Основные черты русской литературы 19 века. Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему: Общая характеристика литературы XIX века


Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы – это образ ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида , эпохи Возрождения – у Шекспира и Лопе де Вега ; в романах Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.

Основным средством литературы, как мы уже сказали, является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит «стихи о любви», это произведения на разные темы – интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.

Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.

Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).

На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений («Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).

Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую («открытие мира»), коммуникативную (диалог «автор-читатель») и др.

Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества - и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.

Т.о., слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Общая характеристика литературы XIX века.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.


Похожая информация.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и

Драматургия XIX века в русской критике и публицистике.

Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с

Классическими произведениями.

2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю

Красоту и совершенство - обязательное условие образованности...

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.

ХОД УРОКА

Русская литература... всегда была совестью народа.

Ее место в общественной жизни страны всегда было

Почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и

Стремилась к справедливому переустройству жизни.

Д. С. Лихачев. Великое наследие.

I. Общая характеристика русской литературы XIX века

  1. Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?

2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?

3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.

4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?

В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.

  • Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
  • Выступление уч-ся с докладами:
  1. «Золотой век» русской литературы XIX века
  2. Направления русской литературы XIX века
  3. Журналы о русской литературе XIX века
  4. Представители русской литературы XIX века.

Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».

З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.

Период

Важнейшие исторические

события в Европе и России

Общая хар-ка развития

русской лит-ры XIX в

Динамика основных

литературных жанров

I половина

XIX в.

(1795-

первая

полови-

на 1850-х г.

II поло-

вина

XIX в.

(1852-

1895 г.)

Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен-

наявойна1812 г. Революци-

оные и национально-освобо

дительные движения в Европе.

Возникновение тайных дека

Бристских организаций в Ро

ссии(1821-1822). Восста-

ние декабристов (1825) и

его поражение.

Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо

мыслиевРоссии.

Кризис крепостничества,

общественная реакция.

Усиление демократических

тенденций.

Революции в Европе

(1848-1849), их подавление

Поражение России в Крымской войне.

Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического

движения и крестьянских

волнений. Кризис самодер-

жавия.

Отмена крепостного права.

Начало буржуазных преоб-

разований.

Демократические идеи

народничества.

Активизация тайных тер-

рористических организа-

ций.

Убийство Александра II.

Усиление реакционной

политики царизма.

Теория «малыхдел». Рост

пролетариата.

Пропаганда идей марксиз-

ма

Освоение европейского куль-

турного наследия.

Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма.

Зарождение и расцвет романтиз

ма.

Литературные общества и круж

ки, издание журналов и альмана

хов. Принцип историзма, выдви

нутый Карамзиным.

Романтические устремления и верность идеям декабристов в

творчестве Пушкина, Лермонто

ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом сро-

мантизмом. Вытеснение

поэзии прозой. Переход к реали

зму и социальной сатире.

Развитие темы «маленького че-

ловека». Противостояние лите-

ратуры «гоголевской школы»

и поэтов-лириков романтическо

го плана

Усиление цензуры и репрессии

Прогрессивных писателей

(Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно

гнета после смерти Николая I.

Развитие драматургии реалисти

ческого романа. Новые темы,

проблемы и герои.

Ведущая роль журналов «Со-

временник» и «Отечественные

записки». Появление

плеяды поэтов-народников.

Открытие памятника Пушкину

В Москве. Запрет на передовые

журналы и возрастание

роли развлекательной журна-

листики. Поэзия «чистого ис-

кусства». Обличение обще-

ственных порядков и

социального неравенства.

Рост сказочно-легендарных и

фантастических сюжетов

1.Путешествие,сентименталь-

ный роман, элегия, послания, идиллия.

2.«Модернизированные»

декабристами ода, трагедия,

«высокая комедия», патриоти-

ческая поэма, баллада, истории-

ческий роман.

3.Историческая,романтическая

тическая, бытовая повесть.

