Особняк арсения морозова на воздвиженке. Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке — история и фото усадьбы Другие Морозовы, Суздаль


Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке - уникальное здание с совершенно феерической историей. На сегодняшний день роскошный особняк считается одним из красивейших и необычных домов Москвы, но современники встретили его строительство с удивлением и скептицизмом, из-за чего, перемешавшись со впечатлениями от личности владельца, особняк получил народное название "Дом дурака".

Дом был построен в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе - редчайшая для Москвы экзотика.

На первый взгляд асимметричная постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением. Парадный вход выполнен в виде огромного подковообразного портала, декорированного двумя колоннами в виде переплетённых канатов, по обе стороны от него - башни с кружевными аттиками и карнизами, фасады которых украшены лепниной в виде ракушек. В остальном особняк сочетает различные архитектурные стили: классицизм, неоготику, барокко. Оконные и дверные проёмы украшены растительными орнаментами и цветочной лепниной, балюстрады балконов - причудливым кружевом. Примечателен медальон над дверью парадного входа: на нём изображён сидящий на цепи дракон. Интерьеры особняка тоже демонстрировали широкие взгляды хозяина: гостиная, где проводились балы, была выполнена в ампире, парадная столовая - "Рыцарский зал" - оформлена в духе псевдоготики, гардеробную супруги хозяина исполнили в барочном стиле.

Экстравагантный внешний вид особняка вызывает у прохожих восторг и удивление; для тех, кто видит его впервые, здание становится неожиданным сюрпризом, который никак не ожидалось увидеть на старой московской улице.

"Дом дурака" - история особняка

Арсений Абрамович Морозов (1873-1908) - миллионер, член известной купеческой семьи Морозовых, двоюродный племянник Саввы Морозова, прославившийся эксцентричным характером.

С Виктором Мазыриным, который впоследствии стал архитектором дома, Морозов познакомился задолго до строительства. Мазырин, увлекавшийся мистикой и спиритизмом, веривший в переселение душ и искренне полагавший, что его душа родилась в Египте, сдружился с Морозовым, и в начале 1890-х годов они совместно путешествовали по Испании и Португалии. Побывав в португальской Синтре, оба они были впечатлены замком Пена, построенным в 19 веке: дворец сочетал элементы средневековой испано-мавританской архитектуры, национального стиля мануэлино, ренессанса и готики, и Морозов загорелся идеей построить для себя дом-замок в схожем стиле.

Вернувшись в Москву, молодой миллионер по случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери Варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность.

Разумеется, за разработкой проекта Морозов обратился к своему другу: Мазырин, который провёл значительное время в путешествиях с Морозовым и был склонен к мистике, был идеальным кандидатом на роль архитектора для дома эксцентричного миллионера. Ходят слухи, что работа началась с анекдотического диалога:

Мазырин отнёсся к идее с энтузиазмом и, по образцу увиденного ими в Синтре замка, пошёл по пути смешения разных стилей, заимствуя при этом некоторые элементы оформления: ракушки на фасаде навеяны "домом с ракушками" (исп. Casa de las Conchas) в Саламанке (Испания), орнамент в виде винограда - настоящим виноградом, которым увит замок Пена.

Ещё на стадии строительства дом начал вызывать у современников усмешки и критику, вычурное здание было непонятно москвичам. Назвав его глупым и ненужным, огромный размер и неадекватность строящегося здания остро подчеркнул Лев Толстой в романе "Воскресение":

"На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.

<...> Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. <...> По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки.

Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.

— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль.

— Как дурацкий? — с обидой возразил извозчик. — Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.

— Да ведь работа ненужная.

— Стало быть, нужная, коли строят, — возразил извозчик, — народ кормится."

Но самую яркую и запоминающуюся критику городские легенды приписывают матери Морозова Варваре Алексеевне: будучи гневливой и резкой женщиной, она, посетив новый дом своего сына, якобы в сердцах воскликнула:

Морозова критика современников не смущала. Молодой промышленник любил роскошь и жизнь на широкую ногу: в своём особняке он закатывал шикарные балы и банкеты и ни в чём себе не отказывал.

