Общая характеристика периода упадка древней греции. Периодизация древней греции


Не только профессиональные историки и студенты исторических факультетов увлекают античной Греции. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, философии, мифологии.

Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На Рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Особенности гомеровского периода

Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.

Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.

Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:

  • В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
  • В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
  • На Крите это были клароты.

Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.

Греция в архаический период

Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.

Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.

Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:

  • Рост спроса на греческие товары;
  • В метрополию постоянно поступали рабы;
  • Знать получала богатства и предметы роскоши;
  • В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
  • Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
  • Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.

Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.

Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.

В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.

Полисы делились на две группы:

  • Олигархические (Спарта и Крит);
  • Демократические (Афины).

В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров нне разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политсила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Искусство и наука

Огромный вклад жители Древней Эллады сделали в развитие театра, живописи, скульптуры. Искусство греков присутствует практически в каждом уголке земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Возводили греки храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было, где жить. Но, в отличии от римлян, или же древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Вавилонии, элладцы строили храмы не большими (относительно, если судит по размерам), размещая их в акрополе города. Это была самая защищенная часть населенного пункта. Чтобы храм было видно издали, возводили его на горе или холме. Для строительства старались применять два основных материала – известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое греческое строение, обязательно имело колоны, располагавшееся в один или два ряда. В классический период искусство строить храмы достигло пика развития. В следующую эпоху – эллинистическую – стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства, амфитеатры.

Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась в течение всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей обязательно были одеяния, то в классическую эпоху основное внимание мастера сконцентрировали на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных, атлетически сложенных людей, что подчеркивало внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизм скульптуры стали носить метафорический характер, в произведениях искусства появились преувеличения, пышность, которой раньше не было.

Отличались греки и особой техникой живописи, образцы которой практически не сохранились до сегодняшнего времени. Но рисунки можно увидеть на вазах. Применяли греки два способа росписи таких изделий, как чернофигурная и краснофигурная. Для первой было характерно использование черного лака, чтобы изобразить людей и животных. А краснофигурная подразумевала полное закрашивание черного фона, фигуры же делались красными, а черный лак помогал еще четко прорисовать детали.

В период отмечания праздника виноделия, который был посвящен богу Дионису, стал складываться греческий театр. С его возникновением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления не отделялись друг от друга, что делало и литературу, и театр органическим целым. В постановках было принято применять специальные маски, которые носили только мужчины-актеры. Женщины в спектаклях участия не принимали.

Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции говорит большое количество театров и амфитеатров. Без постановок не обходились ни празднества, ни народные гуляния. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанрами. Это были и комедии, и трагедии, и сатиры, и иронические представления на злобу дня.

Научные знания греков развивались в разных областях – философии, математики, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии, истории. Особое место среди знаний занимала философия, которая занималась изучением проблем происхождения космоса, планет, человека, поиска ответов на вопросы, связанные с бессмертием. В Элладе сформировалось несколько философских школ, яркими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.

В школах Древней Греции преподавались литература, грамматика, математика, история, астрономия, философия. Обязательным было физическое воспитание, чтобы личность человека развивалась гармонично.

Самым знаменитым наследием греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для того, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были локальные соревнования, которые со временем развились до общегреческих. На соревнованиях выступали спортсмены с разных полисов Эллады, стараясь получить статус лучшего атлета. Основные состязания происходили в такой дисциплине, как пятиборье, сейчас оно также присутствует на Олимпийских играх.


Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» появилась в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «Античный» (лат. antiquus – древний) для определения Греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.

Общая характеристика

Более 3,5 тыс. лет назад в Европеек в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они пришли с севера и называли себя эллинами – потомками царя Эллина, а свою страну – Элладой. Греки из племени Иона, внука Эллина, поселились на западе Малой Азии, и местность, где они жили, получила название Ионии. Общее имя греки этому народу дали римляне.

Между Ионией и Балканским полуостровом раскинулось Эгейское море, берега кт изрезаны удобными бухтами. Эгейское море – мелководное, с множеством больших и малых островов, самый крупный из кт – остров Крит. Территория, заселенная греками, получила общее название Греция.

