Как освоить секреты виртуозной игры на гитаре. Музыкальное разнообразие


Длинный гриф с изящными колками, женственно очерченный корпус, сияющая лаком дека, туго натянутые струны… Проведешь по ним пальцем, мягко, свободно, по всем сразу, и отзовутся они причудливым аккордом. Эх, хороша гитара! Так и просится в руки.

Выучить, как играются на гитаре три самые «ходовые» аккорда, несложно. С их помощью можно изобразить аккомпанемент для довольно большого количества песен. Многие любители попеть за праздничным столом или у костра этими пресловутыми тремя аккордами и удовлетворяются. Ну, не всегда получается правильно – зато от души! Если такой вариант вас устраивает, то можно вполне ограничиться одним-двумя «уроками», которые вам с удовольствием преподаст любой дворовый гитарист-самоучка.

А как же быть тому, кто слышит в переборе гитарных струн отзвуки испанской корриды или бразильского карнавала? Что делать фанату классической гитары, если он мечтает затмить виртуозностью своей игры всех самых именитых музыкантов мира?
Ответ прост: искать себе наставника среди профессионалов. Найти такого человека можно в специальной музыкальной школе или училище. Надо только учесть, что обучение музыке по классической программе потребует полной самоотдачи. Впрочем, считается, что стать хорошим гитаристом проще, чем, к примеру, пианистом или скрипачом.

В последнее время приемные комиссии музыкальных школ отмечают небывалый наплыв девочек, желающих учиться игре на гитаре. «Ранетки» – вот кто всему виной! Раскованные, симпатичные девчонки с гитарами в руках стали кумирами сегодняшних школьниц. Вот они стоят на школьной сцене в окружении друзей, вот они участвуют в фестивале – и я, я тоже так хочу! Я хочу, чтобы на меня с обожанием смотрели ровесники, хочу, чтобы меня отпускали с уроков учителя, хочу даже страдать, как девочки-«ранетки». Я тоже буду сочинять о своих переживаниях песни.

Милые девочки! Да и мальчики тоже. Прежде, чем выпрашивать у своих родителей гитару подороже и покрасивей, присмотритесь внимательно к рукам тех своих ровесников, кто уже давно играет на этом замечательном струнно-щипковом инструменте.
Еще раз внимание: инструмент струнно-щипковый . Это означает, что левой рукой струны надо будет прижимать к грифу, а правой цеплять-щипать. С маникюром придется распрощаться! Ногти на пальцах левой руки должны быть коротко подстрижены. Чтобы аккорды звучали чисто и стройно, край ногтя вообще не должен выступать за подушечку пальца.

Кстати, о подушечках пальцев: у вас они мягкие и нежные? А будут грубыми и жесткими. Это неизбежно при серьезных занятиях гитарой – впрочем, мозоли на пальцах левой руки образуются и у балалаечников, и у домристов.
Чем жестче струны, чем сильнее они натянуты, тем толще мозоли. Счищать загрубевшую кожу нельзя: иначе будет очень больно играть. Начинающим, то есть тем, у кого пальцы еще нежные, не рекомендуется заниматься больше одного часа в день. Но и пропускать хотя бы день тоже не стоит. Даже если подушечки пальцев болят, придется брать гитару в руки и, преодолевая боль, нарабатывать грубую защитную шкурку. При ежедневных занятиях на это потребуется месяца три-четыре. Через год регулярных занятий кожа на пальцах основательно уплотнится, но «на глаз» это будет незаметно.

На пальцах правой руки ногти должны быть достаточно длинными. Но вот форма их вряд ли порадует юную модницу: чтобы струна звучала полно и звонко, ее надо цеплять краешком ногтя, подпиленного в виде лопаточки. Никаких изящных миндалевидных ноготков! Впрочем, при игре на электрогитарах зачастую употребляются медиаторы: это специальные пластмассовые или костяные пластиночки, которыми гитарист подцепляет струны.

