Интересные факты о «Золушке. Комплекс Золушки: почему бесполезно ждать чуда  Чем опасен комплекс Золушки


Знаем ли мы свои любимые сказки? [Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк, фрагмент] Коровина Елена Анатольевна

ЗОЛУШКА, или Бал жизни

Бал жизни

О, ВЕЩАЯ МОЯ ПЕЧАЛЬ,

О, ТИХАЯ МОЯ СВОБОДА

И НЕЖИВОГО НЕБОСВОДА

ВСЕГДА СМЕЮЩИЙСЯ ХРУСТАЛЬ!

Осип Мандельштам

Золушка» – воистину любимая сказка всех времен и народов. И не просто сказка – программа будущей жизни под названием «Как выйти замуж за принца». Правда, в нашем народном сознании (согласно социологическому вопросу) оформился тезис с поправкой: «Лежа на печи – выйти замуж за принца». Ну если «лежа на печи» – программа для мужского населения, то «выйти замуж за принца» – уж точно для женского. И вот забавно – во всем мире это считается нормальным. Но у нас социологи завопили в унисон: кошмар, ужас! А что в этом плохого-то?! Наверное, наши аналитики-толкователи до сих пор считают, что место женщины – днем у станка, а вечером на кухне, а еще лучше будет, если она, аки передовица производства, будет без роздыху шпалы класть. Ну никак не выветривается из нашего общественного сознания идеалы социализма – того самого, что был «без человеческого лица». И никто из «умников» не вспоминает, что вообще-то Золушка была далеко не вертихвосткой, а труженицей.

Иначе откуда бы взялось такое количество вариантов? По всему миру рассказывают про Золушку. В разных странах сюжеты обрастают своими подробностями, деталями, именами героев. Между прочим, такие сказки с единым сюжетом, но разными деталями, называют бродячими или миграционными.

А знаете ли вы, что…

Только в Европе встречается более пятисот вариантов сказки о Золушке.

По Индии, Шри-Ланке, по другим странам Востока тоже бродят ее пересказы. Известен, например, китайский вариант, созданный еще в IX веке.

Сказки о Золушке имеют разные названия. Например, в Чехии и Словакии есть сказка «Три орешка», в Испании – «Волшебные платья».

Но во всех народных сказках героиня носит прозвище, говорящее о том, что она много работает по дому, особенно у очага, и всегда выпачкана в золе и пепле. Она -

Золушка – в России,

Cendrillon – во Франции,

Попелюшка или Попелка – в Польше, Чехии, на Украине,

Aschenputtel – в Германии,

Cinderell – в Англии.

Наивный вопрос:

А каким было имя девушки, если Золушка – это только прозвище?

А вот этого не знает никто. Это – главная тайна нашей героини. Но если конкретного имени нет, то любая женщина (практически любых лет) может отождествить себя с ней, ожидая прекрасного принца. Вот как мудро придумано народом!

Внимание!

Существуют и мужские версии сказки, когда «золушкой» становится младший из братьев – эдакий «золушок»

Как правило, он – нелюбимый третий сын в семье, и старшие братья не берут его с собой, когда едут свататься к королевской дочке. То есть это вариант сказки о трех братьях – двух умных, а третьем – дураке. Помните наших Иванов и Емель, сватавшихся к царской дочке? Впрочем, западноевропейский «золушок» ближе не им, а скорее Гансу Чурбану Андерсена. Этот третий брат, отвергнутый старшими, и сам находит способ пробраться во дворец и получить в жены прекрасную принцессу. Обычно его и зовут соответственно. Например, в скандинавских сказках есть Замухрышка Эспен и Эспен Аскеладден. Последнее переводится как «копающийся в золе».

Конечно, самая известная интерпретация «Золушки» – сказка Перро. На Западе она традиционно называется «Синдерелла, или Маленькая хрустальная туфелька», в России – «Золушка, или Хрустальный башмачок». Сам Перро назвал ее «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом».

