Кто написал легенды о христе. Легенды о Христе (Сельма Лагерлеф)


Сельма Лагерлеф

Легенды о Христе

Святая ночь

Когда мне было пять лет, меня постигло очень большое горе. Более сильного я, кажется, с тех пор и не знала: умерла моя бабушка. До самой своей кончины она проводила дни, сидя в своей комнате на угловом диване и рассказывая нам сказки.

Бабушка рассказывала их с утра до вечера, а мы, дети, тихо сидели возле нее и слушали. Чудесная это была жизнь! Никаким другим детям не жилось так хорошо, как нам.

Лишь немногое сохранилось у меня в памяти о моей бабушке. Помню, что у нее были красивые, белые как снег волосы, что она ходила совсем сгорбившись и постоянно вязала чулок.

Помню еще, что, кончив рассказывать какую-нибудь сказку, она обыкновенно опускала свою руку мне на голову и говорила:

И все это такая же правда, как то, что мы сейчас видим друг друга.

Помню я и то, что она умела петь чудесные песни, но пела она их не часто. В одной из этих песен речь шла о рыцаре и о морской царевне, и у нее был припев: «Ветер холодный-холодный над морем подул».

Помню еще короткую молитву и псалом, которым она меня научила.

Обо всех сказках, которые она мне рассказывала, у меня осталось лишь бледное, смутное воспоминание. Только одну из них я помню так хорошо, что могла бы пересказать ее и сейчас. Это маленькая легенда о Рождестве Христовом.

Вот почти все, что я могу припомнить о своей бабушке, кроме того, что я помню лучше всего, - ощущение великой утраты, когда она покинула нас.

Я помню то утро, когда диван в углу оказался пустым, и было невозможно представить, когда же кончится этот день. Этого я не забуду никогда.

И помню я, как нас, детей, подвели к усопшей, чтоб мы простились с ней и поцеловали ее руку. Мы боялись целовать покойницу, но кто-то сказал нам, что ведь это последний раз, когда мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

И я помню, как сказки и песни вместе с бабушкой уехали из нашего дома, уложенные в длинный черный ящик, и никогда больше не возвращались.

Что-то ушло тогда из жизни. Точно навсегда заперли дверь в широкий, прекрасный, волшебный мир, в котором мы прежде свободно бродили. И никого не нашлось, кто сумел бы отпереть эту дверь.

Мы постепенно научились играть в куклы и игрушки и жить так, как все другие дети, и могло показаться, что мы больше не тоскуем о бабушке и не вспоминаем о ней.

Но даже и в эту минуту, спустя много лет, когда я сижу и вспоминаю все слышанные мною легенды о Христе, в моей памяти встает сказание о Рождестве Христовом, которое любила рассказывать бабушка. И теперь мне хочется самой рассказать его, включив в мой сборник.

Это было в Рождественский сочельник, когда все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Мы были, кажется, одни во всем доме. Нас не взяли, потому что одна из нас была слишком мала, другая слишком стара. И обе мы горевали о том, что не можем побывать на торжественной службе и увидеть сияние рождественских свечей.

И когда мы сидели с ней в одиночестве, бабушка начала свой рассказ.

Когда-то в глухую, темную ночь один человек вышел на улицу, чтобы раздобыть огня. Он переходил от хижины к хижине, стучась в двери, и просил: «Помогите мне, добрые люди!

Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, чтобы согреть ее и младенца».

Но была глубокая ночь, и все люди спали. Никто не откликался на его просьбу.

Когда человек приблизился к овцам, он увидел, что у ног пастуха лежат и дремлют три собаки. При его приближении все три проснулись и оскалили свои широкие пасти, точно собираясь залаять, но не издали ни единого звука. Он видел, как шерсть дыбом поднялась у них на спине, как их острые, белые зубы ослепительно засверкали в свете костра и как все они кинулись на него. Он почувствовал, что одна схватила его за ногу, другая - за руку третья вцепилась ему в горло. Но крепкие зубы словно бы не повиновались собакам, и, не причинив ему ни малейшего вреда, они отошли в сторону.

Человек хотел пойти дальше. Но овцы лежали так тесно прижавшись друг к другу, спина к спине, что он не мог пробраться между ними. Тогда он прямо по их спинам пошел вперед, к костру. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась…

До сих пор бабушка вела рассказ не останавливаясь, но тут я не могла удержаться, чтобы ее не перебить.