К сожалению, долго пожить в вычурном доме Морозову не пришлось: в 1908 году он трагически и глупо погиб. Поехав в Тверь, где располагалась одна из семейных фабрик, он напился с приятелями и, заявив, что полученная им в ходе эзотерических практик духовная сила не даст ему почувствовать боль, прострелил себе ногу. Говорят, что после ранения Морозов действительно даже не поморщился и, не сняв сапога, продолжил кутить как ни в чём не бывало, но спустя 3 дня он умер от развившейся гангрены и заражения крови.

После смерти Морозова особняк по завещанию перешёл к его любовнице Нине Коншиной. Жена Морозова пыталась оспорить решение через суд, но её доводы были признаны несостоятельными, и во владение домом вступила Коншина, которая сразу же продала особняк Леону Манташеву.

После Революции дом Арсения Морозова до 1918 года был штаб-квартирой анархистов, затем сюда переехал театр Пролеткульта, который занимал здание до 1928 года. После этого в разные годы в нём размещались посольства Японии, Великобритании и Индии, а в 1959 году в особняк въехал "Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами", и вплоть до 2003 года он был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран или просто - Дом дружбы народов.

В 2006 году особняк стал Домом приёмов Правительства Российской Федерации - здание отреставрировали и стали использовать для проведения международных конференций, встреч и переговоров.

Дом Арсения Морозова находится на улице Воздвиженка, 16. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" Арбатско-Покровской и Филёвской линий, "Александровский сад" Филёвской и "Библиотека имени Ленина" Сокольнической линии.

«Пройтись по крыше Киевского вокзала, залезть в полусекретный туннель под Новым Арбатом и погулять по оказалось намного проще, чем зайти в особняк Морозова. Наш продюсер Аня Скопина стерла себе подушечки пальцев согласовательными письмами, а точной даты, когда мы со съемочной группой могли бы прийти в необычный дом на Воздвиженке, все не было. Дело в том, что больше десяти лет назад особняк - бывший Дом дружбы с народами зарубежных стран - отдали под цели Дома приемов Правительства России. С тех пор его двери закрыты для посещения даже в дни культурного и исторического наследия. Но узнав об особняке Морозова все, что было можно найти, мы решили посетить его во что бы то ни стало.

Кто этот Морозов

Особняк на Воздвиженке окружен облаком легенд. Большая часть из них - правда. Заказчик дома - Арсений Морозов - был правнуком основателя обширной морозовской династии Саввы Морозова. Тот, еще будучи крепостным крестьянином, начинал с крохотной ткацкой мастерской, а в итоге выкупил собственную вольную и построил текстильные фабрики по всей России.

Арсений родился у внука Саввы - Абрама - и его жены Варвары. По матримониальным традициям того времени Варвару Алексеевну выдали замуж силой. Своего супруга она никогда не любила и, когда его не стало, тут же расправила плечи. Но быстро обнаружила, что по завещанию сурового мужа лишится наследства, если снова выйдет замуж. Впрочем, морозовское состояние было настолько велико, что вынужденно греховная жизнь вдовы не вызывала общественного порицания. К тому же Варвара Алексеевна активно занималась благотворительностью: на ее деньги был построен первый в стране онкоцентр (Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями на Девичьем поле), основана библиотека имени Тургенева и запущена главная либеральная газета «Русские ведомости».

Но, как это часто бывает, либеральная в обществе Варвара Морозова оказалась самым настоящим тираном-самодержцем для своих близких. Когда ее третьему по старшинству сыну Арсению исполнился 21 год и он получил право распоряжаться долей фамильного капитала, Варвара Алексеевна купила ему участок рядом со своим домом на Воздвиженке. Так, юноша, отвечающий в семье за кутежи, должен был оставаться под материнским надзором. Но не тут-то было.

