Уехал в париж, чтобы выжить.


КОГДА абсолютно благополучный певец, как тогда говорили, «король советской песни», «мистер «Голубой огонек», без которого не обходился ни один кремлевский концерт, вдруг в одночасье исчезает с экранов телевизоров, это в 80-е могло означать только три варианта: «позорная» эмиграция, тюремный срок или… чего еще похуже. Все чудесным образом выяснилось в позапрошлом году, когда Эдуард Анатольевич Хиль отметил свой 70-летний юбилей и по этому поводу и в городе на Неве, где он живет и здравствует, и на Центральном телевидении прошли пышные торжества. А сегодня и вообще трудно себе представить афиши города без надписи «Эдуард Хиль», а еще чаще - «Хиль и сыновья».


…Трубку взяла его супруга. «Извините, но Эдуард Анатольевич сейчас… распевается. Ведь у него же концерты. Лучше приезжайте. Он журналистам не отказывает!»

ХИЛЬ - НЕ ХИЛЫЙ, А МОЛОДОЙ, ВЫСОКИЙ И КРАСИВЫЙ!

- ЭДУАРД Анатольевич, знаете, есть такая шутка: Ринго - стар, Дитер - болен, Эдуард - хил. Это к тому, что, мол, обессилела земля песенными талантами. Лет тридцать назад вас называли королем советской эстрады. А сейчас не видно, не слышно…

А Магомаева вы часто видите? А Синявскую? А Нестеренко вы слышите? Он поет в Австрии. А Володя Атлантов? Я его в Америке встретил, потрясающе поет! Сережу Захарова не показывают, Сережу Рогожина, Люду Сенчину… Ни они, ни я не можем состязаться с нефтяными магнатами, оплачивающими телеэфир своих девушек.

- Не будем о грустном. Недавно артист Святослав Ещенко рассказал забавный случай. Вы с ним выступали в совместном концерте, стояли за кулисами, и одна пожилая женщина из числа организаторов подлетела к вам с криками: «А вы кто такой?! У нас тут посторонним нельзя!!!» - «Я - Эдуард Хиль!» - «Врете! Хиль - молодой, высокий и красивый!» Байка?

- (Смеется.) Была такая история. Когда она услышала меня на сцене, узнала голос, потом очень переживала, извинялась… А вот раньше распрекрасное было время, когда все было наоборот - меня постоянно путали. Бывало, летим в самолете, мне чуть ли не каждый второй говорит: «Вы так похожи на певца… Хиля, ну как две капли воды!» Я смеюсь: «К сожалению, только похож!» А когда в итоге признавался, что я это я, - не верили. Ха-ха-ха! Приходилось петь…

- Кстати, многими замечено: у вас с годами абсолютно не изменился голос. Говорили, что вы учились у какого-то знаменитого профессора и в 100 лет сможете петь так, как в 20…

У профессора консерватории Ольховского. Это был действительно мастер высочайшего класса, певший в свое время с Шаляпиным и Собиновым. И когда он долго распевал нас, я его спрашивал: «Евгений Григорьевич, почему вы обращаете такое внимание на вокал, на постановку голоса, на дыхание, на резонаторы?» Он говорил: «Дорогой мой, вот когда тебе будет 45 лет, 60, - ты меня вспомнишь». Кстати, через много лет, когда в консерватории отмечали его столетие, я вел праздничный концерт, и приехали его ученики, некоторым из которых было за 80. Как они пели! Как чисто звучал их голос! Вот что значит школа.

- Первые же выступления на эстраде поставили вас в один ряд с самыми популярными эстрадными звездами того времени. Вам часом не с детства прочили певческое будущее?

Вовсе нет. В школе я неплохо рисовал, поэтому собирался поступать в Мухинское училище. Но учиться там нужно было целых семь (!) лет. И я сдал экзамены в… Ленинградский полиграфический техникум, а параллельно, в свободное время, ходил в музыкальную школу при Дворце культуры. И там у меня вдруг прорезался голос! Затем поступил на подготовительное отделение в консерваторию, поскольку захотел стать оперным и камерным исполнителем. На одной из репетиций на меня обратил внимание профессор консерватории Иван Иванович Плешаков, который сказал: «Молодой человек, вам непременно надо поступать в консерваторию». Через некоторое время я уже спел Фигаро в операх Россини и Моцарта. И тут…

- Его Величество Случай?

Он самый.

«НА ЭСТРАДУ МЕНЯ ПРИВЕЛО… ПЛАТЬЕ ШУЛЬЖЕНКО»

- ИТАК, как было дело, что вы «так низко пали» - ушли на «презренную эстраду»?

А я действительно эстраду на дух не переносил. Может, и не было бы эстрадного певца Эдуарда Хиля, если бы я случайно не попал на концерт Клавдии Ивановны Шульженко. Я смотрел на нее из суфлерской будки (помог один из приятелей), даже несколько раз дотронулся до ее платья. Но главное, я был просто ошарашен тем, как не очень молодая женщина с не очень сильным голосом заворожила весь зал.

И я поехал в Москву. Андрей Петров , писавший тогда музыку для кинофильма «Путь к причалу», дал мне ставшую потом знаменитой песню «О друге». Я записал, наверное, больше 40 вариантов, а Петрову все не нравилось. Он говорил: «Эту песню надо почти сипеть, почти хрипеть. Представь, что у тебя вообще нет голоса…» Наконец, когда уже действительно ничего от голоса не осталось и я прохрипел: «Если радость на всех одна…» - он остался доволен: «Вот-вот, так и надо». С этой песней я стал лауреатом конкурса артистов эстрады 1962 года. А когда вернулся в Ленинград, мне сказали: «Ну какие теперь романсы могут быть? Какая классика? Только эстрада!»

Песню «О друге» стали крутить на радио и по телевизору еще до выхода фильма на экраны. Песня стала популярной, а следом за ней и я. Несколько лет она была безусловным хитом. Потом мне удалось спеть еще много популярных песен: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке жила зима в избушке», «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей» и много других.

- При вашей бешеной популярности вас наверняка одолевали поклонницы?