Стоп! Какой еще мех?! Известно же, что туфельки были хрустальными. Интересно, а вы сами пробовали когда-нибудь носить такие туфельки-башмачки? Никогда? Тогда вспомните хотя бы хрустальные вазы – те, что красуются у вас на самой видной полке. Хрусталь тяжел, как и любое стекло, он порежет ноги, к тому же треснет или вообще разобьется при первом же шаге.

Так откуда же взялась хрустальная туфелька?!

Не знаете? А по ошибке – образовалась из опечатки в книге.

Дело было так. В народных сказках туфелька обычно золотая. Впрочем, в некоторых народных сказках Золушка вообще теряет не туфельку, а свое крохотное колечко. Но Перро решил, что туфелька будет эффектней.

Надо сказать, что в его времена никто мехом обувь уже не обшивал, хотя раньше, в средневековой Франции, богачи заказывали себе именно такую обувку – для тепла и красы. Но при дворе Людовика XIV, во времена которого и жил Перро, уже носили совсем иную обувь – из парчи, украшенную бриллиантовыми пряжками, да еще и на высоких каблуках. Так что своей меховой оторочкой Перро мог, во-первых, отнести действие сказки в далекие времена. А во-вторых, подчеркнуть уникальность меховых башмачков во времена Людовика ХIV, а значит, усилить их таинственные, загадочные свойства.

И вот Перро написал в заглавии по-французски viar , то есть мех для оторочки. Но в последующем издании наборщик перепутал буквы и возникла опечатка. Viar превратилось в vеrrе, что значит стекло. Ну а переводчики подумали – стекло несколько простовато и написали «хрусталь». Так и пошла гулять по миру хрустальная туфелька. И все, не удивляясь, восприняли ее как воистину волшебную, сделанную из необычного «чудесного материала».

Есть в «Золушке» Перро и еще одна тайна – появление волшебницы, помогающей Золушке. Дело в том, что в народных сказках действие начинается с того, что умирает мать Золушки. А отец вскоре женится на другой. И тогда бедная Золушка просит умершую мать помочь ей. В разных вариантах это происходит по-разному. Иногда, как у братьев Гримм или в испанских сказках, на дереве, растущем на могиле матери, вырастают платья невиданной красоты. Иногда от матери появляются посланцы (птицы, белочки, добрые духи и пр.), приносящие Золушке дары (например, три орешка, три цветка или листика, в которых скрыты наряды для предстоящего королевского бала).

Перро образ умершей матери вообще изъял. Он же хотел написать праздничную «бальную» волшебную сказку, а тут вдруг разговоры о болезни и даже смерти?! Но кто-то же должен был помочь бедной Золушке? Так появилась фея-волшебница. Перро сделал ее крестной матерью Золушки, ведь в его времена во Франции было принято брать в крестные отцы и матери покровителей, высших по происхождению и положению. Слуги старались заполучить господ в крестные для своих детей, подчиненные звали на крестины начальника. Что ж, без протекции «родного человечка» плохо жить хоть в волшебном, хоть в реальном мире. Ведь волшебный мир – лишь отражение мира реального.

Внимание! Викторина

А кто сумеет объяснить, почему фея создала карету именно из тыквы?

Кто ответит правильно, тот вполне может рассчитывать на то, что жизнь будет полна балов и прочих развлечений.

Ну как – есть предположения? Неужели нет? Тогда порассуждаем вместе.

Во-первых, вспомним, что тыква в Европе изначально не росла. Ее завезли в Европу испанские конкистадоры, вернувшиеся из Америки. И случилось это только в XVI веке. Значит, ко времени написания сказок Перро, в XVII веке, тыква еще не была повсеместно распространена и представлялась народу некоей заморской, таинственной гостьей, то есть загадочным овощем. То есть фея-крестная использовала волшебные свойства тыквы.

Во-вторых, тыква располагалась на грядках весьма вольготно. За это крестьяне и прозвали ее уважительно – Госпожа-Матушка Тыква. К тому же тыква была самым большим овощем. А разве не такой нужен для кареты?

