать свою подпорку, как человек рухнет в мир сновидений. Поддержка нужна не только людям. Если внимательно присмотреться, в левом углу полотна можно увидеть маленькую собаку, чьё туловище тоже опирается на костыль. Рассматривать подпорки можно и как нити, которые позволяют голове свободно парить во время сна, однако не дают ей полностью оторваться от земли. Голубой фон полотна ещё больше подчёркивает отстранённость происходящего на нём от рационального мира. Художник был уверен, что именно так выглядит сон. Картина Сальвадора Дали вошла в цикл его работ «Паранойя и война».

Образы Галы

Свою любимую жену тоже рисовал Сальвадор Дали. Картины с названиями "Анжелюс Гала", "Мадонна Порт-Лигата" и многие другие прямо или косвенно указывают на присутствие Дьяконовой в сюжетах произведений гения. Например, в «Галатее со сферами» (1952 г.) он изобразил свою спутницу жизни в виде божественной женщины, лицо которой просвечивается сквозь большое количество шаров. Супруга гения парит над реальным миром в верхних эфирных слоях. Стала его муза главной героиней таких картин, как «Галарина», где она изображена с обнажённой левой грудью, «Атомная Леда», в которой Дали представил голую супругу в виде правительницы Спарты. Практически на все женские образы, присутствующие на холстах, вдохновляла живописца его верная жена.

Впечатление от работ живописца

Фото, изображающие картины Сальвадора Дали, высокого разрешения позволяют изучить его творчество до мельчайших деталей. Художник прожил долгую жизнь и оставил после себя несколько сотен работ. Каждая из них - это уникальный и ни с чем не сравнимый внутренний мир, отображённый гением по имени Сальвадор Дали. Картины с названиями, известными всем с детства, могут вдохновлять, вызывать восторг, недоумение или даже отвращение, однако ни один человек не останется после их просмотра равнодушным.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Одно из самых известных полотен, написанных в жанре сюрреализма, - это "Постоянство памяти". Сальвадор Дали - автор этой картины, создал ее всего за несколько часов. Полотно сейчас находится в Нью-Йорке, в Музее современного искусства. Эта небольшая картина, размером всего 24 на 33 сантиметра, является самой обсуждаемой работой художника.

Объяснение названия

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была написана в 1931-м на холсте-гобелене ручной работы. Идея создания данного полотна была связана с тем, что однажды, дожидаясь возвращения своей жены Галы из кино, Сальвадор Дали писал абсолютно пустынный пейзаж морского побережья. Вдруг он увидел на столе тающий на солнце кусок сыра, который они ели вечером вместе с друзьями. Сыр таял и становился все мягче и мягче. Задумавшись и связав долго идущее время с тающим куском сыра, Дали начал заполнять полотно растекающимися часами. Свою работу Сальвадор Дали назвал «Постоянство памяти», объясняя название тем, что один раз взглянув на картину, ты уже никогда её не забудешь. Другое название картины - «Текучие часы». Это название связано с содержанием самого полотна, которое вложил в него Сальвадор Дали.

«Постоянство памяти»: описание картины

Когда рассматриваешь это полотно, в глаза сразу бросается необычное размещение и структура изображенных предметов. На картине просматривается самодостаточность каждого из них и общее ощущение пустоты. Здесь много вроде бы не связанных предметов, но все они создают общее впечатление. Что же изообразил на картине "Постоянство памяти" Сальвадор Дали? Описание всех предметов занимает довольно много места.

Атмосфера картины «Постоянство памяти»

Сальвадор Дали выполнил картину в коричневой гамме. Общая тень лежит на левой части и середине картины, солнце падает на заднюю часть и правую сторону полотна. Картина как бы наполнена тихим ужасом и страхом такого спокойствия, и в то же время странная атмосфера наполняет "Постоянство памяти". Сальвадор Дали этим полотном заставляет задуматься о значении времени в жизни каждого человека. О том, а может ли время остановиться? А может ли оно подстраиваться под каждого из нас? Наверное, каждый должен дать сам себе ответы на эти вопросы.

Известен факт, что художник всегда оставлял записи о своих картинах в своем дневнике. Однако о самой известной картине «Постоянство памяти» Сальвадор Дали не сказал ничего. Великий художник изначально понимал, что, написав эту картину, он заставит задуматься людей о бренности бытия в этом мире.

