2 налоговые и неналоговые обязательные платежи. Неналоговые платежи


Работа в отношении урегулирования системы принятия неналоговых платежей активно ведется Минфином. В результате должен сформироваться новый ФЗ, который войдет в состав Налогового Кодекса.

Возникла необходимость урегулирования данного вопроса в связи с тем, что у предпринимателей и организаций формируются перед государством обязательства в отношении уплаты кроме налоговых платежей прочих не имеющих отношение к налоговым, например, экологический или утилизационный сбор.

Исходя из нового проекта платежи не налогового значения должны были включаться в отдельный реестр пока еще только развивающегося проекта. Но при подобном развороте дел с начала июля 2019 года можно будет не учитывать платежи, которые не вошли в перечень, а значит и расчет по ним не предусмотрен.

Также после первого чтения законопроекта появится полный список платежей, уплата которых будет обязательна.

Власти России сделали новый шаг в работе по упорядочиванию неналоговых платежей бизнеса – больше подробностей в этом видео:

Соотношение понятий налоговый и неналоговый платеж

Налог Неналоговый платеж
Безвозмездность Уплата за услугу государства
Установлены законодательством о налогах и сборах Нормативно-правовые акты НК РФ, а также документами прочих отраслей
Высокая фискальная значимость Отсутствие такой важной значимости
Принудительный характер взыскания По большей части на добровольной основе
Налоговые сборы имеют систематический и периодический характер Выплаты происходят одноразово
Абстрактный характер платежей с целью покрытия нужды общества Уплата с целью реализации интересов определенного государственного органа

Цели и порядок систематизации

На сегодня государственные органы практически достигли окончательного этапа по систематизации неналоговых платежей:

  • часть имеющую обязательный характер присоединили к Налоговому Кодексу;
  • основная часть полностью урегулирована законодательством;
  • условия взимания неналоговых платежей должны быть полностью предсказуемы.

Что этапу систематизации предшествовало

Законопроект относительно реализации всех поставленных вопросов был разработан еще в 2017 году, однако из-за ряда недочетов его возвратили на доработку.

Недочеты заключались в следующем:

  • отсутствие четкого определения самого понятия;
  • большой перечень разнообразных платежей, которые невозможно реализовать на практике.

Поэтому было принято решение относительно урегулирования вопроса по систематизации платежей согласно их актуальности и отнесению к НК РФ 6 платежей.

Важно: поэтому в начале весны 2018 года платеж были разделены на 3 группы, две из них вошли в состав НК РФ.

Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период.


Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Последние новости

В сентябре 2018 года была организована экспертная группа во главе с Силуановым – министром финансов по вопросам неналоговых платежей. Кроме этого к работе был привлечен Шохин, а также представители различных организаций.

По мнению Шохина, необходимо проработать количество платежей и сократить их возникновение в упрощенной системе. Как он утверждает количество платежей можно отнести к НК РФ, а в отношении прочих ограничить организации и учреждения в отношении их образования.

Группы и виды платежей

Согласно разработанному законопроекту неналоговые платеж разделены на 3 основные группы:

Согласно Бюджетному Кодексу РФ неналоговые доходы, предполагающие уплату соответствующих платежей, имеются следующих видов:

  • в результате применения имущества государственного и муниципального. вы узнаете, как правильно заполнить декларацию по налогу на имущество;
  • прибыль от продажи государственного и муниципального имущества;
  • поступления от оказания платных услуг государственными органами;
  • средства от самообложения граждан;
  • деньги используемые в результате самозащиты, уголовной ответственности.

Обстоятельства относительно реестра сегодня

Итак, чиновники планировали создать реестр, согласно которому можно было бы определить обязателен ли платеж к уплате или нет. Но теперь дела изменились, так как многие уплаты были отнесены к Налоговому Кодексу, а это значит, что их присутствие в перечне Кодекса делает их обязательным к уплате и без специального реестра.

Платежи, не вошедшие в НК РФ

Перечень подобных взносов, оставшихся не внесенными в НК РФ проработала рабочая группа с целью определения тех из них, которые не требуют дополнительного регулирования.

Например, среди них имеются плата за медосмотр, это своего рода рыночные отношения между предприятиями, которые необходимо решать в рамках договора между организациями, а при возникновении проблем привлекать антимонопольный комитет. Такое же решение и в отношении портового сбора, который отрегулирован уже другими нормативными документами.

Мнение чиновников

Минфин считает, что послабления в отношении уплаты и контроля неналоговых платежей не приемлемы. Необходимо жесткое регулирование данного вопроса и при этом в рамках Кодекса, так как в противном случае контроля лишатся многие значимые платежи, наполняющие казну вневедомственных организаций и Федерации, в том числе.