Ну что ж, трудности вас не испугали – значит, можно приступать к занятиям.
Обязательно найдите себе хорошего учителя! Начинать лучше под руководством профессионала: он поможет правильно подобрать инструмент, грамотно «поставит» вам руки, покажет основные приемы звукоизвлечения, обучит игре и по нотам, и по слуху. Если учитель окажется не только играющим музыкантом, но еще и поющим – вам повезло: значит, и вы запоете тоже.

Успехов вам!

Галина Протопопова

Knowledge & Skills

Научиться виртуозной игре на гитаре

Всем привет!
Я совсем недавно открыл для себя этот ресурс и первым делом решил окунуться в омут с головой: сидел, пыхтел, пытаясь поставить себе, якобы ДОСТОЙНУЮ цель, но так и не пришел к гармонии с моими амбициями и фантазией.

А потом задумался: ведь для того, чтобы начать что-нибудь глобальное, начать помогать своими действиями другим людям, стоит сначала завершить маленькие дела над собой, воспитать в себе человека, который будет способен обуздать свои эмоции и сделать что-то реально полезное.

И тут я вспомнил о музыке...

Я сравнительно давно начал играть на гитаре. И вроде бы добился определенных успехов, но без подкрепления практики все практически сошло на нет. И вроде я не жалуюсь на свой нынешний уровень владения этим инструментом, однако, прослушивая различные композиции, в особенности такого таланта, как Jesse Cook, у меня дух захватывает и я невольно представляю себя на его месте... И берусь за инструмент.

Goal Accomplishment Criteria

Получить приглашение выступить на концерте.

Personal resources

Время, базовые навыки игры на гитаре.

  1. Основы. Ноты.

    Прежде всего изучение нотной грамоты - основ на которой базируется музыка. Чтобы суметь сыграть произведение, надо научиться понимать его. Найти материал по этому пункту нетрудно - в интернете имеется огромное количество информации.

  2. Основы. Приемы игры.

    Знакомство с базовыми приемами игры на гитаре. Совмещать теорию с ежедневной практикой.

  3. Основы. Репертуар.

    Разучивать разнообразные мелодии. Пробовать сыграть понравившиеся песни самому. Пусть не также красиво и виртуозно, но близко по музыке. "Закреплять" в голове разнообразные мелодии. Уметь воспроизвести любую из понравившихся. "Наигрывать опыт", если можно так выразиться.

  4. Музыкальное разнообразие. Разнообразие техники игры.

    Пробовать сыграть знакомые мелодии и песни по-другому: другой бой или перебор, ускорение или замедление темпа и т.д.

  5. Музыкальное разнообразие. "Развитие" знакомых мелодий.

    Закрепив основы нотной грамоты, научившись слушать и слышать музыку, пытаться разнообразить ее. Вносить новые элементы в знакомые мелодии, пытаться усложнять их

  6. Музыкальное разнообразие. Импровизация

    Пробовать "импровизацию с нуля". Пытаться создать полностью новое произведение с помощью накопленного опыта и имеющихся знаний.


Ты хочешь стать настоящим гитаристом, сынок? Я расскажу тебе кое-что об этом. Запомни: стать гитаристом не сложно. Сложно оставаться гитаристом.

Прочти этот набор правил для юного музыканта. Но не выполняй их, пока не дочитаешь мою статью до конца, сынок!

1. Первое, и основное правило - вести себя так, как хочется, а не так, как следует.

Это, можно сказать, заповедь гитариста. Не стоит приходить вовремя на учебу или работу, этим ты показываешь свою слабость. Заставь всех себя уважать - никогда не стой в очередях. Очередь - удел играющих на пианино. Или в шахматы. Ты не из таких, парень!

2. Отращивай длинные волосы.