Вот поглядите – в ХХ веке американец Крис Стивенс вырастил тыкву-великаншу весом 821 килограмм и 5 метров в обхвате. Если достать оттуда сочную золотую мякоть да приделать колеса – получится самая настоящая карета, в которой хоть на бал отправляйся, хоть в путешествие!

В-третьих, золотистая тыква, словно развалившийся на грядке вельможа, напоминала вышитую золотом одежду аристократов. Но не только! Кареты той поры тоже обивали золотом. Вот и из золотистой тыквы явно выходила дорогая карета.

В-четвертых, тыква очень прочна. Недаром же, вычерпав ее сочную внутреннюю часть, из кожуры (корки) делают весьма прочные сосуды, подходящие для разных хозяйственных целей. Ну а разве волшебная карета не должна быть прочной?

Ну а в-пятых (это вообще особый случай), тыква помогает от укачивания. Вспомним, Золушка не привычна ездить в каретах, ими пользовалась только знать. К тому же кареты того времени сильно трясли. Так что мужчины вообще предпочитали передвигаться верхом на лошадях, оставляя кареты дамам, которые готовы были претерпевать любые трудности, лишь бы не испортить платье и прическу.

А знаете ли вы, что…

В сказке Перро у принца есть имя собственное – Мирлифлор. Сказочник образовал его из двух французских слов mirer – «стремиться», «домогаться» и fleur – «цветок».

Это имя стало нарицательным. Во времена короля Людовика XIV «мирлифлорами» стали называть особо элегантных молодых людей из высшей знати.

И еще одна «тайна», а вернее, примечательность сказки Перро. Эта сказка не просто литературная, но отражающая черты того придворного мира, в котором жил сказочник.

В абсолютно волшебную сказку Перро вводит реальные современные детали, описывает подробности пышных балов и царившие на них нравы. И все это с юмором и галантностью, свойственной эпохе «короля-солнце». Волшебная сказка становится отзвуком прекрасно известных Перро дворцовых празднеств, с их шумом, блеском и вечными пересудами. Потому-то сказки Перро и принято считать первыми в мире литературными, авторскими сказками. Конечно, Перро использовал сюжеты народных сказок, но он не просто обрабатывал их в пересказах, как делали, например, наш блистательный фольклорист А.Н. Афанасьев или не менее блистательные немецкие собиратели фольклора братья Гримм, – нет! На основе народного сюжета Шарль Перро писал собственную авторскую сказку. Да мы словно слышим голос самого автора, обожавшего читать свои сказки в литературных салонах!

«Воцарилось глубокое молчание, прекратились танцы и замолчали скрипки, – такое внимание привлекла к себе невиданная красота незнакомки. Слышен был только смутный гул восклицаний: «Ах, как прекрасна!» Все дамы пристально рассматривали ее головной убор и ее платье, чтобы завтра же обзавестись подобными нарядами. Если только окажется прекрасная материя и найдутся столь искусные мастера».

То есть это сказка аристократическая. Отсюда и мораль. Это в народных сказках героиня получила принца и счастье потому, что была трудолюбива, усердна и добра к людям. А в аристократической сказке Перро залогом успеха Золушки на балу, а потом и в сердце принца стали аристократические ценности своего времени – хорошие манеры, умение безупречно вести себя в обществе. Героиня явилась на бал в прекрасных нарядах (хороший вкус), прелестно танцевала с принцем (изящество в танцах) и даже своих сестер угостила лимонами и апельсинами, которые дал ей принц (кстати, лакомствами по тем временам самыми дорогими).

Вот какова мораль сказки Перро:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;

Все неустанно хвалят вид пригожий,

Но вещь бесценная – да нет, еще дороже! -

Изящество, сказать иначе – лад.

<…> Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;

Но покорять сердца возможно лишь одним -

Изяществом, любезным даром феи:

Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

Сказать честно, дипломат Перро уж слишком «дипломатическим флером» прикрыл здесь свою мораль. Под понятием «изящество» он подразумевает скорее внутреннюю гармонию (лад) человека, его естественность, наконец, человечность поведения и доброту нрава.