Влияние полотна на человека

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» была рассмотрена американскими психологами, которые пришли к выводу, что данное полотно обладает сильнейшим психологическим воздействием на определенные типы человеческих личностей. Многие люди, глядя на эту картину Сальвадора Дали, описывали свои чувства. Большая часть людей погружалась в ностальгию, остальные пытались разобраться со смешанными эмоциями общего ужаса и задумчивости, вызванной композицией картины. Полотно передает чувства, мысли, переживания и отношение к «мягкости и твердости» самого художника.

Безусловно, эта картина невелика по размерам, но её можно считать одной из самых великих и сильных психологических картин Сальвадора Дали. Картина «Постоянство памяти» несет в себе величие классики сюрреалистической живописи.

Сальвадор Дали прославился на весь мир благодаря своей неподражаемой сюрреалистичной манере написания картин. К самым известным работам автора относятся его личный автопортрет, где он изобразил себя с шеей в стиле кисти Рафаэля, «Плоть на камнях», «Просвещенные удовольствия», «Незримый человек». Однако «Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал, приобщив эту работу к одной из своих самых глубинных теорий. Это произошло на стыке его стилистического переосмысления, когда художник примкнул к течению сюрреализма.

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали и его фрейдистская теория

Знаменитый холст создан в 1931 году, когда художник пребывает состоянии повышенного возбуждения от теорий своего кумира - австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. В общих чертах задумка картины предполагала передать отношение художника к мягкости и жесткости.

Будучи весьма эгоцентричной личностью, склонной к вспышкам неконтролируемого вдохновения и при этом тщательного его осмысления с точки зрения психоанализа, Сальвадор Дали, как и все творческие личности, создал свой шедевр под воздействием жаркого летнего дня. Как вспоминает сам художник, он был озадачен созерцанием того, как от жары плавится Его и раньше привлекала тема трансформации объектов в разные состояния, что он пытался передать на холсте. Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали - симбиоз расплавленного сыра с оливой, одиноко стоящей на фоне гор. Кстати, именно этот образ стал прототипом мягких часов.

Описание картины

Почти все работы того периода наполнены абстрактными изображениями человеческих лиц, скрываемых за формами посторонних объектов. Они словно скрываются от взора, но при этом являются главными действующими персонажами. Так сюрреалист старался изобразить подсознание в своих произведениях. Центральной фигурой полотна «Постоянство памяти» Сальвадор Дали сделал лицо которое схоже с его автопортретом.

Картина словно вобрала в себя все значимые этапы в жизни художника, а также отобразила неизбежное будущее. Можно заметить, что в нижнем левом углу полотна виднеются закрытые часы сплошь усеянные муравьями. Дали часто прибегал к изображению этих насекомых, которые для него ассоциировались со смертью. Форма и цвет часов были основаны на воспоминаниях художника об оных в его доме детства, которые были сломаны. Кстати, виднеющиеся на горы - не что иное, как кусочек из пейзажа родины испанца.

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали изобразил несколько опустошенно. Хорошо видно, что все объекты разделены между собой пустыней и не являются самодостаточными. Искусствоведы полагают, что этим автор пытался передать свою душевную пустоту, которая тяготила его в тот период. На самом деле идея заключалась в том, чтобы передать человеческие терзания по поводу течения времени и изменений в памяти. Время, по мнению Дали, является бесконечным, относительным и пребывает в постоянном движении. Память же, напротив, недолговечна, но при этом нельзя недооценивать ее стабильность.

Тайные образы в картине

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал за пару часов и не удосужился никому дать пояснений по поводу того,что он хотел сказать этим холстом. Многие искусствоведы до сих пор выстраивают гипотезы вокруг этой знаковой работы мастера, заметив в ней лишь отдельные символы, к которым художник прибегал на протяжении всей своей

При детальном рассмотрении можно увидеть, что свисающие с ветки слева часы по форме похожи на язык. Дерево на холсте изображено засохшим, что указывает на разрушительный аспект времени. Эта работа невелика по своим габаритам, но считается самой мощной из всех, что написал Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» - безусловно, самая психологически глубокая картина, которая максимально раскрывает внутренний мир автора. Возможно, поэтому он не пожелал ее комментировать, оставив своих почитателей в догадках.

Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.


Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели. Он медленно таял на солнце.

Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.


На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».

Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство. Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.


Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.


Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти». По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора. Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.