© Алексей Стужин / ИТАР-ТАСС

Что это за дом

Раньше в районе нынешнего адреса Воздвиженка, 16, был огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. Но после пожара в 1892 году, одной из причин которого считали поджог, у импресарио не хватило денег на постройку нового цирка, и участок выставили на продажу. Через два года Варвара Морозова подала прошение о застройке свободной площади. Приглашенный главой морозовского клана архитектор Виктор Мазырин спроектировал симпатичный дом в русском стиле, но у Арсения были свои взгляды на искусство и жизнь. Он предложил ему подумать над другими, более смелыми проектами. В поисках вдохновения молодые люди отправились за границу. Поездка по историческим местам прошла предсказуемо бурно и завершилась в маленьком португальском городе Синтра. Там путешественников ждал величественный Паласиу-да-ПенаВыглядит вот так Построен в середине XIX века как романтическое подражание средневековым крепостям. - дворец в мавританском стиле, принадлежавший королевской семье.

Восторгу Арсения и Виктора от Пены не было предела. По возвращении в Москву началось строительство нового особняка. И чем дальше оно продвигалось, тем в большее изумление приходили москвичи. К концу XIX века благодаря усилиям архитекторов-модернистов они повидали всякое, но, как выяснилось, не все. На спокойной Воздвиженке появлялся гигантский средиземноморский особняк, усеянный ракушками - подсмотренными, очевидно, в испанском городе Саламанка на доме Ла-Каса-де-лас-КончасДом с ракушками XV век, раковины морского гребешка - символ паломничества в Сантьяго-де-Компостела. - и крайне декларативно сообщавший о финансовых возможностях будущего хозяина.

Лев Толстой со свойственной ему «теплотой» к молодым капиталистам посвятил несколько строк романа «Воскресение» рабочим, вынужденным «…строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их». Скепсис по отношению к особняку известного гуляки и транжиры испытывали многие москвичи, но Арсения мало беспокоили разгромные статьи в газетах. Впрочем, как и реакция его мамы Варвары Алексеевны, сказавшей при взгляде на новый дом легендарную фразу: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает».

В торжественном зале есть стол для заседаний, с микрофонами. Остается надеяться, что и заседания, и речи, произносимые в микрофоны, - тоже торжественные

1 из 4

Скамейки в греческом зале находятся под усиленной охраной, не федерального свойства

2 из 4

Зеркало в золоченой раме видало виды - и Арсения Морозова с ручной рысью, и Всеволода Мейерхольда, и первого посла независимой Индии, и Дмитрия Медведева

3 из 4

На заседаниях в Доме приемов Правительства РФ не бывает скучно: для увеселения всегда есть потолок

4 из 4

Что внутри «дома дурака»

С внутренним убранством Морозов тоже поступил по-морозовски. На вопрос Мазырина, в каком стиле сделать дизайн интерьера, Арсений ответил: «Во всех!» Залы в разных стилях были частью архитектурной моды эпохи. Об этом можно почитать у биографа архитектора Мазырина - Елены Савиновой. Вестибюли в богатых домах конца XIX века было принято делать в египетском стиле, будуар - рококо и так далее.

Но мы догадывались, что и здесь Морозов должен был все сделать иначе. А потому продюсерские письма продолжали отправляться во все пресс- и секретные службы, пока наконец не достигли цели. Обыскав, нашу съемочную группу впустили в абсолютно пустой и непривычно тихий для первого хозяина дом.

Морозов действительно сделал все по-своему. Так, вестибюль его дома служил охотничьим залом. Арсению было чем похвастаться: на его счету 82 убитых медведя. Часть его трофеев можно увидеть здесь же - под потолком висят головы кабана, лося, оленя и даже белки. Огромный красивый камин также демонстрирует все виды средневекового звероубийства: на нем изображен лук, арбалет, сокол и рожок для гончих. Выше - уже замеченные на фасаде морские канаты, стягивающие тугим узлом две дубовые ветви - символ успешной охоты. В общем, животных в доме любили - в морозовские времена по паркету разгуливала прирученная рысь.

Те, кому надоело любоваться лепниной на потолке, всегда могут скоротать время за подсчетом складок на ламбрекенах

1 из 4

Конец прекрасной эпохи Морозова наступил еще до революции. И даже до Первой мировой войны. Смерть Арсения Морозова можно было бы назвать опереточной, если бы она не была реальной. Арсений отправился с друзьями в свое имение Власьево, где во время кутежа поспорил, что сможет вытерпеть любую боль. Прострелил себе ногу и безропотно, под веселый взрослый смех, истек кровью.