Отчего же, бабушка, они продолжали спокойно лежать? Ведь они так пугливы? - спросила я.

Это ты скоро узнаешь, - сказала бабушка и продолжала свое повествование: - Когда человек подошел достаточно близко к огню, пастух поднял голову. Это был угрюмый старик, грубый и неприветливый со всеми. И когда он увидел, что к нему приближается незнакомец, он схватил длинный, остроконечный посох, с которым всегда ходил за стадом, и бросил в него. И посох со свистом полетел прямо в незнакомца, но, не ударив его, отклонился в сторону и пролетел мимо, на другой конец поля.

Когда бабушка дошла до этого места, я снова прервала ее:

Отчего же посох не попал в этого человека?

Но бабушка ничего не ответила мне и продолжала свой рассказ:

Человек подошел тогда к пастуху и сказал ему: «Друг, помоги мне, дай мне огня! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, чтобы согреть ее и младенца!».

Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.

«Бери, сколько тебе нужно!» - сказал пастух.

Но костер уже почти догорел, и вокруг не осталось больше ни поленьев, ни сучьев, лежала только большая куча жару; у незнакомца же не было ни лопаты, ни совка, чтобы взять себе красных угольков.

Увидев это, пастух снова предложил: «Бери, сколько тебе нужно!» - и радовался при мысли, что человек не может унести с собой огня.

Но тот наклонился, выбрал себе горстку углей голыми руками и положил их в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не прожгли его одежды; он понес их, словно это были яблоки или орехи…

Тут я в третий раз перебила рассказчицу:

Бабушка, отчего угольки не обожгли его?

Потом все узнаешь, - сказала бабушка и стала рассказывать дальше: - Когда злой и сердитый пастух увидел все это, он очень удивился: «Что это за ночь такая, в которую собаки кротки, как овечки, овцы не ведают страха, посох не убивает и огонь не жжет?» Он окликнул незнакомца и спросил его: «Что это за ночь такая? И отчего все животные и вещи так милостивы к тебе?» «Я не могу тебе этого объяснить, раз ты сам этого не видишь!» - ответил незнакомец и пошел своей дорогой, чтобы поскорее развести огонь и согреть свою жену и младенца.

Пастух решил не терять этого человека из виду, пока ему не станет ясно, что все это значит. Он встал и пошел следом за ним до самого его обиталища. И пастух увидел, что у незнакомца нет даже хижины для жилья, что жена его и новорожденный младенец лежат в горной пещере, где нет ничего, кроме холодных каменных стен.

Пастух подумал, что бедный невинный младенец может насмерть замерзнуть в этой пещере, и, хотя он был суровым человеком, он растрогался до глубины души и решил помочь малютке. Сняв с плеч свою котомку, он вынул оттуда мягкую белую овчину и отдал ее незнакомцу, чтобы тот уложил на нее младенца.

И в тот самый миг, когда оказалось, что и он тоже может быть милосерден, глаза его открылись, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что вокруг него стоят плотным кольцом ангелочки с серебряными крылышками. И каждый из

«Легенды о Христе» – одно из важнейших произведений Сельмы Лагерлёф, написанное в простой и доступной детям манере.

Цикл этот важен для понимания не только всего творчества Лагерлёф, но и личности самой писательницы, ибо именно в «Легендах о Христе» возникает образ одного из самых любимых Лагерлёф людей – ее бабушки.

Маленькая Сельма, лишенная возможности бегать и играть со сверстниками, всегда была увлеченной слушательницей бабушкиных историй. Мир ее детства, несмотря на физическую боль, был наполнен светом и любовью. Это был мир сказки и волшебства, в котором люди любили друг друга и старались помочь ближнему в беде, протянуть руку помощи страждущему и накормить голодного.

Сельма Лагерлёф считала, что нужно верить в Бога, почитать и любить Его, знать Его учение о том, как следует относиться к миру и людям, чтобы жить свято, достигнуть спасения и вечного блаженства. Она была убеждена в том, что любой христианин должен знать Божественное учение о происхождении мира и человека и о том, что с нами будет после смерти. Если человек ничего этого не знает, считала писательница, то жизнь его лишается всякого смысла. Не знающий, как нужно жить и почему нужно жить так, а не иначе, подобен ходящему во тьме.

Изложить учение христианской веры и сделать его понятным ребенку очень трудно, однако Сельма Лагерлёф нашла свой путь – она создала цикл легенд, каждая из которых читается как самостоятельная увлекательная история.