Пусть окружающие знают, что ради гитары ты выдержишь любые испытания, даже хождение с неудобными патлами до пояса. Знай, стригутся только те, кому лень расчёсываться. Но ты-то трудолюбив, как тысяча афроамериканцев!

3. Никогда не упускай случая подзаработать.

Есть возможность срубить несколько лишних американских президентов? Это для тебя! Плевать, что для этого надо расклеивать объявления о приезде в твой город Димы Билана. Ты же достаточно умен, и понимаешь, что с одной конторы ты можешь взять деньги за развешивание таких плакатов, а с другой - за их срыв. Клей, фотографируйся на фоне объявления и сразу его уничтожай! Кроме того, ты же отращиваешь длинные волосы? Так вот - это неплохой способ подзаработать в старости на их продаже.

4. Ешь шаверму и шашлык.

Никогда не видел гитариста, жующего шаверму на ходу? Знай, ты не видел настоящих гитаристов! Эти стальные парни никогда не побояться отведать такую пищу, и даже смогут после этого смотреть в глаза бродячим собакам! Помни, ты постоянно думаешь о музыке, поэтому времени на нормальную еду всегда не хватает. Питание - это вообще бесполезный пережиток прошлого.

5. Собирайся с друзьями на репетиции только в подъезде или гараже.

Никаких клубов и студий! Только концерт живьем вблизи случайных слушателей, дабы все могли по достоинству оценить вашу замечательную музыку и в любой момент попросить сыграть "на бис". Не бойся публики, и пытайся донести до каждого свои аккорды! Даже для того, кто делает вид, что не хочет слушать. Знай, это всё предрассудки и стеснение. Как гласит знаменитая русская пословица, "Если "Титаник" не идет к айсбергу, айсберг придет к нему!"

6. Везде носи с собой гитару.

Ну и что, что ты идешь на собеседование в клуб рукоделия? Покажи всем, что ты - человек увлекающийся, и если загорелся идеей - то идешь с ней по жизни всегда! Кстати, в туалет тоже надо ходить с гитарой. Вдруг тебя там посетит муза, и в твоем феноменальном воображении родится пара красивых строк? Настоящему гитаристу не стоит забывать и о том, что гитара - отличное орудие самообороны. Так что если идешь на свидание со спортсменкой, не лишним будет иметь при себе достойный ответ на возможные провокации.

7. Не мой посуду, не плати за квартиру, не делай уборку.

Всё в жизни нужно посвятить музыке, поэтому жить ты должен в спартанских условиях. Если твои сожители не выдерживают - гони их прочь. Таким слабакам не место рядом с будущей звездой! Если тебе все-таки принесут счет на оплату света или повестку в армию, не расписывайся на таких документах. Бумажка - бездушна, не стоит тратить на неё время. Распишись прямо на лбу у судебного пристава и военкома, пусть окружающие знают, какая честь им выпала - пообщаться с тобой!

8. И последнее правило. Опциональное и не слишком важное.

Знай, выполнив все предыдущие пункты, ты уже станешь гитаристом. Женщины будут отворачиваться от тебя, будучи ослепленными исходящим из твоей души светом. Милиционеры будут гнаться за тобой, чтоб взять автограф. Соседи будут разрывать тебя на части, дабы хоть на секунду прикоснуться к твоему звездному телу. Ты станешь очень известен.

Но если тебе уж совсем будет нечего делать, то все-таки можешь ненадолго сходить в музыкальную школу и попробовать научиться ИГРАТЬ на гитаре. С которой ты и без этого уже стал единым целым.

Ты прочитал эти правила внимательно? Записал их в красную рамочку и повесил её на стену? Так вот, теперь возьми фломастер и нарисуй рядом знак радиационной опасности и череп с костями! Потому что соблюдение этих правил скорее сделает тебя никем, чем гитаристом!