А как же! Очень нервировали меня те бесцеремонные девушки, которые врывались в гримерку, когда я переодевался. Я просил, чтоб не входили, мол, переодеваюсь, на что мне отвечали, что они нестеснительные и очень хотят на меня посмотреть. Они нестеснительные, но я-то без штанов!.. Мне очень нравилось, как из подобных ситуаций всегда выходил сухим Юрий Владимирович Никулин. Мы с ним выступали в Ялте в одном концерте. Выдался свободный вечер, мы пошли в ресторан. Сели в уголке, чтоб нас особо не замечали, заказали отменные блюда, стали с аппетитом есть, разговорились за жизнь - хорошо сидели, вдруг к нему одна дама подскочила с просьбой потанцевать. Он отказался, она опять. Он снова ответил, что не танцует вообще, она не отошла от стола, тогда он сказал: «Понимаете, я не могу танцевать, у меня ноги нет!» Он постучал по ноге и незаметно губами изобразил стук о дерево. Девушка поверила и переключила свое внимание на меня. Я сказал, что тоже потерял ногу в одной аварии с Никулиным, и проделал тот же трюк со звукоподражанием. Только тогда она унялась, а мы еще долго хохотали.

ЧУТЬ НЕ СКУПИЛИ ОПТОМ БАШМАКИ ДЛЯ… ПОКОЙНИКОВ

- ЭДУАРД Анатольевич, если не секрет, откуда у вас такая красивая хитро-заморская фамилия - Хиль?

Я это выяснил. Один профессор разложил мне все по полочкам. Есть две версии. У одного из праславянских племен был такой царь Хильвуд. Вуд - лес, хиль - холм, гора. А еще Хиль - испанское имя. Есть даже такая пьеса «Дон Хиль - зеленые штаны». Мои предки из Смоленска, дед - с Березины. Под Брестом есть станция Тэвли, там множество Хилей живут. Быть может, какой-то испанец, раненный при отступлении наполеоновских войск, остался на Березине. У Наполеона были наемные полки из Испании. Фамилию Хиль я встречал в Латинской Америке, Португалии, Европе, Швеции и России - везде. А поездил я много… Первая страна, которую увидел, была Польша. В 65-м в Сопоте стал лауреатом. После награждения ко мне зашел один болгарский певец и стал плакаться, что от полученной им премии нужно будет на родине отдать 10%. Я успокоил его словами, что мне на родине придется 10% оставить себе, а остальное - государству. Он вытаращил глаза и заплакал. Я достал кипятильник и стал отпаивать его чаем.

- Юрий Федорович Маликов, например, рассказывал, что после первой же загранпоездки чуть не развелся с женой. Она думала, что он ей золото-бриллианты везет из Японии, а он на все деньги купил гитары для будущего ВИА «Самоцветы»…

Я за границей ничего себе не покупал, все привозил жене: кофточки, ботинки, плащи. Ни разу в размере не ошибся. Ох, какие юморные случаи бывали! В Канаде выступал с хором Пятницкого, а жена попросила привезти из Торонто босоножки. Ребята из хора сказали, что есть один магазинчик нашего эмигранта, в котором все за гроши. Пошли туда, все стали закупать в неимоверных количествах рубашки, костюмы, кофты. Я взял босоножки и стал их рассматривать. Они стоили 50 центов - даже советским артистам это было по карману. Потом попробовал кожу на зуб и понял - это бумага, окрашенная под кожу. Закричал ребятам, что это одежда для умерших. Хозяин магазина, старый еврей, едва не разорвал меня, когда все артисты пулей помчались из его лавки.

- Вы известны как однолюб - прожили в любви и согласии со своей женой без малого полвека. Как вам это удалось?

Объяснение одно - Любовь.

- Познакомились романтично? Как?

В консерватории. Я пел в «Евгении Онегине» партию Зарецкого, а Зоя, начинающая балерина, танцевала. Позже мы вместе оказались на гастролях. Там я всех разыгрывал, вообще был хулиганистым. Однажды на пляже я увидел, как она сидела на камушке, обхватив колени и подставив лицо солнцу. Смотрелась просто прелестно! Я не удержался, подкрался сзади и крепко поцеловал ее. Зоя ужасно возмутилась: «Вы что! Как вы смеете?!» Спустя два месяца мы поженились… Зоя стала ездить со мной. И это опять был подарок судьбы. Она стала моим режиссером, учила меня двигаться (все-таки бывшая танцовщица), чтобы я не просто стоял на сцене столбом… Венчались мы в церкви под Ленинградом в обстановке строжайшей тайны. Расписались потом, а через месяц устроили скромную свадьбу. Денег надо было подкопить на застолье. Кстати, брачного ложа у нас не было. Через месяц после свадьбы купили широкий матрац, я его сам на ножки поставил - получилась неплохая супружеская кровать.

- В чем же секрет вашего счастливого брака? Кроме любви…

Наверное, в терпимости друг к другу. У нас нет так называемого главы семьи. Мы все решаем сообща, всю жизнь ездим вместе. Конечно, у каждого свои вкусы, к примеру гастрономические. Жена обожает борщ, а я - тыквенную кашу. Она знает, что я очень люблю это блюдо, и часто его готовит. Мне кажется, умение сделать человеку приятное, пусть даже в мелочи, это и есть искусство жить вместе.

- Как реагировали поклонницы на женитьбу кумира?

Поскольку жена всегда была рядом, ни в каких историях с поклонницами я замешан не был. А вот ей нелегко приходилось… Что вытворяли иные женщины, вспомнить страшно! (Улыбается.) Я сажусь в машину, едем. Вдруг спрашиваю: «Стоп! А где Зоя?» А она стоит на дороге! Оказывается, мои поклонницы вытолкнули ее и сами забрались в машину! Вот такие сумасшедшие были. (С ужасом.) Представляете, одна… даже выстрелила в мою жену с крыши дома напротив, каким-то чудом Зоя уцелела. Другая дама попыталась облить ее кислотой, когда жена выходила из подъезда. Тогда я был вынужден нанять ей двух охранников. В те времена это было неслыханной роскошью, но жизнь жены дороже!

КОГДА УЗНАЛ, ЧТО ШАЛЯПИН ПЕЛ НА ОБЕДАХ, СТАЛО ЛЕГЧЕ

- ЭДУАРД Анатольевич, этот вопрос нам никак не обойти. Куда вы пропали в 80-е годы, чем так сильно напугали почитателей вашего таланта?

В конце 80-х наступило безденежье. Это были черные дни: рухнул «Ленконцерт». Я стал колесить по провинции. Обманывали нас: дашь 30 концертов, заплатят за два. Наконец, стало вообще нечем кормить семью.

- И тогда вы решили податься на заработки…

В Париж! Я туда не насовсем уезжал, а так - два-три раза в год. Французскую визу больше чем на два месяца не дают. Пел в русском кабаре «Распутин». Туда любили приходить богатые американцы, арабы, французы, новые русские. Не поесть, как правило, а послушать музыку. Хозяйкой кабаре была мадам Мартини Елена Афанасьевна. Мартини она по мужу, а сама родом из Белостока. Атмосфера в «Распутине» аристократическая - я застал дворян еще из первого поколения нашей эмиграции. В «Распутин» заглядывали наши артисты, поэты. Были и Никита Михалков с Любимовым и Олегом Янковским, Булат Окуджава , Роберт Рождественский . Помню, однажды пришла Мирей Матье - попросила меня спеть «Подмосковные вечера».

