В чем заключается смысл названия кавказ. Анализ рассказа Бунина "Кавказ"


Любовные треугольники непременно приводят к душевным мукам. Хорошо, если концовка будет не так трагична, как в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор ведет повествование от первого лица любовника замужней женщины, не указывая никаких имен. Он называет себя вором и затворником, понимая низость своего поступка. Он не борется за любовь в открытую, предпочитая тайну.

Женщину Бунин характеризует мнительной и растерянной. Она боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. Нет ни одного слова о бывшей к нему любви. Скорее всего, офицера она не любила никогда: «…лучше смерть, чем эти муки…». У нее не хватило смелости во всем признаться, поэтому утопала во лжи, сбежав с любовником. Сочувствие и жалость к героине проявляется в момент спокойствия, когда «она радостно плакала глядя на…» стаю орлят. Она не вспоминала офицера и была счастлива.

Третий герой, казалось бы, играет второстепенную роль, пока в финале не стало известно, что именно муж - заложник несчастной трагической любви. В начале рассказа автор описывает его бесчувственным человеком с сильным характером: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». В итоге он не может пережить предательство любимого человека.

Автор ни слова не говорит о чувствах офицера, но поступки явно указывают на преданность. Он везде искал любимую и, когда понял, что не найдет, «выстрелил себе в виски из двух револьверов». Почему Бунин подчеркивает, что именно из двух? Я думаю, что автор тем самым указывает на решительность офицера и боязнь промазать. Он решил прекратить свои душевные муки.

Этот герой противоречив. Его поступок можно рассматривать как действия не безумно влюбленного, а просто человека слова. Он пытался защитить свою честь мужа и не смог. Возможно, именно от безысходности он покончил с собой. Однако его прощание с супругой все-таки доказывает обратное: «целуясь с ней, крестя ее…». Он не хотел ее отпускать из-за сильной привязанности.

Особенность произведения в развязке. На фоне соединения влюбленной пары и мелких деталей описания их жизни, читатель забывает об офицере. Пока автор не сообщает, что педантичный, строгий мужчина, потеряв смысл жизни, прекращает свое существование.

Как расценивать его поступок? Слабость это или сила? Я симпатизирую мужу, и мне кажется, что он проявил силу характера. Он знал, что не сможет полюбить другую, и позволил любимой быть счастливой.
Отдельное место в произведении автор отдает описанию Кавказа: «место первобытное», «страшные тучи», «злобная буря», «чернота лесов», «быстро прыгала…прозрачная речка».

В рассказе И.А.Бунина «Кавказ» раскрывается проблема нравственного выбора людей и вопрос о цене счастья.

Прозаика и поэта И.А. Бунина называют ювелиром слова. Он был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Аристократ по происхождению, литератор вошел в историю как один из ярчайших представителей Серебряного века. В прозе он подобно живописцу рисовал картины жизни своих героев, пропитанные пейзажами и красотами родных пенатов. Ведь тема России и ее судьбы особенно остро стояла перед Буниным, проведшим в вынужденной эмиграции большую часть жизни. И многие произведения, принесшие ему известность и признание, были написаны именно на чужбине.

Впервые рассказ «Кавказ», который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был опубликован в 1937 году. В то время Бунин уже давно жил за границей. В своих воспоминаниях он порой обижался на современников, которые скептически относились к его словам о выдуманности сюжетов произведений. И тому есть объяснение. Автор всегда описывал события удивительно реалистично, буднично и потому убедительно. Но в основе «Кавказа», однако, лежат события, имевшие место в жизни самого Бунина. Когда-то он уезжал из Москвы в Киев с одной замужней дамой. При этом, как и в рассказе, автор не признавался, то ли любовь это была, то ли связь. Финал истории трагичен.

К тому же на Кавказе Иван Алексеевич никогда не был. Но описание местных красот он осознанно сравнивал с мрачной осенней Москвой. Ведь личная жизнь писателя не складывалась безоблачно и гладко. А потому увядающая природа столицы и символизирует непостоянство, эфемерность человеческих чувств. Но наряду с этим детальное описание кавказских пейзажей напоминает о существовании любви, счастья и умиротворения.

Жанр, направление

Жанр произведения «Кавказ» — рассказ. Это короткая, лаконичная и лирическая история, что характерно и для других произведений цикла «Темные аллеи».