Не слушай тех, кто говорит, что обязательно нужны длинные волосы. Это говорят те, кто ни разу не высовывался из окна идущего поезда. Никогда не расклеивай плакаты с Димой Биланом. Такую нелепую акцию может провести только человек, который никогда не слышал его песен. И, конечно же, никогда не веди себя так, как хочется, вместо того, чтоб вести себя как следует. Потому что выделиться из толпы - это, конечно, хорошо. Но оказаться за это в милиции - плохо.

И последнее. Ни за что, слышишь, ни за что не расписывайся на лбу у военкома! Потому как потом 2 года придется расписываться на груди у рядовых.

С уважением и верой в светлое будущее юных музыкантов, твой кумир.

Александр Коваль

Как стать лучшим гитаристом?

Отличная статья, раскрывающая очень важную проблему для любого музыканта – вопрос самодисциплины.

сайт

Начинали ли Вы когда-нибудь изучать музыкальную фразу или упражнение, а затем прекращали заниматься с ними прежде, чем полностью их не освоили? Конечно, я Вас не знаю, но мне кажется, что ответ на вопрос будет – да! Но почему так происходит? Почему Вы останавливаетесь, когда есть что-то, что Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите изучить?

Для этого есть много причин, но одна причина, о которой я сейчас хотел бы упомянуть, называется «точкой дисциплины». Это такая точка, где начинает спадать начальный энтузиазм от изучения новой фразы/упражнения. Они перестают быть такими новыми и захватывающими. Это время, когда Вы должны будете использовать свою самодисциплину для того, чтобы выполнить поставленную перед собой задачу.

Многие гитаристы скажут Вам… «Эй, мужик, я играю на гитаре для того, чтобы получать удовольствие! Если я буду использовать самодисциплину, то я не смогу больше наслаждаться своей игрой». Если кто-то скажет Вам такое, то взгляните на их игру. В основном, они будут не очень хороши:) Они еще не достигли виртуозного уровня игры, поэтому к их словам лучше не прислушиваться!

Многие гитаристы отступают, когда доходят до точки дисциплины. Вместо того чтобы использовать свою самодисциплину для ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО освоения упражнения/фразы, они прекращают работать над ними и переходят к чему-то новому. Знакомо, не правда ли? Мы ВСЕ делали это на определенной ступени нашего развития, как гитариста. Но какую цену мы за это заплатили?

Вот некоторые негативные последствия ухода от точки дисциплины:

1. Вы никогда не достигнете виртуозного уровня игры на гитаре. Можете ли Вы представить себе таких гитаристов, как Ингви Мальмстин, Расти Кули, Майкл Анджело и т.д., которые сдавались прежде, чем полностью не освоили то, над чем они работали? Я так не думаю! Они не стали бы настолько невероятными, будучи лентяями. Они учились использовать свою самодисциплину.

2. У Вас никогда не появится то чувство гордости, которое приходит, когда действительно освоишь что-либо.

3. Вы не будете учиться определять Ваши существующие технические ограничения и преодолевать их. Это означает, что Вы можете изучить множество новых вещей, но Ваш общий уровень игры от этого не будет улучшаться.

4. Вы будет знать тысячи кусочков различных песен, но если кто-то попросит Вас сыграть какую-то песню от начала до конца, Вы не сможете этого сделать.

Довольно неприятная картина, не правда ли? Но что можно сделать, чтобы не допустить этого? Вот несколько идей…

1. Изучая новую музыкальную фразу или упражнение, поставьте себе краткосрочную цель. Продолжайте работать с фразой/упражнением, пока Ваша цель не будет достигнута. Поймите, что это может иногда занимать недели, месяцы (или даже годы!).

2. Учитесь наслаждаться Вашей самодисциплиной. Каждый раз, когда Вы действительно что-то освоили, испытайте чувство гордости за себя.

3. Используйте визуализацию. Представляйте себя в Вашем воображении виртуозом игры. Это поможет сохранять Вашу мотивацию и энтузиазм.