Но вот примечательно – народную мудрость о том, что даже самая неказистая, но умная, добрая и трудолюбивая девушка может привлечь внимание принца, доказала сама, история. И это не выдумка, не миф, а реальный факт из биографии сына-наследника короля Людовика XIV – дофина Луи.

Эту реальную историю вы можете прочесть в Приложении к книге. А пока мы не станем прерывать разговор о сказке. Но…

Внимание всем дурнушкам!

Внимание всем толстушкам!

Прочтите и запомните – так БЫВАЕТ!

Знал ли Шарль Перро эту историю? Конечно! Ведь он был не только известным поэтом, критиком, членом Французской академии, но и опытнейшим царедворцем, дипломатом, которому Людовик XIV поручал самые деликатные и заковыристые дела.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Король жизни Мысль и Слово - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций - ему дозволено изображать все. В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Из

Из книги автора

Вода жизни О! Горячая вода - ты вода живая. Когда-то наша планета была молодой планетой огня, потом землю остудила вода и жизнь, потом под зеленым покровом леса у холодных рек появились люди, но где-то в глубине, куда достигают лишь самые глубокие потоки, от тепла

Из книги автора

Искусство жизни Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности.В пределах этого пространства и развертывается все разнообразие поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или иным способом

Из книги автора

28. О неправедной жизни А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит

Из книги автора

Длина жизни Пророк Сулейман прожил двенадцать сотен лет. Когда он умер, ангелы его спросили:- Как тебе показалось: долго или мало ты жил на свете? Пророк Сулейман ответил:- Сколько нужно времени, чтобы войти в одну дверь дома, а выйти в другую. Вот столько времени и

Из книги автора

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги автора

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

Вы никогда не задумывались, как сложилась судьба Золушки и Принца после того, как повествование сказки оборвалось на слове «конец»? Великолепная история любви, торжество справедливости, роскошная свадьба и намек на долгую и счастливую жизнь вместе – знаменитая сказка раскрыла перед десятками поколений девочек одну важную истину: «будешь много трудиться и заботиться о других – и воздастся тебе по заслугам». Чему же история о Золушке нас так и не научила – так это тому, что эту самую важную истину полезно иногда разделить надвое.

«Все мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, – пишет в своей книге «Как попасть во дворец, если ты не Золушка» клинический психолог Люция Сулейманова. – Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть вот такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать – и непременно из воздуха соткет и наколдует всяческих приятностей какая-нибудь залетная фея, и жизнь окончательно удастся. При этом остальных героинь – Мачеху и ее Дочек – мы привыкли считать лишь жестокими и не стоящими внимания и интереса злодейками, а Фею – просто инструментом для раздачи наград хорошим девочкам».

Дрю Бэрримор и Дюгрей Скотт в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

В своей книге Люция описывает, что случается с женщинами, которые так и не выросли из роли Золушки в отношениях с мужчинами (и не только). Вот из самого очевидного: скандалы в семье, скука в браке, измены со стороны «принца», несчастная, скрывающая свое надовольство «Золушка» и, как следствие, развод. По крайней мере, именно так сложится судьба искренней, чистой и наивной девушки, если она вовремя не поймет, что живет по одному-единственному и неэффективному шаблону. Как же это понять – рассказываем подробнее на основании наблюдений и исследований психолога.

Посмотрите на себя: быть может, вам стоит что-то поменять в своей жизни, если вы…

Всегда пытаетесь его «спасти» (и неважно, от чего)

Именно это однажды и сделала наша сказочная Золушка, придя на бал и выцепив Принца из лап хищных и жестоких красоток, падких лишь на его деньги и положение. В качестве стратегии для знакомства это сработало. Но будет ли работать дальше? Большой вопрос.

Кадр из советского м/ф "Золушка" («Союзмультфильм», 1979 г.)