Литературно-критическая

статья, физиологический

очерк, социальная повесть,

поэма.Пейзажная, любовно-эс-

тетическая и философская

лирика

1.Активизация жанров

литературной критики и

журналистики. Демократичес-

кая повесть, социально-психоло

гический роман, очерк, рассказ,

повесть, сказ.

2.Лирические жанры в

творчестве поэтов-романтиков,

социальные мотивы в револю-

ционно-демократической

поэзии

II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике

Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5-8 классах.

З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1836);

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);

И. С. Тургенев. «Записки охотника» (1852);

Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1862);

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);

А. П. Чехов. «Хамелеон» (1884).

Итоговый вопрос:

- Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?

  1. Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.

Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):

1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика

  1. «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  2. Русская журналистика первой половины XIX века

III. Понятие о романтизме и реализме

З: Выясним главные отличия романтизма и реализма . В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.

З: Возьмём, например, для сравнения « Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и « Мцыри» М.Ю.Лермонтова , найдя в них черты и романтизма и реализма.

Вопросы для сопоставительного анализа:

1. Какие события изображены в произведениях?

2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к

Событиям и проблемам?

3. Как эти произведения связаны с русской историей?

4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними

Общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?

5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана

Прозой, а «Мцыри» - стихами? Прокомментируйте свое мнение.

З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века

Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве

Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма

второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его

сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной»

жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос

в изображении действительности.

События и герои

Изображение исключительных,

необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей

Язык

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним.

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится

освоение связей человека с его близким окружением, «микро-

средой», усиливается критический пафос изображения действительности

IV. Итог урока

Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,

или

сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание :

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).


XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789-1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.

XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796-1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815-1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).

Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811-1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830-1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).

Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.

Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм . Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

ХIX век — век сложения мировой литературы , когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.

Литература

  1. Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
  2. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
  3. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
  4. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
  5. Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

Читайте также другие темы главы "Литература XIX века".

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

    Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах

  • Образ и характеристика Павлуши из рассказа Бежин луг Тургенева

    Павлуша сильно выделялся на фоне остальных мальчишек, как внешностью, так и характером. У ребят волосы были светлые, а у него – черные и растрепанные. Крепкий и приземистый, с большой головой он притягивал к себе внимание.

  • Образ и характеристика Дьякв в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

  • Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева

    Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века 19 век называют «Золотым веком » русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

2 слайд

Описание слайда:

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий во времена Пугачевского бунта*. Сэр Вальтер Скотт (1771-1832) * Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва (Пугачёвщина,Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) -восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

3 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель»

4 слайд

Описание слайда:

Литература унаследовала от 18 века публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма*). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. * В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Чичиков

5 слайд

Описание слайда:

В начале 19 века один из самых крупных деятелей литературы был Н.М. Карамзин. По природе склонный к чувствительности и меланхолии, он жадно воспринимал влияния западной литературы - Руссо и его последователей, французских и немецких, английского романа Ричардсона, юмора Стерна. Карамзин считал долгом посещать знаменитых писателей, и в первый раз в русской литературе давал живые сведения о действующих лицах европейского просвещения. Успех имели сентиментальные повести Карамзина - "Бедная Лиза", и повести исторические, в которых проявляется уже сентиментальная риторика будущей "Истории Государства Российского ". В первый раз русская история излагалась талантливым, уже знаменитым писателем, вооруженная многосторонними исследованиями, но вместе с тем в красивой, общедоступной форме, в тоне национальной гордости и с сентиментальным красноречием, которое должно было особенно действовать в популярном чтении. Карамзин имел большое значение и как преобразователь литературного языка. Карамзин и его последователи хотели приблизить литературный язык к разговорной речи, избегали тяжелой славянщины, не пугались слов иностранных и стремились сообщить языку изящество и легкость. Но школа Карамзина была недолговечна: стали бросаться в глаза смешные стороны чувствительности, не имевшей притом ни ценного поэтического, ни общественного содержания; а главное - в поэзии явились гораздо более значительные силы и с более жизненным направлением. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