- Они понимали, кто для них поет?

Все относились очень благожелательно. Предлагали свои услуги. Один человек открыл свой гардероб и говорит: бери любой костюм! А там их штук сто. И все подходят мне по комплекции. Я говорю: «Нет, Митя, ну как я могу?» И не взял. Не потому, что новый костюм не был нужен… Другой случай: мадам Мартини была смущена назначенной мне ставкой, когда кое-что узнала обо мне от своих друзей, Любимова и Евтушенко. Сказала: что ж это вы не предупредили, что так популярны в России? И предложила другой гонорар. Но я уже уезжал из Парижа. Навсегда.

- Может, был смысл остаться?

Я ездил не затем, чтобы остаться, а затем, чтобы выжить, семью прокормить. Хотя, конечно, было очень трудно. Те деньги, которые я получал, работая в кабаре, - это, знаете… не те деньги. Ты каждый день должен как бы включать в голове компьютер: «Так… полкило картошки, хлеб, фрукты и рыба…» И все! Позволить себе мясо было невозможно. Только на Пасху и Рождество мог чуть-чуть больше подзаработать, потому что богатые люди приглашали к себе домой.

- Было и такое?

Когда я впервые с этим столкнулся, стало не по себе. Но мне сказали: да ты что! Шаляпин в Париже пел прямо на обеде. И деньги за это получал… Мне стало как-то легче. На Западе так принято. Тех, кто не берет деньги за исполнение, считают недоумками. Был случай, обидел человека. И зря. Старики-эмигранты давали певцам деньги от чистого сердца. А мне хотелось просто так петь для них «Утро туманное», «Вечерний звон», чтобы напомнить им о России… Какой-то, как сказали, принц захотел меня отблагодарить - он сидел в отдельном кабинете, в полутьме, с дамой. Мужчина лет сорока и молодая очаровательная женщина. Я отказался. В конце выступления он все-таки подошел и положил на рояль розу. Стебель был обернут какой-то бумажкой. Стоявшая рядом знакомая, югославка Соня, сказала: «Что это ты, Эдуард, сто долларов бросаешь?» Этот принц розу в сто долларов завернул…

- Официально вы десять лет на пенсии. Как сегодня живет пенсионер Эдуард Хиль?

Практически вся пенсия уходит на оплату квартиры. Но… я не собираюсь жаловаться на быт или на «несправедливое государство», для которого я заработал много денег. Но, опять же, подарок судьбы, что я еще могу работать. Конечно, хорошо, когда тебя приглашают выступать в течение нескольких - двух-трех - десятилетий. Я иногда даже в ночных клубах пою, на дискотеках, куда приходят молодые, не боюсь. И мне приятно от них слышать: «Ой, какие прикольные песни! Под них танцевали наши мамы и бабушки». Много у меня таких песен, несколько десятков наберется. Сейчас сын пишет хорошие песни. Иногда мы с ним вместе выступаем, у нас есть проект «Хиль и сыновья». Это мой сын Дима организовал и еще два музыканта. Они поют и свои песни, и мои - прошлых лет, но уже в других аранжировках, другом ритме, темпе. Я выхожу на концертах и говорю: «Кто хочет со мной спеть? Пожалуйста, на сцену!» Однажды вышла бабушка 92 лет и говорит: «Милый, я первый раз вижу живого артиста!» Вышли еще несколько человек, пожилых женщин - девчонок, как я их называю. Мы такое шоу устроили, что молодые там умирали!

- И напоследок. Знаю, что вы «закулисный хулиган» и мастер розыгрышей. Расскажите свежий прикол.

За кулисами как-то встретил Эдиту Пьеху. Спрашиваю: «Что, все Пьехаешь?», а она тут же парировала: «Да иди ты на Хиль!»

Его жизнь легко смогла бы стать фильмом: захватывающим, полным разных событий, где было бы место горю и радости, забвению и славе.


На волне популярности

«AиФ»: – Эдуард Анатольевич, вас по праву можно назвать ветераном нашей эстрады. В чем секрет вашего успеха у публики? Кто диктует моду?

Эдуард Хиль: – Мода – явление скоротечное. Как можно объяснить, что через 45 лет вокализ Островского (благодаря ему певца прозвали Мистером Трололо. – Ред.) вновь стал популярен? Да еще и во всем мире! Никто не знает почему так произошло. На все воля Господа.

«AиФ»: – Кстати, вы хотели объявить конкурс на стихи к этому вокализу. Есть ли результаты?

Э. Х.: – Да, писем пришло много. И, что удивительно, писали и китайцы, и японцы, и даже латиноамериканцы, не говоря уже про европейские страны. Я сначала хотел спеть песню со словами сам. Но потом решил, что лучше будет, если они споют песню. Представляете, что может получиться, если все народы мира примут участие в ее исполнении и смогут спеть хоть по полкуплета! Это будет очень интересно!

«AиФ»: – У вас сейчас началась новая волна популярности. Все мечтают пригласить вас выступить с концертом. Куда собираетесь?

Э. Х.: – Прежде всего, я хочу побывать там, где я ни разу не был, может быть, в Гренландии, например. (Смеется.) Или там, где мне нравится. Я люблю бывать в тех местах России, о которых у меня хорошие воспоминания.

«AиФ»: – Небось, многих губернаторов лично знаете?

Э. Х.: – Петербурга и Ленинградской области знаю. Вот сейчас сказал, и слух резануло: Петербург и Ленинградская область. Мы живем в страшное время – время катастроф. Но неизвестно, что страшнее: природные катаклизмы – жара и холод – или то, что происходит в головах людей. Я даже не знаю, то ли наша Солнечная система так пагубно влияет на нас, то ли мы на нее. Наверное, она отвечает нам на нашу неразбериху и ненасытность.

Смена поколений

«AиФ»: – Кстати, о природных катаклизмах. Как вы перенесли недавнюю жару? В Москве жить было невозможно: температура за сорок и смог…

Э. Х.: – Я как раз был в эти дни в Москве. Когда сорок градусов – это ужасно. Я в это время выступал на 60-м этаже здания Moscow city перед строителями. Конечно, кроме меня, там было много артистов.

«AиФ»: – Как вы себя чувствуете в окружении сегодняшних певцов?