Обилие островов, где мореход мог укрыться в ненастье, и спокойных бухт стало одной из причин быстрого развития судоходства у греков.

Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, ее омывают моря.

Южная оконечность Эллады – полуостров Пелопоннес. С остальными областями страны его связывает узкий Коринфский перешеек, или Истм. На Пелопонессе возникли древнейшие эллинские города: Микены, Спарта, Мессена, Тиринф, Коринф, Олимпия. Из городов, располагавшихся в других частях Эллады, наиболее известны Афины, Пилос, Платен, Фивы, Дельты. Но самым могущественным в те времена в бассейне Эгейского моря был остров Крит.

В 15 в. до н.э. грандиозное землетрясение и извержение вулкана уничтожили почти все постройки на острове. Население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.

Некоторые ученые полагают, что крушение критской цивилизации отражено в мифе о гибели легендарной страны Атлантида.

После того как стихия разрушила обитель критских царей, в Древней Греции возвысился город Микены, расположенный в Южной Греции. Микенскую крепость построили греки из племени Ахея, второго внука Эллина – ахейцы. Ахейцы были воинственны и любили богатство. На ахейских царей работали искусные ремесленники, им служили храбрые воины. Мастера сооружали роскошные дворцы на берегах Эгейского моря, воины предпринимали далекие походы по суше и по морю.

Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Усилению греков воспротивилось Троянское царство, расположенное на северо-западе полуострова. Ок. 1200 г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города закончилась его падением. Ахейцы разрушили и сожгли Трою. А в результате сильного землетрясения, кт произошло после войны троянцев с ахейцами, город окончательно пришел в упадок и никогда более уже не возрождался.

Периоды культуры развития Древней Греции

Для мировой культуры огромную роль сыграло культурное наследие античных государств. Все народы Европы испытали влияние античной литературы, искусства, философии, религиозных, политических и юридических взглядов. Само понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения – так итальянские гуманисты называли греко-римскую культуру.

Произведения Древней Греции и Древнего Рима в области литературы и искусства принято называть классическими.

Гегель в «философии истории», переходя к вопросу о классическом мире, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, «потому что мы находимся в сфере духа… Подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать, прежде всего, в Греции».

Гегель отнюдь не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и в настоящее время. И сегодня их достижения в области искусства, науки и философии не только понятны нам, но и продолжают нас волновать. К.Маркс писал: «Они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом… Условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова». Классическое образование в Европе всегда предполагало знание достижений античности.

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской культуры? Ответ просто: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения европейской цивилизации. Если мы бросим ретроспективный взгляд на европейскую культуру, то легко заметим, что исходным пунктом является именно Древняя Греция. О культуре Эллады можно сказать, что она содержала в себе в зародышевом состоянии все последующие достижения европейской культуры.

Выделяют следующие периоды культурного развития Древней Греции:

· Крито-микенский период (3-2 тыс. до н.э.)

· Гомеровский период (11-8 вв. до н.э.)

· Архаический период (8-6 вв. до н.э.)

· Классический период (480-323 до н.э.) подразделяется на эпоху расцвета (5 в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса (4 в. до н.э.)

· Эллинистический период (4-1 вв. до н.э.)

Крито-микенский период

Центрами крито-микенской цивилизации были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Критскую культуру еще называют по имени царя Крита Миноса – минойской. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов. В нач. 20 в. английским археологом Артуром Эвансом был открыт первый из критских дворцов – Кносский, который являлся дворцом Миноса. Он имел сотни помещений, коридоров, лестниц и пристроек. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре – чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка которых отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль.

В нем почти не было окон: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстие в крыше. Такое устройство здания спасало находившихся в нем от изнурительной жары летом и холодных ветров зимой.