Лагерлёф поочередно обращается к евангельским событиям земной жизни Иисуса Христа: это и поклонение волхвов («Колодец Мудрецов»), и избиение младенцев («Вифлеемский младенец»), и бегство в Египет, и детство Иисуса в Назарете, и Его приход в храм, и Его страдания на кресте.

Каждое событие жизни Иисуса Христа излагается не в строгой и сухой канонической форме, а в увлекательной для ребенка манере, часто с совершенно неожиданной точки зрения. Так, крестные страдания Иисуса рассказывает маленькая птичка из легенды «Красношейка», а об истории бегства Святого семейства в Египет читатель узнает от… старой финиковой пальмы.

Часто легенда вырастает из одной лишь детали или упоминания, которые есть в Священном Писании, тем не менее писательница неизменно следует духу евангельских описаний земной жизни Иисуса.

Поскольку далеко не все сейчас знают историю жизни и вознесения Иисуса Христа, то мы считаем нужным рассказать здесь кратко о Его земных днях, поскольку предварительные сведения помогут вам лучше понять легенды Сельмы Лагерлёф.

Иисус Христос – Сын Божий и Бог, живший на земле как человек 33 года. До 30 лет Он жил в бедном галилейском городе Назарете с Матерью Своей Марией и Ее обручником Иосифом, разделяя его домашние труды и ремесло, – Иосиф был плотником. Потом явился Он на реку Иордан, где принял крещение от Своего Предтечи (предшественника) – Иоанна. После крещения Христос провел в пустыне сорок дней в посте и молитве; здесь выдержал Он искушение от диавола и отсюда явился в мир с проповедью о том, как нам жить и что делать, чтобы войти в Царствие Небесное. Проповедь и вся земная жизнь Иисуса Христа сопровождалась многочисленными чудесами. Несмотря на это, иудеи, обличаемые Им в своей беззаконной жизни, возненавидели Его, и ненависть возросла до того, что после многих мучений Иисус Христос был распят на кресте между двумя разбойниками. Умерший на кресте и погребенный тайными учениками, Он, силой Своего всемогущества, на третий день после Своей смерти воскрес и по Воскресении в продолжение сорока дней многократно являлся верующим, раскрывая им тайны Царствия Божия. В сороковой день, в присутствии Своих учеников, Он вознесся на небо, а в пятидесятый – послал им Духа Святого, просвещающего и освящающего всякого человека. Со стороны Спасителя страдания и крестная смерть были добровольной жертвой за грехи людей.

Господь хотел, чтобы человек изменился, научился жить в любви и смирении, и потому свой цикл легенд о Нем писательница заканчивает историей «Свеча от Гроба Господня» – о преображении буйного нравом рыцаря-крестоносца. Он перерождается, становится совсем другим человеком, добрым и кротким, готовым на жертву ради блага другого человека.

Сельма Лагерлёф, которая никогда не забывала про старую шляпу детства, всегда верила, что человек может измениться к лучшему, как рыцарь Раньеро ди Раньери или как Нильс Хольгерссон.

Постарайтесь измениться и вы, прочтя эту книгу!

Наталия Будур

Святая ночь

Когда мне было пять лет, я пережила очень большое горе. Пожалуй, это было самое крупное горе, какое только выпадало на мою долю. У меня умерла бабушка. До самой своей смерти она проводила все время, сидя в своей комнате на угловом диване и рассказывая нам сказки. Помню я о бабушке очень мало. Помню, что у нее были красивые, белые как снег волосы, что ходила она совсем сгорбившись и постоянно вязала чулок. Потом я еще помню, что, рассказывая какую-нибудь сказку, она, бывало, положит мне на голову руку и скажет: – И все это правда… Такая же правда, как и то, что мы сейчас видим друг друга.

Припоминается мне также, что она умела петь славные песни, только пела их не часто. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцаре и русалке. У этой песни был припев:

А по морю, а по морю дул холодный ветер!

Помню я еще одну молитву и псалом, которым она меня научила. Обо всех сказках, которые она мне рассказывала, у меня осталось слабое, смутное воспоминание, и только одну из них я помню так ясно, что могу ее пересказать. Это небольшая легенда о Рождестве Христове.