Э. Х.: – Мне любопытно за ними наблюдать. Некоторых мне жаль, они-то думают, что занимаются искусством, а на самом деле все и не так совсем. И мне жаль людей, которые смотрят это. Сначала, когда зарождался шоу-бизнес, все решили, что будет что-то новое. Но потом выяснилось, что многие зрители и сами могут спеть лучше, да и выглядеть на сцене намного интереснее. А что нам показывает ТВ? На разных каналах одни и те же лица. Я думал, что это только мое мнение, а потом оказалось, что так и другие думают.

«AиФ»: – Но кто-то вам нравится из этого поколения?

Э. Х.: – Варум, Валерия, Юля Началова, Долина Лариса вообще все может спеть. Из мужчин очень нравится Женя Дятлов. Он у меня учился вокалу. Пришел с рок-музыкой, но я его переубедил, и теперь он поет романсы. Есть еще один певец, который учился у меня. Это – Олег Погудин . Они оба – яркие представители этого поколения и совершенно индивидуальны.

Зигзаги судьбы

«AиФ»: – Но преподавали вы недолго, если мне не изменяет память. Почему?

Э. Х.: – Я преподавал 12 лет. Наверное, это не так и мало. Но вспоминать очень приятно. Я вообще люблю сидеть в жюри на конкурсах.

«AиФ»: – И как вам роль судьи?

Э. Х.: – Помню, были случаи, когда артисты, впоследствии добивавшиеся огромной известности, выступали на конкурсах неудачно. И наоборот. Победители в лучшем случае становились концертмейстерами. Поэтому награждать стараюсь всех. А вдруг талант не замечу. (Смеется.)

«AиФ»: – А что еще нравится делать?

Э. Х.: – Смотреть фильмы. Мой любимый режиссер – Никита Михалков . Он мне нравится и как актер, и как гражданин нашей страны. Это редкое сочетание.

«AиФ»: – Какие его фильмы любите?

Э. Х.: – «Утомленных солнцем», «Обломова».

«AиФ»: – А в вас от Обломова что-нибудь есть?

Э. Х.: – (Улыбается.) Мне кажется, что он сидит в каждом русском человеке. В какой-то период человек трудится, старается, созидает, спешит, а приходит домой и начинает думать, анализировать: «А для чего все это?». И это не лень, а манера жить. И от этого никуда не деться. Как никуда не деться от памяти предков, она в наших генах сидит. Я вспоминаю праздничные застолья из своего детства. Еды не было, но в праздники с себя готовы были последнюю рубашку снять. На столе должна была стоять выпивка, но не было пьянства.

Дела семейные

«AиФ»: – Вы всю жизнь живете со своей супругой Зоей Александровной. А как вы с ней познакомились?

Э. Х.: – Зоя Александровна была балериной. Мы с театром поехали на гастроли в Курск. И однажды вся наша консерваторская оперная студия купалась и резвилась, а Зоя сидела, и это выглядело так романтично, что я не удержался и совершил неслыханно дерзкий по тем временам поступок. Хотя мы не были близко знакомы, я подошел к ней и поцеловал ее на глазах у всей театральной труппы. Она была в шоке и закричала на меня: «Да как вы смеете?!». Она была девушкой из очень интеллигентной семьи, куда уж мне, деревенщине! Гастроли закончились. Мы встретились первого сентября, а первого декабря уже поженились. Произошло это 52 года тому назад.

«AиФ»: – Мне кажется, вам очень повезло. Ваш сын – композитор. Так что проблем с репертуаром у вас быть не может.

Э. Х.: – Да, это так. Он талантливый музыкант. Мне очень нравятся два его цикла: один посвящен юбилею Великой Отечественной войны, а другой – Петербургу в разные времена года. Я раньше думал: «Почему Пушкин так любил осень?». И благодаря этому циклу смог понять, такого обилия красок нет ни в одном времени года. Это же пир для глаз и для души!

«AиФ»: – У вас есть внук Эдуард. Неужели будет Эдуард Хиль-младший?

Э. Х.: – (Улыбается.) А почему бы и нет. Ему сейчас очень нравится петь. Но ведь не каждый может стать известным певцом. Отец его, может быть, научит играть на кларнете или на саксофоне.

Связь времен

«AиФ»: – Вы живете в уникальном доме с удивительной судьбой, историей и архитектурой. Как вы в нем оказались?

Э. Х.: – В этой квартире жил смотритель дома по фамилии Коль. Мы даже смеялись, он – Коль, я – Хиль. И в этом доме есть разные квартиры. Есть с площадью 600 метров, а есть совсем крошечные по метров 30. Я оказался здесь через многочисленные обмены. Но первоначально в этом доме мне показывали совсем другую квартиру. И вдруг мне сказали, что здесь есть еще одна, в которой уже много лет никто не живет. Я пришел в домоуправление и узнал, что такой квартиры в документах нет. Видимо, после смерти Коля ее на учет так и не поставили. Дом этот необычный. В нем была специальная система отопления. В стенах были пустоты, по которым пускали теплый воздух. И еще в квартирах были печки или камины.

«AиФ»: – А у вас что было?

Э. Х.: – Была огромная с полкухни финская печка, из которой мы сделали камин. Когда переделывали печь, нашли старинные кирпичи. А на них были надписи «Хиль из Гельсиндорфа».

«AиФ»: – Вот мы и до вашей фамилии добрались. Говорят, она у вас испанская?

Э. Х.: – Есть несколько версий. Одна из них такая. 2000 лет назад на нашей территории жил царь Хилльвуд, то ли скандинав, то ли англичанин. А по другой версии после войны 1812 года, может, какой испанский легионер присмотрел себе белорусочку после битвы на Березине, да и остался жить в этих краях. У меня все предки из этих мест, из-под Бреста.

«AиФ»: – По-белорусски говорите?

Э. Х.: – Конечно.

«AиФ»: – Я вижу у вас на руке часы, говорят, вам их в ФСБ подарили?

Э. Х.: – Да. Я недавно выступал для ветеранов этой службы и пел для них – героев невидимого фронта. Но их интересовали не только мои песни, но и моя жизнь. Они хотели понять, как человек, пройдя через испытания войны, кровь и лишения, смог состояться.

«AиФ»: – И что же вы ответили им?

Э. Х.: – Говорят, все верят в Бога, но не всем верит Бог. Нужно сделать так, чтобы Бог тебе поверил.

4 сентября известному эстрадному и оперному певцу Эдуарду Хилю исполнилось бы 83 года, но 5 лет назад он ушел из жизни.

В 1960-х гг. он был одним из самых знаменитых советских исполнителей. Еще тогда он записал песню без слов, которая позже стала его визитной карточкой и причиной второй волны популярности – «Я очень рад, ведь, наконец, возвращаюсь домой…», или «Трололо», как ее стали называть в народе. Когда в 2009 г. видео с исполнением этого вокализа выложили на Youtube, его услышали за рубежом, и популярность Хиля обрела новые масштабы, а Мистер Трололо стал интернет-мемом.