6 слайд

Описание слайда:

В начале столетия началась поэтическая деятельность В.А. Жуковского. Его первые стихотворения обратили на себя внимание тонкостью чувства и "сладостью стиха". Его имя стало знаменитым, когда в двенадцатом году был написан "Певец во стане русских воинов", исполненный патриотическим одушевлением. Современники не замечали странности формы, где русские воины являлись в классических вооружениях и в романтическом освещении: классическая условность еще не была забыта, к романтической начинали привыкать. Его поэзии отвечал личный характер, религиозно-мистическое настроение сближало его с Гоголем. От новейшего литературного круга он был далек. В ходе литературного развития Жуковский кроме переводных трудов, всегда изящных и расширявших горизонт русской поэзии, имел еще заслугу высокого понимания существа поэзии. Его определение поэзии отвечало всему его мировоззрению. Поэзия - "есть Бог в святых мечтах земли", и с другой стороны, "поэзия - есть добродетель". Определение было слишком личное, но во всяком случае, ставившее поэзию в самые высокие сферы нравственной жизни. Младшим современником Жуковского был К.Н. Батюшков,но его литературное поприще было прервано слишком рано и печально душевной болезнью, в которой он прожил последние десятки лет своей жизни. Это было живое и разнообразное дарование, не успевшее развиться до полной самобытности. В своей поэзии он все еще находится в зависимости от европейских образцов, старых и новых; но он вдумывался в чужую поэзию, сам увлекся ею и то, что было бы раньше простым подражанием, становилось его искренним, иногда глубоким увлечением. Была у него особенность и в выработке стиха; здесь вместе с Жуковским он был непосредственным предшественником Пушкина. Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Батюшков Константин Николаевич (1787-1855)

7 слайд

Описание слайда:

Более свободная атмосфера общественной жизни была в царствование Александра I*, отозвалась большим оживлением литературных интересов. В это время составил свою славу И.А. Крылов. Он начал свое литературное поприще еще во времена Екатерины комедиями и сатирическим журналом среднего достоинства. Добившись успеха лишь в зрелые годы, он остановился на том жанре, который более отвечал его таланту. Частью он пересказывал традиционные сюжеты басен, но много также написал оригинальных и превзошел своих предшественников Хемницера и Дмитриева. У него остались ложноклассическая манера, но вместе с тем много живого остроумия, знания русского быта и языка. По общему складу мировоззрения это был человек рассудка, довольно равнодушный к волнениям жизни, какие происходили вокруг него, недоверчивый к увлечениям. Это была умеренность, но в то же время и скептицизм. Крылов Иван Андреевич (1768-1844) * 1801 - 1825 Правление российского императора Александра I. В начале царствования провел умеренно либеральные реформы. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-1807 участвовал в антифранцузских коали­циях. В 1807-1812 временно сблизился с Францией. Вел ус­пешные войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809). При Александре I к России присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Восточный Кавказ (1813), бывшее герцогство Варшавское (1815). После Отечест­венной войны 1812 возглавил в 1813-1814 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-1815 и организаторов Священного союза.

8 слайд

Описание слайда:

Другим весьма известным и почитаемым писателем того времени был Н.И. Гнедич, главнейшим трудом которого был перевод Илиады: он положил многие годы на завершение этого труда, возбудившего удивление современников. В переводе Гнедича видна серьезная работа над Гомером, но по старому пристрастию к ложно-классической высокопарности Гнедич уделил слишком много места церковнославянским элементам языка, употребляя иногда слова совсем неизвестные в обычной речи. В области драмы в начале столетия прославленным именем был В.А. Озеров: его трагедии были написаны в классическом духе, с большой легкостью стиха и искренностью чувства. Трагедии Озерова имели громадный успех, особенно "Дмитрий Донской", вызвавший патриотическое одушевление. Гнедич Николай Иванович (1784 - 1833) Озеров Владислав Александрович (1770 - 1816)

9 слайд

Описание слайда:

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его укрепления. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.