Например, по мнению чиновников туристический сбор должен быть четко отрегулирован и уплачиваться в рамках НК РФ.

Какие платежи требуют регулирования вне поля контроля НК РФ

В основном данный вопрос актуален в отношении платежей, связанных с госэкспертизой, которая является обязательной для всех участников рынка. Процесс выполнения экспертизы предоставляется любому учреждению, получившему госзаказ на обслуживание граждан.


Какие платежи нужно урегулировать законодательно?

В этом случае необходимо четкое регулирование вопроса – как осуществляются платежи, каким образом их проводить и прочее. При этом важно использовать отличительные меры контроля подобных платежей, так как они не относятся к среде налогов и сборов. вы узнаете, как и когда возможно взыскание недоимки по налогам и сборам.

На данный момент они регулируются различными законами и постановлениями, которые определяют варианты исчисления платежей и их применения. Так как они не могут исчисляться в одном размере для всех случаев, потому что зависят от ряда специфических моментов.

Поэтому рабочая группа, контролирующая весь процесс должна проработать большое количество моментов, которые установят рамочное регулирования взимания и учета платежей, чтобы в результате все поняли:

  • откуда взялась сумма;
  • почему ее размер таков;
  • как он может измениться.

Кроме этого очень важно откорректировать платеж таким образом, чтобы не ощущалась существенная разница в его окончательном размере в различных регионах.

Заключение

Неналоговые платежи ежегодно появляются новые, их применение во многом имеет большое значение, поэтому основная задача рабочей группы урегулировать их возникновение и применение в рамках НК РФ, таким образом, чтобы основные моменты не были упущены.

В Налоговый кодекс собираются добавить отдельной главой неналоговые платежи – больше информации тут:

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. предыдущий параграф учебного пособия) и «сбор».

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

    налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

    налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы - как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

    фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

    в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

    налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

    налоги - абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования , согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

    Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

    Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей - это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

    Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

    Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств

Неналоговые платежи являются объектом пристального внимания со стороны государства. В ближайшем будущем в этой системе планируется навести полный порядок – унифицировать неналоговые выплаты, закрепить единые принципы их формирования и взимания. Часть платежей отменят. Появление новых платежей и повышение ставок уже действующих станет более экономически обоснованным. В данной статье поговорим о том, что представляют собой неналоговые платежи и как они изменились на законодательном уровне.

Вы узнаете:

  • Чем различаются налоговые и неналоговые платежи.
  • Что включается в неналоговые платежи.
  • Какое влияние оказывают неналоговые платежи на бизнес.
  • Что представляют собой неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания.
  • Как разрабатывается реестр неналоговых платежей.
  • На какие неналоговые платежи распространяется мораторий.
  • Будет ли создан кодекс неналоговых платежей.

Чем различаются налоговые и неналоговые платежи

В России существуют и налоги, и неналоговые платежи. При этом, опираясь на Налоговый кодекс РФ, проблематично четко разграничить эти два вида платежей. Сейчас юридическим критерием отличия налогового от неналогового платежа является признак нормативно-отраслевого регулирования, в соответствии с которым налоговые обязательства регламентируют нормы Налогового кодекса РФ, а неналоговые – нормы других правовых отраслей. Остановимся более подробно на различии между налоговым и неналоговым платежом.

Уплата налога – это обязанность, которая появляется всегда, если есть объект налогообложения. Устанавливает и вводит налог закон, а значит, уплачивать его нужно в принудительном порядке на безвозмездной основе. Данный вид платежа абстрактен, и целевое назначение у него отсутствует.

Пошлину или сбор уплачивают, чтобы достичь определенных интересов и целей. Те, кто вносят пошлину или сбор, – это лица, которые обращаются в специальные учреждения для получения нужных им услуг. С теоретической точки зрения пошлины и сборы взимаются с целью покрытия расходов органа, который несет их при выполнении своей деятельности. В данном случае нет ни убытков, ни чистой прибыли.

Неналоговые платежи бывают четырех видов. К неналоговым платежам относятся:

  1. Оплата предоставления разного рода услуг. Граждане вносят в пользу государства определенную сумму с целью получить право пользования или деятельности, а также обеспечить выполнение госорганами каких-либо действий. В качестве примера можно привести гербовые сборы или сборы за клеймение измерительных приборов.
  2. Платежи за пользование объектами федеральной собственности и собственности российских субъектов. Иными словами, это компенсация за пользование ресурсами (уплата за воду, лесной доход, рыболовецкий сбор).
  3. Платежи-штрафы. Граждане уплачивают в пользу государства определенные суммы при нарушении законодательных норм. Примеры: штрафы административного характера, выручка от продажи конфискованного имущества.
  4. Поступления от реализации ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности российских субъектов. Это государственные займы, государственные краткосрочные обязательства и доходы от приватизации.