Проблема всех Золушек в том, уверена Люция Сулейманова, что они всегда готовы поставить чьи-то интересы выше своих. Взять хотя бы отца нашей героини, который с легкостью позволил злой Мачехе сделать свою дочурку семейной прислугой. «На самом деле, для своего отца Золушка всегда была на последнем месте, но она упрямо вуалировала его истинный, слабый характер и верила, что он все сделает из любви к ней», – отмечает психолог.

Эдакая жертвенность трогает мужчину и продолжает трогать какое-то время после свадьбы. Искренность и непосредственность Золушки подкупает, равно как и ее желание окружить любимого чрезмерной заботой, предупредить все его желания, поставить его в центр собственной Вселенной, быть всегда рядом, покорной, некапризной. Удобной.

Путаете заботу и хлопотливость

Золушка расценивает как чудо тот факт, что на нее обратил внимание сам Принц. Большой парадокс: несмотря на то, что подсознательно она постоянно жаждет пожертвовать собой во спасение любимого, она так же считает, что это ее только что спасли. И надо быть благодарной. Вот только в этом чувстве бесконечной благодарности Золушка теряет саму себя, собственную индивидуальность, полностью сливаясь с личностью своего спасителя, своего Единственного. А может, и не было никакой индивидуальности?

Янина Жеймо и Эраст Гарин в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

Благодарность – хорошее чувство, но не тогда, когда оно проявляется в пассивной услужливости. Но беда в том, что Золушка умеет проявлять заботу только так – прислуживая любимому, как она когда-то прислуживала Мачехе и ее Дочерям. Словно послушный щенок, она смотрит на хозяина влюбленными глазами в ожидании очередной команды. То же и в сексе – полное подчинение, покорность и никаких собственных желаний. Словно это то, что она просто обязана дать своему Принцу, который вытащил ее из лап Мачехи и перевез во дворец. И не дай бог ей самой получить удовольствие.

Потому что только так счастлива Золушка – когда она слаба, послушна, когда ей трудно и тяжело. Ведь тогда и ценность награды, которая ей полагается за старания, выше. Вот только никакой награды не будет: добрая Фея не прилетит снова, а если и прилетит – то ничем не поможет. «Золушка никогда не была ведущей, всегда ведомой, – пишет Люция. – Изначально она пассивна в целях и не умеет мечтать, у нее нет навыков планирования и трансформирования идей в реальность. Бесконечно отдавая, она находится вне взаимного обмена, который лежит в основе успешных отношений. И не получая отдачи, ответной энергии, она теряет баланс и начинает злиться».

Либуше Шафранкова в к/ф "Три орешка для Золушки" (реж. Вацлав Ворличек, 1973 год)

Не можете без него жить

Предположим, уехал Принц на охоту. Или заперся в кабинете, чтобы поработать. Что будет делать Золушка? Перемоет всю посуду, прогнав предварительно прислугу, погладит его носки, уложит спать детей. Все это она переделает за час-два. А дальше? Может, перемоет посуду по второму кругу. А может, начнет наивно стучаться в дверь к своему принцу, чтобы узнать, не нужно ли чего. И будет удивляться, что тот ей не открывает.

Янина Жеймо в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

«Наполненное содержанием личное время – одна из поначалу кажущихся непосильных задач, ведь Золушка привычно живет чужими заботами, – рассказывает Люция Сулейманова в книге. – Своих желаний не имеет, искренне полагая ими бесконечные хлопоты вокруг других. То есть технически создать в ежедневнике пункт «личное время» легко, а вот докопаться до самой себя, своих «хочу» – ох как непросто». Золушка, застрявшая в собственном шаблоне поведения, никогда не поймет, чего хочет на самом деле. А Принц в определенный момент устанет искать для нее занятие. И разведется с ней. Ибо от той таинственной красавицы, заворожившей его на балу, уже не осталось и следа.

Когда полезно быть Золушкой

Лили Джеймс и Ричард Мэдден в к/ф "Золушка" (реж. Кеннет Брана,2015 год)

Да, совсем скоро прекрасный Принц разочаруется в своей Золушке, но если в этот момент ему посчастливится встретить мудрого человека, то он, скорее всего, услышит следующие слова: «А не нужно было очаровываться».

