Каково представление матрены о счастье. Матрена тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины


«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение Н.А. Некрасова, в котором поэт хотел изложить все свои размышления о народе русском. Вот почему так органично входит в поэму одна из главных тем некрасовского творчества – судьба русской женщины.

Особенно обстоятельно представлена русская женщина в главе «Крестьянка». В ней повествуется о судьбе замечательной русской женщины Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших найти того, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Почему же именно эту женщину считают счастливой?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

В главе «Крестьянка» мы не слышим авторского голоса – это рассказ самой Матрёны Тимофеевны о своей судьбе. Это позволило поэту добиться особой искренности и достоверности изображения. При этом возникает контраст в оценке своей жизни Матрёной Тимофеевной с мнением окружающих её людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что героиня и её ещё не рождённый ребёнок не погибли, а жена губернатора стала для них покровительницей – крёстной матерью маленького Лиодорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. На судьбу Матрёны Тимофеевны выпали тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные», плётка, изнурительная работа, голод и самое страшное – смерть ребёнка. И всё это типично для каждой крестьянской женщины! Не случайно в этой главе очень много песен, фольклорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Дёмушки, поэт использует причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой. Всё это позволяет прийти к выводу, который особенно горько звучит в устах Матрёны Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого».

И всё же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначны. Ведь многочисленные горести и беды не сломили её стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченные даже под гнётом тяжкого труда и забот. Именно материнство помогает ей противостоять «бездне насилия и зла». Её роль в какой-то мере даже можно назвать мессианской. Чтобы сохранить в сыне Федотушке доброту и любовь ко всему живому, Матрёна Тимофеевна сама ложится под розги.



«В рабстве спасённое сердце свободное…» (По поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» отразила мучительные раздумья Н.А. Некрасова о судьбе русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. Ещё в стихотворении «Элегия» вопрос о народном счастье звучал риторически:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?...

Действительно, реформа 1861 года стала новой формой экономической кабалы. На бедственное положение «освобождённых» указывают в начале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» красноречивые названия губернии, уезда, деревень…

Некрасов искренне сочувствовал тяжёлой доле русского крестьянства. Он создал народную поэму. Основной пафос произведения – пробуждение сознания народа, тема неизбежности освобождения. Сама композиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее значимая часть «Пир – на весь мир» завершает поэму-эпопею. В произведении показаны многочисленные представители крестьянства. Но поэт не идеализирует народ. Рабство развратило крестьян. Рабскую психологию крестьянина-холопа можно представить, читая страницы поэмы, на которых мы знакомимся с «любимым рабом князя Переметьева», с холопами князя Утятина и т.д. Обобщающая характеристика «людей холопского звания» дана следующими словами:

Люди холопского звания –



Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Однако и среди «холопов по убеждению» появляются ростки пассивного протеста. Даже «верный Яков» осмеливается протестовать против барского самодурства. Протестуя против решения помещика отдать Гришу в рекруты, герой покончил самоубийством.

Совсем по-другому выражают протест крестьяне деревни Корёжино – они жестоко расправляются с немцем Фогелем. Но двадцать лет строгой каторги, долгие годы поселения не сломили богатырского духа одного из участников бунта Савелия. Он гордо заявляет своим домашним: «Клеймёный, да не раб!»

В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

Исследует различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, главы «Крестьянка». Но женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей , вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.

У героини было счастливое, беззаботное раннее , а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Да еще - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.

Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.

Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.

Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.

Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.

Ключи от счастья женского, - Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны… - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя , сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.

Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины . Литературные сочинения!

В своём творчестве Некрасов поднимает проблемы социального общества. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он уделяет особое внимание судьбе русских женщин в главе «Крестьянка». В ней представлена тяжелая жизнь Матрены Тимофеевны Корчагиной. Но может ли она быть счастливой, несмотря на жизненные испытания?

С одной стороны, жизнь Матрены Тимофеевны Корчагиной была наполнена страданиями.

Замужество для Матрёны было адом, а труд становился каторгой и наказанием. Родители мужа не возлюбили её, и Матрёне приходилось работать еще больше. Самой страшной бедой, которую Матрёна Тимофеевна пережила, была смерть родного сына, Дёмушки. Но на этом испытания Матрёны не закончились. Её следующий сын, Федот не уследил за овцами, и Матрёна приняла наказание на себя вместо сына. Далее проблема появилась и с ёё мужем, его должны были забрать в рекруты.

Но с другой стороны, в жизни Матрёны были и счастливые моменты. Во-первых, это детство, когда девушка была окружена заботой и любовью родителей. Во-вторых, с рождением Дёмушки жизнь Матрёны приобрела смысл, и работа стала в радость, потому что старалась ради сына.