То есть налоги являются принудительными сборами, которые граждане РФ уплачивают государству. Налоги не плата за определенные услуги госорганов. В этом и заключается отличие налоговых платежей как от пошлины, так и от государственных частных и правовых доходов.

Для чего предусмотрены неналоговые платежи

Налоговая система РФ, безусловно, нуждается в усовершенствовании, так как в последние несколько лет наблюдается довольно сложная геополитическая обстановка. Из страны в больших масштабах уходит капитал, цены на энергоносители снижаются, вводятся двусторонние санкции, а рубль стремительно ослабевает. Если сравнить Россию с другими государствами, налоговая нагрузка у нас существенно выше. Согласно информации МВФ, она превышает показатели стран БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, где налоговая нагрузка больше, чем в РФ). Все это говорит о неблагоприятной налоговой обстановке в России.

Проблемы в финансовой и экономической отрасли явно указывают на то, что следует формировать эффективную налоговую политику. Этими вопросами в данный момент озабочены и органы законодательной и исполнительной власти, и научное и экспертное сообщества. Нужно выработать четкие эффективные механизмы налоговой политики, за счет которых экономическая система России могла бы стабилизироваться. При этом должны решаться социальные и экономические проблемы в стране и, конечно, создаваться благоприятные налоговые условия для ведения бизнеса. Необходимо сформировать согласованную налоговую систему, в рамках которой в бюджет могли бы стабильно и в достаточном количестве поступать средства, а предприниматели и население были настроены на созидательную деятельность.

Сегодня в соответствии с налоговой политикой РФ вводится немало эффективных мер для улучшения ситуации. Но очевидно, что выстроить эффективную, стабильную, справедливую систему налогообложения тем не менее очень сложно.

Налоговая система в России должна способствовать не только качественному росту уровня налогового администрирования. Она должна стимулировать активизацию бизнес-процессов и легализацию теневого экономического сектора. Именно поэтому мысль о том, что бюджетные доходы можно повысить не многолетними манипуляциями с изменением налоговых ставок, механизмом взимания, налогового администрирования, а увеличением деловой активности и ростом промышленного производства, совершенно справедлива. При этом у инструмента финансирования под будущие налоговые поступления неплохие перспективы для повышения бизнес-активности, и им успешно пользуются во всем мире.

Можно сказать, что государство занято решением двух важных задач – сбором и грамотным распределением полученных благ в соответствии с целями, которые достигаются при реализации фискальной функции налогов. Если грамотно реализовывать фискальную функцию, государство станет финансово стабильным. Кроме того, укрепится действующая общественно-политическая структура.

Следует подчеркнуть, что социально-экономические задачи не всегда решаются при помощи доходной части бюджета. Нередко затраты несут третьи лица, а государство при этом также гарантирует свои обязательства. В качестве примера можно привести оплату больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем, предусмотренную на законодательном уровне. Оплата для работодателя обязательна, и государство никак не компенсирует ему затраченные средства. При этом данный платеж не является налоговым, и подобных выплат в российском законодательстве очень много. Таким образом, в современном Налоговом кодексе РФ нет платежей, которые появляются в рамках отношений, которые регулирует не налоговое законодательство, а иные нормативные документы, служащие основанием для их взимания. При этом такие действия являются обязательными к исполнению. За невыполнение предусмотрены различные санкции, перечисленные, к примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях или в Уголовном кодексе РФ. На основании этих правовых актов контролирующие ведомства могут применять по отношению к нарушителям различные санкции, приостанавливать или закрывать бизнес. Такие платежи – несколько иная форма исполнения налогоплательщиком обязательств перед государством, которое благодаря этому достигает своих целей и решает необходимые задачи.

Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных, местных бюджетов и целевых фондов дополнительно способствует устойчивости финансовой системы государства за счет источников, на которые не так сильно влияют экономические колебания.

С учетом вышесказанного можно отметить, что неналоговые платежи являются возмездными и безвозмездными выплатами, которые появляются в рамках отношений, которые не регулирует Налоговый кодекс РФ. Неналоговые платежи делают как организации, так и индивидуальные предприниматели в пользу третьих лиц, включая органы государственной власти. Сумму платежей устанавливают различные государственные нормативные акты разных уровней власти. При нарушении обязательств по платежам уполномоченные ведомства могут наложить ограничения на ведение бизнеса или полностью закрыть его.