Царский дворик выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Среди памятников, дошедших до нас, следует отметить фрески, бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Цари Крита создали сильнейший военный флот, подчинили себе близлежащие острова и стали властвовать на всем Эгейском море, совершали плавания к берегам Египта, Финикии. На Крите были найдены глиняные таблички с письменами. Но эти надписи пока не разгаданы, и критская цивилизация остается одной из самых таинственных в истории человечества.

Но в сер. 15 в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера недалеко от Крита (современный остров Санторин).

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветала микенская культура. Тесно связанная с древними культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры – шахтные гробницы в Микенах (полуостров Пелопонесс), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами микенской культуры, как и на Крите, были дворцы. В отличие от критских, все дворцы были укреплены. Их стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Греки, видевшие эти стены в более позднее время, называли их циклопическими, приписывая их сооружение их одноглазым великанам – циклопам. С приходом северобалканских племен – дорийцев, крито-микенская цивилизация прекращает свое существование.

Гомеровский период

Этот период (11-9 вв. до н.э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. В его поэмах отражена жизнь общ-ва с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской эпохе. Герои Гомера – цари и представители знати.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общ-ва в архаическую и классическую эпоху.

Культура архаического периода

В этот период (8-6 вв. до н.э.) проходила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В рез-те греческий мир вышел из состояния изоляции, в кт оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев – алфавитное письмо, кт греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки (астрономия, геометрия) проходило под влияние египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное влияние египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органически вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-гос-ва, охватывающее сам город и прилегающую к нему территорию. Полисное устройство гос-ва воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах гос. важности. Такое государственное устройство явл-ся прототипом демократии. (наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы). В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-гос-в, но именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляется понятие «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Характер мировоззрения греческого общества складывался начиная с крито-микенского периода. Это становление продолжалось и в архаический период. Мировоззрение было ориентировано на пантеон богов Олимпа. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (многобожие). Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции существовали и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде (похожими на людей). Власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс подчинялся велению судьбы.

По представлению древних греков первоначально существовал Хаос, из кт выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны, кт свергли отца. Один из титанов Кронос (время) воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба.

Богом света и поэзии был Аполлон, кт обычно сопровождали 9 муз – покровительниц искусств и наук. Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего. Известно его самое большое святилище в Дельфах, где жрица-пифия делала предсказания.

Музы - богини творческого вдохновения в поэзии, пении и других искусствах; спутницы Аполлона. Они - дочери Юпитера (Зевса) и нимфы Мнемозины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд. Согласно греческим мифам, они были произведены на свет, чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов. Первоначально музы были нимфами, главенствовавшими над источниками, обладавшими силой давать вдохновение, такими, как Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон и Кастальский ключ на горе Парнас. Последний в конце концов стал их обиталищем. Потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники. Со временем установилось их число - девять, и каждая получила свою сферу влияния среди наук и искусств:

Каллиопа , муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы);

Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов);

Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке;

Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом;

Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;

Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой;

Талия - муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской;

Эвтерпа - муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом;

Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

В изобразительном искусстве они - молодые женщины, в обществе бога Солнца Аполлона или в одиночку, и представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще), маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.

Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного дела – Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хозяйственной деят-ти имела своего бога-покровителя: Деметра – земледелие, Афина – ткачество, Дионис – виноделие, Гермес-торговля и т.д.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др.

Важным фактором развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:

· Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.;

· Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах;

· Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в 2 года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов греческой культуры – агонистика (греч. Agon – борьба) – стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их жизни. Главное в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и др.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греция была Иония. Именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия . Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.) – апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами – твердым и жидким, теплым и холодным.

К тому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Эпоха архаики поражает богатством и разнообразием форм узора на греческой керамике. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в т.н. ориентальном, т.е. восточном стиле, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы. Поражает своим величием Парфенон – храм Афины-девы. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Пифагор (ок. 540-500 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в общ-ве происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем кт был Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.