Эдуарда Хиля часто называли баловнем судьбы, хотя на самом деле жизнь его не баловала. Его детство пришлось на военные годы, мать с отчимом остались на оккупированных территориях, а мальчика удалось эвакуировать под Уфу. Эдуард Хиль вспоминал: «Я в детстве был очень застенчивым. Маменькиным сынком. А когда война началась, попал в детский дом, с семи лет выживал сам. В детском доме, конечно, свои законы с паханами и командирами. Надо было лавировать. И драться приходилось. Голодное было время, жестокое». Несколько раз он пытался сбежать на фронт, помогал медсестрам в госпитале, выступал перед ранеными. Возможно, именно потому, что в детские годы Хилю пришлось пережить столько трудностей, впоследствии он отдавал предпочтение только оптимистическим и жизнеутверждающим композициям.


Легендарный Мистер Трололо

Прежде чем поступить в Ленинградскую консерваторию, Эдуард Хиль занимался в вечерней музыкальной школе и в оперной студии Дворца культуры. Поначалу на концертах он пел только классику, но позже стал исполнять и эстрадную музыку. После записей на телевидении на певца обрушилась невероятная популярность. Его пластинки расходились миллионными тиражами, и вся страна пела его песни «У леса на опушке…», «Я шагаю по Москве», «На безымянной высоте», «Как провожают пароходы», «Не плачь, девчонка!» и другие.


Эдуард Хиль с сыном и женой, балериной Зоей Правдиной



В 1980-х гг. для Эдуарда Хиля наступили тяжелые времена: Ленконцерт прекратил свое существование, многие артисты остались без работы. Певец выступал с концертами в провинции, но семью это не спасало. Хиль уехал в Париж, где ему предложили место солиста в труппе кабаре «Распутин», но долгое время не смог там находиться и решил вернуться на родину. В начале ХХI в. творчество Хиля неожиданно для него самого обрело вторую жизнь, и это произошло благодаря всего одной композиции.




Легендарный Мистер Трололо
На самом деле в этой песне изначально были слова, которые написал поэт Вадим Семернин. Но из песни пришлось все же сделать вокализ. Эдуард Хиль рассказывал: «С этой песней связана целая история. Для неё сначала были написаны стихи, но они были неудачные. То есть удачные, но в то время их нельзя было публиковать. Содержание было такое: «Я скачу по прерии на своём жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок». В то время опубликовать такое, конечно, не получилось, и мы с композитором Аркадием Ильичом Островским решили – что ж, пусть это будет вокализ». В результате от слов осталось одно лишь название – «Я очень рад, ведь, наконец, возвращаюсь домой…».


Самый жизнерадостный певец советской эстрады


Человек-легенда Эдуард Хиль |
Этот вокализ исполняли и Муслим Магомаев, и Валерий Ободзинский, и Янош Коош, но известным на весь мир стало видео с Эдуардом Хилем, снятое в 1976 г. В 2009 г. эта запись появилась в интернете, и она в течение нескольких месяцев набрала более 5 млн просмотров и 13 000 комментариев. Песня стала трендовой, а Эдуарда Хиля за рубежом прозвали Мистером Трололо. Отрывки из этого видео использовали во многих комедийных шоу и телепередачах, Хиль стал героем первой серии десятого сезона мультсериала «Гриффины».


Сам певец о своей международной славе узнал случайно – от своего внука, и был очень удивлен такому ажиотажу вокруг песни, записанной в 1960-х гг. Но Хиль к этой новости отнесся с юмором: «Все это очень хорошо. Я теперь хочу выступать не под именем Эдуарда Хиля, а под псевдонимом Трололомэн. По крайней мере, рассматриваю этот вопрос».


Самый жизнерадостный певец советской эстрады
В последние годы его часто приглашали на телевидение и в столичные клубы, и Мистер Трололо стал популярным персонажем среди молодежи, которая тут же превратила его в интернет-мем. В сети появилось столько пародий на «Трололо», что это стало похоже на международный флеш-моб. В нем принимали участие даже звезды – так, лауреат премии «Оскар», актер Кристофер Вальц тоже записал свой вариант этой песни. Отрывки с выступлением Хиля вставляли в известные фильмы в самые драматичные моменты, отчего мем стал еще более популярным.

Однако близкие певца уверены в том, что эта невероятная популярность обернулась для него обратной стороной: из-за постоянных нагрузок и беспрерывных выступлений Эдуарда Хиля подвело здоровье, и в апреле 2012 г. он был госпитализирован с инсультом, а в ночь на 4 июня его сердце перестало биться. С его уходом завершилась целая эпоха в истории эстрадной песни, но даже спустя 5 лет после гибели певца его знаменитая песня не теряет своей популярности и приобретает все новых и новых поклонников.


Человек-легенда Эдуард Хиль

Эдуард Анатольевич Хиль. Родился 4 сентября 1934 года в Смоленске - умер 4 июня 2012 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), народный артист РСФСР (1974).

Хотя по словам самого артиста, он родился в 1933 году, но во время эвакуации документы были утеряны и при оформлении новых документов был поставлен год рождения 1934.

Отец - Хиль Анатолий Васильевич (белорус по национальности) - был механиком. По отцовской линии: дед - Василий Нилович возглавлял церковный хор, был репрессирован, бабушка - Федора, домашняя хозяйка.

Мать - Калугина Елена Павловна, бухгалтер. По материнской линии: дед - Павел Трофимович, участвовал в строительстве Беломорканала, бабушка - Александра Фоминична, железнодорожный билетный кассир.

По одним данным, фамилия Хиль - испанского происхождения, по другим - имеет древнерусские корни. Возможно, учитывая происхождение отца, это искажённое белорусское слово «гиль», что значит «овод», в Беларуси такая фамилия часто встречается.

Детство пришлось на Великую Отечественную войну и было тяжёлым. В начале войны Эдуард вместе с матерью и отчимом (родители на тот момент уже развелись) жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. Эдуард попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой.

С родителями Эдуард воссоединился, когда Смоленск освободили от немецкой оккупации. В 1943 году мать Хиля отыскала его, он сильно недоедал, был в состоянии глубокой дистрофии и не мог самостоятельно ходить. Она в подарок привезла сыну конфеты, увидев которые, он спросил: «А хлеб у тебя есть?». Позже, в 1946 году, в родном Смоленске он переживёт ещё один голод - когда люди ели лебеду, ботву от свеклы и морковки и «доходило даже до людоедства».