Вот, кажется, и все, что я помню о своей бабушке, кроме, впрочем, того чувства ужасного горя, которое я испытала, когда она умерла. Это я помню лучше всего. Словно вчера это было – так помню я утро, когда диван в углу вдруг оказался пустым и я не могла даже себе представить, как пройдет этот день. Это я помню вполне ясно и никогда не забуду.

Помню, как нас привели проститься с бабушкой и велели поцеловать ей руку, и как мы боялись поцеловать покойницу, и как кто-то сказал, что мы должны поблагодарить ее в последний раз за все те радости, которые она нам доставляла.

Помню я, как все наши сказки и песни положили вместе с бабушкой в длинный черный гроб и увезли… увезли навсегда. Мне казалось, что что-то исчезло тогда из нашей жизни. Как будто дверь в чудную, волшебную страну, по которой мы раньше свободно бродили, закрылась навсегда. И уж никто потом не сумел отворить эту дверь.

Мы, дети, постепенно научились играть в куклы и игрушки и жить, как живут все другие дети. И со стороны можно было подумать, что мы перестали тосковать о бабушке, перестали ее вспоминать.

Но и теперь еще, хотя с тех пор прошло сорок лет, в моей памяти ясно встает небольшая легенда о Рождестве Христове, которую мне не раз рассказывала бабушка. И мне самой хочется рассказать ее, хочется и ее включить в сборник «Легенды о Христе».

Это было в Рождественский сочельник. Все, кроме бабушки и меня, уехали в церковь. Только мы вдвоем, кажется, и остались во всем доме. Одна из нас была слишком стара, чтобы ехать, а другая – слишком мала. И обеим нам было грустно, что не придется услыхать рождественский гимн и полюбоваться сиянием рождественских свечей в церкви. И бабушка, чтобы разогнать нашу грусть, принялась рассказывать.

– Однажды темной ночью, – начала она, – один человек отправился раздобыть огня. Он ходил от одного дома к другому, стучался и говорил: «Помогите мне, добрые люди! Жена моя родила ребеночка… Надо развести огонь и согреть ее и младенца».

Но дело было ночью, все уже спали, и никто не откликался на его просьбу.

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов, о Боге-Сыне, явившемся в мир в образе совершен-ного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений и споров.

Существует несколько небиблейских источников, свидетельствующих о ранних временах христианства, но сведения об основателе религии в них весьма скудны и спорны.

Самое раннее свидетельство относится к 64 г., оно содержится в значительно позднее написанных «Анналах» Тацита (начало II в.). Тацит повествует о жестоких казнях, которым Нерон подверг христиан, обвинив их в поджоге Рима, В тексте есть такая фраза: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев». Другое свидетельство встречается в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (кн. 18, гл. 3, § 3); оно говорит о проповеди, казни и воскресении Иисуса в годы правления Пилата в Палестине. Еще одно свидетельство содержится в переписке Плиния Младшего. Будучи наместником провинции Вифинии (Малая Азия), Плиний написал около ИЗ г. императору Траяну письмо, содержащее просьбу дать указания, как поступать с христианами, на которых ему доносили как на членов преступной группы: наказывать ли их за совершенные преступления или за самую принадлежность к секте. В ответ Траян дал указание соблюдать в этом деле умеренность и наказывать только упорствующих в своем суеверии. Судя по переписке Траяна с Плинием в Малой Азии в начале II в. было уже много христиан.

В еврейском Талмуде упоминается о казни проповедника Иисуса бен-Пандиры (сына Пандиры), но не ясно, о евангельском ли Иисусе идет речь.

Во второй половине II в. известий о христианах появляется больше. О них пишет император Марк Аврелий. Лукиан Самосатский написал повесть «О кончине Перегрина» -- сатиру на быт христианских общин Малой Азии.

Указанные свидетельства практически ничего не говорят о личности основателя религии -- евангельского Иисуса. Мало что дает и археологическая иконография. В ранних христианских изображениях не встречается образ Иисуса из Назарета: он появляется не раньше VIII в.