Следует отметить, что не все в культуре Древней Греции было создано непосредственно греками. Они заимствовали у египтян солнечный календарь и сведения об устройстве гос-ва, у вавилонян – многие математические открытия. Но греки не просто использовали достижения других народов, они учились у них.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями:

· борьбой рабовладельческой демократии и тирании;

· ожесточенной войной греческих полисов с персами.

Войны с Персией стали для греческого народа суровым историческим испытанием. Грозная опасность сплотила греческие города под руководством Афин в борьбе за свободу и независимость. Разгром персов убедительно показал преимущество общественного строя городов-государств Древней Греции, способствовал росту гражданского самосознания эллинов. Этот период связан с расцветом античной рабовладельческой демократии, нашедшей наиболее полное выражение в общественно-политическом строе Афин в период т.н. «золотого века»

Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были гос-вом со всеми его культовыми и эстетическими установлениями. Это определило то чувство единства личного и общественного, эстетического и этического, конкретного и всеобщего, кт достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Ученые утверждали, что существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иным уровнем культуры и ее выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Например, прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат (Поликлет). И большинство из известных греков были еще и поэтами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деят-ти. Афинское гос-во заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Целью его было всестороннее воспитание личности.

Равнодушные к внешним завоеваниям, греки всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты и добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Умеренность в материальном положении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Такое мирочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, кт не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. Величайшие скульпторы этой поры: Мирон, Поликлет, Фидий – изображали богов и героев. Изображения атлетов-победителей – основная тема в творчестве 2-х крупнейших мастеров 5 в. до н.э. – Мирона и Поликлета. Оба скульптора работали в бронзе. К числу лучших работ Мирона относится статуя «Дискобол», изображающая атлета, победившего в состязаниях по метанию диска.

Лучшей работой Поликлета считается скульптура «Дорифор» - бронзовая фигура юноши с копьем. Статуя не была памятником какому-либо определенному атлету-победителю, и ее назвали «каноном» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильный пропорции, на основе кт может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение м/у собой. Слава статуи Поликлета связана также с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета-гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного чел-ка. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью

Канон – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.

«Золотым веком» Афин наз. 2 пол. 5 в. до н.э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах был избран Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделал он за это время очень много. Перикл обладал широким кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким художественным вкусом. Лучшие умы Эллады стремились в Афины, подолгу жили и работали там. Самым притягательным центром стал дом Перикла, где собирались талантливые люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий скульптор Фидий, драматург Софокл. Душой этого кружка истинных интеллигентов была жена Перикла Аспазия, кт часто вступала в дискуссии с самим Сократом. Ее роль в преобразовании античной культуры была не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации.

Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-гос-во с высококультурным обществом. Он олицетворял собой идею величия эллинского духа, обращавшую сознание его сограждан к высоким идеалам. Перикл был высококультурным чел-ком, но, страстно желая видеть таких же простых греков, невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Одним из негативных следствием преобразовательной деят-ти Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от гос-ва «хлеба и зрелищ». Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса.

Эллинистический период

В последние десятилетия 4 в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии способствовал захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Постигая необъятность земли, человек вдруг ощутил себя всего лишь крошечной песчинкой в сложной системе мироздания. Бессилие перед судьбой и окружающим миром рождало в человеке трагическое мироощущение, что побудило его обратиться к собственным переживаниям. В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока.

Александр М. основал огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель. Но все это не помешало ему захватить персидскую державу, а заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать чтобы ему и в Греции воздавали божественные почести.

Происходил исторический поворот от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез эллинской и восточной культур. Точкой отсчета становилась уже не македонская, не эллинская, а сверхнациональная идея. Уже, будучи царем, Александр, был полон решимости устранить все национальные предрассудки. Его раздражали эллинские предубеждения против варваров, против побежденных народов. Александру виделись слитыми воедино Запад и Восток.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мера сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Угасание политической жизни в бывших полисах совпало в изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые как сословие появилась интеллигенция. С интеллектуальным расслоением общества стал невозможен всенародный подъем, кт одухотворял праздники прошлых эпох. Особенностью этих праздников было то, что народ на них из участника превращался в зрителя.