Через девять лет после смерти Морозова, во время революционных событий, в доме засели анархисты. Потом особняк перешел во владения Театра Пролеткульта - в морозовских залах ставили спектакли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд. Затем здесь жил посол Японии. А в 1941 году на Воздвиженку въехала часть посольства Великобритании. После войны - посольство Индии. И наконец - Дом дружбы народов с зарубежными странами, просуществовавший в стенах особняка вплоть до 2003 года. Через три года здание было отдано под проведение государственных приемов.

Тяжкого духа официальных церемоний в особняке не ощущается. Если бы не тишина и торжественный режим пребывания, можно было бы сказать, что морозовская атмосфера кутежа здесь сохранилась. Впрочем, кто знает, как проходят правительственные приемы. Вдруг на них весело?»

Весной 1893 года крупный заводчик и предприниматель Савва Тимофеевич Морозов задумал выстроить новую усадьбу в центре Москвы, близ Патриарших прудов на улице Спиридоновка. Исполнение заказа Морозов доверил 33-летнему Федору Осиповичу Шехтелю, в то время уже известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся фабриканту. Но проект такого масштаба для Шехтеля был первый. Все, что он строил раньше, не шло ни в какое сравнение с домом "некоронованного императора России". Савва Тимофеевич, окончив Московский университет, отправился продолжать образование в Англию, изучал химию в Кембридже и был очарован английской готикой. Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья, так что вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали и привели к потрясающему результату.

Работы начались в 1894 году, внутренняя отделка была завершена в 1898 году. Невиданное доселе в Москве здание сразу стало одной из достопримечательностей города, к архитектору пришли слава и профессиональный успех, а деньги с этого заказа позволили Шехтелю построить себе хороший домик в Ермолаевском. Федор Осипович собственноручно сделал более 600 чертежей особняка - не только фасады, но и люстры, детали интерьеров, мебель. В основу композиции легли схемы неоготического замка, который Морозов углядел, возможно, в Манчестере, где обучался делу на текстильной фабрике: именно там работал знаменитый Альфред Уотерхауз, строивший неоготические особняки для текстильных магнатов. Увлекавшийся всем новым, Шехтель соединил рационализм готики с романтизмом и одухотворенностью модерна. Одним из первых в русской архитектуре он использовал принцип живописного планирования, свободы в размещении комнат, отказавшись от обязательной симметрии.

Снаружи особняк напоминает романтический замок со своими башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, контрфорсами и зубцами. Внутри впечатление усиливают высокие деревянные резные своды, стрельчатые арки, обилие фантастических существ - драконов, химер, грифонов, демонов. Великолепна главная лестница с перилами, перевитыми змеями, ведущая в аванзал, обтянутый голубым сукном с золотыми символами. Столовую украшают огромный камин с рыцарскими фигурами и деревянный потолок. Богато отделаны жилые комнаты, особенно спальня (Малый мраморный зал) и будуар хозяйки (Красный кабинет). К воплощению своих творческих замыслов Шехтель привлек великого русского художника М. Врубеля (1856-1910). Он выполнил цветной витраж «Рыцарь», украсивший аванзал, скульптурную группу «Роберт и Бертрам» на парадной лестнице, панно «Утро», «Полдень» и «Вечер» в Малой гостиной (сегодня она почтительно зовется «залом Врубеля», а у Морозовых была просто курительной комнатой!). Мебель, камин из песчаника, огромную люстру в столовой делали лучшие мастерские России.

Савва Тимофеевич Морозов.

Зинаида Григорьевна Морозова.