В конечном счете, споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -- мифологической и исторической. Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах. С точки зрения ряда исследователей, евангелия, считаемые церковью самыми ранними произведениями, на самом деле написаны не ранее середины II в. В евангелиях встречается множество географических и исторических ошибок: в них упоминаются неидентифицированное дерево горчица и стадо свиней в Палестине (евреи считали свиней нечистыми и не разводили); смешиваются события и лица разных времен (например, царь Ирод, умерший в 4 г. до н. э., и правитель Сирии Квириний, правивший с 6 г. н. э.). Евангелия во многих случаях противоречат одно другому. Например, приводимая в евангелиях Матфея и Луки генеалогия Иисуса от царя Давида по Матфею насчитывают 28 поколений, а по Луке -- 42; дедом Иисуса по отцу Матфей называет Иакова, а Лука -- Илию. Евангелие от Матфея пове-ствует, что родители Иисуса жили в иудейском городе Вифлееме; они бежали в Египет, чтобы спасти новорожденного ребенка от царя Ирода, приказавшего поголовно истребить вифлеемских младенцев. После смерти Ирода они переселились из Египта в галилейский город Назарет. По рассказу Луки, родители Иисуса всегда жили в Назарете и лишь в момент рождения Иисуса оказались, по случаю переписи, в Вифлееме, после чего вернулись в Назарет. Эти и другие противоречия не раз отмечались библейской критикой. По всей видимости, текст евангелий многократно переделывался, поэтому с точки зрения мифологической школы пользоваться евангелиями как историческим источником очень трудно. С точки зрения мифологической школы, наличие в евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей дает основа-ния подвергать сомнению историческое существование Христа.

Вторая -- историческая -- школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Петр и других, непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия (37 -- после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему. В настоящее время большинство исследователей придерживается точки зрения исторической школы.

Первоначально христианская идея о том, что Иисус есть мессия и Сын Божий, была обращена, по-видимому, только к иудеям и лишь отчасти к эллинам и другим «язычникам». Однако ортодоксально настроенные иудеи восприняли ее негативно, а жрецы и власти активно противодействовали этой проповеди. В то же время христианские идеи привлекали представителей социально обездоленных слоев населения независимо от этнической и религиозной принадлежности. В первона-чальных иудео-христианских общинах велись споры об аскетизме, об употреблении в пищу идоложертвенных приношений, о принципах брачных отношений, об обрезании и т. д.

Христианский прозелитизм был во многом подготовлен существо-вавшей практикой иудейского прозелитизма. Еврейское расселение (ди-аспора) в Римской империи за пределами Палестины было обширным, общины были сплоченными, организованными, между ними поддержи-вались постоянные связи. Еврейские синагоги в Риме в качестве допус-каемых государством коллегий и вследствие веротерпимости государст-ва имели важные права: свободу культа, право суда над своими члена-ми, право иметь собственное имущество и свободно им распоряжаться. В иудейские общины диаспоры привлекались и не евреи, это было воз-можно, так как в них допускалось использование греческого языка в ре-лигиозной практике. Наряду с полным переходом в иудаизм, предпола-гавшим совершение обрядов обрезания и пр., допускалось неполное со-блюдение всех обрядов иудаизма. В иудео-христианских общинах об-рядность была еще более упрощена.

Вероятно, ни одна историческая личность не овеяна такими мифами и легендами, как Иисус из Назарета. У нас нет никаких источников, из которых можно было бы узнать об этом простом галилейском крестьянине, благодаря которому возникла самая распространенная в мире религия - разве что Евангелие, да и то в нем приводятся не столько подробности из жизни Иисуса, сколько доказательства его религиозной роли.

1. Иисус родился в Вифлееме

По всей видимости, первых христиан не очень-то интересовали юные годы Иисуса. Как можно заметить, в таких первых письменных документах о нем, как Послания Святого апостола Павла (написанные в период между 50 и 60 годами нашей эры) и Евангелие от Марка (написанное после 70 года от Рождества Христова), ничего не рассказывается ни о его рождении, ни о детстве. Однако по мере нарастания интереса к личности Христа зарождавшаяся христианская община пыталась заполнить белые пятна в описании его юности таким образом, чтобы его жизнеописание соответствовало его божественному предназначению. Так в древнееврейских рукописях появилось бесчисленное множество пророчеств о мессии, которые часто противоречили друг другу.

Согласно одному из таких пророчеств, мессия, как потомок Царя Давида, должен был родиться в городе Давида - в Вифлееме. Однако имя Иисуса так часто связывали с Назаретом - городом, в котором он родился, по мнению многих теологов, что на протяжении всей его жизни он был известен именно как Иисус «из Назарета». И ранним христианам потребовалась изрядная фантазия, чтобы придумать, каким образом родители Иисуса оказались в Вифлееме, чтобы он смог родиться в том же городе, что и Царь Давид.