Как оформлять платежки, чтобы не придрались налоговики: новые правила

Для работников банков ЦБ выпустил методические рекомендации по проверке платежек, а налоговики используют новые проверочные программы. Поэтому даже распространенные платежи оказываются под подозрением. В результате деньги могут не дойти до адресата, компания попадет в черный список, а счета заблокируют. Чтобы такого не произошло, редакция журнала «Коммерческий директор» выяснила у инспекторов и банкиров, что им не нравится в платежках и как оформлять документы, чтобы избежать рисков.

Сохраните себе инструкцию и используйте ее при подготовке платежных документов.

Мнение эксперта

Количество неналоговых платежей только увеличивается

Павел Гагарин ,

председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва

Неналоговых платежей становится все больше. В данный момент их число приближается к 70. В 2017 г. сумма сбора за проезд тяжелых грузовых машин по трассам федерального значения составит для перевозчиков 20 млрд рублей. В общей сложности нагрузка по неналоговым платежам будет равна 700 млрд рублей.

Что входит в неналоговые платежи

Обязательные неналоговые платежи – это:

  1. экологические платежи;
  2. оплата работодателем первых трех дней болезни работника;
  3. обязательные выплаты на обеспечение противопожарной безопасности;
  4. парафискалитеты;
  5. страховые взносы;
  6. платная парковка;
  7. платежи за спецоценку трудовых условий;
  8. оплата мероприятий по охране трудовой деятельности;
  9. платежи за обязательные медосмотры и диспансеризацию работников;
  10. обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами госвласти и государственных внебюджетных фондов;
  11. покупка контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход);
  12. платежи в санэпидстанцию;
  13. платежи правообладателям за использование произведений;
  14. патентные платежи;
  15. платежи за сертификацию;
  16. платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности;
  17. затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (Закон «О защите прав потребителей», воинский учет, экологический, кадровый учет, Закон «О персональных данных», Закон «О противодействии терроризму» и др.);
  18. утилизационный сбор, обязательность обучения и повышения квалификации работников, в т. ч., например, охране труда и др.

Приведенный выше список, сформированный на основе нормативных документов, – не полный. Все обозначенные платежи достаточно сильно влияют на фискальную нагрузку бизнеса, в особенности среднего и малого.

Какое влияние оказывают неналоговые платежи на бизнес

Фактически почти у каждого государственного ведомства есть определенные коммерческие структуры, которые отвечают их конкретным требованиям и являются аккредитованными при них. Эти структуры оказывают разного рода услуги или готовят проверки, проводимые данными ведомствами (речь здесь может идти, к примеру, об установке и обслуживании пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС). Все это очень сказывается на финансовом состоянии организаций, в особенности тех, что работают в малом предпринимательском сегменте, и формирует условия, в которых бизнес практически не может работать в соответствии с нормативными актами. Из-за этого возникает коррупция, а бизнес уходит в тень.

В ходе проектирования и реализации регуляторных отношений государство уделяет недостаточно внимания специфике малого и среднего бизнеса, а потому предприниматели начинают меньше доверять госструктурам. Это провоцирует их на уход в теневой экономический сектор, а все положительные результаты от реализации мер господдержки сводятся на нет. Например, новая компания к моменту регистрации должна располагать полным комплектом необходимых документов. Однако в реальности это очень редкое явление. Результаты анализа, проведенного методом экспертных оценок, показали, что недавно открывшаяся малая фирма должна затратить единовременно порядка 200–450 тыс. руб. на неналоговые платежи, чтобы обеспечить себе необходимый комплект документов для дальнейшей работы. Данная документация касается спецоценки условий труда, утилизации отходов, правил пожарной безопасности.

Для компаний также обязательно заключение множества договоров с коммерческими предприятиями, к примеру на обслуживание пожарной сигнализации, что сопровождается ежемесячными выплатами. Если создается производственное предприятие, затраты увеличиваются приблизительно в 1,3 раза. Размер ежемесячных неналоговых платежей, которые компания должна вносить на регулярной основе, может составлять 3–25 % от ее оборота (были рассмотрены организации с выручкой до 150 млн руб. в год). Для малой компании с учетом официальных налоговых выплат и налоговой нагрузки эта величина существенна.