4. Дайте себе слово, что Вы всегда будете завершать начатые дела. Откажитесь бросать то, что Вы начали изучать. Продолжайте работать над этим, пока полностью это не освоите.

Я гарантирую, что если Вы научитесь использовать свою самодисциплину, то Ваша игра начнет улучшаться быстрыми темпами.

---
Крейг Бэссет – профессиональный гитарист, гитарный учитель и автор многих статей, живущий в Ауклэнде, Новая Зеландия.

Позвольте мне рассказать Bам небольшую историю. Игра на гитаре никогда не была легкой для меня, когда я был моложе. Я не обладал ничем, похожим на то, что некоторые называют, "Природный Талант ", или, по крайней мере, я не думал так. Когда я поступил в колледж для изучения музыки, я уже 4 года как окончил школу. Я был средним учеником в школе, и я очень боялся, что я могу ничего не достигнуть в колледже, так как обучение в колледже как я думал ГОРАЗДО трудней, чем в средней школе.

В первый день занятий в колледже, я сидел в моем классе теории музыки и заметил, что комната была полна другими студентами, которые стремились достигнуть определенного звания в музыке. Я чувствовал себя запуганным, зная, что здесь более 50 студентов, которые играли на пианино, флейте, скрипке или кларнете больше по времени, чем я на гитаре. Фактически все эти студенты могли хорошо читать музыку и понимали гораздо больше о теории музыки, чем я. Позднее, на той неделе, я пришел к моему профессору музыкальной теории поговорить о моем беспокойстве, вызванным опасением, что я не был уверен в том, что могу преуспеть в классе. Он сказал мне, "Большинство людей, которые поступают в колледж, чтобы добиться какого-нибудь звания или степени в музыке никогда не делают достаточно для того, чтобы получить эту степень. Некоторые подводят свои классы. Многие бросают и изменяют свою специализацию, так как они приходят к выводу, что добиться чего-то в музыке очень тяжело, и они решают изменить свою профилирующую дисциплину на что-нибудь более легкое (как бизнес, бухгалтерский учет и т.п.). Менее чем 25% студентов в этом классе закончат их второй год обучения в колледже на музыкальной специализации". Должно быть, я казался очень нервничающим стоя там и слушая все это. Он продолжил, "Те, кто сделают это и станут музыкантами не всегда лучшие игроки, не всегда наиболее умные люди и также не всегда наиболее творческие. Нет. Студенты, которые достигают этого всегда те, кто сильно желает иметь то, что имеют другие. Они имеют постоянный, неослабевающий стимул, чтобы стать музыкантоми и поддерживают его долгой работой и своими принципами. Это те, кто фактически всегда достигают своих целей".

Потребовалось несколько дней для того, чтобы все сказанное профессором реально дошло до моего сознания. Я не был одним из тех, кто имел лучшие оценки в школе. Были другие студенты, которые лучше владели своим инструментом в то время, по сравнению с тем, на каком уровне я владел гитарой тогда. Когда я поступил в колледж, я едва мог даже просто читать музыку! Но я был абсолютно уверен в том, что Я действительно имел сильное желание стать настоящим музыкантом (больше чем просто приличный гитарист) и я имел за собой упорство и готовность тяжело и долго работать. Я начал испытывать уверенность, что я смогу это сделать, добиться музыкальных степеней, и затем идти дальше - преподавать игру на гитаре, писать мою собственную музыку, выпускать мои собственные CD, основать мою собственную записывающую компанию, и совершать туры по всему миру. Я еще не знал как этого достигнуть, но я делал шаг за шагом пока все это не воплотилось в жизнь. В начале первого семестра в моем классе было около 50 студентов. К началу второго семестра, их осталось меньше 25. Когда начался третий семестр, их число уменьшилось до 11. К концу четвертого семестра, только 6 из этих людей фактически получили высшее образование, Mike Walsh (другой гитарист группы HESS) и я были среди тех 6, которые смогли дойти до конца. Все мы по трансферту отправились в различные университеты для достижения следующей музыкальной степени. Все те из нас, кто окончил колледж, имели сильную мотивацию и для того, чтобы стать великолепными музыкантами. Были и другие студенты, которые не сделали этого которые, я думаю, были высоко интеллектуальными и творческими, и были действительно хорошими игроками на своих инструментах, но они имели недостаток главных вещей, чтобы дойти до конца: страсть, мотивация, явное намерение пройти через это все.