Впрочем, проще сказать, чем сделать. Ведь если вспомнить первый день их встречи, то не останется никаких сомнений: тогда Золушка действительно была великолепна. Такая необычная, непохожая на других, трепетная, влюбленная… И такая недоступная. Ведь чуть пробила полночь, она со всех ног умчалась от него, оставив на память о себе лишь туфельку. Настоящая девушка-загадка.

«В этот момент (в полночь – прим.ред. ) Золушка совершает единственное свое верное действие: выбирает, пусть и невольно, правильную тактику побега, – убеждена Люция Сулейманова. – Не в том дело, что она движима ужасом перед тем, как волшебство рассеется и закончится сладкая иллюзия, наведенный шик-блеск-красота. Принц-то не знает, что она убегает из страха перед последним ударом часов. Он знает только, что она в принципе убегает».

Кадр из американского м/ф "Золушка" (Walt Disney Productions, 1950 г.)

И это, убеждает нас психолог, единственно правильная стратегия всех Золушек – ускользать, пробуждая в заинтересовавшем мужчине инстинкт охотника. Предлагая ему увлекательнейшую ролевую игру.

Впрочем, беда в том, что каноническая Золушка даже не поймет, что она использует какую-то там стратегию. Как и не поймет, что эта стратегия нужна ей снова, когда Принц, поймав добычу, потеряет к ней интерес.

Что делать

Дрю Бэрримор в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

Для начала осознать, что Золушка – это отнюдь не тот идеал, на который нужно всегда равняться. Далее – постараться избавиться от токсичного шаблона поведения, «выйти из деструктивной программы, изменить заданный стереотип». Перестать быть Золушкой трудно – прежде всего, из-за вечного комплекса жертвы. Но вполне возможно. Особенно если посмотреть на то, как сложились судьбы других героинь сказки: Мачехи, Мачехиной Дочки, Феи и Королевы.

Стоп. Какой еще Королевы, спросите вы? Ведь в сказке не было никакой Королевы. В один день ею должна была бы стать Золушка, но она, как нам стало известно теперь, съехала из дворца и вернулась к грязным кастрюлям и друзьям-мышам. Между тем, в своей книге Люция рассказывает и о ней – как об идеале, умеющим в нужный момент включать в себе и Золушку, и Фею, и Мачеху с ее Дочкой (иначе говоря, социальные роли).

Впрочем, для того, чтобы стать Королевой, будет полезно узнать о том, как ведут себя в реальной жизни другие персонажи сказки – в том числе и мужчины. Обо всем этом Люция Сулейманова живо и подробно рассказывает на страницах книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка», приобрести которую можно в издательстве Maier , в магазине «Подписные издания» (г.Санкт-Петербург), а также в ряде других магазинов, список которых будет опубликован на сайте Люции Сулеймановой .

Люция Сулейманова ─ практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук, эксперт Первого и других телевизионных и радиоканалов, эксперт Forbes, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, автор и ведущая тренингов «Встань и иди», «Ловушки любви», «Жизнь после предательства», «Секс, гормоны и рок-н-ролл».
Личный сайт автора: luciasuleimanova.ru

Фото: кадры из фильмов, архивы пресс-служб


«Выпрями спину, ты же будущая принцесса», - говорит женщина за соседним столом в ресторане. Она обращается к дочке лет пяти, которая действительно выравнивает спинку, умильно поджимает губу и осторожно подносит вилку к макаронам. Каких-то династических признаков у ребенка я при этом не вижу, но мама знает лучше. «Фу, как ты растрепалась! Такую принц никогда не полюбит», - раздается на детской площадке питерского двора. Это мама хочет расчесать шестилетнюю Любочку, которая играет со своими подружками в догонялки. Принц в планы девочки в этот момент точно не входит.