Морозов поселился в чудо-особняке с молодой женой, на которую по купеческим обычаям и был оформлен дом. Женился Морозов по любви, не побоявшись скандала. Дело в том, что 19-летняя Зинаида Григорьевна уже была замужем, да еще и за родственником, двоюродным племянником Саввы, и уже носила фамилию Морозова. Не очень красивая, но умная и с сильным характером Зинаида Григорьевна, став хозяйкой особняка, окрещенного московской молвой "палаццо", вела светский образ жизни, так что побывать в ее доме смогло много известных москвичей. Здесь частенько собирались представители артистических кругов, художественной интеллигенции. Савва Тимофеевич дружил со Станиславским и Горьким; МХАТ создавался в основном на его деньги. Своего Егора Булычева Горький писал с Саввы Морозова. Морозов оказывал денежную помощь РСДРП, выступал против применения войск в борьбе с забастовщиками. А в своем особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович... Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же "друг семьи" Морозовых есть никто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Революция 1905 года, душевный разлад привели Савву Морозова к самоубийству. В 1909 году вдова продала особняк заводчику М.П. Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка. В 1912 году по заказу нового владельца художник К. Богаевский украсил Большую гостиную тремя монументальными панно, которые, как у Врубеля, назывались «Утро», «Полдень» и «Вечер». Летом 1918 года семья Рябушинских покинула революционную Россию, забрав почти все - мебель, посуду.

В 1920-е годы здесь размещался интернат для сирот из Бухарской республики, а в 1929 году дом был передан Наркоминделу. До 1938 года здесь жил нарком М. М. Литвинов, и, наконец, навсегда разместился Дом приемов. В 1973 году директором его стал Евгений Константинович Байков. Он часто рассказывал, как был поражен, впервые придя на Спиридоновку, 17: «То, что я увидел, можно было назвать одним словом - сарай. Стены и потолки покрывала толстая корка белил - позже, при расчистке, мы насчитали то ли 17, то ли 19 слоев. Оказалось, именно столько раз особняк посетил И. В. Сталин. Каждый раз за несколько дней до его визита приходила бригада молодцов-маляров и тщательно пробеливала стены и потолки. Замазывали все - фресковые росписи, позолоту, лепнину... Ужасна была мебель - казенные столы, старые кожаные кресла...» Реставрация продолжалась много лет: расчищали потолки дивной красоты, открывали лепнину, разыскивали старинную мебель, подбирали посуду - фарфор, хрусталь, серебряные столовые приборы. Директор лично обошел комиссионные магазины, где еще можно было купить приличные картины. Первой его покупкой был портрет работы Ф. Рокотова, потом последовали полотна И. Шишкина, А. Саврасова, художников школы Гюбера Робера... К 1987 году реставрация была завершена, и старый особняк предстал в своей первозданной красе.

В ночь с 4 на 5 августа 1995 года весь дом с чердака до подвала охватил внезапный пожар. Когда его потушили, здание выглядело плачевно: черные стены, рухнувшие потолки, кучи искореженного паркета, обгоревший мусор, запах мокрой гари. Закопченные панно Врубеля, обрывки картин Богаевского, черные спекшиеся куски витража «Рыцарь». В крохотной комнатке в нижней части здания, куда сносили уцелевшее добро - книги, ковры, фарфор, бронзу, был устроен штаб по ликвидации последствий пожара. В течение 11 месяцев ежедневно, без выходных, в три смены выходили работать на «объект № 1», скрытый желто-белыми чехлами, одновременно от 180 до 300 человек. Все строительство и реставрация «под ключ» осуществлялись фирмой «Дипкомфорт» и приглашенными ею фирмами, отечественными и зарубежными - из США, Польши, Турции, Словении; материалы шли из Германии, Китая, Австрии, Финляндии, мебель заказывалась в Италии, Венгрии, Индии. Делали не «медленно, одно за другим», а мощно, быстро и все одновременно. Воссоздание особняка осуществлялось по комплекту старинных чертежей, представленных Музеем архитектуры. Все они имели личную подпись автора проекта: Федор Шехтель. МИД держал стройку под постоянным контролем. Шла работа и вне особняка: в Измайлове группа реставраторов воссоздавала полотна Богаевского, в Третьяковке реставрировали Врубеля, в Лондоне возрождали его витраж «Рыцарь». В настоящее время зданию полностью вернули его былую красоту. Увы, но сейчас обычному гражданину туда не попасть: несколько лет назад Дом приемов МИД попадал в списки для посещения на День музеев, теперь же его в этих списках уже не бывает. Тем интереснее сейчас взглянуть на прекрасные фото его уникальных интерьеров.

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Фото: mirandalina

Династия Морозовых подарила столице много удивительных особняков, с каждым из которых связана скандальная или романтическая история.