«Пацаном после войны я курил до восемнадцати лет, но когда пришел заниматься вокалом, педагог сказал: "Что-то от вас пахнет табаком. Надо бросить!". И я бросил», - вспоминал он.

В 1949 году Эдуард Хиль послал своему дяде из Ленинграда несколько своих рисунков. Он показал их знакомому художнику, и тот сказал, что у мальчика есть способности, пусть приезжает и поступает в Мухинское училище. «Я приехал, но оказалось, что учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было очень трудно - своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на шею. И поступил вместо Мухинского училища в Ленинградский полиграфический техникум, близко к рисованию, к краскам, зато учиться не так долго», - рассказывал артист. Также он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта.

Постигал актёрское мастерство у режиссёров Э. Г. Пасынкова и А. Н. Киреева. По окончании консерватории (1960 г.) продолжились выступления и в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского.

Хиль пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи».

В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов.

В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра и .

В Ленинград Хиль вернулся лауреатом конкурса артистов эстрады. Песню «О друге» стали крутить на радио и по телевизору ещё до выхода фильма на экраны. Вслед за песней популярность пришла и к её исполнителю. Для Эдуарда пишет песни популярный композитор Аркадий Островский. Певец исполняет его романтический «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и характерную «земную» - «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича, и другие. В 1963 году выходит первая грампластинка молодого певца.

Вместе с Эдуардом Хилем на эстраду пришел стиль молодого современника, весёлого, мужественного, с «тёркинской» хитринкой. Открытость, готовность к общению (обычно певец сам объявлял названия песен) отличают его исполнительскую манеру.

Затем появляются хиты: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке...» («Зима»), «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города» . Певец также исполнял песни «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «На безымянной высоте», «Сережка ольховая», «Дважды-два - четыре».

В 1966 году Э. Хиль получил признание в мало знакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе «Золотой петух» принёс песне Андрея Петрова «А люди уходят в море» четвёртую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал 20-тысячный зал «Мараканазинья», где проходил фестиваль и исполнение Э. Хилем «Подмосковных вечеров» под аккомпанемент автора В. Соловьёва-Седого.

Эдуард Хиль - Человек из дома вышел

В 1969 году певец возглавил жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами молодой певец Лев Лещенко и белорусский ВИА «Песняры».

На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант певца. Эдуард Хиль записал на грампластинку детские песенки - сказки. Без его участия не обходился ни один телевизионный «Голубой огонёк».

В 1967 году певец впервые исполнил на прослушивании перед записью на «Голубом огоньке», а в 1970 году записал свой шлягер - «Зима» (Э. Ханок - С. Островой), которая имела значительный успех и зазвучала повсюду - на радио, телевидении и из окон домов многих городов нашей страны.

В 1971 году он исполнил песни «Семёновна» (Е. Барыбин - Ю. Погорельский) и «Будет жить любовь на свете» (В. Дмитриев - А. Ольгин), немного позднее - «Счастливый день» (В. Дмитриев - М. Рябинин). С этого года Эдуард Хиль почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».

В 1975 году певец стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел очередной диск-гигант певца. Эдуард Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко.

Также он исполнял в конце 1970-х годов вместе с Людмилой Сенчиной «Дайте музыку», в середине которой он с баритона перешёл на жесточайший скрим.

Как-то на концерте попросил Хиля спеть песню «Как хорошо быть генералом». Он стал петь и вдруг все генералы, как один, поднялись и вышли из зала. Потом его вызвали в Политуправление армии и сказали: «Все, годик отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения». Спустя какое-то время на приеме певец встречается с Гагариным, и он спрашивает, как у артиста дела. Хиль и рассказал ему об этом. Гагарин пошел в Политуправление и объяснил, что эта песня не о наших генералах, а об итальянских... «Ах, так это о натовских генералах он пел? Ну, тогда можно», - сказали в этой серьезной организации.

Эдуард Хиль - Как хорошо быть генералом (Баллада о капрале)

В 1987-1989 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов.

С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина», «У леса на опушке...», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь, девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др.

Эдуард Хиль - Зима

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина», в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей - профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный благодаря идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля - сына прославленного певца. «Ребят из группы "Препинаки" привёл мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так что я поначалу даже не знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравилось и людям моего поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить по стране, за границу, и на ТВ записывались».

Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960-1970 годы песен, внеся в них современные аранжировки. Был выпущен альбом «Ходит песенка по кругу» и клип на новую версию песни «Человек из дома вышел».

Особенно широкое внимание привлекли выступления Хиля в парижском кабаре «Распутин», куда, чтобы услышать певца, специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матьё, Жильбер Беко.

Хиль рассказывал, что в конце 80-х наступило безденежье. Когда развалился Ленконцерт, Хиль начал давать концерты в провинции. Однако артистов частенько обманывали, и в результате артисту просто нечем было накормить семью. Он принял решение поехать в Париж и заработать на жизнь. Знакомый артист из Малого оперного отвёл Хиля в кафе «Распутин». Хозяйка «Распутина» Елена Афанасьевна Мартини попросила исполнить певца песню «Вечерний звон», после чего попросила певца остаться. Мартини позволяла исполнять все песни, кроме блатных.

Артисты в «Распутине» получали немного, но на эти средства можно было прожить. Хиль снимал квартиру у знакомых эмигрантов за полцены. Экономил на всём. Как потом признавался, долго жить в отрыве от близких ему было тяжело, и в 1994 году он принял решение вернуться на Родину. Там же в Париже вышел и первый компакт диск певца «Le Temps de L’Amour» («Пора любви»). Именно там, говорят, у него случился роман с балериной Ларисой Серегиной. Впрочем, сам артист об этой женщине никогда не вспоминал.

К трёхсотлетию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу» - городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Также был выпущен компакт-диск с 12 песнями, написанными Д. Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И. Авраменко, О. Чупровым.

В 2004 году с большим успехом в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии прошёл концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой «Песни длиною в жизнь», в концерте приняли участие , Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова,Виталий Копылов, Таисия Калинченко.

В 2006 году был гостем программы «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия».

В 2010 году состоялся концерт Эдуарда Хиля в театре «Золотое кольцо» в Москве.

В 2011 году Хиль был членом жюри конкурса современных романсов «Романс XXI века».

Хиль - Mr. Trololo

Всплеск популярности певца в Интернете пришелся на начало 2010 года.

В Интернете большой интерес вызвал видеоклип Хиля на вокализ А. Островского «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», Хиль стал известен широким массам американских слушателей. Данный вокализ в США получил название «Trololo». Этот «древний» киноролик является, скорее всего, фрагментом киноплёнки, снятой на гастролях в Швеции в 1976 году.