Отметим, были увеличены страховые платежи, отменены льготы на имущество предприятий для лиц, осуществляющих выплаты по специальным налоговым режимам, введен торговый сбор, предъявлены новые требования по проведению спецоценки условий труда, произвольно изменены схемы размещения объектов нестационарной торговли в отдельных российских регионах, что повлекло за собой уменьшение количества таких объектов, и приняты иные меры. Все это не могло поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса. Положение существенно улучшило введение частичного моратория на мероприятия по контролю в недавно образованных компаниях. Отныне в первые три года новые предприятия могут готовить комплект необходимых документов и только по истечении срока контролирующие органы обязаны начать их проверять. Именно массовые проверки являлись одной из наиболее распространенных причин закрытия большей части организаций в первые три года после начала работы (особенно компаний малого бизнеса). В данный момент открывшиеся фирмы могут спокойно работать в течение первых трех лет без необходимой документации по части, к примеру, охраны труда, кадрового учета и т. д., и не бояться проверок. Только по истечении трех лет все органы контроля (количество которых превышает 100) начнут проводить массовые проверки.

В последнее время предпринимателей очень волнует вопрос о непомерной нагрузке на бизнес от неналоговых платежей, которые формально не регулирует закон о налогах и сборах или взносах по страхованию. Традиционно «Основные направления налоговой политики» были посвящены приоритетам государства в отношении налоговых платежей. Поскольку неналоговые платежи в данный момент не менее важны, в «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.» включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу, – «Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес». В разделе сказано о главных мерах по ограничению неналоговых платежей в течение 4 лет.

Виды неналоговых платежей

Неналоговые платежи для предпринимательских структур классифицируются следующим образом:

  1. В зависимости от уровня нормативного регулирования:
  • Федеральные нормативные акты.
  • Региональные нормативные акты.
  • Акты органов местного самоуправления.
  • Иная нормативная документация.
  1. По объекту связи с видами и спецификой деятельности субъекта:
  • Универсальные (для всех субъектов рыночной экономики).
  • Специальные (в зависимости от вида деятельности).
  1. По содержанию:
  • За использование имущества, принадлежащего государству.
  • За пользование природными ресурсами.
  • За оказание услуг госорганами власти.
  • За оказание услуг коммерческими и некоммерческими предприятиями.
  • Суммы принудительного изъятия (санкции).
  • Иные платежи.
  1. По характеру поступления в бюджет:
  • Возмездные.
  • Безвозмездные.
  1. По месту зачисления:
  • Бюджет (федеральный, региональный, местный).
  • Целевые фонды.
  • Коммерческие и некоммерческие предприятия.
  1. По моменту отражения в учете:
  • Неналоговые платежи, которые учитываются с момента, когда в законную силу вступает административный или судебный акт (например, административные штрафы).
  • Неналоговые платежи, которые учитываются с момента предоставления услуги (к примеру, лицензионные сборы на право владения, ношения, использования оружия, доходы от платных услуг, которые оказывают подразделения вневедомственной охраны).
  1. По виду последствий:
  • Наказуемые (административно, уголовнно).
  • Ненаказуемые.
  1. По типу бизнеса:
  • Микробизнес.
  • Малый бизнес.
  • Средний бизнес.
  • Крупный бизнес.
  1. По величине неналоговой нагрузки на бизнес:
  • Допустимые.
  • Критические.
  • Катастрофические.
  1. По соотношению объема оформления первичной документации и размера одного платежа:
  • Большой объем первичной документации с незначительными (от 100 руб.) суммами (например, административные штрафы, госпошлины).
  • Средний объем первичной документации с незначительными (100 руб. за 1 справку) суммами (например, плата за информацию из реестра дисквалифицированных лиц).
  • Небольшой объем первичной документации с существенной платой (например, договоры от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны).
  1. По основным направлениям реформирования:
  • Неналоговые платежи, по которым требуются системные решения о самих принципах их взимания.
  • Платежи, по которым нужен временной мораторий.
  • Платежи, которые с рациональной точки зрения лучше отменить.
  • Платежи, которые лучше оставить неизменными.
  • Минимизация налогообложения: схемы, риски и пути решения

Что представляют собой неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания

В Законе РФ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ст. 57–61) описано, что такое универсальные услуги связи и по какому принципу они организуются. Универсальные услуги связи – это:

  1. услуги телефонной связи с применением таксофонов;
  2. услуги по передаче информации и обеспечению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Универсальные услуги связи предоставляют операторы универсального обслуживания, которых отбирают по результатам конкурса. Порядок проведения этого конкурса установлен Правительством РФ (от 22.04.2005 г. № 248).

Ст. 59 Закона «О связи» гласит, что формирование резерва универсального обслуживания ведется для того, чтобы обеспечить операторам возмещение убытков, которые причиняются предоставлением универсальных услуг связи.