Принц и принцесса - персоны для современного человека мифические. Нет, конечно, в Европе сохранились династии, но давайте будем честны: эти ребята давно уже не походят на персонажей, которых хочется ставить в пример детям, они обычные люди с земными проблемами. Поэтому мне кажется, когда мама говорит что-то подобное, она вкладывает в эти слова образ героя, взятого из детской литературы, понятный ее чаду. И я, как человек, пишущий сказки и с удовольствием читающий чужие, предлагаю подумать о том, что мы несем своим дочерям, желая вырастить из них принцесс, ожидающих принцев? Давайте возьмем за основу, например, всем известную «Золушку».

Это не только узнаваемая, но и древняя сказка: встречалась она на египетских папирусах, существует ее итальянский пересказ начала XVII века, французский вариант Шарля Пьеро и, конечно, кровожадная и потому наиболее приближенная к жизни версия Братьев Гримм. Но важно то, что сюжет, согласно которому бедная девушка чудом оказывается на балу, где в нее влюбляется принц, выходит за него замуж, и уже это само по себе является счастливым концом, сегодня вызывает сомнения.

Эта история, как и любая другая, идущая из народа и лишь записанная сказочниками, придумана простыми людьми далеко не в XXI веке. Передавалась она из уст в уста в крестьянских домах в бедных кварталах городов сотни лет назад. В те времена единственным шансом женщины повысить свой социальный статус было выйти замуж за человека выше по положению. Наверное, тогда «выйти замуж за принца» действительно было счастливым «концом» не только для самой девушки, но и для всей ее семьи. Хотя и тут мне хочется усомниться, потому что слишком уж много возникает вопросов. А как себя чувствовала Золушка, когда она оказалась на приеме в честь датского посла и выяснилось, что все говорят на иностранных языках, а она нет? А им было, о чем поговорить с принцем, увлеченного древнегреческой философией? А каково было самой Золушке чувствовать себя бедной родственницей? А ее папа был желанным гостем во дворце?


Сценарий «выйти замуж за принца» уже давно не является идеалом женского счастья, да и «жениться на принцессе» - спорный вариант для современного мужчины. Счастливым в нашем бурное свободолюбивое время можно назвать союз максимально равных и созвучных между собой людей. Конечно, стопроцентных совпадений не бывает, но глупо отрицать тот факт, что чем больше общего у пары, в том числе в социальном статусе, тем меньше коэффициент сопротивления и тем лучше состыкуются шестеренки сложного механизма под названием «семья». Так почему до сих пор звучат все эти «принцессы» и «принцы» в педагогических речах родителей абсолютно не королевского происхождения?

Приходишь потом в ресторан «Ginza», а там все столы золушками забиты, только принцев нет, а если есть, то лысеющие и с барсетками. Девушек хозяева дорогих ресторанов называют не «принцессами», а «чайками», потому что те только заказывают чай и часами ждут. Мне не жалко рестораторов, столов, принцесс с лысеющими принцами, пусть сидят, но я бы не желала такой судьбы своим дочерям.


Справедливости ради, замечу, что историй с подобным сюжетом, идущих из прошлых веков, много: «Рапунцель», «Белоснежка и розочка», немецкий и шведский фольклор, наш русский Иван-дурак тоже в конце каждой сказки не прочь на царевне жениться. А в «Золушке», кроме выделенной мной сюжетной линии, можно найти много полезного для современной девочки: не встречать по одежке, судить о человеке по его поступкам, не держать зла и уметь прощать. Это лишь маленькая часть того, на что можно обратить внимание ребенка в этой красивой древней истории. Ну а выйти замуж за принца - если только очень захочется.

Это здорово, ребята. Верьте нам в этом.

В эту пятницу (13 марта) по всей стране зрители влюбятся в «Золушку»... снова. Уже в который раз.

Тем не менее, мы сообщаем вам, что режиссер Кеннет Брана, Лили Джеймс – исполнительница главной роли, очень приятно пересказали, хоть и чрезвычайно знакомую, но абсолютно волшебную историю Золушки так, что любой взрослый (даже бездетный!) при просмотре почувствует себя совершенно счастливым.

И вот почему:

1. Химия между двумя исполнителями главных ролей очаровывает.