Вместе с тем, эпоха эллинизма – время экономического подъема. Росли города, процветали науки, внедрялись изобретения. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию, поскольку греки помнили свободу. С оглядкой на богов они определяли и направляли свою жизнь, но постоянные войны лишали их этой возможности. Немыслимое в эпоху подъема стремление к безбрачию и бездетности еще более обостряло чувство неуверенности, и только в таких условиях появилась массовая потребность разобраться в своем внутреннем мире.

Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них явл-ся эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают морали. Главным был вопрос: откуда берется зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к утрате гражданских добродетелей. В рез-те философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: эпикуреизм, стоицизм.

Основателем первой был Эпикур (342-271 до н.э.). Он утверждал, что целью чел-ка должно быть личное блаженство, высшей формой кт признавалось невозмутимость, душевный покой.

Вторая система стоицизм, созданная Зеноном (335-262 г. до н.э.), идеалом добродетели считалась независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является бесстрастие, апатия.

В эллинистическую эпоху пробуждается индивидуализм, что находит свое отражение в искусстве и лит-ре. Появляется стремление сделать более близким к человеческой жизни. Величавую торжественность и нравственную строгость высокой классики сменяет богатый и разнообразный мир человеческих чувств и страстей. Эти тенденции нашли воплощение в творениях выдающихся мастеров поздней классики – Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа.

Пракситель – мастер одухотворенного лирического искусства. Одни из лучших его произведений – статуя Гермеса с младенцем Дионисом, статуя Афродиты (богиня собирается купаться). Творчество Скопаса отличалось ярко выраженным драматическим характером: статуя пляшущей вакханки (менады). Классический идеал красоты олицетворяла статуя Леохара – Аполлон Бельведерский. Лисипп создал статую Александра Македонского и юноши-атлета.

В эту же пору создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – знаменитая Венера Милосская.

В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство кт, а также перепланировка старых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах кт располагались улицы. В городах увеличивается кол-во общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эту эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. Возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки, философские школы, где перекрещиваются пути греческих и древневосточных культурных традиций.

В этот период появляюся и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.



Истории Древней Греции

Географическое положение, этнообразование и периодизация

Лекция 8. Зарождение античной цивилизации

Географические рамки Древней Греции не были постоянными. Начало развития – Эгейский регион (Балканское, Малазийское, Фракийское побережье, острова Эгейского моря) и территория Балкан. В VIII–VI вв. до н. э. освоена Сицилия, южная Италия и побережье Черного моря. К концу IV в. до н. э. в составе эллинистических государств оказались Ближний, Средний Восток до Индии и Египет до первых порогов Нила. В основном Греция – горная страна. Долины и равнины составляют 20 % территории. Благоприятные условия для быстрого развития племен. Близость народов Древнего Востока – это зона пересечения воздействия цивилизаций Месопотамии и Египта. Приморское положение и изрезанность береговой линии привели к развитию городов как центров торговли и ремесел. Климат субтропический. Большое количество полезных ископаемых: белый мрамор, серая и красная глина, золото и пр.

Этнообразование. В отличие от стран Древнего Востока в Эгейском бассейне – этническая однородность. Эти области были заселены греческой народностью, которая представлена четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Каждая группа говорила на своем диалекте, имела особенности в обычаях и религии. Но отличия были незначительны. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли на юг Балкан в конце III тыс. до н. э. В конце II тыс. до н. э. под напором дорийцев, шедших из Македонии, ахейцы ассимилировались и были вытеснены в горы. Их потомки проживали в Аркадии и на Кипре. Дорийцы заселили основную часть Пелопоннеса: Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду, острова Крит и Родос. Близки дорийцам были жители Эпира и других областей Западной Греции. Ионийцы поселились в Аттике, центральной части Эгейского моря (Самос, Хиос, Лемнос, Эвбея, Иония) и области Малой Азии. Эолийцы проживали в Беотии, Фессалии и в области Эолида на побережье Малой Азии к северу от Ионии, в том числе на о. Лесбос. Кроме греков в Эгеиде проживали остатки догреческих племен: лелеги. пеласги, карийцы, которые в этногенезе заметной роли не сыграли. В Македонии проживали македонцы – отдельная ветвь греческой народности. Термины «греки» и «Греция» появляются позднее, в Риме.