Прошли годы с того момента, как я окончил колледж. Я достиг музыкальных целей, которые я установил для себя тогда. Bы можете сделать то же самое. Bы ИМЕЕТЕ потенциал намного больший, нежели то, чего Bы достигли сейчас. Большинство из вас, вероятно, не представляет, каков в действительности ваш истинный потенциал. За эти годы, у меня было много превосходных студентов. Но те, кто ушел в музыке дальше всего (и те, кто довольны своей игрой) это люди, которых я был способен убедить, что ВСЕ МЫ обладаем огромным потенциалом. Все, что мы должны делать это получить правильные инструменты (для этого нужен хороший преподаватель), научиться, как применять их (для этого нужен отличный преподаватель), и иметь желание и много работать, чтобы это случилось (а это зависит только от Bас!).

Правило № 1: Не пытайтесь обучаться самостоятельно. Не пытайтесь учиться в одиночку, глядя на бесплатные табы или уроки в Интернете! Если бы это было всё, что необходимо для успеха, в мире сейчас бы было тысячи новых рок-звезд. Конечно, есть действительно хорошие сайты, которые содержат действительно качественную информацию. Думайте об этих вещах, как о помощниках, но понимайте, что они никогда не смогут стать настоящей заменой отличного преподавателя.

Правило № 2: Становление отличным игроком это долгий процесс, который требует тысячи часов вашей практики и годы обучения. Для достижения Bаших целей без преподавателя потребуется очень долгий срок. Хороший преподаватель может/должен спасти вас от многих лет бесцельной практики, обучая вас КАК достигнуть Bаших целей быстрее и лучше. Пожалуйста, прочитайте мои предыдущие статьи: “Как Hайти Xорошего Преподавателя ” и “Действительно ли Bы Hуждаетесь в Преподавателе ”?

Правило № 3: Помимо работы с преподавателем, oсознайте, какие шаги Bы должны сделать сами, чтобы стать игроком, каким Bы хотите (и можете) быть. Я не буду повторять все эти вещи здесь. Пожалуйста, прочтите мою статью: "Почему Bы Tакой Плохой Гитарист? ". Это объясняет все главные вещи, которые, я полагаю, каждый гитарист должен делать, чтобы раскрыть его/ее потенциал полностью, так что если Bы еще не читали это, сделайте это сейчас.

Правило № 4: Не обманывайте себя. Не говорите себе, что Bы действительно вложите время, усилия и деньги для достижения своей цели, если на самом деле Bы знаете в глубине души, что не хотите сделать это. Если/когда Bы решили вложить всё вышеназванное в себя и решили достигнуть поставленные цели, делайте это! Пройдите путь до конца, пока цели не будут достигнуты. Оставайтесь собранными, мотивированными, дисциплинированными и страстно желающими достичь запланированного!

Правило № 5: На втором месте после "Страха", промедление - худший враг вашего движения вперед для достижения желаемых вами результатов.

Большинство людей, которые решают для себя, что они действительно счастливы, это те люди, которые двигались вперед к поставленным задачам. Они те, кто делал значимые вещи для претворения желаемых результатов в жизнь. Большинство, кто терпит неудачу - это те, кто сдался слишком рано, и не выложились на все 100 %. Каким будете Bы через год? Через три года? Через пять лет? Через восемь лет? Через пятнадцать лет? Хотелось бы надеяться, что Bы сможете сказать, что Bы "Счастливы".