Видеоклип стал настолько популярным, что пародию на него исполнил известный киноактер Кристоф Вальц. Клип породил ещё множество пародий. На это отреагировал сам певец, предложив сочинить слова на мелодию, с каждого по куплету, на любом языке. Также ему поступили предложения совершить мировое турне. А значки и майки с его изображением были чуть ли не самый ходовой товар в британских интернет-магазинах.

После появления его ролика в американских блогах певец выступил в модном московском клубе. Молодёжная аудитория приняла выступление Хиля с советскими шлягерами 1960-1970-х с энтузиазмом.

Эдуард Хиль был спародирован в американском мультсериале «Гриффины» (10 сезон, 1 серия), где он напевает вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Вокализ Эдуарда Хиля играет ночью в ушах одержимых в фильме «Мобильник» 2016 года. Этот вокализ ранее также исполняли Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский и Янош Коош.

Mr. Trololo

Болезнь и смерть Эдуарда Хиля

Эдуард Хиль участвовал в концертах вплоть до своей болезни в апреле 2012 года, от которой он так и не оправился.

28 мая 2012 года стало известно, что Хиль находится в тяжёлом состоянии в реанимации Мариинской городской больницы в Санкт-Петербурге. По данным прессы, у певца произошёл инсульт, и он подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких.

Рост Эдуарда Хиля: 178 сантиметров.

Личная жизнь Эдуарда Хиля:

Был женат на Зое Александровне Правдиной. Жена была балериной.

У них родился сын Дмитрий (род. 2 июня 1963). Окончил хоровую капеллу Ленинградской консерватории, выступал в концертных залах, на радио и телевидении. Работал музыкальным руководителем в театре Буфф. Сотрудничал с группой Русский Размер. Раскрылся как композитор, сочинив ряд песен и романсов. Особый успех получил диск из 12 песен, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга. К 60-летию Великой Победы был записан и ещё один диск: «Была война...». Пишет песни, среди них: «Город Достоевского», «Невский», «Осень в Петербурге», «Фонтанка», «Петроград, Ленинград, Петербург».

Внук - Эдуард (род. 1997). Вместе с отцом и дедом выступал в программе «Папа, дедушка и я - музыкальная семья». Учился в Хоровом училище имени Глинки при Государственной академической капелле.

Дискография Эдуарда Хиля:

Песни Андрея Петрова (1968)
Песни Аркадия Островского (1968)
Берёзовый сок (1972)
Песни Александры Пахмутовой (1973)
Пора любви (1983)
Ходит песенка по кругу (1998)
Это было недавно, это было давно (2001)
Песни наших отцов (2001)
Остаюсь ленинградцем! (2002)
Город белых ночей (2003)
Была война (2005)
Великие исполнители России XX века (2005)
Берёзовый сок - песни Вениамина Баснера (2008)
Счастливый день - песни ленинградских композиторов (2008)
Зовут нас звёзды - песни Виктора Плешака (2008)
Я шагаю по Москве - песни Андрея Петрова (2008)
Человек из дома вышел - песни Станислава Пожлакова (2008)
Баллада о двух сердцах - песни Якова Дубравина (2008)
Белые ночи - песни Георгия Портнова (2008)
Императорский вальс - песни Валерия Гаврилина (2008)
Нет, не гость я на сцене - песни Валентины Сергеевой (2010)

Песни Эдуарда Хиля:

Эдуард Хиль - первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова.

«С чего начинается Родина»
«Как провожают пароходы»
«Я шагаю по Москве»
«Трус не играет в хоккей»
«Голубые города»
«Два брата»
«Как хорошо быть генералом»
«У леса на опушке...»
«Берёзовый сок»
«Письмо из сорок пятого»
«Солнечная баллада»
«Как, скажи, тебя зовут?»
«На безымянной высоте»
«Серёжка ольховая»
«Лесорубы»
«Хозяюшка»
«Круги на воде»
«Зовут нас звезды»
«Счастливый день»
«За фабричной заставой»
«Сормовская лирическая»
«Будет жить любовь на свете»
«Аты-баты, шли солдаты»
«И всё таки море»

Фильмография Эдуарда Хиля:

1961 - В трудный час - вокал («Баллада о солдате»)
1962 - Черёмушки - вокал
1963 - Два воскресенья - вокал («Голубые города»)
1964 - Весеннее настроение (фильм-спектакль)
1964 - Когда песня не кончается - вокал
1965 - Рано утром - вокал («Когда мы выходим в дорогу с тобой...»)
1965 - Таёжный десант - вокал («Мы пришли с тобой в тайгу...»
1965 - В первый час - камео
1965 - Давайте знакомиться: месяц Май - певец
1966 - Товарищ песня (киноальманах) - вокал («Я люблю тебя»)
1967 - Хроника пикирующего бомбардировщика - вокал (нет в титрах)
1968 - Старая, старая сказка - вокал
1968 - Удар! Ещё удар! - вокал («Гол в свои ворота»)
1968 - Город и песня - певец
1969 - Похищение - камео
1970 - Смерти нет, ребята - вокал
1974 - Я служу на границе - вокал («Гроза от нас уходит вспять»)
1974 - Эдуард Хиль (документальный фильм, режиссёр - Марина Голдовская)
1975 - Я - водолаз - 2 - вокал («Как хорошо быть генералом»)
1977 - Фронт за линией фронта - вокал («А туман на луга ложится»)
1978 - Рыцарь из Княж-городка - вокал («Когда утихнут бои», «Однажды настанет день»)
1979 - Баллада о спорте
1981 - Кольцо из Амстердама - вокал («Море не кончается нигде»)
1981 - Семь счастливых нот - камео
1981 - Спасибо за нелётную погоду - камео
1981 - Факты минувшего дня - вокал («Планету оборудуем на совесть»)
1981 - Город встречает друзей (фильм-спектакль)
1983 - Водитель автобуса - вокал («Дорожная песня»)
1985 - Голубые города (фильм-концерт, на музыку А. Петрова)
2004 - Ятинсотэстс - директор клуба
2004 - К 70-летию Эдуарда Хиля «Нет трагедии для оптимиста» (документальный)
2009 - Любовь к отеческим домам - житель Толстовского дома
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина
2009 - Эдуард Хиль. Возвращение (документальный)
2010 - Андрей Петров. Гений музыки для всех (документальный)
2011 - Безразличие - вокал
2011 - Анна Герман. Эхо любви
2011 - Смешарики. Начало - вокал
2012 - Эдуард Хиль. Короли не уходят (документальный)
2012 - Эдуард Хиль. Последняя тайна (документальный)
2014 - Эдуард Хиль. Обнимая небо... (документальный)

Эдуард Анатольевич Хиль - советский и российский эстрадный певец, народный артист РСФСР.

Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Эта дата указана в документах. Сам Хиль говорил, что родился в 1933 году. Во время эвакуации документы были утеряны и при оформлении новых была допущена ошибка.

Когда нацистская Германия напала на Советский Союз, Эдуард Хиль вместе с другими детьми Смоленска был эвакуирован. Он попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от оккупации, мать отыскала его. Мальчик находился в тяжёлом состоянии: он был сильно истощён и не мог самостоятельно ходить.

Эдуард Хиль занимался изобразительным искусством. В 1949 году решил переехать в Ленинград, поступать в Мухинское художественное училище. Но оказалось, что учиться там предстоит семь лет, в итоге Хиль поступил в Ленинградский полиграфический техникум.

Во время учёбы он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова и учился в вечерней школе музыкального образования. О прослушивании в студии Эдуард Хиль вспоминал: «Я пел арию Сусанина, мне казалось, что у меня бас. И к моему такому огорчению, когда прослушали, сказали, что лирический баритон, ни какой не бас. Я сказал, нет, баритоном я не хочу петь. И меня распределили в класс профессора Ольховского, он был заведующим кафедрой вокального отделения. И тогда я обнаружил, что действительно баритон - это царский голос, что огромное количество оперных партий для баритона - это и Онегин, и Фигаро, и Реглета».

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию и начал выступать как солист Ленконцерта.

Творчество

После окончания консерватории продолжил выступать в оперной студии. Исполнял партии Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера.

С этого времени начинается эстрадная карьера певца.

«Я учился два года на подготовительном, потом пять лет в консерватории, пел оперные партии и думал, что я буду оперный певец, понимаете. Но судьба так распределила, она подсказала мне - зайди-ка ты на концерт Клавдии Ивановны Шульженко . Она выступала в оперной студии, огромный зал, больше 2 тысяч человек. И вот я сидел в суфлерской будке, внимательно слушал Клавдию Ивановку Шульженко. И знаете, мне не нравились эстрадные исполнители, но когда я услышал Клавдию Ивановну, я понял, что это что-то такое необыкновенное», - рассказывал Хиль в интервью.

В 1962 году Хиль впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве.

В 1965 году принял участие в Фестивале советской песни, где стал лауреатом конкурса артистов эстрады.

Песня «О друге» приносит популярность артисту, о нём узнают в Советском Союзе. Также хитами становятся «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича .

В 1963 году выходит первая грампластинка Эдуарда Хиля. Затем появляются новые хиты: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке…» , «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города».

В 1969 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый долгоиграющий диск певца с детскими песнями-сказками.

Начиная с 1970-х годов к Хилю приходит настоящая известность, почти каждый год он участвует в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».

«Как-то закончил свой концерт, мы выходим с женой, а это было в театре Эстрады, и подходит машина. Я с цветами выхожу и моя жена, мы стоим, ждем машину. И я сажусь в машину, так машина трогается, я разговариваю с женой - поворачиваюсь, а ее нет. Оказывается мои поклонницы, они оттолкнули мою жену, сели и мы поехали», - вспоминает Хиль о том, как поклонницы часто не давали ему прохода.

С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина», «У леса на опушке…», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь, девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др.

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина». Он рассказывал об истории классического русского романса и приглашал в студию преподавателей, студентов консерваторий.

В 1987—1989 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников Олег Погудин и Евгений Дятлов .

Во времена распада СССР Хиль остался без средств к существованию. Когда развалился Ленконцерт, Хиль начал давать концерты в провинции, но это приносило ничтожно маленький доход. Тогда Хиль принял решение уехать во Францию.

Три года он подрабатывал в кафе «Распутин», снимал квартиру у знакомых эмигрантов.

В 1994 году Хиль принял решение вернуться на Родину. В Москве и Петербурге прошли юбилейные концерты певца, которые показали, что он по-прежнему популярен и любим своими почитателями.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный совместно с его сыном - музыкантом и композитором Дмитрием Хилем . Певец стал выступать вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки». Первое выступление в Театре Эстрады оказалось очень успешным, за ним последовали долгие гастроли по стране и за границей, записи на телевидении.

Выступая с молодыми музыкантами, Эдуард Хиль по-новому представил свои популярнейшие в 1960—1970 годы песни, внеся в них современные аранжировки.

В 2004 году в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии с большим успехом прошёл концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля.

В 2010 году Хиль пережил всплеск популярности в интернете. Хиль стал известен широким массам американских слушателей благодаря видеоклипу «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой».

Данный вокализ в США получил название «Trololo» и породил множество пародий.

«Я сидел дома, кажется, картошку чистил. Прибегает внук и говорит, мол, дедушка-дедушка, что же ты тут ерундой занимаешься, тебя же по интернету показывают. Какой-то американский молодой человек по прозвищу Коротышка запустил мою песню, которую я записал в 1966 году, и вдруг она стала хитом. И я не знаю даже, сколько миллионов посмотрело эту песню. В одночасье посыпались предложения из всех стран и городов», - рассказывал Хиль.

Хиль получил предложения совершить мировое турне. После появления ролика в американских блогах певец выступил в модном московском клубе, где исполнил свои знаменитые советские шлягеры. Молодёжная аудитория хорошо приняла выступление.

Эдуард Хиль участвовал в концертах вплоть до своей болезни в апреле 2012 года, от которой он так и не оправился.

8 апреля 2012 года Эдуард Хиль был госпитализирован. У певца произошёл инсульт, и он подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. 4 июня 2012 года Эдуард Хиль умер в НИИ им. Поленова в Санкт-Петербурге. Был похоронен 7 июня 2012 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Личная жизнь

Был женат на балерине Зое Александровне Правдиной .

2 июня 1963 у них родился сын Дмитрий. Он пошёл по стопам отца - окончил хоровую капеллу Ленинградской консерватории, выступал в концертных залах, на радио и телевидении. Впоследствии раскрылся как композитор, сочинив ряд песен и романсов.

Награды

1962- Лауреат второго Всероссийского конкурса артистов эстрады;
. 1965 - Вторая премия международного фестиваля эстрадной песни в Сопоте;
. 1968 - Заслуженный артист РСФСР;
. 1971 - Орден Трудового Красного Знамени;
. 1974 - Народный артист РСФСР;
. 1976 - Премия Ленинского комсомола;
. 1981 - Орден Дружбы народов;
. 2009 - Орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
. Приз Утёсова
. 2010 - Премия «Степной волк» в номинации «интернет»;
. 2011 - Премия «Золотой граммофон» за песню «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» .