1. III – II тыс. до н. э. – «Эгейский» (крито-микенский) период: зарождение первых обществ и первых государств на Крите и юге Балкан.

2. XI – IX вв. до н. э. – «предполисный» или гомеровский («темные века»): господство родоплеменных отношений.

3. VIII – VI в. до н. э. – «архаический» период: формирование полисной системы и государства; Великая греческая колонизация (Средиземное и Черное моря).



4. V–IV в. до н. э. – «классический» период: расцвет древнегреческой цивилизации, политического строя, культуры, экономики.

5. Вторая половина IV– середина I вв. до н. э. – «эллинистический» период:

а) восточные походы Александра Македонского, образование эллинистических государств (30-е гг. IV в. – 80-е г. III в. до н. э.);

б) функционирование эллинистических обществ и государств (40-е годы III – середина II в. до н. э.);

в) кризис системы и завоевание Римом на западе, Парфией на востоке (середина II – I вв. до н. э.).

8.2. Возникновение первой цивилизации в Европе

Началом европейской цивилизации считается крито-микенская культура. Ее исследование начинается с XIX в. (Генри Шлиман, Артур Эванс). Древнейшие неолитические поселения на Крите датируются 1600–1400 гг. до н. э. Первые жители Крита знали гончарное дело, строили дома из обожженного кирпича, занимались земледелием, изготавливали зеркала, антропоморфные фигурки из глины и камня. Эта цивилизация не была родственна материковой Греции. На втором этапе поселения преобразуются в город с регулярной планировкой и к концу периода появляются крупные здания с множеством комнат. В ранний бронзовый век (III–II тыс.) начинается волна миграции и смешение эмигрантов из Азии с критским населением. Расцвет Крита наступает в 1600–1400 гг. до н. э. По имени первого правителя – Миноса (приблизительно XV в. до н. э.) эту цивилизацию назвали минойской (согласно греческой мифологии он – сын Зевса и Европы, его супруга – дочь Солнца). Источник процветания Крита – заморская торговля. Крит контролировал морские пути из Эгейского моря на юг. Минойцы были очень религиозны: в раскопках много культовых вещей, и главная фигурка – женщина-богиня. Верующие на изображениях больше испытывают восторг, но не страх. Поклонение умершим скорее отсутствовало. Только зажиточных людей хоронили в высеченных в скале склепах или гробницах, что свидетельствовало о ранней социальной дифференциации.

Наглядное представление о минойской культуре дает Кносский дворец – комплекс построек хозяйственного, жилого и культового назначения. В нем нет оборонительных сооружений, следовательно, население не было воинственно. Это доказывает и отсутствие батальных сцен в сюжетах многочисленных фресок. На Крите существовала письменность (линейное письмо «А», которое до сих пор остается нерасшифрованным).

В середине XV в. произошло извержение вулкана и взрыв кальдеры на острове Санторин. Большая часть Крита оказалась засыпана пеплом. Довершает разрушения волна цунами, которая разрушила весь север острова. Критская цивилизации погибла, а остров вскоре был покорен обитателями материковой Греции – ахейцами.

У ахейцев прослеживается сильное влияние Крита. В XVII веке до н. э. возникают письменность (линейное письмо «Б», расшифрованное в XIX в.) и дворцы, похожие на Кносский. Облик культуры, несмотря на преемственность, отличается. Прежде всего, это выражено в военизированности общества. Ахейцы основали торговые поселения по всему Восточному Средиземноморью и в гаванях на Центральном и Западном побережьях Средиземноморья.