Династия Морозовых оставила столице роскошное наследство - более двух десятков великолепных зданий. Рассказать обо всех - не хватит страниц, поэтому представим лишь наиболее яркие и значимые для Москвы особняки Морозовых.

Особняк в Шелапутинском переулке

Один из самых влиятельных и богатых людей своего времени - купец и меценат Савва Васильевич Морозов, начал жизненный путь крепостным крестьянином, которым продолжал оставаться, уже имея две ткацкие фабрики. Выкупив себе вольную за 17 000 рублей, он отправился в Москву, где записался в московское купечество.

Сначала он приобрел в Шелапутинском переулке участок с 2-этажным каменным домом и садом, который впоследствии перестроил в стиле позднего классицизма. Постепенно его владения ширятся, возле особняка он возводит фабричный корпус. Вскоре участок Морозова заполняется 11-ю каменными постройками.

Впоследствии по завещанию все это богатство перейдет к его внучке Екатерине. Екатерина Абрамовна частично перестроит особняк, устроив в нем богадельню для староверов Рогожской старообрядческой общины. Здесь же находилась и старообрядческая домовая церковь апостолов Петра и Павла, которую вместе с богадельней закрыли после революции.

В этой усадьбе в Шелапутинском переулке родились все пятеро сыновей Саввы Васильевича, разлетевшихся из родительского гнезда и также отстроивших собственные дома по всей Москве. На семью Морозовых работали самые лучшие зодчие конца XIX - начала ХХ века: Шехтель, Клейн, Чичагов, Эрихсон.

Настоящее время

В этом здании Москвы расположен Государственный литературный музей . Бывший особняк Морозовых отреставрирован, и двери здания открыты для всех интересующихся. Адрес владения Саввы Морозова: Шелапутинский переулок, 1.

Спиридоновку также украшает особняк Саввы Морозова - но не родоначальника, а внука основателя династии. Легендарный дом в стиле английской готики опутан множеством скандальных и романтических историй. Бывшую усадьбу Аксаковых Савва Тимофеевич купил в 1893 году, разрушив старое здание до основания ради нового красивого особняка по проекту Шехтеля.

Здание на Спиридоновке - это бывший особняк Зинаиды Морозовой

Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды. Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей - Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой. Родственники (благочестивые старообрядцы) - восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела. И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет.

Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель. После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому.

Настоящее время

Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня - административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел . Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт.

Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память. Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17.

Кустарный музей - бывший особняк Морозовых

В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.

Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых

В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня.

Настоящее время

Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла .

Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, стр. 1.

Чудо-замок династии Морозовых на Воздвиженке

На Воздвиженке, почти в центре улицы, стоит причудливый особняк, рожденный в конце XIX века по заказу Арсения Абрамовича Морозова - правнука основателя династии. Редко кто из Морозовых избегал скандала, но Арсению удалось побить все «рекорды» предшественников.

Особняк Морозовых на Воздвиженке (Москва)

До особняка на этом месте находился конный цирк, который сгорел в 1892 году. Пустой участок приобрела мать Арсения, Варвара Алексеевна Морозова, - в подарок сыну. Арсений Морозов в то время много путешествовал по Европе, неизгладимое впечатление произвел на него португальский в городе , что недалеко от Лиссабона. Так и участок от матери пришелся ко двору: наследнику не терпелось воплотить свои архитектурные замыслы в жизнь.

Начиная строительство очередного особняка династии Морозовых, Арсений держал в голове идею усадьбы-замка сродни португальскому. Что из этого вышло?

Причудливое, эклектичное здание, с витиеватыми колоннами и лепниной в виде ракушек, вызвало толки по всей Москве еще до окончания строительства. Постройка казалась верхом безвкусицы! А уж по завершении работ, в 1899 году, на хозяина и его шедевр обрушился шквал злобных шуток и карикатур. Даже мать Арсения, разочаровавшись, в сердцах назвала сына дураком за безобразное сооружение.

Но Морозов на слухи не обращал внимания, закатывая в особняке грандиозные пиры. Во время одной такой попойки, с целью доказать собственную силу воли, Арсений без единого крика боли прострелил себе ногу. Через несколько дней произошло заражение крови, от которого 35-летний богатый наследник (а по сути авантюрист и бездельник) скоропостижно скончался. Его чудо-замок до сих пор притягивает взоры - то ли смелостью, то ли несуразностью.