Евангелист Лука решил эту задачу, опираясь на тот факт, что в 6 году нашей эры Римская Империя проводила перепись, согласно правилам которой, по утверждению Луки, каждый должен был проходить перепись в том городе, в котором родился. А поскольку отец Иисуса Иосиф родился в Вифлееме, они с женой Марией покинули Назарет и направились в город Давида Вифлеем, где затем и родился Иисус. Таким образом, предсказание сбылось.

Однако в той переписи участвовали только Иудея, Самария и Идумея, а в Галилее, где жила семья Иисуса, эта перепись не проводилась. Более того, поскольку перепись проводилась, чтобы облегчить собирание налогов, то по римским законам оценка имущества людей осуществлялась не по месту рождения, а по месту жительства.

Попросту говоря, Лука выбрал Вифлеем местом рождения Иисуса не потому, что тот там родился, а потому, что так его повествование соответствовало бы словам пророка Михея: «И ты, Вифлеем… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле…» (Мих. 5: 2-4 - прим. перев.).

2. Иисус был единственным ребенком в семье

Несмотря на принятую у католиков доктрину о вечной непорочности матери Христа Марии, мы можем с уверенностью сказать, что, в соответствии с историческими фактами, Иисус родился в большой семье. У него было еще, по крайней мере, четыре брата, которые упоминаются в Евангелии - Иаков, Иосия, Симон и Иуда - и сестры, количество которых неизвестно. О том, что у Иисуса были братья и сестры, неоднократно упоминается в Евангелии и в Посланиях Св. апостола Петра. Уже в 1 веке еврейский историк Иосиф Флавий упоминает брата Иисуса Иакова, который впоследствии - после смерти Христа - стал самым главным предводителем ранней христианской церкви.

Некоторые католические теологи опровергают эти факты, утверждая, что греческое слово «adelphos», которым обозначались братья Иисуса, имеет и другие значения, например - «двоюродные братья» или «сводные братья», под которыми, возможно, подразумевались дети Иосифа от предыдущего брака. Даже если это и так, то в Новом Завете слово «adelphos» употребляется только в одном значении - «брат».

3. У Иисуса было 12 учеников

Этот миф основан на неправильном понимании трех категорий последователей Христа. В первую группу входили те, кто приходил послушать его проповеди или получить от него исцеление каждый раз, когда он приходил в селение или город. В Евангелии эти люди называются «толпой».

Вторая группа состояла из тех, кто следовал за Христом из города в город, из селения в селение. Их называли учениками, и согласно Евангелию от Луки, их было 70-72 человека - в зависимости от того, какой перевод текста вы предпочитаете.

Третью группу последователей Христа называют апостолами. Эти 12 человек были не просто учениками, поскольку они не только следовали за Иисусом из одного места в другое. Им было позволено ходить по городам и селениям самостоятельно и читать проповеди от его имени. Иными словами, они были главными миссионерами - проповедниками слова Христова.

4. Иисуса Христа судил Понтий Пилат

Евангельские тексты изображают Понтия Пилата как благородного, честного, но слабовольного правителя, которого израильское духовенство убедило отправить заведомо невиновного человека на смерть на кресте. Однако согласно историческим данным, Пилат отправлял солдат на улицы Иерусалима, чтобы те жестоко убивали всех иудеев, которые выражали несогласие с его приказами и не подчинялись даже самым незначительным из них. За 10 лет своего правления в Иерусалиме Пилат, ни на минуту не усомнившись и не удосужившись разобраться по закону, распял не одну тысячу человек, и иудеи даже написали на него жалобу римскому императору. Обычно евреев не судили по римским законам, не говоря уже о тех из них, которые обвинялись в неповиновении и бунтарстве. Поэтому рассказ о том, что Пилат потратил свое время на решение судьбы очередного иудея-подстрекателя и уж тем более соизволил встретиться с ним лично, вообще не укладывается в голове.

Конечно же, вполне можно допустить, что римский прокуратор принял Иисуса лично - если масштабы преступления иудея требовали какого-то особого рассмотрения. Но любое «судебное разбирательство», которому могли подвергнуть Христа, было бы кратким и формальным, и проводилось бы оно с одной только целью - записать на бумаге те обвинения, за которые его следует казнить.

5. Иисуса похоронили в пещере

Согласно евангельским текстам, после распятия тело Иисуса сняли с креста и перенесли в пещеру. Если бы дело обстояло именно так, то со стороны римлян это было бы актом милосердия - чрезвычайно необычным и, возможно, даже единственным в своем роде.