С конца VIII в. до н. э. начинается движение «народов моря» – агрессивных азиатских племен. Это явилось причиной гибели Микенской Греции в XII в. до н. э. Многое было разрушено и утрачено: на несколько веков было забыто искусство письма, в строительстве перестали использовать камень, Греция превратилась в «деревянную» страну. Вновь возрождаются родоплеменные отношения. Период влияния «народов моря» вошел в историю как «темные века». Одновременно с севера и северо-запада появляются племена дорийцев (родственны ахейцам). С их появлением изменилась экономика: резко сокращено количество металлических изделий, в сельском хозяйстве сокращаются запашки, следовательно, снижение урожайности. Секрет получения железа из руды позволил преодолеть кризис к X в. до н. э.: теперь каждая община самостоятельно могла обеспечить себя инвентарем и оружием. Из этого следует изменение социально-политической ситуации – изоляция общин друг от друга. Греческое общество становится конгломератом общин при господствующей роли аристократии. Большинство обществ имеет царей, власть которых ограничена народным собранием. Вновь начинается подъем культуры. Поселения приобретают вид городов. Во второй половине IX в. возникает полисное устройство. У греков было свое название этого процесса – синойкизм (сплочение под единой столицей). Пути формирования полиса:

1) группа деревень сливается в один город (Спарта, Коринф);

2) деревни существуют раздельно, но одну начинают признавать главной – метрополией (Афины);

3) отказ от дробления наделов и передача наследства только старшему сыну, что ставило проблему обеспечения граждан землей и вызвало Великую греческую колонизацию (все остальные полисы).

Ход колонизации:

– VIII век до н. э. – территории осваиваются на островах у западного побережья Греции, на о. Сицилия, на южном крае Италии;

– VII век до н. э. – колонизация идет на Север и Юг старого греческого мира. Греки занимают проливы, ведущие к Черному морю. Основные поселения на европейских и азиатских берегах. Только Милет имел 80 колоний. Начинается освоение Египта. Фокейцы из Малой Азии идут в Западное Причерноморье и основывают Массалию (Марсель) в устье Роны. Поздние поселенцы появляются в Южной Галлии.

Итог: берега Средиземного моря на 2/3 заняты греками. На Западе – до Пиренеев, на Востоке – устье Дона, Кавказ, Крым, кое-где Азовское побережье. Только юго-западный угол Средиземного моря (Испания, Африка) не были заняты греками. Там находились финикийские колонии. Греки нигде не захватывали больших внутренних областей. Они занимали побережье. Цицерон писал: «Греческий берег составляет точно кайму, пришитую к обширной ткани варварских полей».

В результате большая часть населения уходит в колонии, начинается вывоз продуктов из колонии в метрополии и развитие индустрии. По всему Средиземноморью развивается активный обмен, посредничество в торговле – источник дохода греческих общин. При этом каждый полис является самостоятельным государством, и разобщенность Греции становится главным фактором ее истории.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности географического фактора в истории Древней Греции?

2. Назовите племенные группы, на основании которых складывалась греческая народность.

3. Перечислите характерные черты крито-микенской цивилизации.

4. Что такое синойкизм?

5. Каковы основные направления и историческое значение Великой греческой колонизации.

История Древней Греции - составная часть истории древнего мира - изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тыс. до н.э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крите, а заканчивается II-I вв. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в римскую державу.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали развитую экономическую систему, основанную на рациональной и жестокой эксплуатации рабского труда, рабовладельческие общественные отношения классического типа,(полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, фракийское и малоазийское побережье и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII-VI вв. до н.э. после мощного колонизационного движения из района Эгеиды греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н.э. и завоевания Персидской державы, на Ближнем и Среднем Востоке образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал огромную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является ^ определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э. В конце II тыс. до н.э. под напором дорийских племен, двигавшихся из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в мало- азийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили большую часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), большую часть южных островов Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции.

Третья племенная группа, говорившая аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тыс. до н.э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители Южной Фракии.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приводится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железными рудами, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья. Почвы Греции каменисты, мацоплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и довольно значительные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия и культуры зерновых.