На основании п. 1 ст. 60 Закона «О связи» резерв универсального обслуживания формируется из обязательных отчислений (налоговых платежей), которые делают операторы сети связи общего пользования и иных источников, не запрещенных законом.

В числе обязанностей операторов связи общего пользования (в данную категорию включены все операторы телерадиовещания) – перечисление 1,2 % от доходов, полученных за предоставление услуг связи, в резерв универсального обслуживания (более подробно с этой информацией вы можете ознакомиться в ст. 60).

Кабельные операторы должны были перечислять 1,2 % от дохода в резерв универсального обслуживания и до того, как было введено рассматриваемое условие лицензии. Но с 01.04.2008 в обязанности кабельных операторов также вошло предоставление в установленном порядке информации о том, как ведется расчет базы обязательных отчислений неналоговых платежей в Федеральное агентство связи.

Если от оператора связи не поступает соответствующих данных о расчете обязательных отчислений в резерв или же эти сведения предоставляются с нарушением действующего порядка, такого оператора вполне можно привлечь к административной ответственности. Основанием станет нарушение лицензионных условий лицензии на предоставление соответствующих услуг связи для целей телерадиовещания.

Каждая лицензия на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания включает в себя условие, в соответствии с которым оператор связи должен подавать данные о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых выплат) в резерв универсального обслуживания в порядке, которые установил федеральный орган исполнительной власти в области связи. Форма расчета базы обязательных отчислений неналоговых платежей также утверждается органом исполнительной власти. Это лицензионное условие не входило в соответствующие лицензии до 01.04.2008, поскольку было включено в список лицензионных условий, утв. ПП РФ от 18.02.2005 № 87, ПП РФ от 24.01.2008 N 23.

Из Приказа министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.09.2008 № 41 можно ознакомиться с порядком предоставления информации (механизмом реализации). В лицензионные условия лицензии на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания с датой выдачи (регистрации) примерно до конца 2008 г. пункт 10 не входил.

В соответствии с п. 5 ст. 60 ФЗ «О связи» от 07.07.2003 оператор связи обязан передавать информацию о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. В связи с этим, если в условиях лицензии кабельного, эфирного проводного оператора нет данного пункта, в обязанности оператора связи все равно входит предоставление данных о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых выплат) в резерв универсального обслуживания. Если оператор не сообщает, как рассчитываются отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, он нарушает п. 5 ст. 60 Закона «О связи». Административную ответственность в данном случае он не несет. Оператору могут лишь выдать предписание об устранении нарушения.

Если данное условие включено в условия лицензии, непредоставление информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв расценивается как нарушение лицензионных условий. Выявление этого нарушения влечет за собой составление протокола об административном нарушении по ст. 14.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдачу предписания с требованием устранить нарушение и предупреждения о приостановке действия лицензии.

В Приказе министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 41 от 16.09.2008 утвержден порядок передачи информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания. Приказ Минкомсвязи разъясняет, как заполнять формы, в соответствии с которыми предоставляют эти данные.

Как систематизировать неналоговые платежи

На сайте Правительства РФ 14.08.2017 появились сведения о мероприятиях, цель которых – систематизировать неналоговые платежи. План мероприятий, разрабатываемый Минфином и Минэкономразвития, утверждает и дополняет план формирования и упорядочивания общего списка неналоговых выплат, который был утвержден в октябре 2016 года.

В плане предусмотрены определенные значимые мероприятия:

  1. запрет на ввод новых платежей до принятия ФЗ, в котором будет указан порядок начисления, суммы и период действия выплат;
  2. инвентаризация существующих сейчас платежей;
  3. установка в Бюджетном кодексе положений о реестре платежей государственного и муниципального назначения;
  4. формирование ФЗ, где будут прописаны общие требования к порядку начисления, суммам и срокам вступления неналоговых платежей в силу;
  5. установка порядка и правил ведения реестра платежей муниципального и государственного характера.

По прогнозам благодаря данным мероприятиям нагрузка на бизнес существенно снизится. Этому также поспособствует то, что администрирование неналоговых платежей станет более эффективным.

  • Зачем проводится налоговый аудит и как извлечь из него максимальную пользу

Как разрабатывается реестр неналоговых платежей

С целью защиты предпринимательства от повышения налоговой нагрузки на государственном уровне было выдвинуто предложение по созданию единого реестра неналоговых платежей. До тех пор пока перечень неналоговых платежей в РФ не разработан, неналоговые платежи могут быть различными – все зависит от региона России. Взимать платежи должны власти субъектов. Чтобы контролировать налоговую нагрузку, требуется систематизация платежей.