Единственный наиболее важный элемент в истории любви – химия между двумя исполнителями главных ролей, так что спасибо тебе, фея-крёстная, за изначальную химию Джеймс и Ричарда Мэддена. Многие сказки превращают исполнительниц главных ролей в этаких девиц, а их принцев в мягкотелых типов без индивидуальности, но «Золушка» позволяет охарактеризовать Джеймс как решительную, а принц Кит в исполнении Мэддена на самом деле достоин звания «Прекрасный».

К тому же мы на самом деле полагаем, что, встретившись до большого бала, вместо обычной «любви с первого взгляда» при помощи потрясающей ситуации с бальным платьем, оба эти персонажа влюбились в особенности личностей друг друга.



2. Кейт Бланшетт заставляет зло выглядеть здорово.

Гламурная, физически впечатляющая Бланшетт отработала каждый цент из, вероятно, астрономического гонорара, полученного за «Золушку». Хорошо украшенная актриса полностью доминирует в каждой сцене, где появляется, что прекрасно подходит к этой теме. Вы с легкостью можете увидеть, почему Синди подчиняется каждой ее команде, и к концу фильма, MTV News одновременно страшились ее появления и стремились к ее разоблачению, – красноречивый символ великой злодейки.



3. Костюмы и сценография – натуральное сказочное волшебство.

Гипнотическое синее бальное платье Сэнди Пауэлл уже стало культовым, и это только после предварительных просмотров. К счастью, остальной дизайн фильма так же очарователен: небольшое, но идиллическое, расположенное на скалистых склонах, королевство принца Кита выступает в качестве идеального места для волшебного романа. Проще говоря, в следующем году мы ожидаем увидеть «Золушку» в списке номинантов по костюмам и воплощению дизайна костюмов.



4. Он разноплановый.

Конечно, большинство исполнителей «Золушки» белы как снег, но они наняли несколько вспомогательных актеров с другим цветом кожи, и не только играть представителей класса слуг. И это, определенно, шаг в правильном направлении.



5. Исполнители ролей второго плана ужасно забавны.

Хелена Бонэм Картер, как причудливая, гламурная добрая фея-крёстная, которая распознает в нелепой стекляшке обувь? Есть. Восхитительная выдающаяся Хейли Этвелл, как невероятно совершенная мать Золушки? Дважды есть. Стеллан Скарсгард, как злодей герцог в комплекте с подкрученными зловещими усами? Есть, есть, есть.

Мэдден и Джеймс великолепны, но они, конечно, не знаменитости – так Брана принял мудрое решение, когда подобрал на роли стада гусей звезд большого экрана (и Этвелл, которая достаточно скоро появится там ), что пополнит кассу долларами.



6. Они действительно рискнули со всеми этими животными штучками.

К их чести, искренностью Золушка приближается к некоторым наиболее манерным, наиболее волшебным элементам сказки. (В отличие от версии Дрю Бэрримор в «Истории вечной любви» 1998 года, которую мы так же любили.) Здесь нельзя найти ничего издевательского, что особенно заметно при таких волшебных моментах, в основном, с друзьями-животными Золушки. Они говорят с ней (просто не на английском) и существенно наделены человеческими качествами, но ничто не выделяется так сильно, как превращение феей-крестной ящерицы в ящерицу-человека, и актер в полном смысле слова исчезает. Ради. Этого. Вы поймете, когда увидите это. Он – мой настоящий герой.



7. Это невинная забава.

Все вышеупомянутое в основном выражается в этом одном простом моменте: «Золушка» – чистая, невинная забава. Вы можете потеряться в его физической красоте, милых, все еще старомодных представлениях о романтике, его магии, и у большинства его персонажей нет и следа пессимизма или постыдности.

Конечно, вы как сформировавшийся взрослый, вероятно, понимаете, что не должны полагаться на прекрасного принца, который унесет вас прочь, но в отсутствие какого-либо низкопоклонничества, анти-феминистских элементов, которыми приправляли истории о Золушках прошлых лет, нет причин не любить «Золушку».

7 причин, почему «Золушка» является волшебно обязательной для просмотра