Периодизация истории

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа:

  1. раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э. (история Крита и Ахейской Греции);
  2. формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры (XI-IV вв. до н.э.);
  3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования, имевшие в своей структуре пережитки родо-племенного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцами и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, местное критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тыс. до н.э. с севера, возможно из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и для истории материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции элладскими (от названия Греции Эллада).

  1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв. до н.э.) - господство первобытных отношений, догреческое население;
  2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н.э.) - проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений;
  3. Позднеэлладский, или микенский (XVI-XII вв. до н.э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II-I тыс. до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях первобытного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства и классовые общества, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытнородовые отношения, падает социально-экономический и политический уровень общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории - полисный этап - начинается с разложения родо-племенных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

  1. , или темные века, или предполисный период (XI-IX вв. до н.э.) - родо-племенные отношения в Греции;
  2. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) - формирование классового общества и государства в форме полисов. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация);
  3. Классический период греческой истории (V-IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, классического рабовладения, республиканских политических форм и достижений культуры исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединявшая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества, с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э. после распада «мировой» империи Александра Македонского.

Объединение процессов исторического развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политических учреждений и культуры открыло новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории делится также на три периода:

  1. восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э. - 80-е годы III в. до н.э.);
  2. расцвет эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н.э. - середина II в. до н.э.);
  3. кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - I в. до н.э.).

Захват римлянами в 30 г. до н.э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития рабовладельческих обществ и государств, которые составляют содержание курса «История Древней Греции».

Ну, а теперь от общих рассуждений мы с вами переходим непосредственно к первому периоду греческой истории. Для начала нужно дать периодизацию греческой истории. Я вам дал общие рамки античности: это III тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э. Заканчивать античную историю будет римское государство, мы же сейчас говорим только о Греции.

История древней Греции делится на несколько периодов.

Первый период (III — II тысячелетие до н.э.) называется крито-микенским периодом.

Затем период с XI по IX века до н.э. Называется период тёмных веков, он же гомеровский период, он же предполисный период (что такое полис, мы с вами будем говорить на наших лекциях).

VIII — VI века до н.э называется архаический период (архаю – значит “древнейший”, просто с VIII века раньше историки начинали историю древней Греции. От этого времени у нас сохранились письменные памятники и долгое время считалось, что реальная история начинается в Греции только с этого момента).

Затем V — IV века – это тот период, который является как бы нормативным, который в основном для большинства людей и представляет классическую древнюю Грецию. Он так и называется: классический период. Это как раз расцвет греческой цивилизации, V — IV века – расцвет греческой культуры, расцвет искусства. Хотя дальше мы с вами будем говорить, что из этих двух веков, причём и не полностью этих двух веков, расцвету-то будет уделено для этой цивилизации всего лишь 50 лет. А 100 лет классического периода придётся на эпоху кризиса. Но, повторяю, всё это вместе называется V — IV век – это эпоха классики.

Ну, и последний период (здесь уже года пойдут) – с 334-го года по 30-ый год до н.э. – этот период называется эллинистический период. 334 год – это начало восточных походов Александра Македонского, и тогда наша греческая цивилизация распространится вплоть до территории современного Афганистана и северо-западной Индии, это будет тоже греческим миром. Поэтому я и говорил, что греческая цивилизация занимает не только территорию Европы. А в 30-м году падёт последнее независимое государство эллинистическое, это Птолемеевский Египет. Это очень легко запомнить, поскольку с этим годом связано событие, которое знакомо даже не историку, а просто тому, кто любит читать книжки или смотреть кинофильмы. В этом году погибла знаменитая Клеопатра VII -ая и Марк Антоний, о чьей любви написано и снято достаточно много произведений.

30-й год советую вам запомнить ещё потому, что это так называемый “осевой” год не только для греческой истории, но и для римской истории это очень важный год. Это год окончания Римской республики и год начала Римской империи.

Итак, это то, что касается хронологии.