Какая информация есть на данный момент о формируемом реестре неналоговых платежей? Как сообщают чиновники, в реестре будут 4 группы. Классифицирует платежи по категориям Минэкономразвития.

  1. Неналоговые платежи, которые поступают в бюджет и имеют безвозмездную основу (речь идет об экологических и утилизационных сборах, патентных пошлинах, плате за негативное влияние на экологию).
  2. Платежи с характером услуги, поступающие в бюджет или федеральное бюджетное учреждение (речь идет об оплате рассмотрения обязательных проектных документов, которые нужны, чтобы получить разрешение на сбросы отходов; плате за предоставление сведений о водном объекте, обязательное энергетическое исследование; затратах на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  3. Неналоговые платежи, связанные с расходами предприятий для соответствия установленным требованиям (бесплатное предоставление персоналу спецодежды, расходы на исполнение требований к критически важным объектам и объектам, представляющим потенциальную опасность, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  4. Неналоговые платежи, которые рационально исключить из перечня (речь в данном случае идет о плате за получение лицензии в отрасли электросвязи в ходе торгов, платежах за парковку на автодорогах общего пользования, сборе за проход иностранных судов по водным путям в России).

Планируется, что первые две категории платежей войдут в соответствующий реестр, которым займется Минфин.

На какие неналоговые платежи распространяется мораторий

Правительством РФ 01.06.2015 был одобрен мораторий на часть неналоговых платежей. Мораторий продлится до 01.01.2019. Как отметил экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, благодаря принятым мерам предприниматели сэкономят до 1,5 трлн руб.

Государство наложило мораторий на 4 предусмотренных законодательством платежа, которые, однако, до сегодняшнего дня не взимались:

  • экологический сбор;
  • платеж за ущерб, нанесенный централизованным системам водоотведения;
  • платеж за сбор загрязняющих веществ;
  • затраты на формирование материальных финансовых запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В конце января 2017 г. Дмитрий Медведев подписал поручение о моратории на новые неналоговые платежи. Министерствам и ведомствам запрещено принимать и вносить проекты актов, предусматривающие новые неналоговые платежи, до того момента, как будет принят ФЗ о порядке их ввода, взыскания и уплаты.

Запрет затрагивает лишь обязательные платежи, установленные не Налоговым кодексом РФ, а другим законодательством. Речь, в частности, идет о взносах в пенсионный и иные государственные внебюджетные фонды, сборах за регистрацию компаний, корабельном сборе, патентных пошлинах, сборе за регистрацию СМИ, экономических платежах и т. д.

Экспертные источники сообщают, что число таких платежей в России составляет от 30 до 50 и более. Согласно подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, объем неналоговых платежей близится к 1 % ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. ежегодно. Естественно, учитывая такие показатели, эксперты говорят о проблеме повышения нагрузки на бизнес.

Будет ли создан кодекс неналоговых платежей

Минфин и Минэкономразвития совместно разработали закон о неналоговых платежах и внесли его в правительство. Законопроект является рамочным, и на его основе будет создан «кодекс неналоговых платежей».

Закон касается всех обязательных неналоговых платежей индивидуально-безвозмездного характера или платежей, которые взыскиваются за выдачу документации, подтверждающую определенные права и связанную с предпринимательством. Перечень в начальной редакции включал в себя свыше 30 неналоговых федеральных платежей.

В соответствии с законопроектом после 01.09.2019 разрешено отказываться от выплат, не прописанных в специальном реестре или интернете в соответствующем порядке. Помимо этого, у бизнеса появится время на подготовку к любому из новых платежей или изменению действующего. Принятые об этом акты начнут действовать не раньше 1 января будущего года или же по истечении 6 месяцев после публикации. Аналогичное правило введут и по новым формам отчетности, связанным с платежами. Определение ставок выплат станет более упорядоченным. Проект также даст предприятиям определенные процедурные гарантии относительно того, что расчеты неналоговых платежей будут проведены точно. Бизнесмены смогут получить справки о платежах в кратчайшие сроки, выполнить перерасчет и сверить полученный результат.

Информация об экспертах

Павел Гагарин , председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва. АГК «Градиент Альфа». Сфера деятельности: аудит, финансовое, налоговое и юридическое консультирование, защита и управление активами, инвестиционное сопровождение, бухгалтерский аутсорсинг и пр. Численность персонала: 152. Ежегодная сумма инвестиций в проекты: 15 млрд руб.

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета - есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Сбор - в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, т.е. главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности, так как, уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав либо получение лицензии) и, следовательно, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов и должностных лиц).

Обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о сборах в зависимости от «уровня» сбора.

Раскрывается понятие функции сбора как финансово-правового института.

Обосновывается тезис о том, что размер пошлины (ставка сбора), установленный государством, может варьироваться в зависимости от регулирующих целей.

Впервые в финансовой науке России делается вывод о том, что важная роль и значение института сбора в системе фискальных платежей (назначение сбора) определяется не столько его фискальными, сколько его регулятивными проявлениями. Таким образом, сбор должен служить барьером кс к получению права, а к недопущению злоупотреблений гражданами своими правами.

Указывается, что нарушение принципа эквивалентности сбора в сторону превышения ставки сбора над затратами государства может быть оправдано лишь в исключительных случаях регулирующими целями. В ином случае фискальная функция сбора приобретает характер фискальной функции налога.

Исследуется вопрос о соотношении регулятивной и фискальной функции в финансово-правовом институте сбора и делается вывод о том, что в процессе эволюции финансово-правового института сбора, его фискальная функция постепенно утрачивает свое доминирующее значение, тогда как роль регулирующей функции сбора возрастает.

В ходе исследования места сбора в системе фискальных платежей автором обосновывается отсутствие объективных оснований для разграничения Конституционным Судом РФ понятий «сбор» и «фискальный сбор», а также отсутствие правовых оснований для установления фискальных сборов за рамками Налогового кодекса.

В отличие от налогов, которые взимаются в целях удовлетворения коллективных потребностей людей, пошлины взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги». Смысл «специальной услуги» состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов. Одновременно, оказание уполномоченными органами и должностными лицами плательщику «специальной услуги» содействует защите интересов неограниченного круга лиц, т.е. «специальная услуга» оказывается в итоге в интересах всего общества. Именно в публичных целях государство зачастую силой закона обязывает плательщика обратиться в государственное учреждение за «специальной услугой».

Субъекты, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, характеризуются как уполномоченные органы и должностные лица, исполняющие возложенные на них нормативными правовыми актами публично-правовые обязанности и реализующие властные полномочия в отношении плательщиков пошлины.

Признак обязательности государственной пошлины характеризуют мотивы, побуждающие плательщика пошлины обращаться к уполномоченным органам и должностным лицам за совершением юридически значимых действий. Преимущественно необходимость такого обращения предписывается законом, в некоторых случаях - зависит исключительно от воли плательщика. Обязательность уплаты государственной пошлины неразрывно связана с ее принудительным характером, т.е. с возможностью использования государством специальных средств воздействия на нарушителей норм о порядке уплаты государственной пошлины. В качестве таковых средств рассматривается механизм принуждения к уплате государственной пошлины и возможность применения мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, за неуплату или неполную уплату государственной пошлины.

Уплата государственной пошлины является лишь одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий; другим обязательным условием является обращение заинтересованного лица, сделанное в надлежащей процессуальной форме.

В качестве цели взимания государственной пошлины выделяется цель - повышение сознательности плательщиков пошлины. Выделяют две функции государственной пошлины: дисциплинирующую - в качестве основной функции, и фискальную - в качестве второстепенной функции. Дисциплинирующая функция совпадает по содержанию с целью взимания государственной пошлины и выполняется в процессе достижения этой цели. Фискальная функция состоит в финансовом обеспечении деятельности государства и (или) муниципальных образований

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • · порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • · не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • · большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • · нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • · в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

  • - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
  • - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:

  • · средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • · средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • · средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • · плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • · доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • · часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • · другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости, а также от организационно-правовой формы собственности. Множественность форм налогов позволяет в большей мере охватить все многообразие форм доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их деятельности, реализовать функции в процессах регулирования и управления и в то же время заметно снизить психологическое воздействие налогового пресса за счет определенного перераспределения совокупного налога, направляемого в бюджет налогоплательщиками, по нескольким частным налогам, направляемым в бюджеты различных уровней государственной власти и социальные фонды.

Федеральная налоговая служба не поддерживает идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Систематизировать их по примеру налогов невозможно, говорят в ведомстве

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК), заявила замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса: на повышение налогов президент Владимир Путин ввел мораторий на четыре года в 2014 году, для неналоговых платежей такого запрета нет.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», — сказала Завилова. По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Его поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

При этом Минфин и Минэкономразвития не поддерживают включение неналоговых платежей в НК, ранее РБК. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — объяснял источник в финансово-экономическом блоке.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Что даст отдельный реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. Как отметил на совещании в Совфеде аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, если документ внести в Госдуму, дискуссия станет продуктивнее.​