Счастье Матрёна заключалось в пожертвовании, в помощи другим. Она приняла наказание Федота на себя, а также спасла мужа.

Русская женщина для Некрасова является воплощением национального характера. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он изображает жизнь крестьянки, наполненную страданиями. Однако, несмотря на испытания, что пережила Матрёна Тимофеевна, ее можно считать счастливой. Всё, что пережила Матрёна, сделало её сильнее. А счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа, что и хотел доказать автор в своём произведении.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Матрена Тимофеевна Корчагина-трудолюбивая, терпеливая русская крестьянка. Ей около 38 лет, у нее смуглая кожа, большие глаза, густые ресницы и волосы с проседью. Живет она в селе Клин, есть пятеро сыновей. А 1 сын, Демушка, умер в раннем детстве. У Матрены Корчагиной весьма несчастная жизнь: до замужества родители ее холили и лелеяли, ей жилось "как у Христа за пазухой".

Но после свадьбы ее жизнь становится совершенно другой: ее донимают свекр, свекровь, золовки. Небольшой отрадой для нее был муж, который много времени проводил на работе, почти не бывая дома, и Савелий-дедушка мужа Матрены. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына-Демушку. Но совсем скоро он умер по вине старика Савелия: тот недоглядел за правнуком, которого заели свиньи. Двойным горем для бедной матери было то, что ее любимого сына не похоронили, как полагается, а, на глазах у матери, разрезали всего. Осерчала Матрена Корчагина на Савелия и долго не могла оправиться от потери сына. После смерти Демидушки у Матрены народились другие дети, но она все также тосковала, молилась по нему.

Через некоторое время ее настигло новое горе-смерть родителей, а вскоре и дедушки Савелия (которого Матрена Корчагина все же простила потом за смерть Демушки). Вся жизнь Матрены была посвящена работе и детям. Она готова была стерпеть любую боль, лишь бы не трогали ее детей. Так она защитила своего старшего провинившегося сына Федота от розг, приняв наказание на себя. Новой бедой, настигнувшей Матрену Тимофеевну, был неурожайный год и рекрутчина, коснувшаяся ее мужа и брата мужа. Их забрали в солдаты. Семья лишилась своего кормильца. Крестьянка решает идти к губернатору, просить справедливости. В конце концов, ей удается повидаться с губернаторшей, которая возвращает Филиппа Корчагина со службы (тем временем, во время визита к губернаторше, у Матрены рождается еще 1 сынок). Также Матрена Тимофеевна рассказывает семи странникам, что в ее жизни были еще и такие несчастья, как пожары, эпидемии сибирской язвы, навязчивость управляющего Ситникова, которому приглянулась Матрена (вскоре его, к облегчению Матрены, сгубила холера). Таким образом, мы видим, что Матрена Тимофеевна Корчагина - терпеливая русская женщина, любящая мать, стойко переносящая все невзгоды судьбы. Конечно, иногда у нее и бывают минуты, когда она придается горю, но ее утешают, придают сил молитвы. Матрену, как и всех русских женщин, нельзя назвать счастливой. Она говорит, что, по словам святой старицы, гостившей у нее, "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны".

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они сумели отстоять свое человеческое достоинство в условиях рабства и бесправия.

Отсюда и оптимизм поэмы:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещающей верную победу в борьбе за грядущее счастье, и было источником той радостной бодрости, которая чувствуется даже в ритмах поэмы. Жизнеописанию крестьянки Матрены Корчагиной Тимофеевны посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна – осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла». Странников приводит к ней слава счастливицы. Матрена соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба Матрены во многом подсказана Некрасову автобиографией И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов (песен, собранных П. Н. Рыбниковым). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы, подчеркивают типичность судьбы Матрены: это обычная судьба русской женщины, свидетельствующая о том, что странники «затеяли не дело – между бабами счастливую искать». В родительском доме, в хорошей непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Когда Матрена вышла замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала в настоящий ад: все родственники мужа заставляли ее работать на себя, как рабыню. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но основное время Филипп был на заработках и возвращался домой только зимой. За Матрену некому было заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первый сын Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время Матрена не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда думать, некогда печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее ждут новые страдания – сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Очень тяжело переживает Матрена неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на волчицу. Еще одна беда постигает Матрену. Ее мужа вне очереди забирают в солдаты. Она теряет последнюю надежду на выживание. В бреду Матрене рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, чтобы найти защиту у губернатора. С мужем и новорожденным Матрена возвращается домой. После этого случая народ стал называть Матрену счастливой. Судьба и в дальнейшем не пощадила Матрену: «дважды погорели, Бог сибирской язвой трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки – заброшены, потеряны у Бога самого!» Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.