Римляне считали распятие на кресте не просто способом смертной казни. На самом деле, преступников сначала убивали, а потом уже прибивали гвоздями к кресту. Основной целью распятия было запугать мятежников, поэтому преступников всегда распинали на кресте публично. Именно поэтому распятого после его смерти всегда оставляли висеть в течение нескольких дней. Распятых почти никогда не хоронили - ведь целью распятия было унизить жертву и запугать окружающих. Их тела оставляли на съедение собакам, после чего к останкам слетались хищные птицы. И лишь потом кости сбрасывали на мусорную кучу. Именно отсюда Голгофа (то есть холм, на котором был распят Христос) получила свое название - «лобное место» или буквально «место черепов».

Не исключено, что в отличие от всех остальных распятых римлянами преступников Иисуса сняли с креста и поместили в довольно дорогостоящую погребальную пещеру, высеченную в скале, которую могли для себя заказать только самые богатые жители Иудеи. Но вряд ли так было на самом деле.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Христианская церковь утверждает, что существует единый бог, но он имеет три лица, или три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Одному из лиц святой троицы - сыну божию - на «божественном совете», состоявшемся еще до сотворения мира, было определено стать спасителем мира. Подобная необходимость была вызвана тем, что бог предвидел грехопадение первых людей - Адама и Евы - и последующую греховность всего человечества. Но бог является не только «праведным судьей», а и «любящим отцом» людей. Как праведный судья, он не может оставить грех безнаказанным; как любящему отцу, ему жалко людей. Поэтому было решено, что за грехи людей пострадает невинный сын божий. Тем самым будет удовлетворена божественная справедливость - грех не останется безнаказанным, но тех людей, которые уверуют в сына божия, станут его последователями, будут выполнять его заповеди, бог простит, и они после смерти наследуют царство небесное.

Около двух тысяч лет назад бог якобы послал на землю своего сына, которому надлежало стать человеком. Местом его рождения была избрана Иудея, ибо еврейский народ был любимым народом бога.

В это время в городе Назарете жила юная девушка по имени Мария. Однажды ей явился архангел Гавриил, который возвестил ей, что она станет матерью сына божия. После этого она забеременела от святого духа. Вскоре ее выдали замуж за престарелого плотника Иосифа, с которым она отправилась в его родной город Вифлеем, где и родился Иисус Христос. Его рождение сопровождалось различными чудесами.

Детские годы Иисуса прошли в доме Иосифа. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь своего учения, предварительно приняв крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Иисус собрал вокруг себя 12 ближайших учеников - апостолов - и еще 70 других учеников, вместе с которыми обошел всю Иудею. Христос не только проповедовал, но и творил многочисленные чудеса.

Его проповедь обеспокоила иудейское духовенство. Хотя учение Христа в основе своей и не выходило за рамки официальной
иудейской религии, оно содержало в себе некоторые новые положения, расходившиеся с доктриной иудаизма. Все это послужило причиной того, что иудейское духовенство решило расправиться с Христом.

Он был схвачен в Иерусалиме по приказу первосвященника и предстал перед верховным еврейским судом - синедрионом, который и осудил его на смерть. Приговор синедриона был утвержден римским наместником Понтием Пилатом, после чего Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа близ Иерусалима.

После того как Христос умер на кресте, его похоронили в пещере. Это произошло в пятницу. А в ночь с субботы на воскресенье он воскрес, а затем прожил на земле еще 40 дней и вознесся на небо, где вновь воссел на божественном престоле вместе с богом-отцом и святым духом.

Опечаленные апостолы ежедневно собирались вместе. Во время одного из таких собраний - на пятидесятый день после воскресения Христа - на них внезапно сошел дух святой. Это совершенно переродило апостолов: они получили возможность творить чудеса, мгновенно научились говорить на незнакомых им языках, вдохновились на проповедь христианства. Некоторое время они проповедовали только в пределах Иудеи, но вскоре отправились с проповедью по всей Римской империи и даже за ее пределы. Проповедь их не всегда и не везде имела успех, однако им все-таки удавалось оставить после себя последователей, уверовавших во Христа. Христиане объединялись в общины, во главе которых стояло духовенство, поставленное апостолами.

Такова церковная версия возникновения христианства и христианской церкви.