Направление в литературе — реализм. Автор стремился отразить действительность максимально полно и достоверно, все же прибегая к системе образов. Душевный мир героев он раскрывал через описание природы. Благодаря этому картина развития событий предстает перед взором читателя точной и выразительной.

Суть

В основе сюжета лежит любовный треугольник. Жена оставляет мужа-офицера и поездом уезжает с тайным воздыхателем на Кавказ. История рассказана от лица любовника. Описание пронизано его личными переживаниями, впечатлительностью и мнительностью. Тревожная натура в тревожном проявлении запретных чувств.

Муж женщины подозревает ее в измене, а потому отправляется следом, разыскивая ее на курортах, с которых она отправляла ему открытки. Не отыскав жену, но осознав ее обман, он застрелился, стремясь тем самым сохранить свою офицерскую честь.

Главные герои и их характеристика

  1. Герой-любовник , от лица которого построен рассказ, предстает в образе испуганного, взволнованного, но глубоко чувствующего человека. Он живет в тревожном предвкушении счастья со своей возлюбленной. Он замечает малейшие изменения в ее мимике, жестах и поведении, многое ранит его. Мужчина всем сердцем желает обрести с ней любовную гармонию, но признается себе, что эта любовь неправильна, запретна и осуждаема обществом. Не явно, но автор акцентирует внимание на том, что современный социум не способен принимать разные оттенки любви. А чувство это за редким исключением поддается анализу, потому весь внутренний мир героя пропитан тревогой и одновременно приятным ощущением надвигающегося счастья.
  2. Женщина-героиня не наделена именем, но буквально из первых же ее слов становится понятным, что для нее страшнее жизнь вдали от любимого, чем смерть от рук опостылевшего мужа. Она бросается во взаимное чувство, как в омут с головой, рискует своим положением, ставит на карту репутацию мужа-офицера и уезжает с любовником на Кавказ. Познать крупицы этого истинного и мимолетного счастья становится для нее превыше всего. Крупицы потому, что у любовников на время друг с другом есть лишь две-три недели, после чего им придется вернуться в серую Москву и погрязнуть в прежнем образе жизни. И женщиной руководит еще желание оставить сладостные воспоминания об отдыхе с любимым. Ровно до той поры, когда она вынуждена будет вернуться к мужу, ведь даже смерть ей не страшна.
  3. Муж героини, с ее реплик, выглядит деспотичным и самолюбивым. Он говорит: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». Тем самым он пугает женщину, намекает на небеспочвенность своих подозрений в ее измене. Судя по всему, в союзе с ним она живет, как птица в золотой клетке, без любви и духовной близости, что только подталкивает даму внести изменения в свою жизнь. Но в конце рассказа муж путем самоубийства проявляет благородство. Ведь он мог, догадавшись о предательстве, свести счеты с любовником жены, но вместо этого предпочел уйти из жизни, тем самым даровав своей жене право на любовь и счастье и избавив себя от унизительного положения.

Темы

  • Любовь — основная тема произведений цикла «Темные аллеи». И в рассказе «Кавказ» Бунин хотел раскрыть грани этого чувства, показать ее важность в жизни человека. Более того, здесь автор подчеркивает, что любовь является смыслом существования, его основой и опорой. Но это чувство не всегда доставляет радость испытавшим его и, как следствие, не всегда приводит к обоюдному счастью. Однако писатель делится мыслями, что и счастье для каждого свое. Возможно, для мужа героини оно заключалось в стабильности его служебного и семейного положения, в верности супруги и постоянстве всех достигнутых жизненных целей. Но имитировать благополучие не все хотят и могут. Потому для женщины и ее любовника обретение любви и гармонии возносится на пьедестал.
  • Ревность . Бунин также отражает в теме рассказа пагубное влияние ревности и эгоизма. Питаясь ими, муж героини хочет насильно привязать ее к себе, подчинив тотальному контролю. Он прозревает не сразу, а уже на грани своего самолюбия.
  • Историзм . Конечно, исторический период написания рассказа диктует его героям правила жизни и каноны массовой идеологии по блокированию любых чувственных проявлений, не принятых в обществе. Этим выражается историзм рассказа, в котором отражены реалии изображенной эпохи.
  • Природа . Эта тема красной нитью проходит через весь рассказ. Душевное состояние героев ярко отражено в описании хмурой Москвы с целью подчеркнуть сердечные волнения любовников, их неуверенность в завтрашнем дне и тревожную вероятность разоблачения. Но осуществив побег, они окунаются в другую среду, совершенно непривычную для обоих. Подробное описание пейзажей Кавказа у автора не случайно. Это как способ для персонажей насладиться моментом счастья и растянуть его. Ведь они ощущают его непрочность и временность, но все равно видят его смыслом жизни.
  • Проблемы

    Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.

    Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.

    Смысл

    Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.

    Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.

    Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.

    И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.

    Вывод

    Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.

    Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напролом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ». Этот рассказ - яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.

Образ героя

Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс - этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.

На первом плане в рассказах Бунина - чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина - человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.

Героиня

Анализ рассказа Бунина «Кавказ» - это прежде всего характеристика всех его персонажей. О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном - о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь». Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.

Москва

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», следует обратить внимание на пейзаж. Вначале это Москва. На столичных улицах льют холодные дожди; грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся, обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.

Сочи

Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Это следует учесть, делая анализ рассказа Бунина «Кавказ». Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец вдвоем. Единственное, что может огорчить их, - это мысль о скором возвращении в Москву.

Антитеза

Эти два пейзажа создают четкое противопоставление. В Москве - холод и слякоть, в Сочи - солнце и тепло. Следует делать анализ рассказа Бунина «Кавказ» по плану:

  • характеристика героя;
  • образ героини;
  • Москва и Сочи;
  • гибель третьего персонажа.

Необходимо обратить внимание также на художественный язык. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок. И особенно яркая антитеза присутствует между рассказом главного героя и последним абзацем, в котором повествование ведется уже от третьего лица.

Он

Обманутый муж изображен сухо, вкратце: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель. Таким видит его главный герой. Затем лишь местоимение «он». Ни слова о его душевных терзаниях и муках ревности. Только несколько строк о том, как он искал свою жену и, не найдя, купался в море, завтракал, пил шампанское, а потом... выстрелил себе в висок из двух револьверов. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Обманутый муж - офицер. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.

Нет сомнения в том, что цикл рассказов Ивана Бунина "Темные аллеи" создан, чтобы раскрыть разные грани такого светлого чувства, как любовь, подчеркнуть ее значимость в жизни человека, превознести. Если говорить о рассказе "Кавказ", анализ которого мы сейчас проведем, в нем Иван Алексеевич Бунин показывает силу любви, что она должна стать смыслом жизни, ее основой.

Очень коротко сюжет рассказа "Кавказ" и детали анализа

Сюжет рассказа можно пересказать очень коротко: любовный треугольник - муж, жена и любовник. Жена решает бросить мужа, уехав на Кавказ с любовником. Муж отправляется на поиски супруги, но не найдя ее ни на одном курорте, кончает с жизнью, застрелившись из револьверов.

Надо сказать, что у героини "Кавказа" очень четкое представление о том, какое место занимает любовь в ее жизни. Она считает, что лучше умереть, чем проживать дни без любимого. Однако с собой покончил ее супруг, который на диване застрелился.

Правда, делая анализ рассказа "Кавказ", надо учесть, что герой погибает раньше, и речь идет о его духовной гибели. Рассмотрим подробнее этот момент. Бунин описывает состояние природы, соотнося природный характер с состоянием души своих героев. Говоря о "темном и отвратительном вечере", автор показывает, что творится внутри всех троих героев, оказавшихся на пероне в тот момент, когда решается их судьба. Один из них - возлюбленный героини - размышлял о том, что она могла опоздать или ее не отпустил вдруг муж в последний момент, а муж-офицер уже догадался, что больше жена к нему не вернется. Когда он осознал это, смысл жизни был потерян.

Как сам автор относится к героям рассказа "Кавказ", анализ которого мы проводим? По крайней мере о супруге главной героини он высказался однозначно - его характер жесток и самолюбив. У них никогда не было настоящей любви и духовно они не были близки. Конечно, офицер мог бы убить любовника жены, а не сводить счеты с собственной жизнью, но он проявил благородство, отступив перед тем, кого полюбила его жена. Однако честь свою он решил спасти таким образом, как описано выше.

Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.

И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.

    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Произведение "Аня в стране чудес" - это перевод с английского языка известной сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес", выполненный Владимиром Набоковым. Своим переводом автор приблизил русского читателя к нюансам английского литературного стиля, взяв за основу особенности русского мышления и юмора. Это история о маленькой девочке, которой приснилась удивительная история о волшебном мире и его обитателях. События, происходящие в произведении нереальны, но главная героиня принимает их как должное. […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]