Кстати, соседний особняк, с грифонами, принадлежавший матери Арсения Морозова, остается без внимания. И незаслуженно - это один из первых проектов архитектора Клейна, впоследствии признанного выдающимся зодчим.

Настоящее время

Как попасть в это странное здание на Воздвиженке? Затруднительно, поскольку сегодня оно используется, как Дом приемов правительства России . Это связано с проведением встреч Большой Восьмерки в Москве несколько лет назад.

«Дом Дружбы с народами зарубежных стран»
(Особняк купца А. А. Морозова, Дом приёмов правительства РФ)

Воздвиженка улица, 16, метро «Арбатская»
Необычное здание «Дома Дружбы с народами» - первое, что попадается
на глаза выходящим из станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской
линии.
Построен архитектором В. А. Мазыриным в 1894-1899 гг. для купца
Арсения Абрамовича Морозова, после посещения последним Испании и
Португалии.
В течение пяти лет строительства особняка проект неоднократно
менялся, в него вносились различные изменения и переделки в
соответствии с переменчивым настроением заказчика.
В результате был выстроен особняк в виде миниатюрного средневекового
замка в духе ренессансного португальского зодчества стиля «мануэлино»,
в котором широко используются живописные детали декора - раковины,
карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые арки и пр.
Фасад здания украшают торжественный вход в виде подковы и две
романтические башни с кружевным аттиком и решёткой балкона.
Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях:
китайский, итальянский, мавританский.
Землю под этот особняк купила мать купца - Варвара Алексеевна Морозова
(в девичестве - Хлудова), известная меценатка, владелица Тверской
мануфактуры, и подарила сыну на 25-летие.
По преданию, мать увидев творение сына, произнесла в сердцах:
«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва!».
После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев.
С 1918 по 1928 гг. в нем размещался Пролеткульт и его театр,
с 1928 по 1940 гг. - резиденция посла Японии (само посольство Японии
до недавнего времени находилось по соседству - в Калашном переулке, 12),
с 1941 по 1945 гг. - редакция английской газеты «Британский союзник»,
с 1952 по 1954 гг. - посольство Индийской республики.
Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами
зарубежных стран», открытый в нём 31 марта 1959 года.
В начале XXI века Правительством РФ было принято решение о
размещении в особняке Морозова Дома приёмов правительства РФ.
В 2003 году Управление делами президента РФ приступило к
реконструкции и реставрации диковинного замка на Воздвиженке.
Реставраторами были восстановлены и воссозданы утраченные
исторические интерьеры, отделка и предметы убранства здания, а также
фасады, медная кровля и кованая решетка ограждения.
Особняк Морозова оснастили современными инженерными системами
(кондиционирование, вентиляция, отопление), а также - необходимыми
системами связи и телевидения для проведения пресс-конференций,
брифингов, встреч и переговоров на международном уровне.
Дом приёмов правительства РФ был торжественно открыт 16 января 2006 г.
для проведения мероприятий «большой восьмерки» в год председательства
в ней России (председательство России в «большой восьмерке»
закончилось 31 декабря 2006 года).
«Группа восьми» (G8) - форум лидеров ведущих индустриальных
демократических государств мира.
«На саммитах «восьмерки» руководители России, США, Великобритании,
Франции, Японии, Германии, Канады, Италии и Евросоюза принимают
совместные решения по актуальным вопросам мировой политики и
экономики, а также по глобальным проблемам развития человечества».
Так, сто лет спустя, плод необузданной фантазии Арсения Морозова
участвует в решении судеб мира. «Дом Дружбы с народами зарубежных стран» (Особняк купца А. А. Морозова, Дом приёмов правительства РФ) Где находится (адрес) Москва, Воздвиженка улица, 16 Ближайшие станции метро метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии Как пройти от ближайшей станции метро Если Вы не государственный муж - Вам туда скорее всего не надо. Для любования особняком Арсения Морозова достаточно выйти из дверей станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и сделать несколько шагов вперёд для лучшего обзора.